УДК 159.9
Т. С. Бобкова
Использование типологической личностной характеристики в исследовании половой идентификации подростков
В статье рассматривается проблема формирования половой идентификации у подростков, воспитывающихся в разных социально-педагогических ситуациях развития (детский дом, приемные и обычные семьи). Для успешной адаптации и интеграции в социум как полноправного его члена ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориен-таций и стереотипов поведения. Однако у детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, ограничены возможности на познание этих ориентаций, вследствие чего возникает вероятность нарушений в сфере полового самосознания ребенка. Проводится краткий обзор теоретических воззрений о феномене половой идентификации в аспекте личностного развития. Автором изложены результаты эмпирического исследования и предложены рекомендации по использованию типологической личностной характеристики подростков в условиях детского дома. Практические рекомендации помогут в оказании квалифицированной психологической помощи детям-сиротам и поддержке специалистов, занимающихся проблемами данной категории детей.
The paper is devoted to the problem of the formation of gender identity in adolescents brought up in different socio-educational development situations (children's home, foster and ordinary families). For successful adaptation and integration in society as a full member, the child should grow up in a family where there is a formation of gender normative orientations and behaviour stereotypes. However, children living in orphan homes have limited opportunities for learning these orientations, as a result, the risk of disorders in the sphere of sexual identity of the child arises. A brief review of theoretical views on the phenomenon of sexual identity in terms of personal development is conducted. The author states the results of empirical research and gives recommendations on the use of personal typological characteristics adolescents in the orphanage. He offers practical recommendations which give a qualified psychological assistance to orphans and specialists who devotes themselves to the decisions of such problems.
Ключевые слова: личность, половая идентификация, маскулинность, феминность, андрогин-ность, подростки, детский дом, депривация.
Keywords: personality, sex-role identification, masculinity, femininity, androgyny, teenagers, boarding school, deprivation.
Проблема личности, ее самосознание на протяжении длительного времени остается объектом внимания ученых. Доказано, что вопросы формирования личности тесно связаны с проблемой развития половой идентификации, являющейся, по мнению многих исследователей (Л. И. Божович, И. С. Кон, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, В. С. Мухина и др.), частным вариантом целостного самосознания личности. Трудно переоценить значение пола для понимания психологических особенностей и характеристик жизненного пути человека. Разделение людей на мужчин и женщин предполагает у каждого индивидуума полное соответствие не только биологических, но и психологических особенностей, т. е. полового самосознания, а также адекватную направленность полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения. Труды отечественных ученых в сфере развития сознания и самосознания в детском и подростковом возрасте (Б. Г. Ананьев, И. Д. Бех, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Т. М. Титаренко) определяют развитие полового сознания как сложный психический процесс, который проявляется, в первую очередь, в восприятии человеком многочисленных соответствующих образов самого себя в разных ситуациях деятельности и общения и опирается на представление о половом самосознании как части целостного самосознания, имеющем ту же структуру: познание себя как представителя пола, оценивание себя как представителя пола и регулирование личностных и социальных проявлений человека как представителя пола [1]. В концепции феноменологии развития и бытия личности, разработанной В. С. Мухиной, выделены две направленности самосознания
© Бобкова Т. С., 2014
