Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности: личностно-деятельностный и культурологический подходы'

Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности: личностно-деятельностный и культурологический подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1306
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАННЯЯ СТАДИЯ ДЕВИАНТНОСТИ / ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК / ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ПРИВЫЧЕК / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДОСУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиннуров Ф. К., Красильников В. И., Гайфутдинова А. М.

В статье раскрыто смысловое содержание личностно-деятельностного и культурологического подходов в организации профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности. Раскрыты ключевые аспекты решения данной проблемы, где социально-культурная деятельность рассматривается как фактор повышения социальной ценности свободного времени подростков. Выявлены взаимосвязи, обеспечивающие эффективность профилактики негативных привычек и пропаганды здорового образа жизни на ранней стадии девиантности подростков в условиях социально-культурной практики г. Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности: личностно-деятельностный и культурологический подходы»

№ 3(17)2014

Ф.К. Зиннуров

В.И. Красильников

А.М. Гайфутдинова

социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии дЕВИАнтноСтИ: личностно-дЕятЕльностный и культурологический подходы

В статье раскрыто смысловое содержание личностно-деятельностного и культурологического подходов в организации профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности. Раскрыты ключевые аспекты решения данной проблемы, где социально-культурная деятельность рассматривается как фактор повышения социальной ценности свободного времени подростков. Выявлены взаимосвязи, обеспечивающие эффективность профилактики негативных привычек и пропаганды здорового образа жизни на ранней стадии девиантности подростков в условиях социально-культурной практики г. Казани.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, девиантное поведение, ранняя стадия девиантности, девиантный подросток, профилактика негативных привычек, личност-но-деятельностный подход, культурологический подход, досуг.

Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у девиантных подростков рассматривается в данной статье в аспекте личност-но-деятельностного и культурологического подходов. Данные подходы позволяют выделить следующие ключевые аспекты решения проблемы:

1. Организация социально-культурной деятельности направлена на преодоление вредных и негативных привычек подростков только при условии вовлечения их в значимую, интересную для них и социально-полезную деятельность при реализации формирования духовно-нравственных установок личности.

2. Подростковый возраст рассматривается в аспекте заявленной проблематики не изолированно, а с точки зрения общих тенденций, с учетом влияния социально-куль-

турной деятельности на данный возрастной период.

3. Подростковому возрасту присущи определенные резервы развития, которые мобилизуются средствами социально-культурной деятельности за счет особой организации активности подростка по отношению к самому себе и к окружающей действительности.

4. Организация социально-культурной деятельности не статична и находится под влиянием социальных и культурно-исторических факторов и тенденций, где возникающие новообразования у девиантных подростков детерминируются изменениями в сознании, в деятельности новой социальной ситуацией и конструктивными типами взаимоотношений со средой.

Следовательно, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами об-

щественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. С этих позиций актуален культурологический подход, позволяющий использовать педагогические ресурсы досуга в аспекте изучения главных ценностей культуры и учета их влияния на профилактику негативных привычек у подростков на ранней стадии девиантности.

При этом социально-культурная деятельность - это один из основных способов повышения культурного и образовательного уровня подростков на ранней стадии деви-антности, а также развития их творческих способностей.

Профилактика негативных привычек и пропаганда здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиант-ности средствами социально-культурной деятельности имеет свои особенности, связанные с раскрытием механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие подростков.

В связи с этим разработана и внедрена методика ежеквартального проведения игр «Выиграй Шанс!», где - в командах от школ участвуют подростки, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Организуются регулярные встречи воспитанников детских домов со спортсменами клуба «Зенит», проведение детских площадок на празднике «Сабантуй». Практикуется приглашение многодетных мам и их малолетних детей на праздник мам, участие трудных подростков в праздниках двора, участие в проведении праздника «Помоги собраться в школу» для детей из малообеспеченных семей. Внедряется в практику праздник, посвященный Дню защиты детей, приглашение детей из малообеспеченных семей, детей - инвалидов, трудных подростков на благотворительные просмотры спектаклей в Театр юного зрителя, Татарский государственный театр кукол «Экият», Татарский государственный академический театр имени Г. Камала, Татарский государственный театр драмы и комедии имени К. Тинчурина.

С этих позиций социально-культурная деятельность может рассматриваться как

фактор повышения социальной ценности свободного времени подростков, средство рациональной организации и педагогической целесообразности при устранении основных причин социальных деструкций, формирования их коммуникативной и нравственной культуры.

Вместе с тем эффективная профилактика негативных привычек в досуговое время обеспечивается только тогда, когда происходит переход от пассивного потребления культуры к активному усвоению культурных ценностей. На этом уровне происходит расширение системы общественного развития личности посредством участия подростков с социальными и личностными нарушениями на ранней стадии в культурных акциях и активных формах социально-культурной деятельности. При этом профилактика негативных привычек обеспечивается выявлением связи между уровнем интеллектуального и личностного развития подростков на ранней стадии девиантности и формами организации социально-культурной деятельности.

Именно здесь наиболее эффективна работа клубов, центров, детских и подростковых объединений, лагерей труда и отдыха, проведение фестивалей и конкурсов, выставок, ярмарок, работа школьных музеев, работа кружков, студий, спортивных секций, проведение профессиональных конкурсов. И именно на этом фоне рационально проведение традиционных всероссийских и национальных праздников, проведение мероприятий совместно с родителями, реализация социальных проектов, групповые занятия, тренинги и т.д.

В рамках проведения организованных мероприятий были выявлены следующие взаимосвязи, обеспечивающие эффективность профилактики негативных привычек и пропаганды здорового образа жизни именно на ранней стадии девиантности:

1. Выявлена взаимосвязь внешних и внутренних факторов, обусловливающих специфику познавательных процессов подростков в условиях применения различных социально-культурных технологий. Данная взаимосвязь зависит от динамики мотивации участия подростков в культурно-досу-

№ 3(17)2014

говых мероприятиях.

2. Выявлена взаимозависимость формирования нравственных установок и социальной направленности личности подростков при возможностях целенаправленного использования педагогических ресурсов социально-культурной деятельности и создании условий с применением эффективных практик и тренингов педагогического общения.

3. Эффективность социально-культурной деятельности зависит от изучения условий и последствий социальной депривации подростков и возможностей их преодоления за счет дифференцированного подбора социально-культурных технологий в условиях обеспечения социальной защиты личности подростков от негативных влияний окружающей действительности.

4. Очень важно фиксирование развитий в самосознании подростков, воспитывающихся в разных условиях, и определение их творческого потенциала и возможностей его формирования средствами социально-культурной деятельности.

5. Выявлена взаимосвязь построения индивидуального социокультурного пространства для подростка на ранней стадии девиантности и эффективности создания алгоритмов действий, правил, способов мышления и выработки новой информации для подростков средствами социально-культурной деятельности, обеспечивающих качество профилактики негативных привычек и пропаганда здорового образа жизни.

Организация социально-культурной деятельности на ранней стадии девиантно-сти имеет свою специфику. Она связана с актуальностью изучения ранней стадии девиантного поведения, которая заключается в целесообразности использования ряда приемов, позволяющих выявить и наметить пути возвращения девиантных подростков к нормальной социальной адаптации.

Несмотря на разнообразное влияние объективных факторов внешней среды на подростков, наиболее существенное негативное влияние на проявление их творческого потенциала и социальное развитие оказывают социально-психологические факторы, которые выступают в качестве провоцирующих

зарождение ранней стадии девиантности:

• конформизм - ориентация на чужое мнение, мнение большинства, подчинение ему и отказ от своей позиции;

• внутренняя цензура - ограничение самостоятельности на основе повышенной критичности к себе и неуверенности в своих силах;

• ригидность - приверженность стереотипам, негибкость в выборе и использовании средств достижения результата, стандартное применение мыслительной деятельности, которыми владеет подросток;

• торопливость - нетерпеливость, желание найти ответ немедленно, трудности с сосредоточением на проблеме;

• некритичность мышления - неадекватная оценка ограничений и возможностей использования средств, способов решения проблемы или достижения результата в форме как недооценки, так и переоценки;

• ложные запреты - запреты, основанные на неадекватной негативной аналогии, показывающей невозможность решения проблемы;

• низкая самооценка - внутреннее ограничение своих возможностей и способностей, предварительная оценка своих сил как недостаточных для решения проблемы;

• страх - боязнь возможной неудачи сковывает самостоятельность, воображение и инициативу;

• лень - инерция выжидания более подходящих, благоприятных условий для начала деятельности, низкий уровень самоорганизации.

Для преодоления названных психологических барьеров и активизации мышления используются специальные формы организации мыслительного процесса средствами социально-культурной деятельности, большая часть которых носит групповой характер, предполагающий взаимную психологическую поддержку участников группы и создание активной, творческой атмосферы.

Работа с подростками начинается с получения сведений от КДН и ЗП, ПДН, медицинских учреждений и школ. Специалисты по социальной работе совместно с психологами выходят с актом обследования в семью, проводят диагностику семейных вза-

имоотношений. На основании полученной информации составляется индивидуальная программа работы с подростком и его родителями. Цель программы - коррекция внутрисемейных отношений, разрешение конфликтов, которые могут стать причиной зарождения ранней стадии девиантного поведения. Работа психологов и педагогов начинается с выявления и анализа причин девиантного поведения подростка и направлена на стабилизацию семейных взаимоотношений. Родители получают рекомендации о правильном поведении в отношениях с подростком, о создании атмосферы доверия, любви, принятия, эмоционального тепла. С ребенком ведется индивидуальная работа, а также занятия в группе, где он обучается социальным навыкам, умению преодолевать стресс. Повышается самооценка и уверенность в себе. Психологи и педагоги отделений осуществляют выходы в школы по запросу образовательного учреждения, проводят тренинги, групповые занятия, лекции, индивидуальные беседы. Выступают на родительских собраниях с лекциями о возрастных особенностях подростков, о более внимательном отношении к своим детям.

Наиболее продуктивным подходом к организации профилактики негативных привычек и пропаганде здорового образа жизни с точки зрения понимания психологических механизмов, лежащих в ее основе, на наш взгляд, является личностно-деятельност-ный подход. Учет личностного компонента заключается в признании и понимании личностной обусловленности всех психических явлений, индивидуально-психологических особенностей подростка и его деятельности. Соответственно, личностный компонент личностно-деятельностно-го подхода предполагает, что центральным звеном, интегрирующим фактором познавательной деятельности является подросток как личность, обладающая определенными целевыми установками, мотивами, типом нервной системы, неповторимыми психологическими особенностями, способностями, характером, индивидуальным жизненным опытом, знаниями и навыками. В соответствии с этим организация социально-культурной деятельности должна носить адрес-

ный характер, и в ее осуществлении следует максимально учитывать все личностные особенности конкретного участника. Предполагается, что такой подход стимулирует интеллектуальную активность, способствует дальнейшему формированию и развитию познавательных процессов, личностных качеств, разнообразию интеллектуальных и практических умений.

Смысловое содержание личностно-дея-тельностного подхода связано с пониманием роли деятельности в формировании и развитии личности, с использованием принципов эффективной организации деятельности подростков, а также с применением методов и приемов социально-культурной деятельности с целью формирования практического и теоретического опыта подростков, оказывающих влияние на их социальное развитие. Здесь важно учитывать такие аспекты, как специфика личностного развития, интересы, увлечения, потребности, склонности для того, чтобы правильно организовать социально-культурную деятельность.

Таким образом, социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности выступает при целенаправленном приобщении подростков к богатствам культуры, развития их ценностных ориентаций и духовных потребностей. В этом случае стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности подростков в сфере досуга направлено на повышение умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования. Для этого необходимо создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения. Социально-культурная деятельность выступает в этом аспекте как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования девиантных детей.

литература

1. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: уч. пособие. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. университета им. Г.Р. Державина, 2002, 280 с.

2. Зиннуров Ф. К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: автореф. дис. ... на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 2012. 40 с.

3. Зиннуров Ф.К., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). С. 6-13.

4. Егорова М.А. Психологический анализ развития подростков с девиантным поведением в детском доме [Электронный ресурс]. Режим доступа: www http: //fpo.ru/ psypodrostkov/egor4.html

5. Исаев Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс] / Русский народный сервер «против наркотиков». Режим доступа: www/http://narcom.ru/parents/parents/9.html

6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально - культурная деятельность: учебник. М.:МГУ-КИ, 2004. 539 с.

7. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. 192 с.

8. Пшонко В.А. Гражданское воспитание учащихся профессиональных училищ средствами социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 218 с.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Усманов; под общ. ред. Е.П. Шляхтина. - Казань: КЮИ МВД России, 2013. - 189 с.

В учебно-методическом пособии «Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел» рассматриваются основные понятия и определения, относящиеся к делопроизводству в органах внутренних дел, организации и соблюдению режима секретности в органах и организациях системы МВД России, а также вопросы допуска граждан и должностных лиц ОВД к государственной тайне. Учебно-методическое пособие раскрывает содержание одноименного специального курса и способствует подготовке и прохождению контрольных рубежей по названной дисциплине.

Предназначено для курсантов и слушателей всех форм обучения в образовательных организациях МВД России, осуществляющих изучение учебных дисциплин «Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел» и «Режим секретности в органах внутренних дел», сотрудников оперативных и иных подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.