Научная статья на тему 'Особенности самоотношения девочек и мальчиков подросткового возраста с риском девиантного поведения'

Особенности самоотношения девочек и мальчиков подросткового возраста с риском девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1280
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOUR / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева М.П.

В статье представлены результаты исследования самоотношения подростков с риском девиантного поведения. Проведен анализ различных компонентов самоотношения для нескольких форм девиантного поведения отдельно по выборкам мальчиков и девочек. Было обнаружено, что у мальчиков-подростков риск девиаций чаще связан с негативным самоотношением, а у девочек с недостатком рефлексии и критичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-attitude peculiarities of girls and boys teenagers with the risk of deviant behaviour

The article deals with the results of the research in which self-attitude of adolescents with the risk of deviant behaviour was studied. Different components of self-attitude in several forms of deviant behaviour were analyzed separately in sample groups of boys and girls. It was discovered that the risk of deviant behavior for boys teenagers more often correlates with negative self-attitude and for girls teenagers with the lack of critical reflection.

Текст научной работы на тему «Особенности самоотношения девочек и мальчиков подросткового возраста с риском девиантного поведения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.923.2 М. П. Королева

педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения № 1181; e-maiL: koroLeva-mp@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РИСКОМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье представлены результаты исследования самоотношения подростков с риском девиантного поведения. Проведен анализ различных компонентов самоотношения для нескольких форм девиантного поведения отдельно по выборкам мальчиков и девочек. Было обнаружено, что у мальчиков-подростков риск девиаций чаще связан с негативным самоотношением, а у девочек - с недостатком рефлексии и критичности.

Ключевые слова: девиантное поведение; самоотношение; подростковый возраст; рефлексия.

M. P. Koroleva

EducationaL psychologist, State budget educationaL institution № 1181; e-maiL: koroLeva-mp@yandex.ru

SELF-ATTITUDE PECULIARITIES OF GIRLS AND BOYS TEENAGERS WITH THE RISK OF DEVIANT BEHAVIOUR

The articLe deaLs with the resuLts of the research in which seLf-attitude of adoLescents with the risk of deviant behaviour was studied. Different components of seLf-attitude in severaL forms of deviant behaviour were anaLyzed separateLy in sampLe groups of boys and girLs. It was discovered that the risk of deviant behavior for boys teenagers more often correLates with negative seLf-attitude and for girLs teenagers -with the Lack of criticaL refLection.

Key words: deviant behaviour; seLf-attitude; adoLescence; refLection.

Современная действительность отличается размыванием норм общения и поведения, неоднозначностью оценок со стороны общества относительно событий, подвергающих сомнению общечеловеческие

ценности, ослаблением социальной регуляции поведения, что нередко ведет к искажению как культурных, так и духовных устоев и ценностей.

В этой действительности наиболее сложно приходится детям, которые оказываются перед сложным выбором ориентиров, выбором тех ценностей, на основе которых они будут выстраивать свои отношения с миром и окружающими их людьми. Особо остро этот вопрос встает перед подростками, еще не имеющими достаточного жизненного опыта для оценки многих событий и явлений, их значений и скрытого смысла. Это усугубляется необходимостью каждодневного выбора при взаимодействии со своими родными, педагогами, сверстниками, другими взрослыми людьми, каждый из которых может оказаться носителем собственной философии, собственных ценностей (нередко искаженных), на основе которых выстраиваются их нормы и правила жизнедеятельности. Кроме того, сами подростки в этот возрастной период не всегда в достаточной мере осознают собственные мысли и чувства и регулируют собственное поведение, осознают происходящие с ними изменения и, соответственно, не успевают адаптироваться к ним. Всё это может приводить к формированию не очень желательных индивидуально-личностных особенностей и провокации ситуаций, благоприятных для последующего развития девиантного поведения, что неоднократно подчеркивается разными исследователями [Змановская, Рыбников 2012; Кон 1989].

В отечественной психологии рамки подросткового возраста хронологически определяют как период от 10-11 до 14,5-15 лет. Но есть работы, в которых границы подросткового возраста расширены от 10-11 до 16-17 лет. Такая расплывчатость границ объясняется, с одной стороны, тем, что нередко дети начинают демонстрировать «подростковое» поведение еще до изменений в физическом отношении, а с другой - половыми различиями - у мальчиков подростковый возраст охватывает период с 13 до 16 лет, а у девочек - с 12 до 15 лет [Дружинин 1997]. Характерной особенностью подросткового возраста являются резкие качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития ребенка.

В отечественной психологии принято анализировать подростковый возраст, как и другие возрастные периоды, исходя из социальной ситуации развития ребенка, а именно - преобладания детского

сообщества над взрослым, ведущего типа деятельности - общения со своими сверстниками, и центрального новообразования - чувства «взрослости» [Эльконин 1989].

В то же время происходят значительные изменения в когнитивном развитии ребенка в виде становления формально-логического интеллекта, появления гипотетико-дедуктивного и дивергентного типов мышления, особого когнитивного стиля и, конечно, рефлексии, которая становится возможной в связи с развитием, в том числе формального интеллекта.

Именно рефлексию Л. С. Выготский выделял в качестве одного из основных новообразований в подростковом возрасте, подчеркивая, что именно на ее основе происходит развитие самосознания [Выготский 1983]. Благодаря ей развивается и новая форма подросткового эгоцентризма, убежденности подростка в собственной исключительности, неуязвимости и уникальности своих переживаний [Крайг, Бокум 2006], но преодолевается благодаря развитию коммуникаций с ровесниками и в ходе формирования эго-идентичности [Райс 2000].

Ст. Холл подчеркивает, что подростковый период представляет собой кризис самосознания, преодолев который подросток приобретает «чувство индивидуальности» [Кле 1991]. Тем не менее важно учесть, что развитие основных компонентов самосознания (когнитивного, аффективного и поведенческого) зависит в большей степени от культурного содержания среды [Столин 1986].

Говоря об изменениях, сопровождающих ребенка в подростковом возрасте, нельзя не упомянуть качественное изменение интересов подростка [Выготский 1983, с. 257-321]. Наблюдается у них и изменение мотивации, причем на первый план начинают выдвигаться мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни, с самоопределением.

Основные переживания подростка часто оказываются связанными с отношением к себе, к собственной личности. При этом развитие отношения личности к себе в этом возрасте имеет определенную динамику, сообразную с логикой прохождения различных этапов подросткового возраста [Чевачина 2012, с. 147-148]. Так, в 10-11 лет ребенок анализирует лишь свои отдельные поступки, а уже к 12-13 годам возможен анализ некоторых сторон собственного характера. Важным здесь является возраст 13-14 лет, так как

именно в это время рассмотрение различных сторон собственной личности характеризуется особой критичностью, но к 15-16 годам выравнивается отношение к себе. Однако формирование негативного самоотношение часто приводит к трудностям в социализации, что, в свою очередь, оказывает влияние на склонность подростка к девиациям в поведении: аддикциям, хулиганству, бродяжничеству и т. д.

Таким образом, взросление подростка осуществляется через решение ряда важных задач: формирования половой идентичности, принятия гендерных ролей, установления новых отношений со сверстниками, завоевания эмоциональной независимости от родителей, становления характера, в процессе чего могут обнажаться и заостряться слабые стороны личности, делая ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. В этой связи становится понятно, почему особенности именно подросткового возраста нередко рассматриваются как фактор риска для развития отклоняющегося поведения.

Наиболее принятым определением отклоняющегося поведения является следующее: «Отклоняющееся (девиантное) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [Змановская 2008, с. 15].

Нарушения поведения в подростковом возрасте могут проявляться непосредственно в учебе, выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, а также касаться общего отношения подростка к окружающему миру и свидетельствовать о его социальной дезадаптации. В настоящее время поведенческие проблемы очень распространены, но границы девиантного поведения довольно сложно определить, что усугубляется происходящими в обществе изменениями - подвижностью норм.

Девиантное поведение также часто связывается с неадекватной самооценкой. Однако в одних экспериментальных исследованиях обнаруживается завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности и создающая широкий диапазон конфликтных ситуаций, а в других - заниженная самооценка [Эльконин 1989]. Заниженная самооценка способствует депрессивным состояниям и суицидальным тенденциям, особенно в подростковом возрасте [Mason, Hitch-ings, Spoth 2008]. Кроме того, в литературе встречаются указания на

наличие у подростков с девиациями неблагоприятной «Я-концепции», характеризующейся слабой верой в себя, боязнью получить отказ, низкой самооценкой [Ремшмидт 1994]. Этот набор особенностей личности и ведет к снижению самоуважения (и, как следствие, - к социальной деградации и агрессивности), стимуляции конформистских реакций в трудных ситуациях (подверженность влиянию группы) и к изменению когнитивной оценки своих действий (с трудом осознают, что совершили хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним).

Указанные выше данные позволяют предположить связь отклоняющегося поведения с особенностями самоотношения подростков-мальчиков и подростков-девочек. Отметим, что основными источниками нестабильности самоотношения признаются мотивационные конфликты и низкая дифференцированность когнитивной и аффективной составляющих самосознания [Реан 2008].

Целью нашего исследования было изучение различных аспектов самоотношения у мальчиков и девочек подросткового возраста, относящихся к группе риска по развитию возможных девиантных форм поведения.

В исследовании приняли участие 150 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, уравненных по полу (75 девочек и 75 мальчиков) и обследованных с помощью следующих методик: методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, методики исследования самоотношения.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (далее - СОП) является стандартизированным тест-опросником, разработанным А. Н. Орлом и предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Данная методика состоит из содержательных шкал и служебной шкалы (для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, а также оценки достоверности результатов опросника в целом их коррекции). Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, т. е. социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями [Клейберг 2004].

Методика исследования самоотношения (далее - МИС) С. Р. Пантелеева предназначена для выявления структуры самоотношения

личности, а также выраженности таких отдельных компонентов самоотношения, как закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение. Эта методика предназначена для более глубокого исследования сферы самосознания личности, а также ее отдельных аспектов (когнитивных, динамических, интегральных) [Настольная книга практического психолога... 2008].

Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием программы SPSS.20.0 и состояла в получении данных описательной статистики (минимальные, максимальные значения, средние значения и стандартные отклонения), проведении частотного анализа и использовании методов статистического вывода. Значимость различий между группами определялась с использованием критерия Манна-Уитни (при р < 0,05). Для изучения взаимосвязей между шкалами методик использовался корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена).

В результате исследования было обнаружено, что дезадаптивным поведением характеризуются всего 6 подростков из 150 (они набрали более 70 Т-баллов), один из которых склонен к аддиктивному поведению, а еще 5 - к агрессии и насилию. В связи с этим в поле нашего зрения вошли дети, обладающие выраженной склонностью к отклоняющемуся поведению и набравшие от 50 до 70 Т-баллов по опроснику СОП, таким образом попадающие в группу риска по различным видам девиантного поведения. Беседы с учителями и школьным психологом подтвердили, что эти дети действительно имеют некоторые поведенческие особенности, которые могут потенциально затруднять адаптацию детей.

В таблице 1 представлено соотношение мальчиков и девочек с риском в отношении различных форм девиантного поведения. Как видно из таблицы, наибольшее количество детей (чуть меньше половины) демонстрирует склонность к агрессии и насилию (76 человек) и слабость волевого контроля в отношении поведенческих проявлений эмоциональных реакций (72 человека). При этом примерно одинаковое количество мальчиков (39 человек) и девочек (37 человек), по-видимому, решают свои проблемы посредством насилия, используют унижение партнера по коммуникациям как средство сохранения и стабилизации собственной самооценки. В отношении же волевого

контроля мальчиков, не желающих или не способных контролировать собственные эмоциональные реакции, оказывается в два раза больше, чем девочек (48 и 24 человека соответственно).

