УДК 159.9
Бобкова Татьяна Степановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления филиала Самарского государственного экономического университета, [email protected], Сызрань
характеристика составляющих половой идентификации
подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития
Аннотация. В настоящее время стала очевидной тенденция к трансформации социальных и половых ролей мужчин и женщин, которая негативно отражается на полоролевой социализации подрастающего поколения. Для успешной адаптации и интеграции в социум, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Однако у детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах ограничены возможности познания этих ориентаций, вследствие чего возникает вероятность нарушений в сфере полового самосознания ребенка. В статье рассматривается вопрос о применении полупроективных методик в исследовании половой идентификации подростков, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома. Автором представлены теоретический аспект указанной проблемы и материалы практического опыта.
Ключевые слова: половая идентификация, маскулинность, феминность, андрогинность, подростки, детский дом, обычные и приемные семьи.
Bobkova Tatyana Stepanovna
Candidate of the Psychological Sciences, Associated Professor of the Department of Economics and Management, а branch of Samara State Economic University, [email protected], Syzran
the characteristics of teenagers' sex-role identification components in different socio-pedagogical situations
Abstract. Nowadays there is a tendency to transform social and sexual roles of men and women, which is negatively reflected in social growth of younger generation. For successful adaptation and integration in society as a full member, the child should grow up in a family where there is a formation of gender normative orientations and behaviour stereotypes. However, children living in orphan homes have limited opportunities for learning these orientations, as a result, the risk of disorders in the sphere of sexual identity of the child arises. The article deals with the use of half-projected methods in testing sexual identification of teenagers who are brought up in a family or in a boarding school. The author presents the theoretical aspect of this problem and materials of practical experience.
Keywords: sex-role identification, masculinity, femininity, androgyny, teenagers, boarding school, typical and foster families.
Как известно половая идентификация является одной из составляющих самосознания личности человека. Нарушения в данной сфере затрудняют процесс адаптации молодого человека в социуме и часто детерминируют психосоциальную дезориентацию. Теоретический анализ в аспекте изучения особенностей половой идентификации подростков из детских домов показывает, что социально-педагогическая ситуация развития детей-сирот приводит к искаженным представлениям о своей будущей роли в семье, отсутствию, либо ограниченности знаний
о различном поведении мужчин и женщин, к равнодушному отношению своего внешнего облика. Все это препятствует нормальному формированию эталонов полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Половая идентификация важна для осознания своей половой принадлежности и половой (гендерной) роли в процессе становления самосознания личности подростков [3; 9].
В рамках данного исследования нами было конкретизировано научное представление о содержании понятия «половая иден-
тификация», которое подразумевает под собой сложный психический процесс. Сущность его заключается в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в ситуациях деятельности, поведения, во взаимодействии с другими людьми в соответствии с нормами мужского и женского пола и социокультурными традициями общества, впоследствии складывается единое представление о себе как о человеке определенного пола, занимающего определенную «полоролевую позицию». Выделены составляющие половой идентификации: половая и полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы и предпочтения, полоролевое поведение, психологический пол личности, социокультурные представления о семье, об идеальном мужчине и женщине [3].
В пакет диагностического инструментария вошли тесты, анкеты, проективный рисуночный метод, метод свободных описаний и полупроективная методика «МиФ» (авторы Н. В. Дворянчиков, А. В. Герасимов), позволяющая определить индивидуальную степень вьфаженности феминности,маску-линности, андрогинности, субъективное отношение испытнемых и проявлению данных качеств у себя. Категории психологического пола иснольаоволиса дхювьвявнгшш иаршс-терных особенностей составляющих поло-тор иденгпфикаснн. ° памощью «одерна-тельного и структурного анализа методика дает возможность рассмотреть целостную сяснес— понтвогоспосозвянии. 1В рхсжепас представлены графические результаты соот-
образов «Я» (средние значения), составляющих поновоИ ипонюификпции педростков в разных социально-педагогических ситуациях развития (детский дом, приемная и обычная
семья). Ниже приведены краткие обозначения, использованные в диаграммах: Мд/д -мальчики детского дома; Моб.с. - мальчики из обычных семей; Мпр.с. - мальчики из приемных семей; Дд/д - девочки из детского дома; Доб.с. - девочки из обычных семей; Дпр.с. - девочки из приемных семей.
