Научная статья на тему 'Особенности восприятия матери у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа'

Особенности восприятия матери у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ДОМ (ИНТЕРНАТ) / СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА / DEPRIVATION / MOTHER DEPRIVATION / DEVIANT BEHAVIOR / ORPHAN HOUSE / SECONDARY COMPREHENSIVE SCHOOL / TEST GROUP / EXPERIMENTAL GROUP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шабалина С. А.

В статье пойдет речь о таких видах депривации, как психическая и социальная, возникающих как следствие материнской депривации. Представлены результаты исследования наличия материнской депривации у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HOW MOTHER IS PERCEIVED BY CHILDREN BROUGHT UP IN ORPHAN HOUSES

The article considers such kinds of deprivation as psychological deprivation and social deprivation which are caused by mother deprivation. It presents the results of the research works on mother deprivation at children who are brought up in orphan houses.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия матери у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа»

УДК 159.922.767

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МАТЕРИ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

FEATURES OF HOW MOTHER IS PERCEIVED BY CHILDREN BROUGHT UP IN ORPHAN HOUSES

С. А. Шабалина S. A. Shabalina

ФГБОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт образования»,

г. Сыктывкар

Аннотация. В статье пойдет речь о таких видах депривации, как психическая и социальная, возникающих как следствие материнской депривации. Представлены результаты исследования наличия материнской депривации у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Abstract. The article considers such kinds of deprivation as psychological deprivation and social deprivation which are caused by mother deprivation. It presents the results of the research works on mother deprivation at children who are brought up in orphan houses.

Ключевые слова: депривация, материнская депривация, девиантное поведение, детский дом (интернат), средняя общеобразовательная школа, контрольная группа, экспериментальная группа.

Keywords: deprivation, mother deprivation, deviant behavior, orphan house, secondary comprehensive school, test group, experimental group.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблемы детства становятся проблемой национальной безопасности России не только настоящего времени, но и будущего и могут иметь далеко идущие неблагоприятные последствия, а именно:

- рост доли асоциальной прослойки детей и подростков;

- формирование социально проблемной молодежи;

- резкое ухудшение физического и психического здоровья российского населения;

- снижение прослойки образованного населения, интеллектуального, трудового и профессионального потенциала нации в целом.

При ближайшем рассмотрении становится понятно, что корень перечисленных проблем - низкие духовные, моральные и общечеловеческие ценности взрослого, который сознательно или нет взял на себя ответственность за воспитание ребенка.

Материал и методика исследований. Были проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме материнской депривации и ее роли в жизнедеятельности детей, а также проведено исследование наличия материнской депривации у воспитанников ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа № 1 им. А. А. Католикова г. Сыктывкара» и учеников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Сыктывкара» по методике «Письмо, которое никогда не дойдет до адресата» (автор О. А. Старцева).

Результаты исследований и их обсуждение. На сегодняшний день понятие «депривация» общеизвестно и свободно используется в качестве профессиональной лексики среди специалистов (педагогов, психологов и социологов). В ряде научных работ рассматривается понятие «материнская депривация». Термин «депривация» в переводе с английского языка «deprivation» означает потерю чего-либо или лишение [2]. Й. Лангмейер и З. Матей-чек в своей книге «Психическая депривация в детском возрасте» (1984) дают следующее определение понятию депривации: «Депривация - это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [1, 18].

Мы дали свое определение понятию материнской депривации. Материнская депривация - психическое состояние, которое возникает при формировании личности ребенка в условиях отсутствия либо дефицита любви и привязанности со стороны матери (лиц ее заменяющих), влекущее за собой весь спектр психических отклонений - от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера.

Изучение влияния материнской депривации на становление девиантного поведения у детей-сирот проводилось в известном в России ДДШ № 1 им. А. А. Католикова, воспитанники которого составили экспериментальную группу нашего исследования. В качестве контрольной группы были выбраны ученики СОШ № 33 г. Сыктывкара Республики Коми. Нас заинтересовали именно ученики данной школы, которая находится в рабочем поселке «Лесозавод» в нескольких километрах от города Сыктывкара. В настоящее время лесоперерабатывающие предприятия, расположенные в данном поселке, закрыты. Этот факт отрицательно сказался на материальном положении его жителей. На данный момент в поселке преобладают в основном асоциальные, неполные, малообеспеченные семьи. Отмечается большое количество преступлений, в том числе совершенных несовершеннолетними. О неблагополучии жителей поселка говорит и тот факт, что в единственном образовательном учреждении - СОШ № 33 - из 395 учеников с 5 по 11 класс насчитывается: сирот - 4; детей, находящихся под опекой, - 14; семей без отца - 119, без матери - 14; неблагополучных семей - 33; малообеспеченных семей - 45; учащихся «группы риска» - 36 (из них 7 состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних г. Сыктывкара); учащихся, систематически пропускающих занятия, - 12; многодетных семей - 26. Нас интересовало, насколько дети, воспитывающиеся в условиях материнской депривации в интернатных учреждениях, и дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, но с мамой (родителями), подвержены возникновению девиантного поведения. Исследуемым детям в каждой группе было от 11 до 18 лет.

Для того чтобы подтвердить теоретический анализ и ряд рабочих предположений, в своем исследовании мы обратились к методике «Письмо, которое никогда не дойдет до адресата» (автор О. А. Старцева). Учащимся среднего и старшего звена (подростки 11-18 лет) дали задание написать письмо своим родителям, которое они никогда не получат. Мы попросили детей писать искренне и все, что они хотят. Согласились написать письма 38 ребят из ДДШ № 1 им. А. А. Католикова и 42 ученика из СОШ № 33. В ДДШ № 1 им. А. А. Католикова все 38 (100 %) писем были обращены к матерям, в СОШ № 33 - 38 (90,5 %) матерям, 4 (9,5 %) письма - отцам.

В результате анализа писем воспитанников ДДШ № 1 им. А. А. Католикова (фрагменты писем представлены в оригинале, без обработки) мы обнаружили следующие характерологические симптомы депривации, как-то:

1) различного рода страхи:

- страх перед людьми - у 14 (36,8 %) воспитанников. «Здесь хорошо а на улице все не так я боюсь, мне нужна ты твои советы... »;

- страх перед будущим - у 15 (39,5 %) воспитанников. «Жаль, что я уже в 11 классе и скоро выпускаюсь. Я боюсь хочу поступить в Сыктывкарский Лесной институт на факультет “ланшавтный дезайн”. Я боюсь»;

2) любовь к матери - у 25 (65,8 %) воспитанников. «Ялюблю тебя не смотря на то что ты натворила... », «Люблю тебя хотя я оказался здесь... »;

3) недифференцированные отношения, проявляющиеся:

- в неутомимой потребности во внимании и любви - у 35 (92,1 %) воспитанников, только у троих детей (7,9 %) отмечается сформированная привязанность к воспитателям и учителям (всем этим детям 11-12 лет - 5 класс). «Мне будут мамами мои любимые воспитатели... »;

- в острых аффектах - у 4 (10,5 %) воспитанников. «Мама тебе это письмо ты меня поменяла на водку и на любовника я приеду ему е.. разнесу... нах... ты меня бросила с..а»;

- в эмоциональной депривации - у 30 (79,0 %) воспитанников;

- в фантазиях - «общении в памяти» - у 5 (13,2 %) воспитанников. «... помню твой облик по фоткам. У меня осталось мало о тебе воспоминаний. Помню как ты пришла ко мне и звала на небеса» (Оля, 11 лет);

- в «грезах на заданную тему» - у 10 (26,3 %) воспитанников. «Мама ты самая прекрасная мама из всех на свете самая любимая, самая красивая...», «...ты всегда смотришь с небес на меня. Если я плачу, то тебе становится грустно, а когда я веселая, ты радуешься моим успехам... У меня есть фотка где ты держишь меня на коленке. Жаль что тебя нет со мной!!!»;

- в творчестве (уходе в поэзию) - у 1 (2,6 %) воспитанника. «Мама, ну что ты плачешь? / В самом деле... / Я не стою слез не плачь, не надо. /Наверное вы не такую дочь хотели /Получилась я...», «...Быть может потому-что я взрослею / Сильнее сердце ноет и болит! / Что будет завтра я увы не знаю / Надеюсь будет лучше, чем вчера /Я не живу я в чью-то жизнь играю. /И жду пока закончится игра!»;

- в чувстве вины - у 10 (26,3 %) воспитанников. «...я не знаю почему я здесь может я чтото делал не так?», «... я наверно плохая дочь что ты меня сдала сюда... »., «.мама что я сделала не так, из-за чего ты бросила меня маленькую неужели тебе не было меня жалко хоть чуть чуть»;

- в непрощенной обиде, ненависти - у 5 (13,2 %) воспитанников. «Я тебя ненавижу. Ты тварь. Ты для меня умерла» (девочка, 8 класс). «Моя мама самая тупая, она меня бросила когда мне было 2 года по моему мнению каждая мать должна воспитывать ребенка до 22 лет, а моя мать поступила как подлая крыса. Поэтому моя мамочка извени меня и чеши на все четыре стороны» (Катя К., 8 класс). «Письмо маме. Привет мама я тебе пишу письмо. Я тебе никогда не прощу того что ты натворила когда я родился. Ты наверное поняла о чем идет речь. Когда я был маленьким ты меня бросила. А сейчас я живу хорошо у меня есть все: еда, кров, одежда, и бесплатная учеба. Это все, что я хотел тебе сказать!!! От Давида».

Приведем ряд примеров, указывающих на наличие у детей материнской депривации (все тексты представлены в оригинале, без обработки).

«Ну, здравствуй, мама!

Пишет тебе дочь Дарья!!! Все пьешь? Я так и думала, ты меня променяла на водку от которой помрешь скоро... Выпей воды мам, - удиви печень... Понимаю, что тяжело бросить пить, ну хоть ради себя ты можешь это сделать!? Ради меня ты это не сделаешь. Я же так, “насраная дочь”, как ты всегда это говоришь. Да, мам, я не лучше! Я тоже пью... Курю, но это, я могу бросить ради тебя!!! Но ты же меня не любишь, вернись к прежней жизни. Открой по-новому глаза и начни жизнь с нового листа!» (02.02.2012. Дарья).

«Мамочка, я тебя сильно люблю. Хоть ты умерла, когда мне было 4 годика. Я тебя никогда не забуду, буду тебя любить. Я по тебе скучаю, но помню твой облик по фотографиям. У меня осталось мало о тебе воспоминаний. Помню как ты пришла ко мне во сне и звала на небеса. Ты самая лучшая, родная на земле. Я тебя никогда не забуду!!! Папа кажется не любит меня и не воспитывает, как ты...» (Оля, 11 класс, 2012 г.).

«Письмо любимой мамочке на свете.

Здравствуй, милая и самая самая любимая моя мамочка. Я живу в детском доме-школе № 1 им. А. А. Католикова. Воспитывают меня самые лучшие воспитатели. Они очень добрые и справедливые. Одевают опрятно. Кормят, что пальчики оближешь. К нам пришел новый директор и ее зовут Любовь Степановна. Мама, почему судьба поступила с тобой так? Мама, когда я уйду с этого дома, я буду всегда приходить на могилку и чистить травку. Я думаю, что бог на небесах о тебе заботится. Наверное, нет, я уверена, ты попала в рай, где тебе хорошо. Ты всегда смотришь с небес на меня. Если я плачу, то тебе становится грустно, а когда я веселая, ты радуешься моим успехам. Я хочу обнять тебя. Наверное мое сердце будет стучать в миллион раз сильнее. Ты самая любимая. Брат Сергей сидел в тюрьме. Выпустившись оттуда, приехал ко мне. Папа тоже приезжает. Мы все в троем сильно присильно любим тебя. Если бы ты была жива может быть бы стала бабушкой. Сергей нашел себе девушку, зовут ее Янка. У меня есть фотка где ты держишь меня на коленке. Жалко, что тебя нет со мной!!! Здесь у меня есть много друзей. Учусь я хорошо без троек!!!

На этом я заканчиваю скромное письмецо. (Мамуля я знаю, что ты никогда не получишь это письмо). Я люблю тебя!» (Карина, 12 лет).

«Привет мам. Ты как живешь, я знаю что хорошо. Вы с папой самые лучшие родители на свете. Но я не понимаю одного - почему ты нас, четырех братьев бросила одних? Я не виню тебя, я просто не видел дома, не видел тебя, папу, я ничего со своего детства не помню. Почему ко всем почти детям приходят родные мамы, папы а ты не приезжаешь. Я пришел в интернат в З лет. Мне все еще неизвестно где ты может дела, может некогда. Но я скучаю, и хочу тебя увидеть ведь ты самое лучшее что у меня есть. Мам я жду, приезжай если можешь, а если не можешь я не заставляю. Люблю, целую, жду. Твой младший сынок Миша. Я люблю тебя мамочка. Я в 7 классе, мне 1S лет».

«Мама я к тебе ничего не чувствую. Ты для меня просто человек, а не мать» (9 класс. Маша).

«Дорогая мама! Я очень соскучилась по тебе. Я очень сильно хочу домой, чтобы ты была рядом и папа был рядом. Мне не хватает твоей помощи, советов, поддержки. Мне, кроме тебя, некому сказать, пожаловаться, рассказать о своих чувствах, мыслях. Кроме тебя - роднее нет никого. Я хочу к вам, домой. Забери меня, скорее, пожалуйста, я очень соскучилась! Твоя дочь».

«Привет! Дорогая мама я пишу тебе письмо чтобы сказать тебе как сильно я тебя люблю забери меня обратно в Воркуту я очень сильно хочу тебя увидеть. Как сильно я хочу тебя увидеть я по тебе соскучилась очень сильно. Я сейчас живу в детском Доме № 1 им. А. А. Католикова здесь мне очень нравится я тебе очень благодарна за то что я появилась благодаря тебе на этот свет как бы я сейчас хотела тебя увидеть, о если бы ты была сейчас здесь со мной и мы бы сейчас бы пошли бы гулять только я и ты и больше не кто я понимаю что ты не виновата в том что нас с тобой разлучили когда я выросту я обизательно тебя найду чтобы это мне стоило. Когда я вспоминаю тебя мне хочется плакать и по ночам я иногда плачу но мне кажется что ты седишь со мной на моей кровати и гладиш меня по голове я по ночам иногда с тобой разговариваю как же сильно я хочу к тебе и обнять тебя - крепко крепко. Мама вернись ко мне я очень очень хочу тебя увидеть. Написала письмо твоя любимая Настюшка».

Проанализировав письма воспитанников детского дома-школы, мы приходим к выводу о том, что материнская депривация ведет к психологическим травмам у детей, что затрагивает значимые стороны жизнедеятельности детей и приводит к глубоким внутренним переживаниям. В тексте чаще всего прослеживаются следующие негативные обращения к матери: «Ты променяла меня на бутылку», «Ты променяла меня на любовника», «Мама, ты пила, пила... », «Почему ты бросила меня совсем маленькой, разве тебе не было меня жалко, хоть немножко?», «Мама, можешь к нам больше не приезжать, а если вспомнишь, приедешь», «Я тебя ненавижу, ты тварь, ты для меня умерла». И напротив: «...я очень сильно тебя люблю. Жду - недождусь, когда мы будем вместе», «Мама, я хочу, чтоб ты забирала меня на выходные. Я тебя очень люблю», «Обидно конечно, что я в интернате, но все равно я тебя люблю».

Как видим, восприятие матери со стороны детей, воспитывающихся в интернатном учреждении, двоякое. Одни любят, прощают родителей и очень хотят домой, искренне переживают разрыв с родными, обвиняют себя в том, что родители отказались от них. Другие - презирают родителей за их слабости («вы рабы бутылки» из письма Раи, 9 класс), не понимают, как можно бросить своего ребенка («... не та мать что родила, а та что воспитала... »). Любовь, боль, ненависть, злость, недоумение, жалость, тревога, непрощенные обиды - все перемешалось в детских душах. Многие из детей говорят в письмах о своем одиночестве, которое приводит их к интенсивному общению с самими собой. Приводим пример из дневниковой записи девятиклассницы Даши:

«Мне так тяжело, никто не знает, как...

И будто все нормально, но не так.

И, кажется, мечты сбылись,

Но все же,

Я становлюсь все злее и все строже.

Та детская невинность, чистота,

Что я хранить до смерти обещала - ушла, умчалась.

Только пустота на сердце и в душе моей осталась... ».

Данный пример показывает бегство ребенка от реальности (в данном случае - в поэзию). Свой внутренний мир, свою боль ребенок отражает в стихах.

В ходе проведенного экспериментального исследования мы выявили, что у детей-сирот наблюдаются психическая и социальная депривации. Психическая депривация возникает в результате сложных жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность для удовлетворения его жизненно необходимых психических потребностей в течение достаточно длительного пребывания в интернате. Социальная депривация обусловлена тем, что дети общаются со строго ограниченным контингентом людей как в самом интернате, так и за его пределами. Первопричиной возникновения деприваций мы считаем мать, по нашему глубокому убеждению, именно отсутствие материнской любви, ласки, заботы оказывает негативное воздействие на все дальнейшее существование ребенка. Доказательством этому послужило исследование писем учеников 5-11 класса СОШ № 33 г. Сыктывкара.

В результате анализа писем воспитанников СОШ № 33 мы обнаружили, что материнская депривация наблюдается у 22 детей (52,3 %), из которых 14 (33,3 %) находятся

под опекой, 4 (9,5 %) ребенка-сироты и 4 (9,5 %) ребенка из неблагополучной семьи. В письмах учеников можно проследить следующее отношение к родителям (в основном -к матери), как-то:

- негативное отношение к матери вплоть до ненависти - у 2 (4,8 %) детей;

- сомнение в любви мамы - у 4 (9,5 %) детей;

- благодарность - у 15 (35,7 %) детей;

- доверие, взаимопонимание с мамой - у 3 (7,1 %) детей;

- удовлетворенность своей жизнью - у 25 (59,5 %) детей;

- потребительское отношение к родителям (маме) - у 3 (7,1 %) детей. «Мама ну почему ты не дайешь мне денег? Не покупаешь мне бутцы?» (Андрей, 13 лет), «Почему ты даешь мне мало денег и не покупаешь диски с играми? Твой сын, 11 лет»;

- неблагополучие в семье - у 7 (16,6 %) детей;

- критичность к своему поведению - у 12 (28,6 %) детей;

- любовь к маме - у 29 (69,0 %) детей;

- неудовлетворенность своим положением - у 17 (40,5 %) детей;

- чувство вины перед мамой (родителями) - у 5 (11,9 %) детей;

- обида на мать - у 3 (7,1 %) детей.

В 4 письмах (9,5 %) детей встречаются просьбы: «Мама верь в меня» (Ефим, 13 лет), «Мама я знаю что тебе сейчас трудно но пойми что меня надо понимать!» (девочка, 17 лет).

Приведем примеры детского неблагополучия из писем учеников СОШ № 33 г. Сыктывкара:

«Мама ты меня недолюбливаешь. Ты меня не понимаешь. Я хочу видеть тебя чаще» (Ира, 13 лет).

«Ятебя ненавижу, ты меня тоже» (девочка, 12 лет).

«Мама ты меня часто раздражаешь, надоедаешь и даже бесишь, а все потому что ты пьешь в нетрезвом состоянии приходишь и липнеш когда я занимаюсь своими делами когда ты куришь мне просто отвратительно находится рядом» (Виктория, 14 лет).

«Мама я тебя очень люблю, но мне иногда кажется что ты меня не понимаешь и не любишь но ты все время мне это говоришь, что меня сильно любишь» (Вика, 13 лет).

«Папа, я тебя люблю. Но мне больно от того, что ты каждый день выпиваешь и бываешь очень агрессивным. Когда ты трезвый, ты безразличен ко всему, ты не смотришь мой дневник, тебе не интересно как я учусь и чем увлекаюсь, я рисую для тебя рисунки, а ты смотришь и спустя время их выкидываешь. Не делай так, прошу, я хочу чтобы у нас была хорошая семья. Из-за твоих пьянок мама развелась с тобой. Мне так плохо. Я люблю обоих» (Таня, 14 лет).

«Мама я очень тебя люблю, но ты бываешь невыносимой. Ты заставляеш меня делать то, что я нехочу. Может быть я и плохая дочь. Я курила и долго скрывала это от тебя. Но я уже все равно бросила. Может быть я и была с тобой слишком грубой, но я тебя все равно сильно люблю. И знаю что ты меня любишь» (Маша, 14 лет).

«Письмо маме от дочки.

Мама-это самый дорогой для меня человек. Раздражает, когда орет или что-то заставляет делать по дому. Бывает я сама кричу на нее» (девочка, 16 лет).

Несмотря на неблагополучие в семьях, в большинстве писем (21 письмо - 50 %) дети пишут о любви к маме (родителям):

«Мамочка, я тебя очень люблю. Ты очень много значишь в моей жизни, поэтому я не знаю, что я буду делать без тебя. Мне очень важны и нужны твои советы и подсказки в моей жизни... Мама, ты у меня самый лучший друг. О таких мамах все только мечтают, а ты у меня есть. Знаешь, мне все завидуют. Ты у меня самая молодая и прекрасная Мама. Люблю тебя, Мамуль. Твоя доченька Настена, 15 лет».

«Мама, моя дорогая мама! Я тебя очень люблю, я даже не представляю своей жизни без тебя... » (девочка, 13 лет).

«Самое дорогое что у меня есть. Часто я не показываю своей Маме любовь, но я знаю, что без нее я бы не смог жить» (юноша, 17 лет).

Опыт ребенка, полученный в отношениях с матерью, является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы мама его любила. Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия собственной матерью он не сможет стать полноценной личностью. Через мамины теплые руки у ребенка формируется доверие к миру. Отсутствие этого доверия рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации.

Резюме. В ходе проведенного экспериментального исследования мы выявили, что в условиях материнской депривации развитие ребенка идет по особому пути, у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, особенности психоневрологической сферы, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие. Основными последствиями материнской депривации выступают снижение самооценки и способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессия, недостаточный самоконтроль и неадекватная социализация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага : Авиценум, 1984. - 334 с.

2. Семенов, Р. П. Материнская депривация / Р. П. Семенов. - М. : Просвещение, 2007. - 197 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.