культурного наследия - для старших подростков; учебно- ности - предметно-практической, познавательной, коммуни-исследовательская деятельность - для старшеклассников. кативной, эмоционально-волевой, обеспечивая оптимальные
Как видим, амплификация деятельности сопровождает условия для саморазвития и самореализации личности. воспитанников детского музея во всех сферах жизнедеятель-
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. // Соб. соч.: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.
2. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994.
3. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / пер. с фр.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Л. Вульфсона. - М.: Прогресс. 1990.
4. Запорожец, А.В. Психология действия: избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 2000.
5. URL: http://economy.polbu.ru/amplifikatsija.htm; http://slovotolk.ru/biz661. html
Bibliography
1. Vygotsky, L.S. Sobranie sochineny: in 6 vol. / with A.V. Zaporozhets. Children's psychology. - М: Pedagogics, 1984. - Т. 4.
2. Zinchenko, V.P. The Person developing: sketches of the Russian psychology / V.P. Zinchenko, E.B. Morgunov. - М: Trivola, 1994.
3. Frene, S. The selected pedagogical compositions: / the lane with фр.; with B.L.Vulfsona's item. - М.: Progress. 1990.
4. Zaporozhets, A.V. action Psychology: the selected psychological works. - М.; Voronezh, 2000.
5. URL: http://economy.polbu.ru/amplifikatsija.htm; http://slovotolk.ru/biz661. html Article Submitted 19.01.11
УДК 37
Т.Г. Орлова, ст. преп. ГОУВПОНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕСТВА В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социокультурное пространство включает не только досуговые учреждения, но и образовательные, в которых также осуществляется досуговый процесс. Система ценностей в большей степени формируется в образовательном процессе, и это необходимо учитывать при регулировании девиантного поведения в досуговой деятельности. Представлена модель социально-культурного регулирования девиантного поведения, основанная на системном и адаптивном подходах социального функционирования личности.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, девиантное поведение юношества, педагогическая модель регулирования девиантного поведения.
Девиантное поведение по своей природе - сложное социальное и психологическое явление. Как феномен, девиантное поведение существует с момента возникновения общества. Но проявление его может носить как индивидуальный, так и массовый характер. Современное российское общество в условиях структурной трансформации, изменения содержания социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на личность. Меняется положение личности в обществе, происходит кардинальная смена её ценностных ориентиров, провоцирующих и углубляющих социальные деформации, что изменяет молодежную культурную среду, нарушая процессы самовыражения и самоутверждения, направляя их в неблагоприятное русло [1-2].
Вместе с тем, культура, как система ценностей, формируется в процессе социализации личности во всех социальных институтах. В российском обществе сегодня происходит усиление роли культуры. Социально-культурное пространство предполагает формирование духовно-нравственной системы ценностей, которые в большей степени формируются в досуговой деятельности. Организация досуговой деятельности молодежи, формирующей высокую социальную культуру, является актуальной задачей педагогической науки [3-5].
Существующая ситуация в образовательных учреждениях, школах, детских домах, лицеях, колледжах, высших учебных заведениях свидетельствует, что досуговой деятельности молодежи зачастую не уделяется необходимого внимания [6]. В то же время, девиации - широко распространённое явление, проявляющееся в разных формах, статистический учёт которых практически не ведётся. Регулирование девиантного поведения в образовательных учреждениях средствами досуговой деятельности носит в основном неэффективный, стихийный и бессистемный характер, хотя именно в досуговой деятельности существуют наиболее эффективные методы воздей-
ствия на подростков и молодежь. Имеется потребность в регулировании девиантного поведения через превенцию (предупреждении, психопрофилактика) и интервенцию (преодоление, коррекция, реабилитация), но в настоящее время отсутствуют эффективные педагогические программы, направленные на профилактику девиантного поведения, на организацию досуговых мероприятий, свободных от девиантных традиций, ориентированных на здоровый образ жизни и содержательный досуг. Отсутствуют теоретико-методологические подходы регулирования девиантного поведения молодежи, нет системных социокультурных технологий профилактики и регулирования различных девиаций через досуговую деятельность. И главное, формирование досуговой деятельности, свободной от девиаций, в образовательных учреждениях никак не регулируется. Образовательные учреждения не уделяют этому вопросу должного внимания.
Социальная реальность и проведённый анализ научной литературы позволяет констатировать, что сегодня слабо разработана проблема использования педагогических и социально-психологических технологий, применяющих системный подход в досуговой деятельности, позволяющих регулировать социальное функционирование и корректировать нарушения в механизмах социально-психологической адаптации личности. В связи с этим, возникает противоречие между ростом различных девиаций в молодёжной среде - и недостаточным использованием огромного потенциала социокультурных воздействий на личность, которые могут быть подключены в досуговой деятельности.
Цель исследования: Обосновать социально-культурную модель регулирования девиантного поведения юношества путем организации досуговой деятельности в образовательном процессе.
Объект и методы исследования. Эксперимент проводился в МБОУ г. Новосибирска лицее №9, МБОУ г. Новосибирска, МБОУ СОШ № 128, Кировского района г. Новосибирска, НОУ НГМА колледж «Социальной работы», МБОУ детский дом № 1 г. Новосибирска, психологический центр «Берегиня» ООО «Гелиос» г. Новосибирска. Применялись следующие эмпирические методы: педагогический эксперимент, психолого-педагогическая диагностика, моделирование, метод математической обработки результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, качественный и количественный анализ.
Результаты. Согласно культурологическому подходу, девиация возникает вследствие конфликта между культурными нормами общества и личности, в результате усвоения людьми субкультуры, нормы которой противоречат господствующей культуре. С точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной и социально-психологической адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социокультурной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например, в форме конформизма — полного подчинения интересов личности давлению среды. Социальнопсихологическая адаптация - это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов требованиям социума; представляет собой самоорганизующуюся систему,
где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой. Дезадаптация возникает в результате рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего состояния личности, когда имеют место неудовлетворённые потребности личности в положительной оценке её деятельности окружающими. Она является явной причиной негативного влияния на процесс развития и формирования личности. Процесс адаптации личности протекает в социокультурном пространстве, которое для части юношества сосредоточено в образовательных учреждениях. Нарушение процесса адаптации приводит к тем или иным девиациям. Воздействие на процесс адаптации возможно с позиций понимания механизма этого явления, с учетом всех выявленных факторов. Дезадаптация развивается по синергетическим механизмам, и те же механизмы могут быть использованы для превенции и регулирования девиаций, в частности, формирование и регулирование досуговой деятельности, исключающей девиации, средствами образовательного учреждения.
Проведённый анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что девиантное поведение можно рассматривать как социально-культурное и социально-психологическое явление, возникающее в результате конфликта между нормами культуры общества и социально-культурными и нравственными нормами личности, приводящим к нарушениям процесса социализации личности, и проявляющееся в виде специфических приемов самовыражения, либо в массовых формах человеческой деятельности, в результате чего происходит нарушение целостности личности, ее функционирования, стресс аккультурации, аномия и дезадаптация (табл. 1).
Таблица 1
Классификация девиантного поведения: социокультурный подход
Лица с антисоциальным (делинквентным) поведением Проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную и гражданскую ответственность и соответствующее наказание. Находятся в конфликте с культурными и правовыми нормами общества. У подростков и юношей преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, распространение наркотиков.
Лица с аморальным (асоциальным) поведением Аморальные, примитивные потребности, низкий уровень культуры, несформированность этических норм и ценностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация культурных ценностей и отношений, эгоизм, эмоциональная черствость, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов. Находятся в конфликте с культурными и этическими нормами общества. Лица с таким типом поведения имеют выраженные патологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера, педагогическую запущенность и как следствие стойкие отклонения в поведении: ложь, агрессивность, сексуальные девиации, вовлечённость в азартные игры на деньги, бродяжничество, граффити, иждивенчество, субкультурные девиации, вымогательство и др.
Лица с аутодеструктивным, саморазрушительным поведением Саморазрушительное поведение выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое, аутическое поведение, виктим-ное экстремальное поведение. Спецификой такого поведения является приверженность к субкультурам (алкогольная, наркотическая и др.), приверженность групповым субкультурным ценностям, наркотическая и алкогольная зависимость, курение, токсикомания. Для них характерен экзистенциальный вакуум, потеря системы базовых жизненных ценностей, нарушение самосознания личности.
Лица с деформированными потребностями Обладают более или менее широким кругом интересов, отличаются обостренным индивидуализмом, стремлением занять привилегированное положение за счет притеснения слабых. Низкий уровень морально-этических и нравственных норм, несформированное чувство эмпатии. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность, им доставляет удовольствие чужая боль.
Предваряя технологию социально-культурного регулирования девиантного поведения в культурно-досуговой деятельности, можно представить норму и отклонения в развитии личности с точки зрения системного подхода, который показывает, что основным критерием является культурация - аккультурация, адаптация - дезадаптация, то есть диспозицион-ное несоответствие системы личности системе ценностных ориентаций общества. Формирование диспозиционной систе-
мы личности осуществляется в процессе её воспитания и социализации в определенных социальных институтах (семье, школе, в среде сверстников и других учреждениях), именно здесь, в этих социальных институтах следует искать корни дезадаптивного образа жизни личности и нарушения в её развитии, и здесь же искать пути коррекционного педагогического воздействия.
Цель: формирование и развитие личностных новообразований, самостоятельности и психологического самоопределения, восстановления сил личности, развития ее творческих способностей, формирование самосознания.
Задачи:
Формирование
са мостоятел ьности
социальной
ответственности
личности,
способности к
психологическому
самоопределению;
Развитие
самодостаточности через реализацию программы "Девиантология"; Провести анализ эффективности програ мм ы.
Этапы: диагностический прогностический пра ктический обобщающий Методы: Самостоятельное строительство знаний,
Креативнотворческий метод; Эвристический метод (индиеидуа льные, групповые, игровые, коммуникативные)
Средства СКД:
- Устные;
- Наглядные;
- Технологические
- Психологопеда гогические
Функции:
- Образовательновоспитательная, развивающая;
- Диагностическая;
- Организационная;
- Прогностическая;
- Предупредительнопрофилактическая;
- Социальнотерапевтическая;
- Организационнокоммуникативная,
Педагогический потенциал средств социально культурной деятельности
Реализация дейстзий комплексной программы "Социально-культурное регулирование девиантного поведения"
с
о
8
п
а
Д
е
н
и
е
1 і г
Результат реализации программы
Критерии эффективности воздействия на юношей и девушек в КДД с условиях образовательного процесса:
- Сформированное^ механизмов адаптации
- Повышение уровня СПА
Принципы:
Комплексность;
Адресность;
Массовость;
Позитивность
информации;
Обращение к
чувствам;
Создание
открытости,
работоспособное
и,сотворчества
Сотрудничество
Диагностика и коррекции результата реализации программы
Условия реализации технологии:
Создание открытости доброже лател ьности сотворчества;
Обращение к чувствам; Побуждение интереса к изучаемой проблеме; Совместная деятельность педагога с учащимися и студентами;
Создание мотивации к саморазвитию; Оценивание работ осуществляется через их защиту, что дает ВОЗМОЖНОСТЬ для формирования адекватной самооценки юношей и девушек, ее изменения и самокоррекции.
Формы СКД:
Организация ("альтернативного деятельно-организационного досуга”, программы "Позитивнотворческой креативности", тренинг испытаний);
Внедрение (творческие лаборатории, музеи, семьи, "Вечер русского романса", лекции, семинары, защита творческих заданий, научные конференции, диспуты, тренинги, круглые столы, деловые игры, олимпиады);
Психопрофилактическая работа: активное социально обучение социально-важным навыкам, групповые тренинги, тренинги резистентности, тренинги- ассертиности или аффективно- целостного обучения, тренинги формирования жизненных навыков, интеграция в референтную среду);
Активизация личностных ресурсов (группы общения и личностною роста, Арт-терапия, консультирование) и др.
