К. В. Сыроквашина
ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОБРАЗЫ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Работа представлена кафедрой нейро- и патопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Е. И. Сулимовская
В статье освещаются вопросы полоролевых аспектов самосознания у мальчиков и девочек, совершивших противоправные действия. По результатам проведенного исследования выявляются особенности структуры и связей полоролевых образов в самосознании подростков, которые могут оказывать влияние на их саморегуляцию и способствовать формированию девиантного поведения.
The author of the article covers the problems of gender aspects of young offenders' self-consciousness. The results of the study allow to reveal the peculiarities of juveniles' gender images structure that can influence their self-regulation and facilitate deviant behaviour forming.
За последние годы заметной тенденци- чение числа преступлений, совершаемых ей в современном обществе является увели - подростками. Ряд психологических работ
250
по изучению личностных особенностей подростков с делинквентным поведением включали вопросы их полоролевого развития. Наряду с этим исследований тендерной сферы как составляющей личностного развития при различных вариантах отклоняющегося поведения немного.
Важность рассмотрения полоролевых аспектов личностного развития в контексте адаптационных возможностей человека подчеркивается современными авторами1. При этом компонентом самосознания является не только представление о себе как человеке определенного пола, но и полоролевые образы - стереотипы мужественности и женственности.
Parrott D.J. и Zeichner A., привлекая тендерные свойства в качестве факторов влияния на девиантные поведенческие проявления, обращаются к понятию гипермаскулинного поведения, которое становится предиктором агрессивности по отношению к окружающим2. Другие авторы, Monk D. и Ricciardelli L., обращаются к феномену полоролевого конфликта, вынося его в качестве фактора, связанного с различными формами отклоняющегося поведения, и в частности с такими как употребление наркотиков3.
Необходимость разработки новых подходов к объяснению феноменов полоролевого развития продиктована и ростом женской преступности. F. Adler на основании теории ролей прогнозировала рост преступности среди девочек подросткового возраста, объясняя это уже существующим в обществе кризисом тендерных стереоти -пов, при котором традиционные представления о женской роли меняются на современные4. Молодые женщины будут стремиться к имитации мужского поведения, вступать в драки и участвовать в других видах группового асоциального поведения. A. Hardy и D. Howitt, продолжая исследование темы, предложили понятие «полороле-вое смещение» для девочек, склонных к дракам: их выбор маскулинного стиля поведения обусловлен субъективной необходимостью
самозащиты и желанием независимости5. Отечественные исследователи В. Е. Каган и Д. Н. Исаев выявили наличие полоролевого конфликта в характере принятия тендерных ролей у девочек с девиантным поведением, при котором уровни идентичности не соответствуют друг другу6.
В качестве обобщения приведенных выше исследований мы выделяем следующие особенности формирования полоролевого самосознания при девиантном и де-линквентном поведении: для мальчиков и мужчин свойственно гипермаскулинное поведение и наличие полоролевого конфликта, для девочек и женщин - принятие мужской роли и конфликт в структуре полоролевого самосознания. Вместе с тем для коррекционной и реабилитационной работы с подростками с делинквентным поведением, а также для оценки риска формирования отклоняющегося поведения требуется более полное и дифференцированное изучение психологической структуры полоролевого самосознания.
В соответствии с этим целью предпринятого эмпирического исследования является определение особенностей когнитивной и эмоциональной составляющих полоролевого самосознания у мальчиков и девочек подросткового возраста с делинквен-тным поведением по сравнению с их про-социальными сверстниками. Гипотеза исследования состоит в том, что у подростков с делинквентным поведением существуют особенности структуры самосознания (и полоролевых образов), препятствующие формированию целостного и непротиворечивого самосознания.
В исследовании приняли участие четыре группы подростков (всего 136 человек). В качестве основных экспериментальных групп выступили 54 девочки и 22 мальчика подросткового возраста с делинквентным поведением, воспитанники специальных закрытых образовательных учреждений. Контрольные группы составили соответственно 35 девочек и 25 мальчиков, учащихся общеобразовательных школ.
25 1
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Кодирование» направлена на изучение особенностей восприятия собственного и противоположного пола7.
2. Цветовой тест отношений в психосемантической модификации Е.Г. Дозорце-вой - невербальный диагностический метод, отражающий сознательный и неосознаваемый уровни отношений человека к предъявляемым понятиям8.
3. Методика «МиФ» (маскулинность и фемининность), позволяющая выявить соотношение маскулинности и фемининнос-ти полоролевых образов, а также выявить структуру связей между ними (коэффициент корреляции Спирмена)9.
