Научная статья на тему 'Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте'

Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2184
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОНАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / GENDER IDENTITY / COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL COMPONENT / CONNOTATIVE COMPONENT / DEVELOPMENTAL DYNAMICS / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Нина Петровна

Статья посвящена анализу результатов исследования динамики развития когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста при переходе от 7-8 лет к 9-10 годам. В исследовании приняли участие 562 младших школьника, из которых 218 девочек и 344 мальчика. У мальчиков и девочек установлена динамика развития структурных компонентов половой идентичности внутри младшего школьного возраста. Выявлено, что у мальчиков и девочек к 9-10 годам происходит маскулинизация образа «Я», феминизация образа «Большинство женщин», маскулинизация у мальчиков и андрогинизация у девочек образа «Большинство мужчин». Установлено, что к 9-10 годам у представителей обоих полов происходит снижение показателя фемининности, мальчики и девочки демонстрируют маскулинную полоролевую модель поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GENDER IDENTITY DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN

The article has been devoted to the analysis of the results of the study of dynamics of development of cognitive, emotional and connotative components of gender identity in boys and girls at primary school age in the period from 7-8 till 9-10 y. o. The study involved 562 junior schoolchildren, 218 of which were girls and 344 were boys. There has been determined dynamics in development of the structural components of sexual identity in the boys and girls at primary school age. It has been detected that the self-image became masculine and the image of “Most women” became feminine for the boys and girls at the age 9-10 y. o., the image of a typical male became more masculine for the boys and more androgynous for the girls at the age 9-10 y.o. It has been established that at the age 9-10 y. o. among the representatives of both sexes, there occurred a decline in femininity, the boys and girls demonstrated masculine gender role behaviors.

Текст научной работы на тему «Особенности развития половой идентичности в младшем школьном возрасте»

УДК 159.922.77

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© 2014 г. Н. П. Ковалева

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В настоящее время в российской психологической науке все более актуальной становится гендерная проблематика, в рамках которой наблюдается повышенный интерес к изучению проблемы полового самосознания на разных этапах онтогенеза. Несмотря на увеличение числа исследований различных аспектов полового самосознания многие проблемы психологии пола остаются недостаточно изученными. Так обстоит с исследованием половой идентичности, которая является одной из важнейших составляющих полового самосознания. Современные исследователи проблемы половой идентичности обращают внимание на сложность изучения этого психологического феномена в связи с обилием теоретических подходов, многообразием и неоднозначностью его терминологического содержания, дефицитом диагностических методик его изучения [7, 8, 23]. Именно поэтому исследование половой идентичности актуально и значимо для современной психологической науки.

Исследованием отдельных аспектов половой идентичности занимались В. Е. Каган [5] (половая идентичность дошкольника), Н. Ю. Флотская [20] (онтогенез половой идентичности), А. И. Захаров [3] (полоролевая идентификация детей с родителями), Н. В. Плисенко [12] (половая идентификация в детском возрасте), Н. В. Дворянчиков [2] (гендерная идентичность делинквентных подростков), Т. А. Репина [14] (полоролевая социализация дошкольников), М. А. Пономарева [13] (половая идентичность девиантных подростков), Ю. Е. Алешина и А. С. Волович [1] (полоролевое поведение детей и родителей), Т. И. Юферева [22] (образы мужчин и женщин в сознании подростков), А. А. Чекалина [21] (полоролевая идентичность в дошкольном возрасте), Н. Ю. Рымарев [15], И. В. Романов [16], К. В. Сыроквашина [17] (особенности половой идентичности подростков) и др. В связи с тем, что наибольший интерес исследователей связан с изучением половой идентичности в дошкольном и подростковом возрасте, младший школьный возраст, охватывающий промежуток от 7 до 10 лет, остается малоизученным, несмотря на то, что он считается значимым периодом для развития половой идентичности. Этот возрастной период можно назвать важнейшим этапом становления половой идентичности в связи с углублением полоролевых представлений и закреплением половой роли в общении со сверстниками. Именно поэтому наше исследование посвящено изучению особенностей развития половой идентичности в младшем школьном возрасте.