В результате чего нами было выявлено, что «Я-реальное» у мальчиков из детского дома в большинстве случаев феминно (р=0,546; р>0,01), о шкале маскулинности можно сказать, что она неопределенна в данном Я-образе, получены низкие значения. Недифференцированность шкалы маскулинности объясняется становлением полороле-вых представлений в этом возрасте, а также недостаточностью общения с мужчинами в детском доме [1]. «Я-реальное» мальчиков из обычных семей представлено андрогин-но (р=0,452; р>0,05-р<0,01), практически одинаковые показатели по двум шкалам, с небольшим преобладанием маскулинных качеств (на 5% уровне значимости), так как средние значения не сильно различаются. «Я-ресльное»м;мвчиков изпфнемных соме й традиционное, т.е. представлено маскулинно » =С«6Х1; н>0,0С)« Об этевгоостят высохе значения по шкале маскулинности по отно-шешто к шлалс феминносси. ОПиасес дта-граммы показывает нам, что «Я-реальное» восиитеншщ двтсюго дсма м^ссч^^шо (р=0,548; р>0,01), получены высокие баллы по шкале маскулинности и низкие по шкале Ювмшшосто. Ии дипраммы всдно, то составляющие «Я-реального» с позиций мес1-лн»нocяи/ПемIшвявти в гринсм севс-чек из обычных (р=0,468; р>0,05-р<0,01) и приемных семей (р=0,475; р>0,05-р<0,01) носят практически пропорциональный характер с незначительным преимуществом
Мд/д Моб.с. Мпр.с. Дд/д Доб.с. Дпр.с.
Рисунок1 -Пропорциямаскулинности/феминностисоставляющих «Я-реальное» мальчиковидевочек в разныхсоциально-педагогическихситуацияхразвития
по шкале феминности; наблюдается тенденция к сближению феминных и маскулинных качеств (на 5% уровне значимости). Образ «Я-идеальное» мальчиков из детского дома в данной категории не определенно (р =0,401; р<0,05), т.к. у подростков нет четких представлений в отношении стереотипного или коррелирующего с ним поведения какого-либо пола, наблюдается несоответствие ценностных структур нормативным. Результаты составляющих «Я-идеальное» мальчиков и девочек представлены на рисунке 2. «Я-идеальное» мальчиков из обычных и приёмных семей представлено андрогин-ностью (р=0,514; р>0,05-р<0,01), (р=0,533; р>0,05-р<0,01) с превышением значений по шкале маскулинности. Как мы видим для девочек из приемных семей в образе «Я-идеальное» выраженной является андро-гинность личности (р=0,478; р>0,05-р<0,01), как и у девочек из обычных семей (р=0,499; р>0,05-р<0,01), т.е. высокие показатели по шкалам как мужских, так и женских черт, но с большей представленностью феминно-сти. «Я-идеальное» девочек детского дома представлено также андрогинно (р=0,501; р>0,05-р<0,01), но с превалированием пока-
зателей по шкале маскулинности.
Данный образ у подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития представлен андрогинно в большинстве случаев. Различия проявились в том, что у мальчиков детского дома идеальный образ себя не сформирован, не определен, а у мальчиков из семей выявлена тенденция к андро-гинности с ведущей шкалой маскулинности; у девочек детского дома больше выражена шкала маскулинности по андрогинной модели «Я-идеального» по сравнению с девочками из семей, у которых при выявленной тенденции к андрогинности превалирующей является шкала феминности. На рисунке 3 представлен образ «Идеального мужчины» в представлениях мальчиков и девочек, воспитывающихся в разных условиях.
Образ «Идеального мужчины» представлен подростками-мальчиками из обычных и приемных семей андрогинным; у мальчиков из обычных семей (р=0,521; р>0,05-р<0,01) с незначительным преобладанием по шкале маскулинности, у мальчиков из приемных семей (р =0,472; р>0,05-р<0,01) с более высокими показателями по данной шкале, что ближе к подросткам из детского дома (на 5%
Рисунок 2 - Пропорция маекулинности/феминности сомтавлшищит«Я-идеахьние» мальчиков и девочек в разных социально-педагогических ситуациях развития
20
' маскулинность
1 феминность 10
Мд/д Моб.с. Мпр.с. Дд/д Доб.с. Дпр.с.
