УДК 379.835(470.5)
ББК 4420.058.582(235.55) ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Коротаева Евгения Владиславовна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИКА УРАЛЬСКИХ КАНИКУЛ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детские оздоровительные лагеря; летние каникулы; детский отдых; организация досуга; детские лагеря.
АННОТАЦИЯ. Современные тенденции модернизации отечественного образования побуждают к поиску и апробации новаторских психологических, педагогических, культурных, социальных и других подходов в воспитании и обучении. Таковой сегодня становится и каникулярная педагогика. Не случайно в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы среди значимых результатов говорится о том, что должны быть «разработаны и внедрены во всех регионах современные модели организации отдыха и оздоровления детей, дополнительного образования детей в каникулярный период». В данной статье представлен краткий обзор создания пионерских лагерей на Урале, напрямую связанный с историей пионерского лета в масштабах всей страны. Кроме того, описаны современные традиции и новации организации летнего каникулярного времени для детей и подростков на территории Свердловской области, приводятся статистические данные, касающиеся предпочитаемых форм летнего отдыха и т. д. Особое внимание уделено таким составляющим, как забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения; приводятся некоторые подходы в организации жизнедеятельности детей с учетом развития их коммуникативной компетентности в условиях пребывания во временном детском коллективе и т. д. В качестве итога определены характеристики, описывающие специфику пребывания ребенка в загородном оздоровительном лагере: смена образа жизни, предполагающая отличающиеся от привычных нормы проживания, динамичность жизнедеятельности (плотность событий в достаточно краткий временной отрезок, влияние природы как оздоровительного фактора), интенсивность коммуникации (продолжительность общения в течение всего периода активного времени суток), эмоционально насыщенный фон (своеобразие кратковременного детского коллектива, связанное с непредсказуемостью состава, вариативностью ожиданий от отдыха), постижение ценностных аспектов досуга и отдыха (добровольность участия в событиях лагеря, готовность согласовывать свои мотивы с мотивами окружающих людей и т. д.).
Korotayeva Evgenia Vladislavovna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PEDAGOGY AND SUMMER HOLIDAYS IN THE URALS: PAST AND PRESENT
KEYWORDS: camps for children; summer holidays; children's rest; holidaymaking; camps for children.
ABSTRACT. Contemporary tendencies connected with modernization of Russian education stimulate the search for and experimental verification of new psychological, pedagogical, cultural, social and other approaches to teaching. Pedagogy of summer holidays is the area that needs careful study. Federal Program for education development in 2016-2020 states that "it is necessary to work out and implement new models of summer rest and health improvement of children in additional educational establishments during holidays". This paper gives a brief overview of the process of establishment of Pioneer camps in the Urals and analyzes their role in the Pioneer movement of the country. Besides, the paper describes modern trends and innovations in planning summer holidays for children and teenagers in Sverdlovsk Region. There is statistics that lists the most popular ways to spend summer holidays. Special attention is paid to physical and mental health of children; ways of summer holidays organization with regard to communicative competence development during summer holidays, etc. The conclusion is made about characteristics and specific features of the stay in summer camp; the change of daily routine, participation in dynamic activities (a lot of events in the short period of time, nature as health improving factor), active communication (communication lasts all day long), emotionally rich background (the features of the children's group that is made for a short period, unpredictability of the members of the group and different expectations of rest), understanding of values of rest and holidays (voluntary participation in camp events, readiness to conform one's own motives with those of the other members of the group).
1 удущее любого государства опреде- но подрастающее поколение обеспечивает
Шляется прошлым и настоящим. непрерывность, преемственность и поступа-
А настоящее - это то, что сегодня заклады- тельное изменение любого общества. Сле-
вается в наших детях. Не случайно полити- довательно, та нация, которая выиграла
ки, общественные деятели, социологи, пе- битву за своих детей, выиграла и шансы на
дагоги и др. не устают повторять, что имен- свое прогрессивное развитие.
Бл
© Коротаева Е. В., 2017
Именно в детском возрасте закладываются базовые, терминальные приоритеты: мировоззрение в целом, нравственные устои, отношение к своей стране, физическая и психологическая готовность встать на ее защиту, способность к счастливой и продуктивной жизни не только «здесь и сейчас», но и «завтра-послезавтра». В федеральном законе «Об Образовании в РФ» [15], в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» [15] подчеркивается значимость воспитания нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите родины.
