Научная статья на тему 'Проблемы эмоционального развития воспитанников детских домов'

Проблемы эмоционального развития воспитанников детских домов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
969
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОДРОСТКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТСКИЙ ДОМ / LONELINESS / EMOTIONAL STATE / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ADOLESCENTS / MENTAL RETARDATION / ORPHANAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Елена Анатольевна

В статье раскрывается особенности эмоциональной сферы воспитанников детских домов, специфика проявления состояния одиночества у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, представлена психолого-педагогическая технология, направленная на коррекцию негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the specific of state of loneliness in adolescents with mental retardation, brought up in orphanages, provides psychoeducational technology, aimed at correcting the negative impact of loneliness on the personal development of adolescents with retardation.

Текст научной работы на тему «Проблемы эмоционального развития воспитанников детских домов»

Смирнова (где критерии значимы на уровне р<0,05000) показал, что средние значения всех мотивационных составляющих выше в экспериментальной группе, нежели в контрольной, что говорит о более высоком уровне их сформированнос-ти, при этом оценки родителей и экспертов относительно проблем детей родителей экспериментальной группы так же выше, нежели оценки родителей и экспертов контрольной группы (то есть проблемы детей экспериментальной группы действительно более значимые и сложные, чем проблемы детей контрольной группы) (табл. 1).

Таким образом, наше предположение о том, что решение об обращении за различными видами помощи в психологический центр зависит от высокого уровня субъективной значимости проблемы и содержательной составляющей мотивации родителей (представления родителей о нормальном и отклоняющемся развитии детей, о сво-

ей роли и ответственности за судьбу ребёнка, отношение к специалистам психологических центров и их деятельности) подтвердилось.

Библиографический список

1. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М., 1993. - 154 с.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976. - 158 с.

3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН, 1994. -72 с.

4. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. -М.; Л., 1966. - С. 48-55.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологи. - М., 1973. - 307 с.

6. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.

УДК 159.922.7

Селиванова Елена Анатольевна

кандидат психологических наук Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

sel_lena@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

В статье раскрывается особенности эмоциональной сферы воспитанников детских домов, специфика проявления состояния одиночества у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, представлена психолого-педагогическая технология, направленная на коррекцию негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР.

Ключевые слова: одиночество, эмоциональное развитие, психолого-педагогическая технология, подростки, задержка психического развития, детский дом.

В последнее время отмечается рост числа детей, находящихся в социально опасном положении, увеличение социального сиротства, девиантного поведения детей. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - этапы, травмирующие психику ребенка. Сегодняшний вариант деинституционализации детей-сирот предполагает вывод большинства воспитанников из учреждений в замещающие семьи, а также улучшение социальной ситуации развития в условиях учреждения для тех детей, которые по каким-либо причинам не смогут воспитываться в семье. Это требует разработки и внедрения новых технологий психологической помощи детям, остающимся в институциональной системе воспитания.

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства - от младенчества до взрослости - психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей. Пережитые сиротами психологические травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.) и приводят к стойким личностным изменениям. Большинство детей-сирот отстают по психическому и интеллектуальному развитию. Около половины воспитанников детских домов имеют диагноз задержка психического развития (ЗПР).

Воспитание ребенка с ЗПР в неблагоприятных социальных условиях (асоциальные семьи,

воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки, условия семейной депривации) оказывает специфическое воздействие на их психическое развитие и эмоциональную сферу, вызывая различные негативные реакции [6]. Микросоциальное окружение подростка с ЗПР, в силу своей отрицательной направленности может в значительной степени усугубить эмоциональное состояние, вызывая различные негативные реакции в том числе и одиночество.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются в эмоциональной сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизо-ванности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.

Если рассмотреть особенности психического развития детей-сирот, то можно отметить специфику эмоциональной сферы. Уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в домах ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления.

У дошкольников обращает на себя внимание сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности (особенно в игре), отсутствие способности к сопереживанию другим людям, наглядно-действенная форма мышления (у их ровесников из семьи складывается уже наглядно-образная), импульсивность во всех видах поведения, слабая его осознанность, отклонения в развитии образа себя; обедненность речи; слабость, неустойчивость внимания; конфликтность со сверстниками.

Особенности эмоциональной сферы младших школьников проявляются в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных

контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у подростков различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других -гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Одна из наиболее распространенны проблем, встречающихся в подростковом возрасте у детей-сирот - это проблема одиночества.

Целью нашего исследования являлась разработка, апробация и определение эффективности психолого-педагогической технологии коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростов с ЗПР с учетом специфики проявления этого состояния.

Экспериментальное исследование проводилось на базе детских домов г. Челябинска (№2, 6, 7) и специального (коррекционного) детского дома г. Касли, а также общеобразовательных школ г. Челябинска (№51, 100, 106, 128) в общеобразовательных и в специальных коррекционно-образовательных классах. На констатирующем этапе исследования приняли участие 238 испытуемых, из них: 128 испытуемых - подростки в возрасте от 13 до 16 лет, имеющие ЗПР, и 110 испытуемых -нормально развивающиеся подростки в возрасте от 13 до 16 лет. На формирующем и контрольном этапах исследования приняли участие подростки с ЗПР, воспитывающиеся в условиях детского дома, - 12 человек, подростки с ЗПР, воспитывающиеся в условиях семьи, - 10 человек.

С целью выявления и изучения специфики проявления одиночества у подростков с ЗПР применялись методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, Л. Пеп-ло, М. Фергюсона, анкета «Беседа об одиночестве» А.Л. Лихтарникова, методика определения коммуникативных и организаторских склонностей, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан, а также «Полный цветовой тест Люшера».

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать ряд выводов. Наряду с тем, что одиночество характерное явление для

подросткового возраста, оно в равной мере присуще нормально развивающимся подросткам и подросткам с ЗПР, воспитывающимся в разных условиях (условия семьи и детского дома), существуют особенности проявления состояния одиночества у подростков с ЗПР. Они проявляются в когнитивном и поведенческом компонентах в структуре одиночества. На когнитивном уровне специфика проявления одиночества выражается в понимании его подростками с ЗПР как состояния физической депривации и, как исключительно негативного явления. На поведенческом уровне отмечается недоразвитие коммуникативной сферы у подростков с ЗПР, которое выражается в трудности при установлении дружеских отношений, конфликтности и агрессивности контактов. Особенно это характерно для подростков с ЗПР, воспитывающихся в детских домах, у которых искажение коммуникативной сферы усугублено также наличием социальной депривации. Психологический механизм, вызывающий одиночество у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и в детских домах, обусловлен: во-первых, эмоциональной депривацией, которая выражается в недостаточной возможности для установления близких эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв уже созданных эмоциональных связей, эмоциональная холодность родителей, отвержение со стороны сверстников. Эти явления характерны и для воспитанников детских домов и для подростков, воспитывающихся в семье; во-вторых, недоразвитием коммуникативной сферы, которое отмечается у большинства подростков с ЗПР и наиболее выражено у воспитанников детских домов.

С учетом теоретических данных, общедидактических принципов и результатов констатирующего эксперимента разработана психолого-педа-гогическая технология коррекции негативного влияния состояния одиночества, включающая в себя подготовительный, диагностический, прогностический, формирующий, контрольно-аналитический этапы.

На подготовительном этапе данной технологии осуществлялся анализ образовательной среды испытуемых, подбиралось оптимальное время для обследования подростков и организации занятий, устанавливался контакт с подростками, проводились беседы классными руководителями, учителями, социальными педагогами, психологами образовательных учреждений и детских домов.

На диагностическом этапе осуществлялось психолого-педагогическое обследование подростков с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, воспитывающихся в разных условиях (семья и детский дом).

На прогностическом этапе прогнозировался вероятностный результат психологической работы, проектировалась психологическая программа по профилактике деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома.

На формирующем этапе реализовывалась психологическая программа по профилактике деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома.

