Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере'

Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3127
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ / ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ / ДЕТСКИЕ ЛАГЕРЯ / ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PHYSIOLOGICAL NEEDS / SOCIAL NEEDS / SUMMER HOLIDAYS / SUMMER CAMPS / CHILDREN'S CAMPS / CHILDREN'S REST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царегородцева Елена Анатольевна

В статье раскрывается психолого-педагогическое сопровождение как основной компонент образовательной деятельности загородных оздоровительных лагерей. Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере рассматривается как процесс взаимодействия (социокультурного и личностного) ребенка и взрослого (педагога, психолога), основанный на поддержке и заботе, направленный на удовлетворение как физиологических, так и социальных потребностей ребенка. В данной статье рассматривается содержание психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с точки зрения удовлетворения базовых физиологических и социогенных потребностей воспитанников в процессе пребывания в загородном лагере с позиции теории потребностей А. Маслоу. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях загородного летнего лагеря направлено на создание социально-психологических условий, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию базовых потребностей детей и подростков (оптимальную адаптацию детей с первых дней пребывания в загородном лагере, обеспечение социальной и психологической безопасности), с другой стороны, возможность удовлетворения социальных потребностей воспитанников, помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с пребыванием в непривычных условиях лагеря произвольности эмоционально-волевой регуляции поведения, организованности, самостоятельности детей, умение вписаться в новую систему требований, принятие режима и правил поведения в группе незнакомых сверстников, необходимость длительной межличностной коммуникации со сверстниками. Содержание сопровождения должно быть направлено на знакомство с нормами совместного проживания в детской группе и правилами, традициями лагеря, на установление комфортных взаимоотношений с ровесниками и педагогами, на формирование благоприятного социально-психологического климата во временном детском коллективе, а также на удовлетворение потребности в самореализации, творческом самораскрытии детей и подростков, реализацию личных замыслов, притязаний, возможность самовыражения через участие в интересных жизненных событиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN SUMMER CAMPS

The paper describes psychological and pedagogical support as one of the main activities of a summer camp for children. Psychological and pedagogical support in summer camp is interaction (socio-cultural and personal) between a child and a teacher (psychologist), which is based on encouragement and care to satisfy physiological and social needs of a child. The paper describes the content of psychological and pedagogical support of children and teenagers from the point of view physiological and social needs satisfaction in summer camps. The theory of A. Maslow makes the basis for this description. Psychological and pedagogical support in summer camp aims at providing social and psychological conditions, which, on the one hand, help satisfy basic needs of children and teenagers (adaptation form the very beginning of session, social and psychological security), on the other hand, they satisfy social needs of children, help to solve some personal problems caused by unusual surrounding, including emotional-volitional behavior, self-discipline, independence, the ability to fit in the new system and to follow the rule of behavior in group of peers, the need for long-term communication with them. The content of support should be based on the norms of co-residence, rules and traditions of the camp to establish good relations with peers and teachers and to make good social and psychological atmosphere in the group. It should also satisfy the needs for self-realization, creative potential development, personal ideas implementation and give the opportunity for self-expression.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере»

УДК 379.835

ББК Ч420.058.582 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01

Царегородцева Елена Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: elena-carik@rambler.ru.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогическое сопровождение; физиологические потребности; социогенные потребности; летние каникулы; летние лагеря; детские лагеря; детский отдых.

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается психолого-педагогическое сопровождение как основной компонент образовательной деятельности загородных оздоровительных лагерей. Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере рассматривается как процесс взаимодействия (социокультурного и личностного) ребенка и взрослого (педагога, психолога), основанный на поддержке и заботе, направленный на удовлетворение как физиологических, так и социальных потребностей ребенка. В данной статье рассматривается содержание психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с точки зрения удовлетворения базовых физиологических и социогенных потребностей воспитанников в процессе пребывания в загородном лагере с позиции теории потребностей А. Маслоу. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях загородного летнего лагеря направлено на создание социально-психологических условий, обеспечивающих, с одной стороны, реализацию базовых потребностей детей и подростков (оптимальную адаптацию детей с первых дней пребывания в загородном лагере, обеспечение социальной и психологической безопасности), с другой стороны, возможность удовлетворения социальных потребностей воспитанников, помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с пребыванием в непривычных условиях лагеря - произвольности эмоционально-волевой регуляции поведения, организованности, самостоятельности детей, умение вписаться в новую систему требований, принятие режима и правил поведения в группе незнакомых сверстников, необходимость длительной межличностной коммуникации со сверстниками. Содержание сопровождения должно быть направлено на знакомство с нормами совместного проживания в детской группе и правилами, традициями лагеря, на установление комфортных взаимоотношений с ровесниками и педагогами, на формирование благоприятного социально-психологического климата во временном детском коллективе, а также на удовлетворение потребности в самореализации, творческом самораскрытии детей и подростков, реализацию личных замыслов, притязаний, возможность самовыражения через участие в интересных жизненных событиях.

Tsaregorodtseva Elena Anatol'evna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN SUMMER CAMPS

KEYWORDS: psychological and pedagogical support; physiological needs; social needs; summer holidays; summer camps; children's camps; children's rest.

ABSTRACT. The paper describes psychological and pedagogical support as one of the main activities of a summer camp for children. Psychological and pedagogical support in summer camp is interaction (socio-cultural and personal) between a child and a teacher (psychologist), which is based on encouragement and care to satisfy physiological and social needs of a child. The paper describes the content of psychological and pedagogical support of children and teenagers from the point of view physiological and social needs satisfaction in summer camps. The theory of A. Maslow makes the basis for this description. Psychological and pedagogical support in summer camp aims at providing social and psychological conditions, which, on the one hand, help satisfy basic needs of children and teenagers (adaptation form the very beginning of session, social and psychological security), on the other hand, they satisfy social needs of children, help to solve some personal problems caused by unusual surrounding, including emotional-volitional behavior, self-discipline, independence, the ability to fit in the new system and to follow the rule of behavior in group of peers, the need for long-term communication with them. The content of support should be based on the norms of co-residence, rules and traditions of the camp to establish good relations with peers and teachers and to make good social and psychological atmosphere in the group. It should also satisfy the needs for self-realization, creative potential development, personal ideas implementation and give the opportunity for self-expression.

Пк

"ериод летних каникул - это время, В летнем лагере у детей и подростков

.когда происходит смена образа происходит процесс активного социального

жизни у детей: они проживают непосред- раскрытия и самопознания, что проявляет-

ственным образом иную, интересную, непо- ся в утверждении себя среди незнакомых

вторимую, богатую событиями, встречами, окружающих, приобретении социально-

делами жизнь, которая отличается от учеб- психологического статуса в новой группе, в

ного процесса. самопринятии и самореализации. По мне-

© Царегородцева Е. А., 2017

нию Е. В. Коротаевой, «социализация осуществляется как осмысление собственной индивидуальности в общественных отношениях и постижение ее ценности в контексте социально преобразующей деятельности» [5, с. 5].

Пребывание в короткий период в летнем загородном лагере определяет интенсивность всех составляющих процессов социализации и персонализации становления личности детей и подростков. Поэтому так важны условия, обеспечивающие, с одной стороны, оптимальную адаптацию и социализацию детей с первых дней нахождения в загородном лагере, с другой стороны - возможность удовлетворения потребности в самореализации, т. е. осуществление личных замыслов, притязаний, реальность самовыражения .

Ввиду того что в летнем лагере происходит смена образа жизни детей и подростков, повышается динамичность жизнедеятельности и интенсивность в коммуникации в сравнении с привычными домашними и школьными условиями, приобретает особую значимость соответствующая поддержка, или психолого-педагогическое сопровождение.

Сегодня психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемым компонентом в деятельности загородных оздоровительных лагерей. Теоретический анализ исследований позволяет определить, что одни авторы раскрывали психолого-педагогическое сопровождение с позиции интеллектуального и личностного развития детей и подростков. Другие под сопровождением понимают «деятельность педагогов и психологов, обеспечивающую создание условий для успешной адаптации обучающихся к условиям его жизнедеятельности» [9, с. 22]. Третьи (работы Е. К. Исаковой, Д. В. Лазаренко) настаивают на том, что сопровождение - это деятельность, направленная на «создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, воспитание их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора» [3].

В рамках данного исследования на основании идей А. В. Овчаровой [8, с. 73] будем трактовать психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере как процесс взаимодействия (социокультурного и личностного) ребенка и взрослого (педагога, психолога), основанный на поддержке и заботе, направленный на удовлетворение как физиологических, так и социальных потребностей ребенка.

С учетом основных положений Концепции развития дополнительного образования детей [4] сформулируем важнейшие

задачи психолого-педагогического сопровождения в летнем лагере:

- создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников;

- оказание помощи детям, подросткам в адаптации к условиям жизни в лагере, приспособление к новой социальной ситуации взаимодействия с новыми людьми, достижение одобрения и признания среди ровесников;

- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, социальном развитии в процессе активного отдыха;

- формирование мотивации детей и подростков к познанию, творчеству, активному отдыху, спорту, приобщению к традициям летнего лагеря;

- предоставление выбора различных видов деятельности, в которых происходит личностное самопознание, самоопределение детей и подростков, а также реализация личных жизненных замыслов и притязаний;

- готовность оказать адресную помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам с учетом их особых образовательных потребностей.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях загородного летнего лагеря предполагает обеспечение базовых потребностей детей и подростков, а также социальной и психологической безопасности, удовлетворение социальных и познавательных интересов школьника, оперативную помощь воспитанникам в решении индивидуальных проблем, связанных с пребыванием в непривычных условиях лагеря, принятием режима и правил поведения в новой социальной среде, межличностной коммуникацией со сверстниками, формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

Раскроем содержание психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в летнем лагере не через привычные направления сопровождения (диагностика, просвещение и обучение, консультирование, коррекция, психопрофилактика), но именно с точки зрения удовлетворения базовых физиологических и социогенных потребностей воспитанников в процессе пребывания в загородном лагере.

Согласно теории А. Маслоу, все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета, или доминирования: физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности в принадлежности и любви, по-

требности самоуважения, потребности самоактуализации, или личного самосовершенствования [6, с. 123]. Основная идея теории потребностей заключается в том, что потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как индивид может осознать наличие потребностей более высокого порядка в предложенной иерархии.

Исходя из специфики удовлетворения потребностей по теории А. Маслоу в младшем школьном и подростковом возрасте, определим основное содержание психолого-педагогического сопровождения в летнем лагере.

Первый и второй уровень физиологических потребностей считаются наиболее сильными и приоритетными из многообразия потребностей человека. В эти группы включены потребности в пище, воде, физической активности, в сенсорной стимуляции, в безопасности и защите.

В первые дни пребывания в загородном лагере дети и ранние подростки, оказавшись вне привычных условий, в первую очередь осваивают новые способы удовлетворения этих потребностей: необходимо приспособиться к социально контролируемым условиям лагеря, принять новые правила, новый режим дня, времяпровождения. Иная по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда летнего лагеря, незнакомые взрослые (педагоги) и дети, другой, более сложный, отличный от домашнего и школьного режим жизнедеятельности - это далеко не полный перечень изменений в жизни детей и подростков, вызывающий необходимость активизации процессов адаптации.

Актуальность психолого-педагогического сопровождения периода адаптации в первые дни в лагере обусловлена тем, что от благополучного вхождения детей и подростков в социальную жизнь лагеря в значительной мере зависит стиль общения, поведения в течение всей летней смены и социальная успешность среди ровесников.

Анализ поведения и активности детей и подростков показал, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60 %) адаптируется в течение трех-че-тырех дней пребывания в летнем лагере. Дети, которые ранее были в летнем лагере, более благополучно проходят адаптацию; у них преобладает хорошее настроение, неплохой аппетит, адекватное отношение к себе и окружающим людям, желание участвовать в разных мероприятиях, эти дети без проблем выполняют правила нового сообщества. Другим воспитанникам особенно младшего школьного возраста (до 30 %)

требуется больше времени для привыкания к новым условиям жизнедеятельности без сопровождения родителей и учителей. Такие воспитанники не сразу понимают и выполняют правила совместной жизни, жалуются, капризничают, ворчат, выясняют отношения с другими сверстниками. И, наконец, в каждом отряде примерно 8-10 % детей и младших подростков, у которых проявляются трудности длительной адаптации (до двух недель). Такие воспитанники отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, негативными формами поведения, нежеланием выполнять социальные нормы, а также временными депрессиями из-за непринятия новых жизненных условий загородного лагеря.