личности: на внешнее пространство, определяющее условия развития и бытия человека как личности; на внутреннее пространство личности (подразумевается целостная структура самосознания). Системообразующими факторами самосознания, из которых выстраиваются звенья его структуры, являются: имена собственные (телесные, физические и поведенческие особенности); содержание притязаний на признание, характеризующих уровень социального развития; половая идентификация, типичная для каждого этноса и для каждой группы с присущими им особенностями; психологическое и историческое прошлое, настоящее и будущее конкретного индивида и этноса; обязанности и права, которыми обладает каждый индивид в системе своего государства и национальных традиций. Согласно концепции В. С. Мухиной, половая идентификация - третье звено структуры самосознания, включающее в себя ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане [2]. Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы показал неоднозначность представлений авторов о феномене половой идентификации. Одной из проблем психологии половой идентификации является наличие множества понятий, терминов, определений, используемых из-за неоднозначности этого феномена, его сущности и составляющих. В связи с этим нами было уточнено научное представление о содержании такого явления, как «половая идентификация», представляющего собой сложный психический процесс (стадиальный), сущность которого заключается в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в ситуациях деятельности, поведения, во взаимодействии с другими людьми в соответствии с нормами мужского и женского пола и социокультурными традициями общества, в результате чего складывается единое представление о себе как о человеке определенного пола, занимающем определенную полоролевую позицию. Были выделены ее составляющие: половая идентичность, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевое поведение, полоролевые предпочтения, психологический пол личности, социокультурные представления о семье (об отце, о матери, о муже, о жене), об идеальных мужчине и женщине [3]. С опорой на теоретико-методологическую основу формирования половой идентификации в детском и подростковом возрасте было проведено экспериментальное исследование по выявлению особенностей половой идентификации подростков с разной социально-педагогической ситуацией развития (детский дом, приемные и обычные семьи). В рамках исследования использовался следующий пакет психодиагностического инструментария: многофакторный личностный опросник FPI с использованием шкалы «маскулинности-фемининнос-ти»; детский опросник гендерной идентичности Д. Холла (адаптация М. В. Ивановой, О. В. Коваленко); методика «Психологический пол» (О. В. Лопухова); методика «МиФ» (Н. В. Дворянчиков, А. В. Герасимов); модифицированный вариант теста «Рисунок человека» (К. Маховер); методика свободных описаний (сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин» (М. И. Лисина, И. В. Дубровина, Г. А. Рузская).
В результате эмпирического исследования установлено, что у подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития (детский дом, обычная, приемная семья) часто встречается андрогинный тип личности с различными вариантами выраженности маскулинности и феминности как среди мальчиков, так и среди девочек. Выявленный факт можно объяснить кризисом идентичности, который характеризуется активным поиском себя и своего места в группе сверстников, конфликтом между желаемым и действительным, появлением потребности примерить роли и особенности поведения лиц противоположного пола. Исследованием установлены отличительные особенности половой идентификации подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития, которые заключаются в более феминных проявлениях составляющих у воспитанников-мальчиков детского дома и маскулинных у девочек-сирот; у подростков, воспитывающихся в условиях семьи (обычной и приемной), превалируют маскулинные черты у мальчиков и феминные качества у девочек; наблюдается также проявление маскулинности личности у девочек из обычных и приемных семей и феминность у мальчиков из обычных неполных семей; обращает на себя внимание тот факт, что при внешней агрессивности (самозащитного обвиняющего характера) мальчиков из детского дома выявлено проявление феминности личности составляющих половой идентификации подростков; возможно, это связано с тем, что воспитанники во внутреннем плане действий на эмоционально-волевом уровне остаются не способными выносить самостоятельные решения, зависимыми от мнения окружающих взрослых и сверстников [4].
Выявлен недифференцированный психологический пол (неопределенный тип полоро-левой ориентации) у воспитанников детского дома до 20% случаев, преимущественно среди мальчиков. В качестве детерминант выступают ограниченность ориентации на пол, отсутствие достаточного количества образцов полоролевого поведения, а также образцов межполового взаимодействия. Возможно, это связано с незначительным присутствием мужчин в жизнедеятельности мальчиков, большое количество женщин-воспитателей с разнообразной программой воспитания и предъявляемых требований к поведению и дисциплине.
