Notes
1. Kuz'min V. P. Princip sistemnosti v teorii i metodologii K. Marksa [The principle of consistency in the theory and methodology of Karl Marx] / V. P. Kuz'min M.: Politizdat, 1980.
2. Galiahmetova A. T. Kompleksnyj podhod k klassifikacii pedagogicheskih tehnologij kak osnova ih integracii i upravlenija kachestvom obrazovanija v vuze [An integrated approach to the classification of educational technologies as the basis for their integration and quality management education at the university] / A. T. Galiahmetova - V mire nauchnyh otkrytij. Krasnojarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2013. - #5. 2 (41).
3. Chapaev N. K. Integracija pedagogicheskogo i tehnicheskogo znanija v pedagogike proftehobrazovanija [Integration of educational and technical knowledge in teaching vocational education ] / N. K. Chapaev - Ekaterinburg: Sverdlovskij inzh-ped. in-t, 19922.
УДК 159.922.73
Т. С. Бобкова
Возможности применения метода наблюдения в психодиагностической работе с подростками
В статье рассматриваются как общие вопросы психодиагностической работы с подростками, так и частные, касающиеся метода наблюдения. Предлагается авторская разработка карты-схемы наблюдения за формами полоролевого поведения, проявлениями мужских и женских качеств личности. Автором изложены результаты эмпирического исследования одной из составляющих структуры самосознания личности -половой идентификации, предложены рекомендации по использованию карты-схемы наблюдения за подростками в условиях детского дома и замещающей семьи. Выборку составили подростки с разной социально-педагогической ситуацией развития (детский дом, обычные и приемные семьи). Предложенные практические рекомендации помогут в оказании квалифицированной психологической помощи детям-сиротам и поддержке специалистов, занимающихся проблемами данной категории детей.
The paper describes both general questions of psychodiagnostic work with teenagers and concrete questions coming to observation method. Authoring schematic map to observe the forms of gender - role behaviour showing men's and women's personal qualities is offered. The author gives the results of empiric study - one of structural constituent person self - comprehension - sex identification, offers recommendation on using observation schematic map for teenagers in conditions of children's home and replacing family. The selection was made by teenagers with different social - pedagogic development situation (children's home, usual families and foster homes.) These practical recommendations help in rendering qualified psychological support to orphans and specialists, who studies such problems.
Ключевые слова: наблюдение, подростки, психодиагностика, дети-сироты, половая идентификация.
Keywords: observation, teenagers, psychodiagnostic, orphans, sex identification.
Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Особенности подростковой психики первостепенно определяются разрывом, диссоциацией между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта диссоциация и обусловливает определение подросткового возраста как «трудного». Как отмечают многие отечественные ученые (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, В. В. Давыдов, И. С. Кон, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, и др.), для подросткового возраста характерными являются кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, влекущие за собой возникновение новых психологических образований: роста самосознания и интереса к собственному «Я», личностной рефлексии, стремления к взрослости и самостоятельности, высокой сензитивности к оценкам другими своей личности, повышения интереса в процессе межличностного взаимодействия к представителю противоположного пола [1]. Благодаря бурному росту и перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в самосознании подростка. Подростковое «Я» еще неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить [2]. Отсюда, с одной стороны, растет потребность самоутверждения - потребность быть включенным в какую-либо группу сверстников. Именно сознание групповой принадлежности облегчает под-
© Бобкова Т. С., 2015 130
ростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости [3]. С другой стороны, повышается потребность в уединении и обособлении, которое чаще всего проявляется в отдалении от взрослых. Но в этот период оно начинает действовать и в отношении сверстников. Уединение помогает подростку разобраться в себе, лучше понять самого себя. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Главная особенность подросткового периода - открытие внутреннего «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств [4].
Немаловажным аспектом в жизни каждого человека является его принадлежность к определенному полу, фиксирующая представление личности о себе как носителе определённого пола, включающая специфические для мужчин и женщин характеристики, потребности, мотивы, ценностные ориентации, особенности поведения [5]. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе и находящие свое выражение в переосмыслении ценностей и нормативных ориентаций человека на свой пол, характеризуются явлениями маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое положение является изначально неправильным, так как приводит к нарушению биогенетических закономерностей, связанных с половым диморфизмом. Деформация половой идентичности затрудняет процесс вхождения юношей и девушек в социум и часто детерминирует психосоциальную дезадаптацию. Появление осознанной половой идентичности и переживание своей половой принадлежности выступают как психические новообразования подросткового возраста, пронизывающие все структурные компоненты самосознания, влияющие на формирование личности молодого человека [6]. Проблемы подросткового возраста особо остро переживаются воспитанниками детских домов, являясь наиболее уязвимыми в условиях социального сиротства. Столкновение двух образов - повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней - способствует идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина и отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена; порождает конфликтную систему требований и может отрицательно повлиять на формирование адекватных представлений о фемининности - маскулинности и, в конечном счете, исказить нормальный процесс становления половой идентичности [7]. Поэтому своевременная, правильно организованная психолого-педагогическая помощь на основе результатов диагностики является не только основой, но и залогом успешного построения психокоррекционной и развивающей работы с подростками.
В психодиагностической работе с подростками широко используются различные методы тестирования, анкетирования, проективные методики. Важно, чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении. Необходимо отметить, что достаточно трудно найти подходящие методы для работы с подростками, оставшимися без попечения родителей. Проблемы диагностирования детей-сирот связаны в первую очередь не с методическим обеспечением, а с психологическими особенностями: низкий уровень вербального интеллекта, задержка психического развития, узкий кругозор, недостаточность словарного запаса и т. д. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как они не всегда могут справиться с предлагаемыми заданиями, с которыми хорошо справляются дети из благополучных семей [8]. Нередко воспитанники не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, они не получают удовольствия от сделанной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной.
Наряду с вышеперечисленными психодиагностическими методами для исключения субъективизма необходимо использовать метод наблюдения, который предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не сводится к простой регистрации фактов; его основная цель - научное объяснение причин того или иного явления. Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых. Длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты, особенности критических и переходных периодов в развитии. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных.
Для получения объективной информации об особенностях половой идентификации у подростков был применен рейтинг - метод оценивания по шкалам, который называют методом косвенного наблюдения, или методом компетентных судей. В качестве компетентных судей выступали близкие взрослые - родители из обычных и приемных семей, воспитатели детского дома, учителя школ. Нашей задачей ставилось узнать мнение любого близкого взрослого, хорошо зна-
131
ющего ребенка, поэтому мы ограничились количеством взрослых, соответствующих количеству подростков из обычных и приемных семей (один из родителей), и восемью педагогами из детского дома (воспитатели семейных групп, учителя). Суть метода заключается в том, что исследователь просит дать оценку явления, качеств личности человека, деятельность которого судья наблюдал в течение какого-то времени. С этой целью нами была разработана карта наблюдений, состоящая из четырех фрагментов, фиксированных форм полоролевого поведения, проявлений мужских и женских качеств, сексуально-половых предпочтений:
- внешние признаки маскулинности/феминности (формальные символы): внешний облик, стиль одежды, тембр голоса, соответствующий мужскому/ женскому образу (типу);
- паттерны (признаки) полоролевого поведения (соответствие социальным стереотипам мужского/женского поведения);
- проявления личностных черт, относящихся к маскулинным/феминным;
- дифференцированность психосексуальных ориентаций (проявление интереса, симпатии к противоположному полу, адекватное отношение к сверстникам своего пола).