В период каникулярного времени эти установки становятся особо актуальными, так как в это время большинство образовательных организаций (школы, детские сады и др.) перестают осуществлять целенаправленную образовательную деятельность, снижая тем самым интенсивность процесса обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Отсюда повышается необходимость оптимально для личности и общества наполнить сферу каникулярного времени.
Это осознавалось государственными деятелями прошлого. Так, педагоги и общественные деятели постреволюционной эпохи: П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. Н. Сорока-Росинский и др. -понимали, что будущее Страны Советов - за подростками и юношеством, которых необходимо было взрастить именно как будущих строителей социализма.
Поэтому летом 1922 г. ЦК РКСМ было разослано письмо о детском движении, где говорилось о необходимости повседневного обучения трудовым навыкам детей, воспитания у них характера, воли, усвоения практических общеобразовательных сведений и общественных навыков (через просвещение - посещение клубов, библиотек и пр.), а также оговаривалась важность физического развития детей. Это движение стало альтернативой популярному в то время скаутингу. К середине 20-х гг. прошлого века в пионерском движении постепенно нивелировались атрибуты скаутов, однако сохранялась сама идея организация жизни в летнем лагере, а также девиз «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов», хотя последние стали наполняться иным, идейно-воспитательным смыслом.
В те годы начали создаваться самостийные лагеря для пионеров, организованные на один летний сезон. З. П. Соловьев, организатор лагеря «Артек», считал, что в лагере для детей нужно избегать двух край-
ностей: «госпитализма» (связанного с гипертрофированной заботой о здоровье детей) и «индейщины», которая была характерна для скаутских и первых советских пионерских лагерей начала 1920-х гг. И во многом он был прав. З. П. Соловьев критически оценивал опыты педагогов-экспериментаторов, которые «заставляли малышей-пионеров часами и днями копаться в земле, сооружая земляные "кухни" и "столовые", воздвигать шалаши из веток и травы с тем, чтобы эти сооружения стали жертвой первого дождя, варить заведомо несъедобную кашу, бесцельно дежурить "на часах", целыми ночами мерзнуть в шалаше» [6].
Со временем оформлялось представление об устройстве самого лагеря для пионеров. Стоит отметить, что к вопросам наполнения жизнедеятельности детей в пионерских лагерях относились достаточно серьезно. В 20-30-е годы прошлого века пионерские лагеря организовывались как форма классовой закалки, а также пролетарской помощи города селу. Дети из пионерских лагерей устраивали пикеты у сельских храмов, проводили тематические костры и сборы, беседы на актуальные темы: героика прошлого и настоящего Страны Советов, война с Финляндией, достижения советских летчиков, завоевание Северного полюса, открытия в области науки и техники и т. д. Пионеры должны были оказывать помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей.
Очевидно, что описанное выше имело место и в пионерских лагерях, организуемых на Урале. Следует при этом учесть, что климат Урала заметно отличался от южных краев более суровыми природными условиями. Но и здесь тоже создавались летние пионерские лагеря. Чаще всего они представляли собой небольшую огороженную территорию на природе с минимумом удобств и палатками.
Так, с 1927 г. начал свою работу пионерский лагерь на «Соколе», работало три «очереди» (смены), в которых отдохнуло более 400 детей (Лысьва).
А трестом «Союзасбест» в начале 30-х гг. было принято решение о создании на берегу реки Пышмы летнего лагеря отдыха для детей рабочих. Название лагеря «Заря» символизировало начало новой эры в истории человеческой цивилизации (до сих пор в этом лагере оздоравливаются дети сотрудников градообразующего предприятия - комбината «Ураласбест»).
Некоторые лагеря не имели таких звучных названий. Вот, например, как описывает пионерский лагерь поселка Кын один из пионеров того времени А. Карякин [8, с. 12]: «В лагере поселка Кын я отдыхал
дважды, в 1935 и 1936 годах. Жизнь для нас была интересной: проводились военные игры, эстафеты, экскурсии на утесы по р. Чусовой. Линейка проходила на небольшой площадке, но видно было всех - 8 отрядов по 20 человек. Все мероприятия проходили под звуки детского духового оркестра. Запомнился стрелковый кружок». Последняя фраза достаточно примечательна. С конца 30-х гг. ведущей идеей воспитательной работы в лагере стала идея подготовки к защите родины.
Информации о следующем, военном, десятилетии в истории пионерских лагерей очень мало. Однако имеются упоминания о сохранении таких форм организации детей. «Артек» был эвакуирован на Алтай (Бело-куриха). Даже в блокадном Ленинграде в 1943 г. приняли решение вывезти на лето в пионерские лагеря, дачи и военные лагеря для школьников 55 тысяч детей и подростков, воспитанников детских домов, домов малюток и детских яслей.
В годы Великой Отечественной войны в пионерские лагеря на Урале отправляли прежде всего детей тех, кто ушел на фронт (гг. Свердловск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Талица, Красноуральск, Серов, Ирбит и др.). Пионеров привлекали к помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, организации концертов в госпиталях, сбору растущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолетов.
В послевоенное время пионерские лагеря стали основной формой отдыха и оздоровления детей, хотя не все учреждения подобного типа были достаточно материально обеспечены: это зависело от экономической составляющей того промышленного предприятия, завода, фабрики, на базе которого и осуществлялось финансирование этих лагерей.
К задачам воспитательной работы в пионерских детских лагерях послевоенного периода относились очень серьезно: привитие любви и верности к родине и делу партии, усиление трудового воспитания, сосредоточенного на активизации инициативы и самодеятельности детей, привлечение воспитанников к общественно полезной работе, приучение их к самообслуживанию и т. д. Для этого проводились отрядные сборы на тему «Наша Отчизна», «Как должны вести себя пионеры» и т. д., организовывались встречи с героями войны, участниками боевых действий, чтение политинформации, устраивались показы фильмов с идейным содержанием («Чапаев», «Тимур и его команда» и др.), военизированные игры («Зарница», «Синие и Красные») и т. п.
В 1950-1960-е гг. количество пионерских лагерей продолжало расти, укрепля-
лась их материальная база, более стабильным становился распорядок смен.
Характерной особенностью того времени являлась «руководящая роль коммунистической партии» во всех областях жизни страны. Это четко прослеживалось и в регламентации жизнедеятельности пионерских лагерей. Сформировались единые требования к пребыванию детей в каникулярное время. Так, в методическом руководстве «Пионерское лето. Организация работы в пионерском лагере» (1956) достаточно однозначно прописываются общие установки, а также конкретные указания по обустройству быта и жизни пионеров, вожатых, воспитателей: «Организуя в лагере чтение книг, беседы у костра, политинформации, пионерские вожатые и педагоги знакомят пионеров с нашей великой социалис-тической Родиной, с деятельностью Коммунистической партии, с героическим прошлым советского народа, его борьбой и успехами в строительстве коммунистического общества, с развитием и укреплением дружбы между народами СССР и их борьбой за мир во всем мире»
Выполняя задачу идейно-политического воспитания, в одном из пионерских лагерей области (под г. Алапаевском) за лето провели 195 бесед (!) с детьми, включая политинформации, дискуссии о коллективе и коллективизме, встречи с активистами и т. д. Сегодня очевидно, что чрезмерность часто вредит делу, оказывая сильное воздействие на сознание подрастающего поколения. Но именно воздействие было основным понятием, описывающим в педагогических словарях такие значимые категории, как «воспитание», «обучение». Избыточная заорганизованность, доминирующая идео-логизированность во многом дискредитировали саму идею отдыха детей в летнее время.
В связи с этим исследователи отмечают, что период 1960-1980-х гг. отмечен созданием альтернативных форм, самоорганизацией самобытных лагерных детских организаций как разновидностей пионерских отрядов, ориентированных на развитие личности ребенка, на создание условий для развивающего досуга. В эти годы, как отмечает Н. А. Курчанова [9, с. 511], стали возникать авторские клубы и летние лагеря энтузиастов каникулярной педагогики -«Искатель» Е. Волкова (г. Тула), «Каравелла» Вл. Крапивина (г. Свердловск), «Сине-гория» О. Газмана (г. Новосибирск), лагерь им. К. Заслонова, С. Шмакова (г. Новосибирск) и др.
Отряд «Каравелла» был организован в 1961 г. Вл. Крапивиным (в то время литсо-трудник журнала «Уральский следопыт»).
Он руководил «Каравеллой» более тридцати лет. За это время шумная дворовая компания переросла в организованный пионерский отряд. В. П. Крапивин придумывал ребятне настоящие дела: строить настоящие яхты и ходить под парусами, осваивать морские навыки, фехтовать на рапирах, снимать фильмы на ручную кинокамеру, писать заметки для свердловских и московских газет и журналов. Через несколько лет появился официальный пресс-центр, объединивший «Каравеллу» и главный журнал для детей того времени «Пионер». Отряд, которому уже более полувека, и сегодня продолжает привлекать в свои ряды мальчишек и девчонок [3].