У подростков из детского дома не сформирована полоролевая идентичность, т. е. представления о типичности для пола своего поведения, а также функций, выражающихся как обобщенные суждения о мужественности/женственности, прямо противоположны: у мальчиков - феминны, у девочек - маскулинны. О сформированности полоролевой идентичности подростков, воспитывающихся в семьях, говорит традиционная направленность - маскулинная у мальчиков из приемных семей и андрогинная с преимуществом маскулинных черт у мальчиков из обычных семей и феминных качеств у девочек из обычных и приемных семей. Полоролевые предпочтения, т. е. ценности подростков в отношении стереотипного поведения того или иного пола, у воспитанников детского дома сформированы недостаточно по сравнению со сверстниками из семей. Образ себя как представителя определенного пола у мальчиков-воспитанников не сложился. Возможно, это связано с кризисом идентичности, отсутствием программ мужского воспитания, значимого взрослого (мужчины), образцов мужского поведения (в противном случае может развиться «диффузия идентичности» - Э. Эриксон), наличием в избытке постоянного женского окружения, без положительно окрашенного эмоционального общения, с постоянным контролем, регламентацией поведения, негативизмом [5]. Проявление маскулинности девочек детского дома, возможно, связано с тем, что они хотят быть ближе к представителям мужского сообщества, привлекая тем самым к себе внимание, успешнее находить контакт со сверстниками противоположного пола; а также позволяет им комфортно чувствовать себя в данном учреждении, так как перед ними стоит вопрос сохранности личностного экзистенциального пространства, обусловленное отсутствием близких родственных связей и чувства защищенности (базового доверия к миру в целом).
Полоролевые стереотипы, т. е. представления подростков о поведении и функциях, характеризующих мужчин и женщин, выглядят следующим образом: больше сходств обнаруживается в образе «Идеального мужчины», который представлен маскулинно, в той или иной степени. Представления подростков об «Идеальной женщине», можно сказать, более традиционны в обычных и приемных семьях, дети-сироты считают, что женщина должна в большей степени обладать мужскими чертами. Основной причиной является отсутствие семьи и, как следствие, невозможность наблюдать разнообразие социальных ролей. Представления мальчиков и девочек, воспитывающихся в условиях семьи, о паттернах своего поведения, демонстрируемых другим представителям своего пола, соответствуют в большинстве случаев социальным стереотипам мужчин и женщин, т. е. проявлениям маскулинности мальчиками, феминности девочками в своем поведении. Возможно, этому способствует более широкий круг взаимодействия девочек из семей с мужчинами (папа, брат, дядя, отчим и т. д.), которые подчеркивают их женственность, поощряя проявления феминности в поведении, внешности, личностных качествах, значимой роли отца (мужчин) в жизни мальчиков (важной в подростковом возрасте). Совокупность субъективных представлений подростков о том, какими их видят другие мужчины и женщины, у воспитанников детского дома имеет феминный характер, а в глазах мужчин - неопределенный. Возможно, это связано с тем, что в реальной жизни у детей детского дома больше общения с представителями женского пола (воспитательницы, учителя, бабушки, тети, матери-одиночки и т. д.). Деперсонифицирован-ное восприятие мужчин и женщин подростками из детского дома, которое характеризуется формальностью, указывает на несформированность базовых структур половой идентичности. Дети из приемных и обычных семей имеют представления о типичности для пола своего поведения, выражающиеся в обобщенных суждениях о мужественности/женственности, о формах поведения и функциях мужчин и женщин, о паттернах собственного поведения, соответствующих социальным стереотипам мужчин и женщин и полоролевым предпочтениям в отношении своего и противоположного пола, что говорит о сформированности базовой и константной половой идентичности; но у мальчиков из обычных семей недостаточно выражены полоролевые предпочтения, т. е. ценности индивида в отношении стереотипного по-
ведения к женщинам, а у мальчиков из приемных семей - паттерны поведения, соответствующие стереотипным, демонстрируемые женщинами, нечеткие представления о полороле-вых стереотипах маскулинности/феминности.
