Научная статья на тему 'Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков'

Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1005
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ПОЛОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Галина Александровна, Бобкова Татьяна Степановна

Одним из путей предупреждения социального сиротства является устройство детей, лишенных родительского попечительства, в приемные семьи. Из-за малой разработанности системы воспитания в замещающих семьях существуют проблемы, связанные с подростковым возрастом, когда качественно меняется структура полового самосознания. Исследование полового самосознания подростков из приемных семей способствует нахождению адекватных методов психолого-педагогического сопровождения данной категории семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Галина Александровна, Бобкова Татьяна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль приемной семьи в процессе становления полового самосознания подростков»

20. Чернобров, А. А. Религиозная культура и религиозный дискурс [Текст] / А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 172-181.

УДК 159.9

Виноградова Галина Александровна

Доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета, G.Vinogradova@tltsu.ru, Тольятти

Бобкова Татьяна Степановна

Педагог-психолог, tsbobkova@mail.ni. Тольятти

РОЛЬ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОВОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Vinogradova Galina Alexandrovna

The doctor of the psychological sciences, professor Faculties of theoretical and applied psychology. E-mail: G.Vinoeradova@tlt54.ru. Togliatti

Bobkova Tatyana Stepanovna

Educational psychologist, candidate. E-mail: tsbobkovafalmail,ru. Togliatti.

THE MEANING OF THE FOSTER HOME FOR TEEN-AGERS SEXUAL IDENTITY DEVELOPMENT

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, нарушением эмоциональных привязанностей, разрушением традиций, падением ее нравственных устоев и изменений отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.

Как показал теоретический анализ выполненных к настоящему времени исследований, посвященных проблемам детского сиротства, внимание исследователей концентрируется, как правило, на необходимости увеличения учреждений для детей-сирот вместо поиска вариантов предупреждения социального сиротства и путей влияния на порождающие его причины. В подавляющем большинстве случаев исследователи изучают процесс жизнедеятельности детей-сирот в институциональной сфере, но недостаточно внимания уделяют их воспитанию и личностному развитию в условиях альтернативных форм жизнеустройства.

Таким образом, можно констатировать, что при всем разнообразии работ, затрагивающих проблемы детского сиротства, многие вопросы остаются недостаточно изученными и актуальными.

В конце прошлого столетия был проведен целый ряд отечественных исследований, убедительно показавших негативные последствия институционального воспитания (М.И. Лисина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1991; И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, 1990; B.C. Мухина, 1990). В рамках

данного подхода своеобразие психического развития воспитанников интернатных учреждений является следствием выраженной специфики социальной ситуации их развития и, соответственно, иного характера общения, чем в семье [3,5,8]. Воспитание детей в условиях традиционной модели опеки и попечительства, которой является детский дом, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие: неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях; [3] недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; издержки программы воспитания и обучения, не компенсирующие дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; бедность конкретно чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной сужен-ностью окружающей их среды; постоянное нахождение детей в условиях коллектива.

В заведениях интернатного типа ребенок становится лишь объектом ухода, но не любви и воспитания. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в общем развитии. Это уже совершенно другой ребенок в отличие от ребенка, который воспитывался в семье.

По мнению Г.В. Семья, основная причина деформации детства воспитанников сиротских учреждений связана с дефицитом доступа к ресурсам семьи (социальным, экономическим, воспитательно-образовательным и т.д.). Главным же последствием деформации становится то, что детям-сиротам не удается освоить весь комплекс необходимых социальных ролей и сформировать те личностные качества и свойства, которые необходимы для адекватного восприятия социальной реальности и успешной интеграции в ней [9].

В последнее десятилетие социальная проблема сиротства получила большой общественный резонанс, государственная политика способствовала увеличению числа устройства детей-сирот в замещающие семьи, главной целью которых является создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка. Приемная семья запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному направлению политики в области поддержки и защиты детства, которое заключается в сохранении семьи для ребенка.

В преобладающем большинстве развитых стран мира уже многие годы успешно функционирует такая структура в различных модификациях, учитывающих национальную специфику конкретных государств. Обзор исследований развития ребенка в условиях детского дома и в условиях замещающей семьи показывает, что в замещающей семье по сравнению с приютскими учреждениями как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее [6]. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, определяющими исполнение семейных ролей. В частности, исследования пока-

зывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительском доме. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь, являющуюся залогом формирования чувств материнства и отцовства [5].

Эффективность реализации альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, во многом будет обусловлена организацией адекватной социально-педагогической помощи и поддержки (подбор семьи через тестирование, собеседование, сбор информации; подготовка через систему обучения; социальная, педагогическая, психологическая, медицинская диагностика детей при поступлении в семью; обеспечение условий для реабилитации, адаптации ребенка через его пребывание в замещающей семье).

Как и все социальные институты, привнесенные из других развитых государств, приемная семья в процессе трансформации, приобретает свои, чисто российские качества.

Опыт работы показал, что многие приемные\патронатные семьи, взявшие детей на воспитание, не имеют необходимого педагогического опыта. Дети, переданные в эти семьи, как правило, из неблагополучных семей и имеют отставание в развитии, познавательном процессе, не имеют позитивного семейного опыта. Большинство приемных семей также нуждаются в психологической помощи. Из-за малой разработанности такой системы воспитания, имеют место отрицательные моменты, случаи возврата ребенка обратно в детский дом, в большинстве случаев в подростковом возрасте [7].

Отметим, что подростковый возраст во многих отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходах и теориях рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.

На первый план выступают проблемы, связанные с полом, психосексуальным поведением и развитием, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующих представления человека о себе как о мужчине или женщине Появление осознанной половой идентичности и переживание своей половой принадлежности выступают как психические новообразования подросткового возраста, пронизывающие все структурные компоненты самосознания, влияющие на формирование личности молодого человека.

Именно половое самосознание (восприятие себя как человека определенного пола), которое рассматривается как единство когнитивного, аффектного и поведенческого компонентов, определяет потребности, мотивы, ценностные ориентации, формы поведения человека как полового существа. Адекватное половое самосознание, которое свидетельствует о богатом внутреннем духовном мире, осознании и обогащении своих личностных качеств, свободе от предубеждений в отношении к представите-

лям другого пола, ответственном отношении, к партнерским отношениям и чувству любви, принятия своего телесного «Я», формируется под воздействием социального окружения в течение всей жизни [4].

Инверсионный тип половой социализации на современном этапе, в том числе и на уровне семьи, приводит к формированию бисексуальной модели психологического пола, которая наблюдается сегодня не только в моде, поведении, но и в психосексуальных пристрастиях подростков. Пубертат качественно меняет структуру полового самосознания, потому что впервые обнаруживается и закрепляется уже не только половая, но и сексуальная идентичность субъекта, включая его сексуальные ориентации.

В процессе становления полового самосознания, освоение половой роли представляет основную задачу отрочества. Следуя принципиальным положениям отечественной современной психологии развития, важно учитывать наличие и взаимодействие биологических, психофизиологических, макросоциальных, средовых, индивидуально-типологических и прочих факторов.

Трудно переоценить значение пола для понимания психологических особенностей и характеристик жизненного пути человека. Разделение человеческих особей на мужчин и женщин предполагает у каждого индивидуума полное соответствие не только биологических, но и психологических особенностей, т.е. полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), а также адекватную направленность полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения. Все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, но и половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», - это половая принадлежность.

Труды отечественных ученых Б.И. Ананьева, Л.И. Божович, B.C. Мухиной, Т.М.Титаренко и других авторов в сфере развития сознания и самосознания в детском и подростковом возрасте, определяют развитие полового сознания как сложный психический процесс, который проявляется, в первую очередь, в восприятии человеком многочисленных соответствующих образов самого себя в разных ситуациях деятельности и общения, и опираются на представление о половом самосознании, как части целостного самосознания, имеющим ту же структуру: познание и оценивание себя как представителя пола, регулирование личностных и социальных проявлений человека как представителя пола (полоролевая идентичность - это обусловленные полом паттерны сознательных и бессознательных взаимодействий с другими людьми). [1,5].

Изучение нами данной проблемы обусловлено крайне малой экспериментальной проработанностью проблемы формирования полового самосознания детей подросткового возраста, воспитывающихся в приемных семьях, несмотря на то, что становление полоролевой идентичности является ключевым для формирования личности в этот период.

Исследование проводилось на базе СРЦ «Семья», детского дома, имеющего статус коррекционного детского дома для детей с ограничен-

ными возможностями здоровья, средней общеобразовательной школы №29 г. Сызрани. Выборку составили подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, в приемных семьях (с разным периодом проживания), в обычных семьях, посещающие общеобразовательные школы, в возрасте от 13 до 14 лет, в количестве 120 человек. Выборка относительно уравнена по полу, возрасту и численности (в подгруппах). Учитывая гендерные различия, мы разделили подростков на подгруппы.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования. В качестве инструментария были взяты методики, позволяющие получить данные об аспектах личности подростков, сформированности полоролевой идентичности, степени проявления маскулинности, феминности, андрогинности: многофакторный личностный опросник БР1 (форма В) с использованием шкалы «маскулинности-фемининности», детский опросник гендерной идентичности Д. Холла (адаптация М.В. Ивановой, О.В. Коваленко, 2001), методика «Психологический пол» О.В. Лопуховой, проективный тест «Гудинаф-Харрис рисования тест» (автор Д. Харрис, 1963), модифицированный вариант теста «Рисунок человека» (автор К. Маховер), методика свободных описаний, сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин» (авторы М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская и др., 1990).

Результаты опросника БР1 по шкале «маскулинность-фемининность» позволяют говорить о недостаточности развития полового самосознания у подростков из детского дома в сравнении со сверстниками из приемных и обычных семей, которых характеризует идентичность, соответствующая полу. Между половой идентичностью и депривационным феноменом обнаруживается умеренная связь (р = 0, 35, с достоверностью 95%).

Данные нашего исследования показали, что в большинстве случаев, для подростков, воспитывающихся как в детском доме (42% мальчиков и 28,5% девочек), так и в приемных/обычных семьях, характерными являются проявления как мужских, так и женских качеств личности. Смешение личностных качеств - андрогинность, чаще свойственна девочкам из приемных (58,4%) и обычных семей (62,5%), чем мальчикам (48,6%; 38,5%). Корреляционный анализ показал заметную связь между идентичностью и полом в данных подгруппах (р =0,55; р =0,54; р =0,63;р =0,57; р =0,55;/7=0,57 с достоверностью 95%). Выявленный факт можно объяснить кризисом идентичности, который характеризуется активным поиском себя и своего места в группе сверстников, конфликтом между желаемым и действительным, появлением потребности примерить роли и особенности поведения лиц противоположного пола.

Проявление мужественности наблюдается почти у каждой четвертой девочки из детского дома (37,8%) и в 18% случаев из приемных семей, женские свойства присущи каждому третьему мальчику, воспитаннику детского дома (33,4%), что позволяет говорить о недостаточности разви-

тия полового самосознания подростков. Выявлена заметная зависимость между идентичностью и полом испытуемых (р=0,53; /3=0,57; /7 =0,55; с достоверностью 95%). Качества, противоположные полу не выявлены в подгруппе мальчиков из приемных и обычных семей. Черты личности, соответствующие полу, выявлены у каждого второго мальчика (51,4%) и у 23,6% девочек из приемных семей, из обычных семей в 61,7% случаев у мальчиков и в 37,5% случаев у девочек; у воспитанников детского дома: 24,6% мальчиков и 33,7% девочек.

Согласно результатам опросника Д.Холла, подтверждающим данные методики БР1 (выявлена заметная связь /7=0,65; с достоверностью 95%), с андрогинностью личностных качеств, проявляющейся в доминировании как мужских, так и женских качеств, выявлена 1/3 выборки воспитанников детского дома. Отмечена умеренная связь р- 0, 34, /3=0,37 с достоверностью 95%, между показателями двух методик, в подгруппах подростков из приемных семей (70%) и обычных семей (58% девочек и 40% мальчиков) с андрогинностью личностных качеств. Черты, соответствующие полу выявлены у 30% мальчиков и 20% девочек из приемных семей, соответственно (55% и 42%) у подростков их обычных семей. О слабой сформированности полоролевой идентичности свидетельствует выраженная фемининность у мальчиков-сирот (28%), у мальчиков из обычных неполных семей в 7% случаев и маскулинность у девочек-воспитанниц детского дома (36%) и у 10% девочек из приемных семей. Недостаточное проявление как женских, так и мужских качеств (низкие баллы по шкалам) говорит о недифференцированности полоролевой ориентации воспитанников разного пола в 29% случаев.

По результатам методики О.В. Лопуховой «Психологический пол», проявление психологического пола противоположного биологическому, выявлен в 12% случаев в подгруппе девочек из детского дома. Признаки фемининного психологического пола у мальчиков всех обследуемых групп не обнаруживается. Маскулинный психологический пол в большей степени выражен в подгруппах мальчиков из приемных семей (30%), обычных семей (43%), по сравнению с воспитанниками детского дома (12%). Соответствие нормативным характеристикам женской половой роли присущи девочкам из приемных семей (28%) и обычных семей (36%), чем представительницам слабого пола, воспитывающимся в условиях детского дома (16%).

Для большинства подростков характерным является проявление анд-рогинности личности с различными вариантами выраженности маскулинности и феминности. Средневыраженная андрогинность личности, характеризующаяся достаточно уравновешенными показателями по шкалам маскулинности и феминности, свойственна детям из обычных семей (37%), в большинстве случаев мальчикам, и также 8% подросткам-сиротам. Для мальчиков из детского дома характерно преобладание феминности личности с андрогинным психологическим полом (43%), преобладание маскулинности с андрогинным психологическим полом обна-

руживается в 33% случаев. Для девочек-сирот, наоборот характерно в большинстве случаев преобладание маскулинности с андрогинным психологическим полом (36%). Подростки, воспитывающиеся в приемных семьях характеризуются следующим образом: для мальчиков свойственно преобладание маскулинности личности с андрогинным психологическим полом (70%); для девочек, в большинстве случаев преобладание фемин-ности с андрогинным психологическим полом (62%). Но имеет место проявление маскулинности с андрогинным психологическим полом у девочек в 10% случаев. Для девочек из обычных семей характерно проявление феминности личности с андрогинным психологическим полом (38%), для мальчиков маскулинности с андрогинным психологическим полом (33%).