В исследовании половая идентичность рассматривается как внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием себя в качестве представителя определенного пола и саморегуляцией полоролевого поведения [19]. Половая идентичность как сложная система имеет в качестве структурных составляющих когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент включает представления субъекта о своей половой принадлеж-

Статья посвящена анализу результатов исследования динамики развития когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста при переходе от 7-8 лет к 9-10 годам. В исследовании приняли участие 562 младших школьника, из которых 218 девочек и 344 мальчика. У мальчиков и девочек установлена динамика развития структурных компонентов половой идентичности внутри младшего школьного возраста. Выявлено, что у мальчиков и девочек к 9-10 годам происходит маскулинизация образа «Я», феминизация образа «Большинство женщин», маскулинизация у мальчиков и андрогинизация у девочек образа «Большинство мужчин». Установлено, что к 9-10 годам у представителей обоих полов происходит снижение показателя фемининности, мальчики и девочки демонстрируют маскулинную полоролевую модель поведения.

Ключевые слова: половая идентичность, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, конативный компонент, динамика развития, младший школьный возраст

ности, о типичных представителях своего и противоположного пола. Эмоциональный компонент отражает отношение субъекта к своей половой принадлежности, к представителям своего и противоположного пола. Конативный компонент половой идентичности рассматривается как совокупность маскулинных и фемининных личностных качеств, определяющих по-лоролевое поведение в социуме.

Цель эмпирического исследования состояла в выявлении особенностей развития структурных компонентов половой идентичности детей младшего школьного возраста при переходе от 7—8 лет к 9—10 годам. В ходе реализации цели исследования решались задачи, связанные с изучение когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек, находящихся на разных фазах младшего школьного возраста.

Методы

С целью изучения особенностей развития половой идентичности в период младшего школьного возраста было проведено аналитическое исследование методом поперечных срезов. Выборка была создана простым случайным способом и составила 562 младших школьника (средний возраст (8,95 ± 1,23) года), из которых 273 ребенка 7—8 лет (174 мальчика и 99 девочек) и 289 детей 9—10 лет (170 мальчиков и 119 девочек).

Для сбора эмпирического материала были отобраны стандартизированные и валидизированные психодиагностические методики, позволяющие изучить структурные компоненты половой идентичности в младшем школьном возрасте. Для изучения когнитивного компонента половой идентичности использовались методики Н. Н. Крыгиной [20] «Пять качеств» и «Полоролевая социализация». Конструктами индивидуального сознания младших школьников выступали полоролевые образы «Я сам(а)», «Большинство мужчин», «Большинство женщин», «Идеальный мужчина» и «Идеальная женщина». Для изучения эмоционального компонента половой идентичности применялась методика «Личностный дифференциал» Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда [4], позволяющая диагностировать отношение респондентов к себе, представителям своего и противоположного пола по факторам оценки, силы и активности. Для изучения конативного компонента была использована методика «Анкета половых ролей» С. Бем [11], с помощью которой были установлены показатели маскулинности/фемининности и определены типы половой идентичности. Так, высокие показатели маскулинности и фемининности свидетельствуют об андрогинном типе половой идентичности, высокие показатели маскулинности и низкие показатели фемининности — о маскулинном типе половой идентичности, высокие показатели фемининности и низкие показатели маскулинности — о фемининном типе половой идентичности, а низкие показатели маскулинности и фемининности характеризуют недифференцированный тип половой идентичности.

Для определения типа распределения количествен-

ных данных использовался критерий Колмогорова — Смирнова. Для описания данных использовались среднее арифметическое (М), стандартное отклонение (SD) в случае их нормального распределения и медиана (Ме), если распределение отличалось от нормального. Для сравнения средних значений в двух независимых выборках использовался двухвыборочный критерий Стьюдента и критерий U Манна — Уитни. Для описания качественных данных использовались относительные частоты. Для сравнения долей применялся критерий х2. При проверке статистических гипотез принимался критический уровень значимости p < 0,05. Представления младших школьников об идеалах мужчины и женщины были проанализированы с использованием метода контент-анализа [6]. Для статистического анализа данных использовалась программа SPSS 19.0 [10, 18].

Результаты

В ходе изучения когнитивного компонента половой идентичности у младших школьников были проанализированы представления о себе, об идеальных и типичных мужчинах и женщинах. В результате анализа представлений мальчиков о себе с позиции маскулинности/фемининности было установлено, что от 7—8 лет к 9—10 годам полоролевой образ «Я» претерпевает изменения в сторону маскулинизации (рис. 1).

