Научная статья на тему 'Проективные методы исследования половой идентификации детей-сирот'

Проективные методы исследования половой идентификации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1667
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ / SOCIAL ORPHANAGE / SEXUAL IDENTITY / FEMINISM / MASKULINISM / PROJECTING TEST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобкова Татьяна Степановна

В статье описывается опыт использования проективных техник в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, с целью исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восприятием ребенка себя, с социокультурными представлениями о семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бобкова Татьяна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTING EXPLORATION METHODS OF THE SEXUAL IDENTITY OF ORPHANS

The article describes the experience of using projecting technologies with orphans. The aim of such experiments was to show a level of self-consciousness in matters of sex, self-perception and socio-cultural attitude to family.

Текст научной работы на тему «Проективные методы исследования половой идентификации детей-сирот»

УДК 159.9

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

ДЕТЕЙ-СИРОТ

© 2012 Т.С.Бобкова

Филиал Самарского государственного экономического университета. Сызрань

Статья поступила в редакцию 22.11.2012

В статье описывается опыт использования проективных техник в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, с целью исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восприятием ребенка себя, с социокультурными представлениями о семье.

Клюжевье слова: половая идентификация, феминность, маскулинность, проективный тест, социальные сироты.

Социальный прогресс с его демократизацией взаимоотношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» социальными ролями, что в частности затрудняет выбор ребенком соответствующей полоролевой позиции, не только изменяет, нормативные представления о половыгх ролях и нивелирует многие казавшиеся ранее «естественными» их особенности, но и влияет на личность как позитивно, так и негативно. Осознание своей половой идентификации имеет наиважнейшее значение для развития человека: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках культуры своего этноса, страны определяют основополагающие позитивные достижения в развитии лично-сти1. Процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения ребенком в соответствии с эталонами «женственности» и «мужественности» происходит в том социальном окружении, где он воспитывается. Нарушение условий формирования половой идентификации у детей в условиях депривации приводит к недифференцирован-ности полоролевых представлений и несоответствию поведенческого репертуара традиционным моделям полоролевого поведения, к искаженному эмоционально-оценочному отношению к телу, что впоследствии сказывается на социально-психологической адаптации и интеграции в социум. Все это актуализирует поиск способов предупреждения нарушений процесса половой идентификации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Отмечая плодотворность исследований по проблемам воспитания и обучения детей-сирот

сТатьяна Степановна Бобкова, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных: и социально-экономических дисциплин. E-mail: tsbobkova@mail. ru

1 Бобкова Т.С., Виноградова Г.А. Половое воспитание

подростков в учреждениях интернатного типа: Учебно-

методическое пособие. - Тольятти: 2010.

(М.Лангмейер, З.Матейчек, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстыгх, Т.И.Юферева, Н.Н.Крыгина и др.), следует признать, что вне поля зрения ученых остаются многие аспекты психической жизни воспитанников детских домов разного вида, в том числе формирование половой идентификации.

Анализ научной литературы показывает, что арсенал психодиагностических методов исследования, как вербальныгх так и невербальный, по данной проблематике на сегодняшний день недостаточный. Рассмотрим преимущества и недостатки проективного инструментария. Проективные методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий2. Специфические особенности проективных методик заключаются в следующем: относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможный ответов; неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния; глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрыпых, неосознаваемых, завуалированных сторон. Общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники, о несоответствии многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому инструментарию. В число недостатков входят: отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных результатов; отсутствие объективности в определении показателей; методические не-

2 Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. - М.: 1980.

достатки. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и статус проективных методик практически не меняются. Это объясняется, во-первых, наименьшей подверженностью фальсификации со стороны испытуемого, по сравнению с вербальными опросниками; во-вторых, цель проективных техник обычно завуалирована, в связи с чем, испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; в-третьих, эффективностью для установления контакта с испытуемым и проявлению заинтересованности в их выполнении (особенно в работе с маленькими детьми и детьми группы риска)3. Таким образом, при использовании проективных методик проблема создания и поддержания мотивации на диагностирование не является такой острой, как при применении других типов методов.

Существует ряд проективных методик, которые можно использовать в комплексе с другими методами в исследованиях половой идентификации детей и подростков. Методика «Кто я?» (авторы М.Кун, Т.Макпартленд) выявляет характеристики собственного восприятия человеком самого себя. Методика «Полоролевые портреты» (автор Т.В.Румянцева) направлена на выявление полоро-левых установок, отражает особенности полороле-вой идентичности личности. Проективный тест «Гудинаф-Харрис рисования тест» (автор Д.Харрис), модифицированный вариант теста «Рисунок человека» (автор К.Маховер) - определение индивидуальных особенностей личности. Методика свободных описаний (сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин» (авторы И.М.Лисина, И.В.Дубровина, Г.А.Рузская и др.) - выявление характера представлений подростков о мужских и женских качествах, об особенностях отношения к другим людям, женщине (мужчине), образов семейных ролей (отца, матери, мужа, жены), других личностных позиций. С помощью полупроективной методики «МиФ», разработанной Н.В.Дворян-чиковым, А.В.Герасимовым можно определить индивидуальную степень выраженности феминно-сти, маскулинности, андрогинности, а также субъективное отношение личности испытуемых к проявлению данных качеств у себя.