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

□ маскул-ть □ феминность □ андрог-ть

Рисунок 1 - Степень выраженности маскулинности, феминности, андрогинности личности в подгруппе мальчиков из приемных семей

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

□ маскул-ть □ феминность О андрог-ть

Рисунок 2 - Степень выраженности маскулинности, феминности, андрогинности личности в подгруппе девочек из приемных семей

Исходя из анализа исследований отечественных ученых по данной проблеме, за последнее десятилетие наблюдается тенденция роста андро-гинности среди подростков, независимо от социальной ситуации развития [2]. Проявление человеком одновременно феминных и маскулинных черт при адекватном половом самосознании и отчетливой половой идентичности позволяет ему менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и наоборот. Возникновение и широкое распространение в последнее время в психологии подхода к исследованию психологического пола личности в рамках ортогональной модели является отражением того, что по мере демократизации отношений представления о психологических качествах муж-

чин и женщин становятся менее поляризованы, все более пересекаются, образуя многомерный континуум.

Далее мы проанализировали результаты по всем шкалам опросника РР1 и соотнесли их с показателями по шкале «маскулинность-фемининность» с целью выявления зависимости особенностей половой идентичности подростков с их личностными проявлениями.

Анализ показал, что идентичность искажена у подростков-сирот с признаками депрессивного, раздражительного состояния, эмоциональной неустойчивости (выявлена заметная зависимость р = О, 55, с достоверностью 95%), при этом зафиксирована большая выраженность признака в группе мальчиков. Для мальчиков с характерными чертами женственности присущи невротичность, повышенная тревожность, а также низкая социальная активность (выявлена умеренная связь /7=0,33, с достоверностью 95%), наблюдается слабая зависимость (р =0,24, с достоверностью 95%) со шкалами: авторитарность, агрессивность, интровертивность, потребность в доверительных контактах. Выявленная тенденция свидетельствует о наличии депрессивного, невротического синдрома в эмоциональном состоянии, в поведении, отношении к себе и социальной среде, склонности к аффективному реагированию, предрасположенности к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации.

По сравнению с группой сверстников из детского дома, у мальчиков из приемных и обычных семей не выявлены фемининные черты личности. Маскулинность мальчиков данных подгрупп коррелирует (отмечена заметная зависимость /7=0,53, /7=0,55 с достоверностью 95%) с признаками авторитарности, уравновешенности, эмоциональной устойчивости, умеренная связь (умеренная зависимость /7=0,33, /7=0,37 с достоверностью 95%) со спонтанной агрессивностью, социальной активностью.

Для девочек-сирот с характерными чертами мужественности выраженными признаками являются депрессивные состояния и агрессивность (выявлена заметная зависимость /7=0,53, с достоверностью 95%), эмоциональная неустойчивость и склонность к доминированию (умеренная зависимость /7=0,34, с достоверностью 95%); отмечена слабая связь (/7=0,24, с достоверностью 95%) несформированности половой идентичности и раздражительности, проявляющейся в нетерпимости, нервной возбудимости, напряженности.

Корреляционный анализ показал, что идентичность искажена у девочек из приемных семей с признаками агрессивности, раздражительности, эмоциональной неустойчивости и авторитарностью (выявлена умеренная зависимость /3=0,35, с достоверностью 95%), отмечена слабая зависимость (/7=0,25, с достоверностью 95%), между несоответствием половой идентичности и высокой тревожность, потребностью в доверительных контактах.

Наличие данного факта можно объяснить влиянием родительских стереотипов поведения, современных реалий, которые вынуждают деву-

шек, женщин быть более сильными, решительными, смелыми, выносливыми, самостоятельными. Социальная ситуация в нашей стране, ориентированная на западный образ жизни, широко рекламируемый в СМИ, внедрение чужеродных идеалов и целей, становится популярным среди молодежи и способствует маскулинизации представительниц «слабого пола», повышению их социальной активности. Проявление маскулинности у девочек также связано с «конфликтом половой идентичности», т.к. в переходном возрасте стереотипы «маскулинности» и «фемининности» поляризуются особенно резко, а потребность соответствовать им становится как никогда острой. В данном случае нас заинтересовал феномен влияния возраста, в котором девочки были взяты на воспитание в приемную семью (первичная половая идентификация складывается к 3 годам и служит наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания). Анализ показал умеренную зависимость между сформированностью половой идентичности и опытом проживания в приемной семье. Так, у девочек, вошедших в семью, в более раннем возрасте несформированность половой идентичности не выявлена. Типичный профиль личности для данной категории подростков изображен на рисунок 3.

