Развитие конативного компонента половой идентичности у мальчиков-подростков с девиантным поведением Флотская Н. Ю. , Пономарева М. А.
1 Флотская Наталья Юрьевна /Flotskaya Natalya Yurievna - доктор психологических наук, профессор;
2Пономарева Мария Александровна /Ponomareva Maria Aleksandrovna - кандидат психологических наук, старший
преподаватель,
кафедра специальной педагогики и психологии,
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы развития половой идентичности у подростков с девиантным поведением. В работе представлены результаты эмпирического исследования динамики конативного компонента половой идентичности у мальчиков с девиантным и просоциальным поведением при переходе от 12-13 к 14-15 годам.
Ключевые слова: половая идентичность, конативный компонент половой идентичности, подростковый возраст, девиантное поведение.
Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является высокий уровень подростковой девиантности [2]. Все более выраженным становится асоциальный характер поведения подростков: употребление алкоголя, наркотиков, курение, вандализм, бродяжничество, нарушение общепринятых норм и правил поведения.
Одним из регуляторов поведения человека выступает половая идентичность. Половая идентичность, являясь внутренней динамической структурой, интегрирует отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения [3]. В качестве структурных составляющих половой идентичности выделяют когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Конативный компонент представляет собой совокупность личностных качеств субъекта, оцениваемых с точки зрения маскулинности и фемининности и определяющих саморегуляцию полоролевого поведения в социуме. Наиболее часто девиантное поведение отмечается у представителей мужского пола, поэтому изучение конативного компонента половой идентичности проводилось на примере мальчиков подросткового возраста.
В исследовании приняли участие 177 подростков мужского пола в возрасте 12-15 лет, обучающихся в г. Архангельске, из них 83 мальчика без поведенческих отклонений и 94 мальчика с девиантным поведением. Анализ конативного компонента половой идентичности был осуществлен на основе данных, полученных с помощью анкеты половых ролей С. Бем (BSRI) [1]. Данная анкета выявляет степень выраженности маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола. Испытуемых в ходе обследования просили оценить по 7-и бальной шкале, насколько правильно каждая из 60-и личностных характеристик (включающих маскулинные, фемининные и нейтральные качества) описывает его самого. Полученные данные дают возможность определить тип половой идентичности индивида: андрогинный тип (высокая фемининность - высокая маскулинность), маскулинный тип (высокая маскулинность - низкая фемининность), фемининный тип (высокая фемининность - низкая маскулинность), недифференцированный тип (низкая маскулинность - низкая фемининность).
Результаты проведенного исследования показали, что для девиантных мальчиков 12-13 лет, так же как для просоциальных мальчиков того же возраста, характерно значительное преобладание показателей маскулинности над показателями фемининности (рис. 1).
Ср.зн.
100
80
60
40
20
0
X"
X
X
X
Фемининность
Маскулинность
□ Девиантное поведение ■ Просоциальное поведение
Рис. 1. Показатели выраженности маскулинности и фемининности у мальчиков 12-13 лет
При этом необходимо подчеркнуть, что у мальчиков, демонстрирующих в своем поведении различные формы девиации, наблюдается снижение как показателей маскулинности (89,37), так и показателей фемининности (77, 81) по сравнению с их просоциальными сверстниками (97,56 и 87,67 соответственно).
Соотношение показателей фемининности и маскулинности позволило установить распределение типов половой идентичности у мальчиков-подростков 12-13 лет. Результаты проведенного исследования показали, что преобладающим типом половой идентичности у мальчиков без отклонений в поведении является андрогинный тип (45%), характеризующийся высоким уровнем маскулинности и фемининности. Недифференцированный полоролевой тип (низкая маскулинность и низкая фемининность) встречается только у 32 % мальчиков (рис. 2).
60
50
40
30
20
10
0
Девиантное поведение Просоциагльное поведение
□ Маскулинный тип □ Фемининный тип
□ Андрогинный тип О Недифференцированный тип
Рис. 2. Распределение типов половой идентичности у мальчиков 12-13 лет
Анализируя распределение типов половой идентичности у подростков с девиантным поведением, можно отметить явное преобладание недифференцированного типа (p<0,001). Данный тип половой идентичности встречается у мальчиков с отклоняющимся поведением в 58 % случаев, андрогинный тип - в 21 %, маскулинный и фемининный типы - в 15 % и 6 % соответственно. Следует отметить, что увеличение доли подростков с недифференцированным типом половой идентичности происходит, в первую очередь, за счет резкого снижения доли представителей андрогинного типа.
Проведенный анализ позволяет нам заключить, что у девиантных мальчиков 12-13 лет наблюдается снижение показателей фемининности и маскулинности. Наиболее часто встречающимся типом половой идентичности среди подростков данной категории является недифференцированный тип.
Результаты исследования конативного компонента половой идентичности подростков 14-15 лет показали, что для мальчиков-подростков как с девиантным, так и с просоциальным поведением характерно преобладание показателей маскулинности над показателями фемининности. У мальчиков с отклонениями в поведении показатель маскулинности - 93,92, а показатель фемининности - 86,35, у их просоциальных сверстников - 101,45 и 91,39 соответственно (рис. 3). Следует подчеркнуть, что тенденция к снижению показателей фемининности и маскулинности у девиантных подростков, по сравнению с просоциальными, сохраняется при переходе от 12-13 к 14-15 годам. Можно отметить тенденцию к росту показателей фемининности и маскулинности, которая наблюдается у мальчиков 14-15 лет с обеими моделями поведения.
Ср.зн.
105
100
95
90
85
80
75
Фемининность
Маскулинность
□ Девиантное поведение И Просоциальное поведение
Рис. 3. Показатели выраженности маскулинности и фемининности у мальчиков 14-15 лет
Анализируя распределение типов половой идентичности у мальчиков 14-15 лет, наблюдаем некоторые изменения показателей. Наиболее распространенный у девиантных подростков 12-13 лет тип половой идентичности - недифференцированный (58 %), к 14-15 годам этот показатель снижается до 43 %. При этом происходит значительное увеличение представленности андрогинного полового типа (с 21 % до 30 %), а также отмечается тенденция к увеличению показателей по фемининному типу (с 6 % до 11 %). Значения маскулинного типа половой идентичности практически не меняются: 15 % (12-13 лет) и 16 % (14-15 лет) (рис. 4).
50
□ Маскулинный тип □ Фемининный тип
□ Андрогинный тип □ Недифференцированный тип
Рис. 4. Распределение типов половой идентичности у мальчиков 14-15 лет У просоциальных подростков к 14-15 годам меняется распределение типов половой идентичности на уровне тенденции. Так, можно отметить некоторое увеличение количества респондентов с маскулинным (с 18 % до 23 %) и фемининным (с 5 % до 7 %) типам, а также уменьшение показателей количества респондентов с андрогинным (с 46 % до 42 %) и недифференцированным (с 32 % до 27 %) типами. Следует подчеркнуть сохранность полоролевой структуры в целом, которая практически не меняется при переходе от младшего подросткового к старшему подростковому возрасту.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что полоролевая структура личности девиантных подростков существенным образом отличается от полоролевой структуры личности их просоциальных сверстников: у мальчиков с отклонениями в поведении наблюдается снижение показателей и фемининности, и маскулинности. В полоролевой структуре личности данной категории подростков преобладает недифференцированный тип половой идентичности.
Следует отметить, что конативный компонент половой идентичности девиантных подростков претерпевает также определенные изменения при переходе от младшего подросткового к старшему подростковому возрасту. Показатели маскулинности и феменинности у мальчиков начинают возрастать, а также происходит значительное снижение представленности недифференцированного типа половой идентичности. Вероятно, такие результаты отражают возрастные изменения самосознания подростков в целом, что сопровождается большей дифференциацией образа Я, большей точностью самооценки. При этом снижение количества респондентов с недифференцированным типом половой идентичности осуществляется за счет увеличение представленности андрогинного типа, что свидетельствует о сохранении у девиантных мальчиков-подростков тенденции к слабой полоспецифичной дифференциации полоролевого поведения.
Таким образом, конативный компонент половой идентичности у подростков с девиантным поведением претерпевает определенные внутривоззрастные изменения. При переходе от 12-13 к 14-15 годам у мальчиков с отклоняющимся поведением динамика конативного компонента половой идентичности характеризуется увеличением показателей маскулинности и фемининности, а также снижением представленности недифференцированного типа половой идентичности.
Литература
1. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии. / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
2. Пономарева М. А. Особенности эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у подростков с девиантным поведением. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 4. - С. 145-149.
3. Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации. / Н. Ю. Флотская. - Архангельск: Поморский университет, 2007. - 204 с.