Социокультурные представления подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития о семье имеют качественные отличия в супружеских образах (мужа и жены), в представлениях о матери и аналогичны в представлениях об отце. Образ «Идеальной мамы» подростками, воспитывающимися в условиях приемной и обычной семьи, представлен одинаково, т. е. андрогинно с преобладанием женских черт в той или иной степени. Представления о матери у мальчиков детского дома более феминны. Образ идеального отца имеет сходства в представлениях всех подростков, которые видят его андрогинным, но преимущественно с мужскими качествами, как и идеального мужчину. Наблюдается наличие схожести взглядов подростков из приемных семей и детского дома (сказывается прошлый негативный опыт проживания в кровной семье), а также совпадение мнений с детьми из обычных семей (положительное влияние семейного воспитания в приемной семье). Отличия проявляются в том, что у воспитанников детского дома негативный образ мужчин и женщин гораздо более дифференцирован, разнообразен, основан на личном опыте и наблюдении, а в положительном образе присутствует больше стереотипов, идеализаций. Отчетливо выделяются два противоположных образца маскулинности/феминности - положительный и отрицательный в социокультурных представлениях о семейных ролях у подростков из детского дома и приемных семей, ранее проживающих в неблагополучной кровной семье и в детском доме [6]; их содержание различно у детей из разных категорий семей и детей-сирот.
В основу построения типологической личностной характеристики подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития, легли принципиальные положения ортогональной модели (А. Константинопль, С. Бем), отображающие особенности половой идентификации [7]. Мы попытались представить наиболее выраженные типологические личностные характеристики подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития, опираясь на имеющийся в психологической литературе аналогичный материал (типы полоролевой ориентации, типы психологического пола личности) и результаты эмпирического исследования. Типологическая личностная характеристика дает возможность не просто дать описание изучаемого объекта, но и объяснить природу, причины, закономерности возникновения и развития половой идентификации по тому или иному пути, составить прогноз. Такое выделение носит условный характер, могут быть выделены и другие типологические характеристики. Главными типологическими признаками явились: осознание себя представителем определенного пола; оценка соответствующего полу поведения; выбор по-лоролевых стереотипов, полоролевого поведения, полоролевых предпочтений; социокультурные представления о мужественности/женственности; психосексуальная ориентация. Типологическая личностная характеристика включает в себя: признаки социально-педагогической ситуации развития, тип психологического пола личности, характеристику признаков половой идентификации. Рассмотрим более подробное ее описание в соответствии с пятью типами психологического пола личности, выявленными эмпирическим путем.
Маскулинный тип проявляется в индивидуальных чертах личности, особенностях поведения, иерархии основных жизненных ценностей и структуре мотивов, проявляются нормативные характеристики мужской половой роли. Встречается у подростков, воспитывающихся в разной социально-педагогической ситуации развития:
- детский дом (разрыв с семьей и поступление в детский дом в подростковом возрасте - мальчиков; в дошкольном, младшем школьном - девочек (патернальная депривация); материнская, социальная, эмоциональная, когнитивная виды деприваций, круглосуточное пребывание в коллективе, отсутствие мест для уединения, жесткая регламентация режима проживания);
- обычные семьи (полная семья - мальчики; неполная семья - девочки);
- приемные семьи(полная семья, устройство мальчика в семью с раннего возраста; девочек в младшем или подростковом возрасте либо из детского дома, либо из неблагополучной кровной семьи с ответствующим комплексом деприваций).
Характеристика признаков половой идентификации для данного типа психологического пола личности: отстаивание своих интересов, проявляя агрессивность вербального и невербального характера; доминирование во взаимоотношениях со сверстниками; проявле-
ние грубости в выражениях; активное участие в различных общественных мероприятиях (девочки); способность действовать в качестве лидера; склонность к риску; целеустремленность, настойчивость; умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке; проявление силы, смелости, ловкости; узкая, практическая направленность интересов, реалистичность суждений, тривиальность поведения; адекватная самооценка в представлениях о себе, как носителе мужского пола; паттерны поведения, демонстрируемые мужчинам, женщинам, носят маскулинный характер; полоролевые стереотипы, социокультурные представления о мужественности/женственности соответствуют традициям и нормативным ориентациям, принятым в обществе (традиционные у мальчиков, для маскулинных девочек мужчина выглядит мужественно, женщина наделяется также мужскими качествами); внешний вид, стиль одежды и т. д. соответствуют мужскому образу; адекватная направленность психосексуальных ориентаций при взаимодействии со своим и противоположным полом.
