УДК 316
ГЕНДЕРНЫЙ ДИСПЛЕЙ ПОДРОСТКА-СИРОТЫ
И.С. Бубнова
Аннотация. Автор рассматривает тендерную идентичность и как базовую структуру социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, и как осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. В статье представлены результаты эмпирического исследования тендерного дисплея у подростков-сирот. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии и социальной педагогики.
Ключевые слова: гендерная идентичность, подросток, сирота, фемининность, маскулинность, андрогиния, гендерный дисплей.
GENDER DISPLAY OF TEENAGE ORPHANS
I. Bubnova
Abstract. Gender identity can be investigated as base structure of social identity, which characterizes a person according to the belonging to male or female group, and as the realization of oneself in connection with the definitions of manliness or feminity. The article contains the results of empiric study of gender display of teenage orphans. This article will be useful for specialists of different fields of psychology and social pedagogy.
Keywords: gender identity, teenager, orphan, feminity, manliness, androgyny, gender display.
Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая
характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек, себя категоризирует. Понятия «гендерная идентичность» и «половая идентичность» не являются синонимами. Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли [5]. Половые роли - вид социальных ролей; они имеют нормативный характер; выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, в которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства ее поведения. В самом общем виде понятие «гендер» обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [1]. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Гендерная роль - это поведение в соответствии с набором определенных социальных предписаний, которые адресуются обществом людям в зависимости от их пола. Наглядно проявляется в «соответствующих» мужскому или женскому полу внешнем виде, поведении, речи, манерах, жестах, сферах активности и прочего. Фемининная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует активности, агрессивности, доминирования, амбициозности.
Ключевое понятие половой идентичности «половая роль» в контексте гендерной идентичности заменяется категорией «гендерный дисплей» для обозначения многообразия конвенциональных
представлений и проявлений маскулинного и фемининного в процессе межличностного общения. Гендерный дисплей проявляется в мимике, жестикуляции, речи, внешности (костюм, прическа, косметика), стиле общения и многих символических нюансах общения. Гендерный дисплей - социально обусловленное многообразие проявления половой принадлежности на уровне межличностного общения; основной механизм создания гендера в процессе взаимодействия лицом к лицу. Гендерный дисплей проявляется в телесной идиоме, символике, стиле и содержании общения [1].
Межличностная коммуникация в конкретной ситуации сопровождается фоновым процессом отнесения собеседника к категории мужчин или женщин, т.е. категоризацией по признаку пола. Человека относят к полу, получая многообразную информацию, соответствующую
конвенциональным правилам. Имя, внешний облик, тембр голоса, манера речи и движения, стиль выражения чувств - все эти множественные проявления представляют собой гендерный дисплей, который позволяет идентифицировать собеседника как мужчину или женщину. Гендерный дисплей детерминирован культурой и властными отношениями. Разные общества, социальные группы и даже разные социальные ситуации предполагают различные конвенциональные формы гендерного дисплея. Различия гендерных дисплеев заставляют обратить внимание на властное измерение отношений между полами, явленное в межличностном взаимодействии.
При рождении человек не обладает идентичностью; она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми; идентичность социально обусловлена. Идентичность разделяют на личностную и социальную. Социальная идентичность обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Кризисные периоды являются наиболее значимыми, сензитивными для формирования идентичности.
Процесс формирования гендерной идентичности у подростков - социальных сирот можно рассматривать с точки зрения кризиса гендерной идентичности. В феномене кризиса гендерной идентичности отражается ситуация, при которой модели маскулинного и фемининного поведения, репрезентируемые носителями мужской и женской идентичности, оказываются в значительной мере несоответствующими нормативным образцам истинной мужественности и женственности. Данный феномен имеет не столько психологическую, сколько социально-психологическую и социальную природу и должен анализироваться с учетом влияния различных факторов. Именно поэтому причиной спутанной идентичности является социальное положение этих детей [2;4]. Если мальчик или девочка-подросток длительное время оказываются в ситуации невозможности поддерживать стандарт общепринятого маскулинного и фемининного поведения, как
это происходит в случае сирот, то это провоцирует появление такой особенности, которая может быть квалифицирована как кризис идентичности или несформированность гендерной идентичности; в представлениях о маскулинности и фемининности у воспитанников интерната, как в зеркале, отражается ключевое для нормального становления гендерной идентичности обстоятельство - отсутствие адекватных образцов для идентификации [3].
Изучение особенностей гендерной идентичности подростков-сирот проводилось на базе Санаторного детского дома № 2 г. Иркутска. В исследовании приняли участие подростки-сироты из данного детского дома в количестве 80 человек, из них 40 девочек и 40 мальчиков.
В целом, по исследованию гендерной идентичности подростков-сирот можно сделать вывод о том, что для гендерной идентичности подростков-сирот характерны следующие особенности:
- андрогинность как сочетание необоснованно высокой маскулинности и высокой фемининности на фоне более низкой выраженности у подростков-сирот маскулинных (активность, напористость, целеустремленность) и фемининных (отзывчивость, уступчивость, сострадание, любовь к детям) черт в поведении;
- противоречивый характер гендерной идентичности, который проявляется в сформированной неадекватно полу подростков-сирот гендерной идентичности (у мальчиков - фемининность, у девочек -маскулинность);
- несформированность гендерного дисплея, что проявляется в том, что модели маскулинного и фемининного поведения, репрезентируемые подростками-сиротами как носителями мужской и женской идентичности, оказываются в значительной мере несоответствующими нормативным образцам истинной мужественности и женственности.
Выделенные особенности гендерной идентичности подростков-сирот позволяют сделать вывод о том, что необходима специально организованная работа по формированию гендерной идентичности подростков-сирот, поскольку неверно усвоенные половые роли могут являться причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм; ведут к формированию девиантного поведения, чувства неполноценности и одиночества, к нестабильности семейных отношений.
Литература:
1. Бем С. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. -М.: РОССПЭН, 2004. - 329 с.
2. Бубнова И.С., Рерке В.И. К вопросу о формировании гендерной идентичности у подростков-сирот / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2012. - № 17. - С. 58-62.
3. Бубнова И.С., Рерке В.И. Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского
государственного технического университета. -2014. - № 1(84). - С. 175-182.
4. Иванова М.В. Коваленко О.В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: монография / М.В. Иванова, О.В. Коваленко. - Иркутск, 2005. - 114 с.
5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И.С. Клецина. -СПб.: Алетея, 2004.
Сведения об авторах:
Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Bubnov (Irkutsk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Irkutsk State University, e-mail: [email protected]