УДК 13.21.07
Н.В. Никифоров
ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается вопрос о здоровом образе жизни как социально-культурном явлении, который включает в себя воспитание с раннего детства ценности физической культуры, отказ от вредных привычек, создание оптимальной окружающей среды и многое другое. Суть инновационного подхода в применении социальнокультурных и педагогических технологий заключается в профилактике и коррекции деструктивных элементов поведения стиля жизни подростков может быть эффективной при условии выработки единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать потенциал педагогической мысли, ресурсы современного гуманитарного знания, инструментарий эффективных социально-культурных технологий, сформировавшихся вне педагогической практики.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, инновация, педагогические технологии, подростки, категоризация, символизация, проблематизация, референтация
N.V.Nikiforov Innovative socio-cultural and pedagogical technologies of forming healthy life-style among teenagers
In this paper we consider a question of healthy life-style as a sociocultural phenomenon. It includes upbringing of such values as physical culture, rejection ofpernicious habits, creation of optimal environment from the early youth and so on. The essence of innovative approach in application of sociocultural and pedagogical technologies consists in prevention and correction of the destructive ways of teenagers ’ behaviour and their style of life. This approach would be effective after forming a single pedagogical methodology which could be able to claim and integrate the potential of pedagogical thinking, resources of contemporary humanitarian knowledge and tools of effective sociocultural technologies that have been already formed outside of pedagogical practice.
Keywords: healthy life-style, innovation, pedagogical technologies, teenagers, categorization, problematization, referentation
Здоровый образ жизни - основополагающая ценность человека и общества, предпосылка развития и самореализации личности, эффективного выполнения ее социальных функций, активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни как социально-культурное явление включает: воспитание с раннего детства ценности физической культуры (физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей); отказ от вредных привычек (курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя); создание оптимальной окружающей среды, которая должна быть безопасной и благоприятной для обитания; здоровое питание (умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека); гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от социального окружения, психологических стереотипов и ментальных установок. Значимыми элементами и гранями здорового образа жизни являются также: эмоциональное самочувствие - психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами; интеллектуальное самочувствие - способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; благоприятное духовное самочувствие как способность устанавливать значимые и конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их; социальное самочувствие как способность взаимодействовать с другими людьми [1].
В современных условиях совершенствование педагогического инструментария формирования здорового образа жизни подростков приобретает особое значение. Это связано с расширением деструктивных видов и форм социально-культурной активности молодежи, разрушительно воздействующих на состояние физической культуры. Ухудшаются показатели, объективно характеризующие состояние здоровья молодых людей. Эти тенденции усугубляются неразвитостью оздоровительных форм досуга, отсутствием целостной системы физического воспитания детей и подростков, пропагандой в СМИ жизненных стилей, негативно воздействующих на физическое и
психическое состояние личности, низкой эффективностью традиционных форм образовательновоспитательной деятельности в сфере физической культуры, что обусловлено узостью учебной проблематики, ориентацией на технологические аспекты физической культуры. Стремительный рост ненормативной активности и аддиктивных (зависимых) форм поведения молодежи не только разрушает физическое и психическое здоровье будущего поколения, но и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. Пространство девиации существенно расширилось в последние два десятилетия. К очевидным химическим зависимостям сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей.
Расширение репертуара деструктивных для физического и психического здоровья отклоняющихся форм поведения в подростковом и молодежном возрасте во многом носит социально-психологический характер, оно обусловлено особенностями возраста, для которого характерно стремление молодых людей к самоутверждению, признанию, потребность ощутить значимость своей личности, максимально полно развить свои способности, освоить социальные роли мира взрослых. Устойчивый рост асоциальных явлений в подростково-молодежной среде связан также с теоретической неразработанностью проблемы обеспечения нормативных элементов здорового образа жизни, дефицитом технологий социальнопедагогической деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения подростков, несоответствием разработанных в рамках традиционной педагогики методов профилактики и ресоциализации масштабам современных задач [2].
Феномен здорового образа жизни является предметом различных наук социально-гуманитарного профиля. В рамках философско-социологического знания здоровый образ жизни рассматривается как глобальная социальная проблема современного общества и экзистенциальная ценность (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.). В психологопедагогическом знании здоровый образ жизни рассматривается в контексте жизненных ценностей человека, мотивации его жизненных стратегий (Г.П.Аксёнов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Мартынюк, Л.С.Кобелянская и др.). Медико-биологический подход предполагает решение проблемы укрепления здоровья индивидуума. В биологическом смысле здоровый образ жизни предполагает физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.