Карта наблюдений разрабатывалась на основе анализа существующего в психологической литературе аналогичного инструментария. Карта-схема позволяет определить превалирование маскулинных/феминных качеств, паттернов поведения индивида в соответствии с социальными стереотипами мужских и женских ролей, направленность психосексуальной ориентации и сделать предположения о тенденции к сформированности половой идентичности. По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов, характерных особенностей личности подростка в соответствии с четырьмя показателями проявления мужественности и женственности: 1 - не проявляется никогда, 2 - иногда наблюдается, 3 - наблюдается довольно часто (обычно), 4 - наблюдается постоянно (всегда). Для качественной и количественной обработки полученных результатов мы использовали четырехбалльную систему оценивания, хотя измерительные шкалы не в полной мере отражают характер особенностей половой идентификации, они позволяют увидеть тенденции в согласованности проявлений тех или иных показателей. В карте-схеме представлены показатели (критерии), отражающие аспекты мужественности, женственности. Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет выраженность тех или иных черт (25 баллов). Низкие показатели будут свидетельствовать о слабой сформированности (несформи-рованности) половой идентичности. Высокие показатели (баланс маскулинности/феминности) свидетельствуют о преобладании андрогинности личности (от 25 до 40 баллов).
Статистический анализ результатов проводился с помощью методики так называемых относительных частот Смирнова. Вычисленные относительные частоты наличия признака помогли нам сделать ряд важных выводов относительно превалирования маскулинных/феминных качеств подростков, значимости составляющих половой идентификации и увидеть степень различия сформированности половой идентификации у подростков с разной социальной ситуацией развития (чем цифровое значение доли ближе к единице, тем выше степень сформированности того или иного качества, показателя). При анализе результатов нами также учитывались гендер-ные различия.
Таблица 1
Результаты оценивания проявлений маскулинности/феминности у девочек взрослыми (родителями, воспитателями) по карте наблюдений_
Сравнительные частоты
Признаки Детский дом Обычные семьи Приемные семьи
Частота Частота Частота
встречаемо- ранг встреча- ранг встречае- ранг
сти емости мости
1 2 3 4 5 6 7
Внешние признаки (формальные символы) фе- 0,63 4 0,86 5 0,88 4
минности
Внешние признаки (формальные символы) маску- 0,26 14 0,06 17 0,12 19
линности
Паттерны полоролевого поведения соответствуют 0,3 12 0,93 2 0,8 5
социальным стереотипам женского поведения
Паттерны полоролевого поведения соответствуют 0,25 15 0,15 16 0,2 18
социальным стереотипам мужского поведения
Отстаивает свои интересы, проявляя агрессив- 0,66 3 0,6 11 0,45 14
ность вербального и невербального характера
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7
Доминирует во взаимоотношениях со сверстниками 0,58 6 0,77 8 0,67 9
Активно участвует в различных общественных 0,73 2 0,9 3 0,77 7
мероприятиях
Способен(на) действовать в качестве лидера 0,73 2 0,77 8 0,7 8
Умеет добиться своего 0,76 1 0,59 12 0,47 13
Умеет быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке 0,63 4 0,73 10 0,78 6
Проявляет грубость в выражениях 0,61 5 0,33 15 0,35 15
Проявляет силу, смелость, ловкость 0,56 7 0,35 14 0,33 16
Проявляет опрятность, аккуратность во всем 0,66 3 0,86 5 0,8 5
Умение сострадать, помочь 0,53 9 0,83 6 0,9 3
Вежливый 0,55 8 0,97 1 0,93 2
Ласковый 0,58 6 0,93 2 0, 67 9
Уступчивый 0,45 10 0,57 13 0,6 11
Скромный, застенчивый 0,29 13 0,88 4 0,3 17
Мягкость в высказываниях, не использует грубых 0,32 11 0,75 9 0,49 12
выражений
Склонность к проявлению чувств 0,43 12 0,8 7 0,63 10
Проявляет интерес, симпатии к противоположно- 0,73 2 0,6 11 0,63 10
му полу
Адекватное отношение к сверстникам своего пола 0,76 1 0,9 3 0,97 1
Как видим из табл. 1, по мнению воспитателей детского дома, показателями сформированное™ половой идентификации воспитанниц является дифференцированность психосексуальных ориентаций, проявляющаяся в интересе, симпатии к противоположному полу и адекватном отношении к сверстникам своего пола. Представленность данной категории высокими рангами, возможно, связана с тем, что у воспитанниц детских домов сексуальная активность наступает достаточно рано по сравнению со сверстницами из обычных семей. Как правило, это сопровождается ранним началом половой жизни и беспорядочными кратковременными связями, которые начинаются в подростковом возрасте и обусловлены отсутствием межличностного барьера, распущенностью, низким уровнем морально-нравственных ценностей. Необходимо обратить внимание на факт постоянного нахождения, проживания в группе сверстников, где так или иначе приходится выстраивать межличностные отношения [9].
Также высокие ранги получили показатели проявления личностных качеств, относящихся к маскулинности/феминности. Среди личностных качеств определяющими оказались те, которые характеризуют маскулинный тип личности - умение добиться своего, способность действовать в качестве лидера, активность участия в различных общественных мероприятиях, отстаивание своих интересов, проявление агрессивности вербального и невербального характера, грубость в выражениях, умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками. При этом они опрятны, аккуратны во всем, могут проявлять ласку. Достаточно высокий ранг занимает категория «Внешние признаки феминности», выражающаяся во внешнем облике, стиле одежды, тембре голоса, соответствующем женскому типу, которая имеет одинаковые ранговые места практически у всех испытуемых, что соответствует возрастным особенностям, когда внешности уделяется достаточно пристальное внимание.
Низкая представленность рангов «Паттерны полоролевого поведения», соответствующая социальным стереотипам женского поведения, говорит о том, что у воспитанниц недостаточно сформированы полоролевые нормативные ориентации и стереотипы поведения, занимающие важное место в подростковом возрасте, что может в дальнейшем привести к путанице ролей и соответственно к нарушению процесса половой социализации в целом.
Для девочек из приемных семей категория «Адекватное отношение к сверстникам своего пола» занимает ведущую позицию среди показателей сформированности половой идентификации. Высокие ранги получили показатели проявления личностных качеств, относящихся к феминному типу личности: умение сострадать, помочь, вежливость, проявление опрятности, аккуратности. Категория «Паттерны полоролевого поведения», соответствующая социальным стереотипам женского поведения, также занимает высокую позицию, как и у подростков из обычных семей, что говорит о сформи-рованности полоролевой идентичности. Возможно, это связано с большими возможностями домашних девочек наблюдать за образцами поведения как своего, так и противоположного пола.
Таким образом, девочки из детского дома более маскулинны в проявлении личностных качеств, в отличие от девочек из обычных и приемных семей, которые проявляют как феминные, так и
маскулинные качества личности, что свидетельствует о тенденции к андрогинности личности. В подростковом возрасте, как указывалось ранее, девочки находятся в поиске оптимальных для себя стилей и способов поведения и общения, их половая идентичность отличается неустойчивостью и подвижностью, что подтверждается различными исследованиями по сходной проблеме. Во внешности, манере поведения все девочки феминны, некоторые воспитанницы склонны придерживаться мужского стиля во внешности, возможно, для утверждения собственной значимости в глазах окружающих, отстаивания личных позиций среди сверстников в непростой социальной ситуации.
Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на величину разностей относительных частот (рис. 1.)
