Научная статья на тему 'Особенности когнитивного компонента половой идентичности подростков с девиантным поведением'

Особенности когнитивного компонента половой идентичности подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарёва Мария Александровна

Статья посвящена проблеме особенностей половой идентичности у девиантных подростков, в ней сравниваются характеристики когнитивного компонента половой идентичности у подростков с отклоняющимся и просоциальным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GENDER IDENTITY COGNITIVE COMPONENT IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article is devoted to the problem of gender identity features in adolescents with deviant behavior. The characteristics of the gender identity cognitive component in the adolescents with deviant and prosocial behavior are compared.

Текст научной работы на тему «Особенности когнитивного компонента половой идентичности подростков с девиантным поведением»

УДК 159.922

ПОНОМАРЁВА Мария Александровна, аспирант кафедры специальной педагогики и психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 8 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Статья посвящена проблеме особенностей половой идентичности у девиантных подростков, в ней сравниваются характеристики когнитивного компонента половой идентичности у подростков с отклоняющимся и просоциаль-ным поведением.

Половая идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, девиантное поведение, подростковый возраст

Исследования отклоняющегося поведения становятся особенно востребованными в связи со сложившейся в стране социально-экономической ситуацией, высоким уровнем преступности, изменением этических норм и морально-нравственных ценностей, характерными для современного общества. Наиболее остро проблема девиантности проявляется в период активного становления личности - в подростковом возрасте. В этот период происходит формирование нового уровня самосознания, подросток обретает чувство личной автономии и идентичности. Подростковый возраст считается одним из наиболее сензитивных периодов развития и для половой идентичности. В связи с этим, предметом нашего исследования является половая идентичность подростков с девиантным поведением.

Как базовая характеристика личности, половая идентичность относится к числу регуля-

© Пономарёва М.А., 2011

торов поведения человека, и нарушения в процессе ее развития могут привести к формированию неадекватной модели полоролевого поведения подростка. Половую идентичность мы рассматриваем как внутреннюю динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения1. Изучение половой идентичности как внутренней динамической структуры личности включает рассмотрение когнитивного, эмоционального и конативного компонентов.

В ходе изучения когнитивного компонента половой идентичности у подростков мужского и женского пола были проанализированы степень осознания собственной половой принадлежности, образы, составляющие индивидуальное сознание субъектов как представителей опреде-

ленного пола, представления о типичных мужчинах и женщинах с точки зрения выраженности маскулинности и фемининности. В своем исследовании мы проанализировали особенности выраженности этих характеристик у девиантных и просоциальных подростков женского и мужского пола.

Психологическое исследование проводилось в 2009-2010 годах на базе нескольких общеобразовательных школ г. Архангельска (№ 35, 17, 37, 2, 68, 83 и 77). В обследовании приняло участие 300 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 82 мальчика и 70 девочек, проявляющих в своем поведении различные формы девиации, а также 75 мальчиков и 73 девочки с просоциальным поведением.

С целью изучения когнитивного компонента половой идентичности был использован метод семантического дифференциала Ч. Осгуда2. В качестве элементов когнитивного компонента половой идентичности выступали образы-эталоны: «Я сам(а)», «Большинство мужчин» и «Большинство женщин». Обработка полученного экспериментального материала осуществлялась с помощью методов вариационной статистики. Статистически достоверные различия при сравнении отдельных групп испытуемых определялись с помощью ^критерия Стьюдента.

Результаты проведенного исследования показали, что полоролевой образ «Я» у деви-

антных мальчиков 12-13 лет включает преимущественно маскулинные качества личности. Они видят себя сильными, волевыми, умными, смелыми, активными, властными и уверенными (рис. 1). Мальчики, не проявляющие в своем поведении отклонений, считают себя волевыми, смелыми, уверенными, властными, сильными, но при этом эмоциональными, миролюбивыми и вспыльчивыми, т.е. их образ содержит в себе не только маскулинные, но и фемининные характеристики. Значимые различия установлены по шкалам «рассудочность - эмоциональность» и «агрессивность - миролюбие». Девиантные подростки считают себя более рассудочными (р < 0,05) и агрессивными (р < 0,05), чем их просоциальные сверстники.

Полоролевой образ «Большинство мужчин», с точки зрения мальчиков с проблемами в поведении, характеризуется такими качествами как сила, смелость, воля, активность, ум. Подростки, не проявляющие в своем поведении отклонений, видят типичного мужчину умным, миролюбивым, ориентированным на семью, уверенным, активным. При этом стоит подчеркнуть, что для девиантных мальчиков большинство мужчин менее уверены в себе (р < 0,01) и более агрессивны (р < 0,05). Можно заметить, что образ типичного мужчины, с позиции проблемных подростков, содержит только маскулинные харак-

Просоциальное поведение

Девиантное поведение

—Я-образ —Большинство мужчин —■*— Большинство женщин

Рис. 1. Образы когнитивного компонента половой идентичности у мальчиков 12-13 лет: 1 - «властность-подчиняемость», 2 - «сдержанность-вспыльчивость», 3 - «уверенность-тревожность», 4 - «рассудочность-эмоциональность», 5 - «постоянство-изменчивость», 6 - «агрессивность-миролюбие», 7 - «сила-слабость», 8 - «ум-глупость», 9 - «смелость-трусость», 10 - «воля-слабоволие», 11 - «работа-семья», 12 - «активность-пассивность»

теристики, тогда как у просоциальных подростков в структуре образа встречаются и фемининные качества.

При рассмотрении полоролевого образа «Большинство женщин» можно обратить внимание на присутствие в нем как фемининных, так и маскулинных качеств, причем маскулинные характеристики доминируют у той и другой групп испытуемых. Девиантные подростки видят типичную женщину менее подчиняемой (р < 0,05), сдержанной (р < 0,05) и умной (р < 0,01), чем просоциальные подростки. Мальчикам 12-13 лет с проблемами в поведении образ большинства женщин представляется активным, рассудочным, ориентированным на семью, а для мальчиков без отклонений в поведении типичная женщина умна, активна, рассудочна, сдержанна, подчиняема и уверенна в себе.

Анализ полоролевого образа «Я сама» у девочек 12-13 лет показал, что девочки-подростки с отклоняющимся поведением видят себя эмоциональными, умными, активными, смелыми, уверенными и властными, а девочки без отклонений в поведении - умными, активными и миролюбивыми (рис. 2). Стоит отметить, что девиантные девочки считают себя более властными (р < 0,001), эмоциональными (р < 0,001), умными (р < 0,01), сильными (р < 0,05), но менее активными (р < 0,05) и миролюбивыми (р < 0,05) по сравнению с просоциальными сверстницами.

Девиантное поведение

В целом можно подчеркнуть, что образы «Я сама» представлены андрогинными качествами у представительниц обеих групп.

Полоролевой образ «Большинство мужчин» девочки с отклонениями в поведении видят волевым, властным и сильным. Девочкам, не демонстрирующим в своем поведении девиаций, типичный мужчина представляется сильным, уверенным, смелым, умным и волевым. При этом, девиантные девочки-подростки видят большинство мужчин менее смелыми (р < 0,001), сильными (р < 0,01), уверенными (р < 0,05), рассудочными (р < 0,05) и умными (р < 0,05), чем их просоциальные сверстницы.

Полоролевой образ «Большинство женщин», с точки зрения девочек 12-13 лет с проблемами в поведении, представлен такими качествами, как ум, смелость, активность, эмоциональность, ориентация на семью. По мнению девочек без отклонений в поведении, большинство женщин активны, умны, миролюбивы и постоянны. При этом девиантные девочки видят типичную женщину более изменчивой (р < 0,001), эмоциональной (р < 0,05) и менее миролюбивой (р < 0,001), уверенной в себе (р < 0,01). В целом, у той и другой группы образ «Большинство женщин» представлен анд-рогинными характеристиками.

При переходе к 14-15 годам когнитивный компонент половой идентичности претерпевает некоторые изменения. Девиантные мальчики-

Просоциальное поведение

Рис. 2. Образы когнитивного компонента половой идентичности у девочек 12-13 лет: 1 - «властность-подчиняемость», 2 - «сдержанность-вспыльчивость», 3 - «уверенность-тревожность», 4 - «рассудочность-эмоциональность», 5 - «постоянство-изменчивость», 6 - «агрессивность-миролюбие», 7 - «сила-слабость», 8 - «ум-глупость», 9 - «смелость-трусость», 10 - «воля-слабоволие», 11 - «работа-семья», 12 - «активность-пассивность»

подростки начинают видеть себя более миролюбивыми (р < 0,05), умными (р < 0,05) и больше ориентированными на семью (р < 0,05), по сравнению с оценкой себя у 12-13-летних подростков. В целом мальчики 14-15 лет с проблемами в поведении считают себя волевыми, умными, смелыми, сильными, но, в отличие от просоци-альных сверстников, более ориентированными на семью, а не на работу (р < 0,05). Таким образом, образы «Я сам» у мальчиков той и другой группы представлены преимущественно маскулинными качествами, но встречаются также некоторые фемининные характеристики (рис. 3).

волевым (р < 0,01), менее умным (р < 0,05) и меньше ориентированным на работу (р < 0,05).

Анализ полоролевого образа «Большинство женщин» показал, что при переходе к 14-15-летнему возрасту подростки с проблемами в поведении начинают видеть типичную женщину более эмоциональной (р < 0,05) и волевой (р < 0,05). По сравнению с просоциальными сверстниками, девиантные мальчики воспринимают большинство женщин более сдержанными (р < 0,001), умными (р < 0,01), смелыми

(р < 0,05), волевыми (р < 0,05) и менее эмоциональными (р < 0,001), слабыми (р < 0,01), измен-

Девиантное поведние Просоциальное поведение

Рис. 3. Образы когнитивного компонента половой идентичности у мальчиков 14-15 лет: 1 - «властность-подчиняемость», 2 - «сдержанность-вспыльчивость», 3 - «уверенность-тревожность», 4 - «рассудочность-эмоциональность», 5 - «постоянство-изменчивость», 6 - «агрессивность-миролюбие», 7 - «сила-слабость», 8 - «ум-глупость», 9 - «смелость-трусость», 10 - «воля-слабоволие», 11 - «работа-семья», 12 - «активность-пассивность»

При рассмотрении полоролевого образа «Большинство мужчин», стоит подчеркнуть, что при переходе в старший подростковый возраст проблемные подростки начинают видеть типичного мужчину более эмоциональным (р < 0,05), менее умным (р < 0,05), активным (р < 0,05) и меньше ориентированным на работу (р < 0,05). В целом, они воспринимают большинство мужчин волевыми, сильными, властными и смелыми, тогда как подростки без отклонений в поведении видят их вспыльчивыми, сильными и агрессивными. Значимые различия получены по шкалам «ум - глупость», «ориентация на работу - ориентация на семью», «воля - безволие» и «сдержанность - вспыльчивость», т.е. девиантные подростки считают типичного мужчину более сдержанным (р < 0,01) и

чивыми (р < 0,05). Стоит подчеркнуть, что образ типичной женщины в сознании подростков с отклоняющимся поведением представлен более выраженными маскулинными характеристиками.

Когнитивный компонент половой идентичности девиантных девочек при переходе к 1415 годам также претерпевает некоторые изменения. В отличие от 12-13-летнего возраста, они начинают видеть себя более рассудочными (р < 0,001) и менее умными (р < 0,05), но менее эмоциональными (р < 0,05) и умными (р < 0,01), чем их просоциальные сверстницы. В целом, девочки с проблемным поведением считают себя активными, смелыми, умными, сильными и уверенными, а девочки без отклонений в поведении - умными, эмоциональными, смелыми и активными (рис. 4).

Анализ полоролевого образа «Большинство мужчин» показал, что девиантные девочки к 14-15 годам начинают видеть его менее властным (р < 0,05), чем в 12-13-летнем возрасте. По сравнению с просоциальными сверстницами, девочки с отклоняющимся поведением считают типичного мужчину менее властным (р < 0,05), вспыльчивым (р < 0,05), уверенным (р < 0,05) и сильным (р < 0,05). Для девочек-подростков, не проявляющих в своем поведении девиантности, большинство мужчин представляется вспыльчивыми, изменчивыми, уверенными, сильными, властными, а у девочек с проблемным поведением этот образ более сглажен.

При анализе полоролевого образа «Большинство женщин» было установлено, что к 1415 годам девиантные девочки стали считать типичную женщину более уверенной (р < 0,05), постоянной (р < 0,05) и сильной (р < 0,05). Они видят ее умной, активной, уверенной, смелой и сильной, тогда как девочки без поведенческих отклонений воспринимают большинство женщин умными, активными, волевыми, смелыми и эмоциональными. Статистически значимых различий по данному образу между двумя группами испытуемых не было выявлено.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что подростки мужского и женского пола, проявляющие в своем поведении различные формы отклонений, обладают специфическими проявлениями в развитии когнитивного компонента половой идентичности.

• Девиантные мальчики 12-13 лет считают себя более рассудочными и агрессивными, чем их просоциальные сверстники. К 14-15 годам они начинают видеть себя более миролюбивыми, умными и больше ориентированными на семью;

• Девиантные девочки 12-13 лет считают себя более властными, эмоциональными, умными, сильными, но менее активными и миролюбивыми по сравнению с просоциальными сверстницами. К 14-15 годам они начинают видеть себя более рассудочными и менее умными;

• Образ типичного мужчины, с позиции проблемных подростков, содержит только маскулинные характеристики, тогда как у просоци-альных подростков в структуре образа встречаются и фемининные качества. Девиантные мальчики считают большинство мужчин более сдержанными менее умными, а девиантные девочки - менее сильными и уверенными, чем их просоциальные сверстники;

• Образ типичной женщины в сознании проблемных подростков представлен андрогинны-ми качествами. При переходе к старшему подростковому возрасту в представлении о большинстве женщин начинают преобладать маскулинные характеристики.

Данные, полученные в исследовании, позволяют расширить представление об особенностях развития идентичности в целом, а также о специфике полоролевой структуры у такой социально значимой и проблемной категории как девиантные подростки.

Девиантное поведение Просоциальное поведение

Рис. 4. Образы когнитивного компонента половой идентичности у девочек 14-15 лет: 1 -«властность-подчиняемость», 2 - «сдержанность-вспыльчивость», 3 - «уверенность-тревожность», 4 - «рассудочность-эмоциональность», 5 - «постоянство-изменчивость», 6 - «агрессивность-миролюбие», 7 - «сила-слабость», 8 - «ум-глупость», 9 - «смелость-трусость», 10 - «воля-слабоволие», 11 - «работа-семья», 12 - «активность-пассивность»

Примечания

1 Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: моногр. / Н.Ю. Флотская. Архангельск, 2007.

2 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

Ponomaryova Maria

FEATURES OF GENDER IDENTITY COGNITIVE COMPONENT IN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article is devoted to the problem of gender identity features in adolescents with deviant behavior. The characteristics of the gender identity cognitive component in the adolescents with deviant and prosocial behavior are compared.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - МедведевД.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.