Таким образом, развитие ребенка не воспринимается как результат одностороннего воздействия на личность или наоборот, а осуществляется в результате постоянного взаимодействия.
Итак, рассмотрение данных подходов и концепций социализации современной молодежи за рубежом дает возможность применения ряда методов и подходов к процессу социального становления личности в практике школы и общества в целом.
Примечания
1. Наторп П. Социальная педагогика. СПб., 1911. 310 с.
2. Heinz W. Sozialisationsforschung. Auf der Suche nach einert Theorie. Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. Heft 1. 1974.
3. Штайнер P. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека / пер. с нем. 1990.
4. Kukartz W. Sozialisation und Erziehung. Essen, 1989; White G. Socialization. L., 1991.
УДК 371.217.3
В. В. Волгунов
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье представлены материалы исследования, раскрывающие специфику современного детского оздоровительного лагеря как воспитательной организации, его возможности в социальном развитии и воспитании детей и подростков. Автор обращается к историческому анализу проблемы социального развития детей в условиях различных вариантов временных детских объединений и коллективов с начала XX в. до настоящего времени. Особое внимание уделено возможностям современного летнего лагеря в социализации подростков.
The article presents the research materials that show the peculiarities of the modern children's health camp as an educational organization, its possibilities in the social development and upbringing of children. The author refers to the historical analyses of the problem of children's social development provided by different kinds of temporary children's institutions and groups from the beginning of the XX century up to the present time. Special attention is paid to the possibilities of modern summer camp in children's socialization.
Ключевые слова: детский отдых, оздоровительный лагерь, воспитательная организация, социализация подростков.
Keywords: children's rest, health camp, educational organization, children's socialization.
Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, и особенно в летний период, является неотъемлемой частью социальной политики государства. Право детей на отдых за-
© Волгунов В. В., 2009
креплено законодательно на федеральном уровне в соответствующих Законах РФ, отражено в президентских программах «Молодежь России» и «Дети России», а также в ряде Федеральных целевых и региональных программ, направленных на улучшение положения детей и подростков в современной России.
Среди субъектов, реализующих законодательно закрепленную политику в отношении отдыха и оздоровления детей, важнейшее место занимают детские оздоровительные лагеря и центры в связи с их особым воспитательным потенциалом в педагогическом управлении развитием личности ребенка в ходе социализации в группе сверстников.
Педагогические проблемы организации отдыха и оздоровления детей тесно связаны с исследованиями, раскрывающими особенности воспитательной системы детского лагеря (К. Н. Волков, О. С. Газман, Г. С. Голиневич, Л. С. Жданова, Л. К. Кленевская, Е. М. Рыбинский, К. Н. Тра-винин). Теоретические основы этих исследований составляют история развития и типологии детских лагерей, теория формирования детских коллективов, теория и методика педагогического руководства временным детским сообществом, реализации различных направлений воспитания в детском лагере (А. В. Мудрик, В. С. Безрукова, В. П. Бедерханова, Б. Я. Гиндис, И. П. Иванов, К. Г. Карагезов, Н. В. Масалова, З. И. Лаврентьева, А. П. Сперанский, С. А. Шмаков, Т. П. Щербакова и др.).
Современное понимание социальной роли организации отдыха и оздоровления детей в лагере связано с дополнительным образованием детей и подростков, направленным на их социальное развитие. В этом и состоит основной социально-педагогический смысл организации отдыха и оздоровления детей в лагере, согласно которому дополнительное образование как одна из функций детского объединения «обеспечивает развитие ребенка во взаимосвязи познавательной, предметно-практической, духовной, художественной деятельности, а также в условиях свободного выбора индивидуальных или групповых форм активности» [1].
