УДК 78.087.684.11
ББК Щ310.70 ГСНТИ 14.25.09; 16.31.51 Код ВАК 13.00.02
Кондратенко Наталья Рафековна,
преподаватель, Уральский государственный педагогический университет; 624092, Свердловская обл., г. Верхняя Пыш-ма, ул. Ленина, д. 127а, к. 168; e-mail: [email protected]
«ПОСТАНОВКА ГОЛОСА» У НАЧИНАЮЩИХ ВОКАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: голос; голосовой аппарат; навык; начинающие вокалисты; постановка голоса; результат; урок; художественное представление.
АННОТАЦИЯ. Данная статья является результатом практической работы с начинающими вокалистами в детской школе искусств города Екатеринбурга и адресована студентам, педагогам, чья деятельность связана с работой, направленной на формирование голосового аппарата начинающего вокалиста. В статье на основе собственной практики и с учетом знаний и опыта выдающихся исследователей, педагогов и вокалистов происходит поиск формы организации образовательного процесса в условиях введения предпрофессиональных общеразвивающих программ в детские школы искусств. В статье приводится пример урока предмета по выбору «Постановка голоса» у обучающихся по программам «Фортепиано», «Народные инструменты», «Хоровое пение». Предложена форма проведения урока, основной целью которого является выработка и закрепление технических и художественных навыков в процессе становления голоса начинающего вокалиста в системе дополнительного музыкального образования. Данная форма деления урока на две части является экспериментальной, на сегодняшний день проходит апробацию в условиях детской школы искусств. Особое внимание в эксперименте обращено на выработку навыка художественного представления как неисследованного в вокальной педагогике и возможность применения его в будущем как базового при постановке голоса.
Kondratenko Natal'ya Rafekovna,
Senior Lecturer, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
«TRAINING THE VOICE» OF BEGINNING VOCALISTS UNDER THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE REQUIREMENTS
KEYWORDS: voice; vocal apparatus; skill; beginning vocalist; training the voice; result; lesson; artistic performance.
ABSTRACT. The article is the result of practical work with beginning singers in a children's art school of the city of Ekaterinburg. The article is addressed to students and teachers, whose work is connected with training the vocal apparatus of a beginning vocalist. The article is based on the author's own experience, taking into account the knowledge and experience of outstanding researchers, teachers and singers. It presents a search for form of organization of education process in the conditions of introduction of pre-service general developmental programs in children's art school. The article describes an example of a lesson in the optional subject «Training the Voice» of the education programs «Piano», «Folk Instruments» and «Choir Singing». The author suggests a form of the lesson the aim of which is to develop and consolidate technical and artistic skills in the process of training the voice of a beginning singer in the system of additional music education. This method of dividing the lesson into two parts is experimental; today, it is being tested in a children's art school. Special emphasis in the given experiment is laid on the development of skills of artistic performance because they have not been properly studied yet in vocal pedagogy and possess a high potential for training the voice.
Существующую систему дополнительного музыкального образования по праву можно назвать явлением уникальным. Одним из феноменов этой системы является работа педагога музыкальной школы, который в процессе деятельности находится в непрерывном развитии своего педагогического потенциала. Эта тенденция связана в первую очередь с бережным отношением к традициям музыкального образования, заложенным еще в советские годы. Также нельзя отрицать и тот факт, что огромное количество музыкальных конкурсов, организованных в городе Екатеринбурге, в определенной степени способствует
выявлению творческих способностей учащихся и развитию их исполнительских навыков. Другая сторона этой медали - злоупотребление участием детей в этих мероприятиях, зачастую талантливых детей в целой серии подряд идущих конкурсов.
Способствуют развитию педагога-вокалиста и многочисленные семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, проходить обучение на которых не реже одного раза в три года нас обязывает Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012. Такая система дополнительного музыкального образования дает хорошую
© Кондратенко Н. Р., 2015
основу не только для будущих музыкантов-исполнителей, но и для формирования личности человека с активной общественной позицией.
Однако смена образовательных парадигм и введение в процесс обучения дополнительных предпрофессиональных обще-развивающих программ в детские школы искусств привносят существенные изменения, преодолеть которые в будущем станет достаточно сложно.
Существующие вокальные отделения с каждым годом все более утрачивают свою
Тогда как ранее на вокальных отделениях учебным планом было предусмотрено 2 часа в неделю по специальности (вокал), 0,5 часа музицирование, чаще всего это время педагоги отдавали работе над вокальным ансамблем.
Грядущие изменения и практика показывают, что потребность пересмотра педагогических позиций педагога-вокалиста сегодня становится вполне осознанной и необходимой. Для того чтобы сохранить целевые ориентиры, привитые педагогам-вокалистам в студенческие консерваторские годы и сохранить традиции существующих образовательных систем вокального искусства, необходимо пережить этот период, пересмотрев структуру урока и оптимизировав свои усилия, сохранить уровень и количество поющих детей. В современном обществе дополнительное музыкальное образование, привитие вокальных навыков не просто являются инструментом, который обеспечивает сохранение существующих в Екатеринбурге вокальных традиций, а трансформируются в уникальный механизм становления личности ребенка и его адаптации в социальном пространстве. Ведь ни для кого ни секрет, что многие дети с помощью вокала преодолевали массу психологических комплексов, устраняли логопедические недостатки.
значимость, и как следствие ликвидации этих отделений в перспективе, возможно, снизит высокий сегодняшний уровень поющих детей в Екатеринбурге. С 2012 года школы искусств города Екатеринбурга имеют лицензии на новые предпрофессио-нальные общеразвивающие программы, в учебных планах которых существует лишь предмет «Постановка голоса», в качестве вариативной части одной из существующих предпрофессиональных программ, который в свою очередь предусматривает следующее количество занятий (таблица 1).
К счастью, желающих петь детей не становиться меньше ни в школах искусств, ни в культурно-досуговых центрах, ни в коммерческих центрах развития. Другой вопрос, как за такое малое количество времени, отведенное федеральными государственными требованиями, можно поставить голос и не ограничивать себя сухим названием предмета «Постановка голоса», а еще и суметь сформировать у учащегося художественное представление об исполняемых произведениях.
По дополнительной предпрофессио-нальной общеразвивающей программе «Хоровое пение», предмету «Постановка голоса» (таблица 1) учащемуся выделен 1 час в неделю аудиторных занятий и 1 час в неделю для домашней (самостоятельной) работы, с 5 класса - 1,5 часа в неделю для домашней (самостоятельной) работы. Для работы с хрупким голосом начинающего вокалиста, не обладающим вокальными навыками, и впоследствии юного вокалиста, владеющего начальными навыками голосоведения, в существующих условиях возможен следующий вариант работы.
Наилучшим образом час нагрузки желательно разделить по 0,5 часа 2 раза в неделю по 25 минут или по 20 и 25 минут. Для начального этапа работы с голосовым аппаратом этого времени вполне достаточно. Не
Таблица 1
Учебный план по дисциплине «Постановка голоса»
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 32 33 33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) час/раз 0,5/2 05/2 0,5/2 0,5/2 05/2 0,5/2 0,5/2 05/2
Общее количество часов на аудиторные занятия 32 33 33 33 33 33 33 33
263
Количество часов на внеаудиторную (домашнюю работу) в неделю 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5
Общее количество часов на внеаудиторную (домашнюю работу) по годам 32 33 33 33 49,5 49,5 49,5 49,5
330
Общее количество часов по восьмилетке с 7 лет до 15 лет 2 1 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5
593
нужно забывать и о том, что по дополнительной предпрофессиональной общераз-вивающей программе «Хоровое пение» специальности выделено 2-2,5 часа в неделю. Это значит, что голос ребенка будет выдерживать нагрузку в пределах 3-3,5 часов в неделю. Наша задача состоит в том, чтобы за один академический час в неделю попытаться выработать у учащихся и технические, и художественные навыки, не загубив при этом интерес к академическому пению, не нарушив голосовой режим.
Проанализировав учебный план и затраты времени (таблица 1), мы понимаем, что на домашнюю работу у учащегося должно уходить гораздо больше времени, нежели на работу на уроке. Возникает вопрос, как закрепить технические навыки и соединить их с художественным представлением о произведении, то есть сформировать художественное представление как важный исполнительский навык, являющийся мотивирующим фактором техническому навыку. Два урока в неделю по 0,5 часа предлагается разделить на технический урок и урок, направленный на работу с произведением, то есть формирующий художественное представление о произведении.
Технический урок построен следующим образом.
Упражнение на дыхание. Дыхание «собачкой» [1, с. 58]. Это упражнение достаточно простое и легко осваивается учащимися. Способствует укреплению дыхательной системы вокалиста, тренировке диафрагмы. Учащиеся могут выполнять это упражнение дома ежедневно и во время самостоятельной работы.
Встать прямо, положив руку на живот (мысленно разделив его на три части от солнечного сплетения, на нижнюю треть). Рот приоткрыт (ощущение зевка), дыхание быстрое. Обратить внимание на то, чтобы живот Andante
А
Такое сочетание используют на своих уроках многие вокальные педагоги, в частности, профессор кафедры музыкального образования УрГПУ Н. Е. Харюшина. Благодаря соединению дыхательных упражнений с работой над вокализами мы создаем условия для формирования технических навыков.
За один урок продолжительностью 20 минут, исключая дыхательные упражнения и распевки, можно детально проработать с остановками 1-3 простых вокализа-упраж-
на выдохе все время подавался вперед. Акцентируя внимание на выдохе, найти удобный ритм выполнения этого упражнения.
Далее, должное внимание необходимо уделить распеваниям. Многие вокальные педагоги уделяют распевкам не менее 10 минут от урока для последующей работы с голосом в течение одного академического часа. В данном случае регламент времени урока осознанно сокращен до 0,5 часа. На урок пятиминутной распевки вполне достаточно. На уроке необходимо уделить внимание вокализам. Для работы лучше взять простые вокализы-упражнения Н. И. Татариновой или А. П. Бубновой. Вокализы Н. И. Татариновой при постановке детского голоса применяют в Академии хорового искусства им. В. С. Попова. Г. П. Стулова отмечает: «В. С. Попов призывает бережно относиться к детскому голосу. Давая характеристику качества голоса младших школьников (7-9 лет), он пишет: «В основе их диапазона лежат примарные тоны. Механизм голосообразования у мальчиков и девочек абсолютно идентичен, звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, так как пение осуществляется краевым натяжением связок, а голосовая мышца еще только образуется...» [16, с. 31]» [20, с. 20]. Необходимо отметить, что бережное отношение к детскому голосу будет основой на протяжении всего домутационного периода формирования детского голоса, поскольку, даже сформировавшись к 10 годам, уже активная голосовая мышца по-прежнему требует контроля над голосовой нагрузкой начинающего вокалиста.
Вокализы-упражнения Н. И. Татарино-вой и вокализы для начинающих А. П. Бубновой удобны для пения с названием нот на определенную гласную либо слог. Удобны для формирования начальных певческих навыков сочетание гласных «а, и», «о, а» (рис. 1).
и-л-ии
нения. Нет необходимости брать больше, так как на закрепление того или иного вокального навыка при работе с начинающими уходит порой один академический час.
Пример второго получасового урока направлен на формирование не столько технических, а скорее художественных навыков. Задача урока - освоить приемы формирования художественного представления об исполняемом произведении как базового навыка при постановке голоса. Художественное представление - наглядный
■1-й-Л И И.1 II л-1111 и-о-ин
Рис. 1. Пример вокализа-упражнения
образ, полученный в результате творческого замысла субъекта в соответствии с нормами и законами искусства. Определение получено в результате изучения понятий «представления» и «художественности».
Начало урока традиционное: упражнение на дыхание, распевание учащегося. Далее следует работа над произведением, которая не может происходить в отрыве от формирования художественного представления о нем. Постановка голоса неразрывно связана с художественно-образной частью изучаемого материала еще и потому, что вокальное творчество является частью огромного пласта музыкального искусства и музыкальной культуры. Тогда как культура в справочных изданиях характеризуется «как возделывание и более позднее определение - воспитание, образование, развитие» [18].
Формированию художественного образа как неотъемлемой части исполнительства уделяют внимание современные вокалисты-педагоги, работающие со студентами музыкальных учреждений Н. Ангуладзе, М. Г. Владимирова, С. В. Зализняк. О важности связи технических навыков и художественного образа упоминала на своих мастер-классах Е. В. Образцова. О ценности художественного образа произведения писал и великий итальянский певец Энрико Кару-зо, рассказывал на открытых уроках великий певец Лучано Паваротти: «Для итальянской вокальной школы точкой опоры является понимание пения как проявителя душевных движений: Il canto che nell anima si sente - пение, которое слышится в душе» [1, с. 97]. «Пение есть истина, изливающаяся из сердца» [там же]. Н. Г. Тагильцева отмечает, что «процесс выявления в себе «образа художественного произведения», ощущение и осознание собственного переживания этого образа приводит к познанию и пониманию себя и другого человека» [21, с. 46]. Этот акт познания и понимания себя и другого (автора) и дает возможность исполнителю воссоздать представление о том образе, который презентуется затем слушателю.
Педагог по оперному классу Московской консерватории И. И. Силантьева на своих открытых уроках, на курсах повышения квалификации для педагогов детских школ искусств много рассказывала о первоисточнике вокального произведения, обращая пристальное внимание на литературный источник: прозаический или поэтический текст, жанры, стили. Техническая сторона, требующая постоянного внимания, в момент погружения в образ как бы отдаляется на второй план, и слушатель не замечает некоторых недостатков голосообразо-
вания, погрузившись вместе с исполнителем в суть произведения. «Что касается образных представлений, то механизмами их формирования может быть идентификация, когда ребенок олицетворяет себя с другим человеком, с героем или даже с определенным событием. В этом-то ему и помогает ассоциативность» [19, с. 45].
Здесь же хотелось бы привести пример открытого урока преподавателя по сольфеджио Академии хорового искусства имени В. С. Попова Л. Р. Тухмановой. Работая с учащимися 3 класса, педагог просила исполнять каждую ноту гаммы С^иг, ассоциируя ее с конкретными предметами. Необходимо отметить, что Л. Р. Тухманова предлагала примеры таких ассоциаций сообразно возрасту учащихся: ноту «ля» учащиеся ассоциировали с вкусной и сладкой конфеткой, ноту «до» - с домом, в котором надежно, уютно и тепло и пр. Дети действительно исполняли тон более точно, с более естественным свободным и интонационно верным звучанием. Для работы на начальном этапе формирования голоса мы берем простые формы произведений. Это старинные итальянские арии А. Скарлатти «О cessate di piagaгmi», К. Мронтеверди «Плач Ариадны», арии А. Кальдара, песни В. А. Моцарта «Праха», «Жил-был на свете мальчик», песни Р. Шумана «Совенок», «Вечерняя песня», Д. Шостаковича «Родина», для детей 7-8 лет - С. Сиротина «Домовой», «Веселый гусь», «Про жабу» и др. Из русских народных песен, в зависимости от типа голоса, можно предложить более продвинутым учащимся детской школы искусств «Не велят Маше за реченьку ходить», «У зори, у зореньки». Мальчикам домутационного периода вокально удобны песни «Как пойду я на быструю речку», «Калинка». В этих простых произведениях, особенно в песнях, художественное представление лежит как бы на поверхности. Стиль произведений заложен так называемым культурным кодом нации.
Примером для урока может служить разбор любого простого произведения. Начинающему вокалисту нет необходимости давать произведение сложное, тем более на другом языке, можно начать работать с песни «Как пойду я на быструю речку» в обработке Е. Шендеровича. Данное произведение куплетной формы. Важная составляющая - русское слово. В слове заложены все необходимые для исполнения интонации.
Первый раз произведение исполняется с аккомпанементом, концертмейстером подчеркивается мелодия, которая повторяет голосовую линию, чтобы ребенок отчетливо услышал, в каких местах мелодия идет
вверх, спускается вниз, задерживается на одном тоне.