Период перестройки (90-е гг. прошлого века) оказался кризисным для системы дополнительного образования, к которой относились и пионерские лагеря. Шли значительные изменения в формах собственности, в том числе и промышленных предприятий - «шефов» пионерских лагерей, сокращались внешкольные учреждения, клубные объединения. В ряде областей детские оздоровительные лагеря практически перестали существовать, одни закрылись как нерентабельные, другие изменили профиль деятельности - с детской аудитории на взрослую, третьи стали «автономными», т. е. негосударственными и т. д.
Закончилась целая эпоха, связанная с пионерским летом. Да, собственно, пионерские лагеря сегодня живут в основном в памяти бывших пионеров, на фотографиях, в методичках прошлых лет и на странице Ви-кипедии: «Пионерский лагерь (п/л) - воспитательно-оздоровительное учреждение в СССР, предназначенное для пионеров Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина и школьников (от 7 до 15 лет) и организуемое на время школьных каникул профсоюзными, комсомольскими, хозяйственными организациями, колхозами, совхозами, органами народного образования, здравоохранения, комитетами по физической культуре и спорту и так далее...
После распада СССР пионерские лагеря стали именоваться «детский оздоровительный лагерь» (ДОЛ), «детский центр» (ДЦ), «детский оздоровительный центр» (ДОЦ)».
Но в XXI в. в бывших пионерских лагерях поменялось не только название, но и во многом сама философия летних каникул, отношение к ребенку, подростку, методика работы с ним и т. д.
Сегодня вопросы организации летнего отдыха детей согласно ст. 12 «Защита прав детей на отдых и оздоровление» Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» находятся в ведении регионов.
Обратимся к тому, каким образом организуется оздоровительная кампания для детей и подростков в летнее время на территории Свердловской области.
На нормативном уровне разработана «Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 г.» [11], где обозначены основные принципы деятельности в данной сфере:
1) соблюдение прав ребенка на отдых и досуг;
2) обеспечение оздоровления всех категорий детей, обеспечение развивающего досуга и отдыха детей;
3) ответственность организаторов массовых досуговых мероприятий за сохранение жизни и здоровья детей, участвующих в мероприятиях;
4) доступность различных форм отдыха и оздоровления;
5) межведомственное взаимодействие организации отдыха и оздоровления детей и т. д.
Как показывают аналитические отчеты [10], наиболее популярными на территории Свердловской области являются лагеря с дневным пребыванием детей, количество которых растет год от года. Такая популярность объясняется удобством данного вида времяпровождения для родителей: ребенок днем, в рабочее время, находится под присмотром, чаще всего в привычных условиях, поскольку в большинстве своем такие лагеря организуются на базе общеобразовательных школ; он не сидит целый день за компьютером, вовремя питается, общается со сверстниками и взрослыми, не входящими в «зону риска» и пр.
Помимо того, детьми и подростками любимы детские (загородные) оздоровительные лагеря. Статистические данные свидетельствуют, что эта форма отдыха привлекает прежде всего подростков 11-15 лет (16 % от общего числа обучающихся этого возраста). За одну смену загородные оздоровительные лагеря Свердловской области принимают более 15 000 детей [10]. Так, загородный лагерь «Заря», физкультурно-оздоровительный комплекс «Гага-ринский» принимают более шестисот детей и подростков за одну смену, загородный лагерь «Самоцветы» - более пятисот.
Педагоги и психологи подчеркивают, что в них ребенок может сменить привычную обстановку, освоить новое социальное и психологическое пространство, почувствовать себя самостоятельным, что важно для дальнейшей социализации. Нахождение на свежем воздухе благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает избавиться от состояния учебного
напряжения в активных играх и занятиях спортом.
Само название загородных лагерей включает определение «оздоровительные», что устанавливает важнейший приоритет в организации летнего отдыха детей.
