Научная статья на тему 'К вопросу о профилактике девиантного поведения обучающихся в условиях Центра образования'

К вопросу о профилактике девиантного поведения обучающихся в условиях Центра образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / PREVENTION / DEVIANT BEHAVIOUR / STUDENTS / EDUCATIONAL CENTER / ASPECTS OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Алевтина Васильевна

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения профилактике девиантного поведения в молодежной среде. Перестройка общества, смещение полюсов ценностей оказали негативное влияние на формирование жизненной позиции подростков, привели к ослаблению их социального иммунитета. В результате возросло количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Предупреждение правонарушений подростков и молодежи, профилактика отклонений в их поведении становятся важной задачей государства и общества в целом и системы образования в частности. Решение данной задачи требует тщательного изучения сущности и причин возникновения девиантного поведения, выявления форм и методов воспитательной работы, наиболее эффективных для предотвращения и устранения отклонений в поведении у подростков и молодежи. Целью исследования является изучение состояния проблемы в практике работы центров образования как организаций, созданных в результате реорганизации вечерних (сменных) общеобразовательных школ и их слияния с учреждениями дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR OF STUDENTS AT EDUCATIONAL CENTER

The article is devoted to one of the most pressing problems of upbringing of the younger generation for the prevention of deviant behavior in youth environment. Restructuring of the company, the change of values had a negative impact on the formation of the attitudes of adolescents, led to the weakening of their social immunity. The result was an increase in the number of crimes committed by minors. The prevention of delinquency of adolescents and youth, prevention of deviations in behaviour is of great importance for the state and society in general and education in particular. The solution to this problem requires careful study of the nature and causes of deviant behaviour, identification of the forms and methods of educational work which could be effective for the prevention and elimimnation of deviations in the behaviour of adolescents and young adults. The aim of the study is to examine the problems in the practical work of educational centers created as a result of reorganization of evening (shift) schools and their mergers with institutions of additional education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилактике девиантного поведения обучающихся в условиях Центра образования»

УДК 376.58:374.7

А. В. Краснова

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ

Центр образования № 2, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения - профилактике девиантного поведения в молодежной среде. Перестройка общества, смещение полюсов ценностей оказали негативное влияние на формирование жизненной позиции подростков, привели к ослаблению их социального иммунитета. В результате возросло количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Предупреждение правонарушений подростков и молодежи, профилактика отклонений в их поведении становятся важной задачей государства и общества в целом и системы образования в частности. Решение данной задачи требует тщательного изучения сущности и причин возникновения девиантного поведения, выявления форм и методов воспитательной работы, наиболее эффективных для предотвращения и устранения отклонений в поведении у подростков и молодежи. Целью исследования является изучение состояния проблемы в практике работы центров образования как организаций, созданных в результате реорганизации вечерних (сменных) общеобразовательных школ и их слияния с учреждениями дополнительного образования.

Ключевые слова: профилактика, девиантное поведение, обучающиеся, Центр образования, направления воспитательной работы.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема профилактики девиаций в поведении несовершеннолетних находится в настоящее время в центре внимания государства и общества. В Федеральных законах от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (действующая редакция, 2016 г.), от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в качестве приоритетов государственной политики в воспитании молодежи определены защита прав и интересов детей, усиление работы образовательных организаций по предупреждению правонарушений подростков. Особую актуальность приобретает решение поставленных задач для центров образования, созданных на базе вечерних (сменных) общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Вместе с тем проблема организации деятельности педагогических коллективов таких центров по предупреждению отклонений в поведении обучающихся остается малоизученной.

Материал и методика исследований. Изучение проблемы профилактики девиа-нтного поведения учащейся молодежи осуществлялось такими методами, как анализ педагогических и психологических трудов, педагогического опыта организации воспитательной деятельности, экспериментальная апробация выявленных форм и методов профилактики девиаций в поведении обучающихся.

© Краснова А. В., 2017

Краснова Алевтина Васильевна - заместитель директора Центра образования № 2, г. Чебоксары, Россия; e-mail: alevt.krasnova2015@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2016

Результаты исследований и их обсуждение. Вопросы превенции девиаций в поведении, ее методолого-теоретические основы, технология ее осуществления рассматриваются в трудах Ю. А. Акуниной [1], Т. В. Кулиш [3], Н. Ю. Максимовой [4], Г. М. Миньковского [5], И. В. Павлова [6], Ю. И. Плахотнюк [7], Е. М. Поповой [8], Л. К. Фортовой [10] и др.

Девиантное поведение трактуется учеными как нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит, отклонение от социально-психологических и нравственных норм, проявляющееся в опоре на антиобщественную норму при решении конфликтов, нанесении ущерба обществу, окружающим и себе [7]. Исследователями доказано, что главными факторами возникновения у подростков потребности в девиациях являются возрастные особенности, неблагоприятное социальное окружение [7].

Анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует о том, что феномен девиантности в поведении является достаточно изученным. Однако практическое решение проблемы профилактики девиантного поведения в молодежной среде не перестает быть актуальной задачей, стоящей перед системой образования. Особенно остро данная проблема стоит перед педагогическими коллективами вечерних (сменных) общеобразовательных школ, преобразованных в центры образования.

Центры образования в настоящее время представляют собой открытые разноуровневые организации общего и дополнительного образования с функцией социальной и образовательной коррекции и поддержки учащихся. Контингент центров достаточно разнородный по социальному и возрастному составу с преобладанием педагогически запущенных подростков и безработной молодежи. Соответственно, одной из важных задач, стоящих перед центрами образования, является профилактика девиантного поведения подростков, заключающаяся в нормализации психики подростка, формировании его нравственной и социальной устойчивости, воспитании его нравственно-правовой культуры.

Задачей нашего исследования явилось определение с учетом особенностей воспитательной работы в центрах образования теоретических и технологических основ профилактики девиантного поведения обучающихся этих центров. В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступил Центр образования № 2 г. Чебоксары (далее - Центр).

Образовательная миссия Центра состоит, в соответствии с ФГОС ООО второго поколения, в создании условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося через создание ситуации успеха во взаимодействии «учитель - ученик», «ученик - ученик», формирование у обучающихся позитивного отношения к миру, к людям, к себе. Для достижения поставленной цели деятельность Центра осуществляется по следующим направлениям: нравственно-патриотическому, гражданско-правовому, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому. Работа по профилактике де-виантного поведения как отдельное направление не выделяется, она ведется в рамках всех названных направлений.

Контингент обучающихся Центра является сборным. Так, старшие классы (9-11-е) представлены преимущественно юношами и девушками, не сумевшими освоить программу обучения в общеобразовательной школе. Часть из них (27,4 %) какое-то время (год или два) нигде не обучались и не работали. Как правило, у них низок уровень мотивации к учению, узок круг их интересов, в Центре они обучаются по настоянию родителей. Анализ характеристик, выданных этим учащимся педагогами школ, в которых они обучались ранее, свиде-

тельствует о том, что это трудные подростки, неоднократно нарушавшие дисциплину, имеющие вредные привычки (табакокурение, алкоголизм). Такая ситуация требует от педагогов Центра поиска особых методов и приемов работы с учащимися.

При определении методологических подходов к решению проблемы профилактики девиаций в поведении обучающихся мы исходили из убеждения, что ведущей, базовой позицией Центра по отношению к ним является гуманизм, признание самоценности личности каждого обучающегося, приоритета их потребностей и стремлений, необходимости создания условий для их саморазвития и самореализации. Такая позиция, по нашему мнению, требует реализации средового и интегративного подходов.

В соответствии со средовым подходом [9] мы рассматриваем в качестве важного фактора формирования у обучающихся универсальных учебных действий, совершенствования воспитательной деятельности Центра его социальное окружение, педагогический потенциал социума, основанный на его духовных и национальных традициях. Особенно значимым является данный фактор, а именно создание и расширение социально-культурной среды Центра для решения задачи профилактики девиантного поведения обучающихся. Разнообразная и яркая культурно-образовательная среда образовательного учреждения способствует развитию способностей обучающихся, их личностному и профессиональному самоопределению.

Интегративный подход в решении исследуемой проблемы требует объединения действий как педагогов, так и представителей всех других учреждений и организаций социума. Такая интеграция, по нашему убеждению, должна строиться на принципах равноправного партнерства и сотрудничества, добровольности, взаимной ответственности и обязательности выполнения партнерами договоренностей. Формами интеграции выступают социальное партнерство и сетевое взаимодействие.

Организация сетевого взаимодействия способствует распределению обязанностей и ресурсов для решения общей задачи, предоставляет возможности для проявления инициативы каждому участнику взаимодействия, определения возможных способов решения поставленной задачи. Сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс Центра образования за счет ресурсов других учреждений: органов внутренних дел, учреждений культуры, физической культуры и спорта, учреждений дополнительного образования и др.

Следует отметить особую роль в социально-культурной и культурно-образовательной среде Центра образования учреждений дополнительного образования, предназначением которых является решение проблем воспитания опосредованно, через создание социально-психологической и социально-культурной среды, включение личности в различные виды социально-культурной деятельности. Это важно для трудных подростков, которые, не получив должного признания в семье или школе, стремятся объединиться в неформальные группы. Мы считаем, что вовлечение учащихся Центра в различные творческие объединения, организуемые учреждениями дополнительного образования, может стать одним из путей организации их досуга. Не менее важной задачей Центра является организация внеурочной деятельности обучающихся, позволяющей формировать у них положительный социальный опыт, включать их в социально значимую систему взаимоотношений [2].

