Научная статья на тему 'Мониторинг профилактики девиантного поведения подростков'

Мониторинг профилактики девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3036
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / КРИЗИС / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев С. Я., Красильников В. И., Гайфутдинова А. М.

В Приволжском и Вахитовском районах г. Казани совместно с органами управления культуры муниципальных районов за 2010-2012 годы обобщен опыт работы учреждений культуры муниципальных районов по разработке и внедрению инновационных проектов, направленных на организацию содержательного досуга детей и молодежи. Результаты оценивались на основании данных комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Отмечены положительные результаты сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг профилактики девиантного поведения подростков»

С.Я. Казанцев,

доктор педагогических наук, профессор (КЮИ МВД России)

В.И. Красильников,

доктор медицинских наук, профессор (КЮИ МВД России)

А.М. Гайфутдинова,

аспирант (КазГУКИ)

МОНИТОРИНГ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В Приволжском и Вахитовском районах г. Казани совместно с органами управления культуры муниципальных районов за 2010-2012 годы обобщен опыт работы учреждений культуры муниципальных районов по разработке и внедрению инновационных проектов, направленных на организацию содержательного досуга детей и молодежи. Результаты оценивались на основании данных комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Отмечены положительные результаты сотрудничества.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, социальное, формирование, кризис, правосознание.

Актуальность исследования Подростки, являющиеся потенциальным экономически активным населением страны, характеризуются как социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется интересом ко всему неизведанному, стремлением быть взрослым, осознать себя, своё место среди друзей, сверстников. [1,2,4] Качества, присущие подростковому поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. Социализация подростков в досуге есть не менее сложный процесс, чем учеба и труд. В коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков. [3,4] Социальное воспитание подростков в процессе культурно-досуговой деятельности также включает комплекс мероприятий различного направления: духовно-нрав-

ственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно-оздоровительного. [5,6,7] Новизна исследования представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий, компонентов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защиты себя и других сверстников в ситуациях связанных с возможным их употреблением). Несовместимые с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценно-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(15) 2014

стей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами ин-тегративных профилактических программ.

Цель исследования. Разработка и применение профилактических мероприятий по предупреждению и устранению девиант-ного поведения подростков, базирующихся на взаимовлиянии идей экзистенциализма и прагматизма, что выражается в ориентации на воспитание, помогающее данному контингенту населения испытывать всю полноту жизненных проявлений, где полноценное проживание и переживание собственной жизни ставит его перед проблемой самостоятельного выбора.

Задачи исследования

1. Внедрение новых форм формирования правосознания подростков, повышения образованности, усвоения морально-нравственных норм поведения в обществе.

2. Обеспечение осознания подростками стабильности норм поведения и необходимости её применения, в том числе неотвратимости профилактики.

3. Признание подростками соблюдение прав и обязанностей, требований, предъявляемых государством, к выполнению установленных обществом социальных норм поведения.

Материалы и методы В Приволжском и Вахитовском районах г. Казани проведено исследование эффективности функционирования сети воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленных на социальную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Период исследования от 1 до 3 лет, всего подлежало наблюдению 247 подростков из 312 наблюдаемых семей.

Методологической основой работы были выбраны следующие основные социально-значимые направления: просвещение подростков; развитие творчества и общественной активности; организация широкого общения; обеспечение отдыха и развлечений.

Рост интереса у подростков к современным социальным и культурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению образования выходит за рамки простого овладения знаниями, навыками. Для этого социальные учреждения, обеспечивающие досуг, должны создавать оптимальные условия для развития личности подростков, оказывать помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном совершенствовании. [8,9,10,11]

Нами были выделены следующие основные направления в работе с подростками:

1. Профилактическое: выезды в специальные учреждения закрытого типа (спецприемник, спецшкола); профилактические беседы.

2. Психологическая реабилитация: психологические тренинги - позитивное развитие личности; психологический семинар для родителей трудных подростков; психологический семинар для учителей.

