УДК 372.878:784.94 ББК Щ314.7р
ГСНТИ 14.27.С
Код ВАК 13.00.02
Курдина Евгения Сергеевна,
аспирант, ассистент, кафедра музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-ВОКАЛИСТОВ К МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование; искусство пения; детский голос; самостоятельные занятия детей; вокальный самоконтроль.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены особенности организации самостоятельной музыкально-исполнительской деятельности детей-вокалистов. Показана роль творческих заданий с использованием фонограмм и электронного инструментария. Проведен эксперимент на базе детской музыкальной школы, в результате которого раскрыты новые возможности использования более совершенных средств самоконтроля и организации самостоятельной музыкально-исполнительской деятельности детей-вокалистов с помощью компьютера, аудио- и видеозаписи. В статье представлена технология формирования навыков самостоятельной работы у начинающих вокалистов в учреждениях дополнительного образования. В основе технологии лежат творческие задания с использованием фонограмм и музыкально-компьютерных технологий. Разработан алгоритм действий учащихся-вокалистов при выполнении домашних заданий. Представлены результаты опытно-поисковой работы в условиях дополнительного музыкального образования детей. Доказано, что систематическое использование фонограммы, музыкально-компьютерных технологий и сети Интернет на занятиях с педагогом и во внеурочной деятельности повысило уровень вокального исполнительства и помогло сформировать навыки самостоятельной работы у начинающих вокалистов.
Kurdina Evgeniya Sergeevna,
Post-graduate Student, Assistant Lecturer of Department of Musical Education, Institute of Musical and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg
INDEPENDENT WORK OF CHILDREN-SINGERS TO MUSICAL PERFORMANCE
KEYWORDS: musical education; art of singing; children's voice; independent lessons for children; singing self-control.
ABSTRACT. The peculiarities of organization of independent musical performance of children-singers are taken info consideration. The role of creative tasks with the use of phonograms and electronic instrumentation is shown. An experiment was conducted on the basis of children's musical school. It illustrates new possibilities of using more sophisticated means of self-control and organization of independent work of students with the help of computer, audio and video recordings. A technology of independent work on the skills formation with aspiring vocalists in institutions of further education is presented in the article. Creative tasks with the use of phonograms and musical computer technologies are in the core of the technology. The algorithm of actions of students-vocalists with the homework is constructed. The results of experiments in the conditions of extracurricular musical education of children are given. The systematic use of phonogram, music computer technology and the Internet in the classroom with the teacher and in extracurricular activities increases the level of singers' vocal abilities and helps to generate the skills of children singers' self-organization.
В а
i
»ажным этапом в обучении детей ) певческому искусству является организация их самостоятельной подготовки к исполнительской деятельности. Осуществлять детям самостоятельную подготовку к занятиям очень сложно, так как у начинающего вокалиста еще не сформировался вокальный слух, он сам себя слышит не так, как слышат его со стороны преподаватель и слушатели. Поэтому для вокальных занятий ему необходим учитель, который бы его контролировал. Известный итальянский педагог, преподававший в России, Камилло Эверарди говорил, «что весь секрет правильного преподавания пения заключается в ухе педагога, которое должно слышать и
чувствовать малейшее отклонение голоса от правильного пути» [2]. В дальнейшем вокальные педагоги и хормейстеры неоднократно замечали, что сложность постановки голоса, особенно у детей, заключается в том, что «работа голосового аппарата скрыта от наших глаз и ученик строит свой инструмент вслепую, опираясь на свои ощущения и веру в педагога» [17, с. 219].
Развитие певческого голоса - важный процесс в формировании музыкальной культуры школьника. Постановка детского голоса связана с развитием вокальных навыков (звукообразование, певческое дыхание, артикуляция), совершенствованием качеств звучания голоса (тембр, диапазон,
© Курдина Е. С., 2015
интонация, дикция, громкость). Поставленный голос обладает широким диапазоном, длительностью дыхания, яркостью и выразительными возможностями. Благодаря постановке голос способен достигать большой силы звучания при наименьших мышечных затратах. А детский голос нуждается в правильной настройке, умелой постановке и бережной его охране. Правильное пение сопровождается у детей ощущениями свободы, комфорта, эмоционального подъема, что способствует формированию положительного отношения к предмету и вокальному искусству.