—♦—детский дом —■—обычные семьи —А—приемные семьи
Рис. 1. Графическая иллюстрация результатов оценивания проявлений маскулинности/феминности у девочек взрослыми (родителями, воспитателями) по карте наблюдений (в соответствии с табл. 1)
Как показывают количественные и графические данные, особенно большие расхождения у трех сравниваемых групп девочек наблюдаются в оценке следующих признаков:
1) между девочками из детского дома и из обычных семей - внешние признаки феминности, паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам женского поведения, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, активное участие в различных общественных мероприятиях, умение добиться своего, умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, грубость в выражениях, проявление силы, смелости, ловкости, опрятность, аккуратность во всем, умение сострадать, помочь; такие личностные характеристики, как вежливая, ласковая, уступчивая, скромная, мягкость в высказываниях, склонность к проявлению чувств, проявление интереса, симпатии к противоположному полу, адекватное отношение к сверстницам;
2) между девочками из детского дома и из приемных семей - внешние признаки феминности, паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам женского поведения, отстаивание своих интересов с проявлением агрессивности вербального и невербального характера, умение добиться своего, умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, грубость в выражениях, проявление силы, смелости, ловкости, опрятность, аккуратность во всем, умение сострадать, помочь, вежливая, уступчивая, мягкость в высказываниях, склонность к проявлению чувств, проявление интереса, симпатии к противоположному полу, адекватное отношение к сверстницам;
3) между девочками из приемных и обычных семей - отстаивание своих интересов с проявлением агрессивности вербального и невербального характера, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, активное участие в различных общественных мероприятиях; такие личностные характеристики, как вежливая, скромная, проявление мягкости в высказываниях, склонность к проявлению чувств.
Наблюдаются значительные различия признаков проявления маскулинности, феминности между воспитанницами детского дома и девочками из семей, т. е. половая идентификация девочек-подростков с разной социальной ситуацией развития имеет отличительные особенности.
Наименьшие расхождения во всех сравниваемых группах девочек наблюдаются в оценке взрослыми следующих признаков: внешние признаки маскулинности, паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам мужского поведения, способность действовать в качестве лидера. Это значит, что у девочек данные показатели наименее развиты.
Рассмотрим результаты оценивания проявлений маскулинности и феминности у мальчиков взрослыми (родителями, воспитателями) по карте наблюдений, которые представлены в табл. 2. 134
При наблюдении воспитателями детского дома за проявлениями маскулинности/фемин-ности у мальчиков отмечается выраженность агрессивности вербального и невербального характера в отстаивании своих позиций, грубость в выражениях, наличие симпатии и интереса к противоположному полу.
Таблица 2
Результаты оценивания проявлений маскулинности/феминности у мальчиков взрослыми (родителями, воспитателями) по карте наблюдений_
Сравнительные частоты
Признаки Детский дом Обычные семьи Приемные семьи
Частота Частота Частота
встречае- ранг встреча- ранг встречае- ранг
мости емости мости
Внешние признаки (формальные символы) маску- 0,73 3 0,75 5 0,8 6
линности
Внешние признаки (формальные символы) феминности 0,2 17 0,14 18 0,12 18
Паттерны полоролевого поведения соответствуют 0,53 9 0,78 4 0,88 3
социальным стереотипам мужского поведения
Паттерны полоролевого поведения соответствуют 0,27 16 0,2 17 0,22 17
социальным стереотипам женского поведения
Отстаивает свои интересы, проявляя агрессивность 0,83 1 0,69 8 0,75 7
вербального и невербального характера
Доминирует во взаимоотношениях со сверстниками 0,43 12 0,92 1 0,72 8
Активно участвует в различных общественных ме- 0,38 14 0,57 12 0,52 10
роприятиях
Способен(на) действовать в качестве лидера 0,48 11 0,7 7 0,72 8
Умеет добиться своего 0,31 15 0,81 3 0,3 16
Умеет быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке 0,43 12 0,6 10 0,48 13
Проявляет грубость в выражениях 0,7 4 0,5 15 0,65 9
Проявляет силу, смелость, ловкость 0,48 11 0,83 2 0,95 1
Проявляет опрятность, аккуратность во всем 0,5 10 0,52 14 0,38 14
Умение сострадать, помочь 0,64 5 0,58 11 0,92 2
Вежливый 0,41 13 0,81 3 0,83 5
Ласковый 0,63 6 0,48 16 0, 3 16
Уступчивый 0,61 7 0,55 13 0,5 11
Скромный, застенчивый 0,58 8 0,55 13 0,38 14
Мягкость в высказываниях, не использует грубых 0,41 13 0,75 9 0,34 15
выражений
Склонность к проявлению чувств 0,5 10 0,62 9 0,48 12
Проявляет интерес, симпатии к противоположному 0,8 2 0,72 6 0,75 7
полу
Адекватное отношение к сверстникам своего пола 0,63 6 0,83 2 0,86 4
Как отмечалось выше, воспитанники детских домов имеют более раннее сексуальное развитие по сравнению со сверстниками из семей, по разным причинам: условия воспитания, социальное окружение, негативное прошлое, случаи насилия в семье, отклонения в физическом и психическом развитии и т. д. [10] Воспитатели также считают внешние признаки: внешний вид, стиль одежды и т. д. - немаловажными показателями сформированности половой идентификации, соответствующими мужскому образу.
Показатели проявления личностных качеств, относящихся к феминности, занимают более высокие ранги по сравнению с маскулинными. Среди личностных качеств определяющими оказались умение сострадать, помочь, ласковый, уступчивый, скромный, аккуратный, опрятный, чувствительный.
Критерий «Паттерны полоролевого поведения», соответствующий социальным стереотипам мужского поведения, занимает последнее место среди выделенных нами четырех фрагментов. Это может говорить о низкой степени сформированности (несформированности) полоролевой идентичности воспитанников по разным причинам. Одним из детерминирующих факторов является отсутствие образцов мужского поведения и образцов взаимодействия противоположных полов, большое количество женщин (часто сменяющихся) ближайшего окружения, о чем упоминалось нами ранее.
По мнению родителей из обычных и приемных семей, выраженными показателями сфор-мированности половой идентификации подростков являются личностные качества, проявляю-
щиеся как в маскулинности, так и в феминности, паттерны полоролевого поведения, которые соответствуют социальным стереотипам мужского поведения. Внешние признаки маскулинности в одежде, прическе, тембре голоса показательны для всех подростков, направленность психосексуальных ориентаций дифференцированна.
Таким образом, мальчики из детского дома более феминны в проявлении личностных качеств, в отличие от подростков из обычных и приемных семей, которые проявляют как феминные, так и маскулинные качества личности, что свидетельствует о тенденции к андрогинности личности.
Обратим внимание на величину разностей относительных частот по результатам наблюдений взрослых (рис. 2.)
—♦—детский дом —■—обычные семьи —А—приемные семьи
Рис. 2. Графическая иллюстрация результатов оценивания проявлений маскулинности/феминности у мальчиков взрослыми (родителями, воспитателями) по карте наблюдений (в соответствии с табл. 2)
Как показывают количественные и графические данные, особенно большие расхождения у трех сравниваемых групп мальчиков наблюдаются в оценке следующих признаков:
1) между мальчиками из детского дома и из обычных семей - паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам мужского поведения, отстаивание своих интересов с проявлением агрессивности вербального и невербального характера, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, активное участие в различных общественных мероприятиях, способность действовать в качестве лидера, умение добиться своего, быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, грубость в выражениях, проявление силы, смелости, ловкости; такие личностные характеристики, как вежливый, ласковый, уступчивый, мягкость в высказываниях, склонность к проявлению чувств, адекватное отношение к сверстникам своего пола;
2) между мальчиками из детского дома и из приемных семей - паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам мужского поведения, доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, активное участие в различных общественных мероприятиях, способность действовать в качестве лидера, проявление силы, смелости, ловкости, опрятность, аккуратность во всем, умение сострадать, помочь, вежливый, ласковый, скромный, мягкость высказываний, адекватное отношение к сверстникам своего пола;
3) между мальчиками из приемных и обычных семей - доминирование во взаимоотношениях со сверстниками, настойчивость, умение быстро действовать, ориентироваться в любой обстановке, грубость в выражениях, проявление силы, смелости, ловкости, опрятность, аккуратность во всем, умение сострадать, помочь, скромность, проявление мягкости в высказываниях, склонность к проявлению чувств.