В решении задачи профилактики девиантного поведения учащихся Центра важную роль также играет взаимодействие с представителями общественных организаций и бизнеса, особенно в организации физкультурно-спортивной работы.

Создание социально-культурной среды образовательного учреждения как целостной системы предполагает достижение высокого уровня взаимодействия всех заинтересованных лиц, организаций, предприятий и учреждений. Именно сетевое взаимодействие и социальное партнерство способствуют эффективному обучению учащихся умениям самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности, формированию их конкурентоспособности.

Реализация интегративного и средового подходов предполагает, по нашему мнению, взаимодействие образовательного учреждения с семьей и социумом. Центр образования поэтому постепенно становится центром досуга, местом семейного отдыха, открытым в будние и воскресные дни, организатором воспитательного процесса с привлечением образовательного сообщества к решению экономических и культурных проблем микрорайона и города.

Функционирование Центра образования № 2 г. Чебоксары в соответствии с названными выше подходами дало положительные результаты.

Традиционными мероприятиями стали в Центре проводимые классными руководителями встречи со специалистами в области права (инспекторами по делам несовершеннолетних) и медицинскими работниками. Проведены беседы, направленные на профилактику наркомании, табакокурения, алкоголизма, обсуждение вопросов дисциплины учащихся и предотвращения правонарушений на родительских собраниях и др. Учащиеся самостоятельно проводят различные социальные акции, такие как «День борьбы с курением», где убеждают сверстников в необходимости отказа от этой вредной привычки.

Отличительной особенностью деятельности Центра является широкое взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов. Регулярно проводятся акции «Полиция и дети», «Сообщи, где торгуют смертью», организуются встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних и оперуполномоченными УФСКН, в ходе которых учащимся разъясняются законы и статьи УК РФ, демонстрируются фильмы о вреде наркотиков и психоактивных веществ.

В Центре создан Совет по профилактике правонарушений, на заседаниях которого рассматриваются вопросы дисциплины учащихся, нарушений ими устава, посещаемости и успеваемости. В работе совета принимают участие инспекторы по делам несовершеннолетних, родители учащихся, социальные педагоги. Подростки, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и внутришкольном профилактическом учете, активно привлекаются к проведению внеучебных мероприятий, что способствует их занятости во внеурочное время.

В целом в Центре проведено более ста бесед с учащимися по проблемам посещаемости, успеваемости, опозданий на занятия; беседы для родителей по вопросам помощи семье в социальной адаптации учащихся; беседы для учителей по вопросу оказания социально-педагогической помощи в работе с классом и родителями учащихся; направлены ходатайства в отделы и комнаты по делам несовершеннолетних; учащихся посещали на дому для выявления трудностей в поведении и обучении, составления социального паспорта класса.

Проведенная работа способствовала некоторому сокращению числа преступлений и правонарушений, совершенных учащимися Центра. Однако следует отметить, что значительной проблемой остаются пропуски занятий учащимися, которые напрямую связаны с правонарушениями. Ежемесячный контроль посещаемости показывает неэффективность методов и приемов работы классных руководителей по повышению уровня посещаемости. Недостаточно активно ведется работа с родителями учащихся, пропускающих занятия, сотрудничество с советом профилактики.

Резюме. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что основными наиболее эффективными направлениями работы педагогического коллектива Центра образования по профилактике девиантного поведения подростков являются:

- информирование подростков о законодательстве России в области правонарушений (классные часы);

- профилактические беседы о влиянии наркотических веществ на психику человека;

- работа с родителями подростков с девиантным поведением;

- взаимодействие с органами внутренних дел.

К основным особенностям профилактической работы, проводимой Центром образования, можно отнести:

- работа с контингентом обучающихся, разнородным по социальному и возрастному составу;

- наличие среди обучающихся значительного числа подростков с различной степенью педагогической запущенности;

- необходимость проведения специальных мер по обеспечению регулярного посещения обучающимися учебных занятий.

Таким образом, теоретическое исследование показало, что работа по профилактике девиантного поведения подростков, обучающихся в Центре образования, требует существенной модернизации, наполнения новым содержанием, использования потенциала социально-культурной деятельности и ситуативного проектирования в данном процессе, совершенствования работы всего педагогического коллектива по профилактике правонарушений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акунина Ю. А. Социально-культурные условия профилактики деструктивных протестных настроений среди молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ). - 2012. - № 4. - С. 110-114.

2. Гаврилова Н. Г., Хрисанова Е. Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности учащихся сельской школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 2(90). - С. 115-122.

3. Кулиш Т. В., Павлов И. В. Формирование толерантности как фактор снижения уровня деструктивного поведения у студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 4(88). - С. 141-148.

4. Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних : учебное пособие. - Ростов н /Д. : Феникс, 2000. - 384 с.

5. Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - Киев : Политиздат Украины, 2007. - 215 с.

6. Павлов И. В., Филиппова В. П. Предупреждение и преодоление девиантного поведения младших школьников. - Чебоксары : ЧКИ РУК, 2014. - 136 с.

7. Плахотнюк Ю. И. Предупреждение девиантного и преступного поведения несовершеннолетних // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2(58), т. 1. - С. 278-280.

8. Попова Е. М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся профессиональных образовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2011. - 253 с.

9. Тенюкова Г. Г., Хрисанова Е. Г. Организация внеаудиторной музыкально-творческой деятельности будущих педагогов-музыкантов в структуре культурно-образовательной среды вуза // Мир науки, культуры и образования. - 2014. - № 1(44). - С. 168-169.

10. Фортова Л. К. Педагогическая профилактика неадаптивного поведения несовершеннолетних в современном социуме. - М. : ВЮИ ФСИН России, 2011. - 147 с.

Вестник ^TnY vm. H. H. Xmeneea. 2017. № 1(93)

UDC 376.58:374.7

A. V. Krasnova

ON THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR OF STUDENTS AT EDUCATIONAL CENTER

Educational Center № 2, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to one of the most pressing problems of upbringing of the younger generation for the prevention of deviant behavior in youth environment. Restructuring of the company, the change of values had a negative impact on the formation of the attitudes of adolescents, led to the weakening of their social immunity. The result was an increase in the number of crimes committed by minors. The prevention of delinquency of adolescents and youth, prevention of deviations in behaviour is of great importance for the state and society in general and education in particular. The solution to this problem requires careful study of the nature and causes of deviant behaviour, identification of the forms and methods of educational work which could be effective for the prevention and elimimnation of deviations in the behaviour of adolescents and young adults. The aim of the study is to examine the problems in the practical work of educational centers created as a result of reorganization of evening (shift) schools and their mergers with institutions of additional education.

Keywords: prevention, deviant behaviour, students, educational center, aspects of educational work.

REFERENCES

1. Akunina Ju. A. Social'no-kul'turnye uslovija profilaktiki destruktivnyh protestnyh nastroenij sredi molodezhi // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv (MGUKI). - 2012. - № 4. - S. 110-114.

2. Gavrilova N. G., Hrisanova E. G. K voprosu ob organizacii vneurochnoj dejatel'nosti uchashhihsja sel'skoj shkoly // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2016. - № 2(90). - S. 115-122.

3. Kulish T. V., Pavlov I. V. Formirovanie tolerantnosti kak faktor snizhenija urovnja destruktivnogo povedenija u studentov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. - № 4(88). - S. 141-148.

4. Maksimova N. Ju. Psihologicheskaja profilaktika alkogolizma i narkomanii nesovershennoletnih : uchebnoe posobie. - Rostov n /D. : Feniks, 2000. - 384 s.

5. Min'kovskij G. M., Tuzov A. P. Profilaktika pravonarushenij sredi nesovershennoletnih. - Kiev : Politizdat Ukrainy, 2007. - 215 s.

6. Pavlov I. V., Filippova V. P. Preduprezhdenie i preodolenie deviantnogo povedenija mladshih shkol'ni-kov. - Cheboksary : ChKI RUK, 2014. - 136 s.

7. Plahotnjuk Ju. I. Preduprezhdenie deviantnogo i prestupnogo povedenija nesovershennoletnih // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 2(58), t. 1. - S. 278-280.

8. Popova E. M. Pedagogicheskoe obespechenie profilaktiki deviantnogo povedenija obuchajushhihsja pro-fessional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2011. - 253 s.

9. Tenjukova G. G., Hrisanova E. G. Organizacija vneauditornoj muzykal'no-tvorcheskoj dejatel'nosti bu-dushhih pedagogov-muzykantov v strukture kul'turno-obrazovatel'noj sredy vuza // Mir nauki, kul'tury i obrazovani-ja. - 2014. - № 1(44). - S. 168-169.

10. Fortova L. K. Pedagogicheskaja profilaktika neadaptivnogo povedenija nesovershennoletnih v sovremen-nom sociume. - M. : VJuI FSIN Rossii, 2011. - 147 s.

© Krasnova A. V., 2017

Krasnova, Alevtina Vasilyevna - Deputy Director, Educational Center № 2, Cheboksary, Russia; e-mail: alevt.krasnova2015@yandex.ru

The article was contributed on November 24, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.