Научная статья на тему 'Изучение тенденций самоутверждения в обществе и коррекция девиантного поведения подростков'

Изучение тенденций самоутверждения в обществе и коррекция девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / КРИЗИС / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайфутдинова А. М.

Приволжско-Вахитовским отделом культуры г. Казани проведено исследование негативных тенденций в поведении подростков и разработаны меры профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Разработан проект функционального участия воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленных на социально-культурную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of tendencies of self-affirmation in the society and correction of deviant behavior of teenagers

In the Volga and Vakhitovsky districts of Kazan together with department of culture of municipal areas research of negative tendencies in behavior of teenagers is conducted, and measures of prevention and correction of deviant behavior of teenagers are developed. Th e technique of functional development of educational educational institutions, social and pedagogical communities, territorial groups and associations, family support services and to the childhood, directed on social protection and realization of the rights of the teenager, on his successful versatile development and self-realization is developed

Текст научной работы на тему «Изучение тенденций самоутверждения в обществе и коррекция девиантного поведения подростков»

УДК 316.62

А.М.Гайфутдинова

ИЗУЧЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Приволжско-Вахитовским отделом культуры г. Казани проведено исследование негативных тенденций в поведении подростков и разработаны меры профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Разработан проект функционального участия воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленных на социально-культурную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, социальное, формирование, кризис, правосознание.

A.M.GAYFUTDINOVA STUDYING OF TENDENCIES OF SELF-AFFIRMATION IN THE SOCIETY AND CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS

In the Volga and Vakhitovsky districts of Kazan together with department of culture of municipal areas research of negative tendencies in behavior of teenagers is conducted, and measures of prevention and correction of deviant behavior of teenagers are developed. The technique of functional development of educational educational institutions, social and pedagogical communities, territorial groups and associations, family support services and to the childhood, directed on social protection and realization of the rights of the teenager, on his successful versatile development and self-realization is developed.

Keywords: teenagers, deviant behavior, social, formation, crisis, sense of justice.

Доминирующей проблемой в актуальности подрастающего поколения являются подростки, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения с позиции трудных или трудновоспитуемых и социально невосприимчивых к проблемам общества и личности [1,2].. Социальной профилактике и дальнейшей коррекции подлежит сопротивление подростком педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением учебных программ, знаний, навыков, требований и норм целенаправленного обучения и воспитания [3,4]. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, является одной из проблем в воспитании нового поколения. [5,6,7]. Изменчивость в социальной сфере формируется в процессе педагогической деятельности и выражается направлением поведения воспитуемого, взаимодействующего с окружающей средой, в процессе профилактики и коррекции его активности [8,9,10].

На основе современной концепции организации деятельности социально-культурных учреждений в системе воспитательно-профилактической работы среди несовершеннолетних, основанной на современных технологиях социально-культурного прогнозирования и проектирования, проведено исследование оптимизации социальной профилактики девиаций в подростковой и молодежной среде

Создание и внедрение адекватных программ коррекции и профилактики отклонений от общепринятых норм форм самореализации и самоутверждения на этапе первичной социализации, характеризующейся преобладанием аморальных действий и поступков, является предпосылкой для доминирования формирования осознанной духовной и трудовой деятельности и стремления к социально-культурным потребностям. Условиями реализации являются ресурсы социально-культурной деятельности.

В Приволжском и Вахитовском районах г. Казани в 2011 -2012 гг. было проведено исследование эффективности функционирования сети воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленных на социальную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию [11,12,13]. В результате было установлено, что наиболее сложные и глубокие формы подростковой дезадаптации представлены в социально-реаби-литационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, которые, как правило, создаются при социальных приютах. Например, «Гаврош» и Детский дом Приволжского района. Контингент детей, поступающих в социальные приюты, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Социально-реабилитационная работа с таким подростками начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации, большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и, прежде всего, игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

У подростков, поступающих в социальные приюты, большие проблемы с учебной деятельностью: некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют читать и писать. Для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанники социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы. Пребывание детей и

подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребенок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приемные семьи, либо государственные воспитательные учреждения - детские дома и школы-интернаты.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения Министерства образования прежде всего рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются «трудными» учащимися.

В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-произ-водственных комбинатов), где учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подростка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и штатом социальных педагогов, которые работают с семьей и ближайшим окружением подростка.

Наряду с такого рода центрами в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с девиантными детьми и подростками. (В Вахитовском и Приволжском районах - подразделения центров «Юаныч», «Гаиля»). В своей деятельности такие центры опираются на коррекционно-развивающие программы, в основе которых лежит:

• Комплексный подход к диагностике и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

• Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.

• Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.

• Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций детей, а также проявлений социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.

• Коррекционная направленность обучения и воспитания.

