с? -
Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2019. Т. 28. С. 35-42
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru
УДК 159.973
Б01 https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.35
Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков
Т. Г. Киселева
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Ярославль, Россия
Аннотация. Рост числа противоправных действий, совершаемых подростками, требует всестороннего анализа проблемы. В статье представлены результаты исследования социальных девиаций. В перечень анализируемых факторов включены интеллектуальное развитие, социальный статус семьи, социометрический статус и др. Факторный анализ результатов показал ведущую роль интеллектуальной недостаточности в процессе возникновения социальных девиаций. На втором этапе проводилось сравнение подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, со сверстниками, демонстрирующими социально одобряемое поведение. Экспериментальную выборку 1 составили подростки с сохранным интеллектом, а выборку 2 - подростки со сниженным интеллектом. По результатам исследования сформулированы выводы и рекомендации по профилактике социальных девиаций у подростков.
Ключевые слова: подростки, социальные девиации, интеллектуальная недостаточность, профилактика девиаций у подростков.
Для цитирования: Киселева Т. Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 35-42. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.35
Введение
В настоящее время в обществе происходят глубокие изменения - кризис экономики, образования и культуры, что порождает волнения в обществе, маргинальные явления, утрату ценностных ориентиров. Наиболее остро проблема девиаций проявляется в подростковом возрасте, особенно среди подростков со сниженным интеллектом. Подростковый возраст даже для человека с сохранным интеллектом является одним из самых трудных и сложных, так как серьезно изменяются условия жизнедеятельности, происходит перестройка психики, появляется целый ряд новообразований, новых форм взаимодействия со сверстниками. Для подростка со сниженным интеллектом принять и пережить этот возраст еще сложнее.
Наименее защищенные группы лиц, к которым можно отнести подростков со сниженным интеллектом, в значительной степени подвержены риску возникновения социальных отклонений. Именно они составили объект нашего исследования, причем мы имеем дело с двойным отклонением -в интеллектуальной и социальной сферах.
Ребенок с особыми образовательными потребностями (ООП) имеет меньше социальных возможностей адаптации по сравнению с другими детьми, подростки с нарушениями в интеллектуальной сфере в полной мере могут быть отнесены к этой категории лиц. При этом хочется подчеркнуть, что коррекционная работа, как правило, сосредоточена на детях дошкольного и младшего школьного возраста, а к подростковому возрасту интенсивность коррекции снижается, что и приводит к росту социальных девиаций [Агавелян, 2004; Психологические особенности детей ... , 2007; Соколова, 2004].
Целью исследования ставилось выявление наиболее типичных форм девиаций у подростков со сниженным интеллектом, для того чтобы далее можно было адресно и эффективно проводить профилактическую и коррек-ционную работу с такими подростками.
Постановка проблемы
Существует множество вариантов понимания термина «девиация»:
- отношение общества к поведению как отклонению от нормы. Так, Я. И. Гилинский под девиацией понимал социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте;
- определенный статус человека в обществе, продукт социальной оценки определенных действий человека, которые, по мнению И. А. Громова, задают вектор поведения и деятельности [Гилинский, 2007; Громов, 2003].
Неоднозначность понятия «девиация» приводит к существованию множества классификаций девиантного поведения по различным основаниям. Наибольшей популярностью пользуется классификация Г. Беккера [Бек-кер, 1998], основанием которой служит уровень общественной значимости и ущерба от отклонения индивида. В связи с этим все виды девиантного поведения можно разделить на две большие группы - первичные и вторичные. Первичные девиации несут минимальный ущерб для общественной жизни и остаются в рамках социальной роли человека (например, неуплата за проезд в общественном транспорте). Ко вторичным девиациям относятся те виды поведения, которые объективно нарушают более масштабные социальные нормы: пьянство, преступность, алкоголизм, наркомания и др. Теории девиации могут быть сопряжены с учением Л. С. Выготского о первичном, вторичном и третичном дефекте.
Чем тяжелее нарушения в интеллектуальной сфере, тем опаснее последствия социальных девиаций, поэтому необходимость коррекционно-профилактической работы не вызывает сомнения. Кроме сниженного интеллекта, существует широкий спектр социальных причин девиаций: недостатки воспитания, неполные семьи, страх наказания, недостаточность внимания, подростковый конформизм и повышенная внушаемость, эмоциональная неуравновешенность как взрослых, так и самих подростков [Залыгина, 2013; Клейберг, 2017]. Основная цель специалистов, работающих с подростками с ООП, - помочь им найти свое достойное место в современном обществе, снизить риски и трудности приспособления, поэтому профи-
лактика различных форм девиантного поведения и их коррекция у подростков групп социального риска сегодня является необходимым и актуальным направлением коррекционно-развивающей работы [Рождественская, 2016; Смолева, 2014].
Методы исследования
В ходе эмпирического исследования нами были использованы следующие диагностические методики:
- тест интеллектуального потенциала;
- скрининговый невербальный монометрический тест общего интеллекта, предназначенный для детей в возрасте от 7 до 18 лет, разработанный в НИПНИ им. Бехтерева Л. И. Вассерманом, Т. В. Чередниковой, О. Ю. Щелко-вой, Е. Е. Малковой, Е. И. Ананьевой на основе теста интеллекта П. Ржичана;
- тест «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (автор А. Н. Орел), который позволяет выявлять предрасположенность к тем или иным девиациям в поведении подростков, включает в себя семь шкал: установки на социальную желательность; склонности к преодолению норм и правил; склонности к аддиктивному поведению; склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонности к агрессии и насилию; волевого контроля эмоциональных реакций; склонности к делин-квентному поведению;
- тест «Диагностика агрессивности детей (опросник Басса - Дарки)»;
- тест Hand-test Э. Вагнера в адаптации Т. Н. Курбатовой;
- методика измерения самооценки Дембо - Рубинштейн для подростков;
- социальные паспорта обучающихся.
Результаты
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя школа № 7» и выполнялось по запросу администрации школы и классных руководителей. Общий объем выборки составил 81 человек в возрасте от 13 до 16 лет, из них подростков со сниженным интеллектом - 15 человек.
Для выявления причин девиантного поведения были выдвинуты гипотезы, одна из которых касалась сниженного интеллекта. Для ее проверки вся параллель 7-9-х классов выполняла тест интеллектуального потенциала. У 15 подростков результаты оказались в диапазоне 13-15 сырых баллов, что соответствует 79-82 баллам по шкале IQ. Заметим, что из 15 выявленных подростков только четверо в начальной школе проходили психолого-медико-педагогическую комиссию и отметили, что им выдавалось заключение, но позднее они обследование проходить не стали.
Кроме оценки уровня интеллектуального развития, были собраны социальные паспорта обучающихся, итог анализа которых оказался следующим: 13 % подростков было из многодетных семей, 23 % - из неполных семей, 2 % проживают в семьях опекунов, 31 % - из малообеспеченных семей, 1 % подростков имеет инвалидность, 3 % не имеют гражданства Российской Федерации.
В данной статье будут представлены только выводы, касающиеся подростков со сниженным интеллектом. Гендерное соотношение мальчиков и девочек в выборке составило 2:1, что отражено на рис. 1.
О Мужской □ Женский
Рис. 1. Гендерное соотношение выборки
Все показатели теста «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» у испытуемых оказались выше средних значений (склонность к преодолению норм и правил, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, волевой контроль эмоциональных реакций, а также склонность к делинквентному поведению). Это говорит об общей предрасположенности подростков со сниженным интеллектом к таким формам девиантного поведения, как преступность, наркотизм, алкоголизм и суициды, при этом стоит отметить гендерный дисбаланс: наиболее выражены эти показатели у мальчиков (табл.). Мы связываем эту закономерность с проявлениями соперничества, стремлением доминировать с помощью силы.
Таблица
Результаты теста СОП
Показатели Социально желательные ответы Склонность к преодолению норм и правил Склонность к аддиктив-ному поведению Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению Склонность к агрессии и насилию Волевой контроль эмоциональных реакций Склонность к делинквент-ному поведению
Средние значения 3,00 10,71 18,13 10,76 14,33 9,87 14,40
Подростки со сниженным интеллектом считают вполне нормальным, допустимым употребление табака, алкоголя, легких наркотиков. Некоторые из опрошенных, хвастаясь перед экспериментатором, сказали, что имеют опыт употребления не только алкоголя, но и наркотиков, знают места распространения. Недостаток интеллекта не позволяет этим подросткам просчитывать последствия своих слов и действий, они рискуют быть втянутыми в распространение наркотиков. Ниже представлены результаты ответов на вопросы для выявления наркотизма и алкоголизма (рис. 2).
Известия Иркутского государственного университета Серия «Психология». 2019. Т. 28. С. 35-42
□ Положит ельный ответ
□ Отрицате льный ответ
Склонность к Склонность к алкоголизации наркотизации
Рис. 2. Результаты ответов для выявления формы наркотизма
Получены интересные, но противоречивые данные: показатели вербальной агрессии и чувства вины у испытуемых превышают норму. Мы полагаем, что при сравнении себя со сверстниками подросток даже со сниженным интеллектом замечает, что по многим качествам он проигрывает сверстникам, что не позволяет ему встать наравне с ними. Реакция агрессии в таком случае носит характер психологической защиты, позволяя хоть в чем-то утвердиться перед сверстниками. Чувство вины на уровне выше среднего говорит о сохранности морально-нравственной сферы, которая выполняет функцию сдерживания агрессии, к сожалению, после совершения агрессивных действий. Эта особенность позволяет выстраивать работу с подростками со сниженным интеллектом по социализации и социальной адаптации.
Подросткам данной группы свойственна эмоциональная и психическая незрелость, что вызывает некоторые опасения, потому что они не умеют и не всегда могут контролировать свои эмоции, что подтверждается показателями по шкале волевого контроля. Открытая демонстрация агрессии, гнева легко переходит для подростка в привычку, он чаще вступает в конфликты, не контролируя поведенческие проявления эмоциональных реакций. Сниженная скорость интеллектуальных процессов по переработке поступающей информации сочетается с высокой импульсивностью, склонностью немедленно проявить свои отрицательные эмоции. Такие аффективные реакции могут приводить в перспективе к делинквентным поступкам, за которые последует серьезное наказание.
Кроме того, составляя психологический портрет подростка со сниженным интеллектом, стоит обратить внимание на завышенную, слабодиффе-ренцированную самооценку, сочетающуюся с высокими, слабодифференци-рованными притязаниями. Это свидетельствует о том, что подростки «закрыты» для внешнего опыта, нечувствительны к своим ошибкам, замечаниям окружающих. Подобная ситуация с самооценкой является непродуктивной, препятствует обучению, социальному научению и конструктивному личностному развитию.
Поиск точек опоры для проведения коррекционно-развивающих мероприятий показал, что большинство испытуемых стремятся исключительно к материальному благосостоянию, при этом для девочек-подростков существует культ внешней красоты и привлекательности, а для мальчиков -стремление к самоутверждению через совершение экстремальных действий, излишняя демонстративность и одновременно боязнь проявить несостоятельность.
Несмотря на то что портрет подростка со сниженным интеллектом получился не очень привлекательным, эти дети нуждаются в психолого-педагогической, социально-педагогической и коррекционно-развивающей помощи. Количество таких подростков постоянно увеличивается, поэтому возникает вопрос: профессиональное сообщество учителей-дефектологов готово работать с этой возрастной группой? Развитие данного вопроса может быть темой отдельного исследования.
Выводы
Подводя итоги исследования, можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, подростки со сниженным интеллектом являются группой повышенного риска проявления различных социальных девиаций, причем мальчики демонстрируют большую предрасположенность к девиациям, чем девочки. Склонность к соперничеству и доминированию усиливает социальные риски этой категории подростков. Во-вторых, в силу интеллектуальных ограничений у таких подростков наблюдается снижение критичности к своим и чужим действиям, вплоть до полного игнорирования опасностей и последствий рискованного поведения. В-третьих, у подростков со сниженным интеллектом отмечен высокий уровень вербальной агрессии, являющейся механизмом психологической защиты у этих детей. Сохранное (в пределах нормы) чувство вины позволяет говорить о сохранности морально-нравственной сферы, которая выполняет функцию сдерживания агрессии, но, к сожалению, уже после совершения агрессивных действий. В-четвертых, подросткам данной группы свойственна эмоциональная и психическая незрелость, они не могут контролировать свои эмоции. Наконец, изучаемая категория подростков характеризуется высокой импульсивностью, завышенной, слабодифференцированной самооценкой, которая сочетается с высокими, слабодифференцированными притязаниями.
Опираясь на результаты исследования, представим рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы. На наш взгляд, необходимо направить усилия на:
1) формирование навыков сдерживания агрессивных импульсов и контроль эмоциональных реакций,
2) корректировку самооценки до адекватного уровня,
3) создание условий для социально одобряемых форм самоутверждения и соперничества (спорт, творчество),
4) формирование четкой системы запретов.
Список литературы
Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография. Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004. 412 с.
Беккер Г. Аутсайдеры. Исследования по социологии девиантности // Контексты современности. Казань : АБАК, 1998. С. 61-65.
Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб. : Юрид. центр Пресс, 2007. 525 с. Громов И. А. Западная социология. СПб. : Изд-во ДНК, 2003. 532 с. Залыгина Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. М. : Пропилеи, 2013. 196 с.
Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М. : Юрайт, 2017. 290 с. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / под ред. У. В. Ульенковой. СПб. : Питер, 2007. 304 с.
Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. М. : Юрайт; 2016. 120 с.
Смолева Е. О. Формирование девиантного поведения несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Гуманит. науч. исслед. 2014. № 9. URL: http://human.snauka.ru/ 2014/09/7741 (дата обращения: 28.02.2019).
Соколова Е. В. Трудности обучения и развития детей и подростков. Новосибирск : НГПУ, 2004. 288 с.
Intellectual Disability as the Cause of Adolescents' Social Deviations
T. G. Kiseleva
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl, Russian Federation
Abstract. Increase in wrongful acts committed by adolescents requires a comprehensive analysis of the problem. The paper presents the results of the study of social deviations. The factors analyzed included intellectual development, family social status, sociometric status and others. The factor analysis of the results revealed a key role of intellectual disability as the cause of social deviations. In the second stage there was the comparison of watch-list adolescents registered at the Commission of Minors' and Protection of Their Rights with their peers demonstrating socially approved norms of behavior. Sampling № 1included adolescents with preserved intelligence, sampling № 2 included intellectually disabled adolescents. Based on the findings, conclusions have been drawn and recommendations for preventive activities on social deviations of adolescents have been suggested.
Keywords: adolescents, social deviations, intellectual disability, preventive activities on social deviations of adolescents.
For citation: Kiseleva T.G. Intellectual Disability as the Cause of Adolescents' Social Deviations. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, vol. 28, pp. 35-42. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.35 (in Russian)
References
Agaveljan O.K. Sovremennye teoreticheskie i prikladnye aspekty special'noj psihologii i korrekcionnoj pedagogiki: monografija [Modern theoretical and applied aspects of special psychology and correctional pedagogy]. Novosibirsk, NIP-KiPRO Publ., 2004, 412 p. (in Russian)
Bekker G. Autsajdery. Issledovanija po sociologii deviantnosti [Outsiders. Research on the sociology of deviance]. Kazan', ABAK Publ., 1998, 161 p. (in Russian)
Gilinskij Ja. Deviantologija: sociologija prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih "otklonenij" [Deviantology: a sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicide, and other "deviations"]. Saint-Petersburg, Juridicheskij centr Press Publ., 2007, 525 p. (in Russian)
Gromov I. A. Zapadnaja sociologija [Western sociology]. Saint-Petersburg, DNK Publ., 2003, 532 p. (in Russian)
Zalygina N. A. Addiktivnoe povedenie molodezhi: profilaktika i psihoterapija zavisi-mostej [Addictive behavior of young people: prevention and psychotherapy of addictions]. Moscow, Propilei Publ., 2013, 196 p. (in Russian)
Klejberg Ju. A. Psihologija deviantnogo povedenija [Psychology of deviant behavior]. Moscow, Jurajt Publ., 2017, 290 p. (in Russian)
Rozhdestvenskaja N. A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov [Deviant behavior and the basics of its prevention in adolescents]. Moscow, Jurajt Publ.; 2016, 120 p. (in Russian)
Smoleva E.O. Formirovanie deviantnogo povedenija nesovershennoletnih [Formation of deviant behavior of minors]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanities scientific researches], 2014, no 9. Available at: http://human.snauka.ru/2014/09/7741 (date of access: 28.02.2019) (in Russian)
Sokolova E.V. Trudnosti obuchenija i razvitija detej i podrostkov [The difficulties of learning and development of children and adolescents]. Novosibirsk, NGPU Publ., 2004, 288 p. (in Russian)
Ul'enkova U.V. Psihologicheskie osobennosti detej i podrostkov s problemami v razvitii: izuchenie i psihokorrekcija [Psychological features of children and adolescents with developmental problems: study and psychocorrection]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2007, 304 p. (in Russian)
Киселева Татьяна Геннадьевна
кандидат психологических наук, доцент декан дефектологического факультета Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108/1 e-mail: [email protected]
Kiseleva Tatyana Gennadievna
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Dean of the Speech Pathology Faculty Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky 108/1, Republicanskaya st., Yaroslavl, 150000, Russian Federation e-mail: [email protected]
Дата поступления: 25.03.2019 Received: March, 25, 2019