Научная статья на тему 'Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков c различными типами половой идентичности'

Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков c различными типами половой идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1455
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / АГРЕССИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Мария Александровна

В статье автор раскрывает особенности половой идентичности у подростков с девиантным поведением и рассматривает формы проявления агрессивных и враждебных реакций у ассоциальных подростков с разными типами половой идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF AGGRESSION OF DEVIANT ADOLESCENTS WITH DIFFERENT TYPES OF GENDER IDENTITIES

In this article the author discloses the features of gender identity of adolescents with deviant behavior, and discovers the forms of aggressive and hostile reactions of asocial adolescents with different types of genderl identity.

Текст научной работы на тему «Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков c различными типами половой идентичности»

УДК 159.922

ПОНОМАРЕВА Мария Александровна, аспирант кафедры специальной педагогики и психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 3 научных публикаций

ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ

ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье автор раскрывает особенности половой идентичности у подростков с девиантным поведением и рассматривает формы проявления агрессивных и враждебных реакций у ассоциальных подростков с разными типами половой идентичности.

Половая идентичность, маскулинность, фемининность, андрогиния, девиантное поведение, подросток, агрессивность

Проблема изучения различных форм девиантного поведения, причин и способов его коррекции и профилактики становится в настоящий период исключительно востребованной и актуальной. Наибольшую значимость рассмотрение особенностей девиантного поведения приобретает на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. За последние годы значительно возросла агрессия, противоправные действия и действия суицидального характера, наркотизация, алкоголизация несовершеннолетних, не меньшие опасения вызывает групповой характер и особая жестокость совершаемых подростками преступлений. Именно эта категория детей является наиболее проблемной, уязвимой с точки зрения подверженности негативному влиянию асоциальной среды и нуждается в более детальном и глубоком изучении. В связи с этим, большое значение приобретает изучение психологических особенностей лиц с отклонениями в

поведении, причин и факторов, способствующих формированию противоправной модели поведения.

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях, социализации, становлении «Я»-идентичности, в том числе и половой. Половую идентичность мы рассматриваем как внутреннюю динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения1. Половая идентичность как интегральная характеристика личности определяет становление личности и является важным регулятором поведения человека. Это позволило нам предположить возможность существования взаимосвязи между типами половой идентичности, отражающими конативный (поведенческий) компонент половой идентичности, и формами проявления агрессии в подростковом возрасте.

Для рассмотрения этого предположения нами было проведено психологическое исследование на базе нескольких общеобразовательных школ г. Архангельска (№ 35, 17, 37, 2, 68, 83 и 77). В обследовании приняло участие 76 подростков от 13 до15 лет, из них 45 мальчиков и 31 девочка. В эксперимент отбирались дети, проявляющие в своем поведении различные формы девиации.

С целью изучения поведенческого (конатив-ного) компонента половой идентичности была использована «Анкета половых ролей Бем» (ВБИ)»2. Данная анкета позволяет выявить тип половой идентичности индивида на основе установления соотношения показателей выраженности маскулинности и фемининности. Для определения типичных для испытуемого форм агрессивных и враждебных реакций применялся опросник Баса-Дарки3. С помощью данной методики можно рассмотреть такие формы агрессивного поведения, как «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «обида», «подозрительность», «вербальная агрессия», «угрызения совести, чувство вины», а также вычислить «индекс агрессивных реакций» и «индекс враждебности».

Обработка полученного экспериментального материала осуществлялась с помощью методов вариационной статистики. Статистически достоверные различия при сравнении отдельных групп испытуемых определялись с помощью 1:-критерия Стьюдента.

а

10%

□ маскулинный П фемининный П андрогиный

□ недифференцированный

Результаты проведенного исследования показали, что распределение типов половой идентичности у подростков женского и мужского пола, проявляющих отклонения в поведении, отличается от аналогичных показателей их про-социальных сверстников. Так, по данным Н.Ю. Флотской4, преобладающим типом половой идентичности как у мальчиков, так и у девочек подросткового возраста является анд-рогинный (49 и 40% соответственно), характеризующийся высокими уровнями маскулинности и фемининности. Недифференцированный половой тип (низкая маскулинность и низкая фемининность) встречается только у 26% мальчиков и 16% девочек.

Анализируя распределение типов половой идентичности у подростков с девиантным поведением (рис. 1), можно отметить явное преобладание недифференцированного полового типа (р<0,001).

Сравнивая межполовые особенности разделения респондентов по свойственному им типу половой идентичности, следует отметить, что у мальчиков с отклонениями в поведении позитивное развитие половой идентичности наблюдается примерно у такого же количества испытуемых, что и у детей без поведенческих девиаций (13 и 15% соответственно - маскулинность). У девочек с отклонениями в поведении прослеживается снижение этого показателя в сравнении с ровесницами, не демонстрирующими нарушений поведения (10 и 29% соответ-

27%

□ маскулинный

□ фемининный

□ андрогиный

□ недифференцированный

Рис. 1. Распределение типов половой идентичности у подростков 13-15 лет (а - мальчики, б - девочки)

ственно - фемининный тип). Такая картина распределения типов половой идентичности свидетельствует о том, что идентификация по полу у подростков с девиантным поведением протекает гораздо труднее, чем у их просоци-альных сверстников.

Изучение особенностей проявления девиантными подростками агрессии показало, что сочетание типичных для испытуемых этой категории форм агрессивных и враждебных реакций имеет ряд специфических черт. По данным Л.М. Семенюк5, у просоциальных подростков в этом возрасте преобладает вербальная агрессия (72%) и негативизм (65%), при этом агрессивность мальчиков в целом, как правило, несколько выше агрессивности девочек. У мальчиков на первый план выходят вербальные формы агрессии (81 %) и негативизм (82%), при этом физическая и косвенная агрессия снижаются (61 и 39%). У подростков-девочек к 14-15 годам возрастает вербальная (60%), косвенная (59%) и физическая агрессия (56%), а негативизм находится на более низком уровне (52%).

Для мальчиков с девиантным поведением свойственно преобладание физической агрессии, чувства вины и негативизма. У девочек, проявляющих отклонения в поведении, чаще всего встречаются чувство вины, физическая и вербальная агрессия. У мальчиков и девочек с проявлениями девиаций в поведении можно

отметить увеличение показателей физической агрессии и чувства вины, нехарактерное для просоциальных подростков (рис. 2). Физическая агрессия подразумевает использование физической силы против другого лица, а угрызения совести выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества. Возможно, повышенные показатели по этим формам реакций свидетельствуют о выборе представителями этой категории подростков в сложных, конфликтных ситуациях крайне асоциальных и даже антисоциальных форм поведения. При этом ребенок осознает недопустимость и аморальность своего поведения, но ввиду определенных социально-психологических причин, например из-за асоциальных норм и традиций референтной группы сверстников, незрелости системы ценностных ориентация, конформности ЛИЧНОСТИ И Т.Д., не хочет или не может его изменить.

В ходе анализа агрессивных проявлений подростков с девиантным поведением была выявлено, что агрессивность девочек несколько превышает уровень агрессивности мальчиков (см.рис. 2). Так, по показателям «угрызения совести» (р<0,001), «вербальная агрессия» (р<0,01), «косвенная агрессия», «обида», «подозрительность», а также по индексам агрессивных реакций и враждебности обнаружены дос-

% 80 70 60 50 40 30 20 10 0

123456789 10

Показатели

Рис. 2. Проявление различных форм агрессивности у девиантных подростков 13-15 лет: 1 - физическая агрессия, 2 - косвенная агрессия, 3 - раздражение, 4 - негативизм, 5 - обида, 6 - подозрительность, 7 - вербальная агрессия, 8 - угрызения совести, чувство вины, 9 - индекс агрессивных реакций, 10 - индекс враждебности

/

Г

г

г

г

г

□ мальчики

□ девочки

товерные различия (р<0,05). В целом, для девочек, как и для мальчиков характерно преобладание «внешне» проявляемой агрессивной реакции, активно негативной по отношению к конкретным лицам (индекс агрессивных реакций) над негативно недоверчивой, отстраненной позицией по отношению к окружающим (индекс враждебности).

Огромный практический интерес представляет изучение взаимосвязи типов половой идентичности с различными формами проявления агрессии. Ввиду недостаточной численной представленности маскулинного и фемининного типов половой идентичности у исследуемых нами категорий подростков, подробнее рассмотрим распределение проявлений различных форм агрессивности у девиантных подростков с недифференцированным и андрогинным типами половой идентификации.

У мальчиков-подростков не установлено статистически достоверных различий в показателях формы агрессивных реакций между респондентами с недифференцируемым и андрогинным половыми типами {рис. 3). У девочек-подростков с девиантным поведением наблюдается увеличение показателей агрессивности по большинству форм при андрогинном типе половой идентичности по сравнению с недифференцированным типом (рис. 4). Статистически

достоверные различия выявлены по показателям «негативизм» и «вербальная агрессия» (р<0,05), т.е. девочки с высоким уровнем маскулинности и фемининности чаще в проблемных ситуациях прибегают к ругани, угрозам и оппозиционным мерам поведения, тогда как девочки с низким уровнем маскулинности и фемининности чаще стараются избегать открытого противостояния (негативизм -53%)и проявления раздражения (раздражение - 52%). У девочек с недифференцируемым типом половой идентичности наблюдается тенденция к увеличению индекса враждебности по сравнению с индексом агрессивных реакций, что проявляется в предпочтении ими недоверчивой враждебной позиции по отношению к окружающим, а не активной враждебности. Это обстоятельство, возможно, повлияет на уровень социально-психологической адаптации этих детей в обществе.

Проведенное исследование позволяет предположить, что конативный (поведенческий) компонент половой идентичности отражается на предпочтении тех или иных форм проявления агрессивности у девиантных подростков. Подростки мужского и женского пола, проявляющие в своем поведении различные формы отклонений, обладают рядом специфических черт в отношении распределения типов половой

Показатели

■ недиф ф еренцированный

■ андрогинный

Рис. 3. Проявление различных форм агрессивности у мальчиков с разными типами половой идентичности (обозначения см. рис. 2)

% 100 80 60 40 20

0

123456789 10

Показатели

—■ недифференцированный

—- андрогинный

Рис. 4. Проявление различных форм агрессивности у девочек с разными типами половой идентичности (обозначения см. рис. 2)

идентичности и форм проявления агрессивных реакций.

• У подростков 13-15 лет с девиантным поведением можно отметить явное преобладание недифференцированного типа половой идентичности как у респондентов мужского, так и женского пола.

• У девочек с отклонениями в поведении прослеживается меньший уровень позитивного развития половой идентичности по сравнению с их ровесницами, не демонстрирующими нарушений поведения. Это указывает на то, что идентификация по полу у подростков с девиантным поведением протекает гораздо труднее, чем у их просоциальных сверстников.

• Для мальчиков с девиантным поведением свойственно преобладание физической агрессии, чувства вины и негативизма, а для девочек, проявляющих отклонения в поведении, - чувство вины, физическая и вербальная агрессия.

Примечания

1 Флотская НЮ. Особенности развития когнитивного компонента половой идентичности у подростков, воспитывающихся в условиях семьи и интерната II Вестн. Помор, ун-та. 2007. № 1. С. 83.

2Пайне Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

3 ЗмановскаяЕ.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003.

4 Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности: моногр. Архангельск, 2004.

5 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2003.

• У мальчиков и девочек с проявлениями девиаций в поведении наблюдается увеличение показателей физической агрессии и чувства вины, нехарактерное для просоциальных подростков.

• Агрессивность девиантных девочек-под-ростков превышает уровень агрессивности мальчиков по показателям «угрызения совести», «вербальная агрессия», «косвенная агрессия», «обида», «подозрительность».

• У девочек с недифференцируемым типом половой идентичности наблюдается тенденция к предпочтению недоверчивой враждебной позиции по отношению к окружающим над активной враждебностью.

Результаты исследования указывают на специфичность проявления агрессии подростков с отклоняющимся поведением и свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения проблемы взаимосвязи половой идентичности с формами агрессивности в подростковом возрасте.

Ponomareva Maria

FORMS OF AGGRESSION OF DEVIANT ADOLESCENTS WITH DIFFERENT TYPES OF GENDER IDENTITIES

In this article the author discloses the features of gender identity of adolescents with deviant behavior, and discovers the forms of aggressive and hostile reactions of asocial adolescents with different types of genderl identity.

Контактная информация: e-mail: vestnik@pomorsu.ru

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.