3. Социально-педагогическая реабилитация: организация летнего оздоровительного лагеря городского типа; уроки этики и морали.

4. Организация культуры и досуга: экскурсии по достопримечательным памятным местам города; посещение кружков и секций ДДЮТ; проведение различных куль-турно-досуговых мероприятий.

Материалы собственных исследований

Установлено, что подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения, поэтому многие авторы связывают девиантное поведение с нарушенным поведением. Нарушенное поведение - это понятие неоднозначное, в терминологическом отношении нарушенное поведение часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «де-линквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др.

Определены следующие основные типы девиантных подростков:

1. Подростки с выраженной дисгармонией физического и психического развития, которая часто сопровождается общей раздражительностью, импульсивностью, грубостью, склонностью к насилию, сексуальными аномалиями.

2. Подростки, характеризующиеся нелинейностью умственного развития, которое происходит скачкообразно, вызывая у подростков повышенную самооценку, самонадеянность, самоуверенность, лидерские притязания, способствуя размыванию нравственных установок, формированию автономной шкалы ценностей.

3. Подростки подвижно-беспокойные, чей психический статус пронизан аффек-тивностью и инфантильностью, обучение окрашено малоуспешностью, а поведение - неорганизованностью и недисциплинированностью.

Отмечена тенденция к нарушению межпоколенных позитивных духовных связей, что сказывается на формировании и протекании социализации. Основным источником возникновения девиантности подростков является неправильное семейное воспитание, переходящее в отклоняющееся поведение, усложняющее процесс социализации личности, и усвоение системы социальных ролей, неспособность взглянуть на происходящее со стороны, поставить себя на место другого. При этом вырабатывается совокупность отрицательных привычек, потребностей, негативных реакций, ранимость как стереотип восприятия и поведения, который необходимо изменить мерами педагогического воздействия, состоящими из стимуляции положительного поведения и ограничения внешнего негатива. Для чего рекомендуется:

- Демонстрация стабильности нормы и неотвратимости её применения, в том числе путём придания более широкой гласности случаев нарушения социальных норм.

- Информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

- Формирование правосознания подрост-

ков, повышение их образованности, усвоение ими морально-нравственных норм поведения в обществе через театр, художественную литературу, СМИ, кино, а также через систему социального обучения.

- Формирование таких черт поведения, как: быть хозяином своего слова и дела; тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время; ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

- Повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.

- Повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживание социальных контактов, умение отказывать, отстаивание своей позиции)

- Информирование и повышение социальной компетентности.

- Предложения специфической позитивной активности, предполагающие сильные эмоции и преодоление сильного рода препятствий.

- Комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью.

- Поощрение участия во всех видах деятельности.

- Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Что и ориентирует на воспитание, помогающее данному подростку испытывать всю полноту жизненных проявлений, полноценное проживание и переживание собственной жизни и ставит его перед проблемой самостоятельного выбора позитивного направления. Этому способствуют внешкольные клубные объединения, клубы по месту жительства, досуговые центры, подростковые клубы. Особо необходимо отметить опыт внедрения в Республике Татарстан занятий детей и молодежи физкультурой и спортом, создания спортивных секций, кружков, сообществ для несовершеннолетних по раз-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(15) 2014

нообразным направлениям. Спортивные занятия для подростков организовываются на базе спортивных залов городских, районных, управлений внутренних дел, где можно удовлетворить самые разнообразные спортивные интересы - заниматься волейболом, стрельбой, футболом, национальной борьбой, изучением боевых приемов самбо и общей физической подготовкой.

Резюме

К основным причинам девиантного поведения, как правило, относится нарушение социальной справедливости, кризис института семьи, культ гедонизма, пропаганда насилия, недостаток общественного внимания. Подростки впитывают все отрицательные явления мира, а агентами их социализации стали СМИ со своей деструктивной информацией. Единственным способом сублимации внутренней пустоты подростков становятся наиболее дерзкие формы и способы девиантного поведения. Таким образом, девиантность связана с имитацией - стремлением подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Благодаря совместной деятельности у подростков также постепенно развивается социальное самосознание; в группе они чувствуют себя увереннее, безопаснее, привыкают ею дорожить, гордиться, заботиться о её процветании.