Феминный тип характеризуется соответствием указанных выше особенностей личности нормативным характеристикам женской половой роли. Встречается у подростков, воспитывающихся в разной социально-педагогической ситуации развития:
- детский дом (поступление в детский дом мальчиков с рождения, в дошкольном возрасте; девочек - в младшем школьном, подростковом возрасте; виды деприваций: материнская, социальная, эмоциональная, когнитивная сенсорная; условия жизнедеятельности, перечисленные выше);
- обычные семьи (полная семья - девочки, неполная семья - мальчики);
- приемные семьи (полная семья, устройство девочек с рождения, в дошкольном, в младшем школьном возрасте либо из детского дома, либо из неблагополучной кровной семьи).
Характеристика признаков половой идентификации для данного типа психологического пола личности: проявляет опрятность, аккуратность во всем; умение сострадать, помочь; вежливый, ласковый, уступчивый, скромный, застенчивый, мягкость в высказываниях, неиспользование грубых выражений; склонность к проявлению чувств; разнообразные, слабо дифференцированные интересы, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям, демонстрация чрезмерной озабоченности личными проблемами, склонность к самоанализу и самокритике, пассивность, зависимость, избегание соперничества, легко принимают помощь и поддержку; адекватная самооценка в представлениях о себе как носителе женского пола; паттерны поведения, демонстрируемые представителям разного пола, носят феминный характер; полоролевые стереотипы, социокультурные представления о мужественности, женственности традиционные, соответствуют общепринятым нормативам (у мальчиков - женщина более маскулинна); внешний вид, стиль одежды и т. д. соответствуют женскому образу; адекватная направленность психосексуальных ориентаций при взаимодействии со своим и противоположным полом.
Андрогинный (средневыраженный) тип характеризуется проявлением одновременно феминных и маскулинных черт личности. Признаки социально-педагогической ситуации развития:
- детский дом (поступление в учреждение независимо от пола в младшем школьном, подростковом возрасте; виды деприваций: материнская, патернальная, эмоциональная, когнитивная; условия жизнедеятельности, перечисленные выше);
- обычные семьи (полная семья);
- приемные семьи(полная семья, устройство детей-сирот с рождения, в дошкольном, в младшем школьном возрасте либо из детского дома, либо из неблагополучной кровной семьи).
Характеристика признаков половой идентификации для данного типа психологического пола личности: наблюдается тенденция к сближению феминных и маскулинных качеств, способен проявлять как феминность, так и маскулинность; самооценка в представлениях о себе как носителе определенного пола адекватна биологическому полу; паттерны поведения, демонстрируемые представителям разного пола, носят феминный характер у девочек, маскулинный - у мальчиков; полоролевые стереотипы, социокультурные представления о мужественности, женственности ближе к традиционным, соответствуют общепринятым нормативам, женщины и мужчины в представлениях подростков обладают одинаковыми качествами; внешние признаки (стиль одежды, тембр голоса и т. д.) не дифференцированы по половому признаку; адекватная направленность психосексуальных ориентаций при взаимодействии со своим и противоположным полом.
Андрогинный тип с выраженной маскулинностью характеризуется смешением женских и мужских качеств, но с преимуществом маскулинных черт личности. Признаки социально-педагогической ситуации развития подростков аналогичны андрогинному средневы-раженному типу психологического пола личности.
Характеристика признаков половой идентификации: обладает феминными и маскулинными качествами личности одновременно, в большей степени присущи мужские черты, старается придерживаться мужских образцов в поведении. Представления о паттернах своего поведения, демонстрируемых представителям разных полов, соответствуют социальным стереотипам мужчин, т. е. проявлениям маскулинности в своем поведении; самооценка в представлениях о себе как носителе определенного пола адекватна биологическому полу; адекватная направленность психосексуальных ориентаций при взаимодействии со своим и противоположным полом; социокультурные представления о мужественности, женственности ближе к традиционным, соответствуют общепринятым нормативам, внешний вид, стиль одежды и т. д. соответствуют мужскому образу у мальчиков, девочки детдома не дифференцируют свою позицию относительно внешнего облика.
