Научная статья на тему 'Связь сиблинговой позиции с половой идентичностью детей младшего школьного возраста'

Связь сиблинговой позиции с половой идентичностью детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
870
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СИБЛИНГОВАЯ ПОЗИЦИЯ / GENDER IDENTITY / PRIMARY SCHOOL AGE / SIBLING POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Нина Петровна

Изучены связи структурных компонентов половой идентичности с сиблинговой позицией. Исследование проведено методом поперечных срезов, выборка составила 530 детей младшего школьного возраста. Структурные компоненты половой идентичности изучены методом психологического тестирования. Установлено, что андрогинный тип половой идентичности выявляется у младших в семье девочек чаще, чем у единственных (χ 2 = 5,86; df = 1; p = 0,015). Маскулинный тип чаще выявляется у старших девочек, чем у младших (χ 2 = 3,88; df = 1; p = 0,048) и единственных в семье (χ 2 = 3,76; df = 1; p = 0,05). Фемининный тип характерен единственным девочкам более, чем старшим (χ 2 = 7,71; df = 1; p = 0,005). Единственные в семье мальчики считают себя более агрессивными (p = 0,016), менее ориентированными на семью (p = 0,012) и сдержанными (p = 0,015), чем старшие. Образ «Я» у единственных в семье мальчиков является более маскулинным, чем у мальчиков старших или младших детей. Итак, у мальчиков с различными сиблинговыми позициями наибольшие различия установлены в когнитивном компоненте половой идентичности, а у девочек в конативном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF SIBLING POSITION WITH GENDER IDENTITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The aim of the study was to study the correlation between the structural components of the gender identity and the position of siblings. The study was conducted with use of the method of cross sections, the sample included 530 children at primary school age. To study the structural components of the gender identity, there was used the method of psychological testing. The androgynous type of the gender identity prevailed in the younger girls in comparison with the only girls in the family (χ 2 = 5.86; df = 1; p = 0.015). The masculine type was prevalent in the older girls in comparison with the younger (χ 2 = 3.88; df = 1; p = 0.048) and single (χ 2 = 3.76; df = 1; p = 0.050) girls in the family. The feminine type was more common among the single girls as opposed to the older girls (χ 2 = 7.71; df = 1; p = 0.005). The only boys in the family considered themselves more aggressive (p = 0.016), less family-oriented (p = 0.012) and modest (p = 0.015) than the older ones. The image of "I" of the only boys in the family was more masculine than that of the boys who were the older or younger children in the family. So, the boys with different sibling positions had the biggest differences in the cognitive component of the gender identity, and the girls in the connotative component of the gender identity.

Текст научной работы на тему «Связь сиблинговой позиции с половой идентичностью детей младшего школьного возраста»

УДК 616-055-053.5

СВЯЗЬ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ С ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2013 г. Н. П. Ковалева

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В настоящее время в российской психологической науке все более актуальной становится гендерная проблематика, но, несмотря на нарастающие темпы исследований различных аспектов психологии пола, многие проблемы остаются недостаточно изученными. Так обстоит с исследованием половой идентичности — важнейшей базовой характеристикой человека, в значительной степени детерминирующей его самосознание. Во многих исследованиях отмечается, что половая принадлежность является самой первой категорией, в которой ребенок осмысливает собственное Я, а семья — первым социальным институтом, где человек овладевает традиционной для данного этноса гендерной культурой, включая полоролевые стереотипы, установки и представления [2, 6—8, 15]. Формирование адекватной половой идентичности является благоприятным условием для усвоения ребенком культурных норм и образцов поведения, для полноценного развития системы межличностных отношений ребенка с учетом его половой принадлежности, для успешной адаптации в современном обществе. Таким образом, актуальность исследования половой идентичности определяется значимостью данного психологического феномена для самого человека и необходимостью изучения семейных факторов ее становления.

Результаты исследования связи половой идентичности с различными семейными факторами отражены в работах Флотской Н. Ю. (половая идентичность подростков в условиях интерната и семьи) [17], Захарова А. И. (полоролевая идентификация детей дошкольного возраста с родителями) [4], Репиной Т. А. (полоролевая социализация дошкольников) [ 12], Алешиной Ю. Е. и Волович А. С. (полоролевое поведение детей и родителей) [1], Юферевой Т. И. (образы мужчин и женщин в сознании подростков) [20], Чекалиной А. А. (идеал родителей и полоролевая идентификация дошкольников) [18], Мухиной В. С. и Спиваковской А. С. (полоролевая социализация и система поощрений/наказаний в семье) [9,13], Плисенко Н. В. (полоролевая идентификация через подражание родителям) [11], Бернса Р. (полоролевое поведение ребенка и социальное положение семьи, профессиональный статус родителей, характер отношений в семье, состав семьи, наличие сиблингов, доминантность матери и отца) [3], Маккоби Э. и Джеклин К. (формирование половых различий в поведении детей разного возраста и поведение родителей) [21], Шабановой Л. В. (гендерная идентичность подростков из семей различного типа) [19]. В результате анализа работ отечественных и зарубежных авторов было выявлено, что наибольший интерес исследователей связан с изучением половой идентичности и семейных факторов ее становления в дошкольном и подростковом возрасте, в то время как младший школьный возраст остается в этом отношении малоизученным.