Рис. 1. Полоролевые представления мальчиков о себе, критерий и Манна — Уитни, балл

К 9—10 годам мальчики осознают себя более властными (р = 0,008), агрессивными (р = 0,002), волевыми (р < 0,001), но менее сдержанными (р = 0,002) и рассудочными (р = 0,019) по сравнению с 7—8-летними сверстниками.

В результате изучения представлений девочек младшего школьного возраста о себе были выявлены изменения в образе «Я» в сторону его маскулинизации (рис. 2).

Рис. 2. Полоролевые представления девочек о себе, критерий и Манна — Уитни, балл

Девочки в возрасте 9—10 лет считают себя менее сдержанными (р = 0,006), рассудочными (р = 0,003), но более властными (р = 0,013), агрессивными (р = 0,004) и волевыми (р < 0,001), чем девочки в 7—8-летнем возрасте.

У мальчиков в промежутке от 7—8 лет к 9—10 годам были выявлены изменения в представлениях о типичных мужчинах и женщинах (рис. 3).

Рис. 3. Полоролевые представления мальчиков о типичных мужчинах и типичных женщинах, критерий и Манна — Уитни, балл

Мальчики к 9—10 годам представляют типичных мужчин более властными (р = 0,001), агрессивными (р < 0,001), волевыми (р < 0,001), но менее уверенным в себе (р = 0,020) и менее сдержанным (р = 0,010), чем в 7—8-летнем возрасте. К возрасту 9—10 лет для мальчиков характерно осознание образа типичных женщин как более эмоциональных (р = 0,002), вспыльчивых (р < 0,001) и менее смелых (р = 0,022).

В результате изучения суждений девочек о типичных представителях мужского и женского пола также были обнаружены изменения при переходе от 7—8 к 9—10 годам (рис. 4).

В исследовании было установлено, что к 9—10 годам девочки считают типичных мужчин более агрессивными (р = 0,033), волевыми (р < 0,001) и смелыми (р = 0,006), чем в 7—8 лет, но этот же образ они наделяют и фемининными характеристиками. К 9—10 годам девочки воспринимают типичных мужчин более вспыльчивыми (р = 0,009), эмоциональными (р = 0,002), менее уверенными в себе (р = 0,022) и ориентированными на работу (р = 0,029).

К возрасту 9—10 лет девочки считают представительниц женского пола менее сдержанными (р = 0,015), рассудочными (р = 0,007) и смелыми (р = 0,001), но более волевыми (р < 0,001).

Рис. 4. Полоролевые представления девочек о типичных мужчинах и типичных женщинах, критерий и Манна — Уитни, балл

Суждения младших школьников об эталонных образах мужчины и женщины представлены в табл. 1.

У мальчиков от 7—8 лет к 9—10 годам наблюдается динамика в эталонных образах мужчины и женщины (рис. 5).

□ 7-8 лет Ш 9 -10 лет Образ "Идеальная женщнна"

90 ли

-п

„и

% 40 30 ш

-1 р =0,004 |

г-П

П ,п ^■-ГИ-Г ,—Г"1

/ / / / г / / # * ✓

□ 7-8лет □ 9 -10 лет

Рис. 5. Представления мальчиков об идеалах мужчины и женщины, критерий х2 Пирсона, %

К 9—10 годам мальчики представляют себе идеального мужчину более мужественным (р = 0,036), спортивным (р < 0,001) и ценящим дружбу (р = 0,032), чем в 7-8 лет.

Идеал женщины у мальчиков ко второй фазе младшего школьного возраста изменяется незначительно, идеальная женщина представляется им лишь более спортивной (р = 0,004).

У девочек к 9-10 годам также была выявлена динамика в представлениях об идеальном мужчине и идеальной женщине (рис. 6).

Таблица 1

Представления мальчиков и девочек младшего школьного возраста об идеальных мужчинах и женщинах

Образ Предварительная категория мальчиков Предварительная категория девочек Финальная категория

Идеальный мужчина Защищает свою семью, помогает своей семье Заботливый, помощник, любит семью и детей Ориентация на семью

Большой, мускулистый, высокий, чистый, привлекательный, модный, аккуратный Красивый, модный, привлекательный, симпатичный, аккуратный Внешность

Рассудительный, умный, отличник, сообразительный, находчивый, быстро думает, знает современные технологии Умный, умелый, отличник Ум

Сильный, смелый, храбрый, отважный, может постоять за себя, с силой воли, лидер, рискованный, агрессивный Сильный, смелый, мужественный, решительный, самостоятельный Мужественность

Уступчивый, ласковый, нежный, заботливый Ласковый, нежный, понимающий, сердечный Женственность

Хороший, верный друг, не бросит в беде, защищает друзей, помогает друзьям Дружба

Трудолюбивый, должен много работать, богатый Трудолюбивый, богатый, начальник, много зарабатывает, серьезный в работе Ориентация на работу

Здоровый, спортивный, ловкий, мускулистый, стремительный, энергичный, ездит на велосипеде Мускулистый, натренированный, спортивный, ловкий, здоровый, энергичный Спорт

С чувством юмора, остроумный, веселый Чувство юмора

Идеальная женщина Домохозяйка, защищает своих детей, выполняет домашние дела: убирает, гладит, моет посуду Заботливая, ухаживает за мужем и детьми, домохозяйка, любит детей Ориентация на семью

Красивая, ухаживает за собой, аккуратная, модная, стройная, привлекательная, со стройными ногами, с красивыми глазами, красиво одевается Красивая, стильная, ухоженная, элегантная, опрятная, аккуратная, модная, стройная, привлекательная, изящная Внешность

Умная, умелая Умная, знает английский язык, умелая, отличница Ум

Ласковая, нежная, мягкая, слабая, беззащитная, милая, доверчивая, сердечная, преданная, сексуальная Ласковая, нежная, слабая, тихая, скромная, ранимая, женственная, доверчивая, покладистая, романтичная Женственность

Смелая, напористая, решительная, сильная, умеет постоять за себя, уверенная, настойчивая, храбрая Мужественность

Вяжет, шьет, рисует, вышивает крестиком, поет Плетет из бисера, рисует, вышивает, вяжет, шьет, танцует Увлечения

Трудолюбивая, работящая, неленивая Ориентация на работу

С чувством юмора, веселая, озорная Чувство юмора

Дружелюбная, вежливая, уважает других, отзывчивая, обаятельная, доброжелательная, культурная, общительная, воспитанная Взаимоотношения с окружающими

Спортивная, ловкая, стремительная Энергичная, ловкая, спортивная, подвижная Спорт

□ 7- 8 лет а9 - Юлет Образ "Идеальная женщина"

р=о.о

иг

| р=0,04б~1

■ ■

У У у 4* у У У У У У ' / * / У 4

о 7 - 8 лет и 9 - 10 лет

Рис. 6. Представления девочек об идеалах мужчины и женщины, критерий х2 Пирсона, %

К 9—10 годам девочки видят идеального мужчину менее ориентированным на семью и детей (р =

0,004), но более спортивным (р = 0,023) и обладающим чувством юмора (р = 0,010). К 9—10 годам идеальная женщина представляется девочкам менее хозяйственной (р = 0,031) и ориентированной на работу (р = 0,013), но более сильной, храброй и смелой (р = 0,046).

В ходе изучения эмоционального компонента половой идентичности у мальчиков при переходе от 7 — 8 к 9—10 годам были обнаружены статистически значимые изменения в оценке себя по фактору позитивности (и = 1886; z = -3,945; р < 0,001). К возрасту 9-10 лет мальчики ниже оценивают себя по таким личностным качествам, как добросовестность (р < 0,001), отзывчивость (р = 0,019), справедливость (р = 0,003), дружелюбность (р = 0,001), честность (р = 0,004), чем в 7-8 лет.

В исследовании было обнаружено, что у мальчиков к 9-10 годам происходят статистически значимые изменения в оценке типичных мужчин по фактору позитивности (и = 1964; z = -3,642; р < 0,001). К возрасту 9-10 лет мальчики оценивают типичных мужчин менее добросовестными (р < 0,001), добрыми

(р < 0,001), отзывчивыми (р = 0,021), справедливыми (р = 0,007), дружелюбными (р < 0,001) и честными (р = 0,022).

В ходе исследования у мальчиков к 9—10 годам были установлены статистически значимые изменения в оценке женщин по фактору позитивности (и = 2129; z = -2,851; р = 0,004). Мальчики 9-10 лет характеризовали женщин как менее добросовестных (р = 0,002), отзывчивых (р = 0,005), справедливых (р = 0,037) и дружелюбных (р = 0,004).

В результате анализа отношения девочек к себе было обнаружено, что при переходе от 7-8 лет к 9-10 годам происходят статистически значимые изменения в оценке себя по фактору позитивности (и = 913,5; z = -2,649; р = 0,008). К 9-10 годам девочки оценивают себя как менее добросовестных (р = 0,008) и дружелюбных (р = 0,004).

В результате анализа отношения девочек младшего школьного возраста к представительницам своего пола было установлено, что к 9-10 годам происходят статистически значимые изменения в оценке типичных женщин по фактору позитивности (и = 956; z = -2,463; р = 0,014). Так, к 9-10 годам девочки считают женщин менее добросовестными (р = 0,032), справедливыми (р = 0,024) и честными (р = 0,004).

В ходе изучения конативного компонента половой идентичности было установлено, что у мальчиков и девочек при переходе с первой на вторую фазу младшего школьного возраста происходят изменения в выраженности показателей маскулинности и фемининности (табл. 2).

Таблица 2

Показатели маскулинности и фемининности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста, М ± SD

Возрастно-половая характеристика Маскулинность р Феминин-ность р

Мальчики 7-8 лет 87,05 ± 16,61 0,359 94,81 ± 13,90 0,010

9-10 лет 89,26 ± 19,63 89,87 ± 15,23

Девочки 7-8 лет 81,73 ± 15,11 0,068 103,42 ± 12,09 0,019

9-10 лет 87,09 ± 18,36 97,61 ± 15,73

Применен ^критерий Стьюдента для независимых выборок, балл

Статистически значимые изменения в показателе фемининности в сторону его снижения происходят при переходе от 7-8 к 9-10 годам как у мальчиков (1 = 2,588; df = 252; р = 0,010), так и у девочек (1 = 2,36; df = 164; р = 0,019). Для уточнения данного результата были проанализированы маскулинная и фемининная полоролевые модели поведения, в которых более конкретно отражаются поведенческие корреляты маскулинности и фемининности. В ходе исследования было установлено, что к 9-10 годам мальчики становились менее ласковыми (р = 0,002), сочувствующими (р = 0,039), нежными (р = 0,001),

доверчивыми (р < 0,001), инфантильными (р < 0,001) и любящими лесть со стороны окружающих (р < 0,001). В то же время к 9-10 годам мальчики становились более рискованными (р = 0,006), ответственными (р < 0,001), вербально грубыми (р < 0,001), но более внимательными к потребностям окружающих (р = 0,030) и вкрадчивыми (р = 0,002).

Девочки к возрасту 9-10 лет ведут себя более рискованно (р < 0,001), но менее сострадательно (р = 0,021), доверчиво (р = 0,025) и инфантильно (р = 0,005), чем в 7-8 лет. Следует отметить, что к 9-10 годам для девочек меньшую значимость имеет лесть со стороны окружающих (р = 0,004), они становятся более самодостаточными (р = 0,007), вкрадчивыми (р = 0,025) и сильными личностями (р = 0,006).

В ходе исследования конативного компонента половой идентичности на основании соотношения выраженности показателей маскулинности и феминин-ности были определены типы половой идентичности. В результате определения типов половой идентичности было получено их распределение у мальчиков и девочек при переходе от 7-8 к 9-10 годам (рис. 7).

17.9

18.8 19.8

Андрогпнный Маскулинный Фемининный Недифференцированный

□ 7-8 лет 09-10 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Девочки

| р=0,029 |

30.8 22.3 34.6 21.4 24.1

25

9.6

Андрогинный Маскулинный фемининный Недифференцированный

□ 7 - 8 лет [39-10 лет

Рис. 7. Распределение типов половой идентичности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста, критерий х2 Пирсона, %

В ходе анализа данных было установлено, что у мальчиков от 7-8 лет к 9-10 годам не происходит значимых изменений в распределении типов половой идентичности (х2 = 0,495; df = 3; р = 0,920). В ходе сравнения распределения типов половой идентичности у девочек при переходе от 7-8 к 9-10 годам были обнаружены различия на статистически значимом уровне (х2 = 7,854; df = 3; р = 0,049), что позволяет говорить не только о различии сравниваемых долей, но и о направлении этих различий. В результате сравнения распределения типов половой идентичности было установлено, что к 9-10 годам происходит уменьшение доли девочек с маскулинным и фемининным типом половой идентичности, а также увеличение доли девочек с андрогинным типом половой идентичности. В ходе сопоставления долей девочек с недифференцированным типом половой идентичности было обнаружено, что в 9-10 лет данный

тип половой идентичности выявляется статистически чаще (х2 = 4,75; df = 1; p = 0,029), чем в 7-8 лет.

Обсуждение результатов

В результате анализа когнитивного компонента половой идентичности было установлено, что у мальчиков от 7-8 к 9-10 годам происходит маскулинизация образа типичных мужчин и феминизация образа типичных женщин, в то время как у девочек к 9-10 годам наблюдается тенденция к феминизации образа типичных женщин и андрогинизации образа типичных мужчин. Образ типичной представительницы женского пола ко второй фазе младшего школьного возраста и у мальчиков, и у девочек соответствует традиционным стереотипам фемининности, когда женщину наделяют такими характеристиками, как доброта, заботливость, женственность, уступчивость и т. п. Девочки к 9-10 годам наделяют образ типичного мужчины андрогинными характеристиками, то есть приписывают ему одновременно мужественность, силу, решительность, агрессивность и нежность, покладистость, эмоциональность. Возможно, что такое представление девочек связано с особенностями восприятия основного эталона мужчины для девочки - отца, который заботится, проявляет ласку по отношению к дочери, но в то же время является ее защитником.

Также было выявлено, что к возрасту 9-10 лет и у мальчиков, и у девочек наблюдается тенденция к маскулинизации полоролевого образа «Я», что согласуется с данными более ранних исследований [9, 20]. К 9-10 годам девочки приписывают себе типично мужские качества, осознают себя, как и мальчики, более доминирующими, агрессивными, враждебными, что не соответствует традиционным эталонам женственности. Выявленные особенности когнитивного компонента половой идентичности могут быть связаны с тем, что в современном обществе ярко выражена тенденция эмансипации и независимости, которую демонстрируют и мамы, и женщины из близкого окружения девочек, а именно они являются образцами для подражания и формирования представлений о себе. Кроме того, в социуме предъявляются примерно одинаковые требования и к мальчикам, и к девочкам, что создает высокую конкуренцию в достижении успехов во всех сферах жизнедеятельности.

В результате анализа эмоционального компонента половой идентичности было установлено, что к 9-10 годам у мальчиков и девочек все полоролевые образы становятся менее позитивными, что также согласуется с результатами более ранних исследований [19, 20]. У мальчиков и девочек к 9-10 годам происходит снижение уровня самопринятия, а также уменьшается привлекательность и симпатия по отношению к представителям своего и противоположного пола. Это можно объяснить тем, что к концу младшего школьного возраста дети становятся более критичными по отношению к себе и другим, что свидетельствует о развитии их личностной зрелости.

В сознании 9-10-летних мальчиков образ идеального мужчины выглядит маскулинным, приоритетными выступают такие характеристики, как сила, смелость, рискованность, агрессивность и отважность. Данные представления соответствуют традиционным идеалам мужественности. Образ идеальной женщины представляется мальчикам андрогинным, они наделяют женский эталон такими качествами, как забота о близких, женственность, но для них также важна спортивность, ум и умение постоять за себя. Подобная тенденция может быть связана с тем, что современные женщины в своем поведении демонстрируют сочетание маскулинных и фемининных характеристик, они пытаются быть успешными в семейной и профессиональной сферах, что и ложится в основу формирования представлений об эталоне женщины у мальчиков.

У девочек к 9-10 годам формируется маскулинный эталон женщины, которая уделяет мало внимания семье, но много работе и проявляет в своем поведении настойчивость, целеустремленность и смелость. В основу данного эталона могут быть положены представления девочек об успешной современной женщине, которая себя ведет наравне с мужчинами и добивается высоких достижений в конкурентной борьбе за социальный статус.

Следует обратить внимание на то, что к 9-10-летнему возрасту и у мальчиков, и у девочек доминирующей становится маскулинная полоролевая модель поведения. Если у мальчиков это соответствует нормативным представления о мужественности, то у девочек противоречит им. Перверсию в полоролевом поведении девочек можно объяснить особенностями современного общества, в котором предъявляются высокие требования к людям вне зависимости от пола. Данное обстоятельство приводит к тому, что для достижения успеха и высокого статуса мальчики и девочки вынуждены демонстрировать одинаковое поведение. Такое положение также связано с тем, что в современном обществе происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужественности и женственности, разрушается жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчин и женщин, что влечет изменения в половой идентичности подрастающего поколения.

В ходе исследования было выявлено, что к 9-10 годам недифференцированный тип половой идентичности выявляется статистически чаще, чем в 7-8 лет. Основными характеристиками личности с недифференцированным типом половой идентичности являются жесткость и черствость по отношению к окружающим, низкий уровень самоконтроля, равнодушие к выполнению социальных требований. Возрастание доли девочек с данным типом половой идентичности ко второй фазе младшего школьного возраста может свидетельствовать о появлении признаков подросткового кризиса, когда обостряются процессы поиска себя, построения идентичности, в том числе и половой, выраженным становится

недовольство собой и окружающими, что приводит к рассогласованию Я—концепции и личностной неопределенности, но именно эти процессы запускают механизмы становления зрелой личности.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что у мальчиков и девочек в возрастном промежутке от 7—8 к 9—10 годам происходят количественные и качественные изменения в когнитивном, эмоциональном и конативном компонентах половой идентичности, свидетельствующие о динамике развития структурных компонентов половой идентичности внутри младшего школьного возраста. Результаты, полученные в ходе исследования, представляются актуальными и значимыми для решения практических задач, связанных с особенностями полового самосознания и воспитания детей младшего школьного возраста.

Следует отметить, что данная попытка исследовать особенности развития половой идентичности внутри младшего школьного возраста, с нашей точки зрения, интересна и ценна ввиду отсутствия подобных исследований в российской психологии развития. К достоинствам работы можно отнести репрезентативность выборки, использование апробированных психодиагностических методик и применение адекватных задачам исследования математико-статистических методов анализа данных. В качестве недостатков работы можно назвать отсутствие межполового сравнения младших школьников, находящихся на разных фазах данного возрастного этапа, которое позволило бы проанализировать связь пола и структурных компонентов половой идентичности. Именно это направление может стать целью дальнейших эмпирических исследований.

Список литературы

1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.

2. Дворянчиков Н. В. Половая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 19 с.

3. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 57-68.

4. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика. М., 2009. 454 с.

5. Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Л., 1991. 33 с.

6. Кильченко О. И. Метод контент-анализа в психологических исследованиях. Пермь, 2007. 104 с.

7. Клецина И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 61—78.

8. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003. 336 с.

9. Медведев Д. А. Психологическая концепция вербального отражения действительности им. А. И. Герцена. 2006. № 7. С. 102—113.

10. Наследов А. Д. SPSS: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 201 1. 400 с.

11. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. 522 с.

12. Плисенко Н. В. Генезис половой идентификации в детском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985. 16 с.

13. Пономарева М. А. Особенности развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 21 с.

14. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004. 288 с.

15. Рымарев Н. Ю. Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов, 2006. 21 с.

16. Романов И. В. Развитие половой идентичности в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. 19 с.

17. Сыроквашина К. В. Полоролевая идентичность у подростков с делинквентным поведением : дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 152 с.

18. Унгуряну Т. Н, Гржибовский А. М. Краткие рекомендации по описанию, статистическому анализу и представлению данных в научных публикациях // Экология человека. 2011. № 5. С. 55—60

19. Флотская Н. Ю. Психология половой идентичности. Архангельск, 2009. 214 с.

20. Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности в онтогенезе : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 459 с.

21. Чекалина А. А. Гендерная психология. М., 2006. 256 с.

22. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 84—90.

23. Bem S. L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing // Psychol. Rev. 1981. N 88. P. 354—364.

References

1. Aleshina Yu. E., Volovich A. S. Problems of assimilation roles of men and women. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 1991, 4, pp. 74-82. [in Russian]

2. Dvoryanchikov N. V. Polovaya identichnost' u lits s deviantnym seksual'nym povedeniem (avtoref. kand. diss.) [Gender identity of individuals with deviant sexual behavior (Author's Abstract of Cand. Diss.)]. Moscow, 1998, 19 p.

3. Zakharov A. I. Psychological features of perception parent roles by children. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 1982, 1, pp. 57-68. [in Russian]

4. Ivanova N. L., Rumyantseva T. V. Sotsial'naya identichnost': teoriya i praktika [Social identity: theory and practice]. Moscow, 2009, 454 p.

5. Kagan V. E. Polovaya identichnost' u detei ipodrostkov v norme i patologii (avtoref. dokt. diss.) [Gender identity in children and adolescents in health and disease (Author's Abstract of Doct. Diss.)]. Leningrad, 1991, 33 p.

6. Kilchenko O. I. Metod kontent-analiza v psikhologicheskikh issledovaniyakh [The method of content analysis in psychological research]. Perm, 2007. 104 р.

7. Kletsina I. S. From the psychology of sex to gender research in psychology. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 2003, 1, pp. 61-78. [in Russian]

8. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo [Child and Society]. Moscow, 2003, 336 p.

9. Medvedev D. A. Psychological concept of verbal reflection of reality. ¡zvestia RGPU imeni А. I. Gercena [Bulletin: Herzen University Journal of Humanities and Sciences]. 2006, 7, pp. 102-113. [in Russian]

10. Nasledov A. D. SPSS: professional'nyi statisticheskii analiz dannykh [SPSS: professional statistical analysis of data]. Saint Petersburg, 201 1, 400 p.

11. Pains E., Maslach K. Praktikum po sotsial'noi psikhologii [Workshop on Social Psychology]. Saint Petersburg, 2000, 522 p.

12. Plisenko N. V. Genezis polovoi identifikatsii v detskom vozraste (avtoref. kand. diss.) [The genesis of gender identity in childhood (Author's Abstract of Cand. Diss.)]. Moscow, 1985, 16 p.

13. Ponomareva M. A. Osobennosti razvitiya polovoi identichnosti u podrostkov s deviantnym povedeniem (avtoref. kand. diss.) [Features of gender identity development in adolescents with deviant behavior (Author's Abstract of Cand. Diss.)]. Saint Petersburg, 2012, 21 p.

14. Repina T. A. Problemapolorolevoi sotsializatsii detei [The problem of sex-role socialization of children]. Moscow, 2004, 288 p. [in Russian]

15. Rymarev N. Yu. Lichnostnye osobennosti podrostkov s razlichnoi gendernoi identichnost'yu (avtoref. kand. diss.) [Personality characteristics of adolescents with different gender identity (Author's Abstract of Cand. Diss.)]. Rostov, 2006, 21 p.

16. Romanov I. V. Razvitie polovoi identichnosti v podrostkovom vozraste (avtoref. kand. diss.) [Gender identity development in adolescence (Author's Abstract of Cand. Diss.)]. Moscow, 1996, 19 p.

17. Syrokvashina K. V. Polorolevaya identichnost' u podrostkov s delinkventnym povedeniem (avtoref. kand. diss.) [The sex-role identity in adolescents with delinquent behavior (Author's Abstract of Cand. Diss.)]. Moscow, 2007, 152 p.

18. Unguryanu T. N., Grjibovski A. M. Brief Recommendations on Description, Analysis and Presentation of Data in Scientific Papers. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2011, 5, pp. 55-60. [in Russian]

19. Flotskaya N. Yu. Psikhologiya polovoi identichnosti [Psychology of Gender Identity]. Arkhangelsk, 2009, 214 p.

20. Flotskaya N. Yu. Razvitie polovoi identichnosti v ontogeneze (dok. diss.) [Development of gender identity in ontogenesis (Doct. Diss.)]. Saint Petersburg, 2006, 459 p.

21. Chekalina A. A. Gendernaya psikhologiya [Gender Psychology]. Moscow, 2006, 256 p.

22. Yufereva T. I. Images of men and women in the minds of adolescents. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 1985, 3, pp. 84-90. [in Russian]

23. Bem S. L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychol. Rev. 1981, 88, pp. 354-364.

FEATURES OF GENDER IDENTITY DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN

N. P. Kovaleva

Northern (Arctic) Federal University named afterM. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

The article has been devoted to the analysis of the results of the study of dynamics of development of cognitive, emotional and connotative components of gender identity in boys and girls at primary school age in the period from 7-8 till 9-10 y. o. The study involved 562 junior schoolchildren, 218 of which were girls and 344 were boys. There has been determined dynamics in development of the structural components of sexual identity in the boys and girls at primary school age. It has been detected that the self-image became masculine and the image of "Most women" became feminine for the boys and girls at the age 9-10 y. o., the image of a typical male became more masculine for the boys and more androgynous for the girls at the age 9-10 y.o. It has been established that at the age 9-10 y. o. among the representatives of both sexes, there occurred a decline in femininity, the boys and girls demonstrated masculine gender role behaviors.

Key words: gender identity, cognitive component, emotional component, connotative component, developmental dynamics, primary school age

Контактная информация:

Ковалева Нина Петровна — аспирант кафедры специальной педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» Министерства образования и науки Российской Федерации

Адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, д. 17

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.