Анализ истории отечественной социальной педагогики в контексте развития лагерного движения свидетельствует о существовании в начале XX в. в России двух подходов к организации летнего отдыха и занятости детей, чрезвычайно важных с позиций социального развития современных подростков. Основателями первого подхода были П. Ф. Лесгафт и Ф. Фребель, под руководством которых слушатели курсов создавали летние детские площадки в парках, садах, на пустырях с целью физического и творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов. В основе второго подхода орга-
В. В. Волгуноб. Организация детского отдыха б оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект
низации летнего детского досуга было трудовое направление, представленное С. Т. Шацким и его коллегами в детской летней трудовой колонии «Бодрая жизнь».
В середине XX в. важной составляющей частью системы внешкольных учреждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались как воспитательно-образовательные учреждения, работающие с учетом основных принципов деятельности пионерской организации. Несмотря на определенные недостатки излишней идеологизации и формализации пионерской работы, именно внутри этого детского движения зарождались гуманистические основы организации отдыха и оздоровления детей в летний период. Этому способствовало развитие гуманистической теории и методики внешкольного воспитания в исследованиях И. П. Иванова, М. Б. Коваль, С. А. Шмакова и др.
Анализ педагогических исследований показал, что в этот период особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности молодежи, что отразилось в ее многоас-пектности и появлении различных научных подходов. Основное отличие составляли способы достижения оптимального результата в развитии социальной активности. Они представлены системой внеучебной работы (И. С. Марьенко), комсомольскими поручениями (М. М. Ященко), патриотическими делами (Л. Ф. Спирин) и т. д.
Несомненно, это отразилось на типологии детских лагерей, среди которых помимо унифицированного названия «пионерский» появляются такие модификации, как «туристический лагерь», «комсомольско-молодежный», «трудовой», «лагерь пионерского актива».
Последние полтора десятка лет на исходе XX в. породили немало вопросов теоретического и практического характера, не получивших достаточной проработки до настоящего времени. Особенно остро они отражены в исследованиях, раскрывающих особенности и проблемы:
- личностно-ориентированного образования в детском лагере (В. П. Бедерханова);
- развития временного детского коллектива, его характеристики как субъекта и объекта воспитания (О. С. Газман);
- форм воспитательной работы с детским объединением (Б. В. Куприянов);
- нравственного воспитания подростков в разновозрастном коллективе школьного лагеря труда и отдыха (А. Н. Тубельский);
- культурной среды детского лагеря (Н. Б. Крылова) и др.
Методические аспекты организации различных сторон жизнедеятельности современного детского оздоровительного лагеря представлены в ряде диссертаций, в которых раскрыты:
- организационно-методические основы физического воспитания детей в летнем оздоровительном центре (Т. А. Банникова);
- педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе (К. Н. Волков);
- организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе (Л. С. Леднева);
- возможности проектирования и реализации воспитательной системы детского оздоровительного лагеря (Е. В. Алехина) и др.
Ряд ученых рассматривают современный детский оздоровительный лагерь как своеобразный институт детства, который естественным образом ориентирован на развитие настоящего и будущего общества. «Лагерь, как чрезвычайно эмоциональная среда, способен дать сильные импульсы, важные для будущего в целом, так как показывает детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности» [2]. Это с особой остротой подчеркивает актуальность социально-педагогического аспекта организации летнего отдыха и оздоровления детей с учетом особенностей жизнедеятельности детского лагеря.
С позиций социальной педагогики жизнедеятельность современного детского лагеря как воспитательной организации располагает довольно большими возможностями для того, чтобы ребенок сумел максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое предназначение в жизни, в семье, в обществе. По мнению известных отечественных ученых (О. С. Газман, В. П. Ижицкий, А. Г. Кирпичник, Н. Б. Крылова, Б. В. Куприянов, А. Н. Лутош-кин, Ю. Н. Таран и др.), это обеспечивается созданием особых условий и психологического климата, отличающих детский лагерь от других воспитательных организаций.
Эти отличия позволяют детям усвоить во время отдыха и в иной ситуации взаимодействия принципиально иной социальный и личностный опыт. В частности, сопоставляя лагерь и школу, С. А. Шмаков отмечает, что «...в определенной степени лагерь отдыха есть тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе и каникулярности» [3].
Характеризуя культурную среду лагеря, Н. Б. Крылова признает недостаточным понимание каникул лишь как периода рекреации и как некоторого (второстепенного по назначению) дополнения к базовому образованию, поскольку каникулы - это период значительного расширения практического опыта ребенка, время творческого освоения и осмысления новой информации, формирования новых умений и способнос-
тей, на которые школа не ориентирована. Речь идет о жизненных способностях и умениях, которые составляют основу характера, общения и коммуникации, нравственной направленности личности. Не случайно, по ее мнению, «каникулы» как сфера свободной жизнедеятельности ребенка прямо связана с его интересами, практическим жизненным опытом и трактуется как равная сфере «школа» [4].
Исследователи отмечают, что значение свободного времени усиливается для ребенка по мере его взросления и становится едва ли не основной ценностью в подростковом возрасте. Организация досуга подростков, составляющего часть их свободного времени, имеет особое значение в связи с тем, что
- подростки обладают наибольшим объемом свободного времени;
- для подростков досуг является средством удовлетворения важнейшей возрастной потребности - самовыражения и самоутверждения;
- для подростков характерна мобильность и динамичность структуры досуговых увлечений.
При этом наиболее качественным свободное время ребенка, в том числе и время отдыха, и время саморазвития, становится только тогда, когда «выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте в особой воспитательной среде» [5].
По мнению О. С. Газмана, главную роль в развитии личности школьника в учебное время играет познавательная деятельность, которая занимает ведущее место в структуре учебно-воспитательного процесса. В каникулярный период первенство среди других видов деятельности занимает игра, вступающая во взаимодействие с познанием и осуществляющая тем самым содержательную и временную связь учебной и внеучеб-ной работы [6].
Характеризуя специфику жизнедеятельности детского сообщества в условиях летнего оздоровительного лагеря, исследователи обращают внимание на резкую смену естественного образа жизни детей. При этом имеется в виду, что «летняя смена в лагере - это перемена в образе жизни ребенка и его видах деятельности, новые впечатления и опыт» [7]; «лагерь - это, прежде всего, обновление ребенком своего окружения, стиля собственной жизнедеятельности, а порой и изменение самого себя» [8]. Обеспечивается это посредством организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря как воспитательной организации особого типа, в которой основные сферы - общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт, игра - предоставляют детям новые возможности для общения, сов-
местной деятельности, новые условия для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Социально-педагогический аспект организации детского отдыха и оздоровления в связи с этим обусловлен включенностью детей в различные виды деятельности (культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную, исследовательскую, игровую, трудовую и т. д.), разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности. При этом особое значение имеет тот социальный опыт, который усваивают и воспроизводят дети во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в непосредственном общении с ними, в совместной деятельности.
Особую роль в организации социального опыта ребенка в условиях детского лагеря с позиций теории социального воспитания играет быт, представленный архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, режимом, этикетом, традициями и ритуалами.
С этих позиций эффективность быта детского лагеря как воспитательной организации определяется тем, насколько архитектурно-планировочное решение его помещений предназначено для организации отдыха и оздоровления детей или всего лишь приспособлено для этого; учтены ли функции, выполняемые детским лагерем как воспитательной организацией, особенности возрастного и половозрастного состава отдыхающих, климатические условия местности, этнические традиции; адекватны ли имеющиеся помещения типу и функциям лагеря; предусмотрены ли возможности вариативного использования помещений и т. д. [9]
Большое значение в социально-педагогическом аспекте организации отдыха и оздоровления детей имеет предметно-пространственная среда помещений, в связи с тем что наличие или отсутствие дифференцированности территорий, учет возрастных и иных особенностей воспитанников, мера благоустроенности и технической оснащенности используемых помещений способствуют тренировке различных навыков и опыта оперативного планирования.
