УДК 37.018.1:316.624.2
С. А. Шабалина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия
Аннотация. В статье рассматривается негативное влияние материнской депривации на становление личности подростков, в т. ч. возможность формирования у них девиантного поведения. Автором представлен опыт работы по организации педагогических условий минимизации последствий материнской депривации у подростков, которые обеспечивают более комфортное пребывание детей в образовательной организации, способствуют уменьшению видов и снижению частоты проявления поведенческих девиаций.
Ключевые слова: подросток, педагогические условия, минимизация, материнская деприва-ция, девиантное поведение.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время российское общество уделяет большое внимание проблемам семьи, воспитанию подрастающего поколения. При этом проводимые государством экономические и политические реформы, динамизм социальных процессов привели к негативным изменениям в жизнедеятельности семей, к трансформации семейных ценностей, деградации их воспитательного потенциала. Неблагополучие современных российских семей проявляется в увеличении количества разводов и неполных семей, в ухудшении условий содержания детей из-за асоциального образа жизни родителей, в снижении их ответственности по воспитанию детей вплоть до злостного уклонения от своих родительских обязанностей [4], [5]. Мы предположили, что именно дети-сироты и дети из неблагополучных семей находятся в состоянии материнской деприва-ции.
Недостаток общения, душевной теплоты и нежности со стороны матери наиболее остро ощущается в подростковом возрасте, так как именно в это время происходит осознание факта «я никому не нужен», «меня никто не любит», вследствие чего у подростков могут отмечаться специфические черты характера, поведения, особенности психоневрологической сферы, которые в конечном итоге приводят к становлению у них девиантного поведения как единственно доступного пути саморазвития и самоутверждения [1], [2], [3].
Материал и методика исследований. Исследование 382 подростков в возрасте 1215 лет было проведено в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-
© Шабалина С. А., 2017
Шабалина Светлана Анатольевна - соискатель кафедры общей педагогики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2016
лей, «Детский дом-школа № 1 им. А. А. Католикова» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Сыктывкара Республики Коми. В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что у подростков, длительное время находящихся в условиях материнской депривации [10], формируются внутренняя напряженность, высокая личностная тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности, низкий уровень эмпатии, что в конечном итоге может привести к становлению девиантного поведения [7]. Высказанное предположение обусловило включение в исследование о влиянии материнской депривации на становление девиантного поведения у подростков следующих методик: 1) «Неотправленное письмо» (авторская) с целью выявления у подростков наличия (отсутствия) материнской депривации; 2) анкетирование подростков с целью выяснения их отношения к своим родителям (матери и отцу), своему будущему; 3) «Незаконченное предложение» (модифицированная) с целью выявления системы отношений обследуемого к себе, семье, друзьям, своему интернату/школе, деньгам, к испытываемым подростком опасениям и страхам, к имеющемуся у него чувству вины, к своему прошлому, настоящему и будущему. Мы полагаем, что наличие негативных ответов будет сигнализировать о наличии депривационной симптоматики у подростков; 4) «Шкала депрессии» с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии (тест адаптирован Т. Н. Балашовой), и «Шкала депрессии» Э. Бека с целью диагностики уровня депрессии у детей; 5) «Коммуникативные способности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) с целью выявления у детей коммуникативных и организаторских способностей, низкие показатели которых будут указывать на нарушение социализации и неумение организовать в будущем свою собственную жизнедеятельность; 6) «Шкала личностной тревожности» (А. М. Прихожан) с целью выявления наличия (отсутствия) тревожности у подростков; 7) «Диагностика уровня поликоммуникативнойэмпа-тии» (И. М. Юсупов) для оценки эмпатии к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям; 8) «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) с целью выявления предрасположенности подростков к тем или иным девиациям в поведении; 9) индивидуальные беседы с детьми с целью выяснения сущности отклоняющегося поведения и особенностей его проявления среди подростков данных учреждений.
Результаты исследований и их обсуждение. В ходе экспериментального исследования нами было отмечено, что воспитательно-коррекционная работа с девиантными подростками в образовательных организациях начинается тогда, когда ребенок уже совершил какое-либо противоправное деяние, сводится в основном к эпизодическим встречам с представителями правоохранительных органов и медицинскими работниками и представляет собой большое количество бессистемных педагогических мероприятий нравоучительного характера. Вследствие чего возникает необходимость создания таких педагогических условий, которые бы минимизировали негативные последствия воспитания ребенка в условиях материнской депривации.
Под минимизацией последствий материнской депривации у подростков мы понимаем систему мероприятий, направленных на обеспечение психоэмоционального комфорта подростков в образовательной организации, устранение/снижение психолого -педагогических особенностей депривированных детей, исправление сложившихся у подростков негативных установок, привычек, которые приводят к становлению у них девиантного поведения.
Мы считаем, что эффективными формами работы поминимизации последствий материнской депривации у подростков являются:
- психолого-педагогическая исоциально-правовая работа, направленная на выявление депривированных детей как группы риска по возникновению у них девиантного поведения (с целью профилактики возникновения девиаций) и подростков с девиантным поведением (с целью коррекции у них поведенческих девиаций), оказание им адекватной помощи в преодолении имеющихся проблем;
- групповые и индивидуальные занятия, целью которых являются развитие навыков психологической саморегуляции, повышение устойчивости к стрессам, стабилизация самооценки, осознание своих положительных качеств, формирование стремления к здоровому образу жизни и т. д. (проводят психологи и педагоги);
- технологии включения подростков в процесс позитивной жизнедеятельности: вовлечение детей во внеучебную деятельность для проявления их способностей, душевных качеств, которые заслуживают одобрения, знаков внимания, уважения окружающих [6];
- лекции об общественных, психолого-медицинских и правовых последствиях пагубных привычек (проводят медицинские работники, юристы, педагоги, психологи);
- яркая полиграфическая продукция в образовательной организации;
- выступление популярных личностей (спортивных тренеров, артистов, кумиров детей и т. д.), работающих с молодежью.
Управление процессом минимизации последствий материнской депривации можно условно разделить на внешнее и внутреннее (рис. 1).
Рис. 1. Управление процессом минимизации последствий материнской депривации
Педагогические условия по минимизации последствий материнской депривации у подростков были реализованы нами в комплексной модели «Минимизация последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением». Задачи реализации модели следующие:
1. Формирование рефлексивного мышления у подростков через создание условий для осознания депривированными детьми с девиантным поведением своих проблем, выработки собственной позиции к данным фактам.
2. Минимизация факторов, препятствующих личностному развитию подростков и способствующих возникновению девиантного поведения.
3. Обучение депривированных подростков способам внутреннего самоконтроля, психологической защиты, навыкам эффективного общения в различных жизненных ситуациях.
4. Направление активности девиантных подростков в социально полезное русло.
5. Формирование основ здорового образа жизни.
С организационной позиции комплексная модель «Минимизация последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением» может быть представлена следующими блоками: диагностическим, установочно-организационным, деятель-ностным, итогово-оценочным. В условиях образовательной организации данные блоки входят в определенный алгоритм деятельности педагогической команды.
1. Диагностический блок предполагает фиксацию наличия девиантного поведения у подростков, выявление преобладающих форм отклонений, а также социально-психологических особенностей подростков, обусловливающих формирование девиантно-го поведения; определение реально существующих в педагогической профилактике девиантного поведения подростков проблем, с которыми сталкиваются педагоги; установление контакта с подростками-девиантами.
В результате проведенной диагностики выявляется круг проблем, которые можно разрешать с привлечением внешних субъектов профилактической деятельности или использовать внутренний потенциал педагогических коллективов образовательных организаций.
2. Установочно-организационный блок предполагает составление программы работы с подростками по результатам диагностики, планирование коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении. Он включает в себя два компонента:
1) поисковый компонент основывается на использовании данных диагностического этапа и предназначен для разъяснения специалистам, работающим с подростками с де-виантным поведением, целей и задач реализации мероприятий по минимизации последствий материнской депривации, для помощи детям в осознании личностных проблем, а также для выработки собственного отношения к своей проблеме;
2) договорный компонент - планирование действий педагога и подростка: разделение функций и ответственности по устранению имеющихся проблем, создание у подростков установки на активный коррекционный процесс.
Задачи педагога: проектирование коррекционно-развивающей работы с подростками, имеющими депривационную симптоматику и девиации в поведении, распределение программных мероприятий и определение сроков их проведения.
В зависимости от характера проблемы специалист (совместно с подопечным) выбирает наиболее оптимальные варианты устранения девиантного поведения. На данном этапе определяется группа лиц, включая самого подростка, которые будут отвечать за процесс позитивных изменений, каждое на своем уровне.
3. Деятельностный блок предполагает реализацию мероприятий по минимизации последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением. Данный блок в соответствии со структурой модели включает две программы, реализующиеся в комплексе:
1) программа работы с подростками с девиантным поведением «Личность» предназначена для подростков 12-15 лет, реализуется в течение 2 лет с частотой групповых занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 45 минут [11].
Цель программы - снижение уровня и частоты проявления поведенческих девиаций, а также снижение влияния депривационных особенностей, обусловливающих появление отклонений в поведении подростков.
Весь материал программы для депривированных подростков с девиантным поведением «Личность» можно разделить на 4 блока: 1) развитие социально-правовой компетентности детей; 2) обеспечение психоэмоционального комфорта подростков; 3) формирование семейных ценностей; 4) профилактика зависимостей и формирование здорового образа жизни подростков.
Данная программа включает в себя мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, по профилактике правонарушений, коррекционно-развивающие занятия с учащимися по развитию социальных навыков, коммуникативной компетентности, снижению уровня агрессии, тревожности, коррекции самооценки и т. п.
Для успешной реализации программы «Личность» необходимо привлечение широкого круга специалистов, работающих как внутри самой образовательной организации (внутренних субъектов профилактики девиантного поведения), так и за ее пределами (внешних субъектов профилактики девиантного поведения);
2) программа работы со специалистами «Профессионал», целью которой является повышение компетентности педагогов в вопросах причин появления и влияния де-привации на формирование девиантного поведения, оказание помощи педагогам в приобретении способов работы с детьми с девиантным поведением. Данная программа включает в себя повышение психолого-педагогической компетентности специалистов в вопросах депривации и девиантного поведения подростков, организацию мероприятий по занятости детей во внеучебное время, контроль пропусков занятий подростками, выбор индивидуального образовательного маршрута (при необходимости), мероприятия по созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе, контроль за соблюдением прав подростков [8], [9].
4. Итогово-оценочный блок направлен на оценку эффективности проведенной коррекционно-профилактической работы, выработку рекомендаций для педагогов по выявлению и минимизации последствий материнской депривации как фактора, влияющего на возникновение девиантного поведения подростков.
Данный этап подразумевает совместное с подростком обсуждение успехов и неудач в деятельности по устранению поведенческих девиаций, совместное осмысление нового опыта жизнедеятельности. Итогово-оценочный блок может быть как заключительным, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут выявиться не диагностированные ранее обстоятельства, в связи с чем может потребоваться переформулировка проблемы для поиска новых путей ее решения.
Резюме. Разработанная нами система мероприятий по минимизации последствий материнской депривации у подростков с девиантным поведением обеспечивает более комфортное пребывание подростков в образовательных организациях (ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа № 1 им. А. А. Католикова» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Сыктывкара Республики Коми), их включенность в образовательный процесс и культурно -развивающую досуговую деятельность, что в итоге приводит к уменьшению проявлений поведенческих девиаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилова З. А. Девиантное поведение в молодежной среде. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2008. - 236 с.
2. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / отв. ред. Т. А. Хагуров, М. Е. Позднякова. - М. : Институт социологии РАН, 2014. - 200 с.
3. Кириллова Т. В., Шкирков В. Ф., Кириллова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение суворовцев, склонных к девиантному поведению // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 2(74), ч. 2. - С. 58-63.
4. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. - 242 с.
5. Коповая О. В., Коповой А. С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы : учебное пособие. - Саратов : Наука, 2008. - 80 с.
6. Павлова М. А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. - Волгоград : Учитель, 2013. - 232 с.
7. Шабалина С. А. Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. -С. 203-208.
8. Шабалина С. А. Особенности восприятия матери у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 3(75). - С. 239-245.
9. Шабалина С. А. Особенности педагогической деятельности по коррекции девиантного поведения у воспитанников интернатных учреждений // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества : материалы VIII Международной научно-практической конференции. - М., 2013. - С. 105-109.
10. Шабалина С. А. Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях в условиях материнской депривации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1(73), ч. 1. - С. 176-181.
11. Шабалина С. А. Тематическое планирование мероприятий по минимизации последствий материнской депривации у детей-сирот // Детский дом. - 2015. - № 1(54). - С. 2-8.
UDC 37.018.1:316.624.2
S. A. Shabalina
EDUCATIONAL CONDITIONS TO MINIMIZE THE EFFECTS OF MOTHER DEPRIVATION AT TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOUR
Yaroslav-the-Wise State University of Veliky Novgorod, Veliky Novgorod, Russia
Abstract. The article considers the negative impact of mother deprivation on the development of the personality of adolescents, including the possibility of formation of their deviant behavior. The author presents the experience of organizing pedagogical conditions of minimizing mother deprivation in adolescents that provide a more comfortable stay of children in educational institutions, contribute to the decline of types and frequency of deviant behaviour.
Keywords: teenager, educational conditions, minimization, mother deprivation, deviant behaviour.
REFERENCES
1. Danilova Z. A. Deviantnoe povedenie v molodezhnoj srede. - Novosibirsk : Izd-vo SO RAN, 2008. - 236 s.
2. Deviantnoe povedenie v sovremennoj Rossii: alkogol', narkotiki, molodezhnyj jekstremizm (koncepcii i issledovanija) / otv. red. T. A. Hagurov, M. E. Pozdnjakova. - M. : Institut sociologii RAN, 2014. - 200 s.
3. Kirillova T. V., Shkirkov V. F., Kirillova O. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie suvorovcev, sklonnyh k deviantnomu povedeniju // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2012. - № 2(74), ch. 2. - S. 58-63.
4. Koval'chukM. A. Profilaktika deviantnogo povedenija starsheklassnikov. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2002. - 242 s.
5. Kopovaja O. V., Kopovoj A. S. Profilaktika i korrekcija deviantnogo povedenija podrostkov v uslovijah obshheobrazovatel'noj shkoly : uchebnoe posobie. - Saratov : Nauka, 2008. - 80 s.
6. Pavlova M. A. Social'no-pedagogicheskie tehnologii raboty s «trudnymi» det'mi. - Volgograd : Uchitel', 2013. - 232 s.
7. Shabalina S. A. Vlijanie materinskoj deprivacii na zhiznedejatel'nost' detej // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. - S. 203-208.
8. Shabalina S. A. Osobennosti vosprijatija materi u detej, vospityvajushhihsja v uchrezhdenijah inter-natnogo tipa // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2012. - № 3(75). - S. 239-245.
9. Shabalina S. A. Osobennosti pedagogicheskoj dejatel'nosti po korrekcii deviantnogo povedenija u vospi-tannikov internatnyh uchrezhdenij // Integracija nauki i praktiki kak mehanizm jeffektivnogo razvitija sovremennogo obshhestva : materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M., 2013. - S. 105-109.
10. Shabalina S. A. Prichiny narushenij razvitija u detej, vospityvajushhihsja v internatnyh uchrezhdenijah v uslovijah materinskoj deprivacii // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2012. - № 1(73), ch. 1. - S. 176-181.
11. Shabalina S. A. Tematicheskoe planirovanie meroprijatij po minimizacii posledstvij materinskoj depri-vacii u detej-sirot // Detskij dom. - 2015. - № 1(54). - S. 2-8.
© Shabalina S. A., 2017
Shabalina, Svetlana Anatolyevna - Applicant, Department of General Pedagogics, Yaro-slav-the-Wise State University of Veliky Novgorod, Veliky Novgorod, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on November 28, 2016
В издании предусматривается размещение статей по актуальным проблемам биологических, филологических, педагогических наук, содержащих новые научные результаты, ранее не опубликованных и не представленных к публикации в других изданиях. Публикуются статьи по следующим отраслям науки: 03 - биологические науки; 10 - филологические науки; 13 - педагогические науки.
Не публикуются крупные статьи, механически разделенные на ряд отдельных сообщений; статьи с описанием результатов незаконченных исследований без определенных выводов; работы описательного характера.
Статья должна иметь:
а) индекс универсальной десятичной классификации (УДК);
б) инициалы и фамилии авторов на русском и английском языках (строчными буквами курсивом) - количество соавторов в статье может быть не более 4;
в) название работы на русском и английском языках (жирным шрифтом строчными буквами);
г) полное название учреждения, города и страны (курсивом), где выполнена работа, на русском и английском языках;
д) четкую аннотацию на русском и английском языках (не менее 500 знаков) отдельными абзацами;
е) ключевые слова на русском и английском языках (не более 7);
ё) основной текст, включающий следующие подразделы:
- актуальность исследуемой проблемы;
- материал и методика исследований;
- результаты исследований и их обсуждение;
- резюме.
ж) список цитируемой литературы.
В конце статьи должны быть указаны сведения об авторах на русском и английском языках: фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность с указанием места работы; домашний адрес с почтовым индексом (для отправки экземпляра журнала), контактный телефон, e-mail; шифр специальности, по которой выполнена работа (согласно номенклатуре специальностей научных работников). Авторы должны собственноручно поставить подпись, которая означает их согласие на передачу прав на издание и распространение содержащейся в статье информации редакции Вестника. Поступление статьи в редакцию означает полное согласие автора с правилами Вестника.