Вопросы учащемуся:
1.В каких местах мелодия поднимается вверх, спускается вниз, задерживается и тянется?
2. Какой текст исполняется на этих фразах? Произнесите.
3. Каков смысл этих слов? О чем оно?
Учащийся легко улавливает, что на
фразе «сяду я на крутой бережок» мелодия сначала останавливается, тянется, затем поднимается вверх. Это легко запоминается. При повторном исполнении ученик забывает слова, и это верный признак того, что наглядный образ этого произведения представлен. Представление образа становится сильнее, нежели зазубренный ранее текст. Следующий этап формирования художественного представления в этом произведении можно перенести на другой урок, на котором нужно уточнить стиль, жанр, время происходящего в этом произведении. Если это русская песня - плясовая, хороводная, прибаутка или частушка, лирическая. Время - утро, день, вечер, ночь, возможно ли увидеть это событие в наши дни. Ответы на эти вопросы можно отработать в течение одного 25-минутного урока (5 минут - на распевку). Таким образом, сформированный наглядный образ этого произведения с учетом его жанра и времени, исторического времени у учащегося сформирован. Для закрепления навыка необходимо самостоятельно послушать народные песни в хорошем академическом исполнении, записать их названия. Домашнее задание или самостоятельная работа должны занимать 1 час в неделю, далее с 5-го класса - 1,5 часа в неделю. Цель домашнего задания - мотивация изучать этот предмет и закреплять полученные на уроке знания. Именно при выполнении домашнего задания у ребенка формируются мысли о его дальнейшей перспективе, связанной со стремлением петь. И, главное, чтобы у уча-
щегося получались простые практические элементы. Успешная «практическая деятельность создает путеводную нить для теоретической мысли, благодаря которой последняя способна не сбиваться с пути, ведущего к адекватному знанию»[12, с. 63]. Тезис достаточно громкий для учащегося школы искусств, но опыт ведущих педагогов-вокалистов - практиков подтверждает эти слова, так как мыслительная работа, воспоминание об уроке помогают получить положительный результат - владение своим голосом как средством выражения мысли. В работе используется принцип приро-досообразности Ж. Руссо и И. Песталоцци. Прежде чем дать задание, необходимо показать, как работает тот или иной навык, и спровоцировать успешной практикой у учащегося желание изучать этот предмет более подробно, нежели предложено в учебных планах вариативной части дополнительных предпрофессиональных программ.
Данный опыт урока был апробирован в течение 3 лет с 2012 по 2015 учебный год. В эксперименте приняли участие 7 учащихся детской школы искусств города Екатеринбурга, обучающихся по 7-летней программе «Народные инструменты», «Фортепиано», «Хоровое пение». В течение 2014 года 1 ученица стала лауреатом областного конкурса, 2 учащиеся районного конкурса, 1 ученица стала дипломантом всероссийского фестиваля. Сегодня эти учащиеся продолжают обучение в детской школе искусств по основной программе и посещают занятия по предмету «Постановка голоса».
В заключение хотелось бы отметить, что система дополнительного музыкального образования сегодня способствует мотивации педагогов на поиск путей собственного развития и совершенствование образовательного процесса, особенно в условиях реформ, зачастую направленных на примитивизацию образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ангуладзе Н. Homo cantor. М. : АГРАФ, 2003.
2. Аникеева З. И., Аникеев Ф. М. Как развивать певческий голос. Кишинев : Штиинца, 1981.
3. Вокальная школа Петербургской консерватории: Страницы истории : Сб. тр. СПб., 2008.
4. Вопросы вокальной педагогики : сб. тр. Вып. 5 / под ред. Л. Б. Дмитриева. Л. : Музыка, 1976.
5. Вопросы вокальной педагогики : сб. тр. Вып. 6 / под ред. Л. Б. Дмитриева. Л. : Музыка, 1982.
6. Голос и речь. 2010. №2 (2).
7. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. М. : Феникс, 2006.
8. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2000.
9. Зи Ненси. Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания. К., М. : София, 2003.
10. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург : Диамант, 1992.
