Научная статья на тему 'Особенности половой идентичности подростков, воспитывающихся в городском и сельском социуме'

Особенности половой идентичности подростков, воспитывающихся в городском и сельском социуме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
712
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / ПОДРОСТОК / ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Флотская Наталья Юрьевна

Статья посвящена проблеме влияния социокультурных условий (село, город) на процесс становления половой идентичности. Автор приводит результаты констатирующего эксперимента, позволяющие утверждать, что половая идентичность старших подростков, воспитывающихся в условиях городского социума, имеет специфические особенности по сравнению с подростками, воспитывающимися в сельском социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности половой идентичности подростков, воспитывающихся в городском и сельском социуме»

УДК 159.922

ФЛОТСКАЯ Наталья Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, декан факультета коррекционной педагогики. Автор более 80 научных публикаций,в т.ч. двух монографий

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ГОРОДСКОМ И СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

Статья посвящена проблеме влияния социокультурных условий (село, город) на процесс становления половой идентичности. Автор приводит результаты констатирующего эксперимента, позволяющие утверждать, что половая идентичность старших подростков, воспитывающихся в условиях городского социума, имеет специфические особенности по сравнению с подростками, воспитывающимися в сельском социуме.

Половая идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, подросток, городской и сельский социум

На современном этапе развития нашего общества социальные перемены в русле рыночной экономики усилили дифференциацию между городом и деревней. Село и деревня развиваются медленными темпами, в них до сих пор сохраняются элементы укладности традиционного общества, при этом особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню, обусловливающее поведение социального субъекта, восприятие им происходящих событий, переориентировку жизненных ценностей и установок. Городской или сельский социум, являясь мезо-фактором социализации, оказывает определенное влияние на процесс становления человека, развития его самосознания. Окружающая физическая и социальная среда создает предпосылки для развития определенного типа личности со своей системой ценностей, мотивов побуждений и смыслов. Учитывая влияние соци-

альной среды на психическое развитие индивида, мы предполагали, что половая идентичность, являясь структурным компонентом самосознания личности, при формировании в условиях городского и сельского социумов имеет свои особенности. Для проверки данной гипотезы было проведено исследование, направленное на выявление особенностей развития половой идентичности, характерных для подростков, социализирующихся в условиях сельского и городского социумов, и осмысление их в контексте социальных перемен настоящего времени.

В качестве объекта исследования были выбраны подростки 14-15 лет, поскольку подростковый возраст считается одним из сензи-тивных периодов для развития половой идентичности и именно в этом возрасте происходит интеграция результатов рефлексии и интериори-зированных оценок взрослых и сверстников

в единую структуру. Было обследовано 194 подростка 14-15 лет, из них 96 девочек и 98 мальчиков, проживающих в сельской местности, и 206 подростков 14-15 лет г Архангельска, из них 111 девочек и 95 мальчиков.

Экспериментальной площадкой исследования послужили: средние общеобразовательные школы № 45, № 11 г. Архангельска, средняя общеобразовательная школа № 2 Каргополь-ского района Архангельской области, средняя общеобразовательная Павловская школа Кар-гопольского района Архангельской области.

В ходе исследования у городских и сельских подростков были проанализированы когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты половой идентичности. Половую идентичность мы рассматривали как внутреннюю динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения1.

При характеристике когнитивного компонента были рассмотрены конструкты или образы, составляющие индивидуальное сознание представителей определенного пола. Для этого мы обратились к методике семантического дифференциала Ч. Осгуда2. Результаты исследования показали, что полоролевой образ «Я» у городских и сельских мальчиков 14-15 лет выглядит очень похожим. Указанный образ имеет следующие характеристики: властный, сдержанный, уверенный, рассудочный, постоянный, сильный, умный, смелый, волевой, активный. Значимые различия установлены лишь по одной шкале: «сдержанность - вспыльчивость». Сельские мальчики считают себя менее сдержанными, чем городские (р=0,04). Несмотря на отсутствие значимых различий в полоролевом образе «Я» у городских и сельских мальчиков 14-15 лет, результаты исследования свидетельствуют о том, что у городских мальчиков степень выраженности всех маскулинных качеств несколько выше, чем у сельских мальчиков. Различными представлены у городских и сельских подростков отдельные компоненты в факторной структуре полоролевого образа «Я».

У сельских мальчиков такими качествами являются смелость, сдержанность, а у мальчиков из города - ум, властность. В целом полоролевой образ «Я» у сельских и городских мальчиков выглядит маскулинным и соответствует традиционному эталону мужественности.

Рассматривая составляющие полоролевого образа «Я» у девочек из городской и сельской местности, мы отмечаем у них несколько больше различий, нежели у мальчиков. Степень выраженности маскулинных качеств в полоролевом образе «Я» у девочек из сельской местности значительно ниже, чем у городских. Сельские девочки считают себя менее уверенными, умными, волевыми (р<0,001), нежели городские. Обращает на себя внимание тот факт, что девочки из села, в отличие от городских девочек, в будущем ориентируются на семейную жизнь, а не на работу.

В ходе факторного анализа были выявлены различия в структуре полоролевого образа «Я» у девочек, проживающих в городском и сельском социуме. У девочек из села в структуру образа «Я» вошли такие качества, как ориентация на семью, сдержанность, сила, активность. У девочек из города такими характеристиками явились эмоциональность, миролюбие, сила. Итак, мы видим, что полоролевой образ «Я» у девочек из города и села включает фемининные и маскулинные качества, при этом степень выраженности маскулинности у сельских девочек значительно ниже, чем у их сверстниц из города. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на выявленные различия, полоролевой образ «Я» у девочек из города и села - это андрогин-ный тип, сочетающий в себе маскулинное и фемининное, мужественное и женственное.

Следующим компонентом половой идентичности, проанализированным нами, был эмоциональный. Анализ предполагал выявление у мальчиков и девочек 14-15 лет, проживающих в городе и селе, отношения к себе как представителю определенного пола, установление отношения к представителям противоположного и своего пола с точки зрения позитивности, силы и активности. Для этого была использована методика «Личностный дифференциал»3.

Результаты проведенного исследования показали, что сельские мальчики в большинстве случаев негативно относятся к себе как представителям определенного пола, считают себя непривлекательными и несправедливыми (р<0,001), а также менее добрыми (р<0,05), по сравнению с городскими мальчиками. Общая оценка позитивности в отношении к самим себе у сельских мальчиков значительно ниже (р<0,001), чем у городских. Значительно ниже оценивают себя сельские мальчики и с точки зрения показателя активности (р<0,001) и силы (р<0,001), нежели городские (рис. 1).

Сельские мальчики, по сравнению с городскими мальчиками, считают себя менее позитивными, менее сильными и менее активными. У девочек 14-15 лет, проживающих в городе и селе, значимых различий в отношении к себе не установлено. Сельские и городские девочки 14-15 лет одинаково относятся к самим себе, характеризуя себя как позитивных, сильных и активных (рис. 2).

У подростков, воспитывающихся в разных социокультурных условиях (город, село) установлено различное отношение к представительницам женского пола. Сельские мальчики счи-

позитивность

а) город

позитивность

активность

1

2

3

Рис. 1. Отношение к себе и представителям своего и противоположного пола у городских и сельских мальчиков 14-15 лет.

Условные обозначения: 1 - большинство мужчин, 2 - большинство женщин, 3 - «Я».

позитивность

сила

а) город позитивность

сила

б) село

Рис. 2. Отношение к себе и представителям своего и противоположного пола у городских и сельских девочек 14-15 лет.

Условные обозначения: 1 - большинство мужчин, 2 - большинство женщин, 3 - «Я сама».

тают большинство женщин более сильными, но менее позитивными и активными, чем городские мальчики. Сельские и городские девочки видят большинство женщин одинаково активными, но при этом сельские девочки характеризуют их как более сильных и позитивных.

Анализируя отношение к мужскому полу, хотелось бы отметить, что сельские мальчики большинство мужчин считают менее позитивными (р<0,05), менее активными (р<0,05), и лишь общая оценка силы большинства мужчин является сходной у городских и сельских мальчиков. Городские и сельские девочки более негативно, чем мальчики, оценивают большинство мужчин в нашем обществе. Но при этом у девочек, проживающих в селе, отношение к большинству мужчин более позитивное, чем у

их сверстниц из города (р<0,001). Сельские девочки характеризуют большинство мужчин как более сильных, уверенных и самостоятельных (р<0,001), нежели городские девочки. Одновременно сельские девочки считают большинство мужчин более энергичными, общительными, активными (р<0,001). Итак, мы видим, что городские и сельские девочки позитивно относятся к себе и представительницам своего пола, но отношение к представителям мужского пола более позитивное у сельских девочек. У мальчиков, наоборот, более позитивное отношение к себе и представителям своего и противоположного пола среди городских подростков.

Для изучения конативного компонента половой идентичности была использована анкета

1

2

3

половых ролей С. Бем4. С помощью данной методики были установлены показатели выраженности маскулинности и фемининности у подростков 14-15 лет, воспитывающихся в разных условиях социализации, и выявлены личностные качества, характеризующие их как мужчину/ женщину, на основании которых мы судили

о типе половой идентичности. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что средние значения показателей маскулинности и фемининности у городских мальчиков несколько выше, чем у сельских мальчиков (различия не значимы) (рис. 3).

105

ср. зн.

100

У девочек наблюдается аналогичная тенденция. Средние значения показателей маскулинности и фемининности незначительно, но выше у городских девочек, нежели у их сверстниц из села.

Соотношение этих показателей позволило выявить тип половой идентичности индивида: андрогинный половой тип (высокая маскулинность - высокая фемининность), маскулинный (высокая маскулинность - низкая феминин-ность), фемининный (высокая фемининность -низкая маскулинность) и недифференцированный половой тип (низкая маскулинность - низкая фемининность).

95

90

85

80

75

1 маскулинность

□ фемининность

'7777777777,

Щ^//////А

'////////Ж

город - мальчики село - мальчики

98,65

89,01

Щ^//////А

ту/////),

у/////////),

94,19

85,46

У////////А

у//////А,

у//////А,

у///////А,

город - девочки

90,22

99,01

село - девочки

88,34

98,16

Рис. 3. Показатели выраженности маскулинности и фемининности у городских и сельских подростков 14-15 лет

город мальчики

село мальчики

город - девочки село - девочки

Ш маскулинный □ фемининный □ андрогинный ■ недифференцированный Рис. 4. Распределение типов половой идентичности у городских и сельских подростков 14-15 лет

Сравнивая распределение типов половой идентичности у городских и сельских мальчиков (рис. 4), хотелось бы отметить, что наибольший процент городских мальчиков составляет андрогинный тип половой идентичности (49%), а у сельских мальчиков в группу с анд-рогинным типом вошло значительно меньшее число респондентов (14%), различия между выборками достоверны (р<0,001). Необходимо отметить, что количество мальчиков с маскулинным типом половой идентичности среди подростков, проживающих в сельской местности, в два раза выше, чем в городе (37% и 15%), различия достоверны (р<0,001). С фемининным типом половой идентичности большее число мальчиков выявлено в сельской местности (22% и 10%), различия достоверны (р<0,05). И в равном соотношении находится недифференцированный тип половой идентичности у городских и сельских мальчиков (26% и 27%).

Сравнивая распределение типов половой идентичности у городских и сельских девочек, хотелось бы отметить, что у представительниц той и другой выборки наибольший процент составляет андрогинный тип (40% и 38%); незначительно, но несколько больше городских девочек с маскулинным типом половой идентичности, чем сельских (15% и 10%); практически в равном соотношении у городских и сельских девочек находится фемининный тип половой идентичности (29% и 24%); почти в два раза (16% и 28%) количество сельских девочек с недифференцированным типом половой идентичности превышает число городских девочек (р<0,05).

Таким образом, анализ конативного компонента половой идентичности показал, что среднее значение показателей маскулинности и фе-мининности у городских мальчиков и девочек выше, чем у сельских. Значительно больший процент мальчиков, проживающих в городе, имеют андрогинный тип половой идентичности. У мальчиков в сельской местности преобладает маскулинный тип половой идентичности. У городских и сельских девочек наибольший процент составляет андрогинный тип половой идентичности.

Анализируя особенности развития структурных компонентов половой идентичности у городских и сельских подростков, нельзя не заметить, что количество значимых различий преобладает у мальчиков, проживающих в разных социальных условиях, нежели у девочек. Объяснение данному факту, на наш взгляд, отражено в эволюционной теории В.А. Геодакя-на5. Согласно его концепции, на развитие мальчиков определяющее влияние оказывает наследственность, а на девочек - среда. Это происходит вследствие того, что в филогенетических процессах особи мужского пола принимают на себя столкновение с новыми условиями существования и формируют в этом столкновении новые генетические признаки и тенденции. Такая функция предполагает выраженную онтогенетическую ригидность, которая создает своеобразный фильтр для дифференциации средовых влияний на значимые и незначимые во избежание хаотических изменений генетических программ под действием случайных факторов. Из этого сочетания филогенетической пластичности и онтогенетической ригидности при тесном информационном контакте со средой закономерно следует более высокая уязвимость представителей мужского пола. Женский пол в филогенезе обеспечивает сохранение и неизменность приобретаемых в эволюции качеств, играет роль кладовых наследственности, тщательно охраняемого глубокого тыла генофонда. Эта филогенетическая ригидность обеспечивается высокой онтогенетической пластичностью, которая вместе с менее тесным информационным средовым контактом предполагает меньшую уязвимость, более высокую выживаемость женских особей.

Таким образом, в основе половой дифференциации лежит принципиальное отличие между мужчинами и женщинами, заключающееся в том, что наследственная норма реакции, то есть способность генотипа реагировать на изменение среды, женского пола шире, чем мужского. У представителей мужского пола преобладают биологически детерминированные, то есть филогенетически более старые формы полоролевого поведения, тогда как

у представительниц женского пола - социально-детерминированные. Отсюда следует, что социальные процессы, происходящие в современной деревне под влиянием города, в большей степени оказывают воздействие на становление женской половой идентичности. Именно поэтому у городских и сельских девочек наблюдается больше сходства в развитии когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности, нежели у городских и сельских мальчиков. Одновременно проведенное исследование позволяет утверждать, что формирование мужской или женской половой идентичности идет в соответствии с культурой, нормами и обычаями, складывающимися в окружающей социальной среде.

Половая идентичность у старших подростков, проживающих в сельских условиях, имеет свои особенности и специфическое содержание, по сравнению с подростками, проживающими в городе:

- у сельских и городских мальчиков полоролевой образ «Я» выглядит маскулинным; у девочек из города и села полоролевой образ «Я» - это андрогинный тип; степень выраженности маскулинных качеств, составляющих полоролевой образ «Я» у сельских мальчиков и девочек значительно ниже, чем у подростков из города;

- для представителей мужского пола, воспитывающихся в разных социокультурных условиях (город, село), характерно различное отношение к себе как представителям определенного пола; сельские мальчики 14-15 лет, по сравнению с городскими мальчиками, считают себя менее позитивными, менее сильными и менее активными; сельские и городские девочки 14-15 лет одинаково относятся к са-

Примечания

мим себе, характеризуя себя как позитивных, сильных и активных;

- у подростков, воспитывающихся в условиях города и села, установлено различное отношение к представительницам женского пола, сельские мальчики считают большинство женщин более сильными, но менее позитивными и активными, чем городские мальчики; сельские и городские девочки видят большинство женщин одинаково активными, но при этом сельские девочки характеризуют их как более сильных и позитивных;

- городские и сельские мальчики представляют большинство мужчин одинаково сильными, но мальчики, проживающие в сельской местности, считают большинство мужчин менее позитивными и активными, нежели их сверстники из города; сельские девочки, в отличие от городских, видят большинство мужчин более позитивными, сильными и активными;

- у подростков, воспитывающихся в условиях городского и сельского социума, обнаружена определенная специфика в развитии кона-тивного компонента половой идентичности: большинство мальчиков и девочек из города имеют андрогинный полоролевой тип, в сельской местности большинство мальчиков соответствуют маскулинному типу, а девочки - ан-дрогинному типу половой идентичности; для подростков из сельской местности, по сравнению с подростками из города, характерны более низкие показатели маскулинности и феми-нинности.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что социокультурные условия развития человека (город и село) оказывают существенное влияние на процесс формирования половой идентичности.

1 Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности в онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб, 2006. С. І5.

2 БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, І999. С. 299-302.

3 БажинЕ.Ф., ЭткиндА.М. Личностный дифференциал: метод. рекомендации. Л., І983. С. 3-І2.

4 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб, 2000. С. І99-202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., І989. С. І7І-І89.

Flotskaya Natalia

GENDER IDENTITY PECULIARITIES OF ADOLESCENTS RAISED IN URBAN AND RURAL SOCIETIES

The article is devoted to the problem of sociocultural conditions (rural and urban areas) influencing the process of gender identity formation. The author provides the results of the ascertaining experiment showing that gender identity of adolescents raised in an urban society has specific features compared to that of adolescents from a rural society.

Рецензент - Регуш Л.А., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.