Самостоятельные же занятия детей при обучении вокальному искусству требуют особых умений и навыков. Это связано с тем, что ребенок должен самостоятельно контролировать процесс голосообразова-ния. Самоконтроль в процессе пения мы рассматриваем как способность к регуляции сенсорных процессов, включающих в действие сочетание тех или иных анализаторов. Комплекс способов самоконтроля составили слуховой, мышечный, вибрационный, зрительный анализаторы. [17, 18, 19]. Владение разными способами вокального самоконтроля необходимо при обучении сольному и ансамблевому пению, особенно в процессе самостоятельной работы ученика.
Однако на начальном этапе обучения пению самоконтроль еще не развит, ощущения собственного пения часто бывают обманчивы, мышечные ощущения не подчинены сознанию полностью, а резонатор-ные ощущения начинающим вокалистам не знакомы. Наиболее осознанными считаются слуховые ощущения, но на них оказывают большое влияние акустические условия. Акустические факторы при пении в хоре, ансамбле, дуэте, сольном исполнении различны. Кроме того, у начинающих певцов могут быть не развиты слуховые представления звукового эталона. Следовательно, для освоения вокальных навыков и видов самоконтроля начинающему вокалисту необходим педагог, который будет координировать его самостоятельную деятельность.
В статье «Слуховой и мышечный самоконтроль в процессе речевого и певческого звукообразования» [18] авторами рассмотрены особенности разных видов самоконтроля при голосообразовании. Они отмечают, что «Овладение вокально-речевой культурой, певческим мастерством и сценической речью во многом зависит от анатомо-физиологических особенностей отдельного индивида, от наличия выработанных разнообразных двигательных навыков, а также от совершенствования способности к координации между разными анализаторами. Педагог, воздействуя через органы чувств на
нервную систему ученика, стремится выработать эту координацию». В результате делается важный вывод, что «показателем правильной координации является эстетический и гигиенический результат» [18, с. 101].
Начинающие вокалисты не всегда владеют умениями и навыками самостоятельной работы, протекающей без непосредственного руководства педагога. Возникает необходимость создания научно и методически организованной системы самостоятельных домашних занятий и алгоритма самостоятельной деятельности вокалистов.
В этой связи целью нашей работы является теоретическое обоснование, разработка технологии формирования навыков самостоятельной работы у начинающих вокалистов.
Проблема самостоятельной работы учащихся является одной из важнейших проблем в педагогике. Она интересовала античных философов и мыслителей (Аристотеля, Сократа, Плутарха, Квинтиллиана), средневековых ученых (Ф. Рабле, М. Монте-ня, Т. Мора), крупнейших педагогов-гуманистов (Я. А. Коменского, А. Дистервега), отечественных педагогов и общественных деятелей (В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др.).
Чешский педагог-гуманист, писатель, основоположник научной педагогики Я. А. Коменский занимался разработкой организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. Предметом теоретического обоснования основного положения проблемы самостоятельной работы он считал преподавание, деятельность учителя без глубокого исследования и анализа деятельности учащегося.
Русский писатель и педагог 2-ой половины XIX века Л. Н. Толстой при обучении учитывал жизненный опыт ребенка, предоставлял ему максимальную свободу в действиях на основе самостоятельной работы как средства развития творческих сил и способностей учащегося. Л. Н. Толстой подчеркивал роль личного опыта ученика, окружающей его среды, откуда ребенок черпает необходимые сведения для того, чтобы включиться в деятельность.
Общая характеристика самостоятельной деятельности учащихся в общеобразовательной школе дана в работах Е. Я. Го-ланта, Б. П. Есипова, Л. В. Жаровой, П. И. Пидкасистого и других. Вопросы самостоятельной работы в музыкальной педагогике затрагивали Л. Г. Арчажникова, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин и др. Самостоятельная работа учащихся рассматривалась ими как проблема самостоятельности и свя-
зывалась с творческим характером музыкальной деятельности.
