Научная статья на тему 'Уральские каникулы: вопросы теории и практики'

Уральские каникулы: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНИКУЛЯРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ / ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / PEDAGOGY OF HOLIDAYS / HEALTH IMPROVEMENT CAMPS FOR CHILDREN / CAMPS FOR CHILDREN / CHILDREN'S REST / ORGANIZATION OF LEISURE TIME / WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна

Каникулярная педагогика как особая область теории и практики обладает богатым опытом культурной, оздоровительной и др. деятельности, но динамично меняющаяся социокультурная ситуация ставит новые задачи, побуждает к обновлению педагогических ресурсов, соответствующих социальным, техническим и иным запросам XXI века. В ответ на эти вызовы времени в Екатеринбурге с 4 по 7 апреля 2017 года был проведен Второй межрегиональный Форум руководителей и педагогов организаций отдыха и оздоровления детей «Россыпи уральских каникул», организованный при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Департамента по Молодежной политике Свердловской области, ГБУ Центр «Юность Урала», ГАУДО СО «Дворец молодежи». К задачам форума были отнесены осмысление проблем воспитания детей и подростков в каникулярный период, обобщение опыта работы в сфере организации отдыха и оздоровления детей; обоснование и систематизация теоретических и практических подходов в программном обеспечении каникулярного периода, в научно-методическом сопровождении детей в таких значимых для воспитания детей областях, как здоровье, познание, отдых; прогнозирование тенденций развития области первичной социализации (прежде всего в каникулярное время) для детей на территории Свердловской области и в других регионах. Как показывает теория и практика, каникулярная педагогика сегодня становится специфическим ресурсом для реализации идей доступности, непрерывности, инновационности образования детей и подростков. Форум «Россыпи уральских каникул» показал, с одной стороны, наработанный в этой сфере опыт деятельности, а с другой обозначил актуальные направления для дальнейшего развития такой социально значимой отрасли, как оздоровление, организация досуговой и трудовой занятости детей и подростков в каникулярный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VACATIONS IN THE URALS: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Vacations pedagogy as a special field of theory and practice has a rich experience of cultural, health-preserving and other activity, but the dynamically changing socio-cultural environment sets new challenges and stimulates to renovation of pedagogical recourses matching social, technical and other demands of the 21st century. In accordance with these challenges, a Forum of leaders and pedagogues of rehabilitation centers of kids “Riches of the Urals Vacations” was held under the supervision of the Ministry of General and Special Education of Sverdlovsk Oblast, State Pedagogical University, the Department for Youth Policy of Sverdlovsk Oblast, the State Budgetary Institution “The Youth of the Urals”, “and Youth Palace”. The Forum targeted at the issues of conceptualization of the education of kids and teenagers during vacations, of generalization of the practical experience in the sphere of children’s health; generalization and systematization of theoretical and practical approaches in soft-ware backup of the vacation period, in scientific-methodological support for children in such significant spheres as health, cognition, leisure; prediction of the development trends in the sphere of primary socialization (first of all during vacations) of children of the Sverdlovsk Oblast and other regions. Theory and practice show that vacations pedagogy is becoming a specific resource for the realization of the ideas of accessibility, continuity and innovation of education of children and teenagers. The Forum “Riches of the Urals Vacations” showed, on the one hand, the experience obtained in our experiment, and, on the other hand, it outlined important avenues of further development of so socially significant branches of health-improving, organization of leisure and labor activity of children and teenagers during vacations.

Текст научной работы на тему «Уральские каникулы: вопросы теории и практики»

ПЕДАГОГИКА УРАЛЬСКИХ КАНИКУЛ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

УДК 379.835(470.5)

ББК 4420.058.582(235.55) ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01

Коротаева Евгения Владиславовна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: e.v.korotaeva@yandex.ru

УРАЛЬСКИЕ КАНИКУЛЫ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: каникулярная педагогика; детские оздоровительные лагеря; детские лагеря; детский отдых; организация досуга; трудовая занятость.

