УДК 159.922
КОВАЛЁВА Нина Петровна, аспирант кафедры специальной педагогики и психологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена анализу влияния семьи на становление половой идентичности мальчиков младшего школьного возраста. В качестве значимого фактора, оказывающего влияние на формирование определенного типа половой идентичности, рассматривается стиль семейного воспитания.
Половая идентичность, мальчик младшего школьного возраста, тип половой идентичности, стиль семейного воспитания
Семья как важнейший институт социализации играет решающую роль в психическом развитии ребенка. Многочисленные социально-психологические исследования, касающиеся развития детей в семье, свидетельствуют о значимости практически всех факторов, входящих в понятия «семейное окружение» и «семейная конфигурация», для интеллектуального и личностного развития детей. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности1. В семье под влиянием родителей как первых объектов идентификации, формируются структуры обыденного сознания и самосознания, первое представление о себе как о мальчике или девочке. В семье дети усваивают, что существует два пола и они представители одного из них2. Искажения в семейном воспитании, трудности и проблемы семьи вызывают нарушения в фор-
© Ковалёва Н.П., 2011
мировании половой идентичности, которая относится к базовым характеристикам человека и детерминирует становление его личности.
Наше исследование базируется на дефиниции половой идентичности и ее структуре, которые были определены Н.Ю. Флотской. Автор операционализирует половую идентичность как внутреннюю динамическую структуру, интегрирующую отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя в качестве представителя определенного пола, а в качестве структурных элементов выделяет когнитивный, эмоциональный и конативный компо-ненты3. Половая идентичность представляет собой сложную многоуровневую систему, элементы которой формируются на разных стадиях онтогенеза. При этом наиболее значимым периодом для становления половой идентичности является младший школьный возраст, поскольку на данном этапе происходит углубле-
ние полоролевых представлений и закрепление выбранной половой роли в общении со сверстниками.
Респондентами нашего исследования явились мальчики младшего школьного возраста, поскольку их линия психического развития имеет специфические особенности, обусловленные спецификой социализационной ситуации представителей мужского пола. В процессе психического развития перед мальчиком встает трудная задача по изменению первоначальной женской идентификации на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности4. Это связано с тем, что первичной оказывается идентификация с матерью, отца мальчик видит реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно он является менее привлекательным объектом. Более того, сами базовые ориентации мальчиков по отношению к миру по своей природе феминин-ны, так как включают такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение, пассивность. Кроме того, согласно данным исследования, у мальчиков затруднено становление половой идентичности, что находит отражение в большом количестве мальчиков с недифференцированным типом половой идентичности5. Для мальчиков с данным типом половой идентичности характерны внутренняя конфликтность, недисциплинированность, безответственность, неуверенность в себе, низкий уровень саморегуляции.
В своем исследовании мы предполагали, что стиль семейного воспитания будет влиять на формирование типа половой идентичности. В исследовании участвовали 114 человек, из которых 57 мальчиков (средний возраст 10 лет) и 57 матерей (средний возраст 30 лет).
Для изучения конативного компонента половой идентичности мы обратились к Анкете половых ролей С. Бем. В ходе ее проведения были установлены показатели выраженности маскулинности/фемининности и определен тип половой идентичности у мальчиков: андрогин-ный тип (высокая маскулинность - высокая фе-мининность), маскулинный тип (высокая маскулинность - низкая фемининность), феминин-
ный тип (низкая маскулинность - высокая фе-мининность) и недифференцированный тип (низкая маскулинность - низкая фемининность). В результате были выделены четыре группы мальчиков в соответствии с выделенным типом половой идентичности. Так, у 23% мальчиков был выявлен андрогинный тип половой идентичности, маскулинный и фемининный типы половой идентичности диагностированы у 7 и 46% соответственно, у 24% мальчиков -недифференцированный тип половой идентичности. Недифференцированный тип половой идентичности можно рассматривать как наиболее неблагополучный для психического развития личности. Мальчики с данным типом половой идентичности характеризуются минимальной выраженностью как маскулинных, так и фемининных черт. С одной стороны, для них характерен низкий уровень независимости, решительности, силы личности, способности к лидерству, мужественности, доминантности. В то же время, они демонстрируют низкие показатели нежности, сердечности, доверчивости и доброты. Недифференцированный тип половой идентичности порождает внутреннюю неустойчивость и противоречивость, затрудняет формирование позитивной Я-концепции и адаптацию в социуме.
Для выявления особенностей семейного воспитания использовался опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер), позволяющий диагностировать следующие особенности семейного воспитания: уровень протекции; степень удовлетворения потребностей ребенка; наличие/отсутствие требований, предъявляемых к ребенку в семье; неустойчивость стиля воспитания. Данные, полученные в результате исследования, позволили выделить особенности семейного воспитания мальчиков с разными типами половой идентичности.
Для 77% матерей мальчиков с андрогинным типом половой идентичности характерен «гармоничный» стиль семейного воспитания, который характеризуется сбалансированностью уровня протекции, полноты удовлетворения потребностей ребенка, степенью предъявляемых
требований, запретов и санкций. Их стиль воспитания можно обозначить как «последовательный». Матери мальчиков с маскулинным типом половой идентичности продемонстрировали высокий уровень гипопротекции, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, он самостоятельно решает свои проблемы и трудности. Для матерей этих мальчиков также характерно игнорирование потребностей ребенка, часто проявляющееся в недостаточном удовлетворении потребностей ребенка в эмоциональном контакте и общении с родителем. Также у них была диагностирована такая особенность, как отсутствие санкций за нарушение требований ребенком. Это может быть свидетельством отсутствия у родителя четкой воспитательной стратегии и стихийности воспитательных воздействий. Такой стиль семейного воспитания можно назвать «снисходительным», он характерен для 75% матерей мальчиков с маскулинным типом половой идентичности. Воспитание мальчиков с фемининным типом половой идентичности отличается следующими противоречиями со стороны матерей: минимальность требований-обязанностей, санкций и чрезмерность требований-запретов. Мальчики, с одной стороны, имеют минимальное количество обязанностей в семье, их трудно привлечь к домашним делам, а с другой стороны, матери полностью ограничивают свободу и самостоятельность детей, избегают любых наказаний. Такие особенности составляют основу «непоследовательного» стиля семейного воспитания, который был выявлен у 70% матерей мальчиков с фемининным типом половой идентичности. Для 86% матерей мальчиков с недифференцированным типом половой идентичности свойственен высокий уровень гиперпротекции, потворствования, недостаточность требований-обязанностей и требований-запретов по отношению к ребенку. При таком стиле воспитания мальчики находятся в центре внимания своих матерей, которые стремятся к максимальному удовлетворению потребностей ребенка. При таком воспитательном подходе мальчикам «можно все», они легко нарушают запреты и не имеют конкретных обязанностей в се-
мье. Сочетание данных особенностей позволяет диагностировать «потворствующий» стиль воспитания.
Итак, андрогинный тип половой идентичности, являющийся основой успешной социальнопсихологической адаптации и эффективной самореализации личности, наиболее часто встречается у мальчиков, чьи матери характеризуются «гармоничным» стилем семейного воспитания. Маскулинный тип половой идентичности преобладает у мальчиков, которые воспитываются в условиях гипопротекции. Фемининный тип половой идентичности наиболее часто встречается у мальчиков при «непоследовательном» стиле воспитания. Недифференцированный тип половой идентичности наиболее часто встречается у мальчиков, чьи матери придерживаются «потворствующего» стиля семейного воспитания. Результаты исследования показали, что «последовательный» стиль семейного воспитания способствует формированию у мальчиков андрогинного типа половой идентичности, который является позитивным, поскольку обеспечивает гибкость в адаптации к изменяющимся социальным условиям, успешность во взаимодействии с окружающими, психическое благополучие. При «снисходительном» стиле семейного воспитания у мальчиков формируются такие маскулинные характеристики, как независимость, решительность в достижении целей, напористость, лидерство, мужественность, агрессивность, стремление к славе. «Непоследовательный» стиль семейного воспитания приводит к развитию у мальчиков таких фемининных черт, как покладистость, застенчивость, сострадательность, сердечность, нежность, доверчивость, доброта. «Потворствующий» стиль воспитания способствует становлению недифференцированного типа половой идентичности, появлению у мальчиков внутренней несогласованности, разрозненности представлений о себе как представителе мужского пола. Наличие недифференцированного типа половой идентичности является тем фактором, который снижает адаптационные возможности, устойчивость к стрессам, достижение успеха в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, особенности стиля семейного воспитания являются важнейшим фактором становления половой идентичности маль-
чиков младшего школьного возраста, определяющим гармоничность развития, социальную успешность и психическое здоровье личности.
Примечания
1 АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1996. С. 284.
2 Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности подростков в разных условиях социализации: моногр. Архангельск, 2007. С. 56, 57.
3 Она же. Онтогенез половой идентичности: моногр. Архангельск, 2004. С. 49.
4АлешинаЮ.Е., ВоловичА.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. №9 4. С. 76, 77.
5 Флотская Н.Ю. Половая идентичность как важный регулятор социально-психологической адаптации личности // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Физиол. и псих.-педаг. науки. 2003. N° 2(4). С. 82.
Kovalyova Nina
PARENTING STYLE INFLUENCE ON THE GENDER FORMATION OF PRIMARY SCHOOL AGE BOYS
The article is devoted to the analysis of the family influence on the gender formation in the primary school age boys. Parenting style peculiarities are looked upon as a significant factor influencing a certain type of gender identity.
Контактная информация: e-mail: ninely.k@gmail.com
Рецензент - МедведевД.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена