Научная статья на тему 'Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития'

Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
999
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ПОЛОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / SOCIAL ORPHANAGE / SOCIAL DEVELOPMENTAL GROWTH / SEXUAL IDENTITY / TEENAGERS / FOSTER HOME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Г. А., Бобкова Т. С.

Анализ особенностей полового самосознания воспитанников детского дома показывает, что из-за неправильно складывающихся полоролевых представлений, в будущем у них возникают значительные трудности в создании и сохранении собственной семьи. Исследование особенностей полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития (детский дом, приемные семьи) помогает совершенствовать практику воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их успешной адаптации и интеграции в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Г. А., Бобкова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SEXUAL IDENTITY OF TEENAGERS WITH DIFFERENT SOCIAL BACKGROUND

The analysis of the peculiarities of orphan home's children sexual identity shows that they have a lot of difficulties in creation and preservation of their own families because of wrong gender-role identities forming. The research of peculiarities of teenagers sexual identity with different social background (orphan homes, foster families) helps to improve orphans' upbringing for their effective acclimatization and integration into society.

Текст научной работы на тему «Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития»

УДК 159.9

СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛОВОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИЕЙ РАЗВИТИЯ

© 2010 Г.А.Виноградова, Т.С.Бобкова

Тольяттинский государственный университет

Статья поступила в редакцию 17.12.2009

Анализ особенностей полового самосознания воспитанников детского дома показывает, что из-за неправильно складывающихся полоролевых представлений, в будущем у них возникают значительные трудности в создании и сохранении собственной семьи. Исследование особенностей полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития (детский дом, приемные семьи) помогает совершенствовать практику воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их успешной адаптации и интеграции в социум.

Ключевые слова: социальное сиротство, социальная ситуация развития, половое самосознание, подростки, приемная семья.

Проблема социального сиротства с каждым годом приобретает катастрофические масштабы, являясь одной из негативных тенденций современного общества. Детерминантами данного явления выступают не только общественные, экономические, политические изменения в стране, но и, прежде всего, падение морально-нравственных устоев, ценности семьи и брака, потеря ответственности взрослых за судьбу своих детей и семей.

По международным данным около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России1. Данные о количестве оставшихся без попечения родителей и безнадзорных детей в современной России различны - от 730 тыс. человек по данным Минобразования, 180 тысяч из них живут в государственных учреждениях (в стране более 5 тысяч детских домов, приютов и интернатов), от 2 до 3 млн. по оценкам независимых экспертов, но все источники единодушно утверждают, что количество таких детей ежегодно возрастает на 4 - 6 тысяч человек. Сегодняшние воспитанники интернатных учреждений в большинстве случаев являются социальными сиротами, т.е. имеющими родителей, которых государство лишило родительских прав по причине ненадлежащего ухода и воспитания2.

"Галина Александровна Виноградова, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии. E-mail: G. [email protected] Татьяна Степановна Бобкова, педагог-психолог, аспирант. E-mail: tsbobkova@mail. ru

1 Юнусова Р.А. Полоролевая идентификация подростков группы риска: Автореф. дис. на соиск. уч. ст.к-та пс.наук. - М.: 2008. - С. 23.

2 Семья Г.В. Социально-психологические и организаци-

онные основы работы с замещающей семьей: Метод. по-

соб. - М.: 1999.

В последнее время все чаще и за рубежом, и в нашей стране отказываются от общественного воспитания, предпочитая более совершенную форму содержания и воспитания: приемные и патронатные семьи. По мнению А.Кадушина (1978), в условиях замещающей семьи, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в приютских учреждениях3. Для успешной адаптации и интеграции в социум, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Воспитательная роль семьи важна для человека на разных возрастных этапах. Однако, существующий в современном обществе «инверсионный тип» половой социализации с чрезмерной маскулинизацией женщин и феминизацией мужчин, негативно отражается на родительско-детских отношениях, воспитании, ролевой структуре семьи, и соответственно на половом самосознании детей, что затрудняет адекватный выбор полоролевой позиции ребенком и приводит к формированию бисексуальной модели психологического пола.

Несмотря на достаточно успешные попытки реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, благодаря государственной политике, тем не менее, семейные формы жизнеустройства сегодня в нашем обществе развиваются не слишком успешно. Определение детей-сирот в замещающие семьи имеет как свои плюсы - ребенок воспитывается в семейной обстановке, так и минусы - в плане неподготовленности приемных родителей к воспитанию ребенка с неблагополучным прошлым, с проблемами в развитии; к тому же имеют место случаи возврата ребенка обратно в детский дом, что является вторичным

3 Там же.

психотравмирующим фактором. И хотя наилучшей формой устройства детей-сирот сегодня признается семейная, массовая деинституализа-ция воспитания детей-сирот в России пока невозможна. К сожалению, еще долгое время интернатные учреждения будут оставаться основным институтом социализации детей-сирот, обойтись без них мы пока не готовы. Сегодня одной из самых острых социальных проблем и по масштабности, и по значимости является проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства. Для таких детей проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией. Этот травмирующий фактор приводит к деформации личности, искажению самосознания и сохраняется у ребенка на всю жизнь. Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, отличающиеся от детей из обычных семей: И.В.Дубровина, (1982, 1990,1991, 1995); В.С.Мухина, (1989, 1991); А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, (1982, 1991, 1995, 2004); Л.М.Щипицина, (1996, 1997, 2000, 2001); Т.И.Шульга, (1997, 2001); Г.В.Семья (1991, 2001), Й.Лангмейер, З.Матейчек и др. Достаточно хорошо изучены на всех возрастных этапах сферы общения детей со взрослыми и сверстниками, проанализированы специфические особенности условий жизни детей, оказывающие негативное влияние на их психическое развитие. В то же время многие аспекты психической жизни воспитанников детских домов разного вида еще остаются почти не исследованными. Одним из таких аспектов является становление самосознания вообще, и полового самосознания как одной из его составляющих. Согласно исследованиям Г.В.Семья и др. отечественных ученых (Т.И.Юферева, 1982; В.С.Мухина. 1989; М.И.Лисина, И.В.Дубровина, А.Г.Руз-ская,1990; В.Е.Каган, 1991; Н.Н.Крыгина, 1993; Т.А.Араканцева, 1999; И.В.Ярославцева, 2000 и др.), развитие в условиях социальной деприва-ции (институциональное воспитание) приводит к нарушению представлений о своей будущей половой, семейной роли, отсутствию знаний о различиях в поведении полов, равнодушию к своему внешнему виду, затрудняя формирование эталонов полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения4.

Анализ патроната выпускников детского дома показывает, что неправильно складывающиеся полоролевые представления способствуют тому, что у воспитанников возникают значительные

4 Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи: (Детский дом: Заботы и тревоги общества). - М.: 1990.

трудности в создании собственной семьи и ее сохранении. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития. Трагичность ситуации еще и в том, что дети, имеющие ранний неблагоприятный опыт семейного воспитания, в дальнейшем неизбежно переносят его на своих собственных детей, часто повторяют судьбу своих родителей5. Дети-сироты в большей степени, чем кто-либо, являются группой риска по отказу от ребенка. Причины этого не только материальные, но и психологические. Полоролевая трансформация может выявиться у девочек при изоляции от матери, недостаточной материнской любви, отсутствии ласки в детстве, приводящей впоследствии к несвойственным в норме женщинам агрессии и черствости, деформации материнского инстинкта6.

Несмотря на то, что сегодня интернатные учреждения не являются полностью закрытыми, изоляция детей от общества, его культурных ценностей сохраняется. В то время как ученые и специалисты-практики, работающие в интернатных учреждениях, разрабатывают и применяют инновационные методы реабилитации, уже долгие годы результаты социализации выпускников интернатных учреждений весьма неутешительны, дети-сироты часто оказываются в положении изгоев и продолжают испытывать социальную эксклюзию во взрослой жизни. И ответа на вопрос, в чем же причина отсутствия долгосрочной результативности, казалось бы, действенных методов социальной помощи детям-сиротам, пока не найдено7.

Изучение нами данной проблемы в подростковом возрасте обусловлено, во-первых, тем, что это последний период пребывания большинства детей в детском доме, вопросы личностной и социальной зрелости 14 - 15 летнего выпускника детского дома имеют первостепенное значение. Во-вторых, подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, таит особые опасности для воспитанников детских домов. Области развития самосознания, временной перспективы и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период и наиболее, уязвимыми в условиях воспитания вне положительного семейного влияния. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психосексу-

5 Юферева Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и школе-интернате // Возрастные особенности психического развития детей. - М.: 1982.

6 Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - М.: 1986.

7 Юферева Т.И. Особенности формирования......

альным поведением и развитием, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующих представления человека о себе как о мужчине или женщине, то есть все, что составляет основное содержание понятия «половая идентичность»5, выходят на первый план в формировании личности детей данного возраста. В-третьих, одновременное наличие противоположных эталонов: с одной стороны - повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина, с другой стороны - отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение двух образов порождает конфликтную систему требований и может отрицательно повлиять на формирование адекватных представлений о фе-мининности - маскулинности и, в конечном счете, исказить нормальный процесс становления половой идентичности. В-четвертых, недостаточность владения педагогами детских домов эффективными методами оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам в период перехода к самостоятельной жизни и формирования самосознания8; отсутствует также работа по анализу содержания детей, лишенных родительского попечительства, взятых на воспитание в замещающие семьи (приемные / патронат-ные), где, как правило, возникают проблемы, связанные с подростковым возрастом9. И последний аргумент, как показывает анализ психологической литературы, экспериментальная проработанность проблемы формирования полового самосознания в подростковом возрасте крайне мала, несмотря на то, что становление полороле-вой идентичности является ключевым для формирования личности в этот период.

В нашем исследовании принимали участие подростки, воспитывающиеся в разных социальных условиях: воспитанники Сызранского детского дома, имеющего статус коррекционного детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья и подростки из приемных семей (с разным периодом проживания), посещающие общеобразовательные школы, в возрасте от 13 до 14 лет. Выборка составила 80 человек. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адек-

8 Юнусова Р.А. Полоролевая идентификация подростков группы риска: Автореф. дис. на соиск. уч. ст.канд. псх.наук. - М.: 2008. - С. 23.

9 Семья Г.В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей: Методическое пособие. - М.: 1999.

ватных предмету исследования. В качестве инструментария были взяты методики, позволяющие получить данные об аспектах личности подростков, сформированности полоролевой идентичности, степени проявления маскулинности, фемин-ности, андрогинности: многофакторный личностный опросник FPI (форма В) с использованием шкалы «маскулинности-фемининности», детский опросник гендерной идентичности Д.Холла (адаптация М.В.Ивановой, О.В.Коваленко, 2001), методика «Психологический пол» О.В.Лопуховой. Учитывая гендерные различия, мы разделили подростков на подгруппы. Результаты опросника FPI по шкале «маскулин-ность-фемининность» позволяют говорить о недостаточности развития полового самосознания у подростков из детского дома в сравнении со сверстниками из приемных семей, которых характеризует идентичность, соответствующая полу. Между половой идентичностью и деприва-ционным феноменом обнаруживается умеренная связь ( р = 0, 35, с достоверностью 95%).

Данные нашего исследования показали, что в большинстве случаев, для подростков, воспитывающихся как в детском доме (42% мальчиков и 28,5% девочек), так и в приемных семьях, характерными являются проявления как мужских, так и женских качеств личности. Смешение личностных качеств - андрогинность, чаще свойственна девочкам из приемных семей (58,4%), чем мальчикам (49,6%). Корреляционный анализ показал заметную связь между идентичностью и полом в данных подгруппах (р =0,55; р =0,54; р =0,63; р =0,57; с достоверностью 95%). Выявленный факт можно объяснить кризисом идентичности, который характеризуется активным поиском себя и своего места в группе сверстников, конфликтом между желаемым и действительным, появлением потребности примерить роли и особенности поведения лиц противоположного пола.

Проявление мужественности наблюдается почти у каждой четвертой девочки из детского дома (37,8%) и в 18% случаев из приемных семей, женские свойства присущи каждому третьему мальчику, воспитаннику детского дома (33,4%), что позволяет говорить о недостаточности развития полового самосознания подростков. Выявлена заметная зависимость между идентичностью и полом испытуемых ( р =0,53; р =0,57; р =0,55; с достоверностью 95%). Качества, противоположные полу не выявлены в подгруппе мальчиков из приемных семей. Черты личности, соответствующие полу, выявлены у каждого второго мальчика (51,4%) и у 23,6% девочек из приемных семей, у воспитанников детского дома: 24,6% мальчиков и 33,7% девочек.

Согласно результатам опросника Д.Холла, подтверждающим данные методики FPI (выявлена заметная связь р =0,65; с достоверностью 95%), с андрогинностью личностных качеств, проявляющейся в доминировании как мужских, так и женских качеств, выявлена 1/3 выборки воспитанников детского дома. Отмечена умеренная связь р = 0, 34, с достоверностью 95%, между показателями двух методик, в группе подростков из приемных семей с андрогинностью личностных качеств (70%). Черты, соответствующие полу выявлены у 30% мальчиков и 20% девочек из приемных семей. О слабой сформи-рованности полоролевой идентичности свидетельствует выраженная фемининность у мальчиков-сирот (28%) и маскулинность у девочек-воспитанниц детского дома (36%) и у 10% девочек из приемных семей. Недостаточное проявление как женских, так и мужских качеств (низкие баллы по шкалам) говорит о недифферен-цированности полоролевой ориентации воспитанников разного пола в 29% случаев.

В исследовании Т.А.Араканцевой (1999) показано, что среди воспитанников детских домов преобладает недифференцированный тип поло-ролевой ориентации. Отсутствие образцов мужского и женского типов поведения и взаимодействия приводит к ограниченным ориентациям на пол (С.Б.Данилюк, 1993). Анализ характера ответов подростков с чертами личности, не соответствующими полу, показывает, что мальчикам свойственна застенчивость, нерешительность, эмоциональная нестабильность, эмпатия, доброта, слабая способность применения физической силы в определенных ситуациях, уступчивость и другие фемининные особенности; для девочек характерными являются внешняя несдержанность, стремление к лидерству, доминирование, настойчивость, использование резких, грубых выражений, жестокость и агрессивность. Корреляционный анализ показал умеренную связь (р=0,41, с достоверностью 95%), между показателями сформированности полоролевой идентичности, полученными при использовании методик FPI, Д.Холла и психологическим полом личности во всех исследуемых подгруппах.

По результатам методики О.В.Лопуховой «Психологический пол», проявление психологического пола противоположного биологическому, выявлен в 12% случаев в подгруппе девочек из детского дома. Признаки фемининного психологического пола у мальчиков двух обследуемых групп не обнаруживается. Маскулинный психологический пол в большей степени выражен в подгруппе мальчиков из приемных семей (30%), по сравнению с воспитанниками детского дома (12%). Соответствие нормативным характеристикам женской половой роли присущи девоч-

кам из приемных семей (28%), чем представительницам слабого пола, воспитывающимся в условиях детского дома (16%).

Для большинства подростков характерным является проявление андрогинности личности с различными вариантами выраженности маскулинности и феминности. Средневыраженная ан-дрогинность личности, характеризующаяся достаточно уравновешенными показателями по шкалам маскулинности и феминности, свойственна лишь 8% подросткам-сиротам. Для мальчиков из детского дома характерно преобладание феминности личности с андрогинным психологическим полом (43%), преобладание маскулинности с андрогинным психологическим полом обнаруживается в 33% случаев. Для девочек-сирот, наоборот характерно в большинстве случаев преобладание маскулинности с андрогин-ным психологическим полом (36%). Подростки, воспитывающиеся в приемных семьях характеризуются следующим образом: для мальчиков свойственно преобладание маскулинности личности с андрогинным психологическим полом (70%); для девочек, в большинстве случаев преобладание феминности с андрогинным психологическим полом (62%). Но имеет место проявление маскулинности с андрогинным психологическим полом у девочек в 10% случаев.

Проведя анализ исследований отечественных ученых по данной проблеме, за последнее десятилетие наблюдается рост проявления андрогин-ности среди подростков, независимо от социальной ситуации развития10. Проявление человеком одновременно феминных и маскулинных черт при адекватном половом самосознании и отчетливой половой идентичности позволяет ему менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и наоборот. Возникновение и широкое распространение в последнее время в психологии подхода к исследованию психологического пола личности в рамках ортогональной модели является отражением того, что по мере демократизации отношений представления о психологических качествах мужчин и женщин становятся менее поляризованы, все более пересекаются, образуя многомерный континуум. В условиях сиротства стойкий депривационный синдром и сужение на всех этапах жизни социального поля активности, с одной стороны, отягощенная наследственность, неблагоприятное протекание перинатального периода, тяжелые условия жизни в раннем детстве, с другой стороны, ведут к формированию определенного типа личности, со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе, отража-

10 Юферева Т.И. Особенности формирования ....

ясь на всех сферах психики ребенка (Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: 1990). Для понимания сути протекания психической деятельности необходима полная картина глубинных связей исследуемых факторов между собой. Далее мы проанализировали результаты по всем шкалам опросника FPI и соотнесли их с показателями по шкале «маскулинность - фемининность» с целью выявления зависимости особенностей половой идентичности подростков с их личностными проявлениями.

Анализ показал, что идентичность искажена у подростков-сирот с признаками депрессивного, раздражительного состояния, эмоциональной неустойчивости (выявлена заметная зависимость р = 0, 55, с достоверностью 95%), при этом зафиксирована большая выраженность признака в

91 ГП Г

8- — - — -

По сравнению с группой сверстников из детского дома у мальчиков из приемных семей не выявлены фемининные черты личности. Маскулинность мальчиков данной подгруппы коррелирует (отмечена заметная зависимость р =0,53, с достоверностью 95%) с признаками авторитарности, уравновешенности, эмоциональной устойчивости, умеренная связь (умеренная зависимость р =0,33, с достоверностью 95%) со спонтанной агрессивностью, социальной активностью.

Для девочек-сирот с характерными чертами мужественности выраженными признаками являются депрессивные состояния и агрессивность (выявлена заметная зависимость р =0,53, с достоверностью 95%), эмоциональная неустойчи-

группе мальчиков. Для мальчиков с характерными чертами женственности присущи невро-тичность, повышенная тревожность, а также низкая социальная активность (выявлена умеренная связь р =0,33, с достоверностью 95%), наблюдается слабая зависимость (р =0,24, с достоверностью 95%) со шкалами: авторитарность, агрессивность, интровертивность, потребность в доверительных контактах. Выявленная тенденция свидетельствует о наличии депрессивного, невротического синдрома в эмоциональном состоянии, в поведении, отношении к себе и социальной среде, склонности к аффективному реагированию, предрасположенности к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации. Типичный профиль личности для данной группы подростков изображен на рис.1.

□ низкие

□ средние

□ высокие

вость и склонность к доминированию (умеренная зависимость р =0,34, с достоверностью 95%); отмечена слабая связь (р =0,24, с достоверностью 95%) несформированности половой идентичности и раздражительности, проявляющейся в нетерпимости, нервной возбудимости, напряженности.

Корреляционный анализ показал, что идентичность искажена у девочек из приемных семей с признаками агрессивности, раздражительности, эмоциональной неустойчивости и авторитарностью (выявлена умеренная зависимость р=0,35, с достоверностью 95%), отмечена слабая зависимость (р=0,25, с достоверностью 95%), между несоответствием половой идентич-

1

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рис. 1. Средние показатели по шкалам опросника FPI воспитанников-мальчиков

с женскими чертами личности

Таб. 1. Факторы опросника FPI

№ Факторы

1. Невротичность 7. Авторитарность

2. Спонтанная агрессивность 8. Застенчивость

3. Депрессивность 9. Открытость

4. Раздражительность 10. Экстроверсия-интроверсия

5. Общительность 11. Эмоциональная лабильность

6. Уравновешенность 12. Маскулинность-фемининность

ности и высокой тревожность, потребностью в доверительных контактах. Наличие данного факта можно объяснить влиянием родительских стереотипов поведения, современных реалий, которые вынуждают девушек, женщин быть более сильными, решительными, смелыми, выносливыми, самостоятельными. Социальная ситуация в нашей стране, ориентированная на западный образ жизни, широко рекламируемый в СМИ, внедрение чужеродных идеалов и целей, становится популярным среди молодежи и способствует маскулинизации представительниц «слабого пола», повышению их социальной ак-

Девочки из детского дома

тивности. В данном случае нас заинтересовал феномен влияния возраста, в котором девочки были взяты на воспитание в приемную семью (первичная половая идентификация складывается к 3 годам и служит наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания). Анализ показал умеренную зависимость между сформи-рованностью половой идентичности и опытом проживания в приемной семье. Так, у девочек, вошедших в семью, в более раннем возрасте не-сформированность половой идентичности не выявлена. Типичный профиль личности для данной категории подростков изображен на рис.2.

Девочки из приемных семей

10 8 6 4

0

айн

4 -

шм

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

□ низкие Передние □ высокие

□ низкие Передние □ высокие

Факторы Факторы

Рис. 2. Средние показатели по шкалам опросника FPI подростков-девочек с мужскими чертами личности

Проведя сравнительный анализ профилей личности девочек с искаженной половой идентичностью в двух подгруппах, можно говорить об общих чертах личности, характерных для маскулинных девочек: агрессивность, авторитарность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность. Следует отметить, что для фемин-ных девочек из детского дома характерными чертами личности являются невротичность, де-прессивность, раздражительность, высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость (выявлена умеренная зависимость р =0,34, с достоверностью 95%). По сравнению со сверстницами из детского дома, феминные девочки из приемных семей отличаются эмоциональной лабильностью, низкой невротичностью и уравновешенностью, выраженной потребностью в общении. Общим качеством испытуемых двух подгрупп выступает наличие тревожности.

Проявление феминных черт у мальчиков и маскулинности у девочек связано с «конфликтом половой идентичности», т.к. в переходном возрасте стереотипы «маскулинности» и «феминин-ности» поляризуются особенно резко, а потребность соответствовать им становится как никогда острой. Это распространяется не только на внешность, но и на многие социальные и психические качества. По мнению многих авторов, существенное влияние на различные аспекты

личностного формирования и характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками оказывает соответствие или несоответствие представлений подростка о себе сложившимися в его сознании эталонам маскулинности или феми-нинности11.

Кроме того, нами была проведена работа на установление взаимосвязей между указанными выше качествами личности у подростков всех подгрупп со средними показателями по шкале «маскулинность-фемининность», т.е. с одинаковым проявлениям как женских, так и мужских качеств, что позволило сделать следующие выводы: 1) качество «раздражительность» значимо ( р=0,54, с достоверностью 95%), коррелирует с андрогинностью, зафиксирована большая выраженность в подгруппе мальчиков из детского дома. Такого же рода связь выявлена с «интро-вертивностью» в подгруппе девочек-воспитанниц; 2) умеренная зависимость (р=0,35, с достоверностью 95%) обнаруживается у подростков детского дома между андрогинностью личности и «низкой стрессоустойчивостью», «эмоциональной лабильностью», «агрессивностью» и «авторитарностью» в подгруппе мальчиков; 3) значи-

11 Исаев Д.Н., В.Е.Каган. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.- М.: 1986.

8

6

2

0

мая связь ( р=0,55, с достоверностью 95%), вы- «общительность», «эмоциональная устойчи-явлена у подростков из приемных семей между ^та» «уравновешенность»; слабая зависимость андрогинностью личности и такими качествами как: «авторитарность», «экстравертивность»,

отмечена между особенностями идентичности и высокой тревожностью в подгруппе мальчиков.

30 25 20 15 10 5 0

-

1 1 1111 1111

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

дев д/д

мал д/д

дев прием сем

мал прием сем

Факторы

Рис. 3 Типичный профиль личности подростков с андрогинными качествами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подросткам, проявляющим как женские, так и мужские качества, т.е. с признаками андро-гинности, свойственны в меньшей степени проявления реактивной агрессивности, импульсивного поведения, депрессивных состояний, эмоциональной неустойчивости, тревожности. Наибольшее количество значимых корреляционных связей в группе подростков из детского дома выявлено по шкалам депрессивность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, для подростков из приемных семей -авторитарность, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, социальная активность, общительность.

Таким образом, половое самосознание подростков с разной социальной ситуацией развития имеет свои особенности: обнаруженная фемин-ность у мальчиков и маскулинность у девочек, а также недифференцированность полоролевой ориентации воспитанников детского дома, свидетельствует о слабой сформированности полоро-левой идентичности у каждого третьего подростка детского дома. По сравнению с воспитанниками, для подростков из приемных семей характерным является проявление андрогинности личности как у мальчиков, так и у девочек. Признаки проявления противоположные полу у мальчиков не обнаруживаются. В подгруппе девочек мы наблюдаем искажение половой идентичности в 10 - 20% случаев по всем методикам.

В качестве референтного агента половой социализации у данной категории подростков выступают сверстники, а не взрослые люди, что соответствует возрастной норме, но круг этих сверстников резко ограничен сверстниками из детского дома, а не из числа тех, кто имеет семью. В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения - выжива-

ния, утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как «они». Проявление маскулинных качеств у воспитанниц помогает им комфортно чувствовать себя в интернатном учреждении, т.к. у них стоит вопрос сохранения личностного экзистенциального пространства, которое обусловлено отсутствием близких родственных отношений и чувства защищенности. Наличие большинства женщин воспитателей препятствует нормальной половой идентификации мальчиков. Мы должны согласиться с выводами В.С.Мухиной о том, что отклонения в половой идентификации в меньшей степени имеют врожденную природу, они больше возникают из-за нарушенного процесса становления половой идентичности, искажения в воспитании взрослыми, микросоциальным окружением и т.д.12.

По результатам нашего исследования можно предположить, что процесс полоролевой идентификации воспитанников детского дома подросткового возраста идет по инверсионному пути, по сравнению с подростками, воспитывающимися в приемных семьях, где в 90% случаев, можно говорить о сформированности полоролевой идентичности. Это служит основанием для продолжения дальнейшего исследования различных аспектов полового самосознания воспитанников, с целью создания и проведения научно обоснованных профилактических, коррекционных программ (долгосрочных и комплексных), направленных на развитие адекватной полоролевой идентичности подростков.

12 Мухина В.С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. - М.: 1989.

PECULIARITIES OF SEXUAL IDENTITY OF TEENAGERS WITH DIFFERENT SOCIAL BACKGROUND

© 2010 G.A.Vinogradova, T.S.Bobkova

Togliatti State University

The analysis of the peculiarities of orphan home's children sexual identity shows that they have a lot of difficulties in creation and preservation of their own families because of wrong gender-role identities forming. The research of peculiarities of teenagers sexual identity with different social background (orphan homes, foster families) helps to improve orphans' upbringing for their effective acclimatization and integration into society.

Key words: social orphanage, social developmental growth, sexual identity, teenagers, foster home.

Galina Alexandrovna Vinogradova, Doctor of science (Psychology), professor of the chair of theoretical and applied psychology. E-mail: G. [email protected] Tatyana Stepanovna Bobkova, educational psychologist, post-graduate. E-mail: tsbobkova@mail. ru

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.