Ф.К. Зиннуров
В.И. Красильников
А.М. Гайфутдинова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье проведен анализ генезиса, условий, тенденций, специфики и причин проявления начальной стадии девиантного поведения подростков. Обусловлена осознанность важности приобретения ими социальных навыков, способствующих безопасности процесса социальной адаптации в обществе; актуализации процесса социального самоопределения, системы ресо-циализации и нравственного оздоровления и оказания им своевременной помощи.
Ключевые слова: девиантность, поведение, подростки, профилактика, правонарушения, преступления, комплексы.
Актуальность изучения начальной стадии девиантного поведения заключается в необходимости поиска коренных отличий в поведении адаптивных и дезадаптивных подростков, что может позволить выявить и наметить пути возвращения девиантных подростков к нормальной социальной адаптации. Отклоняющееся, или девиантное, поведение формируется, как ответное поведение на социальные условия, при этом не обязательно вызванные самим поведением подростка, а чаще семейными отношениями, нормами в семье, депривацией потреб-ностной или эмоциональной сферы жизни и взросления ребенка. На протяжении всего развития научной школы - девиантологии -представления о девиантности подростков постоянно меняются, поскольку появляются новые причины, меняются сущность, содержание, основные признаки данного явления. Как правило, начальная стадия девиантного поведения подростка объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался. В связи с этим актуально привлечение средств социально-культурной деятельности в коррек-
ции девиантности, связанной с поиском наиболее эффективных социально-культурных моделей выравнивания социального сознания, определяющего основные направления деятельности и поведения подростков. Современное общество испытывает потребность в научно-теоретическом и практическом обосновании целостных представлений о состоянии девиантного поведения личности. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретными службами и педагогами в качестве основных задач поиск эффективных форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, связанных с концентрацией усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и на предупреждение отклонений от социальных норм. Вместе с тем современная действительность настоятельно требует дальнейшего развития и усовершенствования методологической базы для решения данной проблемы.
Ежегодно растет количество правонарушений и преступлений, совершаемых деви-
антными подростками, отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, значительное число подростков совершают общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Количество подростков, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклонений поведения. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения, нравственных устоев. Рассогласование между ожидаемыми нормами поведения и реальными, повышает напряженность в обществе и готовность подростка изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы, зачастую исчезают культурные, морально-нравственные ограничения, ослабевает система социального контроля. В связи с этим вопрос о девиантном поведении подростков в современной науке остается достаточно актуальным, девиантное поведение остается в центре внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику данного поведения. [1, 5, 7, 12]
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование современных педагогических условий коррекции ранней стадии девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности.
Объектом исследования является коррекция ранней стадии девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции ранней стадии девиант-ного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности.
В исследовании выдвигается гипотеза, что коррекция ранней стадии проявления девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности будет эффективна при реализации следующих педагогических условий:
- необходимости использования современных социально-культурных методик, обеспечивающих формирование личности подростка с его включенным участием в различные мероприятия и развитием базовых целеполагающих качеств личности;
- обеспеченности вовлечения девиантных подростков на ранних стадиях проявления девиантности в социально-культурную деятельность, связанную с формированием пси-хологическихустановокнасоциальноеитвор-ческое саморазвитие и самоактуализацию;
- реализации целевых мультикомпо-нентных программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркотизации подростков и индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, связанных с адаптацией их в обществе и организацией их досуга.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформулировать следующие задачи:
1. Раскрытия сущности и специфики проявления ранней стадии девиантного поведения подростков.
2. Выявления и обоснованности современных тенденций зарождения начальной стадии девиантного поведения подростков.
3. Выявления средствами опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогических условий коррекции начальной стадии девиантного поведения подростков.
4. Разработки и апробирования эффективной политической, социальной и культурной моделей коррекции начальной стадии девиантного поведения подростков.
5. Обоснования специфики организации деятельности государственных органов и общественных организаций на ранней стадии девиантного поведения подростков.
Научная новизна исследования характеризуется:
1. Обоснованнностью актуальности профилактики девиантного поведения подростков на начальной стадии, когда происходит формирование внутреннего мира подростка, в соответствии с изменяющимися условиями жизни, обусловленного сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания, социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, выраженных в проблемах самой личности, его болезни, отставания в учебе, недостаточной уверенности в себе, одиночества и непонятости другими.
2. Выявлением современных тенденций проявления начальной стадии девиантного поведения подростков: государственно-политической, социально-педагогической, социально-экономической, нормативно-регулятивной, социально-правовой, семей-но-бытовой, социально-культурной, морально-этической и др.
3. Выявлением и обоснованием следующих направлений организации социально-педагогической деятельности, которые будут способствовать коррекции девиант-ного поведения подростков: организации общения девиантного подростка в клубной среде; формировании здорового образа жизни; профилакической работы, которая направлена на устранение причин дезадаптации подростка в обществе; помощи подростку в преодолении сложившихся в его поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций в ответ на воздействие внешних факторов и под влиянием индивидуально - личностных и характерологических особенностей; формировании у подростков способности самостоятельно и осознанно выбирать свой жизненный путь, активно отрицая те способы поведения, которые вызывают неизбежный конфликт личности с социумом; ориентации на проведение всех предупредительных и реабилитационных мер в отношении подростка вне отрыва его от привычной социокультурной среды; стимулировании гражданской активности в этой сфере, привлечении к ней
дополнительных участников и финансовых средств; укреплении престижа традиционной семьи, повышение ее психолого-педагогической культуры; психологизации воспитательно-профилактической и охран-но-защитной деятельности; ведущей роли социально-педагогической помощи в коррекции девиантного поведения подростков;
4. Раскрытием педагогических условий коррекции ранней стадии девиантного поведения подростков. Организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работы мультимедийных центров с привлечением ведущих специалистов-психологов и психотерапевтов. Вовлечением девиантных подростков в деятельность, связанную с формированием психологических установок на социальное и творческое саморазвитие и самоактуализацию. Реализации целевых мультикомпонентных программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркотизации подростков. Реализацией индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, связанных с адаптацией их в обществе и организацией их досуга. Организация и привлечение к работе общественных воспитателей-добровольцев, осуществляющих работу с трудными подростками.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием в современной социально-культурной и педагогической практике методических рекомендаций по работе с де-виантными подростками; исходными научно-теоретическими позициями, опирающимися на психологические, педагогические, социологические, социально-культурные аспекты организации коррекционной работы с девиантными подростками; анализа практики работы комплексных центров социального обслуживания населения, комиссий по делам несовершеннолетних, психологических центров, центров внешкольной работы, а также применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, внедрением в эксперимент выявленных педагогических условий; апробацией разработанной социально-культурной модели; проведением научных исследова-
ний в единстве с практической социально-культурной работой.
Теоретическая значимость исследования обоснована целостной научной идеей, которая позволит объединить и иерархизировать отдельные социально-культурные ситуации в единый целостный педагогической процесс. Освоить и осмыслить девиантными подростками важнейшие социально-политические ценности с учетом систематичности и последовательности аналитических, профилактических, комплексно-методических, просветительских и диагностических процедур, обеспечивающих непрерывность и преемственность в осуществлении социально-педагогической деятельности с подростками на ранней стадии девиант-ности. Исследование позволит обеспечить интеграцию обучающих, развивающих и воспитывающих аспектов социально-педагогической деятельности, обоснованных и реализованных в организационно-деятель-ностной работе с девиантными подростками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- предложена к рассмотрению социально-педагогическая модель коррекции ранней стадии девиантного поведения подростков средствами социально-педагогической деятельности, ориентированная на повышение общей культуры подростков, усвоение ими базовых духовно-нравственных ценностей, обновление ее содержания и структуры на основе углубления ее гуманистической направленности; всемерное использование педагогического потенциала отечественных национально-культурных традиций и современного передового опыта работы с подростками. Модель содействует формированию устойчивого форматирования реализации досуга, организационно-педагогических и воспитательных подходов к ее осуществлению в интересах создания благоприятных социально-культурных условий для индивидуального развития личности подростка, его духовного мира, нравственных ценностей, развития творческих и социальных способностей;
- материалы данного исследования могут быть использованы педагогами учрежде-
ний, подростковых досуговых организаций и объединений, домами и дворцами культуры, спортивными комплексами, образовательными учреждениями, социально-психологическими центрами по оказанию помощи девиантным подросткам, консультационными центрами, службами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями при информационной работе с девиантными подростками, детскими домами и приютами, клубными объединениями, культурно-досуговыми центрами.
Современное состояние педагогической и социально-культурной науки в области диагностики и коррекции девиантного поведения подростков характеризуется, прежде всего, стремлением исследователей проникнуть в глубинные процессы, понять их социальную и природную сущность, рассмотреть в единстве все компоненты, влияющие на развитие невосприимчивости психологического механизма, а также стремление совершенствовать поиск путей преодоления девиантности.
Прежде чем рассматривать понятие «начальная стадия девиантного поведения», необходимо выяснить сущность и социально-педагогические причины проявления просто девиантного поведения. На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения, не выяснено, насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический. Одни считают, что речь идет обо всех отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают охватывать этим понятием только нарушение правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (алкоголизм, наркотики, убийства). [3, 6]
Коррекция начальной стадии девиантно-го поведения подростков имеет свою специфику, так как на этой стадии происходит неприятие подростком общепринятых средств педагогического воздействия, а поведение характеризуется нестабильностью эмоционально-волевой сферы и низким уровнем
осознания общечеловеческих ценностей. На эту же стадию приходится наиболее выраженное упрямство, а также немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука и тоска. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. Девиантные подростки, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества, не посещают школу, они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность, их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой. [4, 7] Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами. Среди них приоритетное направление принадлежит биологическим факторам - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.); психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера, они выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка; социально-психологические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации. [8, 9, 10, 11, 13]
В исследовании разработана и апробирована социально-культурная модель, связанная с коррекцией ранней стадии де-виантности. Модель направлена на реализацию различных форм и методов активного психологического и социально-культурного воздействия на подростков с целью формирования у них знаний, умений и навыков более эффективного социального функциони-
рования, повышения социальной культуры, оптимизации всех социально-психологических компетенций как субъектов общения, творческой деятельности и социальной адаптации. Воспитательный арсенал модели включает такие методы активного социального воздействия, как индивидуальные реабилитационные программы, мультиком-понентные программы, социально-психологические тренинги, групповые занятия, содействие в оздоровлении детей в летних лагерях; организация бесед, конкурсов, игр, праздников, викторин, клубная деятельность, проведение социально-значимых мероприятий для детей и их родителей, посещение спектаклей, организация экскурсий, арттерапия и др.
В целом, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени, причем одно и то же противоречие может лежать в основе как социально нежелательных форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т.д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т.д.). В исследованиях обосновано положение о том, что девиант-ное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье и школе и в сознании личности.
Основными причинами проявления ранней стадии девиантного поведения подростков являются реакция протеста на чрезмерные требования в семье и недостаточное внимание со стороны близких, реакция тревоги и страха на наказания и чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей, а также как следствие жестокого обращения со стороны товарищей. Специфика проявления ранней стадии девиантного поведения подростков проявляется в дифференциации способностей, инте-
ресов, социальных деструкциях мировоззрения, искаженной психосексуальной ориентации, где целеустремленность и настойчивость уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Подростки страдают из-за отсутствия внимания к ним или, наоборот, гиперопеки по отношению к ним, равнодушия матери и сверхсуровости отца, в последнее время появляются подростки «с ключами на шее», которые в течение всего дня полностью предоставлены сами себе из-за высокой занятости родителей. Подростки с девиантным поведением на начальном этапе страдают особенно тяжелыми формами покинутости, страхами, комплексами, отсутствием нормальных социальных потребностей, которые должны были сформироваться через самовоспитание, они инертны, инфантильны, некоторые, наоборот, излишне агрессивны. Следовательно, начальная стадия девиантного поведения в целом предполагает отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому принадлежит подросток. При этом под девиантным поведением на ранней стадии понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах социальной деятельности. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.
Проблемы девиантного поведения подростков и его коррекция требует сосредоточения педагогических усилий, координации воспитательной деятельности педагогов и вовлечения подростков в социально-культурную деятельность. Реальная практика действенного решения социальной проблемы, в том числе и коррекции ранней стадии девиантного поведения, диктует необходи-
мость разработки эффективной социально-культурной модели, обеспечивающий реализацию комплекса методов и приемов работы с девиантными подростками в начальной стадии. [14]
Социально-культурная модель ориентирована на повышение общей культуры подростков, усвоение ими базовых духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры социально-культурной деятельности на основе углубления ее гуманистической направленности, всемерного использования педагогического потенциала отечественных и национально-культурных традиций и современного передового опыта.
Разработка модели не может изменить сложившуюся социальную ситуацию, которая оказывает серьезное влияние на процесс формирования девиантного поведения подростков. Однако может содействовать качественной перестройке досуговых действий, организационно-педагогических и воспитательных подходов к ее осуществлению в интересах создания благоприятных социально-культурных условий для индивидуального развития личности подростка, его духовного мира, нравственных ценностей, развития творческих и социальных способностей. [15, 16]
Обозначенные проблемы коррекции ранней стадии девиантного поведения подростков позволили выявить следующие противоречия:
- между высоким воспитательным потенциалом социально-культурной практики в формировании личности, имеющей социальную устойчивость и сформированные ценностные ориентации и отсутствием теоретической разработанности проблемы формирования компонентов мотивацион-но-ценностной структуры у подростков, находящихся на ранней стадии девиантности;
- между высоким уровнем культурно-до-суговой направленности основных ресурсов социальных и культурно-досуговых учреждений по работе с подростками и слабо разработанными методическими и организационными механизмами привлечения подростков на ранней стадии девиантности
к культурно-досуговой деятельности в условиях работы данных учреждений;
- между возможностью использования вариативных, имеющих практическую направленность моделей социокультурной деятельности, обуславливающих коррекцию ранней стадии девиантного поведения подростков и слабо разработанной системой их реализации с учетом новых тенденций и причин зарождения девиантности.
Демократизация и гуманизация общества способствуют созданию условий для достойной человеческой жизни, когда только и может состояться человек как личность. Однако в данное время мы еще довольно далеки от гуманистического идеала, и серьезное беспокойство вызывает увеличение числа трудных подростков, у которых еще можно предупредить причины девиантного поведения, провести его своевременную коррекцию.
Выводы. Начальная стадия девиантного поведения характеризуется проявлением низкой самооценки подростков, что приводит к тому, что стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида являются решающим в появлении неадекватного поведения. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к проявлению ранней девиантности. При этом девиантное поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации, следовательно, его коррекция возможна через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как в ней подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Основная черта у подростков в качестве девиантного новообразования - отрицательное отношение к учебной деятельности, нежелание учиться - может быть весьма стабильной, в связи с чем наблюдается расслабление воли, нарушение дисциплины, которое может быть стойким и нестойким. На ранних стадиях проявления девиантного поведения
у подростков происходит социальная деградация личности, неумение решать свои проблемы.
В ходе организации коррекционной работы с девиантным подростком на сегодняшний день необходимо сделать акцент на подавлении в нем стремления к негативному поведению и модифицировании условий среды, вызывающих девиантное поведение. Это возможно при вовлечении подростков в различные виды и формы социально-культурной деятельности, направленной не только на самореализацию личности, но и на воспитание стержнеообразующих качеств.
Заключение. По результатам исследования можно предположить, что наиболее перспективными тенденциями, которые могут способствовать решению проблемы, можно считать следующие:
- реализация социально-культурных подходов в выявлении и профилактики ранней стадии девиантного поведения;
- анализ и опытно-экспериментальная проверка социально-педагогических причин ранней стадии девиантного поведения;
- концептуальное обоснование системы организации социально-культурной деятельности при работе с неблагополучными семьями в условиях деятельности личност-но-ориентированных подходов.
Республика Татарстан уже в течение довольно длительного времени создает собственную социально-культурную систему развития, обусловленную ее традициями, народно-национальным колоритом и культурным менталитетом. В результате усилился темп роста количественных и качественных показателей социального потенциала подростков, они стали более осмысленно относиться к изучаемым процессам и явлениям сквозь призму их ценностно-смыслового анализа и оценки, усилился интерес подростков к социальным проблемам, появилось стремление принять личное участие в их решении, возросла эффективность понимания значимости ценностно-смысловых решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика: учеб. метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.
2. Добрунова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно - образовательных центров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 178 с.
3. Велев В.П. Особенности самосознания и поведения девиантных подростков: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2012. 20 с.
4. Волобоев А.Н. Профилактика девиантного поведения подростков, склонных к созданию неформальных графических изображений и надписей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 23 с.
5. Герлах И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных объединений средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 23 с.
6. Гриневич Л.А. Формирование общенациональных ценностей российской молодежи средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 22 с.
7. Евдокимова Т.Г. Современные тенденции и особенности девиантного поведения подростков: автореф. дис. . канд. соц. наук. Уфа, 2009. 22 с.
8. Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в новых социально-культурных условиях XXI века: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 404 с.
9. Казанцев С.Я., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М. Мониторинг профилактики девиантного поведения подростков// Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 1. С.11-15.
10. Канина С.Ю. Профилактика девиантного поведения школьников средствами креативности образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2009. 26 с.
11. Качмазов Т. А. Педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе общеобраз. шк.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2009. 19 с.
12. Новик Н.Н. Формирование коммуникативных способностей у подростков с отклоняющимся поведением: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2012. 20 с.
13. Сайкина Л.В. Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 23 с.
14. Такмакова М.В. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и условий обучения в современной школе : автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2011. 21 с.
15. Черникова Н.В. Формирование нравственных качеств у подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2007. 23 с.