При анализе особенностей полоролевых образов мы выделили сходные и различные характеристики для основной и контрольной групп испытуемых. В результате выполнения методики «Кодирование» образ «мужчины» в глазах девочек как с про-социальным, так и делинквентным поведением обладает следующими признаками: сильный (18 и 17,8% соответственно), красивый (12,2 и 8,5%), смелый, отважный, храбрый (8,3 и 7,5%), рослый, крупный, большой (14,1 и 5,2%), могучий (4,5 и 5,6%). Интересной тенденцией является появление в списке контрольной группы таких «мужских» качеств, как «нежный» и «ласковый» (5,2%). В основной группе такие характеристики встречались в единичных случаях. Напротив, все предложенные делинквент-ными девочками качества соответствуют имеющимся в культуре стереотипам восприятия мужчины как «сильного» пола. В женском образе девочки чаще других выделяли такие черты, как красивая (23,7 и 22, 7%), стройная (9,2 и 5,1%), нежная и ласковая (7,9 и 9,6%), хитрая (7,9 и 4,6%), умная (6,6 и 6,6%). Отличия между группами обнаруживаются в появлении в группе нормативных девочек качества «сильная» (4,1%), в то время как делинквентные девоч-ки приписывали «аккуратность» (7,9%) и «хрупкость» (4%).
В группах мальчиков общих характеристик оказывается несколько меньше. Испытуемые основной и контрольной групп приписывают мужчине смелость (17,6 и 15,9%), силу (5,9 и 22,7%), крепость (5,9 и 28,4%), величину (5,9 и 13,6%). Отличия между группами заключаются в выборе нормативными мальчиками качества умный (5,7%), а мальчиками с делинквентным поведением - колючий (7,6%). Женщину делинквентные мальчики описывают красивой (20,8%), привлекательной (10,4%) и нежной (8,6%). Мальчики с нормативным поведением вдобавок к этому списку выделяют ум (5,8%) и хитрость (5,8%). В целом весь набор предложенных мальчиками обеих групп качеств ориентирован достаточно традиционно.
При анализе эмоциональной и смысловой окраски тендерных стереотипов в группах мальчиков мы выявили следующие особенности. У просоциальных мальчиков понятие «мужчина» выступает в одном субкластере с понятиями «упорство», «риск», где присутствует и слово «мальчик». По нашему мнению, наряду с преемственностью мужских образов данная группа указывает на то, что мужская тендерная роль в подростковом возрасте у просоциальных мальчиков имеет тенденцию к возможному риску, преодолению, активности на пути реализации мужских качеств. Понятия «женщина» и «девочка» также выступают в одном субкластере, где присутствует и понятие «доброжелательность». На следующем уровне эта группа имеет связь с понятием «секс». Таким образом, женский тендерный стереотип имеет позитивную и сексуальную окраску, что объясняется характерным для данного возрастного периода процессом формирования полоролевых и психосексуальных ориентаций.
У мальчиков с делинквентным поведением образ мужчины оказывается связанным с понятиями «сила» и «будущее». Это дает возможность говорить о традиционно-стереотипной окраске образа мужчины, которая, однако, не реализуется в актуаль-
ной идентичности. Образ женщины, так же как и в нормативной группе, имеет положительную окраску. Понятие «женщина» непосредственно связано с понятием «безопасность», а на следующем уровне - с понятием «привлекательный человек».
Для девочек обеих групп нами выявлены следующие различия субкластеров, отражающие отношение к образам мужчины и женщины. Образ «женщины» в нормативной группе связан с образом «Я» и «семьи». На наш взгляд, это свидетельствует об идентификации с женской фигурой и интерио-ризации женской тендерной роли, в том числе в контексте семейного взаимодействия. В группе делинквентных девочек образ женщины находится в непосредственной близости с понятием «жизнь», и, в свою очередь, эта группа связана с образом отца и понятием «сила». Иными словами, образ женщины оказывается более обобщенным и имеет своеобразную окраску.
Образ мужчины выступает в различных по характеру и эмоциональной окрашенности кластерах у делинквентных и просоци-альных девочек. В контрольной группе все мужские образы («мужчина», «мальчик», «отец») находятся в одном кластере в соединении с понятием «решительность». И в соответствии с полученными результатами мы можем говорить о преемственности исследуемых мужских образов, имеющих смысловое и эмоциональное отношение, характерное для нормативного мужского полоролевого стереотипа. В основной же группе понятие «мужчина» оказывается в тесной связи с понятием «секс», и, в свою очередь, эта группа связывается с понятиями «вспыльчивость» и «слабость». Кроме того, если всю кластерную структуру рассматривать по эмоциональной окраске входящих в них понятий, то фигура мужчины попадает в негативно окрашенную группу. Тесная связь с понятием «секс» может свидетельствовать об имеющемся сексуальном опыте девочек с делинквентным поведением. Эти данные соответствуют и другим мультидисциплинарным исследованиям,
проведенным ранее на том же контингенте, и, по всей видимости, связаны с высокой вероятностью сексуального насилия в этой среде10.
При исследовании структуры полового самосознания у мальчиков с нормативным поведением значимо более высокими оказались связи между образом «Я» и образами «идеального мужчины» и «идеальной женщины». Эти связи, на наш взгляд, указывают на обязательность присутствия как мужского, так и женского стереотипов в формировании Я-образа у мальчиков подросткового возраста. У мальчиков же с делинквентным поведением не выявляется корреляций между образами, которые бы значимо отличались от аналогичных в контрольной группе. Отсутствие таких связей может свидетельствовать как о слабой развитости самосознания в целом, так и недостаточной включенности полоролевых образов в идентичность мальчиков.
У девочек с нормативным поведением связи наблюдаются между тремя образами: «реальное Я», «идеальное Я» и «идеальная женщина». Эти образы составляют триаду, демонстрирующую большую согласованность, временную и смысловую преемствен -ность самосознания, нежели у девочек из основной экспериментальной группы. В структуре полоролевой идентичности девочек с делинквентным поведением сильной оказывается связь образов «идеального мужчины» и «идеального Я». Подобная связь между образами может говорить о стремлении к идентификации с мужской фигурой. Кроме того, между образами «Я» и «идеальной женщины» не наблюдается связи, характерной для нормативной группы.
Итак, полученные данные в отношении когнитивного и эмоционального аспектов полоролевого самосознания позволяют сделать следующие выводы. Значимо больший выбор фемининных качеств идентичности при участии обоих полоролевых стереоти-пов у мальчиков с нормативным поведением свидетельствует о критическом характере данного возрастного периода в процес-
се формирования тендерного самосознания. Для мальчиков с делинквентным поведением при преимущественно маскулинной идентичности характерна слабая интерио-ризация полоролевых стереотипов в когнитивной структуре самосознания, а также недифференцированность и «спутанность», противоречивость на уровне эмоционально-смыслового отношения.
У девочек с просоциальным поведением полоролевые образы согласованы на когнитивном и эмоциональном уровнях, являются гибкими и сочетаются с нормативностью ориентации, стремлением к соответствию женскому полоролевому стереотипу. Для делинквентных девочек характерна более жесткая и традиционная ориентация полоролевых образов с доминирующим влиянием эталона мужчины, что свидетельствует о стремлении к идентификации прежде всего с мужской фигурой. При этом на уровне эмоционального отношения девочки с делинквентным поведением оценивают фигуру мужчины отрицательно, что указывает на наличие внутреннего конф-
ликта в структуре полоролевой идентичности: желание идентифицироваться с мужской фигурой сочетается с негативным отношением к этому образу.
Таким образом, структура самосознания у делинквентных мальчиков и девочек имеет свои значимые особенности, что может оказывать влияние на саморегуляцию и способствовать формированию отклонений в поведении. В связи с этим полоролевые характеристики самосознания подростков должны выступать в качестве мишеней психокоррекционных, психотерапевтических и профилактических мероприятий. При этом для мальчиков ключевой задачей должна быть разработка и расширение содержания полоролевых стереотипов с последующей коррекцией представлений о самом себе. Для девочек важной задачей может стать работа с образом мужчины, а также с собственной женской идентичностью, что может помочь становлению согласованного и непротиворечивого самосознания, обогатить репертуар их поведения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. № 3, Т 22. С.100-115.
2 Parrott D. J., Zeichner A. Effects of hypermasculinity oh physical aggression against women. // Psychology of Men and Masculinity. 2003. Jan. Vol. 4(1). P. 70-78.
3 Monk D., Ricciardelli L. A. Three dimensions of the male gender role as correlates of alcohol and cannabis involvement in young Australian men // Psychology of Men and Masculinity. 2003. Jan. Vol. 4(1). P.57-69.
4 Adler F. Sisters in Crime. N.Y., 1975.
5 Hardy A., Howitt D. Fighting in adolescent females: gender role conflict or gender role transition? Psychology Postgraduate Affairs Group Annual Conference, Derby, 1998. P. 151.
6 Исаев Д. H., Каган В. Е. Девиантное поведение и половые роли у девочек-подростков // Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987. С. 25-30.
7 Ткаченко А. А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебная сексология. М.: Медицина, 2001. С. 230.
8 Дозорцева Е. Г. К проблеме аномального личностного развития подростков с делинквентным и криминальным поведением // Российский психиатрический журнал. 1999. № 3. С. 28-32.
9 Дворянчиков Н. В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением. Дис. на соис. учен. степени канд. психол. наук. М., 1998.
10 Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004. С. 207.