Выводы

Необходимо отметить, что дети очень рано обнаруживают чувствительность к своим правам, но очень неохотно признают права других, идущие вразрез с их собственными желаниями. Именно поэтому притязания взрослых на ограничение их прав в пользу других подростки воспринимают как покушение на их свободу, проявление права силы, которое можно и нужно оспаривать. В качестве показателя эффективности преодоления и предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних является наличие гуманистически ориентированных социальных учреждений, их открытый характер.

Для решения этой проблемы необходимо включение в школьную программу специалистов социальной сферы; координации воспитательной деятельности учителей, родителей, администрации школы; создания необходимых условий в классе, школе. Реальная практика действенного решения социальных проблем, в том числе в предупреждении, выявлении и преодолении де-виантного поведения обучаемого, диктует необходимость создания специальной социальной службы школы. Именно совместная работа в организации, спортивной секции, кружке является лучшей почвой для развития чувства права, ответственности.

литература

1. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //СОЦИС. 1991. №4. С.15-29

2. Думов С.Б. Совместная деятельность образовательных и социально-педагогических учреждений по преодолению отклоняющегося поведения подростков: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Волгоград, 1996. 23 с.

3. Захарова Е.А. Гуманистические подходы к процессу преодоления девиантного поведения в педагогических исследованиях России, США и Канады: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Хабаровск, 2004. 19 с.

4. Зиннуров Ф. К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 472 с.

5. Ишембитова З.Г. Башкирская народная педагогика как средство профилактики девиантного поведения подростков: автореф. дис. .канд.пед.наук. Чебоксары , 2005. 24 с.

6. Нуриева Н.С. Нравственно-половое воспитание подростков в школах США: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Казань: КГПУ, 2000 24 с.

7. Оздиев С.А. Региональные аспекты девиантного поведения молодежи (на примере чеченской республики): дис. .. .канд.пед.наук. - Краснодар, 2006. - 20 с.

8. Хусаинов Л.Р. Педагогическая профилактика девиантного поведения учащихся школы: авто-реф. дис. .канд.пед.наук. - Казань, 2004 - 18 с.

9. Ягудин З. Г. Социально-педагогические технологии перевоспитания подростков с девиант-ным поведением: дис. ... канд.пед.наук. - Казань, 2001 г.- 18 с.

10. Podgorecki J. Social Cjmmunications for teachers. - Cherson, 2009. - 319 s.

11. Podgorecki J. Problemi socjalnoj I profesjonalnoj komunikacji. Komunikacyjna kultura predprinimatelia. - Tomsk, 2009. - 214 s.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

МВД РОССИИ

Ю.Ю. Кочлси

Основы конфликтологии: теория, анализ и управление конфликтами в органах внутренних дел

Комлев Ю.Ю.

Основы конфликтологии: теория, анализ и управление конфликтами в органах внутренних дел: учебное пособие / Ю.Ю. Комлев. - 2-е изд. перераб. и дополн. - Казань: КЮИ МВД России, 2014. - 179 с.

Второе издание, переработанное и дополненное

Допущено Министерством внутренних дел

Российской Федерации в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России

В доступной форме раскрываются генезис и основы конфликтологических знаний, приводятся ключевые понятия и методология изучения конфликтов в структурном, функциональном, типологическом и организационном измерениях.

Особое внимание уделяется содержанию, специфике, анализу и факторам конфликтности в органах внутренних дел, а также вопросам профилактики и управления конфликтами. Содержание, структура и логика изложения учебного материала построены с учетом требований образовательных стандартов к подготовке юристов по специальностям «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Предназначается для курсантов, слушателей вузов системы МВД России, профессорско-преподавательского состава, практических работников системы органов внутренних дел, а также широкого круга специалистов, интересующихся проблемами конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.