Рассмотрим опыт использования проективных методик в работе с детьми-сиротами подросткового возраста: рисуночный тест и метод свободных описаний, позволяющие судить о степени сформиро-ванности социокультурных представлений подростков в разных социально-педагогических ситуа-

3 Соколова Е.Т. Проективные методы исследования ....

циях развития, о семье (об отце, о матери, о муже, о жене), об идеальном мужчине и женщине -представления индивида в отношении себя, семейных и половых ролей, в соответствии с социокультурными традициями и нормативными ориента-циями, принятыми в обществе. Рисуночный тест позволяет выявить не только личностные качества подростков, их внутреннее состояние, а также специфические особенности компонентов психосексуальной сферы детей, тонкие проявления полового самосознания, которые сложно проанализировать с использованием иных подходов.

В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины, обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Считается, что, изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственных свойств. Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением Я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального «Я», выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного4. Шкала признаков для оценки рисунка «Нарисуй человека» по Гудинаф-Харрису содержит 10 категорий информативных признаков, которые учитываются при анализе: частей тела, деталей лица; объемных изображений частей тела; качества соединения частей тела; соблюдения пропорций; правильности и детальности изображения одежды; идентификации ребенком своего пола; качества владения карандашом: твердость, уверенность линий; степени произвольности владения карандашом при рисовании; детализации рисунка; величины фигуры.

Нами был выделен ряд признаков интерпретации человеческой фигуры, касающихся непосредственно черт личности в рамках маскулинности / феминности, позволяющих говорить об особенностях половой идентификации, на основе анализа имеющихся в психологической литературе рисуночных тестов. В ходе рассмотрения рисунков мы выделяли не только графические знаки, которые подростки используют для отражения себя, образа своего и противоположного пола, для интерпретации человеческой фигуры, а также признаки, отражающие эмоциональное отношение к себе как

4 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: 2002.

представителю определенного пола, и к представителям своего и противоположного пола (положительное и отрицательное), и критерии оценивания маскулинности / феминности, по которым можно говорить о полоролевых представлениях и идентификации себя с разными образами. Диагностическая значимость всех перечисленных признаков резко возрастает при их сочетании и, одновременно, ни один не может быть назван патогномонич-ным, может свидетельствовать о плохой половой адаптации и собственно к конфликту половой идентичности.

Обработка данных велась методом контент-анализа с выделением наиболее значимых категорий и частоты их встречаемости для экспериментальной группы и групп сравнения (подростки из приемных и обычных семей). Результаты представлены в таб. 1, где видно, что значимо чаще, для воспитанников детского дома встречается категория «Положительное эмоционально-оценочное отношение к представителям своего пола». В данную категорию попали преимущественно положи-

тельные характеристики, связанные с мужским образом, отражающимся в детализации мужской фигуры, ее расположение в центральной части листа. Это связано с большей необходимостью общения воспитанников со взрослыми мужчинами, нехваткой мужского внимания и воспитания.

Значимо чаще для воспитанников детского дома встречается категория «Отрицательное эмоционально-оценочное отношение к представителям противоположного пола»: отсутствие изображения женской фигуры, нет никаких половых признаков женской фигуры, стирание, штриховка, нажимы, маленькое изображение фигуры женщины, небрежность, неаккуратность манеры исполнения рисунка. Возможно, это связано с наличием многочисленного ближайшего женского окружения (воспитатели, учителя), формальной организацией общения взрослых с детьми, жесткая регламентация и санкционирование взрослыми, поведения подростков, наличие сложившегося отрицательного образа собственной матери.

Таб. 1. Частота встречаемости категорий, выделенных на основе анализа рисунков подростков

№ Детский дом Обычные семьи Приемные семьи

Категории Частота встречаемости ранг Частота встречаемости ранг Частота встречаемости ранг

1 Идентичность автопортрета с образом человека своего пола** 0,35 5 0,9 1 0,93 1

2 Величина фигуры автопортрета и человека своего пола аналогичны** 0,29 7 0,7 4 0,6 5

3 Изображение частей тела, соответствующих критериям маскулинности / феминности 0,57 3 0,58 5 0,63 4

4 Положительное эмоционально-оценочное отношение: - к себе как представителю определенного пола ** 0,3 6 0,87 2 0,77 3

- к представителям своего пола* 0,64 1 0,82 3 0,85 2

-к представителям противоположного пола 0,27 8 0,29 7 0,31 6

5 Отрицательное эмоционально-оценочное отношение: - к себе как представителю определенного пола** 0,42 4 0,06 9 0,1 9

- к представителям своего пола 0,18 9 0,09 8 0,18 8

-к представителям противоположного пола* 0,53 2 0,35 6 0,26 7

* Статистически значимые различия между выборками на уровне значимости 0,05. ** Статистически значимые различия между выборками на уровне значимости 0,01.