Это особо значимо для территории Свердловской области. Специалистами Управления Роспотребнадзора было проанализировано состояние здоровья юных свердловчан и установлено, что в 2015 г. сохранялась тенденция к росту уровня острой заболеваемости детей и подростков в школах (на 8,5 %). Поэтому оздоровительная направленность в детских лагерях очень важна. Идея здоровьесбережения обозначена практически во всех программах ДОЛ Свердловской области: создание системы мер, направленных на охрану, сбережение и укрепление здоровья детей и подростков с учетом особых характеристик образовательной среды детского лагеря («Прометей», «Звездный», «Искорка», «Зеленый бор», «Ельничный», «Факел», «Лесная сказка», «Зеленый мыс», «Чайка» и др.).
Ребят знакомят с основами здорового образа жизни, рассказывают о том, как важны для растущего организма режим дня, закаливание, осанка, правильное питание; попутно приобщают к информации о спорте, истории видов спорта, спортивных разрядах, основах спортивного и неспортивного поведения на соревнованиях. Ежедневная зарядка, обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня, водные процедуры, прием кислородных коктейлей, День здоровья, консультации со специалистами и врачами, отрядные диспуты «Наркотикам - нет!», игра для малышей «Путешествие в страну Витаминия» и многое другое помогают не только заложить, но и закрепить основы здорового образа жизни у детей и подростков.
В загородных лагерях Свердловской области представлены не только актовые мероприятия, но и целые смены спортивно-оздоровительной направленности. Такие смены проводятся в загородных лагерях городов Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Верхней Салды, Тугулыма, Алапаевска, Но-воуральска и др.
Всем известна пословица «В здоровом теле - здоровый дух». А с конца ХХ в. целенаправленно заговорили о том, что физическое и психическое здоровье детей нераздельно связаны между собой. Психически здорового человека определяют прежде всего как человека веселого и жизнерадостного, спонтанного и творческого, открытого и познающего окружающий мир и себя не только разумом, но и интуицией и чувства-
ми. В основе такого отношения к себе и окружающему миру лежит гармония.
Поэтому в деятельность современного лагеря включены самые разнообразные направления работы: оздоровительная, физкультурно-массовая, культурно-
досуговая, туристско-краеведческая, информационно-коммуникативная, экологическая, трудовая, общественно значимая, культурно-познавательная, общественно полезная, коллективная творческая и т. д.
Не случайно, если в начале-середине прошлого века (по типологии Д. А. Гусева, В. Н. Белова [2, с. 33]) основная жизнедеятельность детского лагеря обозначалась как «оздоровительно-воспитательная», а с середины до 1990-х гг. - «оздоровительно-воспитательно-образовательная», то современное содержательное и формообразующее многообразие направлений можно смело определять как «полифункциональное». В последнем определении сфокусирована, собственно, вся идеология организованного летнего отдыха детей: создать условия не просто для пассивного досуга и общего оздоровления, но для осознания и реализации потребности отдыхать с пользой для себя и социума. И все эти направления в различных форматах обнаруживаются в дневных и загородных лагерях Свердловской области.
Проблема формирования психического здоровья, эмоциональной устойчивости, социальной закалки детей связана как с познанием окружающего мира - его правил, закономерностей, установок, - так и осмыслением себя в этом мире - своего отношения к миру, к людям, населяющим этот мир, к самому себе как части мира и как части сообщества людей... Таким вечным, философским и в то же время исключительно актуальным, личностно значимым феноменом для детей и подростков является сфера коммуникации, общения, контактов с окружающими их людьми.
Известно, что на разных этапах развития человека ведущим видом деятельности становится то игра, то учение, то труд. А для младших и старших подростков это, конечно же, общение со сверстниками. При этом заметим, что мы учим наших детей учиться, помогаем им играть, особенно на ранних этапах, приучаем к труду... Но общению -как важнейшему виду деятельности - практически не учим. Делаем замечания, даем общие советы, установки, часто пытаемся ограничить контакты, даже запрещать. Но не учим. И получается, что в сфере построения отношений со сверстниками, со старшим и младшим поколениями наши дети оказываются предоставленными самим себе.
Сегодня этой проблеме стали уделять самое серьезное внимание и в детских оздоровительных лагерях. Ситуация кратковременного пребывания в новом детском сообществе во многом сама способствует тому. Можно забыть о привычной роли ученика, можно по-новому выстроить отношения с окружающими людьми, затронуть темы: «Какой я?», «Каким я кажусь другим?», «Каким я хочу быть?», «Какие мы?» и пр., -которые казались не столь актуальными в учебном году. Тогда и реализуется главная потребность этого возрастного периода -найти и понять свое место в обществе, осознать свою самость, свою значимость, предъявить ее окружающим и получить адекватный ответ на данный социальный запрос.
В соответствии с этим работа по развитию общения, коммуникации в лагерях идет в двух направлениях: формирование временного детского коллектива и создание условий для индивидуального самопознания, самопринятия и самосовершенствования.
Работа по сплочению детского коллектива воспитанников - а это очень важно для детей, оторванных от дома, привычных условий, родителей и пр. - включает отрядные огоньки «Будем знакомы!», коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись», ситуации для выявления лидеров «Веревочка», «Карабас», для сплочения коллектива «Паровозик», «Кораблекрушение», «Казаки-разбойники», «Город мастеров», «Мы -команда», «Познай себя» и др., вечерние отрядные «свечки», на которых подводятся итоги дня, обсуждаются возникшие непростые ситуации в отношениях детей, выстраивается перспектива на будущее... Такие мероприятия способствуют формированию чувства команды, ответственности за общее дело, стремления к победе, стремления к взаимопомощи и взаимовыручке.
Включение детей в непосредственную жизнедеятельность лагеря не только в качестве участников-исполнителей, но и в качестве организаторов раскрывает способности и задатки детей, формирует у них такие качества, как интерес к различным видам социальной жизни, активная созидательная позиция, само- и взаимоответственность, помогает осмыслить жизненные ценности и т. д.
Как естественное продолжение этого социально ориентированного направления для старших подростков реализуются программы «Профсоюз», «Лидер» и другие.
Нельзя не упомянуть и о летней научной школе Свердловской области для интеллектуально одаренных старшеклассников «ТехноЛидер», реализуемой в формате
комплексной программы «Уральская инженерная школа». С подростками 14-17 лет проводят лекции и мастер-классы, знакомя их с тем, как нужно добиваться успеха в жизни, развивают их научно-техническое творчество через специальные «детские проекты», организуют социально-психологические тренинги и проводят профессиональное ориентирование. Не случайно главный девиз школы «ТехноЛидер»: «Твори! Учись! Действуй!».
Такой подход к организации жизни детей в летнем лагере во многом меняет само представление о летнем отдыхе. Что бы ни говорилось, ни писалось по поводу пионерских и детских оздоровительных лагерей, сегодня главным является то, что это - территория Детства. Территория особая, в которой пространство и время проживания совсем не похожи на привычную жизнь в течение всего остального года. Формулируя основные отличия и характеристики пребывания ребенка в летнем оздоровительном лагере, стоит отметить следующее:
- смена образа жизни - иные нормы проживания, круг общения, содержательная наполняемость деятельности, досуга и т. д.;
- динамичность жизнедеятельности -плотность событий в достаточно краткий временной отрезок, разнообразие видов деятельности для самореализации, преобладание соревновательной направленности, креативная атмосфера и пр.;
- влияние природных факторов -оздоровительный потенциал природно-климатических факторов, их эстетическая привлекательность, возможность непосредственного контакта с растительным и животным миром и др.;
- интенсивность коммуникации -продолжительность общения весь период активного времени суток, новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, общая ответственность, планирование деятельности и т. п.;
- эмоционально насыщенный фон -своеобразие кратковременного детского коллектива, связанное с непредсказуемостью состава, вариативностью ожиданий от отдыха, необходимостью принятия и включения в новый образ жизни и др.;
- постижение ценностных аспектов досуга и отдыха - новые, активные и созерцательные, формы времяпровождения, интерес к познанию нового, добровольность участия в событиях лагеря, готовность соподчинять свои мотивы с мотивами окружающих людей и т. д. [8, с. 3].
Осознавая многоаспектность полноценного летнего отдыха, необходимо отметить, что предстоит еще много сделать для того, чтобы детский отдых летом стал для
каждого ребенка позитивно ожидаемым, запоминающимся, значимым событием в жизни.
Направления модернизации отечественного образования побуждают к поиску и апробации новаторских психологических, педагогических, культурных, социальных и других подходов в воспитании и обучении. Таковой сегодня становится и сфера занятости детей и подростков в период летних и зимних каникул.
Не случайно в «Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 гг.» среди значимых результатов говорится о том, что должны быть «разработаны и внедрены во всех регионах современные модели организации отдыха и
оздоровления детей, дополнительного образования детей в каникулярный период» [12]. И в «Концепции развития дополнительного образования детей» подчеркивается, что совместные усилия Минобрнауки России, Минкультуры России и Минспорта России должны привести к тому, что работа с детьми «может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» [7]. Эти направления, очевидно, являются ориентирами развития каникулярной педагогики в целом, в том числе и на территории нашей Свердловской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волгунов В. А. Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря // Человек и образование. - 2010. - № 4. - С. 82-87.
2. Гусев Д. А., Белов В. Н. Производственная практика (педагогическая практика в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей) : учеб.-метод. пособие. - Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2013. - 80 с.
3. Детский клуб «Каравелла» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stadbooks.net/6i7864/istoriya/detskiy_klub_karavella.
4. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» (15.07.2013 № 78-ОЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453i28797.
5. Здоровье ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.kindereducation.com/zdorov-psycholog.html.
6. Как появился пионерский лагерь Артек? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //pantikapei.ru/kak-poyavilsya-pionerskij-lager-artek.html.
7. Концепция развития дополнительного образования детей : Распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/20i4/09/08/obrazovanie-site-dok.html.
8. Коротаева Е. В. Летняя оздоровительная кампания в Свердловской области: от традиций к современной системе. - Екатеринбург : Новый стандарт, 2016. - 103 с.
9. Курчанова Н. А. Становление и развитие теории и практики воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря: опыт историко-педагогического прогресса // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Естественные и технические науки. - 2006. - № 4. - С. 510-512.
10. О докладе «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области» по итогам 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/85924372/98787390/.
11. О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 г. : Постановление Правительства Свердловской области от 21 дек. 2012 г. № 1484-ПП [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412301292.
12. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы : Постановление Правительства РФ от от 23 мая 2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420276588.
13. Поваляева М. Н. Детские лагеря как институт воспитания // Народное образование. - 2012. -№ 3. - С. 30-37.
14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Омега-Л., 2014. - 134 с.
REFERENCES
1. Volgunov V. A. Sotsializiruyushchaya sreda zagorodnogo detskogo ozdorovitel'nogo lagerya // Chelovek i obrazovanie. - 2010. - № 4. - S. 82-87.
2. Gusev D. A., Belov V. N. Proizvodstvennaya praktika (pedagogicheskaya praktika v zagorodnykh ozdo-rovitel'nykh lageryakh i lageryakh s dnevnym prebyvaniem detey) : ucheb.-metod. posobie. - Arzamas : Arza-masskiy filial NNGU, 2013. - 80 s.
3. Detskiy klub «Karavella» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://studbooks.net/617864/istoriya/detskiy_klub_karavella.
4. Zakon Sverdlovskoy oblasti «Ob obrazovanii v Sverdlovskoy oblasti» (15.07.2013 № 78-OZ) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/ document/453128797.
5. Zdorov'e rebenka [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kindereducation.com/zdorov-psycholog.html.
6. Kak poyavilsya pionerskiy lager' Artek? [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //pantikapei.ru/kak-poyavilsya-pionerskij-lager-artek.html.
7. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey : Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 4 sent. 2014 g. № 1726-r g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/20i4/09/08/obrazovanie-site-dok.html.
8. Korotaeva E. V. Letnyaya ozdorovitel'naya kampaniya v Sverdlovskoy oblasti: ot traditsiy k sovremennoy sisteme. - Ekaterinburg : Novyy standart, 2016. - 103 s.
9. Kurchanova N. A. Stanovlenie i razvitie teorii i praktiki vospitaniya v usloviyakh detskogo ozdo-rovitel'nogo lagerya: opyt istoriko-pedagogicheskogo progressa // Vestnik Tambovskogo un-ta. Seriya: Es-testvennye i tekhnicheskie nauki. - 2006. - № 4. - S. 510-512.
10. O doklade «Ob organizatsii i obespechenii otdykha i ozdorovleniya detey v Sverdlovskoy oblasti» po ito-gam 2015 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.pravo.ru/document/view/85924372/98787390/.
11. O Kontseptsii razvitiya otdykha i ozdorovleniya detey v Sverdlovskoy oblasti do 2020 g. : Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 21 dek. 2012 g. № 1484-PP [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/412301292.
12. O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody : Postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot ot 23 maya 2015 g. № 497 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/420276588.
13. Povalyaeva M. N. Detskie lagerya kak institut vospitaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2012. - № 3. -S. 30-37.
14. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : rasporyazhenie pravi-tel'stva RF ot 29 maya 2015 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». - M. : Omega-L., 2014. - 134 s.