Существуют диссертационные исследования по самостоятельности учащихся С. Н. Гайдай (2004), Н. А. Горлинской (2003), С. И. Нищетовой (2012), П. А. Хаза-нова (1996), посвященные проблеме формирования и развития самостоятельной работы у студентов высшей школы по классу скрипки, фортепиано, в процессе овладения навыками исполнительского мастерства. В педагогике вокального образования вопросы самостоятельной работы рассматриваются редко, это связано с трудностями осуществления слухового самоконтроля во время пения. Учеными и педагогами-практиками велся поиск использования при обучении разных видов самоконтроля. В диссертационном исследовании Л. В. Черновой (1990) рассмотрена возможность использования разных видов вокального самоконтроля (слухового, зрительного, вибрационного, мышечного) в процессе обучения детей пению [19]. Возможность вокально-слухового самоконтроля при обучении взрослых певцов, студентов музыкальных факультетов, изучался М. А. Павловой (2002). Она считает, что «вокально-слуховой самоконтроль - умение, позволяющее студентам контролировать пение на уровне ощущений, соответствующих профессиональным требованиям академической школы сольного пения: слышать и корректировать вокальные ошибки и пение ..., отыскивать способы в разрешении профессиональных задач и активизировать самостоятельность в исполнительской работе над произведением» [10].
С появлением современных компьютерных технологий и цифровой записи раскрываются новые возможности использования более совершенных средств самоконтроля и организации самостоятельной работы учащихся с помощью компьютера, аудио и видеозаписи. Открытие электромагнетизма и создание на его основе устройств, воспроизводящих звук с помощью электричества (1832 г., П. Л. Шиллинг), записывающих звук (1877 г., Т. А. Эдисон и Ш. Кро) и передающих его на расстояние (1874 г., Э. Грэй) во многом предопределило ход развития музыкальной культуры и педагогики. С помощью этих устройств современный школьник может записывать себя на диктофон и другие электронные цифровые носители и отслеживать звучание собственного голоса, контролировать изменения в голосе, качества звука (высоту, громкость, тембр, длительность).
Благодаря усовершенствованию цифровых устройств музыкальное звучание обрело новые коммуникативные, акустиче-
ские возможности, связанные с его фиксацией, хранением, тиражированием и воспроизведением качественного звука в любой акустической среде. С помощью простейшей видеокамеры, которая имеется в современных электронных устройствах: фотоаппарате, сотовом телефоне, смартфоне, планшете, цифровой видеокамере, учащийся может записывать собственное исполнение вокального произведения и самостоятельно анализировать его звучание. Профессор И. Н. Красильников в книге «Электронное музыкальное творчество» описывает возрастающий интерес в художественном образовании к компьютерным технологиям: «Широкая востребованность в современном обществе музыки, связанной с электроакустикой и электроникой, распространение музыкального творчества на основе цифрового инструментария как в профессиональном искусстве, так и в среде музыкантов-любителей, в том числе детей, делает актуальной разработку теории и методики музыкального обучения на данной основе в системе художественного образования» [7, с. 262].
Существуют различные мнения педагогов-музыкантов насчет необходимости обучения начинающих вокалистов навыкам самостоятельной работы. Некоторые педагоги-вокалисты считают, что занятия без помощи учителя нередко нарушают приобретенные ранее навыки. На начальном этапе обучения сольному и ансамблевому пению у вокалистов самоконтроль еще не развит, ощущения собственного пения часть обманчивы, мышечные ощущения не подчинены полностью сознанию, а резонатор-ные ощущения малознакомы. В этом случае нужна помощь педагога. Поэтому даже певцам-профессионалам перед ответственными выступлениями советуют обращаться за помощью к вокальным педагогам.
Российский певец и педагог И. П. Прянишников в своей книге «Советы обучающимся пению» писал о самостоятельной работе: «В этом сочинении я не предлагаю новой самостоятельной школы или новой методы... не предлагаю также руководства, по которому желающие учиться петь могли бы самостоятельно достигнуть этого искусства, так как никакие школы, никакие писаные руководства, никакие сборники упражнений не выучат петь без помощи опытного учителя» [13, с. 10]. Г. Панофка -известный певец, педагог, автор популярных вокализов в своей книге «Искусство пения» - говорит о методике пения и роли педагога в вокальном обучении: «Нужно было написать столько методик пения, сколько имеется учеников, . от хорошего педагога пения требуется такая наблюда-
тельность, интуиция, которые помогли бы ему раскрывать способности, характер учеников и путь, по которому надлежит повести каждого из них» [11, с. 3].