Изучены связи структурных компонентов половой идентичности с сиблинговой позицией. Исследование проведено методом поперечных срезов, выборка составила 530 детей младшего школьного возраста. Структурные компоненты половой идентичности изучены методом психологического тестирования. Установлено, что андрогинный тип половой идентичности выявляется у младших в семье девочек чаще, чем у единственных (х2 = 5,86; df = 1; р = 0,015). Маскулинный тип чаще выявляется у старших девочек, чем у младших (х2 = 3,88; df = 1; р = 0,048) и единственных в семье (х2 = 3,76; df = 1; р = 0,05). Фемининный тип характерен единственным девочкам более, чем старшим (х2 = 7,71; df = 1; р = 0,005). Единственные в семье мальчики считают себя более агрессивными (р = 0,016), менее ориентированными на семью (р = 0,012) и сдержанными (р = 0,015), чем старшие. Образ «Я» у единственных в семье мальчиков является более маскулинным, чем у мальчиков - старших или младших детей. Итак, у мальчиков с различными сиблинговыми позициями наибольшие различия установлены в когнитивном компоненте половой идентичности, а у девочек - в конативном. Ключевые слова: половая идентичность, младший школьный возраст, сиблинговая позиция

В то же время следует отметить, что промежуток от 7 до 11 лет считается сензитивным периодом для развития половой идентичности, его называют важнейшим этапом половой стандартизации и идентификации в связи с углублением полоролевых представлений и закреплением половой роли в общении со сверстниками. Также следует подчеркнуть, что в зарубежных и отечественных исследованиях недостаточно полно изучена связь половой идентичности с наличием или отсутствием у ребенка родных братьев и сестер в семье. Именно поэтому наше внимание было сосредоточено на исследовании взаимосвязи структурных компонентов половой идентичности детей младшего школьного возраста с их сиблинговой позицией в семье.

В настоящем исследовании половая идентичность рассматривается как внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола и саморегуляцией полоролевого поведения [16]. Половая идентичность как сложная система имеет в качестве структурных составляющих когнитивный, эмоциональный и кона-тивный компоненты. Когнитивный компонент половой идентичности включает представления субъекта о себе как представителе определенного пола, об идеальных и типичных представителях мужского и женского пола. Эмоциональный компонент отражает отношение субъекта к себе, представителям своего и противоположного пола. Конативный компонент составляет совокупность личностных качеств, оцениваемых по нормативному стереотипу маскулинности и фемининности и определяющих полоролевое поведение в социуме.

В рамках исследования понятие «сиблинги» опе-рационализируется как дети общих родителей без уточнения пола каждого из них, как родные дети одной нуклеарной семьи. Под сиблинговой позицией в исследовании понимается внутрисемейная переменная, указывающая на очередность рождения ребенка в данной семье.

Цель эмпирического исследования заключалась в установлении взаимосвязи между структурными компонентами половой идентичности детей младшего школьного возраста и их сиблинговой позицией в семье. В процессе достижения цели исследования решались задачи, связанные с анализом когнитивного, эмоционального и конативного компонентов половой идентичности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией.

Методы

Для изучения связи между когнитивным, эмоциональным и конативным компонентами половой идентичности и сиблинговой позицией младших школьников в семье в 2010—2011 годах было проведено аналитическое исследование методом поперечных срезов.

Выборка была создана простым случайным способом и составила 530 детей младшего школьного воз-

раста (средний возраст (8,95 ± 1,23) года), из которых 61,5 % — мальчики (326 человек, средний возраст (8,96 ± 1,22) года) и 38,5 % — девочки (204 человека, средний возраст (9,01 ± 1,24) года). Мальчики и девочки были разделены на группы на основании наличия/отсутствия сиблингов. Группа мальчиков как единственных детей состояла из 164 респондентов (50,3 %), а группа мальчиков с сиблингами — из 162 респондентов (49,7 %). В исследовании приняли участие 99 девочек (48,5 %) без сиблингов и 105 девочек (51,5 %) с сиблингами. На основании сиблинговой позиции 267 младших школьников были разделены на группы старших (147 человек, 55 %) и младших (120 человек, 45 %) детей в семье. Группу старших детей составили 58,5 % мальчиков (86 человек) и 41,5 % девочек (61 человек), а группу младших детей — 63,3 % (76 человек) мальчиков и 36,7 % (44 человека) девочек.

Для сбора эмпирического материала были отобраны стандартизированные и валидизированные психодиагностические методики, позволяющие изучить особенности половой идентичности детей младшего школьного возраста. Для изучения когнитивного компонента половой идентичности, особенностей полоролевых стереотипов использовалась методика «Полоролевая социализация» Н. Н. Крыгиной [14]. В качестве конструктов индивидуального сознания младших школьников выступали полоролевые образы «Я сам(а)», «Идеальный мужчина», «Идеальная женщина», «Большинство мужчин» и «Большинство женщин». Для изучения эмоционального компонента применялась методика личностного дифференциала Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда [5]. В результате ее применения было установлено отношение респондентов к полоролевым образам «Я сам(а)», «Большинство мужчин» и «Большинство женщин» по факторам активности, силы и позитивности. Кона-тивный компонент половой идентичности изучался с помощью методики «Анкета половых ролей» С. Бем [ 10]. Были установлены показатели маскулинности и фемининности и определены типы половой идентичности: высокие показатели маскулинности и фемининности свидетельствуют об андрогинном типе половой идентичности; высокие показатели маскулинности и низкие показатели фемининности — о маскулинном типе; высокие показатели фемининности и низкие показатели маскулинности — о фемининном типе; низкие показатели маскулинности и фемининности характеризуют недифференцированный тип половой идентичности.

Для определения типа распределения количественных данных применялись критерии Шапиро — Уилка и Колмогорова — Смирнова. Для описания данных использовались среднее арифметическое (М), стандартное отклонение (SD) в случае их нормального распределения и медиана (Ме), первый и третий (Q1-Q3) квартили, если распределение данных отличалось от нормального. Для сравнения двух независимых выборок использовался t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна — Уитни, для сравнения трех не-

зависимых выборок — критерий Краскела — Уоллиса. Для описания качественных данных использовались относительные частоты. Для сравнения долей применялся критерий х2 Пирсона. В ходе проверки статистических гипотез принимался критический уровень значимости р < 0,05. Для статистического анализа данных использовалась программа SPSS 19.

Результаты

В результате изучения когнитивного компонента половой идентичности было установлено, что у мальчиков с сиблингами образ «Я» более андрогинен, чем у их сверстников без братьев и сестер. Мальчики, у которых есть сиблинги, считают себя более сдержанными (р = 0,025), миролюбивыми, менее агрессивными (р = 0,005) и более ориентированными на семью (р = 0,007), то есть наделяют себя как маскулинными, так и фемининными качествами. У мальчиков с сиблингами в образе идеального мужчины более представлены маскулинные характеристики. Эталон мужчины они наделяют большей силой (р = 0,048) и активностью (р = 0,017), чем это делают мальчики, которые являются единственными детьми в семье. В представлениях об идеальной женщине между мальчиками с сиблингами и без них значимых различий не установлено. В ходе исследования было выявлено, что мальчики, которые являются единственными детьми в семье, считают типичных мужчин менее постоянными, более изменчивыми (р = 0,009), а типичных женщин менее активными (р = 0,011), чем полагают их сверстники, имеющие сиблингов.

В исследовании было обнаружено, что порядок рождения мальчиков в семье связан с их представлениями о себе. В ходе анализа образа «Я» у мальчиков с разной очередностью рождения были обнаружены статистически значимые различия (рис. 1).

■ единственный ■ старший ■ младший

1=22-1 - Р^~1 ___ Г^~1

УНн 11,111111111,

У

.ч'-' <

/V

О*!'

Рис. 1. Представления о себе мальчиков с разной сиблинговой позицией, медиана

В результате сравнения представлений о себе у мальчиков с разной сиблинговой позицией было установлено, что единственные дети считают себя более агрессивными (р = 0,016), менее ориентированными на семью (р = 0,012) и менее сдержанными (р = 0,015), чем мальчики, которые являются старшими братьями. Мальчики, являющиеся младшими детьми, осознают себя менее агрессивными (р = 0,004) и более ориентированными на семью (р = 0,006), чем единственные. Образ «Я» у единственных мальчиков в семье является более маскулинным, чем у мальчиков — старших или младших детей в семье.

В ходе изучения когнитивного компонента половой идентичности было выявлено, что девочки, у которых нет сиблингов, считают себя более умными (р = 0,043) и менее властными (р = 0,050), чем девочки с сиблингами. Девочки, которые являются единственными детьми в семье, наделяют идеальную женщину большей уверенностью в себе (р = 0,023), чем это делают девочки с сиблингами. Девочки, у которых есть братья и сестры, осознают типичных мужчин более смелыми (р = 0,011), чем их сверстницы, не имеющие сиблингов. Статистически значимых различий в представлениях девочек с сиблингами и без них об идеальных и типичных мужчинах не обнаружено.

Было установлено, что порядок рождения девочек в семье не связан с их представлениями о себе, об идеальных мужчинах и типичных женщинах с позиции маскулинности-фемининности. Но следует отметить, что девочки, которые являются единственными детьми в семье, считают идеальных женщин более уверенными в себе (р = 0,022), а типичных мужчин менее постоянными (р = 0,034) и смелыми (р = 0,024) в отличие от старших в семье девочек.

Далее в исследовании был проанализирован эмоциональный компонент половой идентичности. В результате изучения отношения к себе, представителям своего и противоположного пола у мальчиков с сиблингами и единственных детей в семье не было установлено значимых различий по факторам силы, активности и позитивности. Однако статистически значимые различия были обнаружены по отдельным личностным характеристикам, отражающим отношение к полоролевым образам «Большинство мужчин», «Большинство женщин» и «Я» (табл. 1).

Так, единственные в семье мальчики оценивают типичных мужчин как более расслабленных и суетливых, но менее общительных в отличие от их сверстников, имеющих сиблингов. Мальчики с сиблингами относятся к типичным женщинам как к более открытым, добрым, но и более напряженным, чем это делают единственные сыновья в семье. В оценке образа «Я» также были установлены статистически значимые различия: мальчики, являющиеся единственными детьми, оценивают себя менее обаятельными, сильными, отзывчивыми и напряженными, чем их сверстники с сиблингами.

Таблица 1

Оценка (в баллах) полоролевых образов мальчиками младшего школьного возраста из разных по сиблинговому составу семей, Ме ^^3)

Полоролевой образ Личностные качества Сиблинговая позиция Статистические показатели

Един- ствен- ный ребенок п=164 Ребенок с сиблин-гами п=162

Я Обаятель- ный 5 (4-6) 6 (5-7) и=1828; z=-2,493; р=0,013

Отзывчи- вый 6 (5-7) 7 (6-7) и=1972,5; z=-1,997; р=0,046

Напряжен- ный 5 (2-7) 6 (4-7) и=1642,5; z=-3,305; р=0,001

Сильный 6 (5-7) 7 (6-7) и=1864; z=-02,423; р=0,015

Боль- шинство мужчин Напряжен- ные 5 (4-7) 6 (4-7) и=1935,5; z=-2,026; р=0,043

Суетливые 3 (2-6) 2 (1- 3,25) и=1697,5; z=-3,094; р=0,002

Общитель- ные 6 (5-7) 6,5 (6-7) и = 1913; z=-2,282; р=0,022

Боль- шинство женщин Открытые 6 (4-7) 6 (5-7) и=1826; z=-2,442; р=0,015

Добрые 6 (5-7) 7 (6-7) и = 1831,5; z=-2,554; р=0,011

Напряжен- ные 3 (2-5) 5 (2-6) и = 1917; z=-1,979; р=0,048

Были установлены различия между мальчиками с разной сиблинговой позицией в оценке себя, типичных мужчин и женщин. Единственные мальчики в семье оценивают типичных мужчин более суетливыми, чем старшие (р = 0,004) и младшие (р = 0,017) дети в семье. Старшие мальчики считают типичных женщин более добрыми (р = 0,003), чем полагают единственные дети в семье. Единственные мальчики оценивают себя менее отзывчивыми (р = 0,014) и более расслабленными (р = 0,012), чем старшие мальчики. Младшие мальчики в отличие от единственных считают себя более обаятельными (р = 0,011), открытыми (р = 0,017) и напряженными (р = 0,002). Типичных женщин единственные мальчики в отличие от младших сыновей оценивают как менее открытых (р = 0,017). Мальчики, которые занимают позицию младшего ребенка в семье, считают себя более открытыми, чем старшие мальчики (р = 0,017).

В результате исследования эмоционального компонента половой идентичности у девочек с сиблингами и без них не было выявлено значимых различий по факторам силы, активности и позитивности в оценке образов «Я», «Большинство мужчин» и «Большинство женщин». Но статистически значимые различия были обнаружены по отдельным личностным характеристикам, отражающим отношение к данным полоролевым образам (табл. 2).

Таблица 2

Оценка (в баллах) полоролевых образов девочками младшего школьного возраста из разных по сиблинговому составу семей, Ме ^^3)

Полоролевой образ Лич- ностные качества Сиблинговая позиция Статистические показатели

Един- ственный ребенок п=99 Ребенок с сиблин-гами п=105

Я Честная 6 (6-7) 6 (5-7) и=1201; г=-2,161; р = 0,031

Общитель- ная 7 (6-7) 6 (5-7) и = 1208,5; z=-1,087; р=0,037

Боль- шинство женщин Друже- любные 7 (6-7) 6 (6-7) и = 1233,5; z=-2,127; р=0,033

Разговор- чивые 7 (5,25-7) 6 (5-7) и = 1259,5; z=-1,978; р=0,048

Было установлено, что девочки с сиблингами оценивают себя менее общительными и менее честными, чем девочки, которые являются единственными детьми в семье. Девочки, у которых нет сиблингов, в отличие от девочек с сиблингами считают типичных женщин более разговорчивыми и более дружелюбными.

В ходе исследования конативного компонента половой идентичности между мальчиками младшего школьного возраста с сиблингами и без таковых не было установлено статистически значимых различий по показателям маскулинности ^ = —0,066; df = 264; р = 0,948) и фемининности ^ = 1,129; df = 264; р = 0,260). Но следует отметить различия по маскулинным и фемининным характеристикам, определяющим полоролевое поведение в социуме (табл. 3).

Таблица 3

Полоролевые качества (в баллах) мальчиков младшего школьного возраста из разных по сиблинговому составу

»5 г Ме ^^)

Сиблинговая позиция

Личностное качество Единственный ребенок п=164 Ребенок с сиблингами п=162 Статистические показатели

Нежность 5 (4-6) 4 (3-6) и=5901,5; z=-2,378; р=0,017

Сочувствие 5 (4-7) 5 (4-6) и=6161; z=-1,887; р = 0,049

Спортивность 5 (4-7) 6 (4-7) и=5914,5; z=-2,360; р=0,018

Мальчики — единственные дети в семье проявляют больше нежности и сочувствия к другим людям, но они менее спортивны, чем мальчики с сиблингами.

Между мальчиками с разными сиблинговыми позициями были установлены статистически значимые различия по таким характеристикам, как спортивность (Н = 6,711; df = 2; р = 0,050), сердечность (Н = 6,079; df = 2; р = 0,048) и нежность (Н = 9,449; df = 2; р = 0,009) (рис. 2).

■ единственный ■старший ■ младший

Спортивность Сердечность Нежность

Рис. 2. Различия мальчиков с разной сиблинговой позицией в выраженности маскулинных и фемининных качеств, медиана

Единственные в семье мальчики менее спортивны, но более сердечны, нежны и ласковы, чем старшие. Сравнение мальчиков с разным порядком рождения показало, что младшие мальчики более сердечны и нежны по сравнению со старшими.

В ходе анализа конативного компонента половой идентичности были изучены показатели маскулинности и фемининности у девочек с сиблингами и без них (рис. 3).

100 95 90 В5 КО 75

Маскулинность Фсмининность

■ нет сиблингов ■ есть сиблинги

Рис. 3. Показатели маскулинности и фемининности девочек с сиблингами и без них, среднее значение

Установлены статистически значимые различия в показателе маскулинности между девочками с сиблингами и единственными детьми в семье ^ = —4,099; df = 173; р < 0,001). Этот показатель выше у девочек, которые имеют сиблингов, они характеризуются большей маскулинностью поведения, чем единственные дочери в семье (табл. 4).

Девочки с сиблингами проявляют в своем поведении больше рискованности, лидерских способностей, доминантности, мужественности и соревновательности. Девочки — единственные дети в семье в отличие от девочек с сиблингами менее спортивны, им труднее принимать решения, они менее самодостаточны и более зависимы от других людей. Девочки, имеющие сиблингов, статистически чаще претендуют на лидерство, они более способны справляться с трудностями, преодолевать препятствия, чем единственные девочки в семье. Также следует отметить, что девочки, у которых есть сиблинги, демонстрируют в

Таблица 4

Полоролевая модель поведения девочек младшего школьного возраста из разных по сиблинговому составу семей, Ме ^^3)

Личностные качества, баллы Сиблинговая позиция Статистические показатели

Един- ственный ребенок п=99 Ребенок с сиблин-гами п=105

Надежда на себя 3 (2-4) 4 (3-5) и=2498; z=-2,973; р=0,003

Спортивность 5 (4-6) 6 (5-7) и=2167; z= -4,113; р<0,001

Сильная личность 4 (3-5) 5 (4-7) и=2328; z=-3,521; р<0,001

Способности лидера 4 (3-5) 5 (4-6) и=2572,5; z=-2,705; р=0,007

Рискованность 3 (2-4,5) 4 (3-6) и=2261,5; z=-3,723; р<0,001

Легкость принятия решений 4 (3-5) 5 (4-6) и=2608; z=-2,598; р=0,009

Самодостаточ- ность 4 (3-6) 5 (4-6) и=2659,5; z=-2,422; р=0,015

Доминантность 4 (3-5) 4 (3-5) и=2779; z=-2,024; р=0,043

Мужественность 3 (2-4) 4 (3-5) и=2762,5; z=-2,070; р=0,038

Соревнователь- ность 4 (3-6) 6 (4-7) и=2417,5; z=-3,117; р=0,002

Стремление к лидерству 4 (2-5) 5 (3-6) и=2527; z=-2,850; р=0,004

Веселость 5 (4-6) 6 (5-7) и=2623,5; z=-2,575; р=0,010

Застенчивость 4 (3-5) 4 (2-5) и=2714,5; z=-2,242; р=0,025

Лесть со стороны окружающих 4 (3-6) 3 (2-5) и=2579,5; z=-2,674; р=0,007

своем поведении большую веселость, в то время как единственные ведут себя более застенчиво и любят лесть со стороны окружающих.

В исследовании были установлены статистически значимые различия в маскулинной и фемининной полоролевых моделях поведения между девочками, занимающими различные сиблинговые позиции в семье (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для девочек - старших детей в семье более характерна маскулинная полоролевая модель, чем для девочек, являющихся единственными детьми в семье. Старшие девочки по сравнению с единственными демонстрируют большую спортивность (р = 0,017), рискованность (р = 0,015), доминантность (р = 0,002), агрессивность(р = 0,017)и соревновательность(р = 0,017) в своем поведении. Для единственных в семье девочек менее характерно защищать свои убеждения и отстаивать свою позицию (р = 0,006), у них менее выражены лидерские способности (р = 0,004) и личностная сила (р = 0,001), чем у старших девочек. Для девочек, которые занимают в семье позицию младшего ребенка, более характерна андрогинная полоролевая модель, чем для девочек - единственных детей. Младшие в семье девочки демонстрируют большую женственность (р = 0,017), веселость (р =

0,001), готовность утешать других (р = 0,003), а также

■ младший ребенок ■ старший ребенок ■ едино пенный ребенок

О 1 2 В 4 5

Балл

■ члалшнн ребенок ■ старший ребенок ■ единственным ребенок

01234S67

Балл

Рис. 4. Маскулинная и фемининная полоролевая модель поведения девочек с разной сиблинговой позицией, медиана

спортивность (р < 0,001), рискованность (р < 0,001), самодостаточность (р = 0,004) и соревновательность (р = 0,002). Единственные в семье девочки в отличие от младших больше надеются на других, чем на себя (р = 0,002), и проявляют меньшую личностную силу при возникновении трудностей (р = 0,016). Девочки, которые являются старшими детьми в семье, в отличие от младших девочек демонстрируют в своем поведении большую доминантность (р = 0,002), агрессивность (р = 0,002), а также активно защищают свою позицию (р = 0,002). Девочки, занимающие в семье позицию младшего ребенка, проявляют больше сочувствия (р = 0,004) и понимания (р = 0,017) к другим, они более нежны (р = 0,004) и добры (р = 0,015), чем старшие девочки.

Далее в результате сопоставления выраженности показателей маскулинности и фемининности у девочек и мальчиков младшего школьного возраста с различными сиблинговыми позициями были определены типы половой идентичности.

Анализ распределения типов половой идентичности в зависимости от наличия или отсутствия у мальчиков сиблингов значимых различий не обнаружил (х2 = 3,14; df = 3; р = 0,370), как и между мальчиками, занимающими разные сиблинговые позиции (х2 = 4,59; df = 6; р = 0,597) (рис. 5).

В ходе сравнения распределения типов половой идентичности между девочками с сиблингами и без

Рис. 5. Распределение типов половой идентичности у мальчиков с разной сиблинговой позицией

них были установлены статистически значимые различия (х2 = 9,24; df = 3; р = 0,026).

У девочек младшего школьного возраста, которые имеют сиблингов, андрогинный тип половой идентичности встречается статистически чаще, чем у девочек без сиблингов (х2 = 4,25; df = 1; р = 0,039). У девочек, которые являются единственными детьми в семье, фемининный тип половой идентичности диагностируется статистически чаще, чем у девочек с сиблингами (х2 = 6,19; df = 1; р = 0,013) (рис. 6).

Рис. 6. Распределение типов половой идентичности девочек с сиблингами и без них

Сравнение распределения типов половой идентичности у девочек с разными сиблинговыми позициями выявило статистически значимые различия (х2 = 14,89; df = 6; р = 0,021), для уточнения которых было проведено попарное сравнение долей (рис. 7) В исследовании было установлено, что андро-гинный тип половой идентичности в два раза чаще диагностируется у девочек —младших детей, чем у единственных в семье (х2 = 5,86; df = 1; р = 0,015). Маскулинный тип был выявлен более чем у трети девочек, являющихся старшими детьми в семье, что

■ едннст венным ребенок ■ старший ребенок ■мпадшкЛ ребенок

Рис. 7. Распределение типов половой идентичности девочек с разными сиблинговыми позициями

отличает их как от младших (х2 = 3,88; df = 1; р =

0,048), так и от единственных (х2 = 3,76; df = 1; р = 0,050) девочек в семье. Следует отметить, что фемининный тип половой идентичности более характерен для единственных в семье девочек, чем для тех, которые занимают позицию старшего сиблинга (х2 = 7,71; df = 1; р = 0,005).