Также значимые различия были обнаружены по категории «Отрицательное эмоционально-оценочное отношение к себе как представителю определенного пола». У воспитанников детского дома данная категория встречается статистически чаще (особенно у мальчиков), чем у подростков из семей. Это объясняется тем, что многие воспитанники имеют неадекватную самооценку, мальчики чаще заниженную, наблюдается чувство собствен-

ной неполноценности, незащищенности5. Возможно, это связано с отсутствием поддержки со стороны значимых взрослых и, наличием большого числа сверстников, не умеющих оказывать эту поддержку. Жизненные трудности и проблемы не позволяют им чувствовать себя уверенно и достойно. В данную категорию попали негативные кри-

5 Дубровина И.В. Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: 1990.

терии: отсутствие автопортрета, стирание, штриховка, нажимы, графическая и схематично выполненная презентация собственного образа. Последний критерий является свидетельством негативного отношения к человеку как субъекту общения, и может сигнализировать о возможном неприятии себя в диаде «человек-человек». Наличие в рисунках подростков из детского дома, а в некоторых случаях из приемных семей, маленьких, неустой-чивыгх ступней - довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью. Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Напротив, хорошо приспособленные дети из обычных семей, с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Для многих автопортретов данной группы подростков характерна крупная фигура, помещенная в центре листа, что говорит о завышенной самооценке. Основной предпосылкой формирования у ребенка высокой самооценки является установка матери на принятие ребенка. Исследователи отмечают и два других чрезвычайно важных фактора - это дисциплинирующее начало в семейном воспитании и уровень самооценки ма-тери6. Все это показывает зависимость формирования самооценки от сложного комплекса условий воспитания. Также значимо реже у воспитанников детского дома встречается категория «Идентичность автопортрета с образом человека своего пола», характерным признаком которой выступает похожесть собственного образа с представителем своего пола. Такое положение обусловлено слабой степенью дифференциации гендерных образов. Это означает, что образы мужчин и женщин для детей из детского дома менее дифференцированы и более стереотипные. Основной причиной является отсутствие семьи и, как следствие, невозможность наблюдать разнообразие социальные ролей7. Вдобавок к этому на снижение дифференцирован-ности в восприятии мужчин и женщин влияет и

6 Юнусова Р.А. Полоролевая идентификация подростков группы риска. Автореф. дисс. ... к.психол.н. - М.: 2008.

7 Дубровина И.В. Рузская А.Г. Психическое развитие ....

сама система образования, которая в России является гендерно индифферентной.

Значительно реже у детей-сирот встречаются в рисунках категории «Положительное эмоционально-оценочное отношение к себе как представителю определенного пола» и «Аналогичность величины фигуры автопортрета и человека своего пола», которые отражают позитивный собственный образ, расположение автопортрета на листе и одинаковый размер фигур с представителем своего пола, что является средством выражения значимости для подростка человека определенного пола. Низкие ранги подтверждают вышесказанное о низкой самооценке и недостаточности присутствия мужчин в жизни воспитанников.

Качественный анализ рисунков позволил выделить характерные особенности прорисовки тела и наличие половых признаков -символизирующих уровень сексуальности и выраженность феминныгх / маскулинныЕх черт у подростков всех подгрупп. На наш взгляд они отражают эмоционально-ценностное отношение к себе, как представителю мужского / женского пола, и к представителям своего и противоположного пола. В автопортретах детей из обычных и приемных семей отражены соответствующие полу признаки, т.е. подростки идентифицируют себя с образами, адекватными своему биологическому полу, привнося в свой портрет черты, которые рассматриваются в качестве индикаторов их личностных свойств. При более детальном рассмотрении рисунков подростков из детского дома отчетливо выступают признаки несформированности половой идентичности. Большое внимание мальчики из семей уделяют рисункам мужчины (лучшая прорисовка, аккуратность выполнения, как правило, крупные изображения), что говорит о значимости мужского образа. У мальчиков из детского дома мужской образ в основном представлен подростками, одноклассниками, друзьями, а не взрослыми мужчинами. Во многих рисунках идеального мужчины существуют детали в одежде, во внешности: оружие, галстук, портфель, борода и т.д. У мальчиков всех подгрупп с преобладанием маскулинной ориентации рисунки мужчины и автопортрет похожи, детализированы и прорисованы, что свидетельствует о большей значимости мужского образа. Изображение подростками из семей женского образа значительно меньшего размера, иногда не дорисованного, менее детализированного, с отличительными чертами в прическе и одежде, сильным нажимом, показывает тревожность, связанную с женским образом.

Наличие данных признаков говорит о достаточной дифференциации двух образов: мужского и женского. Для рисунков подростков-сирот характерны крупные женские фигуры с наличием половых признаков, что свидетельствует о значимости женщин (воспитателей, ближайшего окружения) в жизни воспитанников. Феминных женщин очень мало, они представлены более стереотипно. В некоторых рисунках можно выделить конфликтный характер отношения к противоположному полу, что можно объяснить особенностями возраста: отход от матери, противопоставление себя женщинам8. Характерными особенностями рисунков феминных мальчиков являются: автопортрет идентичен женскому образу, детализация женской фигуры (украшения, бантики и т.д.) и частичные изображения тела, относящиеся к феминным, мелочнее изображение деталей одежды мужчины, женские черты в мужском образе (пухлые губы, прорисованные глаза и т.д.), характерные признаки тревожности. Для мальчиков из детского дома с неопределенной полоролевой ориентацией все фигуры похожи между собой, маленькие, тщедушные, без видимых особенностей вторичных половых признаков. В изображении себя прослеживается больший уровень тревожности и неуверенности в себе - штриховка, стирания и неустойчивая поза. Можно сказать о заниженной самооценке. Анализ рисунков подростков из приемных и обычных семей показывает сформированность образа мужчины и неопределенности собственного и женского образов лишь в 20% случаев. В 70% рисунков воспитанников детского дома (мальчиков) мужской образ недифференцирован и лишь в 25% случаев можно говорить об определенности женского образа, негативное отношение к собственному образу наблюдается у 50% подростков-сирот.

Рисунки девочек во всех подгруппах более детализированы и аккуратны, разнообразны, чем у мальчиков. Образы эмоционально позитивно насыщенны у девочек из семей. По сравнению с рисунками мальчиков работы девочек свидетельствуют о том, что у них более сформированы поло-ролевые представления как феминные, так и маскулинные. Идентификация себя с женским образом хорошо видна на рисунках девочек из семей (качество рисунков и их содержание). Во многих рисунках воспитанниц детского дома по сравнению с «домашними» девочками наблюдаются признаки неадекватной самооценки, что в определенном случае объясняется возрастной особенностью. У

8 Бобкова Т.С., Виноградова Г.А. Половое воспитание подростков в учреждениях интернатного типа:..

мальчиков-воспитанников само-оценка ниже, чем у девочек. Очень часто в рисунках девочек всех подгрупп проявляется тревожность, неуверенность в себе, присущая больше феминным девочкам. Так же имеют место образные рисунки, где видны признаки нега-тивизма: сильная штриховка, маленькое изображение, особенно в верхней части листа, не-брежность, неаккуратность рисунка, что отражает конфликтное или негативное отношения к себе, противоположному и своему полу. Данная манера исполнения свойственна в большей степени девочкам с маскулинными чертами. Изображение мужчины самое большое, что, свидетельствует о значимости образа. Часто в рисунках этих девочек собственный образ идентичен мужскому. Идеальная женщина нарисована не столь качественно, при этом она представлена феминной. Это свидетельствует о том, что девочки в этом возрасте относятся негативно, прежде всего, к себе, возможное следствие общего снижения уровня самооценки, которое констатируют многие исследователи. У воспитанниц детского дома идеальный мужчина представлен в большинстве случаев юношескими образами (подростками, сверстниками из класса, группы детского дома), чем зрелым возрастом, по сравнению с девочками их семей. В рисунках девочек из приемных и обычных семей много мужчин с цветами и подарками, есть рисунок принца на белом коне, все это свидетельствует о романтичности образа идеального мужчины, что соответствует возрасту. В некоторых рисунках, как мальчиков, так и девочек из приемных семей, особенно из детского дома, присутствуют детали, указывающие на то, что подростки испытывают чувство незащищенности. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено, постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Рисунки, отражающие черты маскулинности / феминности (детали, фигура, черты лица и т.д.), характерны для 90% девочек и 80% мальчиков, воспитывающихся в условиях семьи (приемной/обычной), для воспитанников детского дома лишь у 20% мальчиков и 50% девочек. Надо отметить, что встречаются рисунки, не отражающие маскулинных/феминных черт (непонятные фигуры, нет деталей и т.д.), чаще среди мальчиков, чем девочек. Анализируя рисунки детей, можно сделать вывод, что адекватное восприятие себя и идентификация, соответственно своему полу, характерна большинству подростков, воспитывающихся в приемных и обычных семьях. Роль роди-

телей является важнейшим условием в половой идентификации ребенка9, 80 % подростков воспитывается в полной семье.

Для выяснения характера представлений подростков о мужских и женских качествах, об особенностях отношения к людям, женщине, мужчине, образов семейных ролей (отца, матери, мужа, жены), других личностных позиций нами была использована методика свободных описаний; предложено сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин» (авторы М.И.Лисина, И.В.Дубровина, А.Г.Руз-ская и др.). Обработка данных велась методом контент-анализа с выделением наиболее значимых категорий и частоты их встречаемости для экспериментальной группы и групп сравнения. В инструкции специально обращалось внимание на то, что описывать следует обыкновенных людей. Анализ суждений об образах мужчин и женщин проводился по следующим темам, в которых в той или иной степени проявились значимые, привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, качества личности или формы поведения мужчин и женщин: 1) особенности внешнего облика (красота, элегантность, аккуратность);

2) черты характера, отражающие отношение к людям (чуткость, внимательность, отзывчивость);

3) особенности отношения к женщине или мужчине (рыцарство, галантность, нежность); 4) деловые качества, связанные с трудовой деятельностью; 5) интеллектуальные особенности, интересы; 6) традиционное понимание мужественности или женственности (сила, смелость, воля, нежность, мягкость, уступчивость); 7) качества, связанные с супружеско-родительскими ролями мужчин и женщин10.

Восьмая тема «Любовно-сексуальная сторона взаимоотношений между полами» нами не рассматривалась в связи с тонкостью и деликатностью данной темы и возможно неадекватным ее пониманием подростками-сиротами, в том числе и подростками из приемных семей, имеющими негативный прошлый опыт проживания в кровной семье (травмирующие воспоминания).

Степень представленности той или иной темы в описаниях подростков определяется как числом детей (в процентах к общему числу подростков данной группы), использовавших ее, так и тем рангом, который она получала в ряду других тем. Представленность той или иной темы, отражает, во-первых, сферы жизнедеятельности человека и

9 Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. -1989. - №> 3. - С. 29.

10 Дубровина И.В. Рузская А.Г. Психическое развитие ....

качества его личности, в которых, по мнению подростка, наиболее ярко проявляются психологические особенности мужчин и женщин, во-вторых, те критерии, с помощью которых они пытаются оценить мужественность и женственность современных им людей. Поэтому анализ экспериментального материала идет в отношении как содержания того или иного критерия, так и сравнительной значимости его в ряду других критериев. Мы выделили еще одну категорию, представляющую негативные характеристики мужчин и женщин и характеристики «от обратного», когда описывается, какими не должны быгть мужчина или женщина.

Как видно из таб. 2, значительно чаще у подростков детского дома, а также из приемных семей встречается категория «Особенности отношения к мужчинам и женщинам, стереотипы». Это означает, что образы мужчин и женщин для детей из детского дома менее дифференцированы и более стереотипные. Это происходит, в первую очередь, из-за отсутствия семьи и, как следствие, невозможности наблюдать разнообразие социальных ролей. Возможно, для подростков из приемных семей, прошлый негативный опыт проживания в кровной семье наложил отрицательный отпечаток на их представления о взаимоотношениях полов11.

Значимо реже у воспитанников детского дома встречается категория «Характер и особенности отношения к людям независимо от их пола». Это является во многом следствием первого вывода, так как слабая степень дифференциации гендер-ных образов ведет и к слабой дифференциации личностныгх качеств и черт. Близость рангов и значений сравнительных частот наблюдается у подростков из семей, что говорит о положительном влиянии семейного воспитания.

Также для воспитанников статистически реже встречается категория «Трудовая деятельность, деловые качества». Близость рангов и значений сравнительных частот наблюдается с подростками из приемных семей. На наш взгляд, тема профессиональной сферы для воспитанников является расплывчатой, профориентация у них слабо сформирована, у многих нет четкой жизненной перспективы, планов на будущее. Как правило, в детских домах у выпускников небольшой выбор профессий, в основном рабочих специальностей, и учебных заведений, заранее определяемых руководством. Статистически менее значимой для детей из детского дома оказалась категория «Семья, дети, детско-родительские отношения». Это связано с наличием у детей-сирот преимущественно нега-

11 Исаев Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.- М.: 1986.

тивного и обедненного опыта жизни в семье. И если у подростков из семей существует положительный стереотип, подкрепляемый и родителями,

Значительно чаще у подростков-сирот встречаются негативные характеристики мужчин и женщин и характеристики «от обратного», когда описывается, какими не должны быть мужчина или женщина. Об этом говорится в исследованиях И.В.Дубровиной, что у воспитанников детских домов негативный образ мужчин и женщин гораздо более дифференцирован, разнообразен, основан на личном опыте и наблюдении, а в положительном образе больше присутствует стереотипов, идеализаций12. Отчетливо выделяются два противоположных образца маскулинности / феминно-сти - положительный и отрицательный, их содержание различно у детей из разных категорий семей и детей-сирот. Значительно реже встречается у подростков из приемных и обычных семей. Также значимо чаще у воспитанников встречается категория «Традиционное понимание мужественности / женственности», которая включила в себя гендерно нейтральные высказывания, являющиеся следствием гендерной недифференци-рованности представлений самих подростков.