Другие педагоги, напротив, рекомендуют самостоятельные занятия академическим пением без непосредственного участия педагога. Профессор музыкального факультета МПГУ А. Г. Менабени в учебном пособии для студентов педагогических институтов «Методика обучения сольному пению» обращает внимание на то, что «успешное обучение сольному пению немыслимо без активности учащегося, то есть волевого, целенаправленного и сознательного выполнения всех тех действий, которые необходимы для овладения вокальными навыками. Это качество в значительной степени зависит от самого учащегося, но его проявлению способствуют и условия занятия, и методика проведения урока, которые создаются педагогом. Самостоятельная деятельность способствует развитию высокой активности» [8 с. 250].
С появлением компьютерных технологий, звукозаписывающей и звукоусилительной техники в современном мире появились самоучители по вокальному искусству (видео- и аудио-самоучители, Интернет-уроки), которые помогают самостоятельно научиться петь [14; 15]. Существуют практические пособия по джазовому вокалу для начинающих вокалистов с музыкальными примерами на СБ-дисках [5]. Несмотря на большое количество самоучителей, видео-курсов и интернет-уроков, юным вокалистам не удается освоить технику постановки голоса самостоятельно, без наставника, и родители обращаются за помощью к педагогам по вокалу, репетиторам, преподавателям по сценической речи, чтобы поставить голос ребенку. В современной музыкальной школе или в доме творчества урок вокала преподается один раз в неделю, редко два раза в неделю, этого не достаточно для формирования вокальных навыков и развития вокального слуха.
В основе технологии формирования навыков самостоятельной работы начинающих вокалистов лежат творческие задания с использованием фонограмм и музыкально-компьютерных технологий.
Мы используем в педагогическом процессе фонограмму - звуковую цифровую запись, сохраненную на компакт-диске или флэш-карте. Технология формирования навыков самостоятельной работы включает творческие задания с применением эстрадных фонограмм «плюс» (с голосом солиста) и фонограмм «минус» (без голоса солиста). Учащимся даются задания:
1) самостоятельно выбрать фонограмму песни «минус», транспонировать ее в удобную тональность, выучить наизусть текст и мелодию песни, исполнить песню на школьном концерте;
2) записать собственное исполнение песни на диктофон или видеокамеру, проанализировать звучание. При работе над развитием и совершенствованием вокальных способностей большое значение имеет для певца уменье правильно представить звучание собственного голоса и оценить себя. Основной целью этого задания является самоконтроль и самоанализ собственного исполнения. Хорошим средством, позволяющим ученику отследить звучание голоса и убедиться в своих ошибках, является прослушивание аудиозаписей собственного голоса. Диктофонный контроль (аудиокон-троль) может быть полезен не только начинающему вокалисту, но и любому опытному певцу, стремящемуся достигнуть наибольшей выразительности исполнения.
3) составить из вокальных произведений, фонограмм «плюс» концертную тематическую программу с использованием звуковых эталонов. Основной целью этого практического задания является тренировка слухового восприятия. Учащийся самостоятельно прослушивает звуковые эталоны разных певческих манер (эстрадной, народной, академической), анализирует их, объясняет разницу в характеристиках звука и составляет программу на определенную тему. Рекомендуется включить в программу исполнения солистов, дуэтов, ансамблей, хоров. Предлагаемые темы: «Великий День Победы», «Музыка 70-х годов», «Музыка 80-х годов», «Мировые хиты поп музыки», «Музыка моего народа», «100 лучших опер», «Российский шлягер», «Зарубежный шлягер» и другие. В завершении, получившуюся фонохрестоматию записать на CD-диск, создать обложку диска;
3) создать презентацию Power Point с использованием аудио и видеозаписи, фонограммы, фотографий и текста на темы «Опера», «Оперетта», «Мюзикл», «Рок-опера», «Джаз».
