Научная статья на тему 'О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков'

О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1827
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИКА / ВАРИАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДЕВИАЦИЯ / PEDAGOGICAL SYSTEM / PREVENTION / VARIABILITY / SOCIAL CULTURAL HABITAT / NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY / DEVIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Чанышева Гульнара Габдулхаковна, Зиннуров Фоат Канафиевич

Выделены принципы педагогической системы профилактики трудных подростков: непрерывность воздействия профилактической системы; вариативность педагогической системы профилактики; положительное воздействие социальной культурной среды; нейтрализация агрессивной подростковой реакции. Освещаются также вопросы технологичности педагогической системы; национально-культурной идентичности; субъектности педагогической системы профилактики девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Чанышева Гульнара Габдулхаковна, Зиннуров Фоат Канафиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Pedagogical Principles of Prevention of Deviant Behavior of Juveniles

The article points out the principles of the pedagogical system of prevention of deviant behavior of difficult juveniles: continuity of the impact of prevention system; variability of the pedagogical prevention system; positive influence of the social cultural habitat; neutralization of the aggressive juvenile reaction. The authors also cover the questions of the performance of the pedagogical system; national and cultural identity; subjectness of the pedagogical system of prevention of deviant behavior of juveniles.

Текст научной работы на тему «О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков»

Психолого-педагогическая

коррекция

и регуляция состояний

УДК 377/378-057.86:001.891.57

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В. Ф. Габдулхаков, Г. Г. Чанышева, Ф. К.

Зиннуров

Выделены принципы педагогической системы профилактики трудных подростков: непрерывность воздействия профилактической системы; вариативность педагогической системы профилактики; положительное воздействие социальной культурной среды; нейтрализация агрессивной подростковой реакции. Освещаются также вопросы технологичности педагогической системы; национально-культурной идентичности; субъектности педагогической системы профилактики девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: педагогическая система, профилактика, вариативность, социальная культурная среда, национально-культурная идентичность, девиация.

Многие исследователи отмечают, что функции современного образования состоят в том, что оно должно, с одной стороны, подготовить человека к самостоятельной жизни именно в данном конкретном обществе, с другой — обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества1. Таким образом, конечным результатом образования является развитая, полноценная личность, а содержательные характеристики личности и, следовательно, конкретное содержание образования детерминированы образом человека в культуре. Новизна образовательного пространства связана с изменениями этого образа. Чем более существенно меняется образ человека, тем в более значимых изменениях нуждается образование. Конкретные характеристики личности — это некие средства, дающие человеку возможность вписаться в данное общество, раскрыть в нем свои возможности, освоить эффективные способы жизнедеятельности, найти свое — достойное — место, а цель образования — обеспечить человека необходимыми личностными качествами — средствами эффективной социализации.

Характерными чертами «вчерашнего» (советского) общества были стабильность и определенность, соответственно, это нашло отражение в образе «идеальной личности» — с четким набором личностных качеств, которые давали возможность эффективного включения и достаточно комфортного существования в социуме. Четкие представления о том, что ждет общество и лич-

ность в будущем, служили основанием для создания стройной системы образования. Это в итоге делало достаточно успешной психолого-педагогическую практику в форме четко структурированного, хорошо организованного и эффективно управляемого учебно-воспитательного процесса. Институт образования представлял собой целостную, отлаженную систему. При этом бесспорным центром образовательного процесса была школа, где молодой человек получал необходимые знания о мире. Именно там закладывались основы мировоззрения, смысложизненных ориентаций, шло усвоение социально-ролевых установок, именно там действовали реальные общественные институты (пионерская, комсомольская организации), в рамках которых были созданы условия для организации ведущего типа деятельности подростков — социально признаваемой и одобряемой деятельности 2. Разнообразные формы ведущего типа деятельности, широко представленные в советской школе, давали возможность подросткам удовлетворить свои ведущие потребности: потребность в самоутверждении, стремлении войти в мир взрослых, расширить свои права, добиться общественного признания своей ценности, уважения к своей личности.

Вновь возникший интерес к трудным и педагогически запущенным подросткам обусловлен увеличением беспризорности и безнадзорности подростков в России. Такие подростки недостаточно владеют навыками общения и поведения, культуры речи. В результате у них страдает познавательный интерес, отсутствует стремление хорошо учиться, соответствовать нормам общения и поведения. Проблема осложняется также специфическими условиями билингвизма в национальных регионах России, где обучение и воспитание должно включать не только конкретные умения и навыки речевого поведения, но и соответствовать особенностям двуязычной национально-культурной среды3.

В ходе исследования социально-политических, экономических, психолого-педагогических условий развития профилактической работы нами были выделены характерные принципы построения педагогической системы профилактики девиантного поведения подростков:

1. Принцип непрерывности воздействия профилактической системы. Многочисленные исследования социальных норм и причин их нарушения (в рамках действующей системы) позволяют сделать вывод о том, что и в современной педагогической системе профилактики

девиантного поведения детей и подростков эта проблема остается ключевой и развивающейся. Поэтому педагогическая система профилактики девиантного поведения должна ставить этот аспект в центр внимания (не только на уровне выявления, но и на уровне профилактики, воздействия, коррекции и на уровне «перехода» подростка в обычную среду нормальных подростков).

2. Принцип полифункциональности педагогической системы профилактики девиантного поведения. Независимо от того, какая девиация является предметом профилактического воздействия (собственно девиантная, делинквентная или криминальная), каждая форма ее проявления имеет свои закономерности, особенности, которые требуют адекватной системы реагирования. Поэтому современная педагогическая система профилактики девиантного поведения приобретает, кроме комплексного, еще и полифункциональный характер.

3. Принцип положительного воздействия социокультурной среды. Исследования культурных ценностей подростков и причин их возникновения показывают, что в современной педагогической системе существенно возросло значение социокультурной среды: среда может быть позитивной, а может быть и негативной, порождающей страхи, фобии, маргинальность, агрессию и т. д.

4. Принцип нейтрализации агрессивной подростковой реакции. В последние годы существенно активизировался фактор подростковой агрессии, который вызвал реакцию в педагогической системе профилактики девиантного поведения усилением роли противодействующих методик. Однако на концептуальном и методологическом уровнях проблема преодоления агрессии (особенно против родителей) пока не решена.

5. Принцип технологичности педагогической системы профилактики. В современной системе профилактики девиантного поведения на первый план стали выступать специфические проявления девиантности среди детей и подростков и, несмотря на большое количество исследований, посвященных этим проблемам (от Л. С. Выготского до наших дней), до конца они еще не изучены. Тем не менее, педагогическая система профилактики стала приобретать технологический (более целенаправленный, результативный) характер.

6. Принцип национально-культурной идентичности. В современной педагогической системе профилактики девиантного поведения существенно активизировался национальный социокультурный фактор: это обусловлено, с одной стороны, серьезными изменениями в самом социуме (поиском национальных, культурных ценностей), с другой стороны, реакцией системы на спрос — активизацией активных социокультурных средств воздействия на подростков девиантного типа. Социокультурный фактор приобрел в педагогической системе характер технологического: появились технологии социокультурной диагностики и социокультурного воздействия на детей и подростков девиантного типа.

7. Принцип субъектности педагогической системы профилактики девиантного поведения подростков: субъектно-ориентированный подход, включающий: 1) ди-

агностику, мониторинг развития креативных способностей подростков, определение типичных затруднений; 2) реализацию ситуаций, построенных на преодолении доминанты нормативного над субъективным; 3) использование ситуаций, требующих смены ориентации с выбора решений на решение проблем; 4) обсуждение проблем, связанных с преодолением доминанты анализа по отношению к синтезу решений; 5) создание ситуаций общения, требующих преодоления доминанты «субъект-объек-тной» ориентации в общении со сверстниками и учителями; 6) итоговый анализ уровня развития творческих способностей подростков и новое целеполагание; 7) корректировку перспективных стратегий развития коммуникативных способностей подростков позволяет существенно изменить (привести в соответствие с нормами) девиантное поведение.

Исследование также показало, что технология профилактики девиантного поведения детей и подростков, основанная на средствах социокультурной деятельности, должна иметь три уровня (вербально-семантический, когнитивный, мотивационно-прагматический): эти уровни позволяют установить личностный контакт с подростком в условиях разных форм проявления социальной культуры (национальной культуры, диалоговой культуры, многообразия культур, в том числе и собственной культуры подростка).

В процессе разработки и реализации технологии профилактики девиантного поведения детей и подростков нам удалось решить проблемы более глубокого изучения личности воспитанника, результаты дают основания для разработки индивидуальных «маршрутов» развития воспитанников. Такие «маршруты» будут способствовать позитивному психолого-педагогическому сопровождению подростков и инициированию здоровьесберегающих проектов для поддержания социальнопсихологического равновесия личности.

Реализация технологии профилактики девиантного поведения в условиях специальной школы (школы для девиантных детей) имеет специфику, которая выражается в полноценном научно-методическом и учебнометодическом обеспечении образовательного процесса, в вариативном и дифференцированном использовании стратегий воспитания у подростков толерантности к социокультурной деятельности, а затем — в формировании у них когнитивных качеств, т. е. ценностного отношения к социокультурной деятельности.

Основополагающими принципами реализации технологии профилактики девиантного поведения в условиях специальной школы средствами социокультурной деятельности являются принципы гуманизации всей жизнедеятельности детей, коллектива школы и межличностных отношений; принципы демократизации; природо-сообразности, инновационной деятельности; принципы педагогизации жизненного пространства, неповторимости, самоценности и уникальности личности каждого ребенка; принцип саморазвития личности воспитанника, успешности в обучении и развитии своего творческого потенциала.

Организация учебно-воспитательного процесса в специальной школе (школе для детей девиантного типа) в условиях специально создаваемой социокультурной среды представляет собой особую личностно-развивающую технологию, упорядочивающим принципом которой является принцип гуманности — принцип любви к каждому подростку (надо полюбить его таким, какой он есть). Технология отличается и тем, что в нее активно включается научно-исследовательская деятельность педагогов и психологов по выявлению причин девиации до поступления в специальную школу, во время обучения в этой школе и после перехода в обычную школу. Поэтому каждый шаг психологического, воспитательного воздействия имеет обратную связь и, если есть необходимость, этот шаг корректируется и отрабатывается снова — до тех пор, пока не будет получен положительный результат.

Проведенное исследование 4 показало, что педагогическая технология социокультурного преобразования подростков девиантного типа в процессе социокультурной (художественно-творческой и физкультурно-оздоровительной) деятельности наиболее эффективна, если:

— социокультурная адаптация рассматривается как специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение учащимся своей целостности путем интеграции личностной, социальной и культурной сфер его жизнедеятельности в образовании, где целостность личности подростка предполагает такие индивидуально-личностные характеристики, как становление жизненных ценностей личности, межкуль-турно-коммуникативная компетентность, толерантность сознания, творческая самореализация, активная жизненная позиция, адекватная жизненная перспектива, внутренняя свобода и ответственность;

— искусство (художественное, театральное, самодеятельное и др.) в образовательном процессе выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в данных обществе и культуре;

— воспитание физической культуры у подростков приобретает субъектно-ориентированный характер, позволяющий направлять эту культуру не на агрессию, а на становление собственной личности как сильной, гуманной, нравственно воспитанной, способной протянуть руку помощи ближнему;

— включение элементов художественно-творческой деятельности в образовательную практику рассматривается как способ приобщения к иному человеческому опыту и межкультурному диалогу, опосредованно оказывающему влияние на формирование всей структуры личности учащегося и способствующему его интеграции в общество и культуру;

— социокультурная адаптация подростков девиантного типа обеспечивается одновременным протеканием процессов, которые способствуют ее гармонизации на уровнях личности, культуры и общества: развития, обеспечивающего становление индивидуально-личностных характеристик; инкультурации, направленной на

усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом чего становится интеллигентная личность, имеющая совокупность приобретенных культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры; социализации, обеспечивающей развитие социальнокоммуникативных характеристик личности.

1 Егорычева И. Д. Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика организации внеучебной деятельности: метод. пособие для учителей, воспитателей, школьных психологов, педагогов дополнительного образования. М., 2007. С. 63; Она же. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. 2007. № 4. С. 46-51.

2 Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. Москва-Воро-неж, 2008. С. 54.

3 Новик Н. Н. Проблемы межличностного общения подростков с отклоняющимся поведением: барьеры в коммуникации и их преодоление // Materialy VII Mezinarodni vedecko-prakticka konference «Aktualni vymozenosti vedy — 2011». Dil 11. Psychologie a socialogie. Pedagogika. Praha, 2011. S. 3-6.

4 Зиннуров Ф. К., Габдулхаков В. Ф., Чанышева Г. Г. Технология профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография. Казань, 2010. 247 с.; Зиннуров Ф. К. Социально-педагогические особенности групп с повышенной опасностью функционирования // Подготовка педагога нового типа в контексте концепций деятельностного, культурно-исторического, поликуль-турного развития личности. М., 2011. С. 14-15; Он же. Technology of formation of an individual image of speech behaviour. The collection: Scientific potential of the world. Przemysl, 2011. Р. 72-74. (Технология формирования индивидуального образа речевого поведения: Материали за 7-а международна научна практична конференция, «Научнят потенциал на света» Т. 4: Педагогически науки. София, 2011).

УДК 377/378-057.86:001.891.57

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РЕГУЛЯЦИИ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

Т. Ю. Буданова

В статье представлены результаты проведенного автором исследования, раскрывающего основные проблемы в регуляции служебного поведения сотрудников ОВД, с которыми сталкиваются руководители подразделений. В системе регуляции служебного поведения не в полной мере задействуются возможности психологических факторов, в этой связи возникает необходимость их комплексного исследования, определения структуры и содержания.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, служебное поведение, регуляция поведения, индивидуально-психологические, социально-психологические, организационно-психологические факторы.

Задача совершенствования профессиональной деятельности сотрудников полиции является одной из приоритетных, особенно в период реформирования системы органов внутренних дел. Должное служебное поведение сотрудника полиции, соответствующее правовым,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.