УДК 159.922
ПОНОМАРЁВА Мария Александровна, аспирант кафедры специальной педагогики и психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И КОНАТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ*
Статья посвящена проблеме особенностей половой идентичности у девиантных подростков, в ней сравниваются характеристики эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у подростков с отклоняющимся и просоциальным поведением.
Половая идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, девиантное поведение, подростковый возраст
Проблема девиантного поведения особенно актуальна в условиях развития современного общества, для которого характерно увеличение разнообразия проявлений социально нежелательного поведения, все возрастающий уровень преступности и социальной напряженности. Ориентация на социальное здоровье общества определяет необходимость интегрированного подхода к изучению особенностей, причин и факторов отклоняющегося поведения. Наибольшую значимость рассмотрение данной проблемы приобретает при изучении особенностей личности детей, относящихся к «группе риска» - подростков.
Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях, социализации, становлении «Я»-идентичности, в т.ч. половой. Половую идентичность мы рассматриваем как внутреннюю динамическую структуру, интегрирующую отдельные
стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения1. Эмоциональный компонент половой идентичности представляет собой отношение субъекта к своей половой принадлежности, а также к представителям своего и противоположного пола. Конативный компонент половой идентичности включает оценку полоролевого поведения субъекта с точки зрения фемининности и маскулинности.
Половая идентичность как интегральная характеристика личности определяет становление личности и является важным регулятором поведения человека. Она является социальной по своему происхождению и возникает как результат социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Изменение идентичности также обусловлено изменением в социальном окружении индивида. Ведущая роль
* Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010)» в рамках Тематического плана (проект № 01200959534)
в этом процессе принадлежит взрослым как образцам для идентификации, сверстники начинают оказывать влияние на формирование половой идентичности несколько позже. Позитивная (адекватная) половая идентичность повышает адаптационные возможности личности, облегчает процесс социализации, что положительным образом сказывается на взаимодействии человека с окружающим миром. В свою очередь неправильное формирование половой идентичности приводит к возникновению внутриличностных конфликтов, нарушению психического здоровья, дисгармонии в отношениях с другими людьми, что нередко и порождает отклоняющееся поведение. Можно предположить, что подростки мужского и женского пола, проявляющие в своем поведении различные формы отклонений, обладают рядом специфических черт в отношении распределения типов половой идентичности и проявления отношения к представителям своего и противоположного пола.
Психологическое исследование проводилось в 2009-2010 годах на базе нескольких общеобразовательных школ г. Архангельска (№ 2, 17, 35, 37, 68, 83 и 77). В обследовании приняло участие 204 подростка в возрасте от 12 до 15 лет, из них 54 мальчика и 48 девочек, проявляющих в своем поведении различные формы девиации, а также 50 мальчиков и 52 девочки с просоциальным поведением.
С целью изучения поведенческого (конатив-ного) компонента половой идентичности была использована «Анкета половых ролей» С. Бем (BSRI)2. Данная анкета позволяет выявить тип половой идентичности индивида на основе установления соотношения показателей выраженности маскулинности и фемининности. Для изучения эмоционального компонента половой идентичности применялась методика «Личностный дифференциал»3. Данная методика позволяет установить отношения к представителям противоположного и своего пола с точки зрения позитивности, силы и активности. Обработка полученного экспериментального материала осуществлялась с помощью методов вариационной статистики. Статисти-
чески достоверные различия при сравнении отдельных групп испытуемых определялись с помощью ^критерия Стьюдента.
Результаты проведенного исследования показали, что распределение типов половой идентичности у подростков женского и мужского пола, проявляющих отклонения в поведении, отличается от аналогичных показателей их просоциальных сверстников. Так, преобладающим типом половой идентичности как у мальчиков, так и у девочек 12-13 лет без отклонений в поведении является андрогинный половой тип (49% и 40% соответственно), характеризующийся высокими уровнями маскулинности и фемининности. Недифференцированный половой тип (низкая маскулинность и низкая фемининность) встречается только у 26% мальчиков и 25% девочек.
Анализируя распределение типов половой идентичности у подростков с девиантным поведением, можно отметить явное преобладание недифференцированного полового типа (р<0,001). У мальчиков 12-13 лет с девиантным поведением недифференцированный тип встречается в 67% случаев, андрогинный тип -в 16%, маскулинный и фемининный типы - в 11 и 6% соответственно. У девочек 12-13 лет, проявляющих различные формы девиации в поведении, на долю недифференцированного полового типа приходится 61% респондентов, андрогинного - 21%, а фемининного и маскулинного типов - 10 и 8% соответственно. Следует отметить, что увеличение доли подростков с недифференцированным типом половой идентичности происходит в первую очередь за счет резкого снижения доли представителей андрогинного типа.
Последовательность распределения типов половой идентичности у мальчиков и девочек 14-15 лет с отклоняющимся поведением остается такой же, как у девиантных подростков 12-13 лет. Однако к 14-15 годам происходит снижение доли недифференцированного типа (с 67 до 42% у мальчиков, с 61 до 41% у девочек) и увеличение доли андрогинного типа половой идентичности (с 16 до 30% у мальчиков, с 21 до 32% у девочек). У просоциальных под-
О н
□девиантное поведение ■ просоциальное поведение
О м
□ девиантное поведение □ просоциальное поведение
Рис. 1. Распределение типов половой идентичности у подростков 12-13 лет: Н - недифференцированный тип половой идентичности, М - маскулинный, Ф - фемининный, А - андрогинный
ростков 14-15 лет не наблюдается статистически достоверного изменения распределения данных типов половой идентичности по сравнению с 12-13 годами, исключением является некоторое снижение доли недифференцированного типа у девочек за счет увеличения доли фемининного.
Сравнивая межполовые особенности разделения респондентов по свойственному им типу половой идентичности, следует отметить, что у мальчиков 14-15 лет с отклонениями в поведении позитивное развитие половой идентичности наблюдается примерно
у такого же количества испытуемых, что и у детей без поведенческих девиаций (15% - маскулинность). А для девиантных подростков 12-13 лет свойственно снижение показателей маскулинности по сравнению с просоциаль-ными сверстниками (11 и 20% соответственно). У девочек с отклонениями в поведении прослеживается значительное снижение показателя позитивного развития половой идентичности в сравнении с ровесницами, не демонстрирующими нарушений поведения (10 и 21% фемининный тип в 12-13 лет, 14 и 28% -в 14-15 лет).
50%
45%
40%
35%
30%
25%
20%
15%
10%
I ■
В
о м
□ девиантное поведение □ просоциальное поведение
□ девиантное поведение □ просоциальное поведение
Рис. 2. Распределение типов половой идентичности у подростков 14-15 лет (обозначения см. рис. 1)
Л
Л
л Л
О
м
Анализ эмоционального компонента половой идентичности предполагал установление отношения к представителям противоположного и своего пола с точки зрения позитивности, силы и активности. Результаты проведенного исследования показали, что и девиантные, и просоциальные подростки оценивают образы «Большинство мужчин» и «Большинство женщин» положительно, однако подростки с отклонениями в поведении в большинстве случаев демонстрируют более низкие показатели по всем шкалам.
отклонений, оценивают большинство мужчин в первую очередь по показателям силы, как и их просоциальные сверстники, тогда как девочек больше привлекает их доброжелательность и отзывчивость.
Анализируя отношение подростков к образу «Большинство женщин», можно отметить, что мальчики считают женщин позитивными, слабыми и не очень активными (рис. 4). С точки зрения девочек, этот образ представлен позитивным и более сильным. Следует подчеркнуть в целом более негативное отношение
ср.зн
ср.зн.
позитивность сила активность
1
0,9
0,8
0,7
0,6
0,5
0,4
0,3
0,2
0,1
0
позитивность сила активность
□ Девиантные подростки Рис. 3. Отношение к образу «Большинство мужчин»
При оценке образа «Большинство мужчин» (рис. 3), можно отметить более позитивное отношение к мужчинам девиантных девочек по сравнению с девиантными мальчиками (р<0,01). Мальчики-подростки, демонстрирующие в своем поведении различные формы
□ Просоциальные подростки мальчиков и девочек 13-15 лет
к женщинам у подростков с отклоняющимся поведением по сравнению с их просоциаль-ными сверстниками. Девиантные подростки, как мальчики, так и девочки, считают женщин значительно более слабыми (р<0,01), а девочки - и менее активными (р<0,05).
ср.зн.18 _ 1,61,4 1,2 1
0,8
0,6
0,4
0,2
0
ср.зн
позитивность
1,41 1,2-
позитивность сила активность
□ Девиантные подростки □ Просоциальные подростки
Рис. 4. Отношение к образу «Большинство женщин» мальчиков и девочек 13-15 лет
к
л
л
к
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что подростки мужского и женского пола, проявляющие в своем поведении различные формы отклонений, обладают рядом специфических черт в отношении распределения типов половой идентичности и проявления отношения к представителям своего и противоположного пола.
• У подростков 12-15 лет с девиантным поведением можно отметить явное преобладание недифференцированного типа половой идентичности.
• У девочек с отклонениями в поведении прослеживается меньший уровень позитивно-
го развития половой идентичности по сравнению с их ровесницами, не демонстрирующими нарушений поведения.
• Девиантные девочки относятся к мужчинам более позитивно, чем мальчиками с отклонениями в поведении.
• Девиантные подростки, как мальчики, так и девочки, считают женщин значительно более слабыми, а девочки - и менее активными по сравнению с отношением просоциальных подростков.
Полученные данные свидетельствуют о том, что идентификация по полу у подростков с девиантным поведением протекает гораздо труднее, чем у их просоциальных сверстников.
Примечания
1 Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: моногр. Архангельск, 2007.
2 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.
3 Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Личностный дифференциал: метод. рекомендации. Л., 1983.
Ponomaryova Maria
FEATURES OF EMOTIONAL AND CONATIVE COMPONENTS OF GENDER IDENTITY IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR
The paper is devoted to the problem of gender identity features in deviant adolescents. Characteristics of the gender identity emotional and conative components in the adolescents with deviant and prosocial behavior are compared in the paper.
Контактная информация: e-mail\ ponomareva.mariya@pomorsu.ru
Рецензент - Флотская Н.Ю, доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова