• образование Государственного Совета в 1810 г.;
• общее учреждение министерств в 1811 г.;
• Указ о привилегиях на изобретения 1812 г.;
• «Конституция» Н.М. Муравьева (проект, 1821— 1825 гг.);
• Устав для управления ногайцев и других магометан, кочующих в Кавказской области, 1827 г.;
• Русская Правда П.И. Пестеля;
• Манифест о введении в действие с 1835 г. Свода законов Российской империи;
• Указ об «обязанных крестьянах» 1842 г.;
• Уложение о наказаниях уголовных и исправительных;
• Указ о предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условные повинности, с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян 1848 г.;
• Указ о предоставлении крестьянам помещичьим и крепостным людям покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество 1848 г.;
• Инструкция генерал-губернаторам 1853 г., и др.
Все это снимало правовые барьеры для создания
объективных условий развития капиталистической формы производства.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Д.С. ДИДЕНКО-ЧИНТИМУР,
инспектор отдела по исследованию отраслевых проблем управления научного центра Академии управления
МВД России, кандидат юридических наук, старший лейтенант милиции Научная специальность: 12.00.00 — юридические науки
E-mail: [email protected]
Аннотация. Низкий уровень нравственной культуры населения влечет за собой смену привычной системы ценностей и мотивов поведения. Как результат увеличивается количество социально опасных явлений. В рамках создания действенного механизма профилактики правонарушений на первое место должна выйти задача правового и нравственного воспитания населения, прежде всего несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетний, девиантное поведение, профилактика, правовое воспитание, воспитание.
ACTUAL PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF REJECTING BEHAVIOR AMONG MINORS
D.S. DIDENKO-CHINTmUR,
the inspector of department on research of branch problems of management of center of science ofAcademy of management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the candidate
of jurisprudence, the senior lieutenant of militia
Annotation. Low level of moral culture of the population, involves change of habitual system of values and motives of behavior. As the result of this process occurs growth of socially dangerous phenomena which scales continue to increase. Thereupon within the limits of creation of the effective modern mechanism of preventive maintenance of offenses on the first place there should be a problem of legal and moral education of the population, first of all, minors.
Keywords: the minor, rejecting behavior, preventive maintenance, legal education, education.
Процессы, происходящие в нашей стране на протяжении двух последних десятилетий, привели к изменениям в базисных основах жизнедеятельности общества. Сложность ситуации заключается в том, что в современных условиях затруднено удовлетворение и нарушена иерархия первичных жизненных потребностей, в том числе физиологических (потребность в пище, обеспечении жилищем, в отдыхе), потребности в безопасности (в стабильности, свободе от страха и напряжения) и потребностей, присущих только человеку: в признании, престиже и самореализации. В процессе реформирования произошло обесценивание таких понятий, как «дисциплина», «послушание», «выполнение долга», «скромность», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность», и значительно возросло значение таких, как «свобода» (от авторитетов), «признание» (личности), «автономия» (отдельного человека), «раскованность».
Необходимость удовлетворения материальных потребностей семьи — «ячейки общества» привела к дисбалансу социально значимых ориентиров. Сокращение времени общения родителей с детьми влечет за собой смену привычной системы ценностей и мотивов поведения. Как результат значительная часть подростков оказалась в зоне социального неблагополучия, что внешне проявляется в росте социального сиротства, детской беспризорности, сквернословии, увеличении количества курящих, ранней алко- и наркотизации, криминальной активности подростков. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение пяти последних лет на каждые 100 тыс. подростков, живущих в России из числа достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, превосходит на четверть аналогичный показатель в отношении взрослой части населения. Значительная часть правонарушений и преступлений совершается подростками в состоянии наркотического и (или) алкогольного опьянения. Статистика отражает рост негативных проявлений среди подростков1. Кроме того, распространение получают социальные девиации, связанные с мистикой, оккультизмом, тоталитарными и религиозными сектами.
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных орга-
нов. Чаще девиантное поведение возникает в подростковом возрасте, на самом сложном этапе развития человека, когда, по словам В.А. Сухомлинского, происходит «рождение гражданина». Именно в этом возрасте идет интенсивное формирование взглядов, убеждений, выработка мировоззрения личности, осознание своего места в окружающем мире, самоутверждение своего «Я».
Проводимая в последние годы в России интенсивная работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков. В правовую основу системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых. Основным направлением реформ является направленность на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.
Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию. Сократилось количество и снизилась доступность для семей детских дошкольных и образовательных учреждений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Сфера детского досуга и спорта перешла в область платных услуг и требует затрат со стороны родителей. Ничем не занятые дети вытесняются на улицу.
За последние десятилетия произошло сужение «подросткового пространства» городов и поселков, что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей. Из педагогического арсенала исче-
1 Артемьева В. В. Психология деятельности специалиста по социальной работе с подростками с девиантным поведением: автореф. ... канд. псих. наук. М., 2010. С. 3.
зают многие полезные традиции: разновозрастные «дворовые игры» как средство социализации подростка и вид досуга; разные виды коллективных общедворовых досуговых мероприятий, в которых участвуют представители разных поколений. Схожая проблема наблюдается и в сельской местности, где досуг подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками.
Семья и школа с катастрофической быстротой потеряли свою воспитательную функцию, что привело к серьезным социальным последствиям: увеличению асоциальных неформальных подростковых групп, количества детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь и наркотики; массовой безнадзорности несовершеннолетних. Для нормальной социализации и формирования здорового образа жизни у подростков должны быть сформированы такие идеалы, ценности и жизненные цели, которые способствовали бы позитивному развитию личности.
Уровень возросшей детской беспризорности и безнадзорности может рассматриваться как показатель состояния национальной безопасности России. Распространение негативных социальных явлений содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества социальных за-болеваний2, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Причина детской беспризорности и безнадзорности многообразна. За реформированием государства и экономики проблемы детей и молодежи были забыты на многие годы. С распада СССР и до недавнего времени со стороны государства и основных политических институтов отсутствовал запрос на систематическое гражданско-политическое воспитание подрастающего поколения, формирование преемственности носителей определенной системы ценностей.
Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является кризис семей, который выражается в ослаблении воспитательного потенциала, разрушении ее нравственных устоев, утрате фундаментальные человеческие ценности.
Снизилась ответственность родителей за воспитание и образование детей не только в асоциальных, но и внешне благополучных семьях. Увеличивается количество детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.
Сегодня взрослые переживают кризис ценностных и нормативных представлений, и происходит это в тот момент, когда семьи должны передавать своим детям образцы поведения в обществе и формировать нравственные установки.
Одновременно с ухудшившимся материальным положением значительной части населения в сознании людей укореняются новые западно-ориентированные стандарты уровня жизни, доступные в России не всем. Современные подростки стали прагматичными, для них резко возросла значимость материальных ценностей. Сочетание отсутствия легальных способов заработать средства, достаточные для удовлетворения возросших материальных потребностей и изменения молодежных притязаний, чревато риском разочарований и как результат провоцирует противоправные формы поведения молодых людей.
Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, насилия, преступности, наркомании. В детской и молодежной среде снижается патриотизм, интерес к культуре и истории страны. Вместо этого культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.
Усиливается явная и косвенная пропаганда рекламными агентами и средствами массовой информации, в том числе телевидением, кинематографом, насилия, употребления алкоголя и табакокурения. При этом рекламируются не столько алкогольные напитки, сколько образ жизни с алкоголем.
Негативному воздействию подвержены все российские дети, в том числе из благополучных семей. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ
2 К социальным болезням относят туберкулез, венерические заболевания, алкоголизм, наркомании, авитаминозы и другие болезни недостаточного питания, некоторые профессиональные заболевания.
отмечалось, что эффективным средством профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, распространения среди них таких явлений, как алкоголизм, курение, наркомания, является пропаганда здорового образа жизни и формирование интереса к регулярным занятиям массовой физической культурой и спортом. Огромная армия общественников, бескорыстных людей на свои средства оказывают поддержку и помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Однако, несмотря на имеющийся положительный опыт взаимодействия всех субъектов профилактики безнадзорности несовершеннолетних, общественные организации, как правило, работают изолированно, не обладают достаточным авторитетом и навыками сотрудничества с государственными структурами. Кроме того, можно выделить следующую группу факторов, препятствующих организации взаимодействия:
• проявления политического и религиозного экстремизма в деятельности молодежных организаций;
• отсутствие профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей (так как все силы сконцентрированы на проведение коррекции — медицинской, воспитательной, социальной, что малопродуктивно и экономически невыгодно, но оправдывает финансовые запросы);
• отсутствие эффективной реабилитационной системы (нередко реабилитационные учреждения являются лишь местом, где скапливаются дети, выпавшие из нормальных условий жизни);
• отсутствие профессионализма в деятельности общественных организаций;
• конфронтационное отношение к государственным институтам;
• отсутствие контроля над качеством оказываемой негосударственными организациями помощи;
• случаи спекуляций на детских проблемах с целью получения денег из государственных ведомств, зарубежных благотворителей.
В России не сложилась эффективная скоординированная и субординированная система органов профилактики беспризорности и безнадзорности. Это касается как работы государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют о том, что государственными органами власти по-прежнему не
решена задача нахождения таких организационных форм, которые позволили бы эффективно координировать и организовать деятельность по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.
Всему миру и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. И, несмотря на принимаемы меры по активизации государственной политики в области профилактики опасных социальных явлений, преодолеть тенденцию их нарастания не удается.
Возможно, пути выхода из сложившейся ситуации следует поискать у классиков отечественной педагогической мысли. К.Д. Ушинский связывал возникновение отклонений с неправильным воспитанием, а предупреждение деформации личности — с ранним распознаванием воспитателем начальных отклонений в поведении, знанием побудительных причин «самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения всякой страсти и всякого характера»3. По мнению К.Д. Ушинского, для искоренения какой-либо негативной привычки важно удалить всякий повод к действиям, вникнуть, от чего она появилась, и действовать против причин, а не против последствий4.
Не потеряли своей актуальности положения о перевоспитании подростков с девиантным поведением, которые предложил А.Я. Герд. Опираясь на традиции отечественной педагогической науки, он призывал в работе с детьми обращать внимание на сочетание умственного развития с продуктивным физическим трудом, необходимость стимулирования внутреннего потенциала самодисциплины подростка его чувства ответственности за свои поступки. Большое внимание Герд придавал индивидуальному изучению личности правонарушителя, опоре на положительное, вовлечению подростков в культурно-эстетические мероприятия, обязательному обучению, выступал против телесных наказаний. Он был одним из первых русских педагогов, сумевшим в практической работе с несовершеннолетними правонарушителями реализовать теоретические идеи, методы и приемы их перевоспитания5.
3 Ушинский К.Д. Избр. соч.: в 2 т. М., 1958. Т. 2. С. 35.
4 Силенков В. И. Воспитательно-профилактическая деятельность центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей: автореф. ... канд. пед. наук. М., 1999.
5 Герд А.Я. Дети-преступники // Неделя. 1873. № 11. С. 402—410.
Неправильным воспитанием объясняет отклоняющиеся поступки детей и подростков И.Ф. Лес-гафт, поясняя, что «в громадном большинстве не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготавливают ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия»6. Им же предложена одна из первых классификаций девиантных (трудных) детей, в основу которой положено проявление характеров, даны рекомендации по воспитанию для недопущения отклонений.
Освещение проблем девиантного поведения и его предупреждения с медико-педагогических позиций рассматривается в работах В.П. Кащенко, считающегося основателем в нашей стране нового направления — лечебной педагогики. С его именем связано введение в научную лексику термина «дефективные» дети, нашедшего широкое применение в научных статьях исследователей7.
Разработка теоретических и практических проблем девиантного поведения составляет основу педагогического наследия А.С. Макаренко. По его мнению, сущность испорченных характеров, асоциального поведения, правонарушений подростков кроется не в дефектности их сознания, а в «дефектности каких-то социальных явлений, социальных отношений, одним словом, это прежде всего испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества»8. Дефектные отношения проявляются в трех областях: мотивация присвоения, мотивация преобладания и мотивация обособления. В результате конфликтного столкновения сторон и происходит совершение неадекватного поступка со стороны индивида. Одной из фундаментальных задач воспитания является не борьба с конкретным носителем отклоняющегося поведения, а недопущение и педагогическая нейтрализация тех негативных отношений, которые продуцируют деформацию личности.
Профилактическая функция воспитания в предупреждении девиантного поведения, как ее видел А.С. Макаренко, состоит, во-первых, в научной диагностике, умении правильно определять отклоняющееся поведение, отличать его от нормативного. Сложность этой задачи состоит в том, что в подростковом возрасте граница между нравственной нормой и отклонением от
нее является наиболее подвижной и размытой, часто не определенной. Во-вторых, воспитателю важно знать основные причины девиантного поведения подростков, которые могут быть вызваны кризисом семейных отношений, педагогической некомпетентностью воспитателей, противоречиями между относительно высоким уровнем образованности и низким уровнем нравственности воспитателей и т.д. В-третьих, педагог призван, базируясь на знании истинных мотивов совершаемых поступков, создавать такие активные воспитательные условия, которые бы могли, с одной стороны, «снимать» действие отрицательных факторов на формирующуюся личность, а с другой — способствовали развитию и закреплению общественно ценных качеств9.
В.А. Сухомлинский также изучал проблему деви-антного поведения. Он пришел к убеждению, что «причины, в силу которых ребенок становиться трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства». Причем трудным ребенок становиться в возрасте от года до семи-восьми лет. «И если воспитатель не увидел, не понял этого, не уяснил причин, истоков отклонений от нормального умственного развития, трудности в его умственной жизни еще больше усугубляться» и могут привести к правонарушениям. «Одной из причин правонарушений среди несовершеннолетних и среди молодежи вообще как раз является то, что некоторые подростки переживают горечь собственной интеллектуальной неполноценности. Если к этому прибавляется еще неблагополучная обстановка в семье, то опасность срывов в моральном поведении трудных воспитанников еще больше возрастает.» Предупреждение отклоняющего поведения Сухомлинский связывал с выведением детей из негативной среды, прежде всего семейной. «Если уж родителям нельзя ничего сделать, чтобы они стали лучше, пусть сын не идет по стопам родителей»10.
6 ЛесгафтИ.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. С. 12.
7 Мурашев Г.В., Кащенко В.П. Исключительные дети: Их изучение и воспитание. М., 1929; Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
8 Макаренко А.С. О взрыве // Макаренко А.С. Полн. собр. соч.: в
8 т. М., 1987. Т. 5. С. 508.
9 Попов В.А. Социальное отклонение учащийся молодежи и педагогические проблемы их предупреждения: автореф. ... д-ра пед. наук. Владимир, 1991. С. 78.
10 Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982. С. 107, 117.
Не обязательно передавать подростка на воспитание в школу-интернат или детский дом. Необходимо создать атмосферу, способную преодолеть нежелательное влияние домашней обстановки, и чтобы воспитанники как можно дольше находились в сфере очеловеченной среды, где царит добро, богатство интеллектуальной, эстетической, творческой жизни.
Существование столь разнообразных подходов в изучении девиантного поведения и его конкретного носителя личности объясняется тем, что проблема носит комплексный характер. До сих пор в научной литературе не выработано единого определения, обозначающее отклоняющее поведение. Так, в научно-педагогической литературе наряду с термином «деви-антный» употребляются такие, как «педагогически запущенный», «трудный подросток», «трудновоспитуемый», «подросток с ассоциативным поведением», «безнадзорный», «недисциплинированный».
Беспризорные дети не в состоянии самостоятельно реализовывать свои конституционные права на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование, другие права. Эту функцию должно выполнять государство. У беспризорных и безнадзорных детей, лишенных заботы родителей, общества и государства, вырабатывается стереотип противоправного поведения, отчуждение от общепризнанных духовно-нравственных ценностей и жизнеутверждающих ориентиров. Безнадзорность и беспризорность детей являются питательной средой для роста наркомании и преступности в стране.
Таким образом, в целях обеспечения эффективности государственной политики в области профилактики беспризорности и безнадзорности детей, пропаганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних рекомендуется принять следующие меры:
• повысить правовую грамотность населения. Выпускник общеобразовательной школы должен разбираться в правоведении на уровне следующих тем и вопросов: а) право, его роль в жизни общества и госу-
дарства; гражданское общество и правовое государство; понятие прав, свобод и обязанностей; признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической ответственности; б) Конституция РФ, основы конституционного строя России; в) федеративное устройство России; органы государственной власти России; правоохранительные органы; судебная система; адвокатура; нотариат; взаимоотношения органов государственной власти и граждан; г) права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституционные обязанности гражданина; права ребенка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолетних; механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; д) гражданские правоотношения; семейные правоотношения; права и обязанности родителей и детей; жилищные правоотношения; право на труд и трудовые правоотношения; административные правоотношения, правонарушения и наказания; основные понятия и институты уголовного права; уголовная ответственность несовершеннолетних; пределы допустимой самообороны;
• надо вспомнить и восстановить хорошо зарекомендовавшие себя пути и методы недалекого прошлого: детские комнаты милиции, народные дружины, оперативные отряды, уличные советы, родительские комитеты в школах, летние трудовые лагеря, военно-спортивные лагеря и т.д.;
• воспитание — это в значительной роли подражание. Воспитание подрастающего поколения не даст положительного эффекта, пока в жизни взрослых молодежь будет видеть расхождение между лозунгами и реальностью, между словом и поведением, пока она не будет видеть вокруг себя людей, пользующимися незаслуженными привилегиями11.
11 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. С. 201.