Научная статья на тему 'Правовые вопросы противодействия опасному девиантному поведению обучающихся в школе: высшей и общеобразовательной'

Правовые вопросы противодействия опасному девиантному поведению обучающихся в школе: высшей и общеобразовательной Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
989
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ВЗРОСЛЕНИЕ / ДЕФЕКТЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / DEFECTS OF LEGAL SOCIALIZATION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕВИАЦИЯМ / COUNTERACTION TO DEVIATIONS / СФЕРА ВЫСШЕГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGH AND HIGHER EDUCATION SPHERE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ / IMPORTANCE (ROLE) OF SOCIAL CONTROL / ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Минин Анатолий Яковлевич

В статье обосновывается, что правовые вопросы противодействия наиболее опасному девиантному поведению обучающихся (несовершеннолетних лиц и молодого поколения 18-25 лет, еще живущих с родителями) в высшей и общеобразовательной школе могут быть решены и решаются достаточно эффективно и результативно благодаря совершенствованию правового регулирования образовательной деятельности, а также применению современных методов социального контроля и надзора за исполнением российского законодательства в сфере образования и профилактики правонарушений. Существенную роль играет система социального контроля как механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия за их нарушение в период взросления. Следовательно, и ответственность, и наказание за совершение девиаций широко используются как средство социального контроля отклоняющегося поведения обучающихся в высшей школе и старших классах общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal issues of counteraction to dangerous deviant behavior of secondary and high school children

The article deals with the issues of counteraction to the most dangerous deviant behavior of pupils. It is grounded that the issues can be and are solved quite efficiently thanks to the improvement of legal regulation of educational activity and implementation of modern methods of social control and supervision over compliance with Russian legislation in the field of education and crime prevention. A significant role has the system of social control as a mechanism of ensuring compliance with the social standarts and influence for their violation in the period of adulthood. Consequently, the responsibility and punishment for committing deviancy are widely used as a means of social control of deviant behavior of students in high school and the senior classes of secondary school.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы противодействия опасному девиантному поведению обучающихся в школе: высшей и общеобразовательной»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОЦИОКУЛЬТУРНОГО

РАЗВИТИЯ

1УДК 343.85+316.624 ББК 67.51

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОПАСНОМУ ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ: ВЫСШЕЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

А. Я. Минин

Аннотация. В статье обосновывается, что правовые вопросы противодействия наиболее опасному девиантному поведению обучающихся (несовершеннолетних лиц и молодого поколения 18-25 лет, еще живущих с родителями) в высшей и общеобразовательной школе могут быть решены и решаются достаточно эффективно и результативно благодаря совершенствованию правового регулирования образовательной деятельности, а также применению современных методов социального контроля и надзора за исполнением российского законодательства в сфере образования и профилактики правонарушений. Существенную роль играет система социального контроля как механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия за их нарушение в период взросления. Следовательно, и ответственность, и наказание за совершение девиаций широко используются как средство социального контроля отклоняющегося поведения обучающихся в высшей школе и старших классах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: взросление, дефекты правовой социализации, противодействие девиациям, сфера высшего и общего образования, правовое регулирование, значимость социального контроля.

Abstract. The article deals with the issues of counteraction to the most dangerous deviant behavior of pupils. It is grounded that the issues can be and are solved quite efficiently thanks to the improvement of legal regulation of educational activity and implementation of modern methods of social control and supervision over compliance with Russian legislation in the field of education and crime prevention . A significant role has the system of social control as a mechanism of ensuring compliance with the social standarts and influence for their violation in the period of adulthood. Consequently, the responsibility and punishment for committing deviancy are widely used as a means of social control of deviant behavior of students in high school and the senior classes of secondary school.

Keywords: adulthood, defects of legal socialization, counteraction to deviations, high and higher education sphere, legal regulation, importance (role) of social control.

LEGAL ISSUES OF COUNTERACTION TO DANGEROUS DEVIANT BEHAVIOR OF SECONDARY AND HIGH SCHOOL CHILDREN

A. Ya. Minin

Взаимосвязь общественных наук (криминологии и социологии, психологии и педагогики) результируется в возникновение новых знаний, синтезирующих сведения этих наук, а также в новой терминологии, отражающей взаимопроникновение и изменение отраслей знания под воздействием их друг на друга.

Преступность, причины преступного поведения, личность человека, совершившего преступление, меры предупреждения - традиционные элементы предмета криминологии. Девиации, личность девианта, психология отклоняющегося поведения - элементы предмета девиантологии. Исследования социологии преступности, виктимности и девиантности личности интересуют не только криминологов (В. Н. Кудрявцев, Ю. М. Антонян), но и ученых других отраслей наук (П. С. Самыгин, О. Е. Тома-зова, Е. А. Болотова, Г. Г. Шиханцев), которые также внесли достойный вклад в описание и решение проблем правовой социализации и отклоняющегося поведения.

Так, социологом П. С. Самыгиным [1] рассмотрены вопросы отклоняющейся правовой социализации учащейся молодежи; показано, что децентрализация образования, отчуждение от него воспитательных функций, рост неправовых практик в образовательных учреждениях не способствуют выполнению институтом образования в полном объеме задач правовой социализации учащейся молодежи; установлено, что в условиях социальной неопределенности российская семья как институт характеризуется урезанностью и деформирован-ностью функционирования, габитуализацией «неблагополучия» как тяготеющего к воспроизводству состояния, ростом внутрисемейного насилия, что приводит к формированию де-линквентной и криминальной психологии у детей и подростков и тем самым - к низкой эффективности выполнения российской семьей функции правовой социализации учащейся молодежи. Распространенность в молодежной среде современного российского общества де-линквентного и криминального поведения, по его мнению, может рассматриваться как свидетельство низкой эффективности правовой социализации учащейся молодежи, превалирования отклоняющейся социализации и закре-

пления нигилистической установки по отношению к праву в качестве габитусной у значительной части молодых людей.

Правовая социализация обучающегося молодого человека определяется нами как процесс его правового развития, активного усвоения им социальных и правовых ценностей, на основе которых и формируется осознанная система установок (социально-правовых, психологических), определяющих поведение индивида в определенном социальном и правовом пространстве.

К средствам осуществления правовой социализации относят правовое воспитание молодежи и нормативную юридическую систему как основу контроля процессов ее осуществления. Этап стабильной социализации молодых людей (от 17-18 до 25-30 лет) включает формирование устойчивых правовых ценностей, правового менталитета молодого человека, влияющего на его социально-правовую активность и выбор вариантов правового поведения, и характеризующего зрелый уровень правосознания и правовой культуры. Правовая социализация молодежи включает в себя элементы: познавательный - выяснение факторов, содержания и технологии усвоения молодежью правовых знаний; эмоциональный - система правовых чувств, ощущений, на основе которых дается самооценка собственного правового поведения и оценка правового поведения других субъектов правовых отношений, уровня правосознания и правовой культуры молодежи; поведенческий - правовые и психологические установки и причины, влияющие на выбор правомерного или противоправного поведения молодежи [2].

Педагог Е. А. Болотова, рассмотрев правовые механизмы противодействия насилию в образовании, удачно предложила в дополнение к мониторингу правонарушений в школах ввести должность уполномоченного по правам участников образовательного процесса [3] в соответствии с Законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г. № 193-Ф3 (ред. от 23.07.2013 № 233-Ф3) и статьей 401. Примирительные процедуры Трудового кодекса РФ (ред. от 13.07.2015 №242-ФЗ; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Психолог Шиханцев Г. Г., рассматривая вопросы криминогенное™ дефектов правовой социализации в школе и семье [4, с. 35-64], дал общую схему процесса деморализации детей с последующей криминализацией (дефекты социализации) старших подростков: дефекты семейной социализации (конфликты с родителями); дефекты социализации в школе (трудности, неудачи в школе); дефекты социализации в группах сверстников (контакты, сближение с деморализованными сверстниками).

Дефекты правовой социализации в школе затрагивают все структурные элементы социализации и проявляются в дефектах выполнения социальной роли, в разрыве эмоциональных связей «трудного» обучающегося со своими одноклассниками и педагогами; в выходе из-под норм социального контроля, в формировании извращенной и примитивной структуры потребностей.

Неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира и отчуждение лежат в основе отклонений подросткового поведения. Да и молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

В нашем случае сделана попытка рассмотреть те разновидности девиантного поведения обучающихся, отклоняющегося от социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в конкретный период их взросления и/или развития, которые переходят в общественно опасные деяния (преступления) или иные детерминирующие их и, как правило, служащие фоновыми явлениями для преступности.

Подчеркнем и множественность в современной науке теорий преступного, недопустимого или отклоняющегося поведения, концепций, школ, моделей и современных трактовок основных понятий: девиации, асоциальное и антиобщественное поведение, делинквент -правонарушитель и делинквентность, деликт -проступок, преступление и преступность, личность преступника и механизм преступного поведения, виктимность, пробация, профилактика девиантного поведения и другие.

Общепризнано, что недостаточно изучения социальных отклонений в рамках какой-либо одной дисциплины. Из-за разобщенности изучения различных видов отклоняющегося пове-

дения нет единого методологического подхода к их анализу и объяснению.

Непреступное отклоняющееся поведение криминология включает в орбиту своего внимания, чтобы выявить «причины причин» преступного поведения, воздействуя на которые можно обеспечить раннюю профилактику правонарушений. Она вынуждена брать на себя данную проблематику, разработка которой объективно необходима для общества, еще и потому, что иные науки специально и целенаправленно не исследуют проблемы борьбы с «фоновыми» относительно преступности явлениями и предпреступными видами антиобщественного или асоциального поведения.

Поскольку любое девиантное поведение есть отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск - стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска -своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение социальной системы в целом и составляющих ее подсистем.

Сопровождающееся риском девиантное поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Последнее является важнейшей психологической причиной, объясняющей желание людей ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности.

Девиантный путь выбирают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличностному конфликту.

Основные причины мотивационных конфликтов, вытесненных в подсознание, определяются в настоящее время социальными факторами, не инстинктивными.

Индивидуальная девиация нацелена на самоутверждение личности, переосмысление ею собственной самоидентификации. Коллективная девиация направлена на общественное (пусть и в рамках первоначально неформальной группы) признание другими людьми новой самоидентификации личности.

Специальный термин девиантность обозначает уже не столько сам факт отклонения, сколько склонность и готовность индивида (группы) порождать внешне наблюдаемые отклонения от общепринятых норм. Некоторые авторы ошибочно, на наш взгляд, трактуют девиантность как способность индивида к девиациям. Понятие де-виантности соотносится и с такими понятиями, как личность девианта, развитие, структура личности, социальная адаптация и, конечно, социализация. Личность девианта - это совокупность социально (девиантологически или криминологически) значимых свойств человека, обусловивших его отклоняющееся поведение, или девиации. Она играет особую роль среди факторов де-виантного поведения: в криминогенных качествах людей аккумулируются все отрицательные воздействия различных ситуаций, обстоятельств и условий, в которых они жили и воспитывались.

Помимо ретроспективного анализа причин образования криминогенных качеств личности и условий их устойчивости, изучение личности преступника (девианта) позволяет вскрыть и условия реализации, потенциальной готовности совершить преступление (а также девиант-ности, или готовности к отклоняющемуся поведению) в противоправных действиях. Для их проявления нужны и определенные криминогенные ситуации, или условия, затрудняющие правомерное поведение и облегчающие преступное (девиантное).

По некоторым информационно значимым признакам (интеллектуальное развитие, образование, принадлежность к определенным социальным группам, мировоззрение, свойства памяти и др.) можно судить об информационной базе личности и особенностях процесса ресоциализации последней как продукта преступного поведения. Сразу заметим, что речь идет не о «специфически преступных» чертах личности: злоупотребление спиртным, негати-вистском отношении к труду, низком образовательном уровне и т. п.

Так, в 2014 г. зарегистрировано 2 млн 166,4 тыс. преступлений, а выявлено 1 млн 0,1 тыс. лиц, их совершивших; при этом удельный вес ранее судимых составил 30,7%, каждое второе (53,7%) расследованное преступление совершено девиантами, ранее совершавшими преступления, почти каждое двадцатое (5,0%) - несовершеннолетними или при их соучастии; а в январе - июле 2015 г. почти каждое двадцать первое (4,8%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии [5].

Значит, криминологическая характеристика личности преступника нуждается в обновлении: нужна информация не только об известных, но и о латентных преступниках. В криминологии составление портрета (новация) помогает распознавать и латентность ранней стадии становления личности преступника (девианта) и потому направлено на последующую индивидуальную профилактику преступлений.

Известно, что не только человек воздействует на окружающий мир, но и среда воздействует на личность человека. В этой связи события, лежащие в будущем, могут воздействовать на наши намерения и поступки. Намерения, которые осуществляются у одних чаще, чем у других, возможно, являются неосознанной формой предназначения, предчувствием событий из будущего.

Человек волен выбрать осознанно или случайно тот или иной вариант из набора возможных событий в рамках одной реальности. Потенциальные варианты пути, которые он не выбрал, продолжают незримо существовать рядом с тем, по которому он идет, что, видимо, учитывается глубинными структурами сознания, ответственными наряду с разумом за принятые решения. Следовательно, эффективная ресоциализация личности, профилактика преступлений - дело небезнадежное.

Осмысление и информационное обогащение нами доступного научного материала, полученного в разных отраслях знания, позволяет криминологам - ученым и практикам разрабатывать меры профилактики опасных девиаций несовершеннолетних обучающихся для недопущения перерастания их в преступную деятельность молодого поколения.

Так, организация профилактической работы [6, с. 26-28] среди склонных к делинквент-

ному поведению несовершеннолетних обучающихся проводится по ряду направлений:

• организация социальной среды - воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. В рамках данной модели профилактика противоправного поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни;

• организация информационно-воспитательного пространства - это направление психопрофилактической работы заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений и реализуется посредством лекций, профилактических бесед, распространения специальной литературы, теле- и видеофильмов;

• использование моделей социального и оперантного обучения - реализуется оно преимущественно в форме индивидуальной работы и групповых тренингов, таких как тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию - изменяются установки на девиантное поведение; тренинг ассертивности (уверенного поведения у подростков), или аффективно-ценностного обучения - формируются навыки самостоятельного принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей; тренинг формирования жизненных навыков - формируются наиболее важные социальные умения личности;

• организация ценностно-смыслового досуга - эта форма профилактической работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения;

• формирование установок на здоровый образ жизни, личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом;

• организация профилактики криминологического рецидива (индивидуальные формы работы с девиантами, ранее совершавшими опасные деяния или деликты).

Комплекс развития системы дисциплинарных мер направлен на создание безопасной образовательной среды, системы регулирования поведения и учебной дисциплины. Органи-

зация безопасности касается и ограничения доступа на территорию образовательной организации нежелательных персон и предотвращения появления в ней оружия или запрещенных предметов и веществ (наркотиков, курительных смесей). К этой же группе относят меры, направленные на регулирование поведения и учебной дисциплины, на создание в образовательной организации системы формальных ролей, в которых обучающиеся могут участвовать в формулировании правил, кодекса поведения самих обучающихся и педагогов, контролировать их соблюдение, реагировать на проблемное поведение своих сверстников, участвовать в разрешении споров и конфликтов сверстников в качестве посредников.

Социальные нормы и их содержание составляют конкретные жизненные ценности: правила поведения, общения и взаимодействия между людьми, и здесь существенную роль играет система социального контроля, как механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия за их нарушение в период взросления молодого поколения.

Основные направления социального контроля: обеспечение и стимулирование позитивного поведения социальных субъектов; воздействие на различные формы социально негативного, отклоняющегося поведения с целью предупреждения и снижения нарушений социальных норм. В качестве объекта социального контроля, с целью предупреждения отклоняющегося поведения, выступают несовершеннолетние правонарушители, делинквенты, совершившие правонарушения, отбывающие или отбывшие наказание; дети и подростки, живущие в неблагополучных условиях и образующие так называемые маргинальные группы «социального риска».

Другую группу составляют методы и средства, непосредственно воздействующие на объект социального контроля, - убеждение (проспективная ответственность, переоценка норм), принуждение (наказание, изоляция, обособление), стимулирование (поощрение, реабилитация). Ответственность и справедливое наказание за совершение правонарушений (преступлений) широко используются как средство социального контроля отклоняющегося поведения обучающихся.

Социально-педагогическая ресоциализа-

ция делинквентности групп строится с учетом сложившихся представлений о делинквентных группах несовершеннолетних как продукте процесса отчуждения личности подростков от деятельности социально полезных групп, десо-циализации, или деформации процессов их социализации. Эта линия профилактики включает в себя [6, с. 28-30]:

• мероприятия общей профилактики - направлены на предупреждение отчуждения детей и подростков от семьи, школы, общественных организаций, трудовых, спортивных, игровых и других сообществ;

• мероприятия, направленные на блокирование деятельности возникших и функционирующих делинквентных групп несовершеннолетних, а именно: по профилактике вторичной делинквентности, направленной на переориентацию деятельности делинквентной группы;

• мероприятия, направленные на профилактику видовых делинквентных групп несовершеннолетних, - то есть комплекс межведомственных мер специальной направленности, имеющий своей целью выявление делинквент-ных групп, разрушение их внутренней структуры и проведение индивидуально принудительной ресоциализационной, социально-педагогической и медико-оздоровительной работы, включая и работу в закрытых учреждениях по решению судов над несовершеннолетними.

Психолого-педагогическая помощь имеет следующие два основных направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Одна из ведущих функций правовой культуры личности - профилактическая; реализация ее предполагает организацию на основе соответствующего Закона РФ [7] системы первичной профилактической деятельности -комплекса мер, направленного на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения.

Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) - важнейшая форма , включающая комплекс предупреждающих мероприятий в области предот-

вращения отклонений в поведении детей старшего школьного возраста.

Известно, что в поведении обучающихся отклонения от социальных норм происходят и потому, что они их просто не знают. Значит, одно из основных направлений профилактической работы - информирование обучающихся об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых к выполнению социальных норм, установленных государством и обществом для данной возрастной группы [8]. Это уже информационный подход к организации профилактической деятельности в образовательной организации.

Меры по ресоциализации делинквентного поведения:

• подготовка специальных кадров социальных работников, специализирующихся на практической работе по коррекции делинк-вентного поведения, в том числе практических психологов, криминологов, педагогов-психологов-конфликтологов, превентологов (не охранников школы);

• создание сети специальных превентивных служб и структур ранней диагностики отклоняющегося поведения;

• признание семьи как ведущего института социализации старших подростков;

• психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи в коррекции и ресоциализации отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Программно-целевой подход в противодействии наиболее опасному девиантному поведению молодежи и несовершеннолетних. Одна из главных проблем сегодняшнего дня - неуверенность в том, во что верить и как жить. Молодые люди особенно растеряны перед лицом открывающейся возможности свободно выбирать ценности, идеологию и стиль жизни в их поиске такого подхода к жизни, который кажется «подходящим».

Развитию личности вплоть до того момента, когда смерть завершает жизненный цикл, всегда мешают разного рода препятствия. Некоторые выдающиеся персонологи, особенно Эрик-сон, Олпорт и Маслоу, убедительно заявляли, что дети и подростки суть «незаконченные» личности. Возможно, поэтому в наше время по-

явился термин «поздние подростки» относительно новой стадии подросткового возраста от 18 до 25 лет - речь об эмоциональной зрелости, не физической [9].

Будущим исследователям личности девианта придется применить и междисциплинарный подход и значительно расширить диапазон деятельности для сохранения заметной позиции в науке: криминологии, девиантологии, персоно-логии и других науках о поведении, о сложном взаимодействии социальных систем и людей.

По мнению ряда ученых, внимание исследователей XXI в. будет сосредоточено на следующих вопросах: нищета, расовая и половая дискриминация, контроль рождаемости, отчуждение, самоубийства, разводы, жестокое обращение с детьми, наркотизм (включая алкоголизм), преступления и другие девиации.

Основные направления, формы и методы борьбы с отклонениями от социальных норм зависят не только от видов и интенсивности отклонений, но и прежде всего от социальной природы общества, господствующих в нем политических, нравственных, правовых взглядов, уровня культуры, экономических и технологических возможностей.

Социальный и государственный контроль, действующий в разных странах и в различных формах, призван поддерживать, охранять и укреплять нормативную систему, предупреждать социальные отклонения и, что важно, справедливо наказывать за них. Планы профилактики правонарушений являлись и являются составной частью планов социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а также очевидно заинтересованных в этом организаций, в том числе и гражданского общества.

Стратегия государственной молодежной политики в России ориентирована преимущественно на граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодые семьи и молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность.

С учетом масштаба задач и объективной ограниченности средств их достижения реализация государственной молодежной политики базируется на принципе выделения приоритетных направлений, среди которых: 1) вовле-

чение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; 2) развитие созидательной активности обучающейся молодежи; 3) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь российского общества [10, с. 113].

Достойный вклад в решение предстоящих задач вносит и научное сообщество.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самыгин, П. С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России [Текст] / П. С. Самыгин.

- Ростов н/Д: ЮФУ, 2007.

2. Томазова, О. Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук / О. Е. Томазова. - Ростов н/Д, 2003. - 190 с.

3. Болотова, Е. Л. Правовые механизмы противодействия насилию в образовании [Текст] / Е. Л. Болотова // Народное образование. -2012. - № 1. - С. 56-63.

4. Шиханцев, Г. Г. Юридическая психология [Текст]: учебник для вузов / Г. Г. Шиханцев.

- М.: Зерцало, 2003. - С. 35-64.

5. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. -Режим доступа: https://mvd.ru/folder/101762 (дата обращения: 14.09.2015).

6. Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних [Электронный ресурс]: методические рекомендации. - М.: АСОУ, 2011. - С. 26-30.

- Режим доступа: uolobnya.ru/files/doc/uo/dr/ pril4pismouo15ot110112.pdf (дата обращения: 14.09.2015).

7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. ФЗ РФ от 24.06.1999 года №120-ФЗ (ред. от 13.07.2015 №237-ФЗ).

8. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 N 238-ФЗ) Ст. 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Ст. 43. Обязанности и ответственность обучающихся.

9. Wallis, L. Is 25 the new cut-off point for adulthood? [Электронный ресурс] / L. Wallis // BBC News. - Режим доступа: www.bbc.

co.uk/news/magazine-24173194 (дата обращения 14.09.2015).

10. Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиант-ного поведения несовершеннолетних и молодежи [Текст] / А. Я. Минин, О. Ю. Краев; под ред. А. Я. Минина. - М.: Изд-во МПГУ, 2014. - 140 с.

REFERENCES

1. Samygin P. S. Sotsialnaya neopredelennost i pravovaya sotsializatsiya uchashcheysya molo-dezhi v Rossii. Rostov-on-Don: YuFU, 2007.

2. Tomazova O. E. Pravovaya sotsializatsiya molodezhi v sovremennom rossiyskom ob-shchestve. PhD dissertation (Law). Rostov-on-Don, 2003. 190 p.

3. Bolotova E. L. Pravovye mekhanizmy pro-tivodeystviya nasiliyu v obrazovanii. Narodnoe obrazovanie. 2012, No. 1, pp. 56-63.

4. Shikhantsev G. G. Yuridicheskaya psikhologi-ya: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Zertsalo, 2003, pp. 35-64.

5. Sostoyanie prestupnosti. Ofitsialnyy sayt MVD Rossii. Avialble at: https://mvd.ru/folder/1017 62 (accessed: 14.09.2015).

6. Profilaktika delinkventnosti kak formy otkl-onyayushchegosya povedeniya nesovershenno-letnikh: metodicheskie rekomendatsii. Moscow: ASOU, 2011. Pp. 26-30. Available at: uolob-nya.ru/files/doc/uo/dr/pril4pismouo15ot110 112.pdf (accessed: 14.09.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh. FZ RF ot 24.06.1999 goda No. 120-FZ (red. ot 13.07.2015 №237-FZ).

8. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii. FZ ot 29.12.2012 goda No. 273-FZ (red. ot 13.07.2015 N 238-FZ) St. 34. Osnovnye prava obuchayush-chikhsya i mery ikh sotsialnoy podderzhki i stimulirovaniya. St. 43. Obyazannosti i otvetst-vennost obuchayushchikhsya.

9. Wallis L. Is 25 the new cut-off point for adulthood? BBC News. Available at: www.bbc.co. uk/news/magazine-24173194 (accessed: 14.09.2015).

10. Minin A. Ya., Kraev O. Yu. Aktualnye proble-my deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh i molodezhi. Moscow: Izd-vo MPGU, 2014.140 p.

Минин Анатолий Яковлевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета; действительный член Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) e-mail: anatolyminin@live.ru

Minin Anatoly Ya., ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Criminal Law Disciplines Department, Institute of socio-humanitarian education, Moscow State Pedagogical University, full member, International Teacher's Training Academy of Science e-mail: anatolyminin@live.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.