Таблица 1

Соотношение мальчиков и девочек с риском девиантного поведения

Шкалы мальчики девочки всего

С К Л О Н Н О С Т Ь к нарушению норм и правил 23 26 49

к аддиктивному поведению 18 11 29

к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 22 30 52

к агрессии и насилию 39 37 76

к волевому контролю эмоциональных реакций 48 24 72

к делинквентному поведению 19 24 43

На третьем месте по численности находится группа детей, склонных к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (52 человека), причем девочек здесь несколько больше, чем мальчиков (30 и 22 ребенка соответственно), что может свидетельствовать как о переживании низкой ценности собственной жизни, так и о желании рисковать, испытывать острые ощущения.

Склонность к нарушению норм и правил имеют 49 детей, среди них 23 мальчика и 26 девочек. У 43 подростков наблюдается высокая готовность к реализации делинквентного поведения (19 мальчиков и 24 девочки). Меньше всего детей - 29 человек (18 мальчиков и 11 девочек) - сообщают о склонности к аддиктивному поведению. Эта шкала обращает на себя особое внимание, так как это единственная шкала, по которой наблюдаются значимые различия между мальчиками и девочками (р<0,001), т. е. мальчики из исследуемой выборки больше расположены к уходу от реальности посредством изменения собственного психического состояния (употребление алкоголя, психотропных веществ и т. п.), а также имеют гедонестическую ориентацию в отношении отдельных норм и ценностей.

Особый интерес представляет анализ того, с какими аспектами самоотношения могут быть связаны описанные выше поведенческие

особенности детей. Корреляционный анализ отдельно по выборкам мальчиков и девочек показал, что наибольшее количество связей шкал опросника СОП наблюдается лишь с тремя аспектами самоотношения - «открытость», «конфликтность» и «самообвинение», что справедливо для обеих выборок. Последние две шкалы, согласно интерпретации результатов опросника, объединяются в фактор внутренней неустроенности, который связан с негативным самоотношением, совершенно не зависящим от ауто симпатии и самоуважения. Показатели этого фактора, по мнению авторов опросника, могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

У мальчиков шкала «самообвинение», являющаяся индикатором отсутствия симпатии к себе, имеет значимые корреляционные связи с пятью из шести шкал опросника СОП. При высокой готовности мальчиков к самообвинению, склонности брать вину за свои неудачи и собственные недостатки на себя они оказываются более подвержены аддиктивному (г=0,341, р<0,05), делинквентному (г=0,302, р<0,05), самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г=0,364, р<0,01), склонными к агрессии и насилию (г=0,408, р<0,01), плохо контролирующими поведенческие проявления собственных эмоциональных реакций (г=0,379, р<0,01).

При неспособности и нежелании осознавать значимую с точки зрения моральных норм информацию о себе (шкала «открытость») мальчики более склонны к нарушению норм и правил (г=-0,465, р<0,01), аддиктивному (г = -0,494, р<0,01), самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г = -0,300, р<0,05), делинквентному поведению (г = -0,346, р<0,05).

В случае наличия внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины (шкала «внутренняя конфликтность») мальчики более склонны к аддиктивному поведению (г=0,301, р<0,05) и испытывают трудности контроля поведенческих проявлений эмоциональных реакций (г = 0,284, р<0,05).

В группе девочек больше всего корреляционных связей наблюдается у шкалы методики исследования самоотношения «открытость» с пятью из шести шкал методики СОП. Девочки, плохо осознающие образ собственного «Я», неспособные к рефлексивности, оказываются

склонными к нарушению норм и правил (г = -0,362, р<0,01). Они склонны и к аддиктивному поведению (г = -0,377, р<0,01), к делинк-вентному (г=-0,352, р<0,01), к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г = -0,391, р<0,01). Можно считать, что они плохо контролируют поведенческие проявления собственных эмоциональных реакций (г=-0,267, р<0,05).

Шкала «конфликтность» в этой группе обнаруживает значимые взаимосвязи со склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г = 0,260, р<0,05) и трудностями контроля эмоциональных реакций г = 0,295, р<0,05), а шкала «самообвинение» лишь с трудностями контроля эмоций (г = 0,261, р<0,05).