С учетом вышеизложенных данных психолого-педагогическое сопровождение должно быть в первую очередь ориентировано на преодоление возникающих адаптационных затруднений у детей, на успешную адаптацию детей в новых условиях жизнедеятельности в загородном лагере. Например, детям младшего школьного и подросткового возраста важно подсказывать и учить решать гигиенические проблемы, приучать следить и ухаживать за своими вещами, проявлять полную самостоятельность и ответственность.

Следующие по силе проявления в пирамиде А. Маслоу - потребности в безопасности и защите. Они раскрываются через потребности в организации порядка и стабильности, четкости режимных моментов, в предсказуемости событий и в свободе от таких угроз, как болезнь, страх и хаос.

По мнению А. С. Белкина, у детей проявляется «максимальная потребность в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей; <...> минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний внешней среды» [1, с. 134]. Поэтому ощущение физического, эмоционального благополучия и безопасности воспитанников во многом зависит от социальной среды загородного летнего лагеря.

Наиболее явно потребности в безопасности и защите проявляются в первую неделю пребывания в лагере, когда дети и подростки находятся в рамках нового, непривычного режима и дисциплины, вне хорошо знакомого родительского попечения и заботы. Как показали результаты психологического наблюдения, многие дети и ранние подростки в первые дни в лагере не чувствуют себя защищенными, стремятся к обособлению. Это проявляется в эмансипации от контроля старших, а также в стремлении отстоять пространственную, территориальную автономию, неприкосновенность своего личного пространства со сто-

роны других детей, поиске более стабильных жизненных территорий.

Другой характерной проблемой для этого уровня потребностей является неумение детей быстро ориентироваться в новом интенсивном режиме жизни в лагере и соблюдать правила и нормы совместных действий и общего проживания с незнакомыми детьми и взрослыми.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на знакомство с нормами совместного проживания в детской группе и правилами и традициями лагеря, на формирование благоприятного социально-психологического климата во временном детском коллективе. С другой стороны, режим жизни в загородном лагере требует гораздо более высокого, по сравнению с привычным школьным и домашним, уровня эмоционально-волевой регуляции. Педагогам надо четко формулировать задачи, цели и инструкции для ребят, уточнять осознание ими конкретных заданий, поощрять произвольность поведения и организованность, самостоятельность ребенка и умение вписаться в новую систему требований, норм и социальных отношений детей и педагогов летнего лагеря. Детям и подросткам, не имеющим опыта пребывания в загородном летнем лагере, необходимо оказывать помощь в регуляции жизнедеятельности, установлении комфортных взаимоотношений с ровесниками и педагогами.

Потребность детей и подростков в защите и безопасности в значительной степени связана со средой внешней, т. е. социальной средой летнего лагеря. Внутренняя среда ваимообусловлена удовлетворением потребностей ребенка в более высоких уровнях пирамиды А. Маслоу - потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации, или личного самосовершенствования. Данные социальные потребности определяют направленность поведения воспитанников, их активность среди других детей и взрослых в течение всей летней смены.

Социальная среда загородного оздоровительного лагеря предоставляет прекрасную возможность детям и подросткам реализовать потребности принадлежности, принятия и уважения, позволяет почувствовать свою значимость среди окружающих ровесников и взрослых. Находясь вне родительской заботы и любви, дети стремятся установить отношения привязанности с малознакомыми сверстниками. Поэтому с первых дней пребывания в загородном лагере они стараются показать себя,

стать значимыми для других, обзавестись друзьями в новой группе.

Как отмечает А. Маслоу, субъект «будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели» [6]. С первых дней дети и подросток пытается, с одной стороны, добиться позитивного отношения взрослых (педагогов), с другой стороны - он готов делать все, чтобы новая группа или референтные микрогруппы признали его «своим». Потребность подростков в добром отношении и уважаемом положении вызывает желание обращать на себя внимание разными способами, подстраиваться под других или командовать.

Учитывая неоднозначность этих ситуаций, психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста должно проходить в атмосфере внимания, заботы и принятия. Тогда как по отношению к подросткам педагоги должны проявлять уважение и признание их независимости и самостоятельности.

Выделим основные линии сопровождения для удовлетворения этих социогенных потребностей:

- организация общения и совместной деятельности для установления позитивных эмоциональных связей детей друг с другом, налаживания новых взаимоотношений со сверстниками, нахождения не только партнеров по общению и деятельности, но и друзей для обсуждения интересующих вопросов или возможности кому-то полностью доверять;

- создание детской группы через оформление системы правил, норм отрядной жизни, которые обусловливают тип «хорошего» поведения в группе, воспитание чувства принадлежности, солидарности, приятельской взаимопомощи, развитие сплоченности, организованности членов детской группы, умение подчиняться коллективной дисциплине, поддержка положительного эмоционального климата взаимоотношений в отряде;

- формирование доверия к окружающим, взаимного понимания и чувствительности к их мнениям и оценкам, управление своим поведением и через взаимодействие с другими, формирование умения ориентироваться на сверстников, учитывать их мнения, отстаивать свои права и соотносить свои личные интересы с интересами других или группы.

Разнообразие форм и приемов психолого-педагогического сопровождения помогает детям и подросткам получать новый социальный опыт, присваивать наиболее успешные модели поведения, ощущать себя

уверенно, чувствовать себя значимым для окружающих, получать симпатию и признание от других членов группы.

За короткий период летней смены участие в коллективных делах отряда (сюжет-но-ролевые игры, соревнования, КВН, презентации и др.) помогает участникам продуктивно общаться с другими, выражать свои мысли и чувства, вырабатывать общие позиции, получать обратную связь. В итоге развивается групповая сплоченность, организованность всех членов отряда, расширяется социально-ролевой репертуар, приобретаются навыки социального взаимодействия на равных.

Реализация потребности в принадлежности к группе и признания другими («Меня принимают своим», «Я значим для других», «Я нужен и известен») ведет к более острому осознанию потребности в уважении, признании способностей и высокой оценке. Один из известных американских психологов Уильям Джеймс писал: «Сильнейшая потребность человека - это потребность быть оцененным по достоинству». Для подростков эта потребность проявляется в желании устанавливать неизменное представление о себе через разнообразные оценки значимых взрослых и ровесников, также сохранять хороший статус, известность и популярность. Оценки достижений со стороны значимых взрослых определяют желание добиваться успеха среди других и получать одобрение товарищей, что имеет решающее значение для формирования уверенности в себе и самоуважения у подростка.

Содержание психолого-педагогического сопровождения важно направить на продуктивное общение со сверстниками, в ходе которого есть возможность осознавать свое «Я» (Я-концепция). В ходе игр, тренингов, групповых сборов и ресурсного круга дети наиболее полно осознают себя, свои достоинства и недостатки как на основании оценки со стороны, так и самооценки. Подросток будет оценивать свое положение среди сверстников, отношение к себе окружающих, обращая внимание прежде всего на те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивают окружающие и от которых в большей степени зависит его положение в группе; возрастает самостоятельность и критичность самооценки. Желательно, чтобы психолого-педагогическое сопровождение было ориентировано на обсуждение проблем, совместное осмысление личностного опыта, нахождение общего решения, которое было бы оптимальным для каждого и для всех.

Не случайно Р. С. Немов отмечает, что стремление воспитанников к признанию и одобрению со стороны окружающих людей

порождает «потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многое другое» [7]. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство собственного достоинства и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире.

В условиях летнего лагеря для подростков характерно проявление следующего уровня потребностей согласно пирамиде А. Маслоу - потребностей в самоактуализации, т. е. потребностей развития способностей как личного совершенствования. По мнению А. Маслоу, «свободная, раскрепощенная, радостная личность стремится поделиться запасом своей творческой энергии с окружающими» в разных видах деятельности и творчества: интеллектуальной, художественной, коммуникативной, физической, изобретательской и других. «При здоровых условиях, когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает, - считают Р. Хьелл и Д. Зиглер, -рост приносит удовольствие, человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности» [10, с. 105].

Поэтому очевидно, что психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с данным уровнем потребностей индивида должно быть направлено на создание условий для творческого самораскрытия и самореализации детей и подростков через участие в интересных для них жизненных событиях. Это организация разнообразных видов деятельности (культурно-познавательная, культурно-досуговая, коллективно-творческая, туристко-краеведческая, информационно-коммуникативная и др.), тематических смен и множественных мероприятий и пр.

Для реализации потребности в самоактуализации, самосовершенствовании в последнее время особое значение в психолого-педагогическом сопровождении в летних лагерях приобрели индивидуальные образовательные траектории в тематических сменах («Инженерика», «Школа лидеров», «Снимается кино», «Мой выбор - мой успех!», «ТехноЛидер», «Арт-эксперимент «Кинофорум» и другие). Индивидуальные траектории дают возможность участникам смены делать разнообразные выборы дея-тельностей для исполнения собственных интересов, пробы своих сил, а также раскрывать в себе и совершенствовать способности. Например, каждый участник смены может быть изобретателем, исследователем или творцом в реализации своих проектов (спортивного, творческого, исследовательского, игрового, социального) и/или может принять участие в разработке и реализации коллективного проекта.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение должно быть обязательно ориентировано на взаимодействие с подростками для выявления и развития общих и специальных способностей. Такое сопровождение должно помогать воспитанию у детей настойчивости, упорства в достижении целей, стремления к преодолению трудностей, формировать отношение к собственному творчеству, стимулировать саморазвитие, а также готовность брать на себя ответственность за участие в происходящих вокруг событиях.

Таким образом, грамотно организованное психолого-педагогическое сопро-

вождение в детском загородном лагере может и должно способствовать оптимальной социализации и индивидуализации детей и подростков в период летнего отдыха. Ориентиром такого психолого-педагогического сопровождения детей и подростков может стать образное высказывание М. Р. Битяно-вой: «Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя» [12, с. 22].

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург : УрГПУ, 2009.

2. Битянова M. Р. Организация психологической работы в школе. - M. : Совершенство, l998. -298 с. (Практическая психология в образовании).

3. Исакова Е. К., Лазаренко Д. В. К определению понятия педагогическое сопровождение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9_NND_20l2/Pedagogica/2_l055l0.doc.htm.

4. Концепция развития дополнительного образования детей : Распоряжение от 4 сент. 20l4 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/580278.

5. Коротаева Е. В. Летняя оздоровительная кампания в Свердловской области: от традиций к современной системе. - Екатеринбург : Новый старт, 20l6. - l04 с.

6. Mаслоу А. Г. Mотивация и Личность / пер. с англ. Т. Гутман. - СПб. : Питер, 2003. - 352 с.

7. Немов Р. С. Психология : учеб. для студ. вузов : в 3 кн. - M. : Просвещение : ВЛАДОС, l995. -Кн. 2. - 607 с.

8. Овчарова А. П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория // Вестник Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 20l2. -Т. 3. - № 4. - С. 70-78.

9. Сергеева О. А. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников : дис. ... д-ра пед. наук. - M., 20l3. - 3l0 с.

10. Хьелл Р., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). -СПб. : Питер Пресс, l997. - 487 с.

REFERENCES

1. Belkin A. S. Osnovy vozrastnoy pedagogiki. - Ekaterinburg : UrGPU, 2009.

2. Bityanova M. R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole. - M. : Sovershenstvo, l998. - 298 s. (Prakticheskaya psikhologiya v obrazovanii).

3. Isakova E. K., Lazarenko D. V. K opredeleniyu ponyatiya pedagogicheskoe soprovozhdenie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rusnauka.com/9_NND_20l2/Pedagogica/2_l055l0.doc.htm.

4. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey : Rasporyazhenie ot 4 sent. 20l4 g. № l726-r [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.docme.ru/doc/580278.

5. Korotaeva E. V. Letnyaya ozdorovitel'naya kampaniya v Sverdlovskoy oblasti: ot traditsiy k sovremennoy sisteme. - Ekaterinburg : Novyy start, 20l6. - l04 s.

6. Maslou A. G. Motivatsiya i Lichnost' / per. s angl. T. Gutman. - SPb. : Piter, 2003. - 352 s.

7. Nemov R. S. Psikhologiya : ucheb. dlya stud. vuzov : v 3 kn. - M. : Prosveshchenie : VLADOS, l995. -Kn. 2. - 607 s.

8. Ovcharova A. P. Ponyatie «psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detey mladshego shkol'nogo vozrasta» kak pedagogicheskaya kategoriya // Vestnik Leningrad. gos. un-ta im. A. S. Pushkina. - 20l2. - T. 3. -№ 4. - S. 70-78.

9. Sergeeva O. A. Sistema pedagogicheskogo soprovozhdeniya emotsional'no-chuvstvennoy sfery star-sheklassnikov : dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 20l3. - 3l0 s.

10. Kh'ell R., Zigler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie). - SPb. : Piter Press, l997. - 487 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.