Признавая тот факт, что переживание одиночества способствует развитию рефлексии и является необходимым этапом в формировании самосознания подростка (Л.И. Божович, Д.Б. Эль-конин, Е.Н. Erikson и др.), считаем, что оно может лежать и в основе деструкций поведения в социальной среде (С.В. Малышева, Н.В. Перешеина и др.). При воспитании подростка с ЗПР в благоприятных условиях, когда взрослые дают подросткам возможность уединиться, погрузиться в себя, подумать, а при желании обсудить все с близкими людьми, этот период проходит без сильных негативных переживаний одиночества. Пребывание ребенка с ЗПР в неблагоприятных условиях воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки, интернатные учреждения) вызывает негативные последствия одиночества в пубертатный период. Обостренные переживания одиночества также характерны для молодых людей с суицидальными тенденциями.

Цель программы - профилактика деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в разных условиях.

Программа профилактики деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР составлена на основе психологических программ и тренингов Л.Ф. Анн, К. Фоппеля, И.А. Фурманова, О.В. Хухлаевой [3; 4; 5]. Программа включает в себя 6 блоков, которые раскрывают структурные компоненты одиночества: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Основные нормативы: возрастные границы - от 11 до 16 лет; оптимальная численность группы - 10-12 человек; продолжительность занятий - 45 минут, все-

Таблица1

Программа профилактики деструктивного переживания одиночества у подростков с ЗПР,

воспитывающихся в разных условиях

Тема блока Тема занятия Цели занятий

1. Ты не одинок 1. Что такое одиночество Повышение уровня жизненного оптимизма, осознание своей уникальности и неповторимости, снижение уровня фрустрации, знакомство со способами преодоления одиночества.

2. Я не один

3. Пути преодоления одиночества

2. В мире эмоций 1. Эмоции человека Формирование представлений об эмоциональной сфере человека, знакомство с различными способами проявления эмоциональных реакций, рефлексия собственного эмоционального состояния.

2. Наши чувства

3. Мое настроение

3. Наше общение 1. Правила общения Знакомство со средствами общения, определение комфортной дистанции для общения, отработка невербальных средств общения.

2. Средства общения

3. Учимся общаться

4. Мой мир 1. Кто я такой Осознание своей индивидуальности, признание уникальности и неповторимости другого человека, повышение самооценки на основе самораскрытия и самопринятия.

2. Я глазами других

3. Мы взрослеем

5. Учимся сотрудни чать 1. Сплочение и доверие Повышение коммуникативной компетентности, развитие навыков взаимодействия с другими людьми, обучение способам разрешения споров и конфликтов, развитие ответственности за свои поступки.

2.Как избежать конфликтов

3. Мы - команда

6. Мое будущее 1. Мой день Осмысление своей жизни, развитие способности к целеполаганию, проектирование жизненных планов.

2. Моя жизнь

3. Мое будущее в моих руках

го 36 занятий, рассчитанных на весь учебный год с частотой проведения 1 раз в неделю (табл. 1).

На контрольно-аналитическом этапе анализировались результаты формирующего эксперимента, формулировались общие выводы.

Эффективность коррекционных занятий отслеживалась по результатам диагностики подростков с ЗПР, испытывающих одиночество, воспитывающихся в детском доме и в условиях семьи, на начало и конец учебного года (табл. 1, 2). Динамика результатов в таблицах показана полужирным прописным шрифтом.

Критериями оценки эффективности психоло-го-педагогической технологии были изменения уровней: одиночества (снижение уровня), самооценки (самооценка должна достигать среднего или высокого уровня) и коммуникативных склонностей (повышение уровня).

Контрольная диагностика, проведенная через один год, т.е. по истечении реализации программы, показала положительную динамику по результатам методик у подростков с ЗПР. Изменилось эмоциональное состояние с негативного на

позитивное. В выборе подростков по цветовому тесту Люшера превалировали яркие цвета (желтый, синий, зеленый) в начале ряда. В целом у испытуемых отмечались активность, стремление к общению, инициативность, отзывчивость, потребность в деятельности, самоутверждении, стремление к независимости, оптимистический настрой, стремление к ярким впечатлениям.

У обеих групп подростков с ЗПР изменились показатели самооценки (она приблизилась к среднему и высоким уровням), снизился уровень одиночества и повысился уровень коммуникативных склонностей.

