Научная статья на тему 'Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот'

Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1293
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИРОТА / GENDER / GENDER IDENTITY / ORPHAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей гендерной идентичности у подростков-сирот, раскрыты особенности ее формирования в условиях интернатного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENT ORPHAN GENDER IDENTITY FORMATION

The article presents the results of the empirical study of the features of gender identity and its formation with adolescent orphans in the conditions of orphanages.

Текст научной работы на тему «Формирование гендерной идентичности у подростков-сирот»

1. Андреев О.П. Именно инженеры могут стать и станут основой для модернизации нашего государства // Тюменские известия. 2012. № 175 (5617) [Электронный ресурс]. URL: http ://www.t-i. ru/a rticle/24445/

2. Борисенко И.Г. Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций // Вестник Иркутского государственного технического университета. 20l1. № 12 (59). С. 355-357.

3. Борисенко И.Г. К проблеме образования: информационно-когнитивные аспекты // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 1 (72). С. 207-211.

4. Головина Л.Н., Борисенко И.Г. Анализ результатов входного контроля студентов первого курса машиностроитель-

ский список

ных специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 135-138.

5. Головина Л.Н. О влиянии технологий конструирования на объем и структуру дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» // О влиянии технологий конструирования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 2012. Т. 18. № 4. С. 21-29.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2000. 384 с.

7. Смолянинова О.Г., Иманова О.А., Бугакова О.Е. Использование технологии е-портфолио в системе среднего профессионального педагогического образования // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. № 11. С. 1707-1713.

УДК 152.27

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ

© И.С. Бубнова1, В.И. Рерке1

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664001, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей гендерной идентичности у подростков -сирот, раскрыты особенности ее формирования в условиях интернатного учреждения. Ил. 6. Табл. 1.Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: гендер; гендерная идентичность; сирота.

ADOLESCENT ORPHAN GENDER IDENTITY FORMATION I.S. Bubnova, V.I. Rerke

East-Siberian State Academy of Education, 6 Nizhnyaya Naberezhnaya, Irkutsk, 664001, Russia.

The article presents the results of the empirical study of the features of gender identity and its formation with adolescent

orphans in the conditions of orphanages.

6 figures. 1 table. 6 sources.

Key words: gender; gender identity; orphan.

Современное состояние общества, характеризующееся нарастанием ценностно-нормативной неопределенности в целом и изменением сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей в частности, побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, среди которых - вопрос о специфике становления маскулинности и фемининности в процессе развития личности. В развитии и становлении личности все более значимым является формирование половой сферы и полоролевого поведения, а также адекватного отношения к своей гендерной роли и гендерной роли противоположного пола. Отмечаемое рядом авторов (С. Айвазова, О. Здравомыслова, М. Арутюнян, В.В. Абраменкова) гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует отношение человека к своей и противоположной гендерной роли. Дисгармоничные взаимоотношения по-

лов приводят к формированию неадекватной гендерной идентичности, которая, в свою очередь, провоцирует агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.

В настоящей статье гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек. Гендерная идентичность главным образом задается распространенной в обществе системой половых ролей, которые ребенок усваивает в процессе социализации. Фемининная гендер-ная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует доминирования, активности, даже агрессивности.

Ярче всего проблемы формирования гендерной

1Бубнова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент Педагогического института, тел.: 89641009163, e-mail: [email protected]

Bubnova Irina, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Pedagogical Institute, tel.: 89641009163, e-mail: [email protected]

1 Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент факультета педагогики, e-mail: [email protected] Rerke Victoria, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Faculty of Pedagogics, e-mail: [email protected]

идентичности проявляются в период полового созревания. Перед подростком, который обрел способность к обобщению, возникает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, друге, мужчине или женщине и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подросток успешно справляется с задачей обретения гендерной идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет [2]. В противном случае возникает путаница ролей или проявляется противоречивая и несформированная идентичность.

