Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2010. № 1 (7)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
© Г. А. Виноградова © Т. С. Бобкова
Виноградова Галина Александровна
доктор психологических наук профессор кафедры теоретической и прикладной психологии ТГУ Тольяттинский
государственный университет [email protected]
Бобкова Татьяна Степановна педагог-психолог аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета [email protected]
Из-за малой разработанности системы воспитания в замещающих семьях существуют проблемы, связанные с полростковым возрастом, котла качественно меняется структура половото самосознания. Приве-лены результаты исслелования усвоения социальных ролей полростками. Знание особенностей половой илентичности полростков, оставшихся без попечения ролителей, способствует нахожлению алекватных метолов психолото-пелатотическото сопровожления ланной катетории летей.
Ключевые слова: социальное сиротство, половая идентичность, подростки, приемная семья.
Одной из негативных тенденций современного общества является рост социального сиротства, по данным независимых экспертов, количество таких детей возрастает с каждым годом на 4-6 тысяч человек. Это обусловлено не только общественными, экономическими, политическими изменениями в стране, но и, прежде всего, потерей ответственности взрослых за судьбу своих детей и семей. Трагичность ситуации в том, что дети, имеющие ранний неблагоприятный опыт семейного воспитания, в дальнейшем неизбежно переносят его на своих собственных детей, часто повторяют судьбу своих родителей [4].
В последнее время активизировался процесс отказа от общественного воспитания за рубежом и в нашей стране, замещая более совершенной формой содержания и воспитания — приемные и патронатные семьи. Для успешной адаптации и интеграции в социуме
как полноправного его члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Воспитательная роль семьи важна для человека на разных возрастных этапах [5].
Согласно исследованиям Г. В. Семьи, социальная ситуация развития детей-сирот приводит к нарушению представлений о своей будущей половой, семейной роли, отсутствию знаний о различиях в поведении полов, равнодушию к своему внешнему виду, затрудняя формирование эталонов полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения [6]. Деформация половой идентичности затрудняет процесс вхождения молодого человека в социум и часто детерминирует психосоциальную дезадаптацию.
В соответствии со взглядами отечественных авторов, занимающихся исследованиями особенностей развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, в том числе на проблему аспектов полового самосознания (Т. И. Юферева, В. С. Мухина, М. И. Лисина, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, В. Е. Каган, Н. Н. Крыгина, Т. А. Араканцева, И. В. Ярославце-ва, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Р. А. Юнусова и др.), можно говорить об отсутствии адекватной модели полоролевого поведения по женскому и мужскому типу в условиях сиротства, что зачастую нарушает процесс половой идентификации и сказывается на развитии «Я-концепции» [7].
Вопрос об особенностях становления половой идентичности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, остается малоизученным. Изучение данной проблемы в подростковом возрасте обусловлено, во-первых, недостаточностью владения педагогами интернатных учреждений эффективными методами оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам в период перехода к самостоятельной жизни и формирования самосознания; во-вторых, организацией (существованием) самой системы институционального воспитания, невозможностью ее полной замены еще долгое время, нахождением альтернативных форм воспитания детей-сирот в виде помещения их в замещающие семьи, с разным периодом пребывания [3].
Анализ патроната выпускников детского дома показывает, что неправильно складывающиеся полоролевые представления способствуют тому, что у воспитанников возникают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении. Необходимо отметить, что у девочек при изоляции от матери, недостаточной материнской любви, отсутствии ласки в детстве может выявиться полоролевая трансформация, приводящая впоследствии к несвойственным в норме женщинам агрессии и черствости, отсутствию материнского инстинкта, отказу от ребенка [2].
Методикаисследования
Экспериментальной площадкой для проведения психодиагностического исследования подростков, оставшихся без попечения родителей, послужили: СРЦ «Семья», детский дом, МОУ Средняя общеобразовательная школа ц 29 г. Сызрани. Выборку составили подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, в приемных семьях (с разным периодом проживания), в обычных семьях, посещающие общеобразовательные школы,
в возрасте от 13 до 14 лет, в количестве 120 человек. Выборка относительно уравнена по полу, возрасту и численности (в подгруппах). Был проанализирован состав воспитанников детского дома и подростков из приемных семей. Нахождение в государственном учреждении и устройство на воспитание в приемные семьи связано в большинстве случаев (90%) с лишением их родителей родительских прав, поэтому этих детей можно отнести к категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», лишь 10% имеют статус «сирота».
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования. В качестве инструментария были взяты психодиагностические методики: 1) Методика «МиФ» (авторы Н. В. Дворянчиков, А. В. Герасимов, 1997) позволяет установить индивидуальную степень выраженности фемининности, маскулинности, андрогинности, определить субъективное отношение личности к своему уровню развития этих черт. Тест основан на классической структуре «Я-концепции» и позволяет анализировать целый ряд ее составляющих: «Я-реальное» — наиболее глубокая, базовая половая идентичность, отражающая то, что означает личность человека как представителя определенного пола для самого себя. «Я-идеаль-ное» — набор индивидуальных представлений мужчин и женщин о желаемых образцах поведения. «Я-зеркальное» — совокупность субъективных представлений мужчин, женщин о том, какими их видят другие. 2) Методика свободных описаний (сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин» (авторы И. М. Лисина, И. В. Дубровина, Г. А. Рузская и др., 1990)) — выявление характера представлений подростков о мужских и женских качествах, об особенностях отношения к другим людям, женщине (мужчине), образов семейных ролей (отца, матери, мужа, жены), других личностных позиций [1]. Были использованы математикостатистические методы обработки экспериментальных данных с помощью статистического пакета SPSS.11.05 for WINDOWS — корреляционный анализ, критерий Спирмена, критерий Пирсона.
Результатыисследования
В процессе исследования было установлено, что отличительными особенностями составляющих образов-Я подростков из детского дома являются более феминные проявления у воспитанников-мальчиков и маскулинность девочек. Образ идеальной женщины в представлениях мальчиков-подростков из приемных и обычных семей традиционный. Выраженность феминных качеств выше, чем маскулинных. Об этом же свидетельствует критерий значимости: (р = 0,477; р = 0,447; p>0,05-p<0,01) подростки детского дома, (р = 0,511; р = 0,464; p>0,05-p<0,01) подростки из обычных семей, (р =0,489; р =0,532; p>0,05-p<0,01) подростки из прицмных семей. Идеальная женщина в представлениях воспитанников, как мальчиков, так и девочек, выглядит более маскулинно, значения по шкале маскулинности выше значений по шкале феминности (р =0,477; р =0,447; p>0,05-p<0,01, на 5%-ом уровне значимости).
Тенденция к сближению феминных и маскулинных качеств видна при анализе полоролевых представлений об идеальном мужчине: у мальчиков (р =0,521; р>0,05-р<0,01) с незначительным преобладанием по шкале маскулинности (на 5%-ом уровне значимости) и девочек (р =0,539; р>0,05-р<0,01) из обычных семей, у мальчиков (р =0,472; р>0,05-р<0,01) с более высокими показателями по шкале маскулинности и девочек (р =0,564; р>0,05-р<0,01) из приемных семей. Для воспитанников детского дома — девочек (р =0,658, р>0,01) и мальчиков (р =0,763; р>0,01) — образ идеального мужчины выражен более маскулинно, представлен традиционно.
Образ отца и образ матери в представлении как девочек, так и мальчиков из приемных и обычных семей, обладает андрогинными качествами (р = 0,451; р = 0,501; р = 0,491; р>0,05-р<0,01) — мальчики, (р = 0,474; р = 0,512; р = 0,522; р>0,05-р<0,01) — девочки. «Образ матери» для мальчи-ков-сирот — традиционен. Феминные качества преобладают над маскулинными. Различия наблюдаются в том, что у мальчиков из детского дома ведущей выступает шкала феминности в представлениях о своей матери и своего образа представителями женского пола. Это свидетельствует о том, что для мальчиков мнение женщин значимо, возможно, из-за особой роли их в жизни воспитанников, к тому же необходимо учесть начало процесса возрастных физиологических изменений.
Качественный анализ описаний подростков позволил нам выделить большой диапазон положительных мужских и женских черт, по сравнению с отрицательными эталонами, не зависящих от опыта проживания в приемной семье (взаимосвязь не прослеживается). Понимание подростками мужественности и женственности характеризуется недостаточным ролевым диапазоном: мать, дочь, отец, сын. Мужчины и женщины представлены образованными, эрудированными личностями, наделенными деловыми качествами, с разнообразными интересами, внешне привлекательными, ухоженными, любящими своих родных, заботливыми родителями, отзывчивыми людьми: «Мужчина должен выглядеть элегантно, модно, не очень броско, носить одежду в зависимости от обстановки, при этом всегда быть опрятным», «Женщина всегда должна быть красивой, придерживаться одного стиля в одежде и прическе, но при этом не бояться экспериментировать».