Обсуждение результатов

В результате проведенного исследования была установлена связь между особенностями структурных компонентов половой идентичности и сиблинговой позицией мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Для мальчиков с различной сиблинговой позицией наибольшие различия установлены в когнитивном компоненте половой идентичности, который отражает полоролевые представления и стереотипы. У девочек с различными сиблинговыми позициями наиболее существенные различия установлены в конативном компоненте половой идентичности, отражающем полоролевое поведение.

В ходе исследования были выявлены различные тенденции влияния фактора сиблинговой структуры семьи для мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Наличие у мальчиков сиблингов связано с их представлениями о себе как представителях мужского пола и об идеальных представителях мужского пола. Когда у мальчиков есть сиблинги, то их представления о себе больше соответствуют традиционному полоролевому стереотипу мужчины. При наличии сиблингов образ идеального мужчины у мальчиков также более маскулинен.

У девочек младшего школьного возраста фактор наличия сиблингов имеет связь с поведенческими коррелятами половой идентичности. Девочки с сиблин-гами демонстрируют маскулинную модель поведения, а для единственных в семье девочек более характерна фемининная полоролевая модель. Следует отметить, что сиблинговая позиция девочек младшего школьного возраста также связана с особенностями конативного компонента половой идентичности. Самую выгодную позицию в плане формирования адаптивного андро-гинного типа половой идентичности имеют девочки, занимающие в семье позицию младшего ребенка. Для

них более характерна интегрированность личности, выражающаяся в гибкости поведения, которая обеспечивает адаптивные способности и возможности, и как следствие, более успешную социализацию. Для единственных в семье девочек более свойственен фемининный тип половой идентичности, для которого характерны мягкость, зависимость, стремление к покровительству, подверженность чувствам, застенчивость, женственность. Причиной преобладания у единственных девочек данного типа половой идентичности можно объяснить их привилегированным положением в семье, когда близкое окружение сосредоточено на благополучии единственного ребенка. Старшие девочки имеют совершенно другой опыт жизни в семье, когда им постоянно приходится отстаивать и доказывать свой высокий статус в сиблинговой иерархии и оправдывать ожидания родителей в отношении первенца. Для старших детей характерен страх перестать быть незаменимым и уникальным, что часто провоцирует стремление к высоким результатам и достижениям. Именно эти условия могут быть причиной того, что для старших в семье девочек более характерен маскулинный тип половой идентичности, при котором характерны социальная смелость, склонность к риску и достижениям, уверенность, независимость суждений и поведения. Таким образом, сиблинговая структура семьи связана с особенностями когнитивного компонента половой идентичности у мальчиков и особенностями конатив-ного компонента половой идентичности у девочек.

Следует отметить, что данная попытка исследовать связи половой идентичности детей младшего школьного возраста с их сиблинговой позицией в семье, на наш взгляд, значима ввиду отсутствия подобных исследований в отечественной психологической науке. К достоинствам работы следует отнести репрезентативность выборки, статистическое обоснование и графическое представление полученных результатов. Недостатками работы можно назвать отсутствие сравнения мальчиков и девочек с различными си-блинговыми позициями, которое позволило бы проанализировать связь пола и сиблинговой структуры семьи. Именно это направление может стать целью дальнейших исследований, как и изучение влияния сиблинговой структуры семьи на половую идентичность в другие возрастные периоды.

Список литературы

1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.

2. Берн Ш. Гендерная психология. М., 2004. 320 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.

4. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 57-68.

5. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика. М., 2009. 454 с.

6. Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: автореф. дис. д-ра мед. наук. Л., 1991. 33 с.

7. Клецина И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 61-78.

8. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003. 336 с.

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998. 456 с.

10. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. 522 с.

11. Плисенко Н. В. Генезис половой идентификации в детском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985. 16 с.

12. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004. 288 с.

13. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000. 464 с.

14. Флотская Н. Ю. Онтогенез половой идентичности : монография. Архангельск, 2004. 462 с.

15. Флотская Н. Ю. Психология половой идентичности. Архангельск, 2009. 214 с.

16. Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности в онтогенезе : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2006. 459 с.

17. Флотская Н. Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации : монография. Архангельск, 2007. 204 с.

18. Чекалина А. А. Гендерная психология. М., 2006. 256 с.

19. Шабанов Л. В. Половая принадлежность и гендерная идентичность подростков из семей различного типа // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 8. С. 100-103.

20. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 84-90.

21. Maccoby E. E., Jaclin C. N. Psychology of Sex differences. Standford, 1974. 634 р.

References

1. Aleshina Yu. E., Volovich A. S. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 1991, no. 4, рр. 74-82. [in Russian]

2. Bern Sh. Gendernayapsikhologiya [Gender Psychology]. Moscow, 2004, 320 р. [in Russian]

3. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Deve^ment of self-concept and education]. Moscow, 1986, 422 р. [in Russian]

4. Zakharov A. I. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 1982, no. 1, рр. 57-68. [in Russian]

5. Ivanova N. L., Rumyantseva T. V. Sotsial'naya identichnost’: teoriya i praktika [Social identity: theory and ртай^]. Moscow, 2009, 454 р. [in Russian]

6. Kagan V. E. Polovaya identichnost' u detei ipodrostkov v norme i patologii (avtoref. dok. dis.) [Gender identity in children and adolescents in health and disease (Doctoral Thesis). Leningrad, 1991, 33 р. [in Russian]

7. Kletsina I. S. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 2003, no. 1, рр. 61-78. [in Russian]

8. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo [Child and society]. Moscow, 2003, 336 р. [in Russian]

9. Mukhina V S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomeno-logiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology: Developmental Phenomenology, childhood, adolescence]. Moscow, 1998, 456 р. [in Russian]

10. Pains E., Maslach K. Praktikum po sotsial'noi psikhologii [Practical course in Social Psychology]. Saint Petersburg, 2000, 522 р. [in Russian]

11. Plisenko N. V. Genezis polovoi identifikatsii v detskom vozraste (avtoref. kand. dis.) [Genesis of sex-role identification in childhood (Candidate Thesis)]. Moscow, 1985, 16 р. [in Russian]

12. Repina T. A. Problemapolorolevoi sotsializatsii detei

[Problem of sex-role socialization of children]. Moscow, 2004, 288 p. [in Russian]

13. Spivakovskaya A. S. Psikhoterapiya: igra, detstvo, sem'ya [Psychotherapy: game, childhood, family]. Moscow, 2000, 464 p. [in Russian]

14. Flotskaya N. Yu. Ontogenez polovoi identichnosti [Henogenesis of sex-role identification]. Arkhangelsk, 2004, 462 p. [in Russian]

іБ. Flotskaya N. Yu. Psikhologiya polovoi identichnosti [Psychology of sex-role identification]. Arkhangelsk, 2009, 214 p. [in Russian]

16. Flotskaya N. Yu. Razvitie polovoi identichnosti v ontogeneze (dok. dis.) [Development of sex-role identity in henogenesis (Doc. Dis.)]. Saint Petersburg, 2006, 4Б9 p. [in Russian]

17. Flotskaya N. Yu. Razvitie polovoi identichnosti podrostkov v raznykh usloviyakh sotsializatsii [Development of sex-role identity of adolescents in different conditions of socialization]. Arkhangelsk, 2007, 204 p. [in Russian]

18. Chekalina A. A. Gendernaya psikhologiya [Gender Psychology]. Moscow, 2006, 2Б6 p. [in Russian]

19. Shabanov L. V. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Newsletter of Tomsk State Pedagogical University]. 2009, no. 8, pp. 100-103. [in Russian]

20. Yufereva T. I. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 198Б, no. 3, pp. 84-90. [in Russian]

21. Maccoby E. E., Jaclin C. N. Psychology of Sex differences. Standford, 1974, 634 p.

CORRELATION OF SIBLING POSITION WITH GENDER IDENTITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

N. P. Kovaleva

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

The aim of the study was to study the correlation between the structural components of the gender identity and the position of siblings. The study was conducted with use of the method of cross sections, the sample included Б30 children at primary school age. To study the structural components of the gender identity, there was used the method of psychological testing. The androgynous type of the gender identity prevailed in the younger girls in comparison with the only girls in the family (х2 = Б.86; df = 1; p = 0.01Б). The masculine type was prevalent in the older girls in comparison with the younger (х2 = 3.88; df = 1; p = 0.048) and single (х2 = 3.76; df = 1; p = 0.0Б0) girls in the family. The feminine type was more common among the single girls as opposed to the older girls (х2 = 7.71; df = 1; p = 0.00Б). The only boys in the family considered themselves more aggressive (p = 0.016), less family-oriented (p = 0.012) and modest (p = 0.01Б) than the older ones. The image of "I" of the only boys in the family was more masculine than that of the boys who were the older or younger children in the family. So, the boys with different sibling positions had the biggest differences in the cognitive component of the gender identity, and the girls - in the connotative component of the gender identity.

Keywords: gender identity, primary school age, sibling position

Контактная информация:

Ковалева Нина Петровна — аспирант кафедры специальной педагогики и психологии ФГОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

Адрес: 163002, г. Архангельск, Наб. Сев. Двины, д. 17

E-mail: ninely.k@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.