Формирование образа жизни осуществляется на социальном (пропаганда СМИ, информационнопросветительская работа), инфраструктурном (условия в основных сферах жизнедеятельности - наличие свободного времени, материальных средств, качество деятельности профилактических учреждений) и личностном уровнях - последний предполагает формирование системы соответствующих ценностных ориентаций человека, которые входят в основу его жизненной стратегии.
Утверждение в обществе ценностей здорового образа жизни в значительной мере зависит от качества педагогики профилактической деятельности. В системе формирования здорового образа жизни особую роль играют здоровьесберегающие технологии, используемые в процессе формирования здорового образа жизни на базе ресурсов социально-культурной деятельности. В системе профилактики элементов нездорового образа технологии условно подразделяются на четыре группы: педагогические, социальные, медико-психо-логические, медико-биологические [3]. Цель социальных и педагогических технологий первичной профилактики - предоставление объективной информации о наркотиках психоактивных веществах, характере их действия на организм и психику человека, последствиях употребления, формах возможной помощи при возникновении проблем, связанных с ними; минимизация факторов, стимулирующих усиление мотивации нездорового образа жизни; создание сетей социальной поддержки. К группе социальных и педагогических технологий относятся: альтернативные программы проведения досуга молодежью, а также другие формы конструктивной молодежной активности; мотивационные акции, направленные на формирование и пропаганду ценностей здорового образа жизни; расширение социальной базы института социальных работников и волонтерства. Цель медикопсихологических и психотерапевтических технологий вторичной профилактики - осознание и преодоление барьеров (когнитивных, эмоциональных и поведенческих), препятствующих пониманию необходимости изменения форм собственного поведения; изменение и коррекция дезадаптивных форм поведения; формирование мотивации на изменение своего эмоционального и когнитивного реагирования, расширение форм самореализации и сценариев собственной жизни. Психотерапевтические и психокоррекционные тренинги развивают адаптивные формы поведения, направленные на развитие ресурсов лич-ности и социальной среды, обучение навыкам успешного решения жизненных проблем, резистентности к давлению асоциальной (в том числе и наркоманической) среды. Здоровьесберегающие технологии, соответствующие критериям технологичности и системности, представляет совокупность форм, средств и методов, направленных на поддержание физического, психического, нравственного и социального
благополучия человека.
Однако современная педагогика осознает дефицит традиционных технологий воспитания, понимает актуальность поиска новых приемов и способов воздействия на личность. В частности, для повышения эффективности технологической составляющей педагогики (и прежде всего утверждения ценностей здорового образа жизни как субъективно значимых для подростков) в последнее время активно адаптируются приемы и методы воздействия на личность, апробированные в других сферах социальной практики. Повышению эффективности профилактической работы способствуют универсальные социально-культурные технологии воздействия на личность, отработанные в различных сферах практики, и прежде всего в системе маркетинговых коммуникаций (не секрет, что наиболее продуктивные способы воздействия на личность в последние десятилетия отрабатывались в области рекламы, ПР, в сетевом маркетинге). На наш взгляд, существенно повысить качество профилактической работы в системе формирования здорового образа жизни можно путем адаптации и активного использования в педагогической деятельности таких технологий, как социальная категоризация, символизация, проблематизация, референтация [4].
Смысл технологии социальной категоризации состоит в формировании нормативных параметров аудитории воздействия - вначале в виде идеальной модели, а потом и в реальном формате, когда в результате наших воздействий формируется группа лиц, объединенных общностью каких-либо признаков (объективно фиксируемых или субъективно воспринимаемых). Алгоритм данной технологии включает в себя: обоснование социально-статусной («виртуальной» нормативной группы) с заданными параметрами ценностей, стереотипов поведения и стандартов потребления; разработку условий, способных вовлечь в ее состав нужное количество субъектов (путем повышения ее привлекательности, значимости, референтности). В основе технологии социальной категоризации лежит универсальный социально-психологический механизм упорядочения личностью своего социального окружения за счет отождествления себя с определенной (и, как правило, субъективно значимой) группой. Психологическим результатом данного механизма является социально-ролевая идентичность личности, принятие ею определенного жизненного стиля, стержневым элементом которого выступает здоровый образ жизни.
Собственно практический аспект данной технологии представляет собой систему согласованных коммуникативных приемов, направленных на формирование социальной группы с заданными параметрами ценностей здорового образа жизни и соответствующих норм поведения. Наиболее сложной задачей педагога здесь является превращение виртуальной группы в реальную, т.е. вовлечение в ее состав необходимого количества подростков, исповедующих другие поведенческие модели. Вовлечение, в отличие от манипуляции, более тонкая и затратная технология, но именно это обеспечивает устойчивость группы во времени. Манипуляция как психологическое воздействие предполагает скрытое формирование у человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Поэтому ее эффективность краткосрочна - субъект также легко может поменять стиль жизни и общность «мы». Личности, поддающиеся манипуляции, как правило, переживают неблагоприятные жизненные ситуации (например, оказываются перед лицом неожиданного будущего, у них рушатся жизненные планы и т.д.) [5].
Данная технология эффективно используется в педагогике формирования здорового образа жизни. Чтобы вовлечь подростков в группу с позитивными характеристиками жизнедеятельности, необходимо предварительно смоделировать «нормативную группу» и найти ей персонифицированное выражение -некую значимую для подростков личность, которая бы воплощала ценностно-нормативное и поведенческое ядро данной группы. Вовлечение в нормативную группу нужного количества субъектов предполагает наделение этой группы такими характеристиками, которые субъективно значимы для ее потенциальных участников, которым предлагается «войти» в ее состав. Значимость нормативной группы определяется ее способностью решать личностные проблемы подростков, а также социально-статусным и культурно-симво-личес-ким капиталом ее лидера. Лидер персонифицирует группу, воплощает базовые ценностно-нормативные и поведенческие параметры ее участников (включая определенные стандарты потребительского поведения). Образ лидера должен быть значим для аудитории, восприниматься в качестве «кумира», характеризоваться необходимыми для популярности социальностатусными и культурно-символическими ресурсами. Нормативная группа должна восприниматься как доступная для участников - в смысловом, статусном, финансовом смысле, т.е. должно быть достаточное сходство потенциального участника с нормативными параметрами - сходство по статусу, системе ценностей, стилю поведения, сходству стиля жизни, подобию личностных проблем. У группы должна быть сильная социальная позиция, т.е. ее видимость, рельефность, выпуклость, в определенном смысле конкурентоспособность. Данная характеристика обнаруживается путем ее сравнения с другими группами и поиска выгодных отличительных и положительных черт - по параметрам, опирающимся на реальные ресурсы данной группы.
Возможности применения технологии социальной категоризации весьма значительные [6]. С
помощью этой технологии субъекты общественной идеологии формируют тип общественной нравственности и соответствующий образ жизни, разрабатывают нормативы и осуществляют процесс патриотического воспитания и т.п. Данная технология может стать ключевой и в педагогике, в системе воспитании - как на этапе обоснования субъективно значимого идеала здорового образа жизни, так и в процессе его реализации в рамках образовательных институтов.
Еще одна эффективная социальная технология (получившая название проблематизации) представляет собой совокупность приемов формирования и стимулирования нормативного поведения аудитории путем целенаправленного усиления значимости личностных проблем подростков и позиционирования желаемого стиля жизни (или его элементов) в качестве средства их решения. Используются различные приемы проблематизации аудитории: а) презентация привлекательных и труднодостижимых стандартов стиля жизни как рядовых, очевидных (через референтные образы «героев», тексты рекламных посланий) - отождествление с идеальным образом формирует комплекс неполноценности и стремление от него избавиться; прямое указание на проблемы субъекта с последующим представлением «рецепта» решения личностных проблем - в данном случае демонстрируется факт поведения, минимизирующего проблемную ситуацию или снимающего психологическое напряжение «героя». Например, подросткам с неудовлетворенным чувством социального признания и статуса предлагается способ восстановления «справедливости» путем овладения приемами восточных единоборств [7]; б) показ состояния социально-психологического дискомфорта «героя», вызванного определенной проблемой (беспокойство, разочарование, печаль, страх, одиночество) с последующей демонстрацией «спасительного средства»; в) демонстрация негативных последствий в случае неприятия нормативных параметров поведения [8].
Эффективно в системе социальных коммуникаций используются приемы символизации -стимулирования нормативного поведения аудитории путем целенаправленного ассоциирования стиля жизни (или его элементов) с определенной культурной символикой [9]. В частности, в процессе продвижения желаемого стиля жизни используются группы резонансных символов (графических, цветовых, вербальных и звуковых), т.е. древних, архетипических, не всегда осознаваемых - в таком случае человеческое сознание откликается помимо воли и желания субъекта. В некоторых случаях мы видим целенаправленно созданную ассоциативную связь нормативных параметров личности с базовыми ценностями. Или еще один прием: негативное позиционирование ненормативного поведения отрицательной группой символов.
Самая, пожалуй, эффективная социально-культурная технология основана на реализации ресурсов референтных образов. Эта технология предполагает формирование нормативных параметров отношения аудитории к различным явлениям и атрибутам жизнедеятельности (ценностям, стилю жизни, способам проведения досуга и т.д.) путем позиционирования аналогичного отношения к ним со стороны субъективно значимых личностей или социальных групп. Данная технология является одной из наиболее эффективных с позиции воздействия на сознание и поведение целевой аудитории. Не случайно она нашла самое широкое применение - от проектирования рекламных кампаний до обработки массового сознания в рамках широкомасштабных идеологических мероприятий. Приемы референтации используются в проектировании воспитательно-идеологических акций, в социальной рекламе, утверждающей в обществе культурные ценности и нормы [10].
Изменение ценностей и поведения человека с помощью данной технологии осуществляется в том случае, если другой человек воспринимается как значимый (т.е. референтный) для подростков. Такое восприятие происходит в том случае, если «другой» представляет проекцию значимых для подростка идеальных (и осуществившиеся в биографии другого человека) качеств. Условно это модель референта-кумира, которого выбирает молодой человек в качестве ориентира для формирования собственной судьбы. Но значимый другой может представлять собой персонифицированный способ решения актуальных жизненных проблем (вариант «Гадкого утенка» для личностей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе, испытывающих дефицит общения).
Социально-психологическая основа технологии данной технологии - универсальный механизм идентификации (на латыни idem - тот же, facere - делать), который обеспечивает трансляцию и социально-культурную преемственность: личность и деятельность определенного рода людей становится образцом для подражания и тем самым приобретает особую культурную функцию, становясь семиотическим и смысловым центром социума. В социально-психологической плоскости идентификация - это осознанный или бессознательный поиск вовне значимых для личности объектов для подражания и поклонения; установление их тождественности, соответствия себе с последующим отождествлением с ними, уподоблением себя им (в ценностном плане, в образе жизни). По существу идентификация есть процесс и механизм самотворения личности по образу другого путем деятельного отождествления с ним [11]. Механизм idem-facere включается в том случае, если устанавливается некоторое подобие. Чтобы нечто внешнее воспринималось в качестве референта, человек должен спроецировать на него свои собственные качества (как реальные, так и потенциальные, «идеальные»),
чтобы понять степень и меру соответствия. «Иное» становится значимым в том случае, если личность усматривает в нем свой «идеальный» образ, либо видит способ решения актуальных жизненных проблем. Т.е. необходимой предпосылкой идентичности выступает «соответствие», которое служит интегрирующим условием-связью для нелинейного развертывания человеческой сущности на всех уровнях её существования.
На социально-психологическом уровне результатом идентификации становится «Я-концепция личности», которая складывается из множества самообразов человека, каждый из которых отражает одну из его личностных идентификаций. Следовательно, референтация как психокультурный механизм - это своеобразный резонанс, усиливающий подобные качества взаимодействующих субъектов, явлений и процессов. Референтация может быть осознанной (если личность целенаправленно выбирает для себя значимый образ и на него ориентируется) или неосознаваемой, когда воздействие референта на личность происходит вопреки ее желанию. Но в любом случае результатом идентификации в личностном плане становится установившееся подобие субъектов. Это свидетельствует о значительных возможностях технологии референтации в решении различных задач, связанных с формированием здорового образа жизни - путем усиления значимости соответствующих ценностей и стандартов поведения.
Таким образом, профилактика и коррекция деструктивных элементов поведения стиля жизни подростков может быть эффективной при условии выработки единой педагогической методологии, способной востребовать и интегрировать потенциал педагогической мысли, ресурсы современного гуманитарного знания, инструментарий эффективных социально-культурных технологий, сформировавшихся вне педагогической практики. В основу методологии формирования здорового образа жизни должны быть положены: антропосоциоцентрический подход, исповедующий системное видение подростка с учетом его социального положения, психологических особенностей, характера личностных проблем и отрицательного опыта социализации, а также личностно-центрированная система технологических приемов. В процессе адаптации инновационных социально-культурных технологий к специфике и задачам педагогики формирования здорового образа жизни необходимо использовать универсальный алгоритм социально-культурного проектирования, фиксирующий основные этапы создания педагогических программ, определяющий прямую зависимость используемых технологий от особенностей возраста и масштаба решаемых проблем.
Литература
1. См.: Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни.- Советское здравоохранение, 1984, №11, с. 8-11; Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи.- М.: Медицина, 1988; Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии.- Мн.: Книжный Дом, 2003; Corbin C.B., Lindsey R. Concepts of physical fitness with Laboratories. - WCB Brown&Benchmark publishers, 8th edition, 1994. ISBN 0-697-12611-0
2. См. Гатальский В.Д. Инновационные технологии в системе педагогической пропедевтики. [Текст]. Гатальский В.Д. // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып.102. Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: зарубежный и отечественный опыт. - СПб, 2011. - С.121-129.
3. См.: Григорьева Е.И. Медико-социальные основы здоровья и рекреации: Учебное пособие / Е.И.Григорьева, Г.В.Ганьшина, И.А.Ерохина. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. - С 172.
4. Данные технологии активно используются в системе маркетинговых коммуникаций, в педагогике профилактики девиантного поведения. - См.: Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. СПб.: СПбГУП, 2005 г.; Гатальский В.Д. Инновационные технологии в системе педагогической пропедевтики. [Текст]. Гатальский В.Д. Указ. Соч. - С.121-129.
5. Примером эффективного использования приемов вовлечения могут служить члены сект, участники финансовых пирамид, члены различных клубов с устойчивой системой потребительских предпочтений.
6. Например, в системе маркетинга ее задача состоит в том, чтобы сформировать требуемую систему ценностей и соответствующий стиль потребительского потребления (например, большинство сюжетно-ролевых ситуаций в рекламе строится вокруг нормативной группы, идеальной с токи зрения продвигаемого товара или услуги). Не следует исключать, что рост числа наркоманов вызвано, в том числе, целенаправленным формированием с помощью СМИ имиджа молодежной элиты, неотъемлемым атрибутом которой является употребление наркотиков.
7. Данный прием используется и в рекламном послании. Например, потребителю говорят: «Кто-то считает, что Вы способны на большее... Скоро они посмотрят на вас по-новому». «Значимые для вас люди сомневаются в вашем статусе. Но они перестанут сомневаться, когда увидят Вас в новом BMW».
8. Например, в одном документальном фильме о судьбах наркоманов мы видим ту трагическую ситуацию, в которой оказались герои. В данном случае «спасением» является сознательной выбор иного пути, здорового образа жизни.
9. Символ - греч. symbolon - знак, примета; symbaИo - соединяю, сравниваю - способность материальлных вещей, событий и образов выражать скрытые идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственного бытия. Культурные функции символа - он создает смысловые глубины, скрывает и приоткрывает невидимые сознанию смысловые слои, показывает связь Части с Целым, представляет ее как часть Универсума.
10. В психокультурном плане механизм референтации выступает в качестве важнейшего условия самореализации личности, которая стремится отыскать во внешних или внутренних условиях тождественные ей, но «инобытийные» феномены - позитивные и негативные референты, которые в определенные сензитивные моменты выступают в качестве дополнительных элементов ее развития - опосредствуясь через них, личность выходит за предлагаемые ей непосредственные пределы и приходит к самой себе, Миру, Универсуму. - См. Брылева Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии. Автореферат дисс. .. .докт. культуролог. наук. СПб, 1996. - с.32.
11. Источники и энергия психокультурных механизмов идентификации коренятся в глубинных пластах бытия. Рождаясь потенциально бесконечным с точки зрения возможных вариантов своего осуществления, человека в силу своей изначальной несамодостаточности нуждается во внешней опоре для своего формирования и самореализации. Следовательно, стремление человека находить вовне некие идеальные образы (персонифицированные нравственные идеалы) есть его глубинная и обусловленная человеческой сущностью потребность. - См.: Брылева Л.Г. Указ. Соч. - С.33.