АННОТАЦИЯ. Каникулярная педагогика как особая область теории и практики обладает богатым опытом культурной, оздоровительной и др. деятельности, но динамично меняющаяся социокультурная ситуация ставит новые задачи, побуждает к обновлению педагогических ресурсов, соответствующих социальным, техническим и иным запросам XXI века. В ответ на эти вызовы времени в Екатеринбурге с 4 по 7 апреля 2017 года был проведен Второй межрегиональный Форум руководителей и педагогов организаций отдыха и оздоровления детей «Россыпи уральских каникул», организованный при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Департамента по Молодежной политике Свердловской области, ГБУ Центр «Юность Урала», ГАУДО СО «Дворец молодежи». К задачам форума были отнесены осмысление проблем воспитания детей и подростков в каникулярный период, обобщение опыта работы в сфере организации отдыха и оздоровления детей; обоснование и систематизация теоретических и практических подходов в программном обеспечении каникулярного периода, в научно-методическом сопровождении детей в таких значимых для воспитания детей областях, как здоровье, познание, отдых; прогнозирование тенденций развития области первичной социализации (прежде всего в каникулярное время) для детей на территории Свердловской области и в других регионах. Как показывает теория и практика, каникулярная педагогика сегодня становится специфическим ресурсом для реализации идей доступности, непрерывности, инновационности образования детей и подростков. Форум «Россыпи уральских каникул» показал, с одной стороны, наработанный в этой сфере опыт деятельности, а с другой - обозначил актуальные направления для дальнейшего развития такой социально значимой отрасли, как оздоровление, организация досуговой и трудовой занятости детей и подростков в каникулярный период.

Korotaeva Evgeniya Vladislavovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

VACATIONS IN THE URALS: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

KEYWORDS: pedagogy of holidays; health improvement camps for children; camps for children; children's rest; organization of leisure time; work.

ABSTRACT. Vacations pedagogy as a special field of theory and practice has a rich experience of cultural, health-preserving and other activity, but the dynamically changing socio-cultural environment sets new challenges and stimulates to renovation of pedagogical recourses matching social, technical and other demands of the 21st century. In accordance with these challenges, a Forum of leaders and pedagogues of rehabilitation centers of kids "Riches of the Urals Vacations" was held under the supervision of the Ministry of General and Special Education of Sverdlovsk Oblast, State Pedagogical University, the Department for Youth Policy of Sverdlovsk Oblast, the State Budgetary Institution "The Youth of the Urals", "and Youth Palace". The Forum targeted at the issues of conceptualization of the education of kids and teenagers during vacations, of generalization of the practical experience in the sphere of children's health; generalization and systematization of theoretical and practical approaches in soft-ware backup of the vacation period, in scientific-methodological support for children in such significant spheres as health, cognition, leisure; prediction of the development trends in the sphere of primary socialization (first of all during vacations) of children of the Sverdlovsk Oblast and other regions. Theory and practice show that vacations pedagogy is becoming a specific resource for the realization of the ideas of accessibility, continuity and innovation of education of children and teenagers. The Forum "Riches of the Urals Vacations" showed, on the one hand, the experience obtained in our experiment, and, on the other hand, it outlined important avenues of further development of so socially significant branches of health-improving, organization of leisure and labor activity of children and teenagers during vacations.

Вопросы воспитания подрастающего стратегией национального развития страны

поколения неразрывно связаны со и являются частью государственной поли-

© Коротаева Е. В., 2017

тики, о чем говорится в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», а также в федеральном законе «Об образовании в РФ».

В области каникулярной педагогики накоплен достаточный опыт культурной, оздоровительной работы, но динамично меняющаяся социокультурная ситуация ставит новые задачи, побуждает к обновлению педагогических ресурсов, соответствующих социальным, техническим и иным запросам XXI века.

В ответ на эти вызовы времени в Екатеринбурге с 4 по 7 апреля 2017 года был проведен Второй межрегиональный Форум руководителей и педагогов организаций отдыха и оздоровления детей «Россыпи уральских каникул», организованный при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Департамента по Молодежной политике Свердловской области, ГБУ Центр «Юность Урала», ГАУДО СО «Дворец молодежи».

В рамках данного Форума были не только организованы встречи практиков каникулярной педагогики, но и проведена Межрегиональная научно-практическая конференция «Уральские каникулы: здоровье, познание, отдых». В работе конференции приняли участие заместитель губернатора Свердловской области П. В. Креков, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области В. В. Погудин, министр общего и профессионального собрания Свердловской области Ю. И. Биктуганов, директор Центра экономики образования А. Б. Вифлеемский, председатель Экспертного совета по воспитанию при Комитете по образованию и науке Госдумы России С. В. Тетерский, директор Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» И. И. Фриш-ман, исполнительный директор межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху» Г. С. Суховейко и др. Кроме того, участниками конференции стали представители региональных и муниципальных органов образования, социальной и молодежной политики, физической культуры и спорта, специалисты системы социальной защиты, руководители и специалисты организаций отдыха и оздоровления детей, педагоги дополнительного образования и многие другие.

Задачи конференции в соответствии с направленностью всего Форума были определены следующим образом:

- осмысление проблем воспитания детей и подростков в каникулярный период, обобщение опыта работы в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

- обоснование и систематизация теоретических и практических подходов в программном обеспечении каникулярного периода, в научно-методическом сопровождении детей в таких значимых для воспитания детей областях, как здоровье, познание, отдых;

- прогнозирование тенденций развития области первичной социализации (прежде всего в каникулярное время) для детей на территории Свердловской области и в других регионах.

Обращаясь к вопросам, связанным с обоснованием и систематизацией теоретических и практических подходов в программном обеспечении каникулярного периода, участники конференции познакомились с докладами А. Б. Вифлеемского, доктора экономических наук, директора Центра экономики образования, Е. В. Корота-евой, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии детства УрГПУ, С. А. Новоселова, доктора педагогических наук, профессора, директора института педагогики и психологии детства УрГПУ, Е. М. Клепиковой, руководителя департамента образовательных программ г. Москва НП «Лифт в будущее».

Результаты обобщения практического опыта работы в сфере организации отдыха и оздоровления детей, проблем воспитания детей и подростков в каникулярный период, прогнозирования тенденций развития каникулярной педагогики нашли свое отражение в сборнике научных материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых. Актуальные проблемы летней оздоровительной кампании для детей и подростков» (Екатеринбург, 2017, 238 с.). В материалах представлены общие и частные вопросы, раскрывающие теоретические и практические подходы к организации летнего отдыха детей, освещены возможности образовательной деятельности в каникулярный период, описано разнообразие воспитательных практик, реализуемых в летний период, включая и вопросы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков. Сборник рекомендован в качестве практикоориентиро-ванного пособия руководителям, педагогам-практикам, вожатым, непосредственно принимающим участие в реализации летней оздоровительной кампании, а также соответствующим специалистам системы образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2017. № 5

13

Сборник включает пять разделов.

Раздел 1 - «Летняя кампания: общие вопросы теории и практики». Здесь освещаются как вопросы, связанные с проблемами государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей [1], так и более конкретные аспекты: организации летних каникул для детей и подростков в Свердловской области [4], деятельность Центра «Юность Урала» в организации отдыха и оздоровления детей, особенности проведения летней кампании в условиях загородного лагеря, на летних площадках при клубах по месту жительства и т. д.

Раздел 2 - «Возможности образовательной деятельности в каникулярный период». Этот раздел посвящен актуальной для современной системы образования проблеме трансформации каникулярного досуга в образовательную сферу, не повторяющую школьную программу, но способствующую расширению кругозора детей и подростков. Поэтому здесь описаны формы познавательных занятий с дошкольниками в летний период, организация процесса познания детьми малой родины в летнем лагере [10], формы и содержание формирования ребенка как читателя [5], модели организации развивающего отдыха для детей [7] и т. д.

Раздел 3 - «Воспитательные практики в период летнего отдыха детей». Данный раздел - самый большой как по количеству материалов, так и по разнообразию охваченных направлений, актуальных для сферы организации летнего отдыха детей. Это касается вопросов патриотического, духовно-нравственного воспитания детей [11], проблем, связанных с реализацией здорового образа жизни, экологического воспитания, формирования гражданской позиции в формате профсоюзных смен [8], организацией досуга детей и т. д.

Раздел 4 - «Проблемы психолого-педагогического сопровождения ребенка в каникулярный период». В последнее время одной из острых проблем в воспитательной области становится вопрос коммуникации и самопознания в подростковый период. Как сделать так, чтобы адаптация ребенка к условиям детского лагеря прошла наименее болезненно? Какими средствами располагают современные педагоги в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, для организации полноценного отдыха в летний период? Каковы возможно-

сти деятельности педагога-психолога в специфических условиях загородного лагеря? В большей или меньшей степени ответы на эти вопросы представлены в данном разделе.

Раздел 5 - «Педагогические кадры для оздоровительной кампании: подготовка, управление, ресурсы». Не менее важным вопросом в обеспечении качественного отдыха в период летних каникул является проблема кадров. В представляемом разделе затронуты самые разные аспекты: от системы кадровой политики в целом [3; 6] до частных вопросов целенаправленной подготовки вожатых [1] для работы в загородном детском оздоровительном лагере.

Итак, разнообразие представленных материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых. Актуальные проблемы летней оздоровительной кампании для детей и подростков» свидетельствует как о многоаспектности обсуждаемой проблемы, так и о повышенном внимании со стороны педагогов к вопросам содержательного программного наполнения этого периода, поиска оптимальных форм организации досуга и занятости детей в период летних каникул и т. д.

Все это является адекватным ответом на запросы, обозначенные в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, где среди значимых результатов говорится о том, что должны быть «разработаны и внедрены во всех регионах современные модели организации отдыха и оздоровления детей, дополнительного образования детей в каникулярный период».

Каникулярная педагогика является специфическим ресурсом для реализации идей доступности, непрерывности, иннова-ционности образования детей и подростков, потенциал которого не до конца раскрыт в образовательной практике. Поэтому проведенный в апреле 2017 года Второй межрегиональный Форум руководителей и педагогов организаций отдыха и оздоровления детей «Россыпи уральских каникул», с одной стороны, показал наработанный в этой сфере опыт деятельности, а с другой - обозначил актуальные направления для дальнейшего развития такой социально значимой отрасли, как оздоровление, организация досуговой и трудовой занятости детей и подростков в каникулярный период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюнина А. С. О подготовке студентов педагогического вуза к практике в детском лагере // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 199-203.

2. Вифлеемский А. Б. Об актуальных направлениях совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб.

науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 8-12.

3. Гриценко Г. А., Степанова Ю. М. Программа и персонал организации как важнейшие условия отдыха и оздоровления детей // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 208-212.

4. Коротаева Е. В. Организация летних каникул для детей и подростков в Свердловской области // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 26-30.

5. Кусова М. Л., Плаксина Е. Б. К проблеме формирования ребенка как читателя // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 69-72.

6. Лебедева Л. Н., Заярская Г. В. Система кадровой политики компании с руководящим педагогическим составом // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 217-221.

7. Матросова Н. Н. Авторская педагогическая модель как фактор повышения эффективности развивающего отдыха детей республики Хакасия // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 78-80.

8. Павлова Л. К. Опыт проведения профсоюзных смен в загородном лагере «Антоновский» // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 141-145.

9. О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. : Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/uSB6wiRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (цата обращения: 08.05.2017).

10. Царегородцева Е. А. Познание малой родины в летнем лагере // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 87-90.

11. Шелковой Е. Л. Воспитание патриота в детском лагере на основе деятельностно-смыслового подхода // Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых : сб. науч. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 164-168.

REFERENCES

1. Andryunina A. S. O podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza k praktike v detskom lagere // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.) / Min-vo obshchego i prof. obrazovaniya Sverdlovskoy obl. ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2017. - S. 199-203.

2. Vifleemskiy A. B. Ob aktual'nykh napravleniyakh sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya organizatsii otdykha i ozdorovleniya detey // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.) / Min-vo obshchego i prof. obrazovaniya Sverdlovskoy obl. ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2017. - S. 8-12.

3. Gritsenko G. A., Stepanova Yu. M. Programma i personal organizatsii kak vazhneyshie usloviya otdykha i ozdorovleniya detey // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.) / Min-vo obshchego i prof. obrazovaniya Sverdlovskoy obl. ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2017. - S. 208-212.

4. Korotaeva E. V. Organizatsiya letnikh kanikul dlya detey i podrostkov v Sverdlovskoy oblasti // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.) / Min-vo obshchego i prof. obrazovaniya Sverdlovskoy obl. ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2017. - S. 26-30.

5. Kusova M. L., Plaksina E. B. K probleme formirovaniya rebenka kak chitatelya // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.) / Min-vo obshchego i prof. obrazovaniya Sverdlovskoy obl. ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2017. - S. 69-72.

6. Lebedeva L. N., Zayarskaya G. V. Sistema kadrovoy politiki kompanii s rukovodyashchim pedagogiche-skim sostavom // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.) / Min-vo obshchego i prof. obrazovaniya Sverdlovskoy obl. ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2017. - S. 217-221.

7. Matrosova N. N. Avtorskaya pedagogicheskaya model' kak faktor povysheniya effektivnosti razvi-vayushchego otdykha detey respubliki Khakasiya // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.) / Min-vo obshchego i prof. obrazovaniya Sverdlovskoy obl. ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2017. - S. 78-80.

8. Pavlova L. K. Opyt provedeniya profsoyuznykh smen v zagorodnom lagere «Antonovskiy» // Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh : sb. nauch. mat-lov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.) / Min-vo obshchego i prof. obrazovaniya Sverdlovskoy obl. ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2017. - S. 141-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.