8. Steiner H., Cauffman E. Juvenile justice, delinquency, and psychiatry // Child and adolescent psychiatric clinics of North America. - 1998. - № 3. - P. 653-672.
9. Tricker R., Casaburi R., Storer T.W. et al. // J. Clin. Endocrinol. Metab. -1996. - № 10. - P. 3754-3758.
10. Van Goozen S.H., Cohen Kettenis P.T., Gooren L.J. et al. // Psychoneuroendocrinol. - 1995. - Vol. 20, № 4. -P. 343-363.
ФАКТОРЫ РИСКА И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ ПОПУЛЯЦИИ (на примере г. Уфы)
Р.М. Масагутов, В. Л. Юлдашев
Башкирский ГМУ, г. Уфа
С целью оценки распространенности и определении факторов риска агрессивного поведения в общей популяции детей от 3 до 11 лет обследовано 197 детей 3-6 лет (97 мальчиков и 100 девочек) и 1080 детей 7-11 лет (492 мальчика и 588 девочек), посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ), либо обучающихся в средних школах г. Уфы.
Показано, что примерно половина детей демонстрирует различные формы агрессивного поведения (физическая, косвенная, вербальная агрессия, зоосадизм, враж-
дебность). Однако в подавляющем большинстве случаев агрессивные реакции являются результатом биологического и психосоциального созревания личности ребенка.
Ключевые слова: агрессия, дети.
RISK FACTORS AND DISTRIBUTION OF CHILD AGGRESSIVE BEHAVIOR IN THE GENERAL POPULATION (FOR EXAMPLE, UFAJ
R.M. Masagutov, V.L. Yuldashev Bashkir State Medical University, Ufa, Russia
In order to assess the prevalence and identify risk factors for aggressive behavior in the general population of children ages 3 to 11 years were examined 197 children of 3-6 years (97 boys and 100 girls) and 1,080 children aged 7-11 years (492 boys and 588 girls) attending day preschool (DDU), or students in secondary schools in the city of Ufa.
It is shown that about half of the children demonstrating various forms of aggressive behavior (physical, indirect, verbal aggression, zoosadizm, hostility). However, in most cases, aggressive reactions are the result of biological and psychosocial maturation of the child.
Keywords: aggression, and children.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА, СКЛОННОГО К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Н.Г. Церковникова
Уральская государственная юридическая академия, г. Екатеринбург E-mail автора: [email protected]
Известно, что пик суицидальных действий приходится на период полового созревания. Подростковый возраст и ранняя юность представляет собой группу повышенного риска, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая построением Я-концепции; появляются противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля.
Анализ результатов теоретических и эмпирических исследований позволяет констатировать у подростка с девиантным поведением следующие психологические особенности:
- неприятие педагогических воздействий;
- неумение преодолевать трудности;
- игнорирование препятствий; сверхнапряженность;
- апатичная подчиненность группе с асоциальными установками;
- сниженная самокритичность, экстерналь-ный локус контроля;
- синдром тревожного ожидания, неуверенность в себе;
- негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям;
- слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности;
- агрессивность;
- эмоциональная неустойчивость.
Статистика утверждает, что лишь в 10%
случаев у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), а в 90% суицидальное поведение подростка - это «крик о помощи».
Цель исследования: изучение психологических особенностей личности подростка, склонного к суицидальному поведению.
Материал и методы исследования.
Обследованы 50 подростков (25 девочек и 25 мальчиков) в возрасте от 14 до 16 лет, учеников общеобразовательной школы г. Екатеринбурга.
Исследование проводилось при помощи следующих методик: шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16 РБ), пато-характерологический диагностический опросник
№ 2, 2011 Суицидология
25
(ПДО) Личко А.Е., опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н. Орла.
Результаты исследования и обсуждение.
По результатам шкалы склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СОП) вся выборка была поделена на подгруппы с учетом полового признака. Среди участников исследования склонность к суицидальному поведению была выявлена у 48% мальчиков и 36% девочек.
Мальчики, с повышенной суицидальной готовностью, проявляли большую склонность к преодолению норм и правил (и=22,5; p=0,002), аддиктивному (0=22; p=0,002) и делинквентно-му поведению (и=18,5; р=0,001), а также тенденцию к агрессии и насилию (и=8; р<0,001) по сравнению с мальчиками, без суицидальных аддикций.
Девочки, группы повышенного риска в отличие от здоровых, демонстрировали склонность к преодолению норм и правил (и=24,5; р=0,007), к агрессии и насилию (и=22; р=0,004), к делин-квентному поведению (0=15; р=0,001). Они же не принимали женскую социальную роль (0=11; р<0,001).
Мальчики, проявляющие низкую ценность собственной жизни и склонность к риску, саморазрушению обладали слабым характером, были мечтательны, зависимы, непрактичны (фактор I, 16РБ) (г8=0,710, р<=0,001). Слабость волевого контроля эмоциональных реакций у мальчиков сочеталась с застенчивостью, робостью, чувством собственной недостаточности (ге = -0,626, р<=0,05). Хитрость и проницательность (фактор К, 16РБ) позволяла мальчикам, с суицидальной готовностью, проявлять большую склонность к преодолению норм и правил, нонконформистские тенденции во взаимодействии (ге = 0,604, р<=0,05). Агрессивность и насилие со стороны подростков выступали результатом недовольства и фрустрированных потребностей (фактор Б3, 16РБ) (гв = - 0,738, р<=0,001).
Девочек, склонных к саморазрушающему и делинквентному поведению, можно охарактеризовать как не принимающих женскую социальную роль, отвергающих традиционные женские ценности, реализующих мужские стереотипы поведения (гв = - 0,692, р<=0,05). Показатель высокой готовности девочек к реализации де-линквентного поведения находился в прямой
значимой связи с проявлениями слабости, зависимости, недостаточной самостоятельности (фактор I, 16РБ) (ге=0,733, р<=0,05). Показатель склонности к преодолению норм и правил находился в прямой значимой связи с фактором ин-траверсии-экстраверсии (ге=0,698, р<=0,05). Таким образом, изначально успешное установление социальных контактов девочками способствует дальнейшему проявлению негативизма и нонконформистских установок.
Показатель истероидной акцентуации характера у девочек находился в обратной значимой связи с показателем склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (18 = - 0,703, р<=0,05).
Своевременное обращение внимания со стороны родителей и педагогов на специфику формирования личностных особенностей подростков, склонных к суицидальному поведению, поможет остановить нежелательное формирование их личностей, предотвратить возникновение большой утраты. Коррекционно-развивающие программы, с нашей точки зрения, должны быть ориентированы на формирование навыков к самопознанию, саморазвитию, самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА, СКЛОННОГО К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Н.Г. Церковникова
Уральская ГЮА, г. Екатеринбург
В работе рассматриваются личностные особенности девочек и мальчиков, склонных к суициду, а также специфика их отклоняющегося поведения.
Ключевые слова: личность, отклоняющееся и суицидальное поведение
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSON OF THE TEENAGER INCLINED TO SUICIDE BEHAVIOR
N.G. Tserkovnikova
In article personal features of girls and the boys inclined to a suicide, and also specificity of their deviating behavior are considered.)
Keywords: the person, deviating and suicide behavior.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕЗАВЕРШЕННЫХ СУИЦИДОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (Забайкальский край, г. Чита)
Т.П. Злова, А.Н. Ишимбаева, В.В. Ахметова
Читинская государственная медицинская академия, г. Чита E-mail авторов: [email protected]
26
Суицидология № 2, 2011