Научная статья на тему 'Особенности проявления тревожности у подростков-сирот с несформированным типом гендерной идентичности'

Особенности проявления тревожности у подростков-сирот с несформированным типом гендерной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
722
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ПОДРОСТОК / TEENAGER / СИРОТА / ORPHAN / ФЕМИНИННОСТЬ / FEMININITY / МАСКУЛИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / ANDROGYNY / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / MANLINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна

Гендерную идентичность можно рассматривать и как базовую структуру социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, и как осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерной идентичности у подростков-сирот. В статье показано, что у подростков-сирот с несформированным типом гендерной идентичности отмечается высокий уровень ситуативной и межличностной тревожности. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF DISPLAYING THE ANXIETY BY ORPHAN TEENAGERS WITH UNFORMED TYPE OF GENDER IDENTITY

Gender identity can be seen as base structure of social identity which characterizes a person from the point of view of his belonging to male or female group and as perception of oneself according to the cultural definitions of manliness or femininity. The authors present the results of empirical investigation of gender identity of teenage orphans. It is demonstrated that orphan teenagers with unformed type of gender identity have a high level of situational and interpersonal anxiety. This article will be interesting for specialist of different branches of psychology and social pedagogy

Текст научной работы на тему «Особенности проявления тревожности у подростков-сирот с несформированным типом гендерной идентичности»

УДК 159

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ

С НЕСФОРМИРОВАННЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

И.С. Бубнова, В.И. Рерке

Аннотация. Гендерную идентичность можно рассматривать и как базовую структуру социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, и как осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерной идентичности у подростков-сирот. В статье показано, что у подростков-сирот с несформированным типом гендерной идентичности отмечается высокий уровень ситуативной и межличностной тревожности. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.

Ключевые слова: гендерная идентичность, подросток, сирота, фемининность, маскулинность, андрогиния, тревожность.

THE FEATURES OF DISPLAYING THE ANXIETY BY ORPHAN

TEENAGERS WITH UNFORMED TYPE OF GENDER IDENTITY

I. Bubnova, V. Rerke

Abstract. Gender identity can be seen as base structure of social identity which characterizes a person from the point of view of his belonging to male or female group and as perception of oneself according to the cultural definitions of manliness or femininity. The authors present the results of empirical investigation of gender identity of teenage orphans. It is demonstrated that orphan teenagers with unformed type of gender identity have a high level of situational and interpersonal anxiety. This article will be interesting for specialist of different branches of psychology and social pedagogy.

Keywords, gender identity, teenager, orphan, femininity, manliness, androgyny, anxiety.

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных

ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями. Отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, размытость представлений об идеале мужчины и женщины, пассивное участие мужчин в воспитании детей, недостаточное внимание к вопросам полового просвещения - вопросы, которые волнуют и остаются актуальными для современного общества.

Становление гендерной идентичности подростка происходит в процессе социализации и, конечно, будет затруднено, если ограничивается условиями интернатного учреждения. Обедненная социальная среда интернатных учреждений характеризуется, с одной стороны, воспроизводством наиболее консервативных гендерных стереотипов поведения подростков, с другой -формированием «стертой» гендерной идентичности [2]. Именно поэтому воспитанникам интернатных учреждений сложнее других адаптироваться в современном обществе, отсутствие навыков межполового общения и неадекватно сформированный тип

собственной гендерной идентичности провоцируют формирование повышенной ситуативной и межличностной тревожности у подростков-сирот [3].

Понятие «гендер» является многозначным: в широком смысле гендер включает любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью. Более узкое его значение - это «социальный пол», то есть социально-детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. В настоящее время существует три подхода в типологии гендерной идентичности: биполярный; андрогинный; мультиполярный

[5].

Наше исследование проводилось на базе «ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом № 4 г. Шелехова». В исследовании приняли участие: 75 подростков в возрасте от 11 до 16 лет (из них: 32 девочки, 43 мальчиков). Гендерная идентичность исследовалась при помощи методик: «Маскулинность - фемининность» [1], «Детского опросника гендерной идентичности» [4].

Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения методики «Маскулинность - фемининность», мы установили, что неадекватный собственному полу тип гендерной идентичности сформирован у 33% мальчиков (15 человек) и 31% девочек (10 человек). У таких подростков не сформированы мужские и женские качества, адекватные полу, наоборот, выявлена устойчивая тенденция к формированию фемининного типа гендерной идентичности у мальчиков и маскулинного типа гендерной идентичности у девочек.

Результаты, полученные в ходе проведения «Детского опросника гендерной

идентичности» показывают, что большая группа подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа обладает андрогинным типом собственной гендерной идентичности. Так, андрогиния была выявлена у 55% мальчиков и 51% опрошенных девочек. Такие дети отличаются высокими показателями по «Мужской» и «Женской» шкале одновременно.

Таким образом, в ходе проведенного исследования неадекватный полу тип собственной гендерной идентичности был выявлен у 88% подростков мужского пола. В эту группу вошли мальчики с фемининным и андрогинным типом гендерной идентичности.

У 82% опрошенных девочек также был выявлен неадекватно полу сформированный тип гендерной идентичности. В эту группу подростков вошли девочки с маскулинным и андрогинным типом собственной гендерной идентичности. Полученные данные

свидетельствуют о том, что в условиях интернатного учреждения более чем у 80% подростков тип гендерной идентичности сформирован не адекватно полу. Только у 18% девочек и 12% мальчиков гендерная идентичность сформирована адекватно полу.

Следующим шагом нашего исследования явилось изучение особенностей проявления тревожности у подростков с неадекватным полу типом собственной гендерной идентичности. Для изучения тревожности были использованы тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и методика «Шкала социально-ситуативной тревожности» Кондаша. Проведение данных методик позволило сформулировать следующие выводы.

Подростки с неадекватным полу типом собственной гендерной идентичности тревожнее подростков с полоадекватным типом собственной гендерной идентичности.

У мальчиков и девочек с андрогинным типом гендерной идентичности отмечаются более высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, чем у мальчиков с маскулинным типом гендерной идентичности и у девочек с фемининным типом гендерной идентичности.

У девочек с маскулинным типом собственной гендерной идентичности отмечаются самые высокие показатели уровней личностной и ситуативной тревожности.

Исследование показало, что высокая личностная тревожность диагностируется у 50% девочек с андрогинным типом гендерной идентичности, умеренная личностная тревожность - у 40%, а низкая личностная тревожность только у 10% опрошенных девочек с андрогинным типом гендерной идентичности. Показатели ситуативной тревожности в незначительной мере отличаются от показателей личностной тревожности.

Подростки с неадекватным типом собственной гендерной идентичности отличаются повышенным уровнем

межличностной и ситуативной тревожности. У 77% подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, отмечается преобладание межличностной тревожности.

У подростков с андрогинным типом собственной гендерной идентичности, которые составляют большую часть воспитанников детских домов, также как мальчики с фемининным типом гендерной и девочки с маскулинным типом гендерной идентичности - высокие уровни школьной, самооценочной и межличностной тревожности.

В результате апробации программы, направленной на формирование адекватной полу гендерной идентичности у подростков-сирот, нами установлено, что наиболее успешному формированию полоадекватного типа собственной гендерной идентичности поддаются подростки с андрогинным типом гендерной идентичности, более сложным является процесс формирования адекватного полу типа гендерной идентичности у мальчиков фемининного типа и у девочек маскулинного типа. Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот

осуществлялось в сочетании с применением методик коррекции тревожности.

Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1. Подростки с неадекватно полу сформированным типом гендерной

идентичности, воспитывающиеся в

учреждении интернатного типа имеют высокий уровень ситуативной и личностной тревожности.

2. Мальчики и девочки подросткового возраста с андрогинным типом гендерной идентичности, также как мальчики и девочки с неадекватно полу сформированным типом гендерной идентичности обладают высокими показателями тревожности.

3. Коррекция межличностной тревожности

у подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа более эффективна в рамках формирования у них полоадекватной гендерной идентичности. В процессе формирования полоадекватного типа собственной гендерной идентичности происходит научение межполовому общению, сотрудничеству между мальчиками и девочками, развитие коммуникативных навыков, что приводит к снижению, в первую очередь, межличностной тревожности.

Литература:

1. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. -М.: РОССПЭН, 2004. - 329 с.

2. Бубнова И.С., Рерке В.И. К вопросу о формировании гендерной идентичности у подростков-сирот / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2012. - № 17. - С. 58-62.

3. Бубнова И.С., Рерке В.И. Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского

государственного технического университета. -2014. - № 1(84). - С. 175-182.

4. Иванова М.В., Коваленко О.В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: монография / М.В. Иванова, О.В. Коваленко. - Иркутск. - 2005. - 114 с.

5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И.С. Клецина. -СПб.: Алетея, 2004.

Сведения об авторах:

Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет».

Data about the authors:

I. Bubnova (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk State University, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

V. Rerke (Irkutsk, Russia), candidate psychological sciences, associate professor at Irkutsk State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.