Нами была предпринята попытка рассмотрения профиля различных аспектов самоотношения для каждой из форм отклоняющегося поведения, однако усредненные показатели в каждой из подгрупп практически не различаются, варьируя по разным шкалам от 4,5 до 9 баллов.

Значимые различия между подгруппами, имеющими и не имеющими (менее 50 Т-баллов по шкалам СОП) риск отклоняющегося поведения, у девочек были обнаружены лишь для шкал «открытость» (р<0,05) при оценке склонности к агрессии и насилию, самоповреждающему и делинквентному поведению. Также у девочек наблюдалась тенденция к различиям на уровне р<0,1 при оценке склонности к нарушению норм и правил, трудностей волевого контроля эмоций и «конфликтность» (р<0,05 при оценке склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению).

У мальчиков наблюдаются другие различия между подгруппами. Так, мальчики, склонные к нарушению норм и правил, отличаются от своих сверстников, не имеющих подобных склонностей, меньшей осознанностью собственного «Я» и недостаточной критичностью (р<0,05). Для них характерна неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнениями в способности вызывать уважение (р<0,05). Склонные к аддиктивному поведению мальчики достоверно чаще характеризуются внутренней конфликтностью, переживаниями чувства вины (р<0,05). На уровне тенденций обнаруживается меньшая рефлексивность и критичность (р < 0,1) по сравнению со сверстниками из группы сравнения.

Мальчики, склонные к агрессии и насилию, отличаются от группы сравнения стремлением к самообвинению (р < 0,01), на уровне

тенденций наблюдается снижение критичности, представление о себе, как о человеке неспособном вызывать уважение, симпатию и понимание, наличие внутренних конфликтов (p < 0,1). У ребят, испытывающих сложности с волевым контролем поведенческих проявлений собственных эмоциональных реакций, достоверно значимо снижена рефлексивность и критичность (p < 0,01), как и у мальчиков, склонных к делинквентному поведению (p < 0,05).

Таким образом, проведенное нами исследование показывает значительную представленность подростков, входящих в группу риска по склонности к девиантному поведению (от 20 % до 50 %), что справедливо как для девочек, так и для мальчиков. При этом мальчики, по сравнению с девочками, чаще склонны к аддиктивному поведению и испытывают трудности в волевом контроле над поведенческими проявлениями эмоциональных реакций. У подростков обоих полов риск отклоняющегося поведения обычно наблюдается при недостатке рефлексивности и критичности, нередко при наличии внутренних конфликтов. У мальчиков риск девиаций также часто оказывается связан с самообвинением.

В целом, можно сделать вывод, что мальчики с риском девиаций характеризуются негативным самоотношением, а девочки - недостатком рефлексии и критичности, что позволяет разработать стратегии коррекционного воздействия с учетом полученных результатов, а именно - развитие у подростков адекватного самоотношения, в том числе за счет формирования навыков рефлексии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Л. С. Выготский. Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1983. Т. 5. С. 257-321.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 1997.

Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения.

М. : ИЦ «Академия», 2008. 288 с. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы.

СПб. : Питер, 2012. 358 с. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991. 176 с. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. М. : Сфера, 2004. 160 с.

Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1989. 256 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб., 2006. 940 с.

Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М. : АСТ : Хранитель ; СПб. : Сова, 2008. 671 с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 624 с.

Реан А. А. Психология подростка. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 504 с.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности. М., 1994. 320 с.

Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. 284 с.

Чевачина А. В. Особенности становления самоотношения в подростковом возрасте // Инициативы XXI века. 2012. № 1. С. 147-148.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.

Jessor R., Donovan J. E., Costa F. M. Beyond adolescence: Problem behavior and young adult development. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1991. 253 p.

Mason W. A., Hitchings J. E., Spoth R. L. The interaction of conduct problems and depressed mood in relation to adolescent substance involvement and peer substance use // Drug Alcohol Depend. 2008 Aug 1. 96 (3). P. 233-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.