Научная статья на тему 'Особенности развития структурных компонентов половой идентичности на позднем этапе онтогенеза'

Особенности развития структурных компонентов половой идентичности на позднем этапе онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПОЗДНИЙ ОНТОГЕНЕЗ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОБРАЗЫ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ / ГЕТЕРОХРОННОСТЬ / DEVELOPMENT / LATE ONTOGENESIS / GENDER IDENTITY / GENDER ROLE IMAGES / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY / ONTOGENETIC LAWS / HETEROCHRONY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Флотская Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются особенности развития половой идентичности человека на позднем этапе онтогенеза. Особое внимание уделяется анализу результатов экспериментального исследования когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у представителей мужского и женского пола 60 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития структурных компонентов половой идентичности на позднем этапе онтогенеза»

Третий фактор у преподавателей (15,9 % общей дисперсии), в отличие от профессоров, содержит такие переменные, как стремление к доминированию (0,870) и деперсонализация (-0,715), характеризующие дегуманизацию отношений с коллегами, студентами, администрацией и позволяющие предположить, что проявление черствости и цинизма сдерживает стремление к реализации своих лидерских способностей. Данный фактор представляет собой конструкт «профессиональная активность -профессиональная пассивность».

Результаты проведенного факторного анализа структурного образования из состояния психического выгорания и профессиональной идентичности у преподавателей и профессоров высшей школы свидетельствуют о том, что первый наиболее мощный фактор «профессиональная идентичность -состояние психического выгорания» является системообразующим. В связи с этим, понимая функцию как соответствующее действие человека [6], можно сделать вывод о том, что состояние психического выгорания, будучи включенным в структуру профессиональной идентичности и деструктивно воздействуя на её компоненты, выполняет «деког-нитивную» и «демотивационную» функции, увеличивает вероятность адаптационных нарушений у преподавателей высшей школы и профессоров, сдерживает эмоционально-оценочный и когнитивный потенциал их активности.

Список литературы

1. Густелёва, А.Н. Смысложизненные ориентации учителей с несформированным уровнем эмоционального вы-

горания. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / А.Н. Густелёва. - Курск, 2007.

2. Ермакова, З.В. Профессиональная идентичность социального педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук / З.В. Ермакова. - Хабаровск, 2007.

3. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. - М., 2008.

4. Иванова, Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.Л. Иванова. - Ярославль, 2003.

5. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений / А.В. Карпов. - М., 1998.

6. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1984.

7. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.

8. Ожогова, Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. . канд. психол. наук / Е.Г. Ожогова. - Саратов, 2008.

9. Орёл, В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. ... д-ра психол. наук / В.Е. Орёл. - Ярославль, 2005.

10. Поварёнков, Ю.П. Проблемы профессионального становления личности / Ю.П. Поварёнков. - Ярославль, 2008.

11. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л.Б. Шнейдер. - М., 2004.

12. Jaromowic, M. Self-We-Others schemata and social identifications / M. Jaromowic // Social identity: International perspective. - N.Y., 1998. - P. 44 - 52.

13. Maslach, C. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers / C. Maslach, S.E. Jackson // Journal of Health and Human Resources Administration. -1984. - Vol. 7. - P. 189 - 212.

УДК 159.922

Н.Ю. Флотская

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПОЗДНЕМ ЭТАПЕ ОНТОГЕНЕЗА

В статье рассматриваются особенности развития половой идентичности человека на позднем этапе онтогенеза. Особое внимание уделяется анализу результатов экспериментального исследования когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у представителей мужского и женского пола 60 лет.

Развитие, поздний онтогенез, половая идентичность, полоролевые образы, маскулинность, фемининность, андрогиния, онтогенетические законы, гетерохронность.

The paper discusses the peculiarities of gender identity development during the late stage of ontogenesis. Particular attention is paid to the analysis of the results collected from the experimental study of cognitive, emotional and connotative components of gender identity of 60 year old aged male and female participants.

Development, late ontogenesis, gender identity, gender role images, masculinity, femininity, androgyny, ontogenetic laws, heterochrony.

В последние годы в отечественной психологии усилился интерес к проблеме половой идентичности, увеличилось количество исследований и публикаций, посвященных процессу половой идентификации дошкольника и подростка. При этом существующие сведения об особенностях развития половой иден-

тичности на поздних этапах онтогенеза фрагментарны и неполны. Однако становление половой идентичности охватывает как ранние, так и поздние периоды человеческой жизни, поэтому исследование половой идентичности в период геронтогенеза имеет принципиальное значение для понимания общих за-

кономерностей развития этого личностного образования психики.

Старение человека - универсальный и закономерный биопсихологический процесс, характеризующийся постепенностью, разновременностью и неуклонным прогрессированием и затрагивающий в той или иной степени все уровни биологической организации. Поздний онтогенез следует рассматривать как новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Сохранение и преобразование собственных индивидных качеств, реконструкция образов в самосознании человека являются следствием повышения различными способами биологической активности различных структур стареющего организма. Можно предположить, что в период старости развитие половой идентичности человека как одного из компонентов самосознания продолжается и обуславливается усилением действия закона гетерохронии, в результате чего может иметь место длительная сохранность и улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами инволюция других. Для проверки данного предположения было проведено специальное исследование, направленное на изучение особенностей развития половой идентичности на поздних этапах онтогенеза.

В своем исследовании половую идентичность рассматривали как внутреннюю динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения [5, с. 37]. В качестве структурных компонентов половой идентичности были выделены когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. При этом когнитивный компонент определяется как представления субъекта о своей половой принадлежности, основанные на интеграции полоролевых образов. Эмоциональный компонент характеризуется как отношение субъекта к своей половой принадлежности, а также к представителям своего и противоположного пола. Конативный компонент половой идентичности рассматривается как совокупность личностных качеств субъекта, оцениваемых с точки зрения маскулинности и фемининности и определяющих саморегуляцию полоролевого поведения в социуме.

Для выявления особенностей развития когнитивного компонента половой идентичности у представителей мужского и женского пола мы обратились к методике семантического дифференциала Ч. Осгуда [2]. Для анализа эмоционального компонента половой идентичности была использована методика «Личностный дифференциал» [1]. Для изучения ко-нативного компонента половой идентичности была использована «Анкета половых ролей» С. Бем [3]. С помощью данной методики были установлены показатели выраженности маскулинности и фемининно-сти у представителей мужского и женского пола на позднем этапе онтогенеза и выявлены личностные качества, характеризующие их как мужчину/ женщину, на основании которых судили о типе половой идентичности.

В исследовании приняли участие 145 респонден-

тов в возрасте 60 лет (72 представителя мужского пола и 73 - женского) и 167 респондентов в возрасте 40 лет (84 представителя мужского пола и 83 - женского).

Обработка полученного материала осуществлялась с помощью методов математической статистики (анализа достоверности различий, факторного анализа, корреляционного анализа). Статистически достоверные различия при сравнении отдельных групп участников исследования определялись с помощью /-критерия Стьюдента для зависимых выборок. Для определения статистически значимых взаимосвязей между переменными применялся коэффициент линейной корреляции Пирсона. На этапе обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ статистической обработки данных «STATISTIKA» ver. 6.5 для персональных компьютеров типа PENTIUM. Группа интерпретационных методов включала приемы обобщающего характера, направленные на теоретический синтез и интерпретацию статистически обработанных данных.

Результаты проведенного исследования показали, что к 60 годам в образах когнитивного компонента половой идентичности у представителей обоего пола происходят значительные изменения по сравнению с возрастом 40 лет. В полоролевых представлениях мужчин появляется больше фемининных качеств и в среднем уменьшается выраженность показателя маскулинности. В 60 лет мужчины осознают себя менее властными, уверенными, сильными, смелыми и активными (р < 0,05), чем в 40 лет. У мужчин в 60 лет в структуре полоролевого образа «Я» уже в большей степени представлены такие качества, как миролюбие, постоянство, ориентация на семью. Свою причастность к мужскому полу они обосновывают наличием качеств, характеризующих его как семьянина (любящий, внимательный и т. д.), заботой о семье, детях, внуках: «Я мужчина, потому что у меня есть внуки», «...имею семью», «...построил дом, вырастил детей», «.хороший семьянин». Мужчины в 60 лет считают себя в роли мужа более миролюбивыми и ориентированными на семью (р < 0,05), чем в 40 лет. В описаниях образа идеального мужчины у них также встречается больше фемининных качеств (семейный, любящий детей, тактичный, ласковый, верный). По сравнению с предыдущим периодом мужчины представляют идеального мужчину более ориентированным на семью, а также умным, сильным, трудолюбивым, добрым и хозяйственным. Итак, у мужчин к 60 годам все мужские образы становятся менее маскулинными, что указывает на продолжение процесса феминизации, начавшегося у мужчин еще в 40 лет. Одновременно процессы феминизации идут и в женских образах у представителей мужского пола. В структуре образа идеальной женщины у них уже в меньшей степени представлены такие качества, как рассудочность, сила, смелость, активность, воля и в большей степени представлены качества, характерные для традиционного эталона женственности (красивая, добрая, хозяйственная, хорошая мать, заботливая жена). Образ жены у мужчин 60 лет выглядит менее властным и уверенным, менее смелым и активным и более ориентированным на семью. А вот

образ типичной женщины у них по-прежнему выглядит андрогинным, хотя в описаниях данного образа чаще встречаются фемининные качества (привлекательная, любящая, добрая, хозяйственная, заботливая). Данные, полученные в исследовании, свидетельствуют о том, что к 60 годам в образах когнитивного компонента половой идентичности у мужчин происходят процессы феминизации. В полоро-левых представлениях появляется больше фемининных качеств и в среднем уменьшается выраженность показателя маскулинности.

У женщин 60 лет в развитии когнитивного компонента половой идентичности наблюдаются противоречивые процессы. Одновременно в одних образах снижается выраженность показателя маскулинности, тогда как в других, наоборот, повышается. Так, по-лоролевой образ «Я» у женщин к 60 годам становится менее маскулинным. Они считают себя менее властными и активными, менее уверенными и волевыми, но более постоянными и сдержанными, чем в 40 лет. Вместе с тем наиболее значимыми личностными характеристиками в полоролевом образе «Я» у них по-прежнему являются воля и ориентация на семью. Представительницы женского пола считают себя женщиной, потому что заботятся о муже, детях, семье, выполняют роли матери, бабушки, домохозяйки, имеют женские черты характера: «Я женщина, потому что у меня есть муж, дети, внуки», «...хорошая мать», «.потому что добрая, приветливая, домовитая, любящая близких», «. занимаюсь хозяйством и воспитываю детей». В роли жены они тоже считают себя менее властными, нежели в 40 лет.

Итак, мы видим, что женщины 60 лет осознают себя в качестве представительниц женского пола менее маскулинными, в то же время большинство других образов когнитивного компонента половой идентичности становятся более маскулинными, нежели в 40 лет.

Анализ полоролевых эталонов показал, что по сравнению с 40-летним возрастом женщины 60 лет представляют идеальную женщину более сильной, уверенной, смелой и волевой, хотя данный образ по-прежнему выглядит андрогинным и включает маскулинные и фемининные качества (красивая, хозяйственная, добрая, самостоятельная, хорошая мать, заботливая жена). Не претерпевает изменений и образ идеального мужчины. Женщины по-прежнему хотели бы видеть его умным, добрым, работящим, верным, любящим детей, сильным, уверенным, надежным и непьющим. Результаты исследования показали, что по сравнению с предыдущим периодом более маскулинным становится образ типичного мужчины. В 60 лет женщины считают типичного мужчину более властным и активным (р < 0,05), нежели в 40 лет. При этом в структуру данного образа по-прежнему вошли отрицательные характеристики, но, в отличие от других возрастных периодов, появляются и положительные (пьющий, неверный, работящий, ленивый, жадный, умный). В образе типичной женщины наблюдаются изменения в сторону уменьшения выраженности показателя фемининности. Женщины 60 лет считают типичную женщину рассудочной, а не эмоциональной, а также более уверенной и сдержанной (р < 0,05), чем в 40 лет. Наибольшую факторную

нагрузку в структуре образа типичной женщины получили маскулинные качества (активность, смелость, ум). Образ типичной женщины, как и прежде, выглядит у них андрогинным (хорошая хозяйка, симпатичная, трудолюбивая, сильная, добрая, заботливая мать). Отсюда следует, что у женщин в полоролевых представлениях идет ослабление процесса феминизации, поскольку меньше становится фемининных качеств, и в среднем увеличивается выраженность показателя маскулинности. Таким образом, к 60 годам в образах когнитивного компонента половой идентичности у представителей мужского пола происходит ослабление процессов маскулинизации и усиление феминизации. У женщин аналогичные процессы наблюдаются в полоролевом образе «Я» и в представлениях о себе как о жене. Вместе с тем большинство других образов когнитивного компонента становятся более маскулинными.

Предметом нашего рассмотрения явился эмоциональный компонент половой идентичности. В ходе его изучения было проанализировано отношение к себе как к представителю определенного пола и отношение к представителям своего и противоположного пола с точки зрения позитивности, силы и активности у респондентов 60 лет мужского и женского пола. Результаты исследования показали, что мужчины 60 лет более позитивно относятся к себе, чем к другим представителям мужского и женского пола, при этом к женщинам отношение более позитивное, чем к мужчинам (рис. 1). Мужчины в 60 лет считают себя по всем показателям значительно лучше представителей мужского и женского пола. Условно данную позицию можно обозначить: «Я хороший, сильный, активный», и «Я лучше всех». Необходимо отметить, что образ «Я сам» не совпадает с мужским образом ни по одному показателю. Это позволяет нам предположить, что мужчины 60 лет не идентифицируют себя в этом возрасте с другими мужчинами. Женщины позитивно оценивают себя и представителей своего пола и более негативно относятся к представителям мужского пола. Условно данную позицию можно обозначить так: «Я такая же хорошая и активная, как женщины, но я немного слабее их. Я слабее мужчин, но я активнее и лучше, чем они». Интересным представляется тот факт, что образы «Я» и «Большинство женщин» практически совпадают. Это позволяет нам высказать предположение, что женщины 60 лет идентифицируют себя с другими женщинами.

Сравнивая отношение к себе, к представителям своего и противоположного пола у мужчин и женщин, можно отметить, что мужчины менее позитивно оценивают женщин, чем женщины сами себя. Женщины 60 лет характеризуют большинство других женщин как сильных, позитивных и активных. Мужчины и женщины одинаково оценивают большинство мужчин с точки зрения позитивности и активности, но женщины считают большинство мужчин более сильными, чем сами мужчины.

Проведенное исследование показало, что наиболее значимые изменения у мужчин в 60 лет происходят в отношении к самим себе. Мужчины, по сравнению с предыдущим возрастом, считают себя более позитивными, сильными и активными и при этом

значительно сильнее, активнее и позитивнее представителей своего и противоположного пола. У женщин отношение к себе и к представительницам своего пола остается таким же позитивным, тогда как отношение к мужскому полу меняется в лучшую сторону. В отличие от других возрастных периодов, женщины в 60 лет характеризуют большинство мужчин как более позитивных и сильных.

Активность

Сила

Активность

Сила

-■-большинство мужчин

большинство женщин _ я

Рис. 1. Отношение к себе и к представителям своего и противоположного пола у мужчин (а) и у женщин (б) 60 лет

Результаты проведенного исследования показали, что к 60 годам наблюдаются изменения в показателях маскулинности и фемининности у мужчин по сравнению с возрастом 40 лет. Среднее значение показателя маскулинности у мужчин уменьшается с 96,11 до 88,87 (р < 0,05), а показатель фемининности увеличивается с 90,13 до 91,23. У женщин наблюдается снижение показателя маскулинности с 83,49 до 76,14 и повышение показателя фемининности с 96,13 до 97,63 (рис. 2).

Ср. зн. 150 100 50 0

□ Мужчины

□ Женщины

Маскулинность

88,87

76,14

Фемининность

91,82

97,63

Рис. 2. Показатели выраженности маскулинности и фемининности у мужчин и женщин 60 лет

Сравнивая выраженность показателей маскулинности и фемининности у мужчин и женщин, необходимо отметить, что различия по каждому показателю не так ярко выражены, как в предыдущие периоды. Хотя среднее значение показателя маскулинности у мужчин по-прежнему остается больше, чем у женщин, а среднее значение показателя фемининности несколько выше у женщин, чем у мужчин, значимые различия в показателе фемининности у представителей мужского и женского пола уже отсутствуют.

Происходят изменения и в распределении типов половой идентичности у мужчин и женщин по сравнению с возрастом 40 лет (рис. 3). Незначительно, но уменьшается количество мужчин с маскулинным типом (до 18 %) и увеличивается численность мужчин с фемининным типом (до 28 %). У женщин 60 лет с уменьшением средних значений показателя маскулинности происходят изменения в распределении типов половой идентичности. Увеличивается число женщин с фемининным типом с 35 до 46 % и отсутствует группа с маскулинным типом. Незначительно, но снижается процент испытуемых в женской выборке с недифференцированным типом с 25 до 20 %. Следует обратить внимание и на то, что только в данном возрасте отсутствует группа женщин с маскулинным типом половой идентичности. В 60 лет женщин с фемининным типом представлено несколько больше, чем мужчин (28 и 46 %), но значимые различия уже отсутствуют. В 60 лет количество мужчин и женщин с андрогинным (36 и 34 %) и недифференцированным типом половой идентичности (18 и 20 %) составляет примерно равное соотношение. В целом показатель маскулинности у мужчин и женщин к 60 годам имеет тенденцию к снижению, а показатель фемининности - к повышению. Необходимо отметить, что в этом возрасте так же, как и в дошкольном, отсутствуют значимые различия в показателе фемининности у мужчин и женщин. Проведенный анализ составляющих конативного компонента половой идентичности в онтогенезе позволил выявить особенности и закономерности указанного компонента [4]. В периоды роста и созревания можно констатировать постепенное развертывание и усиление выраженности маскулинности, затем ее стабилизацию в периоды зрелости и, наконец, ослабление в период старения. Аналогичные процессы наблюдаются и в отношении фемининности, но, в отличие от маскулинности, в период старения происходит повышение показателя фемининности.

Поздний онтогенез следует рассматривать как новый этап развития половой идентичности. Сохранение и преобразование собственных индивидных качеств, реконструкция образов в самосознании человека являются следствием повышения различными способами биологической активности различных структур стареющего организма. К 60 годам в поло-ролевых образах когнитивного компонента половой идентичности у представителей мужского и женского пола происходит ослабление процессов маскулинизации и усиление феминизации. При этом у женщин некоторые образы когнитивного компонента становятся менее фемининными. Необходимо также отметить, что это единственный возраст на всей линии онтогенетического развития, в котором отсутст-

а

б

вуют значимые различия в показателе фемининности у мужчин и женщин.

Мужчины 28 %

36 %

18%

18 %

Женщины

33%

46 %

18 %

0 %

- фемининный - недифференцированный

- маскулинный ■ ■ ■ ■ ■ ■ - андрогинный

Рис. 3. Распределение типов половой идентичности у мужчин и женщин 60 лет

В период геронтогенеза в развитии половой идентичности наблюдается ослабление процессов маскулинизации и усиление феминизации, что обеспечивает сохранность работы всей системы. Другой важный эффект активации систем в период геронтогене-за состоит в замене одних механизмов другими, резервными, более древними и потому более устойчивыми по отношению к фактору старения.

В любой культуре для мальчика и для девочки первичной оказывается фемининная идентификация и базовые ориентации по отношению к миру феми-нинны. На наш взгляд, этим объясняется инволюция маскулинности и активизация фемининности у мужчин и женщин. Данный процесс выступает в качестве способа сохранения жизнедеятельности и преодоления деструктивных явлений старения. В рассматриваемый нами период многообразные эффекты жизнедеятельности организма в период старения являются следствием повышения различными способами биологической активности различных структур организма, обеспечивающих его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода. Различного рода изменения в пожилом и старческом возрасте направлены, в конечном счете, на актуализацию и использование потенциальных, резервных возможностей, накопленных в период роста, зрелости и формирующихся в период позднего онтогенеза.

Период позднего онтогенеза следует рассматривать как новый этап развития половой идентичности. Поскольку геронтогенез есть лишь часть онтогенеза, его последний этап, то в нем действуют те же общие онтогенетические законы. Согласно этим законам и происходит развитие половой идентичности в период геронтогенеза. Усиление действия закона гетеро-хронности представляет собой главный эффект активации, который можно назвать эффектом поляризации. Он состоит в том, что ослабление и разрушение одних элементов приводит к интенсификации и напряженности других.

Список литературы

1. Бажин, Е.Ф. Личностный дифференциал: метод. рекомендации / Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд. - Л., 1983.

2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб., 1999.

3. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб., 2000.

4. Флотская, Н.Ю. Онтогенез половой идентичности: монография / Н.Ю. Флотская. - Архангельск, 2004.

5. Флотская, Н.Ю. Психология половой идентичности: учеб. пособие / Н. Ю. Флотская. - Архангельск, 2009.

/-\

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кузнецов, В.В. Производство холоднокатаной листовой стали с повышенной прочностью и коррозионной стойкостью для автомобильной промышленности: монография / В.В. Кузнецов, Э.А. Гарбер. - Череповец: ЧГУ, 2011. - ISBN 978 - 5 - 85341 - 443 - 3.

В монографии изложена новая технология производства высококачественных стальных листов для кузовных деталей автомобилей, приведены результаты исследования и внедрения разработанной технологии на крупном металлургическом предприятии.

Для научных и инженерно-технических работников металлургической и машиностроительной промышленности, преподавателей, специализирующихся в области металлургического оборудования и процессов прокатки, а также аспирантов, студентов.

ч_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.