Девочки из детского дома

10

86'

4'

2 0^

□ низкие □ средние □ высокие

Девочки из приемных семей

□ низкие □средние □высокие

Рисунок 3 - Средние показатели по шкалам опросника ЕР1 подростков-девочек с мужскими чертами личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

РОЛЬ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ... Таблица 1 - Факторы опросника РР1

№ Факторы

1. Невротичность 7. Авторитарность

2. Спонтанная агрессивность 8. Застенчивость

3. Депрессивность 9. Открытость

4. Раздраж ител ьн ость 10. Экстроверсия- интроверсия

5. Общительность 11. Эмоциональная лабильность

6. Уравновешенность 12. Маскулинность- фемининность

Проведя сравнительный анализ профилей личности девочек с искаженной половой идентичностью в двух подгруппах, можно говорить об общих чертах личности, характерных для маскулинных девочек: агрессивность, авторитарность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность.

Следует отметить, что для феминных девочек из детского дома характерными чертами личности являются невротичность, депрессивность, раздражительность, высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость (выявлена умеренная зависимость /7=0,34, с достоверностью 95%).

По сравнению со сверстницами из детского дома, феминные девочки из приемных семей отличаются эмоциональной лабильностью, низкой невротичностью и уравновешенностью, выраженной потребностью в общении. Общим качеством испытуемых двух подгрупп выступает наличие тревожности.

Проявление феминных черт у мальчиков и маскулинности у девочек связано с «конфликтом половой идентичности», т.к. в переходном возрасте стереотипы «маскулинности» и «фемининности» поляризуются особенно резко, а потребность соответствовать им становится как никогда острой. Это распространяется не только на внешность, но и на многие социальные и психические качества. По мнению многих авторов, существенное влияние на различные аспекты личностного формирования и характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками оказывает соответствие или несоответствие представлений подростка о себе сложившимися в его сознании эталонам маскулинности или фемининности.

Кроме того, нами была проведена работа на установление взаимосвязей между указанными выше качествами личности у подростков всех подгрупп со средними показателями по шкале «маскулинностъ-фемининность», т.е. с одинаковым проявлениям как женских, так и мужских качеств, что позволило сделать следующие выводы:

1) качество «раздражительность» значимо (/7=0,54, с достоверностью 95%), коррелирует с андрогинностью, зафиксирована большая выраженность в подгруппе мальчиков из детского дома. Такого же рода

связь выявлена с «интровертивностью» в подгруппе девочек-воспитанниц;

2) умеренная зависимость (>0 =0,35, с достоверностью 95%) обнаруживается у подростков детского дома между андрогинностью личности и «низкой стрессоустойчивостью», «эмоциональной лабильностью», «агрессивностью» и «авторитарностью» в подгруппе мальчиков;

значимая связь (/7=0,55, с достоверностью 95%), выявлена у подростков из приемных семей между андрогинностью личности и такими качествами как: «авторитарность», «экстравертивность», «общительность», «эмоциональная устойчивость», «уравновешенность»; слабая зависимость отмечена между особенностями идентичности и высокой тревожностью в подгруппе мальчиков.

Рисунок 4 - Типичный профиль личности подростков с андрогинны-ми качествами

Подросткам, проявляющим как женские, так и мужские качества, т.е. с признаками андрогинности, свойственны в меньшей степени проявления реактивной агрессивности, импульсивного поведения, депрессивных состояний, эмоциональной неустойчивости, тревожности.

Для выяснения характера представлений подростков о мужских и женских качествах, об особенностях отношения к людям, женщине, мужчине, образов семейных ролей (отца, матери, мужа, жены), других личностных позиций нами была использована методика свободных описаний, предложено сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин» (авторы М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г, Рузская и др., 1990).

В сочинениях подростков четко прослеживается биполярность мужественности/женственности, положительные и отрицательные образы, содержательная сторона различна у детей из детского дома и обычных семей. В некоторых моментах наблюдается схожесть взглядов подростков из приемных семей и детского дома (сказывается прошлый негативный опыт проживания в кровной семье), а также совпадение мнений с детьми из обычных семей (положительное влияние семейного воспитания в приемной семье). Качественный анализ описаний подростков позволил нам выделить большой диапазон положительных мужских и женских качеств, по сравнению с отрицательными эталонами, не зависящими от опыта проживания в приемной семье (взаимосвязь не прослеживается).

Понимание подростками из приемных семей и детского дома мужественности и женственности характеризуется недостаточным ролевым диапазоном: мать, дочь, отец, сын. Мужчины и женщины представлены детьми из семей (приемных и обычных) образованными, эрудированными личностями, наделенными деловыми качествами, с разнообразными интересами, внешне привлекательными, ухоженными, любящими своих родных, заботливыми родителями, отзывчивыми людьми: «Мужчина должен выглядеть элегантно, модно, не очень броско, носить одежду в зависимости от обстановки, при этом всегда быть опрятным», «Женщина всегда должна красивой, придерживаться одного стиля в одежде и прическе, но при этом не бояться экспериментировать».

В отрицательных представлениях подростков из приемных семей прослеживается определенный круг проблем, связанных с невыполнением домашних обязанностей, наличием вредных пристрастий к алкоголю и табакокурению, невежество, грубость, обедненность интересов, отсутствие увлечений и т.д. Приведем пример: «Мужчина - это глава семьи, только при этом он не должен быть тираном, обижать жену и детей, пить, курить». Стоит отметить, что отрицательные характеристики не доминируют в описаниях подростков, но, тем не менее, свидетельствуют о возможных скрытых личностных, внутрисемейных проблемах. Высказывания девочек более яркие, насыщенные в представления об эталонах мужественности. Нас заинтересовали сочинения девочек из приемных семей с маскулинными чертами личности, приведем пример описаний: «Человек должен выглядеть достойно, по характеру быть сильным. Женщина -хорошая хозяйка, но при этом должна работать, уметь зарабатывать себе на жизнь». Судя по содержанию высказываний феминных и андрогинных девочек: «Семью должен содержать мужчина, а женщина быть только домохозяйкой», «Мужчина сильный, умный, занимается бизнесом, директор фирмы, женщина должна быть не только домохозяйкой, работать психологом, врачом, воспитателем, иметь хорошее образование, быть способной, умной, доброй, самостоятельной, хоть немного времени уделять себе, не бояться лишних дел», видны различия в полоролевых представлениях о мужественности/женственности, стереотипах и предпочтениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ содержания сочинений показал, что семейно-бытовая тема для многих подростков всех категорий более привлекательна. Хочется отметить отсутствие негативных высказываний подростков из приемных семей в адрес семейной жизни, либо в адрес противоположного пола, по сравнению с детьми-сиротами. Неблагоприятный опыт жизни в семье с кровными родителями, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка, оставшегося без попечения родителей, который часто переносит модель воспитания из семьи своих родителей на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребен-ку-сироте позитивно смотреть в будущее, время от времени тревожит его. Это нашло отражение в описаниях подростков, проживающих в приемных семьях от одного года до четырех лет, большинство высказываний не

раскрывают функции мужчины и женщины в семье, например: «Мужчина должен работать, приносить в дом деньги, чтобы прокормить семью, а жена должна быть домохозяйкой, убирать по дому, воспитывать детей».

Мало высказываний подростков с неблагополучным прошлым прозвучало по поводу совместного воспитания детей и проведения свободного времени, а также взаимопонимание и поддержке в трудные минуты.

Подростки из приемных семей в некоторых случаях идеализируют семейные образы: мужа, жены, отца, матери, наделяя их соответствующими полу характеристиками. В целом описания идеальной семьи реальны, многие дети вполне зрело рассуждают о том, какая семья может считаться идеальной.

Для подростков всех подгрупп с адекватной половой идентичностью представления о мужественности/женственности соответствуют принятым в обществе нормам и стереотипам поведения.

В программу нашего эксперимента вошел проективный тест «Гуди-наф-Харрис рисования тест» (автор Д. Харрис, 1963), модифицированный вариант теста «Рисунок человека» (автор К. Маховер), с целью исследования уровня сформированное™ тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восприятием ребенка себя, принадлежностью к тому или иному полу.

В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины, обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Считается, что, изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицируется с ним и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственных свойств. Целесообразность использования проективных методик объясняется их возможностями перевести содержание внутреннего мира человека во внешний, на символическом уровне. В отличие от вербальных методик они открывают человеку более доступный и гибкий канал для воплощения своих образов, представлений, собственного видения мира.

Данная методика позволяет выявить не только личностные качества подростков, их внутреннее состояние, а также специфические особенности компонентов психосексуальной сферы детей, тонкие проявления полового самосознания, которые сложно проанализировать с использованием иных подходов.

Шкала признаков для оценки рисунка «Нарисуй человека» по Гуди-наф-Харрису содержит 10 категорий информативных признаков, которые учитываются при анализе: частей тела, деталей лица; объемных изображений частей тела; качества соединения частей тела; соблюдения пропорций; правильности и детальности изображения одежды; идентификации ребенком своего пола; качества владения карандашом: твердость, уверенность линий; степени произвольности владения карандашом при рисовании; детализации рисунка; величины фигуры.

Качественный анализ рисунков позволил выделить характерные особенности прорисовки тела и наличие половых признаков - символизи-

рующих уровень сексуальности и выраженность феминных/маскулинных черт у подростков всех подгрупп.

В автопортретах детей из приемных семей отражены соответствующие полу признаки, т.е. подростки идентифицируют себя с образами, адекватными своему биологическому полу, привнося в свой портрет черты, которые рассматриваются в качестве индикаторов их личностных свойств.

Остановимся более подробно на качественном анализе рисунков каждой подгруппы. На наш взгляд они отражают эмоционально-ценностное отношение к себе, как представителю мужского/женского пола, и к представителям своего и противоположного пола. Большое внимание мальчики из семей уделяют рисункам мужчины (лучшая прорисовка, аккуратность выполнения, как правило, крупные изображения), что говорит о значимости мужского образа. У мальчиков из детского дома мужской образ в основном представлен подростками, одноклассниками, друзьями, а не взрослыми мужчинами. Во многих рисунках идеального мужчины существуют детали в одежде, во внешности: оружие, галстук, портфель, борода и т.д. У мальчиков с преобладанием маскулинной ориентации рисунки мужчины и автопортрет похожи, детализированы и прорисованы, что свидетельствует о большей значимости мужского. Изображение подростками из семей женского образа значительно меньшего размера, иногда не дорисовано, менее детализировано, можно наблюдать отличительные черты в прическе и одежде, сильный нажим, что показывает тревожность, связанную с женским образом. Наличие данных признаков говорит о достаточной дифференциации двух образов: мужского и женского. Для рисунков подростков-сирот характерны крупные женские фигуры с наличием половых признаков, что свидетельствует о значимости женщин (воспитателей, ближайшего окружения) в жизни воспитанников.

Для мальчиков с андрогинной направленностью (выявленной по другим методикам) мужчина маскулинен, автопортрет в некоторых рисунках похож на мужской, только менее выделен, в других случаях незначительно совпадает с женским образом; также встречается похожесть всех трех образов с не большой разницей. Рисунок женщины непонятен, лишь отдельные детали напоминают о ее половой принадлежности (каблуки, прическа). Анализ рисунков подростков из приемных и обычных семей показывает сформированность образа мужчины и неопределенности собственного и женского образов в 20% случаев. В 70% рисунков воспитанников детского дома (мальчиков) мужской образ недифференцирован и лишь в 25% случаев можно говорить об определенности женского образа, негативное отношение к собственному образу наблюдается у 50% подростков-сирот. Феминных женщин очень мало, они представлены более стереотипно. В некоторых рисунках можно выделить конфликтный характер отношения к противоположному полу. Что можно объяснить особенностями возраста: отход от матери, противопоставление себя женщинам.

Рисунки девочек более детализированы и аккуратны, разнообразны, чем у мальчиков. Образы эмоционально позитивно насыщенны. У девочек более сформированы полоролевые представления как феминные, так и маскулинные. Об этом можно судить по качеству рисунков и их содержанию. Во многих рисунках наблюдаются признаки неадекватной самооценки, что является возрастной особенностью. Очень часто в рисунках проявляется тревожность, неуверенность в себе. Так же имеют место образные рисунки, где видны признаки негативизма: сильная штриховка, маленькое изображение, особенно в верхней части листа, небрежность, неаккуратность рисунка, что отражает конфликтное или негативное отношения к себе, противоположному и своему полу. Данная манера исполнения свойственна в большей степени девочкам с маскулинными чертами. Это свидетельствуют о том, что девочки в этом возрасте относятся негативно, прежде всего, к себе, что может быть следствием общего снижения уровня самооценки, которое констатируют многие исследователи. Мужской образ более адекватен, чем у мальчиков, представлен в большинстве юношескими образами, чем зрелым возрастом.

В некоторых рисунках, как мальчиков, так и девочек из приемных семей и особенно детского дома присутствуют детали, указывающие на то, что подростки испытывают чувство незащищенности. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено, постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Рисунки, отражающие черты маскулинности/феминности (детали, фигура, черты лица и т.д.), характерны для 90% девочек и 80% мальчиков, воспитывающихся в условиях семьи (приемной/обычной), для воспитанников детского дома лишь у 20% мальчиков и 50% девочек.

Надо отметить, что встречаются рисунки, не отражающие маскулин-ных/феминных черт (непонятные фигуры, нет деталей и т.д.), чаще среди мальчиков,чем девочек.

Анализируя рисунки детей, можно сделать вывод, что адекватное восприятие себя и идентификация, соответственно своему полу, характерна большинству подростков, воспитывающихся в приемных и обычных семьях. Роль родителей является важнейшим условием в половой идентификации ребенка, 80 % подростков воспитывается в полной семье.

Таким образом, половое самосознание подростков из приемных семей, имеет свои особенности, характерным является проявление андро-гинности личности, как у мальчиков, так и у девочек. Признаки проявления противоположные полу у мальчиков не обнаруживаются. В подгруппе девочек мы наблюдаем искажение половой идентичности в 10-20% случаев по всем методикам. По результатам нашего исследования можно предположить, что процесс половой идентификации воспитанников детского дома подросткового возраста идет по инверсионному пути, по сравнению с подростками, воспитывающимися в приемных и обычных

семьях, где в 90% случаев, можно говорить о сформированности полового самосознания.