В отрицательных представлениях прослеживается определенный круг проблем, связанных с невыполнением домашних обязанностей, наличием вредных пристрастий к алкоголю и табакокурению, невежество, грубость, обедненность интересов, отсутствие увлечений и т. д. Приведем пример: «Мужчина — это глава семьи, только при этом он не должен быть тираном, обижать жену и детей, пить, курить». Стоит отметить, что отрицательные характеристики не доминируют в описаниях подростков, но, тем не менее, свидетельствуют о возможных скрытых личностных, внутрисемейных проблемах. Высказывания девочек более яркие, насыщенные в представлениях об эталонах мужественности. Нас заинтересовали сочинения девочек с маскулинными чертами личности, приведем пример описаний: «Человек должен выглядеть достойно, по характеру быть сильным.
Женщина — хорошая хозяйка, но при этом должна работать, уметь зарабатывать себе на жизнь». Судя по содержанию высказываний феминных и андрогинных девочек: «Семью должен содержать мужчина, а женщина быть только домохозяйкой», «Мужчина — сильный, умный, занимается бизнесом, директор фирмы, женщина должна быть не только домохозяйкой, работать психологом, врачом, воспитателем, иметь хорошее образование, быть способной, умной, доброй, самостоятельной, хоть немного времени уделять себе, не бояться лишних дел», видны различия в полоролевых представлениях о мужественности/женственности, стереотипах и предпочтениях.
Анализ содержания сочинений показал, что семейно-бытовая тема для многих подростков из приемных семей более привлекательна. Хочется отметить отсутствие негативных высказываний в адрес семейной жизни, либо в адрес противоположного пола. Неблагоприятный опыт жизни в семье с кровными родителями, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребцнка, оставшегося без попечения родителей, который часто переносит модель воспитания из семьи своих родителей на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребенку-сироте позитивно смотреть в будущее, время от времени тревожит его. Это нашло отражение в описаниях подростков, проживающих в приемных семьях от одного года до четырех лет, большинство высказываний не раскрывает функции мужчины и женщины в семье, например: «Мужчина должен работать, приносить в дом деньги, чтобы прокормить семью, а жена должна быть домохозяйкой, убирать по дому, воспитывать детей». Мало высказываний прозвучало по поводу совместного воспитания детей и проведения свободного времени, а также взаимопонимания и поддержки в трудные минуты. Подростки в некоторых случаях идеализируют семейные образы мужа, жены, отца, матери, наделяя их соответствующими полу характеристиками. В целом описания идеальной семьи реальны, многие дети вполне зрело рассуждают о том, какая семья может считаться идеальной. На наш взгляд, дети-сироты мало разграничивают роли мужа, отца, жены, матери, дают сходные характеристики (заботливые, трудолюбивые, хозяйственные, добрые), по сравнению с детьми из семей, для воспитанников первичны образы матери и отца. Для подростков всех подгрупп с адекватной половой идентичностью представления о мужественности/женственности соответствуют принятым в обществе нормам и стереотипам поведения.
Выводы
Резюмируя вышеизложенные результаты, можно сказать о том, что столкновение двух полярных образов мужчины и женщины, отрицательного и положительного, противоположных эталонов семейных взаимоотношений может способствовать становлению искаженных представлений о маскулинности/феминности и соответственно порождать конфликтную систему семейных требований. Семейные условия воспитания дают большие возможности для усвоения социальных ролей подростками (в том
числе семейных, половых), эмоциональное благополучие, близкие привязанности, здоровую нравственную атмосферу, позитивное отношение взрослых к ребенку, наделенное вниманием, теплотой, любовью, поэтому считаются приоритетными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М. : Педагогика, 1990. 246 с.
2. Исаев Д. Н, Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. М. : Медицина, 1986.
3. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. М., 1991.
4. Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей / под ред. Г. И. Гусаровой. Самара : Областной соц.-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 1998.
5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М. : Педагогика. 1990. 160 с.
6. Семья Г. В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей. М. : Благотворительный фонд «СЛОВО» - ООО «СИМС», 1999. 286 с.
7. Юнусова Р. А. Полоролевая идентификация подростков группы риска : ав-тореф. дис. .... канд. психол. наук. М., 2008. 23 с.
PROBLEMS OF FORMATION OF FAMILY ROLES AT CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT G. Vinigradova T. Bobkova
Because of a small readiness of an educational system in replacing families there are the problems connected with teenage age when the structure of sexual consciousness qualitatively varies. Results of research of mastering of social roles are resulted by teenagers. The knowledge of features of sexual identity of the teenagers who have remained without care of parents, promotes a finding of adequate methods of psychology-pedagogical support of the given category of children.
Key words: a social orphanhood, sexual identity, teenagers, a reception family.