Технология формирования навыков самостоятельной работы для начинающих вокалистов включает несколько этапов:
1) интонационно-слуховой этап,
2) этап взаимодействия вокалиста с педагогом,
3) этап самостоятельной работы вокалиста за компьютером,
4) этап самостоятельной работы вокалиста с одноклассниками.
Для эксперимента нами избраны самостоятельные работы творческого характера, поскольку они включают в себя следующие
типы работ - самостоятельная работа по образцу, тренинговые, реконструктивные
• самостоятельная работа по образцу, сущность которой заключается в слушании и разучивании песни по подражанию;
• тренинговые - отработка отдельных исполнительских приемов, технических трудностей (самостоятельная работа над интонацией, артикуляцией, дыханием), навыков исполнения вокального произведения, вокальные упражнения, распевания, артикуляционная гимнастика;
• реконструктивные - вокальная импровизация, самостоятельные изменения характера темы в соответствии с заданными вариантами аккомпанемента. На основании нотного текста и гармонического плана варианта вокалист должен реконструировать тему для различных вариантов исполнения ее с инструментальным сопровождением (фортепиано, оркестр) или записанной на фонограмме. Особое значение этот тип самостоятельной работы имеет для обучения эстрадных и джазовых вокалистов, исполняющих современную музыку;
• творческие - самостоятельный выбор вокального произведения, разучивание, исполнение его под фонограмму, под собственный аккомпанемент, a cappella.
При организации экспериментальных занятий в детской школе искусств, в контрольной и экспериментальной группах, на изучение вокального произведения отводилось несколько занятий. Содержание и структура их были одинаковы, только в экспериментальных группах, в отличие от контрольных, обучающиеся систематически работали с фонограммой на занятиях и дома, что существенно изменяло характер их учебной деятельности. У них вырабатывался следующий алгоритм действий:
• подбор песни для самостоятельного разучивания (выбрать для вокального исполнения один из вариантов аккомпанемента; подобрать удобную тональность; обосновать выбор);
• подбор фонограммы в сети Интернет (плюс и минус);
• определить замысел и особенности вокальной композиции:
а) проанализировать нотный текст, мелодию (вокальную строчку), аккомпанемент;
б) проанализировать аккомпанемент фонограммы, найти отличия нотного текста от фонограммы;
в) определить содержание, общий характер песни;
г) проанализировать композиционное строение песни: вступление, куплеты, проигрыши, коду;
• наметить этапы и способы работы над вокальным произведением;
• показ результатов самостоятельной работы на занятиях, на зачетном концерте.
В экспериментальной группе вокалисты были поставлены в проблемную ситуацию и разучивали песню на основании алгоритма, предложенного преподавателем, без непосредственной помощи. Педагог давал развернутую инструкцию по выбору и разучиванию вокального произведения. В контрольной группе учащиеся работали без использования компьютерных технологий, сети Интернет и фонограмм, учебная деятельность вокалистов протекала без помощи педагога.
Отличительной особенностью проведения занятий в экспериментальной группе, по отношению к контрольной, явилось включение в учебный процесс самостоятельной работы с фонограммой и музыкально-компьютерными технологиями. Систематическое использование их на каждом занятии и дома приучило вокалистов работать более активно и сосредоточенно, что сказалось на результатах их деятельности. В процессе обучения они выполняли целый комплекс самостоятельных работ от первого до четвертого типа, проходили путь от воспроизведения до творческих работ. Следовательно, формирование навыков самостоятельной работы детей-вокалистов происходит эффективно при использовании фонограмм, современных компьютерных технологий и образовательных Интернет-ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. М., Л. : Музгиз, 1952.
2. Вайнштейн Л. И. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство: воспоминания ученика. URL: http://www.belcantoschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=l3:camille-evrard&catid=20:2009-l0-09-l4-59-44&showall=l.
3. Далецкий О. В. Школа пения (из опыта педагога) : учеб. пособие. М. : МГУКИ, 2007.
4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2007.
5. Карягина А. Джазовый вокал : практ. пособие для начинающих. СПБ. : Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008.
6. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р URL: http: //минобрнауки.рф/документы/ 4429.
7. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна : Феникс +, 2007.
S. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, l987.
9. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. М. Л. : Музыка, l965.
10. Павлова М. А. Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
11. Панофка Г. Искусство пения. М., l96S.
12. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теория экспериментального исследования. М. : Педагогика, 198о.
13. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению : учеб. пособие. СПб. : Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2013.
14. Серопян Ж. Петь легко. Онлайн-школа Жанны Серопян. URL: http://free.easyvoice.ru/?utm_source=autoweboffice&utm_medium=partners&utm_campaign=partners_all.
15. Ульев С., Ульева И. Самоучитель по вокалу на основе итальянской вокальной школы. URL: http: //www.belcantomobile.ru.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Проспект, 2014.
17. Чернов Д. Е., Чернова Л. В. Голос и речь учителя - важнейший элемент профессионального мастерства / / Педагогическое образование в России. 2011. № 5 С. 21S-223.
1S. Чернов Д. Е., Чернова Л. В. Слуховой и мышечный самоконтроль в процессе речевого и певческого звукообразования // Специальное образование. 2013. № 3. С. 9S-106.
l9. Чернова Л. В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников : дис. . канд. пед. наук. М. l990.
REFERENCES
1. Aspelund D. L. Razvitie pevtsa i ego golosa. M., L. : Muzgiz, 1952.
2. Vaynshteyn L. I. Kamillo Everardi i ego vzglyady na vokal'noe iskusstvo: vospominaniya uchenika. URL: http://www.belcantoschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=l3:camille-evrard&catid=20:2009-l0-09-l4-59-44&showall=l.
3. Daletskiy O. V. Shkola peniya (iz opyta pedagoga) : ucheb. posobie. M. : MGUKI, 2007.
4. Dmitriev L. B. Osnovy vokal'noy metodiki. M. : Muzyka, 2007.
5. Karyagina A. Dzhazovyy vokal : prakt. posobie dlya nachinayushchikh. SPB. : Lan'; PLANETA MUZY-KI, 200S.
6. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/4429.
7. Krasil'nikov I. M. Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya. Dubna : Feniks +, 2007.
S. Menabeni A. G. Metodika obucheniya sol'nomu peniyu : ucheb. posobie dlya stud. ped. in-tov. M. : Pros-veshchenie, l9S7.
9. Morozov V. P. Vokal'nyy slukh i golos. M. L. : Muzyka, 1965.
10. Pavlova M. A. Formirovanie vokal'no-slukhovogo samokontrolya u studentov muzykal'no-pedagogicheskogo fakul'teta na zanyatiyakh po postanovke golosa : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2002.
11. Panofka G. Iskusstvo peniya. M., l96S.
12. Pidkasistyy P. I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nikov v obuchenii: Teoriya eks-perimental'nogo issledovaniya. M. : Pedagogika, l9S0.
13. Pryanishnikov I. P. Sovety obuchayushchimsya peniyu : ucheb. posobie. SPb. : Lan', PLANETA MUZY-KI, 2013.
14. Seropyan Zh. Pet' legko. Onlayn-shkola Zhanny Seropyan. URL: http://free.easyvoice.ru/?utm_source=autoweboffice&utm_medium=partners&utm_campaign=partners_all.
15. Ul'ev S., Ul'eva I. Samouchitel' po vokalu na osnove ital'yanskoy vokal'noy shkoly. URL: http://www.belcantomobile.ru.
16. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». M. : Prospekt, 2014.
17. Chernov D. E., Chernova L. V. Golos i rech' uchitelya - vazhneyshiy element professional'nogo mas-terstva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 5 S. 218-223.
lS. Chernov D. E., Chernova L. V. Slukhovoy i myshechnyy samokontrol' v protsesse rechevogo i pevchesko-go zvukoobrazovaniya // Spetsial'noe obrazovanie. 2013. № 3. S. 98-106.
19. Chernova L. V. Sovershenstvovanie sposobov samokontrolya v protsesse formirovaniya vokal'noy into-natsii u mladshikh shkol'nikov : dis. ... kand. ped. nauk. M. 1990.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева.