Научная статья на тему 'Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей'

Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3303
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ (ПСИХИЧЕСКАЯ / МАТЕРИНСКАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ / СЕНСОРНАЯ) / ПСИХИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ДЕПРИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / ДЕПРИВАЦИОННЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабалина Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются такие виды депривации, как материнская, социальная, эмоциональная, сенсорная. Представлены результаты исследований отечественных и зарубежных ученых о влиянии материнской депривации на жизнедеятельность детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей»

УДК 159.922.767

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

MOTHER DEPRIVATION AND THE ROLE OF IT IN CHILDREN’S LIVES

С. А. Шабалина

S. A. Shabalina

ГОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт», г. Сыктывкар

Аннотация. В статье рассматриваются такие виды депривации, как материнская, социальная, эмоциональная, сенсорная. Представлены результаты исследований отечественных и зарубежных ученых о влиянии материнской депривации на жизнедеятельность детей.

Abstract. The article considers the following kinds of deprivation: mother deprivation, social deprivation, emotional deprivation, sensory deprivation. It presents the Russian and foreign scientists’ results of the research works on the influence of mother deprivation on children’s vital activity.

Ключевые слова: депривация (психическая, материнская, социальная, эмоциональная, сенсорная), психическая потребность, психические нарушения, депривационные факторы, деприва-ционные ситуации.

Keywords: deprivation (psychological deprivation, mother deprivation, social deprivation, emotional deprivation, sensory deprivation), psychological need, psychological disturbance, deprivation factors, deprivation situations.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Материал и методика исследований. Были проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме материнской депривации и ее роли в жизнедеятельности детей.

Результаты исследований и их обсуждение. Термин депривация (англ. deprivation) означает лишение или ограничение (недостаток) возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Исторически проблема депривации изучалась применительно к детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. Вопросам социализации детей дошкольного возраста в условиях материнской и социальной депривации - в домах ребенка, больницах, закрытых центрах - были посвящены исследования известных отечественных ученых Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной, М. И. Лисиной, Т. М. Землянухиной,

Ю. Ф. Поляковой, Р. Ж. Мухамедрахимова и др. Социальная депривация детей раннего возраста изучалась в трудах выдающихся отечественных и зарубежных психологов, таких как: Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Ш. Бю-лер, Б. Тюдор-Гарт, Г. Гетцер, К. Коффка, Э. Эриксон и др. Отставание в развитии таких детей, наблюдаемое по ряду параметров, связывалось в первую очередь с обедненностью эмоциональной среды вследствие недостатка общения с близким взрослым. Данная эмоциональная депривация считалась негативным фактором развития детей. Однако это лишь один из аспектов исследования проблемы. Сегодня данное явление рассматривается гораздо шире. В психологических исследованиях речь идет не о физических лишениях, а исключительно о недостаточном удовлетворении основных психических потребностей, прежде всего, о недостатке любви, сенсорной стимуляции, социальных контактов, воспитания, т. е. - о психической депривации [1].

Понятие «психическая депривация» охватывает целый комплекс разнообразных психических нарушений, которые в естественных жизненных ситуациях, как правило, связаны друг с другом и проявляются одновременно. Психическая депривация включает:

- эмоциональную депривацию - отсутствие заботы, ласки, понимания и т. д.;

- сенсорную депривацию - недостаточность внешних стимулов (зрительных, слуховых, тактильных), источником которых на первом году жизни является мать;

- социальную депривацию, включающую состояние безнадзорности, бродяжничества и т. д.;

- материнскую депривацию, в основе которой лежит в первую очередь механизм обеднения эмоциональной сферы, но немаловажную роль играет также сенсорный компонент [1].

Конечно, в чистом виде каждая из этих деприваций может быть выделена только при проведении специальных экспериментов. В жизни же эти депривации существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы на целостный процесс развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, когда все формы депривации сопряжены или являются следствием материнской депривации.

В данном исследовании речь пойдет именно об этом виде депривации. Понятие «материнская депривация» (депривация материнской заботы, семейная депривация, депривация детско-родительских отношений) используется там, где сущность деприва-ционных нарушений усматривают главным образом в недостатке эмоциональных, чувственных связей ребенка и матери (или другого значимого взрослого, заменяющего ребенку мать).

Определить понятие «материнская депривация» довольно сложно, поскольку оно обобщает целый ряд различных явлений, таких как:

- воспитание ребенка в условиях детского сиротского или интернатного учреждения;

- недостаточная забота матери о ребенке;

- временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью или какой-то иной причиной;

- недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери, и т. п.

Психологические исследования, проведенные во второй половине XX века [4], [7], [8], [10], [11], [12], со всей очевидностью продемонстрировали, что материнская депривация - это фактор, который накладывает отпечаток на все дальнейшее развитие личности. Дефицит признания собственной ценности со стороны матери или других значимых взрослых обусловливает серьезные дефекты в становлении самоидентичности ребенка (неуверенность в себе, сниженное самоуважение, неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность «Я-концепции») и порождает постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта, который проявляется в агрессивных реакциях экстрапунитивного (обвиняющего, враждебного к окружающим) или интропуни-тивного (связанного с самообвинением, рождающего чувство вины) характера. Кроме того, нереализованная потребность в любви и признании, эмоциональная нестабильность положения ребенка, как полагают некоторые исследователи, открывают ему «право к правонарушению», способствуют закреплению девиантных форм поведения как единственного пути самоутверждения и «творческой» самореализации [4], [10].

О частичной депривации говорят в том случае, когда отношения между матерью и ребенком эмоционально обеднены. Американские ученые Пру и Харлоу (1962) обозначают это состояние термином «скрытая депривация», а также проводят границу между нарушенным и недостаточным отношением матери к ребенку [4]. И. Лагмейер и

З. Матейчек (1984), разработавшие понятийный аппарат теории депривации, выделяют две основные формы депривационной ситуации - изоляцию и сепарацию. Крайней степенью изоляции являются примеры «волчьих детей». Под сепарацией понимается разрыв специфической связи между ребенком и матерью, включающей состояния разлучения, отрыва от семьи, воспитания в закрытых детских учреждениях [9].

Ранее материнская депривация рассматривалась как тяжелое и необратимое состояние, приводящее к «эмоциональной бесчувственности» индивида, способствующее формированию специфического типа личности, характерного для воспитанника детского приюта. Дети, лишенные материнской любви, определялись как «потенциальные преступники», отличающиеся повышенной жестокостью и агрессивностью, отсутствием социально-этических норм в поведении.

Вильям Голдфарб (1947) сравнил детей, которые провели в закрытом детском доме в условиях материнской депривации первый год жизни совместно с детьми, прожившими в приюте 3 года. Обследование проводилось в 3,5, 6,5, 8,5 и 12 лет. Голдфарб установил, что дети, находившиеся в приюте 3 года, отставали в адаптации по всем показателям развития, подчеркивая, что в этом случае наблюдается гораздо более выраженное ограничение способности к общению, интеллектуальное отставание, бедные речевые навыки, повышенная агрессивность, жестокость, раздражительность, бесконтрольное импульсивное поведение [11].

И. Лагмейер и З. Матейчек (1984) также указывают, что дети, долгое время находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, могут иметь отставания в развитии, преступные наклонности и психозы, а многие нервно-психические расстройства у детей, возникшие в условиях депривации, имеют сложную структуру. При этом данные исследователи обращают внимание на то, что необходимо дифференцировать психические расстройства, возникшие у детей вследствие психической депривации от расстройств, возникших по другим причинам [9].

Барбара Тизард (1989) исследовала одинаковые группы детей, длительно находившихся в закрытом учреждении, и детей, также сначала находившихся в приюте, но быстро усыновленных или переведенных в семейный детский дом, где они опекались более чем 80 специалистами. Она обнаружила, что множество расстройств, описанных Голд-фарбом, характеризуются постепенным сглаживанием и компенсацией. В 8-летнем возрасте Б. Тизард зафиксировала у этих детей интеллектуальную норму и большинство из них сформировали тесные эмоциональные контакты с приемными родителями. Однако дети, которые провели в условиях закрытого детского учреждения (т. е. в условиях материнской депривации) более 4-х лет, были более беспокойными, непослушными и часто не успевали в обучении. Они оставались эмоционально неустойчивыми и тревожными в возрасте 16 лет и имели отклоняющееся антиобщественное поведение.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что у детей, находящихся в условиях материнской депривации, могут возникать:

1. Особенности формирования высших психических функций. Многочисленные исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях в условиях материнской депривации, демонстрируют задержку в развитии познавательных процессов [1], [9], [10], [11], [13]. В целом, интеллектуальный статус этих детей снижен относительно нормы, что связано именно с ситуацией депривации. В частности, у них отмечается отставание в области развития восприятия (дети испытывают затруднения при использовании сенсорных эталонов и перцептивных действий). Присутствуют затруднения и в области мышления. Дети демонстрируют отставание в сфере общей осведомленности (для дошкольников и младших школьников типично незнание своего дня и года рождения, времен года и месяцев) [1]. Наблюдается отставание в развитии как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и элементов словесно-логического мышления. Дети, развивающиеся в условиях материнской депривации, испытывают трудности в организации произвольного внимания (легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо; быстро утомляемы, что может быть связано с общей психоастенизи-рованностью, а у некоторых детей - и органической патологией) [1]. В сфере памяти для большинства детей характерно нарушение опосредованного запоминания, что говорит об общем интеллектуальном отставании.

2. Депрессивные состояния, в частности анаклитическая депрессия. Согласно описанию Рене Шпитц (1945), анаклитическая депрессия возникает в связи с отрывом ребенка от матери. Состояние характеризуется прогрессирующей потерей интереса к окружающему миру, исчезновением аппетита, снижением массы тела, замедлением темпа развития. В клинической картине описывается также бедность мимики младенца, вялая реакция на звуковые раздражители, двигательная заторможенность, нарушение сна. Возвращение к матери в течение 3-х месяцев приводит к полному выздоровлению ребенка. Разлука младенца с матерью сроком более 3-х месяцев приводит к закреплению описанной симптоматики. Исследования последних лет показали, что младенческие депрессии -явление многообразное по степени тяжести и своим проявлениям (Д. Н. Исаев и В. Н. Попов, 1991). Авторы выделяют три основных варианта депрессивных расстройств у младенцев, связанных с фактором полной материнской депривации. В первом случае депрессия проявляется в относительно неглубоком снижении настроения, грусти, печали, мимике (серьезное выражение лица, отсутствие улыбки), плаксивости. Характерным является наличие нарушений сна (трудности засыпания, беспокойство во время сна, частые

пробуждения) и питания (частые срыгивания, утрата чувства насыщения при приеме пищи, отсутствие прибавки массы тела). Для второго варианта депрессии свойственны психосоматические расстройства (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.), оттесняющие на второй план собственно депрессивную симптоматику. Состояние может осложниться сопутствующими респираторными заболеваниями, снижением массы тела, регрессом психомоторного развития. Характерным для третьего варианта депрессии является пропадание соматического заболевания и усиление регрессивной симптоматики: дети выглядят неподвижными, безучастными, беспомощными, отрешенными, резко отстают в развитии, могут возникать аутоагрессивные тенденции.

3. Страхи. У детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, отмечается повышенная склонность к возникновению страхов, причем страхи этих детей имеют некоторое сходство со страхами детей, страдающих ранним детским аутизмом. Наиболее распространенные из них связаны с повышенной чувствительностью к новизне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, необычных игрушек, предъявлению новых стимулов - тактильных, голосовых, зрительных.

4. Проблемы эмоционально-волевого развития. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизо-ванности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, эмоциональной холодности, уходе в себя (нарушение эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т. д.).

5. Проблемы общения. Ребенок, растущий в условиях недостатка (отсутствия) материнской любви, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно ждет внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, ребенок не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

6. Проблемы нравственного развития личности. Нравственное развитие является одной из основных проблем полноценного личностного роста детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений. Нравственное развитие детей, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений общеинтеллектуального и эмоционально-волевого развития личности.

Резюме. Проанализировав результаты психолого-педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, мы видим, что у большинства детей, воспитывающихся в условиях дефицита (отсутствия) материнской любви, возникают значительные трудности при формировании гармонически развитой личности. Прогноз компенсации негативных аспектов личности детей зависит от времени, которое ребенок провел в условиях депривации. Дети, у которых депривация длилась три первых года или больше, демонстрируют социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели несколько лет в стабильной домашней обстановке. Кроме того, они имеют существенные трудности в формировании привязанности к приемным родителям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенкова, Е. Г. Личность в условиях психической депривации : учебное пособие / Е. Г. Алексеенкова. - СПб. : Питер, 2009. - 96 с.

2. Борщева, Н. М. Психодиагностика личности и межличностных отношений в системе социальной работы : учебное пособие / Н. М. Борщева. - Екатеринбург : Б. и., 2007. - 119 с.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь : собрание сочинений : в 6 т. Т. 2. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 348 с.

4. Дети социального риска и их воспитание : сборник трудов / под. ред. Л. М. Шипициной. - СПб. : Речь, 2003. - 143 с.

5. Детская психиатрия : учебник / под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - СПб. : Питер, 2005. - 1120 с.

6. Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 688 с.

7. Ежов, И. В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома / И. В. Ежов. - Ясная Поляна, 1997. - 12 с.

8. Ежов, И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка. Психологические основы духовной педагогики / И. В. Ежов. - Тула : ТО ИРО, 1997. - 128 с.

9. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага : Авиценум, 1984. - 334 с.

10. Прихожан, А. М. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении / А. М. Прихожан // Возрастные особенности развития детей : сборник трудов / под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М. : Просвещение, 1982. - С. 94-111.

11. Психическое развитие воспитанников детского дома : сборник трудов / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. - М. : Педагогика, 1990. - 264 с.

12. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 134-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.