Научная статья на тему 'Социальная работа с девиантными подростками'

Социальная работа с девиантными подростками Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5929
643
Поделиться
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / DEVIANT BEHAVIOR / PEDAGOGICAL NEGLECT / SOCIAL NEGLECT / SOCIAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муханова Е.Д.

Статья посвящена рассмотрению феномена распространения девиантного поведения среди несовершеннолетних, роли социального работника при решении комплексных проблем подростка, а также основным способам решения социально значимой проблемы.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Муханова Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIAL WORK WITH DEVIANT TEENS

The article deals with the phenomenon of the spread of deviant behavior among adolescents, the role of social workers in solving the complex problems of a teenager, as well as the basic methods of solving socially important problems.

Текст научной работы на тему «Социальная работа с девиантными подростками»

Педагогические науки

УДК 316.624

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ6

ЕД. Муханова, Нижегородский государственный университет им. Н.И.

Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена распространения девиантного поведения среди несовершеннолетних, роли социального работника при решении комплексных проблем подростка, а также основным способам решения социально значимой проблемы.

Ключевые слова: девиантное поведение; педагогическая запущенность; социальная запущенность; социальная профилактика.

SOCIAL WORK WITH DEVIANT TEENS

E.D. Muhanova, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny

Novgorod, Russia).

Abstract: The article deals with the phenomenon of the spread of deviant behavior among adolescents, the role of social workers in solving the complex problems of a teenager, as well as the basic methods of solving socially important problems.

Keywords: deviant behavior; pedagogical neglect; social neglect; social prevention.

6 Статью представил магистр социальной работы Т.М. Хусяинов (Нижний Новгород, Россия). Научный руководитель: кандидат социологических наук, доцент А.В. Соболева (Нижний Новгород, Россия).

Общественные преобразования, осуществляемые в нашей стране во всех сферах политической и социально-экономической жизни, обусловили деформацию институтов социализации. В связи с этими событиями возникают предпосылки для зарождения у подростков отклоняющегося поведения, причинами которого являются различные факторы: от психобиологических до социальных. Формы проявления девиантного поведения, также разнообразны: от незначительных проступков до общественно опасных деяний [1].

Данная проблема становится актуальной в связи с широким распространением девиантности в мире, и есть все основания полагать, что девиантное поведение в последнее время приобретает массовый характер.

Увеличение числа носителей девиантного поведения создают неблагоприятную среду для детей, которую становится весьма сложно преодолеть, все это может быть чревато нарушением нравственной стабильности социума, после чего в нем пойдут необратимые процессы разрушения

Под девиантным поведением следует понимать устойчивое поведение личности, которое нарушает принятые в этом обществе или среде формальные и неформальные нормы (правила), и как следствие, данное поведение не одобряется общественным мнением и наносит ущерб самой личности и обществу.

К основным причинам возникновения девиантного поведения среди несовершеннолетних можно отнести:

• психологические причины (недостаточность развития общих способностей ребенка приводят к трудностям в воспитании ребенка);

• нарушения в дошкольном воспитании (нарушение требований программы дошкольного воспитания, слабая методическая подготовка отдельных воспитателей, недобросовестное отношение к своим обязанностям некоторых воспитателей);

• недостатки внутришкольного воспитания (недостаточность индивидуального подхода при работе с проблемными подростками);

• недостатки внешкольной воспитательной работы (кружки или секции редко проявляют заинтересованность при вовлечении в общественно полезную, досуговую деятельность неблагополучных учащихся, склонных к

нарушениям дисциплины и правонарушениям, особенно, если занятия проводятся бесплатно).

Отклоняющееся поведение является характерным для определенной группы подростков: во-первых, для детей, не посещающих школу, во-вторых, для сирот (в том числе социальных), в-третьих, для подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества, в-четвертых, для школьников, совершивших противоправные действия, и, наконец, для школьников, начавших раннюю половую жизнь.

Социальная работа с подростками, как одно из эффективных средств решения проблем подрастающего поколения, является для России определяющим условием успешного экономического и политического реформирования общества [4].

В деле профилактики девиантного поведения основное внимание должно уделяться развитию условий, которые должны обеспечить сохранение физического, личностного, а также социального здоровья и защиту от неблагоприятных влияний на него целой системы социальных факторов.

Проблема девиаций среди подростков является комплексной проблемой и включает в себя ряд факторов: социальные, медицинские, психологические. Для решения целого спектра проблем, возникающих у подростка, требуется дополнительное привлечение других социальных институтов: учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, а также государственных служб защиты населения, центров социальной помощи семье и детям и т.д. Слаженность работы всех учреждений, согласованность в действиях определяет успешность выполнения задач, возложенные на данные социальные институты, в частности в борьбе с подростковым алкоголизмом и наркоманией.

В деятельности социального работника с девиантными подростками необходимо выделить несколько основных направлений и характерных особенностей социальной работы с каждой из представленных ниже категорий:

• работа с подростками с патогенной дезадаптацией (испытывающих потребность в медицинском уходе);

• работа с психосоциально дезадаптированными подростками (педагогическая запущенность);

• работа с социально дезадаптированными подростками (социальная запущенность) [3].

К первой группе относятся подростки с отклонениями в области функциональных отклонений, нервно-психического здоровья, психосоматики, которые нуждаются в уходе и медицинской помощи: умственно отсталые подростки, индивиды с врожденными соматическими заболеваниями, с различными функциональными нарушениями. Особое внимание требуют к себе подростки с выраженными и устойчивыми поведенческими расстройствами. Социальный работник может получить информацию о заболевании подростка путем заранее составленной анкеты, а отдельные вопросы уточнять в индивидуальной беседе. В особых случаях требуется социально-психологическая работа с родителями, с целью ознакомления их с особенностями заболевания подростка. Помимо беседы с родителями, также требуется беседа с педагогами, которые тесно контактируют с подростком, для создания оптимальной среды существования ребенка в образовательном учреждении, а также с целью того, чтобы к ребенку предъявляли требования соразмерные его возможностям.

Особенностью социальной работы на данном этапе является посредническая функция между подростком и его социальным окружением, социальный работник выполняет роль консультанта. Помимо посреднической деятельности социальный работник оказывает социально-психологическое воздействие, работая с конкретными проявлениями личности и поведения подростка. Таким образом, при работе с подростком, с которым требуется проводить медицинскую работу, работа социального работника заключается в консультации по вопросам здоровья с семьей и самим подростком.

Следующий тип работы с девиантными подростками относится к психосоциально дезадаптированным подросткам. Этот типа относится к педагогической запущенности и чаще всего связан с неуспеваемостью в образовательных учреждениях. Проблемы в обучении могут быть связаны с:

• проблемой низкого уровня интеллектуального развития;

• нарушением в работе некоторых процессов познания - восприятия, памяти, внимания;

• поведенческими отклонениями; проблемами в социальной адаптации и т.д.

Подросткам, испытывающим проблемы в обучении, требуется коррекционная образовательная программа, индивидуальный педагогический подход, семейная поддержка и особый режим обучения. Но, к сожалению, данные требования выполняются не всегда, таким образом, подросток испытывает дискомфорт в образовательной середе, что подталкивает его к поиску другой среды общения, которая оказывает влияние на его восприятие окружающего мира и социализацию.

Анализ познавательной деятельности девиантного подростка является важным этапом психодиагностики его состояния [1]. Проведенный анализ дает полную картину социальному работнику об интеллектуальных способностях подростка, потенциальных способностях и интеллектуальной деятельности. Необходимо проведение комплексного психолого-медицинского обследования с участием специалистов из других областей знания, для исключения психических деформаций личности. Социальный работник в таком случае выполняет в работе с подростками роль посредника в психореабилитационной и психокоррекционной помощи через взаимодействие с социальными службами, психологами, коррекционно-образовательными учреждениями и т.д.

К третьей группе относят подростков из «групп риска», с особо выделяющимся девиантным или преступным поведением. Причинами возникновения социальной дезадаптации служат: ошибки в воспитании, общение с асоциальными группами. После социальной диагностики социальный работник определяет свою роль в решении, сложившихся проблем, а также избирает технологию работы.

Технологиями могут быть:

• социальная профилактика;

• социальная защита;

• социальная коррекция;

• социальная реабилитация;

Основную технологию, которую социальные работники применяют в основном в своей работе, является социальная профилактика. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

В социальной работе социальная профилактика включает в себя три формы работы:

• первая форма - организация социальной среды;

• вторая форма психопрофилактической работы - информирование;

• третья форма профилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам.

Одной из особенностей социальной работы по профилактики девиантного поведения является привлечение специалистов из смежных областей знаний для организации воспитательных мероприятий, которые уменьшают риск возникновения девиаций среди подростков.

Таким образом, в причинах девиантного поведения среди подростков лежат социальные, медицинские, психологические, педагогические аспекты. Социальный работник выступает связующим звеном между подростком и другими социальными институтами, предоставляющими помощь. Целями социальной работы по предотвращению девиаций среди подростков является: формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление; стимулирование личностных изменений; коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.

Литература:

1. Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия,

влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. - 2011. - №1. - С.24-26

2. Пыльцина И.Ю. Основные аспекты профилактики девиантного поведения подростков на этапе возрастного кризиса в рамках социально-педагогической деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №4. - С. 1-8.

3. Социальная работа с девиантными подростками // SCI-ARTICLE. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1426849792 (дата обращения: 26.03.2016).

4. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 240 с.

References:

1. Prostjakov V. V. Psihologo-pedagogicheskie prichiny i uslovija, vlijajushhie na formirovanie deviantnogo povedenija nesovershennoletnih // Juridicheskaja psihologija. - 2011. - №1. - S.24-26

2. Pyl'cina I.Ju. Osnovnye aspekty profilaktiki deviantnogo povedenija podrostkov na jetape vozrastnogo krizisa v ramkah social'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2009. -№4. - S. 1-8.

3. Social'naja rabota s deviantnymi podrostkami // SCI-ARTICLE. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1426849792 (data obrashhenija: 26.03.2016).

4. Shipunova T.V. Tehnologija social'noj raboty. Social'naja rabota s licami

deviantnogo povedenija. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2011. - 240 s.

— • —

Сведения об авторе

$ Елена Дмитриевна Муханова, студентка 3 курса факультета социальных наук, Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

— • —