Развитие конативного компонента половой идентичности у девочек-подростков с девиантным поведением Флотская Н. Ю. , Пономарева М. А.
1 Флотская Наталья Юрьевна /Flotskaya Natalya Yurievna - доктор психологических наук, профессор;
2Пономарева Мария Александровна /Ponomareva Maria Aleksandrovna - кандидат психологических наук, старший
преподаватель,
кафедра специальной педагогики и психологии,
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением. В работе представлены результаты эмпирического исследования динамики конативного компонента половой идентичности у девочек с девиантным и просоциальным поведением при переходе от 12-13 к 14-15 годам.
Abstract: the present article discusses the development of sexual identity of adolescents with deviant behavior. Results of the empirical study on the dynamics of connotative component of sexual identity of girls with deviant and prosocial behavior in the transition from the age of 12-13 to 14-15 years old are presented in the paper.
Ключевые слова: половая идентичность, конативный компонент половой идентичности, подростковый возраст, девиантное поведение.
Keywords: gender identity, connotative component of sexual identity, adolescence, deviant behavior.
Высокий уровень подростковой девиантности является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Особую опасность представляет отмечаемый специалистами высокий уровень криминализации девочек-подростков, что является потенциальной угрозой развитию общества не только в данный период времени, но и в перспективе ближайшего будущего [2]. Сегодняшние подростки - это будущие родители, которые начнут реализовывать ранее сформированные модели поведения и жизненные принципы в процессе воспитании собственных детей.
На формирование девиантной модели поведения, среди прочих факторов, оказывает влияние нарушение развития половой идентичности. Выступая одним из регуляторов поведения человека, половая идентичность может способствовать повышению адаптационных возможностей личности, облегчать процесс социализации, что положительным образом скажется и на взаимодействии человека с окружающим миром. Половая идентичность как внутренняя динамическая структура, интегрирует отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения [3]. В качестве структурных составляющих половой идентичности выделяют когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Наиболее актуальным для изучения психологии девиантных девочек-подростков нам представляется изучение конативного компонента, поскольку именно он представляет собой совокупность личностных качеств субъекта, оцениваемых с точки зрения маскулинности и фемининности и определяющих саморегуляцию полоролевого поведения в социуме.
В эмпирическом исследовании особенностей конативного компонента половой идентичности приняли участие 175 подростков женского пола в возрасте 12-15 лет, обучающихся в г. Архангельске, из них 84 девочки без поведенческих отклонений и 91 девочка с девиантным поведением. Анализ особенностей конативного компонента половой идентичности проводился с помощью анкеты половых ролей С. Бем (BSRI) [1]. Данная анкета позволяет выявить степень выраженности маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола. Подростков в ходе обследования просили оценить по 7-и бальной шкале, насколько правильно каждая из 60-и личностных характеристик (включающих маскулинные, фемининные и нейтральные качества) описывает его самого. Полученные данные дали возможность определить присущий каждому испытуемому тип половой идентичности: андрогинный тип (высокая фемининность - высокая маскулинность), маскулинный тип (высокая маскулинность - низкая фемининность), фемининный тип (высокая фемининность - низкая маскулинность), недифференцированный тип (низкая маскулинность - низкая фемининность).
Результаты проведенного исследования показали, что у девиантных девочек 12-13 лет при анализе характеристик конативного компонента было установлено значительное преобладание показателей фемининности над показателями маскулинности (94,95 и 86,11 соответственно) (рис. 1).
Ср.зн. 100
95
90
85
80
Фемининность
Маскулинность
□ Девиантное поведение Ш Просоциальное поведение
Рис. 1. Показатели выраженности маскулинности и фемининности у девочек 12-13 лет
У девочек, не проявляющих в своем поведении признаков отклонений, наблюдается аналогичное преобладание: 98,07 - показатель фемининности и 88,64 - показатель маскулинности. Проведенный сравнительный анализ позволил заключить, что для просоциальных девочек характерны несколько более высокие показатели фемининности и маскулинности, чем для девочек с отклоняющимся поведением.
На основе выявленных показателей фемининности и маскулинности было установлено следующее распределение типов половой идентичности у девочек-подростков 12-13 лет (рис. 2). У девочек 12-13 лет, проявляющих различные формы девиации в поведении, на долю недифференцированного типа половой идентификации приходится 48 % респондентов, андрогинного типа - 26 %, а фемининного и маскулинного типов - 16 % и 10 %. Для просоциальных девочек характерно преобладание андрогинного типа половой идентичности (43 %), тогда как недифференцированный тип встречается в 24 % случаев, фемининный - в 20 %, маскулинный - в 13 %.
% 50% г
40
30 /
20 X
10
0^
Девиантное поведение
Просоциагльное поведение
□ Маскулинный тип □ Фемининный тип
□ Андрогинный тип □ Недифференцированный тип
Рис. 2. Распределение типов половой идентичности у девочек 12-13 лет
Проведенный анализ позволяет нам заключить, что у девиантных девочек 12-13 лет наблюдается снижение показателей фемининности и маскулинности, по сравнению с их просоциальными сверстницами. Наиболее часто встречающимся типом половой идентичности среди подростков данной категории является недифференцированный тип.
Исследование динамики конативного компонента половой идентичности девочек показало, что от 12-13 лет до 14-15 лет у девочек с девиантным поведением наблюдается значительное увеличение показателей маскулинности (с 86,11 до 93,38) (р < 0,01), а также тенденция к снижению показателей фемининности (с 94,95 до 93,38). Можно отметить, что у девочек 14-15 лет, демонстрирующих в своем поведении различные формы отклонений, происходит сближение показателей фемининности и маскулинности, что, вероятно, сказывается на применяемых ими моделях поведения и взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола (рис. 3).
Ср.зн.
98
96 ^ \
94 ' ^=1
92
90
88
86
Фемининность
X 71
Маскулинность
□ Девиантное поведение Ш Просоциальное поведение
Рис. 3. Показатели выраженности маскулинности и фемининности у девочек 14-15 лет
У просоциальных девочек 14-15 лет не наблюдается существенных изменений в соотношении фемининности и маскулинности по сравнению с младшим подростковым возрастом. Можно отметить некоторое снижение показателей фемининности (с 98,07 до 96,38) и увеличение показателей маскулинности (с 88,6 до 89,88). В целом, тенденция к преобладанию фемининности над маскулинностью у девочек, не проявляющих отклонений в своем поведении, сохраняется на протяжении всего подросткового возраста.
Результаты исследования показали, что при переходе от младшего подросткового возраста к старшему, у девиантных девочек происходят изменения в структуре распределения типов половой идентичности (рис. 4). Так, происходит значительное снижение уровня представленности недифференцированного типа половой идентичности с 48 % до 40 %, а также увеличение представленности маскулинного типа (с 10 % до 16 %). Количество респондентов, отнесенных к фемининному (16 %) и андрогинному типам (28 %), половой идентичности практически не меняет.
Девиантное поведение Просоциагльное поведение
□ Маскулинный тип □ Фемининный тип
□ Андрогинный тип □ Недифференцированный тип
Рис. 4. Распределение типов половой идентичности у девочек 14-15 лет
При анализе полоролевой структуры просоциальных девочек 14-15 лет можно отметить значительное увеличение количества респондентов с фемининным типом (с 20 % до 29 %) и снижение количества респондентов с недифференцированным типом половой идентичности (с 24 % до 16 %). Представленность маскулинного (14 %) и андрогинного (41 %) типов половой идентичности у данной категории испытуемых практически не меняется.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что полоролевая структура личности девиантных подростков существенным образом отличается от полоролевой структуры личности их просоциальных сверстников. Так, у девочек с отклонениями в поведении наблюдается снижение показателей и фемининности, и маскулинности, а в полоролевой структуре личности данной категории подростков преобладает недифференцированный тип половой идентичности.
Следует также отметить, что конативный компонент половой идентичности девиантных подростков претерпевает значительные изменения и при переходе от младшего подросткового к старшему подростковому возрасту. Показатели маскулинности у девочек с отклоняющимся поведением начинают возрастать, а показатели феменинности снижаются, что приводит к выравниванию полоролевой структуры по качествам маскулинности и фемининности. Такие результаты могут отражать увеличение к 14-15 годам склонности девиантных девочек к применению мужских моделей поведения.
В результате проведенного исследования было также установлено, что при переходе от младшего подросткового возраста к старшему, у девочек с поведенческими отклонениями происходит значительное снижение представленности недифференцированного типа половой идентичности. При этом, снижение количества респондентов данного типа осуществляется за счет увеличения представленности маскулинной
модели поведения, тогда как их просоциальные сверстницы чаще идут по пути феминизации полоролевого поведения.
Таким образом, конативный компонент половой идентичности у подростков с девиантным поведением претерпевает определенные внутривозрастные изменения. При переходе от 12-13 к 14-15 годам у девочек с отклоняющимся поведением динамика конативного компонента половой идентичности характеризуются возрастанием маскулинности и снижением фемининности, а также снижением доли представленности недифференцированного типа половой идентичности за счет увеличения доли маскулинного типа.
Литература
1. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии. / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
2. Пономарева М. А. Особенности эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у подростков с девиантным поведением. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 4. - С. 145-149.
3. Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: Монография. / Н. Ю. Флотская. - Архангельск: Поморский университет, 2007. - 204 с.