Научная статья на тему 'Гендерная идентичность у подростков с делинквентным поведением'

Гендерная идентичность у подростков с делинквентным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1125
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыроквашина К. В., Дворянчиков Н. В.

В статье освещаются проблемы тендерного развития у мальчиков и девочек, совершивших противоправные действия. В качестве предмета исследования выступают характеристики тендерной идентичности и тендерных стереотипов у подростков с делинквентным поведением. По результатам проведенного исследования выявляются особенности тендерной идентичности подростков, которые могут оказывать влияние на их саморегуляцию и способствовать формированию девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender identity in juvenile delinquents

The authors cover problems of gender development in young offenders, boys and girls. The subject of the study is descriptions of gender identity and gender stereotypes in juvenile delinquents. The result of the study is that there are such peculiarities of gender identity in juveniles that can influence self-regulation and lead to deviant behaviour.

Текст научной работы на тему «Гендерная идентичность у подростков с делинквентным поведением»

К. В. Сыроквашина, Н. В. Дворянчиков

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Одной из актуальных проблем современного общества продолжает оставаться рост правонарушений, совершаемых как мальчиками, так и девочками подросткового возраста. Ряд психологических работ по изучению личностных особенностей подростков с делинквентным поведением включали вопросы их гендерного, или полоролевого, развития (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, 1987; С. А. Терехина, 2003; Е. Г. Дозорцева, 2004)1. Наряду с этим, исследований гендерной сферы как составляющей личностного развития при различных вариантах отклоняющегося поведения немного.

Термин «полоролевая идентичность» был введен С. Бем2, классиком исследований полоролевого самосознания. В современной психологии более употребимым стал термин «гендерная идентичность», поскольку понятие «гендер» включает в себя более широкий спектр проявлений пола. Гендерную, или полоролевую, идентичность можно определить как составляющую самосознания, включающую представление о себе как мужчине или женщине, обобщенные гендерные, или полоролевые, стереотипы и отношение к ним. Гендерная идентичность играет важную роль в регуляции поведения и процессах адаптации3.

Ряд современных зарубежных исследователей привлекают гендерные свойства в качества факторов влияния на девиантные поведенческие проявления, при этом изучаемой группой, в основном, становятся мужчины. Часть из них обращается к понятию гипермаскулинного поведения, которое становится предиктором враждебности и жестокости по отношению к окружающим4. Другие авторы обращаются к феномену полоролевого, или гендерно-ролевого, конфликта, вынося его в качестве фактора, связанного, в частности, с такой формой отклоняющегося поведения, как употребление алкоголя и наркотиков у молодежи5.

Разработки новых подходов к объяснению феноменов гендерного развития потребовал от исследователей рост женской преступности. Ф. Адлер на основании теории ролей прогнозировала рост преступности среди девочек подросткового возраста, объясняя это уже существующим в обществе кризисом гендерных стереотипов, при котором традиционные представления о женской роли меняются на современные. Молодые женщины, по мнению исследователя, будут стремиться к имитации мужского поведения, вступать в драки и участвовать в других видах группового асоциального поведения6.

В ходе изучения гендерного самосознания и полоролевых качеств личности у агрессивных девочек подросткового возраста, A. Hardy и D. Howitt7 предприняли попытку выяснить, какая же модель является более удачной для объяснения проявлений агрессивного поведения: полоролевого конфликта или же полоролевого смещения (т. е. принятия качеств, свойственных другому полу). Ими был сделан вывод о том, что в настоящее время для девочек с агрессивным поведением характерно смещение к качествам противоположного пола, выбор маскулинного стиля поведения, обусловленный субъективной необходимостью самозащиты и желанием быть независимыми.

© К. В. Сыроквашина, Н. В. Дворянчиков, 2008

Отечественные исследователи также обращались к теме изучения полоролевых качеств личности, при этом акцентируя внимание именно на девиантных и делинквентных девочках. В. Е. Каган и Д. Н. Исаев предположили наличие полоролевого конфликта в характере принятия гендерных ролей у девочек с девиантным поведением. Ими выделяются два варианта половой идентичности у девочек с девиантным поведением в соответствии с трехуровневой структурой, предложенной В. Е. Каганом: базовая идентичность, ролевая и персональная. Первый характеризуется базовой маскулинной идентичностью и фемининной идентичностью на ролевом и персональном уровне, при этом феминизация носит компенсаторный характер. Второй тип девочек имеет базовый и персональный уровень фемининной идентичности, а на ролевом уровне демонстрирует маскулинные формы поведения; в данном случае маскулинизация объясняется следованием средовым стереотипам и предпочтением мужских компаний и мужского стиля отношений8. Свойственность черт маскулинности девочкам с агрессивным поведением подчеркивается и в других исследованиях, при этом девочками не только внешне перенимается мужской стиль, но и происходит идентификация с мужским полом9.

Резюмируя данные приведенных выше исследований, можно выделить следующие особенности и варианты гендерного развития при девиантном и делинквентном поведении:

• у мальчиков и мужчин наличие полоролевого конфликта и гипермаскулинное поведение,

• у девочек и женщин принятие мужской роли и конфликтность гендерной сферы.

Вместе с тем, для коррекционной и реабилитационной работы с подростками с делинквентным поведением, а также для оценки риска девиантного поведения в дальнейшем, требуется более полное изучение психологической структуры гендерной идентичности и механизмов ее формирования. В соответствии с этим, целью настоящего исследования является определение особенностей когнитивной и эмоциональной составляющих гендерной идентичности у мальчиков и девочек подросткового возраста с делинквентным поведением по сравнению с их сверстниками с просоциальным поведением. Предметом исследования являются характеристики гендерной идентичности и гендерных стереотипов у подростков с делинквентным поведением.

Гипотеза исследования состоит в том, что у подростков с делинквентным поведением существуют особенности гендерной идентичности, препятствующие формированию адекватного и непротиворечивого самосознания.

Задачами исследования являются:

• Выявление особенностей полоролевой идентичности и полоролевых образов у девочек-подростков с делинквентным поведением;

• Выявление особенностей полоролевой идентичности и полоролевых образов у мальчиков-подростков с делинквентным поведением;

• Выделение ключевых механизмов, участвующих в формировании гендерной идентичности у девочек и мальчиков с делинквентным поведением.

В исследовании приняли участие четыре группы подростков. В качестве основных экспериментальных групп выступили 54 девочки подросткового возраста с делинквентным поведением, воспитанницы специального закрытого учебно-воспитательного учреждения № 1 г. Покров и воспитательной колонии г. Рязани, и 22 мальчика, воспитанники специальной закрытой школы г. Шексна. Контрольные группы составили соответственно 35 девочек и 25 мальчиков, учеников московских школ. Всего в исследовании приняли участие 136 подростков, мальчиков и девочек.

Когнитивный компонент гендерной идентичности исследовался при помощи методики измерения маскулинности и фемининности «МиФ»10. Методика позволяет установить степень выраженности фемининности, маскулинности, андрогинности, определить субъективное отношение личности к своему уровню развития этих черт. Испытуемому предлагается завершить незаконченные предложения («На самом деле я...», «Женщина должна быть.» и др.) словом из перечня прилагательных, отражающих маскулинные, фемининные или нейтральные качества. При интерпретации проводится содержательный анализ образов через установление пропорции фемининности-маскулин-ности, а также интерпретация структуры полоролевой идентичности путем анализа корреляционных связей (коэффициент корреляции Спирмена) между различными образами «Я» и составляющими полоролевой идентичности.

Для оценки эмоционального аспекта полоролевой идентичности и соответствующих смысловых структур использовался Цветовой тест отношений (ЦТО)11 в психосемантической модификации Е. Г. Дозорцевой12, невербальный диагностический метод, отражающий сознательный и неосознаваемый уровни отношений человека, разработанный с использованием стандартного набора цветов теста Люшера. В цветоассоциативном эксперименте испытуемому предлагается специальный перечень понятий, отражающих представление о себе, мужском и женском полах, а также эмоционально окрашенные категории. Цветоассоциативные пересечения понятий трактуются как общность отношения к ним, выражающая эмоционально-смысловую связь между понятиями. Статистическая связь между категориями устанавливалась с помощью метода кластерного анализа (Ward’s method с подсчетом Euclidean distances). В результате этого были получены группы понятий, отражающие смысловые комплексы. Устойчивость полученных групп проверялась монотонными преобразованиями (Squared Euclidean distances) и с помощью метода k-means.

При оценке когнитивного аспекта гендерной идентичности с помощью методики «МиФ» в группе делинквентных мальчиков преобладание маскулинного типа над андрогинным и фемининным выражено сильнее, чем в нормативной группе. Такое различие выявляется в связи со значимо большим количеством мальчиков в контрольной группе, нежели в основной, которые фемининные качества оценивали как более выраженные, чем маскулинные (40 % и 4,5 % соответственно, p < 0,01, критерий Фишера), таким образом, чаще демонстрируя фемининную идентичность.

В группах девочек значимых различий в пропорциях маскулинности-фемининности гендерной идентичности не выявлялось. Вместе с тем, наблюдаются некоторые тенденции в направленности гендерной идентичности. Так, для делинквентных девочек более свойственно преобладание маскулинных черт, чем фемининных. Напротив, в нормативной группе несколько чаще встречается фемининный тип идентичности.

Когнитивная структура полоролевой идентичности в настоящем исследовании изучалась с помощью корреляционных связей между образами, выявленными при помощи методики «МиФ»: образом «реального Я», образом «идеального Я», образами «идеального мужчины» и «идеальной женщины». Анализу подвергаются лишь наиболее сильные корреляционные связи, по которым были получены значимые различия между исследуемыми группами (Z-преобразование Фишера, p < 0,05). По группам мальчиков различия между коэффициентами корреляции были получены на уровне тенденций (Z-преобразование Фишера, p < 0,1).

У мальчиков с нормативным поведением значимо более высокими оказались связи между образом «Я» и образами «идеального мужчины» и «идеальной женщины». При этом образ «идеального Я» не коррелирует ни с одним из представленных образов. Указанные связи указывают на важность участия как мужского, так и женского стереотипов в формировании Я-образа у мальчиков подросткового возраста.

У мальчиков с делинквентным поведением не обнаруживается корреляций между образами, которые бы значимо отличались от таких же в соответствующей контрольной группе. Отсутствие связей может свидетельствовать как о слабой развитости самосознания в целом, так и недостаточной включенности гендерных стереотипов в идентичность мальчиков.

У девочек с нормативным поведением связи наблюдаются между тремя образами: «реальное Я», «идеальное Я» и «идеальная женщина». Образ «Я», «Я-идеального» и «идеальной женщины» образуют триаду, демонстрирующую большую согласованность, нежели у девочек из основной экспериментальной группы. Показательным становится также то, что у девочек с просоциальным поведением наблюдается высоко значимая связь «реального Я» и «идеального Я». Это свидетельствует о смысловой и временной преемственности их самосознания, соответствии актуального и предпочитаемого самовосприятия друг другу. В такой структуре «реальное Я» становится ключевым образом, соединяющим остальные образы между собой.

В структуре гендерной идентичности девочек с делинквентным поведением сильной оказывается связь образов «идеального мужчины» и «идеального Я». Такая связь между образами «Я идеала» и «идеального мужчины» может говорить о стремлении идентифицироваться с мужской фигурой. Кроме того, не наблюдается связи между «Я» и идеальной женщиной, как это происходит в нормативной группе. Важно отметить отсутствие связей между реальным и идеальным Я-образами, что указывает на оторванность актуальных представлений о себе от идеальных. Функция последних состоит, в частности, в определении ориентиров личности для последующего развития, что является особенно важным в подростковом возрасте.

Эмоционально-смысловые компоненты гендерной идентичности анализировались на основании кластеров, полученных в результате обработки данных Цветового теста отношений.

Самоидентификационный субкластер, включающий в себя Я-образы, в группе мальчиков с нормативным поведением обнаруживает связь реального и идеального Я мальчиков с понятиями, имеющими положительную окраску, а также относящимися к сфере межполового и сексуального взаимодействия. Образ «Я» и «идеала Я» выступает в непосредственной близости к понятию «поцелуй», а затем, в свою очередь, с понятием «удовольствие». Аналогичный субкластер у мальчиков с делинквентным поведением выглядит более противоречиво, демонстрируя, с одной стороны, значимость референтной группы, с другой — недостаточную дифференцированность гендерной идентичности. Образ «Я» наиболее тесно связан с понятием «друзья», но эта группа, в свою очередь, оказывается связанной с понятием «девочка».

Эмоциональная и смысловая окраска гендерных стереотипов в группах мальчиков имеет свои нюансы. Так, у просоциальных мальчиков понятие «мужчина» выступает в одном субкластере с понятиями «упорство», а также «риск», и, в свою очередь, эта группа связана со словом «мальчик». Наряду с преемственностью мужских образов, данная группа указывает на то, что мужская гендерная роль в подростковом возрасте у мальчиков без отклонений в поведении имеет свойство возможного риска на пути реализации мужских качеств. Понятия «женщина» и «девочка» также выступают в единой связке, и также в цепочке с понятием «доброжелательность». На следующем уровне эта группа имеет связь с понятием «секс». Таким образом, женский гендерный стереотип имеет позитивную, а также сексуальную окраску, что нормативно для данного возрастного периода — формирования полоролевых и психосексуальных ориентаций.

У мальчиков с делинквентным поведением образ мужчины оказывается связанным с понятиями «сила» и «будущее». Это дает возможность говорить о традиционно-стереотипной окраске образа мужчины в сочетании с рассмотрением возможной перспективы

идентификации, которая, однако, не реализуется в актуальной идентичности. Образ женщины, так же, как и в нормативной группе, имеет положительную окраску. Понятие «женщина» непосредственно связано с понятием «безопасность», и на следующем уровне — с понятием «привлекательный человек».

Субкластеры, включающие в себя Я-образы девочек с нормативным поведением, наполнены понятиями, имеющими позитивную окраску и богаты положительными связями. Так, у просоциальных девочек образ «Я» наиболее близко связан с понятиями «приятный человек» и «моя будущая семья», а также объединяется в группу с такими понятиями, как «любовь», «идеал привлекательного человека» и, далее, «женщина» и «семья». Образ «идеального Я» выступает в одном субкластере с такими понятиями, как «будущее», «жизнь», «счастье», «радость». Это свидетельствует об идентификации с женской фигурой и интери-оризации женской гендерной роли, в том числе в контексте семейного взаимодействия.

Аналогичная группа понятий у девочек с делинквентным поведением выглядит менее насыщенной и более обедненной по сравнению с нормативной группой. При этом образ «Я» и «Я-идеала» выступают в одном кластере в комплексе с конкретными понятиями «друзья» и «моя будущая семья». В группе делинквентных девочек наблюдается самоидентификация, скорее, с образами субъективно значимых групп, а не с более обобщенными смысловыми категориями.

Исследование субкластеров, отражающих отношение к образам мужчины и женщины, выявляет различия между группами девочек. Как уже было указано выше, образ «женщины» в нормативной группе связан с образом «Я» и «семьи». В группе делинквентных девочек образ «женщины» находится в непосредственной близости с понятием «жизнь», в свою очередь, эта группа связана с образом «отца» и понятием «сила». Образ «женщины» оказывается менее конкретным, а с другой стороны, имеет своеобразную окраску.

Образ «мужчины» выступает в различных по характеру и эмоциональной окрашенности кластерах у делинквентных и просоциальных девочек. В контрольной группе все мужские образы («мужчина», «мальчик», «отец») находятся в одном кластере в соединении с понятием «решительность». Выстраивается преемственность исследуемых мужских образов со смысловым и эмоциональным отношением, характерным для нормативного мужского полоролевого стереотипа.

В основной группе понятие «мужчина» оказывается в тесной связи с понятием «секс», в свою очередь, эта группа связывается с понятиями «вспыльчивость» и «слабость». Кроме того, если всю кластерную структуру рассматривать как два больших подкластера — по эмоциональной окраске входящих в них понятий условно их можно назвать «позитивным» и «негативным» — то фигура мужчины попадает именно в «негативную» часть. Тесная связь с понятием «секс» может свидетельствовать об имеющемся сексуальном опыте девочек с делинквентным поведением, связанном к тому же с высокой вероятностью сексуального насилия в их среде, о чем говорят мультидис-циплинарные исследования, проведенные ранее на том же контингенте13.

Итак, обобщая полученные данные и интегрируя когнитивный и эмоциональный аспекты гендерной идентичности, можно сделать следующие выводы. У мальчиков с нормативным поведением значимо больший выбор фемининных качеств идентичности в сочетании с участием обоих гендерных стереотипов в ее формировании может свидетельствовать о критическом характере данного возрастного периода в контексте формирования гендерного самосознания. Мальчики же с делинквентным поведением при преимущественной маскулинности идентичности демонстрируют слабую интеориоризацию гендерных стереотипов в когнитивную структуру самосознания в сочетании со недиффе-ренцированностью и спутанностью на уровне эмоционально-смыслового отношения.

У девочек с просоциальным поведением полоролевые образы согласованы на когнитивном и эмоциональном уровнях, выявляется нормативность ориентации, стремление к соответствию женскому полоролевому стереотипу. В группе делинквентных девочек влияние эталона мужчины оказывается доминирующим, что свидетельствует о стремлении к идентификации, прежде всего, с мужской фигурой. При этом на уровне эмоционального отношения девочки с делинквентным поведением отрицательно оценивают фигуру мужчины, что демонстрирует наличие внутреннего конфликта в структуре полоролевой идентичности: с одной стороны, желание идентифицироваться с мужской фигурой, с другой стороны, негативное отношение к образу мужчины.

Полученные данные свидетельствуют о том, что гендерная идентичность и гендерные стереотипы у делинквентных мальчиков и девочек существенно отличаются от таковых у их сверстников с нормативным поведением и могут оказывать влияние на их саморегуляцию и способствовать формированию отклонений в поведении. В связи с этим, они должны выступать в качестве мишеней психокоррекционных, психотерапевтических, профилактических мероприятий. При этом для мальчиков ключевыми задачами должны быть разработка и расширение содержания гендерных стереотипов, с последующей коррекцией представлений о самом себе, что может способствовать лучшей дифференцировке структур самосознания. Для девочек важной задачей может стать работа с образом мужчины, а также с собственной женской идентичностью, что может помочь становлению согласованного и непротиворечивого самосознания и существенно обогатить репертуар их поведения.

1 Исаев Д. Н, Каган В. Е. Девиантное поведение и половые роли у девочек-подростков // Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987. С. 25-30; Терехина С. А. Особенности половозрастной идентичности у девочек-подростков с делинквентным поведением // Материалы II Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Минск, 2003. С. 69-70; Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004.

2 Bem S. Sex role adaptability: one consequence of psychological androgyny // Journal of Pers. and Soc. Psychology. 1975. Vol. 31. P. 634-643.

3 Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. № 3. Т. 22. С. 100-115.

4 Kilianski S. E. Explaining heterosexual men’s attitudes toward women and gay men: The theory of exclusively masculine identity // Psychology of Men & Masculinity. 2003. Jan. Vol. 4 (1). P. 37-56; Parrott D. J, Zeichner A. Effects of hypermasculinity oh physical aggression against women // Psychology of Men and Masculinity. 2003. Jan. Vol. 4 (1). P. 70-78.

5 Monk D, Ricciardelli L. A. Three dimensions of the male gender role as correlates of alcohol and cannabis involvement in young Australian men // Psychology of Men and Masculinity. 2003. Jan. Vol. 4 (1). P. 57-69.

6 Adler F. Sisters in Crime. New York, 1975.

7 Hardy A., Howitt D. Fighting in adolescent females: gender role conflict or gender role transition? Psychology Postgraduate Affairs Group Annual Conference. Derby, 1998.

8 Исаев Д. Н., Каган В. Е. Указ соч.

9 Буторина Н. Е., Масагутов Р. М., Красильникова М. Н., Юлдашев В. А., Певцов Г. В. Особенности агрессии у девочек-подростков с делинквентным поведением // Российский психиатрический журнал. 1999. № 2. С. 18-23.

10 Бессонова Т. А. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического ВУЗа. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1994; Дворянчиков Н. В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998.

11 Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 119-122.

12 Дозорцева Е. Г. К проблеме аномального личностного развития подростков с делинквентным и криминальным поведением // Российский психиатрический журнал. 1999. № 3. С. 28-32.

13 Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.