Среди мальчиков подросткового возраста мы наблюдаем значительные различия признаков проявления маскулинности, феминности между воспитанниками детского дома и подростками из семей, т. е. половая идентификация мальчиков, так же как и девочек с разной социальной ситуацией развития, имеет отличительные особенности.
Наименьшие расхождения во всех сравниваемых группах мальчиков прослеживаются в оценке взрослыми следующих признаков: внешние признаки маскулинности и феминности, паттерны полоролевого поведения, соответствующие социальным стереотипам женского поведения, проявление интереса, симпатии к противоположному полу. Это значит, что у мальчиков данные показатели наименее развиты.
На наш взгляд, направленность психосексуальных ориентаций подростков всех групп соответствует принятым нормам в обществе, т. е. носит адекватный характер при взаимодействии их друг с другом и противоположным полом, независимо от социальных условий воспитания и проживания. Расхождения встречаются в степени сформированности - у подростков из семей она выше, чем у детей-сирот.
Выделенные таким образом на основе оценок близких взрослых людей, родителей, воспитателей, педагогов признаки проявления маскулинности/феминности помогают определить отличительные особенности половой идентификации подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях, а также личностные качества, образцы поведения, которые обретают особую значимость в становлении половой идентичности подростков.
Примечания
1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии, 1996.
3. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
4. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 59-68.
5. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
6. Виноградова Г. А., Бобкова Т. С. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Вып. 2. Т. 12. № 3. С. 386-393.
7. Бобкова Т. С., Виноградова Г. А. Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 228-244.
8. Бобкова Т. С. Особенности психодиагностической работы психолога детского дома // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4. С. 245-249.
9. Мухина В. С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. М., 1989.
10. Бобкова Т. С. Характеристика составляющих половой идентификации подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 228-244.
Notes
1. Mukhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya [Psychology. Phenomenology of development]. 10th ed., rev. and add. M. Academiya. 2006.
2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Problems of identity formation: Selected psychological works] / ed. D.I. Feldstein. M. Institute of Practical. Psychology. 1996.
3. El'konin D.B. Vvedenie v psihologiyu razvitiya [Introduction to developmental psychology]. M. Trivola. 1994.
4. Kon I.S. Psihologiya polovyh razlichij [Psychology of sex differences] // Voprosy psihologii - Questions of psychology. 1981, № 2, pp. 59-68.
5. I.V. Dubrovina, M.I. Lisina Osobennosti psihicheskogo razvitiya detej v sem'e i vne sem'i. Vozrastnye osobennosti psihicheskogo razvitiya detej [Features of mental development of children in the family and outside the family. Age features of mental development of children]. M. 1982.
6. Vinogradova G.A, Bobkova T.S. Svoeobrazie polovogo samosoznaniya podrostkov s raznoj social'noj situaciej razvitiya [Originality of sexual identity of adolescents with different social situations of development] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk- Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. Is. 2. Vol. 12. № 3. Pp. 386-393.
7. Bobkova T.S., Vinogradova G.A. Rol' priemnoj sem'i v processe stanovleniya polovogo samosoznaniya podrostkov [Role of a foster family in the process of formation of sexual identity of adolescents] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal - Siberian Pedagogical Journal. 2010, № 2, pp. 228-244.
8. Bobkova T.S. Osobennosti psihodiagnosticheskoj raboty psihologa detskogo doma [Features of psychodiagnostic work of psychologist in orphanage] // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta -Herald of the North-Caucasian Institute of Humanities. 2013, № 4, pp. 245-249.
9. Mukhina V.S. Osobennosti razvitiya lichnosti rebenka, lishennogo roditel'skogo popechitel'stva. Deti s otklonyayushchimsya povedeniem [Features of development of the child deprived of parental care. Children with behavioral problems]. M. 1989.
10. Bobkova T.S. Harakteristika sostavlyayushchih polovoj identifikacii podrostkov v raznyh social'no-pedagogicheskih situaciyah razvitiya [Characteristic of components of gender identity of adolescents in different social and educational development situations] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal - Siberian Pedagogical Journal. 2014, № 2, pp. 228-244.