Научная статья на тему 'Соотношение феномена агрессивности и девиантного поведения у подростков'

Соотношение феномена агрессивности и девиантного поведения у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3114
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФОРМЫ АГРЕССИИ / СКЛОННОСТЬ К ПРЕОДОЛЕНИЮ НОРМ И ПРАВИЛ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ / ВОЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ / DEVIANT BEHAVIOR / THE FORMS OF AGGRESSIONS / THE TENDENCY TO VIOLATE THE RULES AND REGULATIONS / ADDICTIVE BEHAVIOR / THE LEVEL OF AGGRESSION / VOLITIONAL CONTROL OF EMOTIONAL REACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мишкина Е. И., Рычкова Л. С., Виноградова Н. В.

Изучено соотношение феномена агрессивности и девиантного поведения у подростков с помощью методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, проведен анализ каждой из шкал опросника. Установлены особенности агрессивного поведения у подростков с различной склонностью и проявлениями девиаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF THE PHENOMENON OF AGGRESSION AND DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

The article presents the research results on the correlation between aggression and deviant behavior of adolescents. The study used the methods of diagnosing susceptibility to behavioral disorders and deviations. The analysis of the results for each scale was done. The study identified specific features of the aggressive characteristic of adolescents with different levels of behavior disorders.

Текст научной работы на тему «Соотношение феномена агрессивности и девиантного поведения у подростков»

УДК 37.013.77 ББК Ю 984

СООТНОШЕНИЕ ФЕНОМЕНА АГРЕССИВНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Е.И. МИШКИНА - НИУ ФГБОУ ЮУрГУ Л.С. РЫЧКОВА - НИУ ФГБОУ ЮУрГУ Н.В. ВИНОГРАДОВА - НИУ ФГБОУ ЮУрГУ E-mail: rychkovaly@mail.ru

Аннотация

Изучено соотношение феномена агрессивности и девиантного поведения у подростков с помощью методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, проведен анализ каждой из шкал опросника. Установлены особенности агрессивного поведения у подростков с различной склонностью и проявлениями девиаций.

Ключевые слова: девиантное поведение, формы агрессии, склонность к преодолению норм и правил, аддиктивное поведение, уровень агрессивности, волевой контроль эмоциональных реакций.

Одной из форм девиации в современном обществе, где ломаются привычные устои в экономике и сознании, можно считать нарастание агрессивности этого общества в целом и отдельной личности в частности. Наиболее остро процесс различных дезадаптационных состояний проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.

Демократизация образования остро поставила вопросы развития активности, нравственности, способностей ее граждан. Успешность решения этих задач во многом обусловлена тем, как отразятся происходящие перемены в школьной жизни. Одной из проблем, стоящих на пути исследователей, является важность диагностики агрессии детей в общеобразовательных учебных заведениях, как фактора риска в становлении девиантного поведения. Эта проблема все больше интересует психологов, учителей и родителей. Целью настоящего исследования явилось изучение соотношения проявлений феномена агрессивности в различных ее формах и вариантах и склонности к девиатному поведению у подростков.

Материал и методы исследования. Исследовались подростки общеобразовательной школы в возрасте 13 - 14 лет в количестве 40 человек (27 мальчиков, 13 девочек). Гипотетически предполагалось, что подростки с высоким показателем склонности к девиантному поведению проявляют более грубые и выраженные формы агрессии, чем подростки с низкими показателями уровня склонности к девиантному поведению. В качестве основной использовалась методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП). Автор - А.Н. Орел. Методика состоит из двух вариантов - мужского (97 вопросов) и женского (107 вопросов) опросников. Ответы испытуемых распределяются по шести шкалам: 1 - шкала установки на социально-желательные ответы; 2 - шкала склонности к преодолению норм и правил; 3 - шкала склонности к аддиктивному поведению; 4 - шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 5 - шкала склонности к агрессии и насилию; 6 - шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Также использовались методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого), а для исследования склонности к открытому

агрессивному поведению применялась проективная методика исследования личности -«Hand test» («тест руки») Э. Вагнера.

Результаты исследования. Работа проводилось в три этапа. На первом этапе все испытуемые были исследованы с помощью методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) с целью выявления показателей уровня тенденции к девиантному поведению. На втором этапе испытуемые были разделены на две группы: 1 - склонные к девиантному поведению и 2 - не склонные к девиантному поведению. На третьем изучались особенности агрессивного поведения подростков обеих групп и проводился сравнительный анализ полученных данных с целью подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы.

На первом этапе исследования результаты, полученные по методике СОП, были усреднены в целом по выборке мальчиков и по выборке девочек и по каждой из 8-ми шкал методики. Ответы испытуемых были распределены по трем группам значений по каждой шкале. Первую группу значений составили ответы подростков с наиболее высокими баллами, что характеризует соответственно высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению, данную группу можно назвать «группой риска».

Во вторую группу значений были отнесены ответы подростков со средними показателями по всем шкалам. Такие подростки могут относиться (по определенным шкалам) как к «группе риска», так и к группе с низким уровнем склонности к девиантному поведению. Это так называемый «критический» уровень. Третью группу значений составили подростки с низкими показателями по всем шкалам, что соответствует, низкому уровню склонности к отклоняющемуся поведению. Ниже приводится тщательный анализ каждой из шкал методики СОП.

«Шкала установки на социально-желательные ответы» - анализ данной шкалы показал, что ответы 70 % испытуемых попали в область низких значений и 25 % испытуемых - в область средних значений. В область высоких значений попали ответы 5 % испытуемых. Полученные данные, на наш взгляд, могут свидетельствовать о достоверности полученных экспериментальных данных, а также о том, что испытуемые отвечали искренне и с желанием.

«Шкала склонности к преодолению норм и правил». Из 40 подростков -72,5 % испытуемых набрали высокие значения по указанной шкале. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что эти подростки стремятся действовать вопреки установленным нормам и правилам, что, несомненно, ведет к отклоняющемуся поведению. 15 % испытуемых набрали средние значения по данной шкале. Такие подростки, при неблагоприятных социальных условиях могут, как и подростки первой группы нарушить установленные обществом правила и нормы.

Наиболее типичные выборы вариантов ответов у мальчиков по данной шкале были следующими: «Я не ценю в людях осторожность и осмотрительность», «Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы», «Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе» и другие. Девочки отвечали так: «Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся», «Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу» и т.д.

«Шкала склонности к аддиктивному поведению». 60 % испытуемых набрали высокие значения по данной шкале. Такие подростки, как правило, наиболее склонны к совершению различных проступков; они первыми могут начать драку, спровоцировать ссору или конфликт. 17,5 % испытуемых набрали средние значения и 22,5 % подростков набрали низкие значения по данной шкале.

Наиболее часто мальчики предпочитали следующий выбор вариантов ответов: «Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет», «Я часто испытываю потребность в острых ощущениях» и т.д. Ответы девочек: «Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь», «Некоторые люди побаиваются меня» и другие.

«Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению». Из 40 человек только 47,5 % испытуемых набрали высокие значения по данной шкале. 30 % испытуемых - средние значения, и 22,5 % испытуемых - низкие значения по данной шкале. Наиболее часто мальчики выбирали следующие варианты ответов: «Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях», «Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили» и другие. Ответы девочек заключались в следующем: «Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию», «Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни» и другие. «Шкала склонности к агрессии и насилию». Из 40 подростков 62,5 % испытуемых набрали высокие значения по данной шкале. 20 % испытуемых набрали средние значения по данной шкале. И только 7 человек из 40, из них 4 девочки и 3 мальчика попали в область низких значений, что свидетельствует о низком уровне склонности к отклоняющемуся поведению. Наиболее типичные ответы подростков «группы риска»: «Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю», «Я получаю удовольствие от ощущения риска» и т. д.

«Шкала волевого контроля эмоциональных реакций». 45 % испытуемых набрали высокие значения по данной шкале. 35 % испытуемых набрали средние значения. 20 % подростков набрали низкие значения по данной шкале.

«Шкала склонности к делинквентному поведению». 52,5 % испытуемых показали высокие значения по данной шкале. 22,5 % испытуемых набрали средние значения. 25 % подростков оказались в зоне низких значений по данной шкале. Для подростков «группы риска» наиболее типичным был выбор следующих ответов: «Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно», «Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы», «Я с удовольствием смотрю боевики» и другие. «Шкала принятия женской социальной роли». Данная шкала учитывается только при опросе девочек. Чем выше показатель по данной шкале, тем более принимаема девочками социальная роль женщины. Из 13-ти испытуемых 53,8 % девочек набрали высокие значения по данной шкале. 15,4 % девочек набрали средние значения. 30,8 % девочек попали в область низких значений по данной шкале, что может свидетельствовать, на наш взгляд, об их высоком уровне склонности к отклоняющемуся поведению. Ответы девочек «группы риска» выглядят следующим образом: «Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться», «Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни» и др.. На втором этапе исследования в соответствии с результатами методики СОП все испытуемые были разделены на три группы: первая (60%;n=24) - склонные к девиантному поведению подростки (дети «группы риска»); вторая (22,5%; n=9) - подростки, в определенных ситуациях проявляющие девиантное поведение; третья (17,5%; n=7) - не склонные к девиантному поведению. Общее количество испытуемых в трех группах - 40 подростков.

На третьем этапе исследования изучено соотношение особенностей агрессивного поведения подростков всех трех групп с соответствующими индексами и формами агрессивного поведения, которые были получены с помощью методики диагностики показателей видов и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого).

Анализ результатов по методике Басса-Дарки выявил существенные различия в индексах и формах агрессивного поведения, а также в уровнях агрессивности у подростков с разным уровнем склонности к девиантному поведению, что подтверждает выдвинутую гипотезу. С целью изучения склонности к открытому агрессивному поведению нами была использована методика Э. Вагнера «Иапё test». Было высчитано среднее значение по показателю I - склонность к открытому агрессивному поведению в каждой группе подростков. Результаты по данной методике были сопоставлены с результатами опросника СОП и по методике Басса-Дарки с помощью статистического критерия - коэффициента ранговой корреляции r Спирмена.

Анализ результатов выявил, что показатели склонности к открытому агрессивному поведению значимо отличаются в трех группах, то есть подростки, склонные к девиантному поведению являются более агрессивными, по сравнению с подростками не проявляющими признаки девиантного поведения, что еще раз подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В целом, значения показателя склонности к открытому агрессивному поведению у мальчиков выше, чем у девочек в обеих группах.

Таким образом, соотношение проявлений феномена агрессивности у подростков с разным уровнем склонности к девиантному поведению свидетельствует о существенном различии значений, полученных по всем использованным методикам во всех изученных группах. Анализ результатов позволяет предположить, что высокий уровень склонности к девиантному поведению оказывает существенное влияние на уровень агрессивности у подростков. Но вместе с тем, воспитание ребенка в неблагоприятных семейных условиях, а именно постоянные наказания, жестокое обращение с подростками, а также деформированные типы воспитания, такие как, безнадзорность, вседозволенность, авторитарность лишь усугубляют агрессивное поведение у подростков.

Кроме того, на агрессивность подростков не может не влиять общий уровень состояния нашего общества: доступность алкоголя, наркотиков и сигарет их реклама, сюжеты насилия на телевидении и т.д.. Так, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. Но агрессия отнюдь не является неизбежной. Более того, известны многочисленные способы предотвращения или снижения количества случаев и форм ее проявления. Поэтому необходимо вовремя научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями, занять его интересным делом и никогда не воспитывать в атмосфере распущенности и жестокости.

Список литературы

1. Вахромов Е.Е. Особенности взаимоотношения психолога с подростком в процессе психолого-педагогической реабилитации// Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы международной научно-практической конференции/ Под общ. ред. Я. Л. Коломинского: в 2-х ч. Ч. 1. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 2002

2. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: ИЦ «Академия», 2004

3. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. - СПб.: Изд-во ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002

4. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. - СПб.: Питер, 2005

5. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие. -Челябинск.: ИЦ ЮУрГУ, 2013

6. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004

CORRELATION OF THE PHENOMENON OF AGGRESSION AND DEVIANT

BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

C.I. MISHKINA - SRUFSBEISUSU L.S. RYCHKOVA - SRU FSBEI SUSU N. V. VINOGRADOVA - SRU FSBEI SUSU

Abstract

The article presents the research results on the correlation between aggression and deviant behavior of adolescents. The study used the methods of diagnosing susceptibility to behavioral disorders and

deviations. The analysis of the results for each scale was done. The study identified specific features of the aggressive characteristic of adolescents with different levels of behavior disorders.

Keywords: deviant behavior, the forms of aggressions, the tendency to violate the rules and regulations, addictive behavior, the level of aggression, volitional control of emotional reactions.

References

1. Vahromov E.E. The Particularities of the relation of the psychologist with teenager in process psychology-pedagogical rehabilitation // Theoretical and applied problems to psychologies: Material international scientifically-practical conference / Y.L. Kolominskogo: in 2-h ch. CH. 1. -Minsk: BGPU M. Tank, 2002.

2. Zmanovskaya E.V. Deviantology: Psychology of the deviation behavior: schollbook. - 2-e izd. -Moscow.: Publish center «Аcademy», 2004

3. Komer R. Pathology psychology of behavior. Disorders and pathology. - Saint Petersburg: Publish center «PRAYM-EVROZNAK», 2002.

4. Kurtysheva M.A. How can we save children psychological health? - Saint Petersburg: Publish center «Peter», 2005ro

5. Rychkova L.S. Psychology of the deviation behavior: schoolbook. - Chelyabinsk.: Publish center SUSU, 2013

6. Shilova T.A. Diagnostic psychology-social children's and adolescent's adaptation disorder: Practical tutorial. - Moscow.: Publish center «Ayris-press», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.