Деятельность таких центров направлена на практическую психолого-педагогическую реабилитацию детей «группы риска»; преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации, развитие познавательного интереса; разработку, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу; обеспечение социально-правовой защиты подростков; обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска» в условиях специализированного общеобразовательного учреждения. Основными задачами социально-реабилитационных центров, решаемыми в процессе психолого-педагогической реабилитации, являются осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др., а также выбор оптимального способа обучения для каждого подростка, выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность. Эта работа проводится современными культурно-досуговыми учреждениями (досуговыми центрами, клубами, детскими и молодежными творческими центрами дополнительного образования и т.д.) Их деятельность основана на обновлении и актуализации воспитательных программ работы с детьми различного возрастного уровня. Тренинги, спортивные занятия, семинары, индивидуальная работа и т.п. способствуют решению проблематики воспитания девиантных подростков с целью их самоопределения и саморазвития. Основу работы таких учреждений составляют взаимная информированность участников о его взаимоотношениях с окружающими людьми и сверстниками; взаимопомощь, взаимоподдержка в решении проблем развития личности подростка; заинтересованность в успешной работе, в решении проблем ребенка; совместный поиск способов поддержки подростка, создание условий для самореализации и самореабилитации подростка; совместное определение общих задач и согласованная конкретизация задач для каждой стороны по оказанию поддержки ребенку.

В Казани очень развита система социально-культурной профилактики правонарушений, направленная на борьбу с пьянством и алкоголизмом, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних. В Вахитовском и Приволжском районах г. Казани Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав еженедельно рассматривает вопросы негативных проявлений в жизни подростков, является координатором профилактической работы. Представитель отдела культуры является членом этой Комиссии.

Ведется работа по вовлечению несовершеннолетних в подростковые клубы и спортивные секции. Так, на территории Вахитовского и Приволжского районов г.Казани работают 18 подростковых клубов, 7 стадионов, Дворец спорта, Дворец шахмат, Дворец игровых видов спорта «Баскет-холл», Фитнесс-центр, Аква-парк, Центр волейбола, Центр гребных видов спорта, Центр гимнастики, 13 ДЮСШ, 11 бассейнов, 1 спортивно-технический клуб, 21 клуб по месту жительства, 24 пластиковые хоккейных коробки, 1 каток

массового катания, 8 детских музыкальных школ, 2 Центра детского творчества и досуга и др.

Членами Комиссии, например, в летний период 2012 года изучена деятельность 33 пришкольных лагерей по вовлечению «трудных» подростков в кружковую деятельность. В районных программах «Лето», «Подросток» и других также предусмотрены направления по вовлечению девиантных подростков в трудовую и содержательную досуговую деятельность.

В подведомственных социокультурных учреждениях Вахитовского и Приволжского районов г.Казани ежемесячно проводятся мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения, лекции о предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма. В библиотеках Вахитовского и Приволжского районов г.Казани для учащихся школ и читателей только в 2012 году было организовано более 200 информационно-познавательных часов, бесед, книжных выставок на тему «Нет-наркотикам!», «Пьянству-бой!» и других. В летний период 2011, 2012 годов Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Вахитовского и Приволжского района г.Казани была организована трансляция по локальному радиовещанию на центральной улице города - улице Баумана аудиороликов по пропаганде здорового образа жизни, всего 1250 выходов.

Организуется проведение военно-патриотических мероприятий с учащимися подшефных образовательных учреждений, воспитанниками детских домов, иными представителями молодежной среды: дни открытых дверей, встречи с ветеранами и др., например, в 2013 году - встреча в кинотеатре «Гранд синема» с спортсменами клуба «Зенит». По заявке Республиканского центра молодежных формирований по охране общественного порядка, в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» отделом образования Вахитовского района г.Казани был организован выезд учащихся - активистов молодежного правоохранительного движения «Форпост» средней общеобразовательной школы № 98 на Спартакиаду юных патриотов «45 лет подвигу Артема Айдинова» в оздоровительный лагерь «Заречье».

Таким образом, проводимые мероприятия способствуют самореализации личности и обеспечивают оптимальный социальный контроль за негативными явлениями в подростковой среде, координацию усилий государственных институтов и общественных организаций с целью достижения положительных результатов в формировании и гармоничном развитии личности подростка, являющегося трудовым, научным и оборонным потенциалом страны.

Литература

1.Гилинский М.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Гилинский М.И. //СОЦИС. - 1991. - №4.- с.15-29

2.Думов С.Б. Совместная деятельность образовательных и социально-педагогических учреждений по преодолению отклоняющегося поведения подростков: автореф. дис... канд. пед. наук. / Думов С.Б. - Волгоград, 1996. - 23 с.

3. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Уч. пособие / Еникеева Д.Д. - М.: Академия, 2001.- 249 с.

4.Захарова Е.А Гуманистические подходы к процессу преодоления девиантного поведения в педагогических исследованиях России, США и Канады: автореф. дис. канд.пед.наук / Захарова Е.А- Хабаровск, 2004. - 19 с.

5.Ишембитова З.Г.Башкирская народная педагогика как средство профилактики девиантного поведения подростков: автореф. дис. канд.пед.наук / Ишембитова З.Г.

- Чебоксары , 2005. - 24 с.

6. Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. Книга для учителя / Кочетов А. И., Верцинская Н. Н.

- М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

7. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей / Ольшанский В. Б. - М.: Онега, 1994 .- 136 с.

8.Нуриева Н.С. Нравственно-половое воспитание

подростков в школах США: Автореф. дисс.....канд.пед.наук /

Нуриева Н.С. - Казань: КГПУ, 2000 - 24 с.

9.Оздиев С.А. Региональные аспекты девиантного поведения молодежи (на примере чеченской республики):Дисс...канд.пед.наук / Оздиев С.А - Краснодар, 2006 .- 20 с.

10. Хусаинов Л.Р. Педагогическая профилактика девиантного поведения учащихся школы: Автореф..канд.пед. наук / Хусаинов Л.Р. - Казань, 2004 - 18

1.Gilinskij M.I. Sociologija deviantnogo povedenija kak special'naja sociologicheskaja teorija / Gilinskij M.I. //SOCIS. - 1991. - №4.- s.15-29

2.Dumov S.B. Sovmestnaja dejatel'nost' obrazovatel'nyh i social'no-pedagogicheskih uchrezhdenij po preodoleniju otklonjajushhegosja povedenija podrostkov: avtoref. dis... kand. ped. nauk. / Dumov S.B. - Volgograd, 1996. - 23 s.

3. Enikeeva D.D. Kak predupredit' alkogolizm i narkomaniju u podrostkov. Uch. posobie / Enikeeva D.D. - M.: Akademija, 2001.- 249 s.

4.Zaharova E.A. Gumanisticheskie podhody k processu preodolenija deviantnogo povedenija v pedagogicheskih issledovanijah Rossii, SShA i Kanady: avtoref. dis. kand.ped.nauk / Zaharova E.A.- Habarovsk, 2004. - 19 s. 5.Ishembitova Z.G.Bashkirskaja narodnaja pedagogika kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedenija podrostkov: avtoref. dis. kand.ped.nauk / Ishembitova Z.G. - Cheboksary , 2005. - 24 s.

6. Kochetov A. I., Vercinskaja N. N. Rabota s trudnymi det'mi. Kniga dlja uchitelja / Kochetov A. I., Vercinskaja N. N. - M.: Prosveshhenie, 1986. - 160 s.

7. Ol'shanskij V. B. Prakticheskaja psihologija dlja uchitelej / Ol'shanskij V. B. - M.: Onega, 1994 .- 136 s.

8.Nurieva N.S. Nravstvenno-polovoe vospitanie podrostkov v

shkolah SShA: Avtoref. diss.....kand.ped.nauk / Nurieva N.S. -

Kazan': KGPU, 2000 - 24 s.

9.Ozdiev S.A. Regional'nye aspekty deviantnogo povedenija molodezhi (na primere chechenskoj respubliki):Diss.. .kand.ped.nauk / Ozdiev S.A. - Krasnodar, 2006 .- 20 s.

10. Husainov L.R. Pedagogicheskaja profilaktika deviantnogo povedenija uchashhihsja shkoly: Avtoref.. ..kand.ped. nauk / Husainov L.R. - Kazan', 2004 - 18 s.

с.

11. Ягудин З. Г. Социально-педагогические технологии перевоспитания подростков с девиантным поведением: Дисс... канд. пед. наук. / Ягудин З.Г.- Казань, 2001 г.- 18 с.

12. Podgorecki J. Social Cjmmunications for teachers / J. Podgorecki. - Cherson, 2009.- 319 s.

13. Podgorecki J. Problemi socjalnoj I profesjonalnoj komunikacji. Komunikacyjna kultura predprinimatelia / J. Podgorecki. - Tomsk, 2009. - 214 s.

11. Jagudin Z. G. Social'no-pedagogicheskie tehnologii perevospitanija podrostkov s deviantnym povedeniem: Diss... kand. ped. nauk. / Jagudin Z.G.- Kazan', 2001 g.- 18 s.

12. Podgorecki J. Social Cjmmunications for teachers / J. Podgorecki. - Cherson, 2009.- 319 s.

13. Podgorecki J. Problemi socjalnoj I profesjonalnoj komunikacji. Komunikacyjna kultura predprinimatelia / J. Podgorecki. - Tomsk, 2009. - 214 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.