11. Ламперти Ф. Искусство пения. СПб., М., Кр., 2009.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975.
13. Луканин В. М. Мой метод работы с певцами. Л., 1972.
14. Ниши К. Энергетическое дыхание. СПб. : Невский проспект, 2001.
15. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Музыч-на Украина, 1981.
16. Попов В. С. О развитии певческого голоса младших школьников // Музыкальное образование в школе. Вып. l6. М., l985. С. 3l.
17. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. М. : Гос. муз. изд-во, l998.
18. Свободная энциклопедия: Википедия http://www. ra.wikipedia.org/wiki/Культура.
19. Силантьева И. И. Вокальное искусство в контексте практической философии // Вокальное образование начала XX века: юбилейный сб. науч. тр. М. : Новый Ключ 2008.
20. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей, l992.
21. Тагильцева Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей // Известия Урал. гос. ун-та. Серия l. Проблемы образования науки и культуры. 2009.
22. Фучито Сальваторе, Бейер Барнет Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. СПб. : Композитор, 2005.
LITERATURE
1. Anguladze N. Homo cantor. M. : AGRAF, 200З.
2. Anikeeva Z. I., Anikeev F. M. Kak razvivat' pevcheskiy golos. Kishinev : Shtiintsa, l98l.
3. Vokal'naya shkola Peterburgskoy konservatorii: Stranitsy istorii : Sb. tr. SPb., 2008.
4. Voprosy vokal'noy pedagogiki : sb. tr. Vyp. 5 / pod red. L. B. Dmitrieva. L. : Muzyka, l976.
5. Voprosy vokal'noy pedagogiki : sb. tr. Vyp. 6 / pod red. L. B. Dmitrieva. L. : Muzyka, l982.
6. Golos i rech'. 20l0. №2 (2).
7. Gontarenko N. B. Sol'noe penie. Sekrety vokal'nogo masterstva. M. : Feniks, 2006.
8. Dmitriev L. B. Osnovy vokal'noy metodiki. M. : Muzyka, 2000.
9. Zi Nensi. Iskusstvo dykhaniya. Shest' prostykh urokov dlya dostizheniya uspekha, zdorov'ya i protsve-taniya. K., M. : Sofiya, 2003.
10. Kozlyaninova I. P., Chareli E. M. Tayny nashego golosa. Ekaterinburg : Diamant, l992.
11. Lamperti F. Iskusstvo peniya. SPb., M., Kr., 2009.
12. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M. : Politizdat, l975.
13. Lukanin V. M. Moy metod raboty s pevtsami. L., l972.
14. Nishi K. Energeticheskoe dykhanie. SPb. : Nevskiy prospekt, 200l.
15. Ogorodnov D. E. Muzykal'no-pevcheskoe vospitanie detey v obshcheobrazovatel'noy shkole. Muzychna Ukraina, l98l.
16. Popov V. S. O razvitii pevcheskogo golosa mladshikh shkol'nikov // Muzykal'noe obrazovanie v shkole. Vyp. l6. M., l985. S. 3l.
17. Pryanishnikov I. P. Sovety obuchayushchimsya peniyu. M. : Gos. muz. izd-vo, l998.
18. Svobodnaya entsiklopediya: Vikipediya http://www. ru.wikipedia.org/wiki/Kul'tura.
19. Silant'eva I. I. Vokal'noe iskusstvo v kontekste prakticheskoy filosofii // Vokal'noe obrazovanie nachala XX veka: yubileynyy sb. nauch. tr. M. : Novyy Klyuch 2008.
20. Stulova G. P. Razvitie detskogo golosa v protsesse obucheniya peniyu. M. : Prometey, l992.
21. Tagil'tseva N. G. Iskusstvo v razvitii samosoznaniya detey // Izvestiya Ural. gos. un-ta. Seriya l. Proble-my obrazovaniya nauki i kul'tury. 2009.
22. Fuchito Sal'vatore, Beyer Barnet Dzh. Iskusstvo peniya i vokal'naya metodika Enriko Karuzo. SPb. : Kompozitor, 2005.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. Р. Сизова.