Категория «Эрудированность, интересы, интеллектуальные особенности» значительно чаще встречается у подростков из обычных семей. Возможно, это объясняется тем, что для детей, лишенных родительского попечительства, в том числе, воспитывающихся в условиях приемной семьи (многие подростки имеют недостаточность развития интеллектуальной сферы) интеллект, знания, образованность не играют столь большой роли для

12 Дубровина И.В., А.Г.Рузская. Психическое развитие..

и педагогами о том, что в будущем ребенку необходимо создать семью, то у воспитанников детского дома такой стереотип практически отсутствует.

выживания, успешной социализации и вхождения во взрослую жизнь, в то время как для обычных школьников этот фактор является одним из ключевых. Качественный анализ сочинений подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития показал более конкретные сходства и отличия в описаниях современных мужчин и женщин. Необходимо отметить, что подростки из обычных и приемных семей дают более полные описания, отражающие представления об особенностях личности мужчин и женщин. Подростки из детского дома - чаще неполные, содержащие описание только одного из образов и неопределенные, в которых описывался некий бесполый человек, или описания, не выявляющие представлений детей.

В сочинениях подростков из детского дома четко прослеживается биполярность мужественности/женственности, о чем упоминалось выше. В некоторых моментах наблюдается схожесть взглядов подростков из приемных семей и детского дома (сказывается прошлый негативный опыт проживания в кровной семье), а также совпадение мнений с детьми из обычных семей (положительное влияние семейного воспитания в приемной семье). Качественный анализ описаний подростков позволил нам выделить большой диапазон положительных мужских и женских качеств, по сравнению с отрицательными эталонами, не зависящими от опыта проживания в приемной семье (взаимосвязь не прослеживается). Понимание подростками из приемных семей и детского дома мужест-

Таб. 2. Частота встречаемости категорий, выделенных на основе анализа сочинений подростков на тему «Каким я себя представляю современных мужчин и женщин»

№ Категории Детский дом Обычные семьи Приемные семьи

Частота встречаемости ранг Частота встречаемости ранг Частота встречаемости ранг

1 Особенности внешности и внешнего облика 0,7 1 0,66 5 0,57 6

2 Характер и особенности отношения к людям независимо от их пола** 0,62 3 0,93 1 0,89 1

3 Особенности отношения к мужчине и женщине, стереотипы * 0,65 2 0,7 4 0,82 2

4 Трудовая деятельность, деловые качества * 0,59 4 0,8 2 0,58 5

5 Эрудированность, интересы, интеллектуальные особенности** 0,18 8 0,57 6 0,3 7

6 Традиционное понимание мужественности/женственности* 0,39 6 0,52 7 0,6 4

7 Семейно-бытовая сфера** 0,44 5 0,75 3 0,77 3

8 Негативные характеристики, через «не»* 0,28 7 0,06 8 0,16 8

* Статистически значимые различия между выборками на уровне значимости 0,05.

** Статистически значимые различия между выборками на уровне значимости 0,01.

венности и женственности характеризуется недостаточным ролевым диапазоном: мать, дочь, отец, сын. Мужчины и женщины представлены детьми из семей (приемных и обычных) образованными, эрудированными личностями, наделенными деловыми качествами, с разнообразными интересами, внешне привлекательными, ухоженными, любящими своих родных, заботливыми родителями, отзывчивыми людьми: «Мужчина должен выглядеть элегантно, модно, не очень броско, носить одежду в зависимости от обстановки, при этом всегда быгть опрятным», «Женщина всегда должна быть красивой, придерживаться одного стиля в одежде и прическе, но при этом не бояться экспериментировать ».

В отрицательные представлениях подростков из приемных семей прослеживается определенный круг проблем, связанных с невыполнением домашних обязанностей, наличием вредных пристрастий к алкоголю и табакокурению, невежество, грубость, обедненность интересов, отсутствие увлечений и т.д. Приведем пример: «Мужчина - это глава семьи, только при этом он не должен быть тираном, обижать жену и детей, пить, курить», «женщина не должна бояться лишних дел». Стоит отметить, что отрицательные характеристики не доминируют в описаниях подростков, но, тем не менее, свидетельствуют о возможных скрытых личностных, внутрисемейных проблемах. Употребление в описаниях частицы «не» имеет разноплановый содержательный характер у подростков трех групп. Характеризуя современную женщину, мальчики из обычных семей пишут: «не должна уделять, много времени работе», «не должна все время думать о работе». Подростки из детского дома вкладывают иной смысл: «Женщина и мужчина не должны выражаться матом, не пить, не курить, не драться, не обзываться, не обманывать и не обижать», «мужчина не должен быть лохматым, его одежда не испачканная», «женщина должна стоять ровно и не размахивать руками, когда разговаривает, разговор должен быгть хорошим, не матным». Высказывания подростков-сирот более инфантильны, характеризуются обедненностью средств языка, наличием негативного прошлого. В связи с низким уровнем вербального интеллекта, недостаточности словарного запаса воспитанники не могут перечислить, представить более широко основные качества личности, независящие от пола, обычно употребляются такие характеристики как добрый, хороший, вежливый, спокойный (очень часто), хорошо относиться к людям, помогать им.

