УДК 376.5
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
У ПОДРОСТОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И.С. Бубнова, А.Г. Терещенко
Аннотация. Гендерную идентичность можно рассматривать и как базовую структуру социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, и как осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерной идентичности у подростков-девиантов. В статье показано, что у подростков-девиантов с несформированным типом гендерной идентичности отмечается высокий уровень ситуативной и межличностной тревожности, различные тенденции к девиациям.
Ключевые слова: гендерная идентичность, подросток, фемининность, маскулинность, тревожность, девиация.
FEATURES OF GENDER IDENTITY AMONG
ADOLESCENTS DEVIANT BEHAVIOR
I. Bubnova, А. Tereshchenko
Abstract. Gender identity can be seen as base structure of social identity which characterizes a person from the point of view of his belonging to male or female group and as perception of oneself according to the cultural definitions of manliness or femininity. The authors present the results of empirical investigation of gender identity of teenagers-deviants. It is demonstrated that teenagers-deviants with unformed type of gender identity have a high level of situational and interpersonal anxiety, the various tendencies to deviance.
Keywords, gender identity, teenager, femininity, manliness, anxiety, deviation.
Изменение сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей сегодня побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, среди которых - вопрос о специфике становления маскулинности и фемининности в процессе развития личности. В развитии и становлении личности все более значимым является формирование половой сферы и полоролевого поведения, а также адекватного отношения к своей гендерной роли и гендерной роли противоположного пола. С. Айвазов, О. Здравомыслов, М. Арутюнян, В.В. Абраменкова отмечают, что сегодня гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, указывая, что такие взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной гендерной идентичности, которая, в свою очередь, провоцирует агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.
В настоящей статье гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек. Гендерная идентичность главным образом задается распространенной в обществе системой половых ролей, которые ребенок усваивает в
процессе социализации. Фемининная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует доминирования, активности, даже агрессивности. Ярче всего проблемы формирования гендерной
идентичности проявляются в период полового созревания [4].
В настоящей статье освещаются результаты исследования, в котором приняли участие 64 подростка - учащихся школ г. Иркутска, состоящие на различных формах учета (внутришкольный учет, ОДН ОП-4, КДНиЗП, школьная служба наркопоста), из них: 26 девочек и 38 мальчиков. В ходе настоящего исследования были использованы следующие
психодиагностические методы: диагностика склонности к отклоняющемуся поведению СОП А.Н. Орел; поло-ролевой опросник С. Бем [2], методика «Маскулинность-Фемининность», тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и методика «Шкала социально-ситуативной тревожности» Кондаша.
Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения методики «Маскулинность -фемининность», мы установили, что неадекватный собственному полу тип гендерной
идентичности сформирован у 33% опрошенных мальчиков и 31% девочек, состоящих на различных формах учета. У таких подростков не сформированы мужские и женские качества, адекватные полу, наоборот, выявлена устойчивая тенденция к формированию фемининного типа гендерной идентичности у мальчиков и маскулинного типа гендерной идентичности у девочек.
Следующим шагом нашего исследования явилось изучение особенностей проявления тревожности у подростков с неадекватным полу типом собственной гендерной идентичности. Для изучения тревожности были использованы тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и методика «Шкала социально-ситуативной тревожности» Кондаша. Проведение данных методик позволило сформулировать следующие выводы. Подростки с неадекватным полу типом собственной гендерной идентичности тревожнее подростков с полоадекватным типом собственной гендерной идентичности.
Проведение методики, направленной на диагностику склонности к отклоняющемуся поведению показало, что у девочек прослеживается склонность давать социально-желательные ответы, отмечается тенденция к нарушению норм и правил, к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию, к делинквентному поведению.
Проведение методики СОП также показало, что у опрошенных мальчиков прослеживается установка на социально-желательные ответы, тенденция к нарушению норм и правил, к аддиктивному поведению, к
самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, к отсутствию склонности к волевому контролю над эмоциями, к делинквентному поведению.
Выделенные особенности гендерной идентичности подростков девиантного поведения позволяют сделать вывод о том, что необходимо проведение специально организованной работы по формированию у них гендерной идентичности. От своевременности и полноты процесса формирования гендерной идентичности у подростков во многом зависят уверенность в себе, цельность переживания, определенность установок и, в конечном счете, эффективность общения с людьми, построение отношений в семье, в коллективе [3]. Наоборот, неверно усвоенные половые роли могут явиться причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, могут привести к формированию устойчивого делинквентного поведения, чувству неполноценности и одиночества и др. Если подросток по каким-либо обстоятельствам не
вписывается в традиционную мужскую роль, у него развивается чувство дискомфорта, перерастающее в стресс, который Ш. Берн характеризует как мужской гендерно-ролевой стресс, под которым понимается «стресс, возникший, когда мужчине трудно поддерживать стандарт традиционной мужской роли или он вынужден проявлять поведение, характерное для женской роли» [1, с.187]. В период мужского гендерно-ролевого стресса мальчик-подросток не может выдержать прессинга между сложившимися обстоятельствами и так называемым гендерным давлением.
Негативная сторона процесса феминизации мальчиков и маскулинизации девочек связана с осознанием того факта, что овладение женщинами мужскими качествами и овладение мужчинами женскими очень часто приводит к негативным социальным последствиям. Девочка может обрести объективность, рациональность, неуёмное любопытство, экспансию и т.д., но при этом она станет не лучшим мужчиной. Бесспорным является факт, что маскулинизация женщин находит отражение в бисексуальности, транссексуальности и даже садизме. Мужчина также может приобрести субъективность, интуитивность, зависимость и т.д., что приводит к тяжелым социальным коллизиям, среди которых особое место занимает преступность, связанная с насилием над женщинами и детьми.
Таким образом, современный социум сталкивается с целым рядом проблем, которые восходят к дисгармонии между полами, и требуют серьезного профессионального вмешательства. Разрабатывая программу формирования гендерной идентичности подростков-правонарушителей, мы опирались на парадигму социального конструирования гендера, согласно которой гендерная идентичность конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, а также конструируется самим индивидом на уровне его сознания, принятия заданных обществом норм и ролей, следования им (в одежде, внешности, манере поведения) [5].
Цель программы - формирование гендерной идентичности у подростков-правонарушителей, адекватной маскулинной роли у мальчиков и фемининной - у девочек. Направления работы по формированию гендерной идентичности: формирование мужественности и женственности, оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин; формирование сознания в контексте гендерной культуры и нравственных требований, формирование представлений об идеале мужчины; установление правильных взаимоотношений подростков, формирование
стремления к взаимопониманию; формирование качеств, характерных для маскулинности, для фемининности.
Результаты внедрения программы формирования гендерной идентичности у подростков девиантного поведения доказывают её эффективность. Так, полученные данные на контрольном этапе эксперимента
свидетельствуют о том, что разработанная и внедренная программа способствует
положительной динамике формирования гендерной идентичности у таких подростков: количество мальчиков, гендерная идентичность
которых интерпретируется как сформированная неадекватно полу, уменьшилось. При этом увеличилось число мальчиков с маскулинным типом гендерной идентичности. Также необходимо отметить положительную динамику формирования гендерной идентичности и у девочек.
Таким образом, в ходе контрольного эксперимента подтверждено, что формирование гендерной идентичности у подростков девиантного поведения может быть эффективным.
Литература:
1. Берн Ш.М. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш.М. Берн; пер. с англ. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
2. Бем С. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. - М.: РОССПЭН, 2004. - 329 с.
3. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.С.
Бубнова. - Иркутский педагогический институт. -Иркутск, 2004. - 157 с.
4. Бубнова И.С., Рерке В.И. Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. -№ 1(84). - С. 175-182.
5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
Сведения об авторах:
Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», email: [email protected]
Терещенко Анна Григорьевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Иркутский институт (ф) ВГУЮ (РПА Министерства юстиции РФ), e-mail: [email protected]
Data about the authors:
I. Bubnova (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk State University, e-mail: [email protected]
А. Tereshchenko (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk Institute (f) UGUU (RPA of the Ministry of justice of the Russian Federation), e-mail: [email protected]