Структурные составляющие полового самосознания подростков из приемных семей у мальчиков - маскулинны, у девочек - феминны в 90% случаев.

Микросоциальное общество, служит подростку моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли. Прежде всего, это касается семьи, школы, ближайшего окружения, группы сверстников.

Библиографический список:

1. Ананьев, Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания: Избранные психологические труды в 2-х томах [Текст] /Б.Г. Ананьев - М.: Педагогика, 1980,- 321с.

2. Араканцева, Т.А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации [Текст] / Т.А. Араканцева.// Автореферат дис. на соск. уч. ст. канд. псих, наук - М., 1999.-23 с.

3. Дубровина, И. В. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И. В. Дубровина, А. Г. Рузская - М.: Педагогика, 1990. - 246с.

4. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста [Текст] / И.С, Кон, Д. И. Фельдштейн - М., 1994.

5. Мухина, B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа [Текст] / B.C. Мухина - М., 1991.

6. Олнференко, Л.Я. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке [Текст] / Л.Я. Олнференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева И.Ф. - М., 2002.- 84с.

7. Организация работы с приемными семьями, взявшими на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] II Под ред. Г.И. Гусаровой. Областной социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних - Самара, 1998.- 103с.

8. Прихожан, А.М. Дети без семьи [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых - М.: «Педагогика» 1990.- 160с.

9. Семья, Г. В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей: Метод, пос. [Текст] / Г.В. Семья — М.: Благотворительный фонд «СЛОВО» - ООО «СИМС» - 1999.- 286с.

10. Омарова, П. О. Семья как институт социализации и воспитания [Текст] / П. О. Омарова, 3. 3. Гасанова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. ■ № 4. ■ С. 173-186.

11. Кондратова, Т. С. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков в контексте профилактики девиантного поведения [Текст] / Т. С. Кондратова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С.354-360.

12. Шубович, М. М. Семейная педагогика в системе междисциплинарной интеграции гуманитарного знания [Текст] / М. М. Шубович // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 220 - 231.

13. Савченко, Т. А. Модель взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации детей в наследии Я.А. Коменского [Текст] / Т. А. Савченко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 269 - 280.

14. Дмитриева, С. А. Проблема личностной тревожности у воспитанников детского дома, имеющих задержку психического развития [Текст] / С. А. Дмитриева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 3 П - 319.

15. Штумф, В. О. Особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л. 3. Цветанова-Чурукова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 370 - 381.

16. Щуркова, Н. Е. Феномен общения в контексте нежной педагогики [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 205-224.

17. Яковлев, С. В. Аксиология как методологическая основа общей теории воспитания [Текст] / С. В, Яковлев // Сибирский педагогический журнал, - 2009. - № 1. ■ С. 224 - 233.

18. Щуркова, Н. Е. Психологические механизмы педагогики нежности [Текст] / Н, Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 191-204.

19. Славгородская, М.В. Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате [Текст] / М.В. Славгородская // Сибирский педагогический журнал. -2008, -№ 1,- С. 410-420.

20. Михеева, Е. В. Эколого-субкультуриые практики Детства [Текст] / Е. В. Михеева// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 139 - 145.

21. Мендыгалиева, А. К. К вопросу преемственности в обучении школьников при переходе из начальной в основную школу (психологический аспект) [Текст] / А. К. Мендыгалиева//Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 3. - С. 193 - 200.

22. Аргунова, Т. П. Социальное партнерство в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. П. Аргунова// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 259 - 266.

23. Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 401-408.

УДК 37

Щербакова Ирина Викторовна

Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин Кузбасской государственной педагогической академии, shcherbacova@.rambler.m. Новокузнецк

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Shcherbakova Irina Victorovna

A senior teather. the department of natural-mathematics discipline, Kuzbass State Teachers' Training Academy, shcherbacova@.rambler.ru. Novolcusnetsk

FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN MODERN SOCIALLY CULTURAL CONDITIONS

Школьное образование подвергается критике со стороны общественности, семьи, педагогов. Это объективное явление показывает, что по сравнению с растущими требованиями общества к уровню образованности подрастающего поколения школа несет на себе элементы консерватизма, не успевает корректировать педагогический процесс согласно возрастающим общественным потребностям. Это относится и к начальной школе,

В последние годы в связи с изменением целей начального образования (наряду с формированием знаний, умений и навыков - комплексное развитие личности ученика, гуманизации, гуманитаризации, экологизации) и вытекающим из этого обновлением содержания и методов преподавания всех образовательных областей появилась вариативность на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.