Данный феномен имеет не столько психологические, сколько социально-психологические и социальные причины, например такие, как сиротство, длительное нахождение в условиях детского дома. В условиях детского дома у подростков-сирот отсутствуют адекватные образцы для гендерной индетифи-кации. При этом если модели поведения мужчин и женщин подростки-сироты еще могут найти, наблюдая поведение окружающих их взрослых, то образцы реального поведения мужа и жены, матери и отца им просто неоткуда взять. Это оборачивается тем, что, вступая в брак, многие молодые люди оказываются неспособными создать семью, основанную на согласии, взаимопонимании, доверии. Недостатки в формировании гендерной идентичности у подростков-сирот сказываются и на репродуктивной, и на демографической функциях их будущей семьи. Чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений. Среди тех, кто отказывается от своих детей, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим формирование гендерной идентичности у подростков-сирот становится еще более актуальной проблемой, требующей детального изучения.

Авторами было проведено исследование особенностей гендерной идентичности и ее формирования у подростков-сирот. В исследовании приняли участие 80 подростков-сирот (40 девочек и 40 мальчиков) из Санаторного детского дома № 2 г. Иркутска. Были использованы следующие психодиагностические методы:

1) методика «Маскулинность - фемининность» С. Бем, предназначенная для диагностики психологического пола и определяющая степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Кроме того, по мнению автора, опросник диагностирует то, как представлены в сознании респондента культурно-социальные конструкты;

2) методика «Женственность», направленная на измерение показателя выраженности женственности;

3) «Детский опросник гендерной идентичности» М.В. Ивановой и О.В. Коваленко, направленный на определение доминирующего типа гендерной идентичности (маскулинного, фемининного, андрогинного).

Как показало проведенное исследование, у 20% мальчиков-подростков и у 55% девочек-подростков из детского дома сформирован адекватный полу тип гендерной идентичности (маскулинный тип у мальчиков и фемининный тип у девочек). У 30% мальчиков выяв-

лен неадекватный полу тип гендерной идентичности -фемининный. Несформированный тип гендерной идентичности, характеризующийся андрогинностью, характерен для 50% мальчиков и 45% девочек. Для гендерной идентичности подростков-сирот характерны следующие особенности: андрогинность как сочетание необоснованно высокой маскулинности и высокой фемининности на фоне более низкой выраженности маскулинных (активность, напористость, целеустремленность) и фемининных (отзывчивость, уступчивость, сострадание, любовь к детям) черт в поведении; противоречивый характер гендерной идентичности, который проявляется в сформированной гендерной идентичности, не адекватной полу (у мальчиков - фемининность, у девочек - маскулинность); несформиро-ванность гендерной идентичности, проявляющейся в том, что модели маскулинного и фемининного поведения, репрезентируемые подростками-сиротами как носителями мужской и женской идентичности, оказываются в значительной мере несоответствующими нормативным образцам истинной мужественности и женственности.

Выделенные особенности гендерной идентичности подростков-сирот позволяют сделать вывод о том, что необходимо проведение специально организованной работы по формированию у них гендерной идентичности. От своевременности и полноты процесса формирования гендерной идентичности у подростков в целом и особенно у подростков-сирот во многом зависят уверенность в себе, цельность переживания, определенность установок и, в конечном счете, эффективность общения с людьми, построение собственной семьи, отношений в семье, в коллективе [5]. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, не в состоянии сам справиться с формированием адекватного типа поведения, свойственного его полу. Неверно усвоенные половые роли могут явиться причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, могут привести к девиантному поведению, чувству неполноценности и одиночества, все более охватывающему молодых людей, нестабильности семейных отношений. Часто если мальчик/мужчина по каким-либо обстоятельствам не вписывается в традиционную мужскую роль, у него развивается чувство дискомфорта, перерастающее в стресс. Ш. Берн использует понятие мужской гендер-но-ролевой стресс, под которым понимается «стресс, возникший, когда мужчине трудно поддерживать стандарт традиционной мужской роли или он вынужден проявлять поведение, характерное для женской роли» [1, с. 187]. В период мужского гендерно-ролевого стресса мальчик-подросток не может выдержать прессинга между сложившимися обстоятельствами и так называемым гендерным давлением. Гендерное давление - это одобрение женских социокультурных стереотипов поведения обществом со стороны женщин и неодобрение их со стороны мужчин. Со стороны мужчин приветствуются только мужские социокультурные стереотипы. Гендерное давление человек ощущает на себе с момента рождения, когда он еще не в состоянии опираться на собственный опыт.