Андрогинный тип с выраженной феминностью - смешение женских и мужских качеств, но с превалированием феминных черт. Признаки социально-педагогической ситуации развития аналогичны андрогинному средневыраженному типу и андрогинному типу с выраженной маскулинностью психологического пола личности. Характеристика признаков половой идентификации: обладает феминными и маскулинными качествами личности одновременно, в большей степени присущи женские черты, старается придерживаться женских образцов в поведении. Представления о паттернах своего поведения, демонстрируемых представителям разных полов, соответствуют социальным стереотипам женщин, т. е. проявлением феминности в своем поведении; самооценка в представлениях о себе как носителе определенного пола адекватна биологическому полу; адекватная направленность психосексуальных ориентаций при взаимодействии со своим и противоположным полом; социокультурные представления о мужественности, женственности ближе к традиционным, соответствуют общепринятым нормативам; внешний вид, стиль одежды и т. д. соответствуют женскому образу у девочек, мальчики детдома не дифференцируют свою позицию относительно внешнего облика.
Недифференцированный тип характеризуется отсутствием или недостаточностью проявления как мужских, так и женских качеств. Признаки социально-педагогической ситуации развития:
- детский дом (депривационный комплекс (материнская, патернальная, сенсорная, эмоциональная, коммуникативная, социальная) при поступлении в детский дом с рождения и дошкольного периода (условия жизнедеятельности, перечисленные выше);
- обычные и приемные семьи (неполные).
Характеристика признаков половой идентификации: расхождение в представлениях подростка о себе как носителе определенного пола, рассогласованность самооценки (Я-реального и Я-идеального); нет четких представлений в отношении стереотипного или коррелирующего с ним поведения какого-либо пола, наблюдается несоответствие ценностных структур нормативным, социокультурные представления о мужественности, женственности нечеткие, в большинстве случаев адекватная направленность психосексуальных ори-ентаций при взаимодействии со своим и противоположным полом, пассивность, зависимость во взаимоотношениях, ценности подростка, половые предпочтения в отношении представителей другого пола не сформированы, возможно несоответствие психосексуальных ориентаций полоролевым стереотипам противоположного пола; внешние признаки (стиль одежды, тембр голоса и т. д.) не дифференцированы по половому признаку.
Легко заметить, что проявление адекватного типа полоролевой ориентации, т. е. показывающего сформированность половой идентификации, зависит от наилучших социальных условий, какими являются условия семьи обычной или приемной (благополучной семьи), не учитывая при этом биологический фактор - отклонения на физиологическом (генетическом, гормональном) уровне.
Нами была разработана диагностико-прогностическая карта особенностей половой идентификации подростков детского дома, которая содержит рекомендации по формированию адекватной половой идентификации воспитанников в условиях детского дома. Диагно-
стико-прогностическая карта включает в себя следующие разделы: признаки социально-педагогической ситуации развития, соответствующий набор типологических качеств и рекомендации, включающие формы работы психолога и воспитателей с воспитанниками. Ниже приводится пример одного из разделов карты по формированию адекватной половой идентификации у воспитанниц детского дома с маскулинными качествами личности.
Признаки социально-педагогической ситуации развития: разрыв с семьей и поступление в детский дом в дошкольном, младшем школьном возрасте; виды деприваций: патернальная, материнская, социальная, эмоциональная, когнитивная; круглосуточное пребывание в коллективе; отсутствие мест для уединения; жесткая регламентация режима.
Набор типологических качеств девочек маскулинного типа: агрессивное отстаивание своих интересов; доминирование; проявление грубости в выражениях; общественная активность; лидерство; склонность к риску; целеустремленность, настойчивость; находчивость; проявление силы, смелости, ловкости; внешние признаки маскулинности; социокультурные представления о мужественности/женственности, полоролевые стереотипы, предпочтения, паттерны поведения соответствуют мужским образцам.
