Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности: личностно-деятельностный и культурологический подходы'

Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности: личностно-деятельностный и культурологический подходы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
681
96
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАННЯЯ СТАДИЯ ДЕВИАНТНОСТИ / ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК / ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ПРИВЫЧЕК / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДОСУГ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Зиннуров Ф. К., Красильников В. И., Гайфутдинова А. М.

В статье раскрыто смысловое содержание личностно-деятельностного и культурологического подходов в организации профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности. Раскрыты ключевые аспекты решения данной проблемы, где социально-культурная деятельность рассматривается как фактор повышения социальной ценности свободного времени подростков. Выявлены взаимосвязи, обеспечивающие эффективность профилактики негативных привычек и пропаганды здорового образа жизни на ранней стадии девиантности подростков в условиях социально-культурной практики г. Казани.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Зиннуров Ф.К., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М.,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности: личностно-деятельностный и культурологический подходы»

№ 3(17)2014

Ф.К. Зиннуров

В.И. Красильников

А.М. Гайфутдинова

социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии дЕВИАнтноСтИ: личностно-дЕятЕльностный и культурологический подходы

В статье раскрыто смысловое содержание личностно-деятельностного и культурологического подходов в организации профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности. Раскрыты ключевые аспекты решения данной проблемы, где социально-культурная деятельность рассматривается как фактор повышения социальной ценности свободного времени подростков. Выявлены взаимосвязи, обеспечивающие эффективность профилактики негативных привычек и пропаганды здорового образа жизни на ранней стадии девиантности подростков в условиях социально-культурной практики г. Казани.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, девиантное поведение, ранняя стадия девиантности, девиантный подросток, профилактика негативных привычек, личност-но-деятельностный подход, культурологический подход, досуг.

Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у девиантных подростков рассматривается в данной статье в аспекте личност-но-деятельностного и культурологического подходов. Данные подходы позволяют выделить следующие ключевые аспекты решения проблемы:

1. Организация социально-культурной деятельности направлена на преодоление вредных и негативных привычек подростков только при условии вовлечения их в значимую, интересную для них и социально-полезную деятельность при реализации формирования духовно-нравственных установок личности.

2. Подростковый возраст рассматривается в аспекте заявленной проблематики не изолированно, а с точки зрения общих тенденций, с учетом влияния социально-куль-

турной деятельности на данный возрастной период.

3. Подростковому возрасту присущи определенные резервы развития, которые мобилизуются средствами социально-культурной деятельности за счет особой организации активности подростка по отношению к самому себе и к окружающей действительности.

4. Организация социально-культурной деятельности не статична и находится под влиянием социальных и культурно-исторических факторов и тенденций, где возникающие новообразования у девиантных подростков детерминируются изменениями в сознании, в деятельности новой социальной ситуацией и конструктивными типами взаимоотношений со средой.

Следовательно, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами об-

щественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. С этих позиций актуален культурологический подход, позволяющий использовать педагогические ресурсы досуга в аспекте изучения главных ценностей культуры и учета их влияния на профилактику негативных привычек у подростков на ранней стадии девиантности.

При этом социально-культурная деятельность - это один из основных способов повышения культурного и образовательного уровня подростков на ранней стадии деви-антности, а также развития их творческих способностей.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Профилактика негативных привычек и пропаганда здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиант-ности средствами социально-культурной деятельности имеет свои особенности, связанные с раскрытием механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие подростков.

В связи с этим разработана и внедрена методика ежеквартального проведения игр «Выиграй Шанс!», где - в командах от школ участвуют подростки, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Организуются регулярные встречи воспитанников детских домов со спортсменами клуба «Зенит», проведение детских площадок на празднике «Сабантуй». Практикуется приглашение многодетных мам и их малолетних детей на праздник мам, участие трудных подростков в праздниках двора, участие в проведении праздника «Помоги собраться в школу» для детей из малообеспеченных семей. Внедряется в практику праздник, посвященный Дню защиты детей, приглашение детей из малообеспеченных семей, детей - инвалидов, трудных подростков на благотворительные просмотры спектаклей в Театр юного зрителя, Татарский государственный театр кукол «Экият», Татарский государственный академический театр имени Г. Камала, Татарский государственный театр драмы и комедии имени К. Тинчурина.

С этих позиций социально-культурная деятельность может рассматриваться как

фактор повышения социальной ценности свободного времени подростков, средство рациональной организации и педагогической целесообразности при устранении основных причин социальных деструкций, формирования их коммуникативной и нравственной культуры.

Вместе с тем эффективная профилактика негативных привычек в досуговое время обеспечивается только тогда, когда происходит переход от пассивного потребления культуры к активному усвоению культурных ценностей. На этом уровне происходит расширение системы общественного развития личности посредством участия подростков с социальными и личностными нарушениями на ранней стадии в культурных акциях и активных формах социально-культурной деятельности. При этом профилактика негативных привычек обеспечивается выявлением связи между уровнем интеллектуального и личностного развития подростков на ранней стадии девиантности и формами организации социально-культурной деятельности.

Именно здесь наиболее эффективна работа клубов, центров, детских и подростковых объединений, лагерей труда и отдыха, проведение фестивалей и конкурсов, выставок, ярмарок, работа школьных музеев, работа кружков, студий, спортивных секций, проведение профессиональных конкурсов. И именно на этом фоне рационально проведение традиционных всероссийских и национальных праздников, проведение мероприятий совместно с родителями, реализация социальных проектов, групповые занятия, тренинги и т.д.

В рамках проведения организованных мероприятий были выявлены следующие взаимосвязи, обеспечивающие эффективность профилактики негативных привычек и пропаганды здорового образа жизни именно на ранней стадии девиантности:

1. Выявлена взаимосвязь внешних и внутренних факторов, обусловливающих специфику познавательных процессов подростков в условиях применения различных социально-культурных технологий. Данная взаимосвязь зависит от динамики мотивации участия подростков в культурно-досу-

№ 3(17)2014

говых мероприятиях.

2. Выявлена взаимозависимость формирования нравственных установок и социальной направленности личности подростков при возможностях целенаправленного использования педагогических ресурсов социально-культурной деятельности и создании условий с применением эффективных практик и тренингов педагогического общения.

3. Эффективность социально-культурной деятельности зависит от изучения условий и последствий социальной депривации подростков и возможностей их преодоления за счет дифференцированного подбора социально-культурных технологий в условиях обеспечения социальной защиты личности подростков от негативных влияний окружающей действительности.

4. Очень важно фиксирование развитий в самосознании подростков, воспитывающихся в разных условиях, и определение их творческого потенциала и возможностей его формирования средствами социально-культурной деятельности.

5. Выявлена взаимосвязь построения индивидуального социокультурного пространства для подростка на ранней стадии девиантности и эффективности создания алгоритмов действий, правил, способов мышления и выработки новой информации для подростков средствами социально-культурной деятельности, обеспечивающих качество профилактики негативных привычек и пропаганда здорового образа жизни.

Организация социально-культурной деятельности на ранней стадии девиантно-сти имеет свою специфику. Она связана с актуальностью изучения ранней стадии девиантного поведения, которая заключается в целесообразности использования ряда приемов, позволяющих выявить и наметить пути возвращения девиантных подростков к нормальной социальной адаптации.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Несмотря на разнообразное влияние объективных факторов внешней среды на подростков, наиболее существенное негативное влияние на проявление их творческого потенциала и социальное развитие оказывают социально-психологические факторы, которые выступают в качестве провоцирующих

зарождение ранней стадии девиантности:

• конформизм - ориентация на чужое мнение, мнение большинства, подчинение ему и отказ от своей позиции;

• внутренняя цензура - ограничение самостоятельности на основе повышенной критичности к себе и неуверенности в своих силах;

• ригидность - приверженность стереотипам, негибкость в выборе и использовании средств достижения результата, стандартное применение мыслительной деятельности, которыми владеет подросток;

• торопливость - нетерпеливость, желание найти ответ немедленно, трудности с сосредоточением на проблеме;

• некритичность мышления - неадекватная оценка ограничений и возможностей использования средств, способов решения проблемы или достижения результата в форме как недооценки, так и переоценки;

• ложные запреты - запреты, основанные на неадекватной негативной аналогии, показывающей невозможность решения проблемы;

• низкая самооценка - внутреннее ограничение своих возможностей и способностей, предварительная оценка своих сил как недостаточных для решения проблемы;

• страх - боязнь возможной неудачи сковывает самостоятельность, воображение и инициативу;

• лень - инерция выжидания более подходящих, благоприятных условий для начала деятельности, низкий уровень самоорганизации.

Для преодоления названных психологических барьеров и активизации мышления используются специальные формы организации мыслительного процесса средствами социально-культурной деятельности, большая часть которых носит групповой характер, предполагающий взаимную психологическую поддержку участников группы и создание активной, творческой атмосферы.

Работа с подростками начинается с получения сведений от КДН и ЗП, ПДН, медицинских учреждений и школ. Специалисты по социальной работе совместно с психологами выходят с актом обследования в семью, проводят диагностику семейных вза-

имоотношений. На основании полученной информации составляется индивидуальная программа работы с подростком и его родителями. Цель программы - коррекция внутрисемейных отношений, разрешение конфликтов, которые могут стать причиной зарождения ранней стадии девиантного поведения. Работа психологов и педагогов начинается с выявления и анализа причин девиантного поведения подростка и направлена на стабилизацию семейных взаимоотношений. Родители получают рекомендации о правильном поведении в отношениях с подростком, о создании атмосферы доверия, любви, принятия, эмоционального тепла. С ребенком ведется индивидуальная работа, а также занятия в группе, где он обучается социальным навыкам, умению преодолевать стресс. Повышается самооценка и уверенность в себе. Психологи и педагоги отделений осуществляют выходы в школы по запросу образовательного учреждения, проводят тренинги, групповые занятия, лекции, индивидуальные беседы. Выступают на родительских собраниях с лекциями о возрастных особенностях подростков, о более внимательном отношении к своим детям.

Наиболее продуктивным подходом к организации профилактики негативных привычек и пропаганде здорового образа жизни с точки зрения понимания психологических механизмов, лежащих в ее основе, на наш взгляд, является личностно-деятельност-ный подход. Учет личностного компонента заключается в признании и понимании личностной обусловленности всех психических явлений, индивидуально-психологических особенностей подростка и его деятельности. Соответственно, личностный компонент личностно-деятельностно-го подхода предполагает, что центральным звеном, интегрирующим фактором познавательной деятельности является подросток как личность, обладающая определенными целевыми установками, мотивами, типом нервной системы, неповторимыми психологическими особенностями, способностями, характером, индивидуальным жизненным опытом, знаниями и навыками. В соответствии с этим организация социально-культурной деятельности должна носить адрес-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ный характер, и в ее осуществлении следует максимально учитывать все личностные особенности конкретного участника. Предполагается, что такой подход стимулирует интеллектуальную активность, способствует дальнейшему формированию и развитию познавательных процессов, личностных качеств, разнообразию интеллектуальных и практических умений.

Смысловое содержание личностно-дея-тельностного подхода связано с пониманием роли деятельности в формировании и развитии личности, с использованием принципов эффективной организации деятельности подростков, а также с применением методов и приемов социально-культурной деятельности с целью формирования практического и теоретического опыта подростков, оказывающих влияние на их социальное развитие. Здесь важно учитывать такие аспекты, как специфика личностного развития, интересы, увлечения, потребности, склонности для того, чтобы правильно организовать социально-культурную деятельность.

Таким образом, социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности выступает при целенаправленном приобщении подростков к богатствам культуры, развития их ценностных ориентаций и духовных потребностей. В этом случае стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности подростков в сфере досуга направлено на повышение умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования. Для этого необходимо создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения. Социально-культурная деятельность выступает в этом аспекте как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования девиантных детей.

литература

1. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: уч. пособие. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. университета им. Г.Р. Державина, 2002, 280 с.

2. Зиннуров Ф. К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: автореф. дис. ... на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 2012. 40 с.

3. Зиннуров Ф.К., Красильников В.И., Гайфутдинова А.М. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). С. 6-13.

4. Егорова М.А. Психологический анализ развития подростков с девиантным поведением в детском доме [Электронный ресурс]. Режим доступа: www http: //fpo.ru/ psypodrostkov/egor4.html

5. Исаев Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс] / Русский народный сервер «против наркотиков». Режим доступа: www/http://narcom.ru/parents/parents/9.html

6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально - культурная деятельность: учебник. М.:МГУ-КИ, 2004. 539 с.

7. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Академия, 2003. 192 с.

8. Пшонко В.А. Гражданское воспитание учащихся профессиональных училищ средствами социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 218 с.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие / сост. И.М. Усманов; под общ. ред. Е.П. Шляхтина. - Казань: КЮИ МВД России, 2013. - 189 с.

В учебно-методическом пособии «Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел» рассматриваются основные понятия и определения, относящиеся к делопроизводству в органах внутренних дел, организации и соблюдению режима секретности в органах и организациях системы МВД России, а также вопросы допуска граждан и должностных лиц ОВД к государственной тайне. Учебно-методическое пособие раскрывает содержание одноименного специального курса и способствует подготовке и прохождению контрольных рубежей по названной дисциплине.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Предназначено для курсантов и слушателей всех форм обучения в образовательных организациях МВД России, осуществляющих изучение учебных дисциплин «Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел» и «Режим секретности в органах внутренних дел», сотрудников оперативных и иных подразделений органов внутренних дел.