Не менее важным в освоении социального опыта детьми в период организованного отдыха является адекватное использование уклада жизни детского лагеря как одного из существенных компонентов его быта. Во многом он определяется временным режимом функционирования детского лагеря как воспитательной организации, т. е. распорядком дня. Распорядок дня предусматривает определенную продолжительность и чере-
С. А. Шемшурина. Принципы организации опытно-экспериментальной работы.
дование различных занятий, сна и отдыха, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Это способствует выработке весьма значимых в социальном плане качеств - организованности, дисциплинированности; обеспечивает определенную стабильность, спокойствие, защищенность как детей, так и сотрудников.
Важным элементом быта лагеря является этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений. В детском лагере этикет включает в себя нормы обращения всех участников воспитательного процесса друг с другом, общие правила дисциплины, правила внутреннего распорядка, правила соблюдения и поддержания чистоты и порядка, правила разрешения конфликтов и т. д.
Некоторые традиции, сложившиеся в процессе жизнедеятельности детского лагеря, также становятся элементами его быта. По мнению А. В. Муд-рика, для традиции характерны «бережное отношения к сложившемуся ранее укладу жизни в лагере, внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению» [10]. Практически каждый лагерь наряду с общими имеет собственные традиции, которые трепетно хранит и передает из смены в смену не одно поколение детей и вожатых.
Таким образом, социально-педагогический аспект организации отдыха и оздоровления детей в современном лагере заключается в его возможностях создать относительно благоприятные условия для усвоения детьми позитивного социального опыта, позволяющего им познать себя, найти свое место среди сверстников и взрослых, осознать и реализовать свои таланты и способности, найти признание окружающих, убедиться в их адекватной оценке достигнутого.
Примечания
1. Юриков А. А. Роль общения в развитии детей в лагере // Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. С. 73.
2. Шмаков С. А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. 2000. № 4-5. С. 71.
3. Шмаков С. Педагогическое табу, или Чего нельзя делать вожатым и воспитателям // Проблемы школьного воспитания. 2000. № 2. С. 40.
4. Крылова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование. 2000. № 4-5. С. 25-33.
5. Волгунов В. А., Зайкин М. И. Воспитательная среда детского оздоровительного лагеря: модель, принципы и условия формирования. Н. Новгород: «Растр-НН», 2005. С. 59.
6. Газман О. С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. Вып. № 6. М.: Инноватор, 1996. С. 10-38.
7. Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. Ярославль: Изд. дом «Медиум-пресс», 2000. С. 12.
8. «Орленок». Книга вожатого / М. Бавыкина, Л.Бучкова, О. Винокурова и др. М.: «Собеседник», 2005. С. 8.
9. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 200 с.
10. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. о-во России, 2001. С. 211.
УДК 374
С. А. Шемшурина
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье систематизированы и раскрыты педагогические принципы, необходимые для успешного осуществления опытно-экспериментальной работы по формированию краеведческой компетенции подростков в учреждениях дополнительного образования. Материал может быть полезен для преподавателей высших и средних учебных заведений, учителей, педагогов детско-юношеских объединений, студентов высших учебных заведений.
The article reveals pedagogical principles necessary for successful realization of experimental work on forming local lore competence of teenagers in out-of-school institutions. The materials of the article may be useful for the staff and the students of higher educational institutions, colleges and local lore clubs, for school teachers.
Ключевые слова: принцип, формирование, краеведческая компетенция, подросток.
Keywords: principle, formation, local lore competence, teenager.
Глубокое изучение сущности педагогических явлений предполагает проведение опытно-экспериментальной работы. Экспериментом (от лат. experimentum - «проба», «испытание») в науке называется искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. При эксперименте, как отмечает М. Н. Скаткин, исследователь активно вмешивается в обычный ход педагогического процесса. Создавая или видоизменяя условия в соответствии с заранее намеченной целью, он вызывает или изменяет само изучаемое явление и благодаря этому обнаруживает наличие или отсутствие предполагаемой связи между условиями и явлениями [1]. Н. М. Борытко трактует эксперимент как эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и про-
© Шемшурина С. А., 2009