В описаниях подростков-сирот часто наблюдается употребление слов чистоплотный,

аккуратный, опрятный, чистый, т.е. все, что касается поддержания чистоты и порядка, возможно, это связано с их основными обязанностями в детском доме. Употребление таких слов как, спокойный, аккуратный, также часто встречается в описаниях подростков из приемных семей. Возможно, это следствие проживания в кровной семье, некоторых подростков в детском доме ранее. Данные личностные черты для них важны, поэтому дети считают их идеальными (недостаточно в обычной жизни).

Содержание критерия «особенности интеллекта, широта и разнообразие интересов» наиболее представлено в описаниях подростков из обычных семей, отражает общую возрастную закономерность: от выделения отдельные умений, интересов (спорт, искусство, вышивка и т.д.) до обобщенной характеристики умный, эрудированный, образованная, начитанная и т.д.). Тема «трудовая деятельность и деловые качества» более широко также представлена подростками из обычных семей. По характеру андрогинна, чем традиционна, по сравнению с представлениями подростков-сирот. По мнению, подростков, воспитывающихся в семьях, современная женщина должна быть не просто трудолюбивой, но энергичным, активным членом общества, занимающим руководящие должности. Описания подростков: «Мужчина должен заниматься серьезным делом, иметь свой бизнес, быть руководителем на предприятии». Дети из обычных семей выбирают профессии умственного труда, подростки-сироты и дети из приемных семей больше рабочие специальности, возможно, это связано с социальными условиями ближайшего окружения.

Высказывания девочек более яркие, насыщенные в представлениях об эталонах мужественности. Нас заинтересовали сочинения девочек из приемных семей с маскулинными чертами личности, приведем пример описаний: «Человек должен выглядеть достойно, по характеру быть сильным. Женщина - хорошая хозяйка, но при этом должна работать, уметь зарабатывать себе на жизнь». Судя по содержанию высказываний феминных и андрогинных девочек: «Семью должен содержать мужчина, а женщина быть только домохозяйкой», «Мужчина сильный, умный, занимается бизнесом, директор фирмы, женщина должна быть не только домохозяйкой, но и работать психологом, врачом, вос-питателем, иметь хорошее образование, быть способной, умной, доброй, самостоятельной, хоть немного времени уделять себе», видны различия в

полоролевых представлениях о мужественности / женственности, стереотипах и предпочтениях.

Анализ содержания сочинений показал, что се-мейно-бытовая тема для многих подростков всех категорий более привлекательна. Хочется отметить отсутствие негативных высказываний подростков из приемных семей в адрес семейной жизни, либо в адрес противоположного пола, по сравнению с детьми-сиротами. Неблагоприятный опыт жизни в семье с кровными родителями, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка, оставшегося без попечения родителей, который часто переносит модель воспитания из семьи своих родителей на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребенку-сироте позитивно смотреть в будущее, время от времени тревожит его13. Это нашло отражение в описаниях подростков, проживающих в приемных семьях от одного года до четырех лет, большинство высказываний не раскрывают функции мужчины и женщины в семье, например: «Мужчина должен работать, приносить в дом деньги, чтобы прокормить семью, а жена должна быть домохозяйкой, убирать по дому, воспитывать детей». Мало высказываний подростков с неблагополучным прошлым прозвучало по поводу совместного воспитания детей и проведения свободного времени, а также взаимопонимания и поддержки в трудные минуты, взаимоотношений жены и мужа, наличие такого слова как «любовь» упоминается единично. В основном акцент детей-сирот делается на обязанности жены, мужа, матери и отца по дому, тщательный уход за детьми, редко говорится о взаимоотношениях с ними, например, «родители должны следить за детьми, кормить, обувать, одевать, следить за их порядком, иногда пороть, если не слушаются».

Подростки из приемных семей в некоторых случаях идеализируют семейные образы: мужа, жены, отца, матери, наделяя их соответствующими полу характеристиками. В целом описания идеальной семьи реальны, многие дети вполне зрело рассуждают о том, какая семья может считаться идеальной. Обращает на себя внимание частое совпадение представлений мальчиков и девочек, воспитывающихся в разных семьях (приемных / обычных), об образе мужчины и практически одинаковый характер использования критерия «семьянин» мальчиками при описании, как мужчин, так и женщин. Подростки описывают мужчин и женщин понятиями: «хороший семьянин», «лю-

13Юферева Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и школе-интернате // Возрастные особенности психического развития детей. - М.: 1982.

бящая жена и мать». Практически отсутствуют негативные определения. Испытуемые, больше констатировали обязанности мужчин и женщин в семье, чем выражали свое отношение к этому. Таким образом, критерий оценки особенностей личности мужчин и женщин в сфере семейно-бытовых отношений претерпевает значительные изменения. Речь идет о тех качествах, которые характеризуют отношение мужчины к женщине и наоборот. Отметим, что он достаточно значим для девочек. Мужчины, по мнению девочек, должны «ухаживать за девушкой и защищать ее», «уважать женский пол», «быть снисходительными, внимательными, благородными по отношению к женщине», «ценить ее слабость». В полном согласии с этими представлениями находятся и традиционные представления девочек о мужественности: мужчина должен быть «сильный, смелый, настойчивый, гордый, рыцарь». Отношение женщины к мужчине испытуемые девочки обозначили так: «понимать мужчину», «быть верной женой», «заботиться о нем». Однако женственность в традиционном понимании, т.е. такие качества, как «ласковая, нежная, мягкая», высоко оценили большинство девочек, воспитывающихся в семьях. Образ идеальной женщины в понимании девочек-сирот более маскулинен. Анализ высказываний девочек выявляет у них своеобразную централизацию: они достаточно точно представляют отношение к себе, эти представления соответствуют их идеалу мужественности, однако обратная закономерность сла-бая14. Сравнительный качественный анализ идеальных образов мужчин и женщин показал, что все мальчики наделяют женщину такими качествами как: ласковая, нежная, робкая, добрая, красивая, умная, ответственная, решительная, т.е. одновременно и маскулинными и феминными качествами. В представлениях мальчиков из детского дома женщина более маскулинна, большинство считают, что она должна обладать такими качествами как смелость, выносливость, уверенность. Представления о матери у подростков-сирот более феминны, есть тенденция к андрогинности. У подростков-мальчиков из разных семей складывается более андрогинный образ матери. Необходимо отметить, что мать наделяется такими же качествами как и отец, всеми подростками не зависимо от половых отличий и социального окружения: заботливые, понимающие, добрые, ответственные, внимательные, уделяют много времени воспитанию детей. Воспитанники обращают внимание на такие качества как хозяйственная, трудолюбивая и одновременно добрая и строгая, аналогичные высказы-

14 Бобкова Т.С., Виноградова Г.А. Половое воспитание подростков в учреждениях интернатного типа:..

вания об отце. Образ отца в представлениях всех подростков андрогинен, за исключением девочек из детского дома - более маскулинен и аналогичен образу идеального мужчины: сильный, смелый, мужественный, умный, крепкий, ответственный, решительный, честный, однолюб. Для девочек из детского дома при отсутствии родителей значимыми являются представления об идеальной женщине. Они слабо представляют и не видят полороле-вых функций матери, женщины в семье, в обществе в целом, живут на полном гособеспечении и не знают о задачах, которые им предстоит решать в будущем, у них слабо выражена практическая готовность к исполнению женских ролей в семье. На наш взгляд, дети-сироты мало разграничивают роли мужа, отца, жены, матери, дают сходные характеристики (заботливые, трудолюбивые, хозяйственные, добрые), по сравнению с детьми из семей, для воспитанников первичны образы матери и отца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подростки из обычных и приемных семей дают более подробные описания действий мужчин и женщин, чем характеристик, в ответах больше позитивных высказываний, чем негативных, по сравнению с детьми-сиротами. Для подростков всех подгрупп с адекватной половой идентичностью представления о мужественности / женственности соответствуют принятым в обществе нормам и стереотипам поведения. Анализ сочинений показал, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются пред-

ставления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности / женственности, возможно, соответствуют взглядам взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако, как показывают данные, представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков мальчиков и девочек разноплановые. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения. Столкновение двух полярных образов мужчины и женщины, отрицательного и положительного, противоположных эталонов семейных взаимоотношений может способствовать становлению искаженных представлений о маскулинности / феминно-сти и соответственно порождать конфликтную систему семейные требований. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать о том, что при использовании проективных методик в работе с детьми-сиротами проблема создания и поддержания мотивации на диагностирование не ставится так остро, как с вербальными методиками.

PROJECTING EXPLORATION METHODS OF THE SEXUAL IDENTITY

OF ORPHANS

© 2012 T.S.Bobkova

Samara State Economic University Branch. Syzran

The article describes the experience of using projecting technologies with orphans. The aim of such experiments was to show a level of self-consciousness in matters of sex, self-perception and socio-cultural attitude to family. Key words: social orphanage, sexual identity, feminism, maskulinism, projecting test.

° Tatyana Stepanovna Bobkova, PhD in psychological sciences, a senior lecturer of humanitarian and social economic disciplines department. E-mail: tsbobkova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.