Рекомендации психологу:
1. Необходимо стимулировать процессы рефлексии, самопознания (индивидуальные и групповые формы работы «Что я знаю о себе?». «Что я люблю и ненавижу?» «Человек, которым я восхищаюсь» и т. д.).
2. Поощрять стремление к ведению личных дневников.
3. Развитие эмпатии, способности к сопереживанию, формирование потребности разделять свои переживания с другим человеком, обмениваться впечатлениями. Проведение тренинга по управлению эмоциями, усвоению навыков релаксации, тренинга по вербализации чувств и выражению их не вербально. Использование игр, развивающих и закрепляющих навыки понимания и учета состояния другого человека.
4. Помощь в оптимизации отношений с опекунами, другими родственниками, а также с кровными родителями.
5. Формирование научных представлений о межличностных отношениях между людьми противоположного пола, о личностных качествах (матери, жены), об этике семейных отношений, проигрывание сценок из семейной жизни и т. д.
6. Игровые ситуации, формирующие и закрепляющие в сознании эталоны мужественности и женственности.
7. Формирование ценностного отношения к ребёнку, эмоционально окрашенного образа матери, развитие чувства эмпатии, сострадания, жалости.
8. Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтах через игры на межличностное межполовое взаимодействие.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что неадекватная половая идентификация подростков, оставшихся без попечения родителей, обусловлена неправильной организацией общения взрослых с детьми, разнообразными программами женского воспитания с предъявляемыми требованиями к поведению и дисциплине, не компенсирующими дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; недостаточностью мужского воспитания; недостаточностью психолого-педагогической подготовленности воспитателей по формированию адекватной половой идентификации воспитанников подросткового возраста; постоянным нахождением детей в условиях коллектива; отсутствием положительной роли семейного воспитания; разрывом с семьей и помещением ребенка в детский дом; различными видами деприваций. Семейные условия воспитания дают большие возможности для усвоения социальных ролей подростками (в том числе семейных, половых).
Примечания
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практической психологии, 1996. 352 с.; Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 59-68; Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / под ред. В. С. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. С. 222.
2. Лишенные родительского попечительства.
3. Виноградова Г. А., Бобкова Т. С. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Вып. 2. Самара: СНЦ РАН, 2010. Т. 12. № 3. С. 386-393.
4. Там же.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 344.
6. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. С. 608.
7. Лопухова О. Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики // Прикладная психология. 2001. № 3. С. 57-67.
Notes
1. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psihologicheskie trudy [Problems of formation of personality: selected psychological works] / edited by Doctor of historical sciences D.I. Feldstein. Moscow. Institute of practical psychology. 1996. 352 p.; Kon I. S. Psihologiya polovyh razlichij [Psychology of sex differences] // Voprosy psihologii - Questions of psychology. 1981. No. 2. pp. 59-68; Lishennye roditel'skogo popechitel'stva: hrestomatiya - Deprived of parental care: a reader / Ed. by V. S. Mukhina. Moscow. Prosvescheniye. 1991. P. 222.
2. Lishennye roditel'skogo popechitel'stva - Deprived of parental care. (in Russ.)
3. Vinogradova G. A., Bobkova T.S. Svoeobrazie polovogo samosoznaniya podrostkov s raznoj social'noj situaciej razvitiya [The peculiarity of the sexual identity of adolescents from different social situation of development] // // Izvesttiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk - Proceedings of Samara scientific center of Russian Academy of Sciences. Is. 2. Samara scientific center of RAS. 2010, vol. 12, No. 3, pp. 386-393.
4. Ibid.
5. Erikson E. Identichnost':yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow. 1996. P. 344.
6. Mukhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya [Age psychology. Phenomenology of development] 10th ed., rev. and ext. Moscow. Academy. 2006. P. 608.
7. Lopukhova O.G. Psihologicheskij pol lichnosti: adaptaciya diagnosticheskoj metodiki [Psychological gender of a person: adaptation psycology] // Prikladnaya psihologiya - Applied psychology. 2001, No. 3, pp. 57-67.