Так, среди воспитанников детских домов с ЗПР у 4 (33,3%) подростков изменился уровень самооценки: у троих детей она с низкого уровня перешла в средний, а у одного - наоборот, из очень высокого уровня перешла в высокий. У 5 (41,7%) подростков с ЗПР изменился уровень одиночества с среднего до низкого. Также у них на порядок возрос уровень коммуникативных склонностей. У 3 (25%) подростков с ЗПР он изменился с низкого уровня до ниже среднего, у 3 (25%) - до среднего.

Таблица2

Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в детском доме

ФИО Результаты первичной диагностики Результаты контрольной диагностики

Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночества) Уровень коммуника- тивных склонностей Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночества) Уровень коммуни- кативных склонностей

О.А. Низкий Средний Низкий Средний Средний Ниже среднего

Э. А. Средний Средний Низкий Средний Низкий Средний

И.Щ. Средний Средний Ниже среднего Средний Средний Ниже среднего

А. Р. Низкий Средний Средний Низкий Средний Средний

С. С. Высокий Средний Низкий Высокий Средний Средний

В. Г. Низкий Средний Низкий Средний Низкий Низкий

А. Р. Низкий Средний Средний Средний Низкий Средний

Т.С. Средний Средний Высокий Средний Низкий Высокий

Е. П. Средний Средний Низкий Средний Средний Ниже среднего

А.А Средний Средний Средний Средний Низкий Средний

А.К. Оч.высокий Средний Низкий Высокий Средний Средний

Б. С Средний Средний Низкий Средний Средний Ниже среднего

Таблица3

Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи

ФИО Результаты первичной диагностики Результаты контрольной диагностики

Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночества) Уровень коммуника- тивных склонностей Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночества) Уровень коммуни- кативных склонностей

О.К. Средний Средний Ниже среднего Средний Низкий Средний

М. К. Очень высокий Средний Средний Очень высокий Средний Средний

Н. В. Низкий Средний Низкий Средний Низкий Ниже среднего

П. И. Средний Средний Ниже среднего Средний Средний Средний

Б. М. Средний Средний Ниже среднего Средний Средний Средний

Д.П. Низкий Высокий Низкий Средний Низкий Ниже среднего

Ф.О. Очень высокий Средний Средний Очень высокий Средний Средний

Л.Н. Низкий Средний Средний Средний Низкий Высокий

Е. А. Низкий Средний Средний Высокий Средний Средний

М.Д. Высокий Средний Высокий Высокий Средний Высокий

Аналогичные результаты отмечаются у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семьях. У 4 (40%) подростков изменился уровень самооценки, у 3 (30%) он возрос с низкого до среднего уровня, а у одного ребенка - до высокого уровня самооценки. У 4 (40%) подростков с ЗПР изменился уровень одиночества с среднего на низкий. Изменился у них и уровень коммуникативных склонностей. У 2 ( %) подростков с ЗПР он возрос с низкого до ниже среднего уровня, у 3 (30%) с ниже среднего до среднего уровня, у 1 (10%) со среднего до высокого уровня коммуникативных склонностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом у многих подростков с ЗПР сформировалось представление о состоянии одиночества, они изменили свое отношение к данному состоянию, осознали не только отрицательные, но и положительные стороны одиночества, научились эффективно его использовать.

Произошли изменения в сфере самосознания подростков с ЗПР : их самооценка стала более адекватной, они почувствовали себя более уверенными и критичными. У большинства отмечалась эмоциональная стабильность, уравновешенность, отзывчивость. Произошли у них также изменения в сфере общения и в поведе-

нии, повысился уровень коммуникативных склонностей, развились навыки межличностного взаимодействия.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной психолого-педагогической технологии коррекции негативного влияния состояния одиночества на личностное развитие подростков с ЗПР.

Библиографический список

1. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; сост., общая ред. и предисловие Н.Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

2. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

3. Фопель К. Психологические группы. - М.: Генезис, 2004. - 256 с.

4. Фурманов И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. - М.: «ТЕСЕЙ», 1999. - 224 с.

5.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). - М.: Генезис, 2006. - 167 с.

6. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. - 628 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.