Негативная сторона процесса феминизации мальчиков и маскулинизации девочек связана с осознанием того факта, что овладение женщинами мужскими качествами и овладение мужчинами женскими очень часто приводит к негативным социальным последствиям. Девочка может обрести объективность, рациональность, неуёмное любопытство, экспансию и т.д., но при этом она станет не лучшим мужчиной. Бесспорным является факт, что маскулинизация женщин находит отражение в бисексуальности, транссексуальности, трансвистизме, лесбиянстве и даже садизме. Мужчина также может приобрести субъективность, интуитивность, зависимость и т.д., что приводит к тяжелым социальным коллизиям, среди которых особое место занимает мужская проституция и преступность, связанная с насилием над женщинами и детьми. Таким образом, современный социум сталкивается с целым рядом проблем, которые восходят к дисгармонии между полами, и требуют серьезного профессионального вмешательства.

Разрабатывая программу формирования тендерной идентичности подростков-сирот, необходимо определить базовую концепцию, на которой будет строиться вся программа. По мнению авторов, программа формирования гендерной идентичности должна строиться в соответствии с парадигмой социального конструирования гендера, согласно которой ген-дерная идентичность конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, а также конструируется самим индивидом на уровне его сознания, принятия заданных обществом норм и ролей, следования им (в одежде, внешности, манере поведения) [3].

Цель программы - формирование гендерной идентичности у подростков-сирот, адекватной маскулинной роли у мальчиков и фемининной - у девочек.

Направления работы по формированию гендерной идентичности:

1. Формирование мужественности и женственности, оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.

2. Формирование сознания в контексте гендерной культуры и нравственных требований.

3. Подготовка к ответственному супружеству через формирование супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства.

4. Подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок [5].

5. Формирование представлений об идеале мужчины, женщины.

6. Установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки, формирование стремления к взаимопониманию.

7. Формирование качеств, характерных для маскулинности, для фемининности.

Методика программы выстроена с учетом принципа доминирующих целей, обоснованного в исследованиях С.А. Козловой. В соответствии с данным принципом были определены следующие доминирующие

цели:

1. Узнать себя.

2. Сформировать представления о различии полов.

3. Сформировать адекватное полу гендерное поведение.

4. Сформировать представление о роли мужчины и женщины в деловом мире.

5. Сформировать представление о семье и супружеских отношениях.

6. Сформировать навыки адекватного межличностного взаимодействия («мы живем все вместе») [4].

Результаты внедрения программы формирования гендерной идентичности у подростков-сирот указывают на её эффективность. Был проведен контрольный эксперимент и сравнение уровня сформирован-ности гендерной идентичности подростков-сирот до и после внедрения программы формирования гендерной идентичности. Методика организации контрольного эксперимента полностью соответствовала проведению первичной диагностики.

Контрольный эксперимент показал динамику формирования гендерной идентичности по методике «Маскулинность - фемининность» С. Бэм. Отмечено, что уровень сформированности гендерной идентичности у мальчиков и девочек не остался неизменным, а сдвинулся в сторону адекватного полу (рис. 1, 2). Количество мальчиков, гендерная идентичность которых характеризуется андрогинностью, уменьшилось со 100 до 85%, что свидетельствует о положительной динамике в формировании гендерной идентичности. Кроме того, число мальчиков, гендерная идентичность которых отличается маскулинностью, возросло с 0 до 15%. Данный показатель указывает на эффективность проведенных мероприятий по формированию гендерной идентичности, во-первых, потому что отмечается позитивный сдвиг в формировании гендерной идентичности мальчиков-сирот от несформированной гендерной идентичности, о чем свидетельствует андрогин-ность у 100% мальчиков до проведения контрольного эксперимента, к адекватной мужскому полу гендерной идентичности. Во-вторых, несмотря на то что процесс формирования гендерной идентичности у мальчиков сопровождается постоянно действующим противоречием между требованиями, предъявляемыми фемининным окружением к ним в детском доме (подчиняе-мость, послушание) и маскулинными ожиданиями общества к проявлению ими определенного набора психологических качеств (активность, соревновательность, лидерство), маскулинность сформировалась у достаточно большого числа мальчиков (15%) (см. рис. 1).

Такую же картину сформированности гендерной идентичности можно наблюдать и у девочек-подростков из детского дома. Данные методики «Маскулинность - фемининность» после проведения контрольного эксперимента свидетельствуют о снижении у девочек-сирот уровня андрогинности со 100% при первичной диагностике до 85%. Это означает, что ан-дрогинность как показатель несформированности ген-

дерной идентичности после внедрения программы стала характеризовать меньшее количество девочек, что свидетельствует о правильно подобранных мероприятиях программы, направленных на формирование фемининности у девочек. Кроме того, из 100% девочек, гендерная идентичность которых характеризовалась андрогинностью, выделяется 15% девочек, тендерная идентичность которых отождествляется с фе-мининностью. Таким образом, 15% девочек обладают адекватной полу гендерной идентичностью - феми-нинностью (забота о других людях, отзывчивость, уступчивость, преданность).

Данные методики «Женственность» также показывают положительную динамику формирования ген-дерной идентичности подростков-сирот.

Как видно из представленной на рис. 3 диаграм-

мы, уровень женственности мальчиков-подростков изменился в сторону адекватной идентичности. Число мальчиков с низким показателем женственности возросло с 80 до 85%, следовательно, еще у 5% мальчиков из детского дома уровень фемининности, который свидетельствовал о неадекватной полу гендерной идентичности, снизился и изменился в сторону адекватной. Высокий показатель женственности по-прежнему не отмечается ни у одного мальчика-подростка.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная и внедренная программа не только не изменяет адекватный уровень сформированности гендерной идентичности подростков-сирот, но и способствует положительной динамике формирования их гендерной идентичности.

100%

I Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Андрогинность Маскулинность Фемининность

Рис. 1. Динамика формирования типов гендерной идентичности у мальчиков (данные констатирующей и контрольной диагностики по методике С. Бем «Маскулинность - фемининность»)

100%

I Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

15%

0% 0% 0% —I-1-

Андрогинность Маскулинность Фемининность

Рис. 2. Динамика формирования типов гендерной идентичности у девочек (данные констатирующей и контрольной диагностики по методике С. Бэм «Маскулинность - фемининность»)

80%

85%

Низкий показатель Средний Высокий

женственности (1-8) показатель показатель

женственности (9- женственности (15-

I Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

14)

18)

Рис. 3. Динамика формирования уровня женственности у мальчиков (данные констатирующей и контрольной

диагностики по методике «Женственность»)

70%

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

0% 0%

Низкий показатель Средний показатель Высокий показатель женственности (1-8) женственности (9-14) женственности (15-18)

Рис. 4. Динамика формирования уровня женственности у девочек (данные констатирующей и контрольной диагностики по методике «Женственность»)

Уровень сформированности женственности у девочек-подростков также отличается положительной динамикой (рис. 4). Об этом свидетельствует уменьшение процента девочек с низким показателем женственности (с 35 до 30%), увеличение числа девочек (до 70%) со средним показателем женственности. Согласно концепции С. Бэм, умеренно выраженные характеристики фемининности (маскулинности) способствуют наиболее гибкому поведению, адаптивности, проявлению способности действовать по ситуации (знать, где и в каких случаях следует проявить заботу,

чувственность, сексуальность, а где необходимо применить эмоциональную сдержанность, женскую гордость).

Последний этап контрольной диагностики по опроснику гендерной идентичности так же, как и предыдущие этапы, доказал действенность и эффективность программы формирования гендерной идентичности у подростков-сирот. Данные о сформированности гендерной идентичности представлены в таблице.

Сформированные типы гендерной идентичности подростков-сирот (сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов исследования по «Детскому опроснику гендерной _идентичности» М.В. Ивановой, О.В. Коваленко)_

Гендерная идентичность Диагностика гендерной идентичности, %

мальчиков-подростков девочек-под ростков

констатирующая контрольная констатирующая контрольная

Адекватная полу (маскулинный тип у мальчиков и фемининный тип у девочек) 20 38 55 62

Неадекватная полу (маскулинный тип у девочек и фемининный тип у мальчиков) 30 18 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несформированная (андрогинность) 50 44 45 38

Рис. 5. Динамика формирования типов гендерной идентичности у мальчиков (данные констатирующей и контрольной диагностики по «Детскому опроснику гендерной идентичности» М.В. Ивановой, О.В. Коваленко)

По представленным на рис. 5 диаграммам видно, что после проведения контрольного эксперимента андрогинный тип личности характеризует 44% мальчиков-сирот, что на 6% меньше, чем при первичной диагностике. Таким образом, количество мальчиков из детского дома, гендерная идентичность которых интерпретируется как несформированная, уменьшилось. При этом число мальчиков с маскулинным типом личности с 20% до внедрения программы формирования гендерной идентичности увеличилось до 38% после проведения контрольного эксперимента. Следовательно, эти мальчики обладают адекватной полу гендерной идентичностью - маскулинностью (см. таблицу).

Наблюдения за деятельностью мальчиков во время проведения контрольного эксперимента показали, что маскулинность у них проявляется в активном участии практически во всех мероприятиях программы, особенно в деловой игре: мальчики с энтузиазмом

включались в работу, очень умело демонстрировали качества лидера, отстаивали свою точку зрения, охотно вступали в спор, обоснованно доказывали свои убеждения.

Однако большинство мальчиков с трудом шли на контакт во время проведения тренингов, это можно объяснить, как правило, отрицательным самовосприятием мальчиков-сирот и складывающимся у них положительным образом девочек, которые воспринимаются как носители позитивных черт. Поэтому зачастую мальчики-подростки замкнуты, закрыты, боятся ошибиться, сказать что-либо неправильно, робеют в организации межличностного общения, либо же, наоборот, проявляют силу, чрезмерную агрессию, грубость в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола, их активность несет, скорее, неконструктивный характер (акцент ставится не на качестве, а на количестве) и т.п.

В ходе проведения контрольного эксперимента

выявлены мальчики, у которых обнаружился фемининный тип личности (см. рис. 5). Несмотря на то что их число снизилось по сравнению с первичной диагностикой с 30 до 18%, еще достаточно большой процент мальчиков обладают неадекватной своему полу ген-дерной идентичностью (см. таблицу). Как указывалось ранее, это можно объяснить тем, что формирование гендерной идентичности у мальчиков-подростков, воспитывающихся в детском доме, происходит на фоне проявляющегося конфликта гендерных ценностей, который характеризуется постоянно действующим противоречием между требованиями, предъявляемыми фемининным окружением к ним в детском доме (подчиняемость, послушание), и маскулинными ожиданиями общества к проявлению ими определенного набора психологических качеств (активность, соревновательность, лидерство). По этой же причине, по мнению авторов, сформированность гендерной идентичности у девочек-подростков выглядит лучше, чем у мальчиков (рис. 6).

ствие женственности девочки компенсировали проявлением маскулинных качеств, причем не тех, которые направлены на активизацию продуктивной деятельности (активность, целеустремленность, отстаивание собственной точки зрения), а, наоборот, нарочито мужских манер поведения: проявляли грубость, даже агрессивность, отстаивание собственной точки зрения сменялось спором, где права только девочка (уже потому, что она девочка, а значит, хорошая, а все мальчики плохие). Необходимо отметить положительную динамику формирования гендерной идентичности девочек: 62% девочек-сирот имеют фемининный тип личности, что на 7% больше, чем до проведения контрольного эксперимента. Это свидетельствует о том, что 62% девочек-сирот обладают адекватной своему полу гендерной идентичностью - фемининностью (см. таблицу). Как показали наблюдения, в ходе контрольного эксперимента эти девочки охотно участвовали в упражнениях, направленных на формирование женственности, они не стеснялись показывать свою жен-

62%

____

55%

45% 38%

0% 0%

Андрогинный тип Маскулинный тип Фемининный тип личности личности личности

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Рис. 6. Динамика формирования типов гендерной идентичности у девочек (данные констатирующей и контрольной диагностики по «Детскому опроснику гендерной идентичности» М.В. Ивановой, О.В. Коваленко)

38% девочек-сирот обладают андрогинным типом личности. Это значит, что у них гендерная идентичность несформирована (см. таблицу). Как показали наблюдения за девочками во время проведения занятий по программе формирования гендерной идентичности, андрогинность у них проявляется, прежде всего, в неправильном восприятии фемининных и маскулинных черт, что особенно заметно в процессе поло-ролевого общения и поведения. Так, девочки игнорировали и боялись показать свою женственность при выполнении упражнений на формирование феминин-ности, нежность, ласку, заботу о детях, о муже в тренинге «Моя семья в настоящем и будущем»: их «забота» сводилась лишь к редким похвалам и исключала «материнские ласки», и наоборот, была насыщена массой «родительских» порицаний, наказаний. Отсут-

ственность, привлекательность. В упражнениях, направленных на формирование ролей матери, жены, супруги не боялись показать себя, свое незнание, стремились не быть похожими на своих матерей, не боялись говорить об этом, анализируя каждый свой шаг.

Однако следует учесть и тот факт, что некоторые подростки-сироты во время внедрения программы формирования у них гендерной идентичности, особенно при проведении упражнений на выделение маскулинных и фемининных черт, на построение образа настоящего мужчины и настоящей женщины, выделяли, прежде всего, внешние характеристики мужчины и женщины, а также их отношение к другим людям. Но все, что связано с семьей, с выполнением семейных ролей (матери, отца, жены, мужа) занимает незначи-

тельное место. Кроме того, подростки-сироты в деталях и очень эмоционально рассказывают об отрицательных характеристиках мужчин и женщин, положительный же эталон мужчины и женщины у некоторых подростков-сирот достаточно скуден, схематичен.

Таким образом, в ходе контрольного эксперимента подтверждено, что формирование гендерной идентичности у подростков-сирот может быть эффективным.

Обобщая результаты контрольной диагностики, можно утверждать, что благодаря специально разработанной программе, включающей формы, методы и приемы работы, направленные на формирование полоролево-го взаимодействия и поведения подростков-сирот, формирование гендерной идентичности подростков-сирот будет продуктивным.

Статья поступила 09.12.2013 г.

Библиографический список

1. Берн Ш.М. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.

2. Бубнова И.С. Особенности Я-образа у подростков и его формирование в условиях семейного воспитания: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07; Иркутский педагогический институт. Иркутск, 2004. 157 с.

3. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины: атореф. дис. ...

канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2000.

4. Иванова М.В., Коваленко О.В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: монография. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2005.

5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1979. 184 с.

6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. 408 с.

УДК 377.031.4:93

СИБИРСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ: СТАНОВЛЕНИЕ ВУЗА © О.А. Горощенова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Приводится краткий обзор создания и развития Сибирского горного института (1930). Представлены неизвестные ранее сведения, касающиеся истории ИрГТУ. На основе выявленных, также ранее неизвестных, исторических источников рассматривается и обобщается история возникновения вуза, влияние личностей на его развитие в первый период существования, уточняются даты, статистика, факты, подводятся итоги. Табл. 2. Библиогр. 17 назв.

Ключевые слова: Сибирский горный институт; Союззолото; А.П. Серебровский; горный, металлургический, геологический факультеты; техническое образование в Восточной Сибири.

SIBERIAN MINING INSTITUTE: FORMATION O.A. Goroshchenova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

This article gives a brief overview of the formation and development of Siberian Mining Institute (1930). It reveals the unknown facts of Irkutsk state technical university (ISTU) past. Based on the found and earlier unknown historical sources it considers and generalizes the history of ISTU origin, the people that greatly influenced its development in the first period of its existence, clarifies the dates, statistics, facts and makes a resume. 2 tables. 17 sources.

Key words: Siberian Mining Institute; Soyuzzoloto; A.P. Serebrovsky; mining, metallurgical and geological departments; technical education in Eastern Siberia.

Становление Сибирского горного института в Иркутске было связано с развитием производительных сил Восточной Сибири - богатейшего по природным ресурсам региона нашей страны. Оно было обусловлено осуществлением первых крупномасштабных региональных программ по вовлечению природных богатств Сибири и Дальнего Востока в экономический потенциал страны. Важное место в хозяйстве края и страны имела добыча угля, цветных и редких металлов. Необходимо было формировать золотой запас

государства (участие Сибири в добыче золота по стране составляло 40%, слюды - 90%), развивать тяжелую промышленность. Однако насыщенность этих отраслей производства инженерными и техническими кадрами была недостаточной. В 1929 г. здесь требовалось 900 инженеров, а работало всего 11 [2]. Да и по остальным специальностям технического направления численность специалистов составляла всего 19% от потребностей народного хозяйства.

Такое положение в ведущей отрасли промышлен-

1 Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории, тел.: 89148727644, e-mail: [email protected]

Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Professor of the Russia n Academy of Natural Sciences, Director of the Museum of History, tel.: 89148727644, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.