Рис. 1. Модель реализации социально-культурного регулирования девиантного поведения юношества в культурно-досуговой деятельности образовательного процесса
Психолого-педагогическое и социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности в досуговом образовательном процессе рассматривается нами с точки зрения двух направлений: психологической превенции (предупреждение и психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, реабилитация) [1-2]. Культуротворческие технологии регулирования девиантного поведения включают: технологии художественно-творческой деятельности (прикладные культуротворческие ремесленные технологии); технологии творческого развития юношества (организация «альтернативной деятельности» - организация досуга, вовлечение юношей и девушек в спортивные секции; организация работы творческих и трудовые мастерских; внедрение программ «специфической позитивной активности» -видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний), самодеятельное искусство, вечера отдыха, творческие лаборатории, студии, мастерские, любительские объединения центры эстетического воспитания и другие формы) - направлены на восстановление сил личности, развитие её творческих способностей, формирование её духовной сферы, культуры чувств, развитие познавательных сторон личности, на её оздоровление и используются как реабилитационные технологии.
Образовательный процесс рассматривается как единый процесс физического, психологического, духовного и культурного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные и культурные эталоны. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Дидактическое понятие культуры - обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.
Социально-культурная технология, являясь частью социально-педагогической деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться через компоненты, включающие целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, а так же оценку результатов деятельности. Социальнокультурная технология предполагает элементы социальной и педагогической технологии, рассматривается как целостный социально-педагогический процесс, включающий: обучение, социальное образование, социальное воспитание, социальное управление [7]. Социально-педагогическая образовательная деятельность, направленная на социокультурное регулирование девиантного поведения, имеет следующую направленность:
1. Социально-педагогическая профилактика явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической, которая предшествует девиантному поведению), рассматриваемую нами как систему организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждений или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающий социальные отклонения негативного характера в поведении юношей.
2. Повышение уровня социальной адаптации (через восстановление её механизмов в образовательном и воспитательном процессе) юношества, как психологического механизма развития личности, с помощью которого происходит активное приспособление индивида к определенным условиям, нормам, ценностям социальной среды.
3. Социально-педагогическая коррекция, целью которой является компенсация недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализация и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизация познавательной деятельности, социально-трудовая адаптация. Сюда же можно отнести психологическую коррекцию как деятельность, направленную на исправление (корректи-
ровку) тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной норме. Психолого-педагогическая коррекция - это совокупность психолого-педагогических воздействий на личность педагогически запущенной личности с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности, самосознания.
4. Социально-педагогическая ресоциализация направлена на лиц с различными видами дезадаптации и отклоняющимся поведением с целью восстановления их социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.
5. Социально-педагогическая реабилитация, как система мер, направлена на восстановление разрушенных или утраченных подростком и юношей связей, вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функции организма (дети-инвалиды), изменение социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющегося поведения ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-девиант, ребенок-правонарушитель и т.д.).
Модель социокультурного регулирования девиантного поведения включает в себя цель, задачи, функции и принципы социально-культурной деятельности. Так, диагностический блок выявляет слабое звено в механизмах социокультурной адаптации подростка, которое в дальнейшем будет подвергаться психолого-педагогической коррекции. Диагностика нарушений социального функционирования, выявление причин этих нарушений определяет социальную и психологопедагогическую (превенцию и интервенцию) помощь (регулирование) девиантного поведения в досуговом образовательном процессе. Реализация модели предполагает согласованность всей совокупности основополагающих элементов в образовательном процессе: изучение и анализ психологопедагогических технологий коррекции, профилактики девиантного поведения и их эффективности в образовательном процессе; определение целей, педагогических задач, методов, типов, стилей, организационно-педагогических условий, средств, содержания деятельности всех всех участников пси-холого-педагогического процесса, опытно-экспериментальная проверка их эффективности в регулировании девиантного поведения и анализ полученных результатов. Механизмами реализации социокультурного регулирования девиантного поведения в образовательном процессе являются (рис. 1).
1. Учебно-воспитательная и досуговая деятельность в образовательном процессе (обучающем, воспитательном, общеразвивающем, досуговом) , как основа систематизации подхода организационно-педагогических условий;
2. Педагогическое внедрение методов, видов и форм в технологии профилактики, коррекции и реабилитации девиантного поведения в образовательном процессе;
3. Комплекс образовательных, коррекционных условий формирования самосознания, ценностного отношения к себе, нормативного поведения и здорового образа жизни, в психо-лого-педагогическом и социально-педагогическом процессе.
Это влечёт за собой формирование, развитие и коррекцию следующих адаптационных компонентов (механизмов) и развитие личностной и социальной зрелости:
• формирование ценностных ориентаций, направленности личности как ядра системы социально- психологической адаптации;
• развитие самосознания, Я-концепции личности;
• развитие интеллекта как элемента системы социальнопсихологической адаптации;
• развитие эмоционально-волевого элемента системы социально- психологической адаптации;
• развитие коммуникативных свойств личности;
• развитие аутентичности;
• развитие интернальности;
• развитие рефлексии и самопознания;
• развитие толерантности к неопределённости;
• развитие гибкости и нормативности поведения;
• формирование этнической сензитивности;
• формирование культурного потенциала личности.
Программа «Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе» - это целенаправленный психолого-педагогический процесс, способствующий развитию самосознания личности юношей и девушек, их духовному, психологическому и социальному саморазвитию, становлению, и ориентации на здоровый образ жизни. В основу реализации программы заложены разнообразные методы, типы, виды, стили, и формы обучения и воспитания в целостном образовательном процессе.
Проведено опытно-экспериментальное исследование, которое предполагало изучение влияния программы «Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе» на формирование и развитие самосознания и на восстановление функционирования нарушенных механизмов социально-психологической адаптации у молодёжи с девиантным поведением. Естественный эксперимент проводился в реальных для испытуемых условиях, где был введён экспериментальный фактор - программа «Социокультурное регулирование девиантного поведения».
Эксперимент проходил в два этапа. Констатирующий этап эксперимента, включающий психолого-педагогическую
Результаты диагностического исследования на этапе констатирующего эксперимента были подвергнуты корреляционному анализу, который подтвердил взаимосвязи между отдельными механизмами социально-психологической адаптации в экспериментальной и контрольной группах. Формиру-щий этап эксперимента позволил проверить эффективность влияния технологии «Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе» на развитие и коррекцию механизмов адаптации подростков и юношей с девиантным поведением и проверить основную гипотезу.
Реализация данного этапа эксперимента предполагала внедрение технологии в образовательный процесс через образовательные программы: «Основы социологии», «Основы психологии», «Психология отклоняющегося поведения», профилактические, консультативные и коррекционные виды деятельности, и проверку эффективности этой технологии через
диагностику, выявил нарушения в поведении и уровне сфор-мированности компонентов (механизмов) социальнопсихологической адаптации личности юношей и девушек с девиантным поведением и позволил выявить следующие особенности испытуемых:
1. низкий уровень самосознания и самоактуализации;
2. средний уровень креативности:
3. низкий уровень сформированности жизненных и личностных ценностей, направленности, активности;
4. средний уровень сформированности когнитивного механизма социально- психологической адаптации;
5. низкий уровень сформированности эмоциональноволевого механизма социально-психологической адаптации;
6. низкий уровень сформированности моральнонравственного механизма адаптации у испытуемых в экспериментальной группе и средний уровень сформированности этого механизма у испытуемых в контрольной группе;
7. низкий уровень сформированности коммуникативного механизма адаптации;
8. заниженная самооценка;
9. высокий уровень дезадаптации.
В целях наглядного представления информации и для внесения результатов в технологическую карту мы воспользовались следующей числовой шкалой: высокий уровень измеряемого показателя -3 балла; средний уровень - 2 балла; низкий уровень -1 балл (рис. 2).
повторную диагностику учащихся и студентов экспериментальной и контрольной групп.
Статистическая обработка полученных результатов, качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования, показал, что произошли достоверно значимые изменения в самосознании личности испытуемых, в отношении к познанию себя и окружающего мира: повысился уровень самосознания и самоактуализации; повысился уровень сформированности жизненных и личностных ценностей, направленности, активности; повысился уровень сформированности когнитивного механизма социальнопсихологической адаптации; повысился уровень сформированности эмоционально-волевого механизма социальнопсихологической адаптации; повысился уровень сформированности морально-нравственного механизма адаптации у испытуемых в экспериментальной группе; повысился уровень
Уровень сформированности механизмов адаптации у испытуемых в экспериментальной и контрольной группах на этапе констатирующего эксперимента
2,5 2 1 ,5 1
0,5
О
механизмы адаптации
□ Эксп. гр.
□ Контр. гр.
Рис. 2. Уровень сформированности механизмов адаптации
сформированности коммуникативного механизма адаптации; повысилась самооценка (рис.З). Полученные результаты позволяют считать предлагаемую технологию социокультурного регулирования девиантного поведения в образовательном процессе эффективной и оправданной.
Заключение. Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе - это целенаправленный психолого-педагогический процесс, способствующий развитию самосознания личности подростков и юношей, их
духовному, психологическому и социальному саморазвитию, становлению, и ориентации на здоровый образ жизни, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, самореализации. Экспериментально подтверждено эффективное влияние технологии «Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе» на развитие и коррекцию механизмов адаптации подростков и юношей с девиантным поведением.
EXS*V*"Var1"; LS Means Current effect: F(7, 1463)=7,3023, p=,00000 Effective hypothesis decomposition Vertical bars denote 0,95 confidence intervals
-o- EXS 1
EXS
2
Var1: 1
Var1: 2
Рис. 3. Изменения значений самосознания, ценностных ориентаций, самопринятия и отношения к познанию у участников эксперимента в контрольной экспериментальной группах после реализации программы
Библиографический список
1. Орлова,Т.Г. Регулирование девиантного поведения у дезадаптированных подростков в системе школьного образования // Мир науки, культуры, образования: Международный научный журнал. - Горно-Алтайск. - 2009. - №7(19).
2. Орлова, Т.Г. Социально-педагогический процесс в системе регулирования девиантного поведения // Мир науки, культуры, образования: Международный научный журнал. - Горно-Алтайск, февраль 2010-№1(20).
3. Киселёва, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004.
4. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учеб. пособие. - Барнаул: АГИИК, 2002.
5. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Социокультурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. ст. / ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002.
6. Турбина, Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007.
7. Брижатова, С.Б. Технология формирования региональных программ социокультурного развития в современной России: монография. -Барнаул: АГИИК, 2000.
Bibliography
1. Orlova,T.G. Regulation deviation behavior at desadaptation teenagers in school education system // The World of a science, culture, formation: the International scientific log. - G-Altajsk. - 2009. - № 7 (19).
2. Orlova,T.G. Socially process in regulation system deviation behavior // The World of a science, culture, formation: the International scientific log.
- G-Altajsk. - 2010. - № 1 (20).
3. Kiselyova, T.G. Welfare activity / T.G. Kiselyova, JU.D. Krasilnikov. - M.: МGUKI, 2004.
4. Pervushina, O.V. The Island of Century Welfare activity (theoretical bases): studies. The manual. - Barnaul: АGПK, 2002.
5. Tuev, V.V. Century of Century Welfare activity as concept (switching-on in discussion) // Sotsiokulturnaja activity: history, the theory, formation, practice: Interhigh school. The item / Red.-sost. V.V.Tuev. - Kemerovo: KemGAKI, 2002.
6. Turbina, T.A. Cultural activity as means of development of social activity of the modern teenagers. - SPb., 2007.
7. Brizhatova, S.B. Technology of formation of regional programs of welfare developments in the modern Russia: the monography. - Barnaul: АGIIK, 2000.
Article Submitted 19.01.11
З00