Рисунок 3 - Пропорциямаскулинности/феминностисоставляющихобраз«Идеальный мужчина» мальчиков и девочек в разных социально-педагогических ситуациях развития
уровне значимости). По сравнению со сверстниками из семей, мальчики из детского дома видят идеального мужчину более традиционно, наделяя его больше мужскими качествами, чем женскими (р=0,763; р>0,01). Для девочек из приемных семей (р=0,564; р>0,05-р<0,01) так же, как и для воспитанниц детского дома (р=0,658, р>0,01), образ идеального мужчины выражен более маскулинно, гфедставлен традиционно по сршзненши с девочлами из оуычсыа слмц° (р=0,539; р>0,05-р<0,01), Проанализируем образ «Идеальной женщины» в представлениях мальчиков и девочек из семей и из детского дома на рисунке 4. Из диаграммы видно, что об0аз «Идеальной женщины» практически во всех группах представлен андронинно, но более традиционно во взглядах подростков из семьи.
«Идеальная женщина» в представлениях воспитанников (как мальчиков, так; и девочек) выглядит более маскулинно, значения по шкале маскулинности выше значений по шкмле феминностт.Полорюневык сииусоти-
пы выглядят неоднозначно: больше сходств обнаруживается в образе «Идеального мужчины», который представлен маскулинно в той или иной степени. Представления подростков об «Идеальной женщине» более традиционны в обычных и приемных семьях, дети-сироты считают, что женщина должна в большей степени обладать мужскими чертами [3]. Представления о себе илутвмимсядшнщви кшс и мсдьилп»в, так и в дсвачек из девсксавдоманети°>еделенно, что можно наблюдать из диаграммы, представленной на рисунке 5, по шкалам получены низкие значения (р=0,338; р=0,287; р<0,05). Необходимо отметить, что при проведении процедуры тестирования возникали значительные трудности в представлениях себя другими мужчинами, возможно, в связи с отсутствием близкого значимого взрослого своего пола, а также негативного прошлого опыта ебще ния с отцом, отчимом и т.д.
Представления мальчиков из обычных и приемных семей о паттернах своего пове-°ания(«Птпт считает»), демонстрируемых
30 *
2Н Г
10 Н ■— ■— ■— ■— ■— ■-
н II-И РИ РИ |1И |1И |1И I
Кв/в КоК.с. Кар.с. Дв/в еок.с. Дар.с.
□
° маскулинность ■ ронинность
Рисунок 4 - Пропорция маскулинности/феминности составляющих образ «Идеальная женщина» мальчиковидевочек вразныхсоциально-педагогическихситуацияхразвития
30 20 10 0
Мд/д Моб.с. Мпр.с. Дд/д Доб.с. Дпр.с.
г| 1
1 1 1 1Н
1 1 1 р
□ маскулинность ■ феминность
Рисунок 5 - Пропорция маскулинности/феминности составляющих образ «Я-зеркальное» (в представлениях мужчин) мальчиков и девочек в разных социально-педагогических ситуациях развития
другим представителям своего пола, соответствуют в большинстве случаев социальным стереотипам мужчин, т.е. проявлением маскулинности в своем поведении (р=0,520; р=0,514; р>0,05-р<0,01). Паттерны полоро-левого поведения девочек из приемных семей так же, как и девочек из обычных семей, соответствуют социальным стереотипам женского поведения, т.е. «Я-зеркальное» в глазах мужчин («Папа считает») является традиционным, феминным (р=0,687; р=0,693; р>0,01). Возможно, этому способствует более широкий круг взаимодействия девочек из семей с мужчинами (папа, брат, дядя, отчим и т.д.), которые подчеркивают их женственность, поощряя проявления феминности в поведении, внешности, личностных качествах. У мальчиков детского дома ведущей шкалой в представлениях о себе представителями женского пола («Мама считает») является феминная шкала (р=0,485; р>0,05-р<0,01). Это говорит о значимости для мальчиков мнения женщин (многочисленность воспитателей, педагогов женского пола в ближайшем окружении). «Я-зеркальное» девочек из детского дома наиболее представлено в глазах женщин, чем мужчин так же, как и у мальчиков из детского дома. «Я-зеркальное» андрогинно, с превалированием по шкале маскулинности (р =0,441; р>0,05-р<0,01). Представленность «Я-зеркального» подростков-мальчиков из обычных и приемных семей - андрогинна (р =0,467; р=0,517; р>0,05-р<0,01), с небольшим превышением в сторону маскулинности, в связи с этим можно говорить о том, что мнение отца и матери значимы для подростков, особенно отца в этом возрасте. Представленность полоролевого поведения
девочек из семей (обычных и приемных), т.е. паттернов, демонстрируемых мужчинам, носит более феминный характер (р=0,558; р=0,563; р>0,05-р<0,01), по сравнению с «Я-зеркальным» в глазах женщин («Мама считает»), которая выражена андрогинно-стью, но с превышением показателей по шкале феминности (на 5% уровне значимости). Таким образом, «Я-зеркальное», т.е. совокупность субъективных представлений подростков о том, какими их видят другие мужчины и женщины, у воспитанников детского дома имеет феминный характер, в глазах мужчин неопределенно. Возможно, это связано с тем, что в реальной жизни у них больше общения с представителями женского пола (воспитательницы, учителя, матери-одиночки и т.д.). Паттерны поведения мальчиков, воспитывающихся в условиях семьи, соответствуют социальным стереотипам мужчин в глазах как женщин, так и представителей своего пола. «Я-зеркальное» мальчиков из приемных и обычных семей ан-дрогинно с проявлением в большей степени мужских качеств. Соотношение черт маску-линности/феминности в паттернах, демонстрируемых мужчинам и женщинам, у девочек из семей непропорционально, большая выраженность феминных качеств, т.е. по-лоролевое поведение соответствует традиционным нормам. Образ «Идеальной мамы» подростками, воспитывающимися в разных социальных условиях, представлен одинаково (результаты показаны на рисунке 6), т.е. андрогинно (р =0,451; р =0,501; р=0,491; р>0,05-р<0,01) - мальчики, (р=0,474; р =0,512; р=0,522; р>0,05-р<0,01) - девочки, с преобладанием женских черт в той или иной степени (на 5% уровне значимости).
Рисунокб -Пропорциямаскулинности/феминности составляющих образ«Идеальнаямама» среди мальчиков и девочек в разных социально-педагогических ситуациях развития
Представления о матери у мальчиков детского дома более феминны, по сравнению с остальными детьми. В основном подростки наделяют идеальную мать такими же качествами, как и отца: сильная, крепкая, решительная. Образ идеального отца имеет сходства в представлениях всех подростков, которые видят его андрогинным (р=0,496; р =0,521; р=0,472; р>0,05-р<0,01) - мальчики, (р=0,558; р=0,539; р =0,504; р>0,05-р<0,01) -девочки, но преимущественно с мужскими качествами, как и идеального мужчину.
Различия наблюдаются в степени выраженности маскулинности в представлениях девочек-сирот (показатели по шкале маскулинности превышают значительно показатели по шкале феминности). Таким образом, социокультурные представления подростков об идеальном отце и идеальной матери аналогичны.
Условия воспитания, проживания детей-сирот, безусловно, воздействуют на процесс половой идентификации. В первую очередь это связано с неправильной организацией общения взрослых и детей, характеризующейся эмоциональной поверхностностью, многочисленностью программ женского воспитания с противоречивыми требованиями к поведению и дисциплине, которые не компенсируют отклонения в психическом развитии, вызванные отсутствием семьи [10]; во-вторых, с ограниченностью, либо полным отсутствием мужского воспитания; в-третьих, с недостаточной психолого-педагогической подготовленностью воспитателей в методическом плане формирования адекватной половой идентификации воспитанников подросткового возраста; в-четвертых, постоянным нахождением детей в условиях коллектива. Отсутствие положительного воздействия семьи, разрыв с семьей и помещение ребенка в казён-
ное учреждение, материнская депривация и другие ее виды (патернальная, социальная, эмоциональная, когнитивная, сенсорная) не способствуют нормальному психическому развитию личности.
Библиографический список
1. Бобкова Т. С., Виноградова Г. А. Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №2. — С. 228-244.
2. Бобкова Т. С. Особенности психодиагностической работы психолога детского дома // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - №4. - С. 245-249.
3. Бобкова Т. С., Виноградова Г. А. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Вып. 2 - 2010. - Том 12. - №3. - С. 386-393.
4. Дворянчиков Н. В., Герасимов А. В. Особенности применения проективных методов при диагностике и изучении лиц с аномальным сексуальным поведением // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Lomonosov-96». -Москва, 1996. - С. 16-17.
5. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982. - 190 с.
6. Каган В. Е. Стереотипы мужественности -женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 29-32.
7. Мухина В. С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. -М., 1989. - 246 с.
8. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
9. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. -1997. - №4. - С. 37-41.
10. Юнусова Р. А. Полоролевая идентификация подростков группы риска: автореф. дис. ... канд. психол. Наук. - Москва, 2008.- 23 с.