Научная статья на тему 'Каникулярная педагогика: три источника и три составные части'

Каникулярная педагогика: три источника и три составные части Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНИКУЛЯРНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ / ИСТОРИЯ / ТЕОРИЯ / ПРАКТИКА / PEDAGOGY OF SUMMER HOLIDAYS AS A FIELD OF PEDAGOGICAL SCIENCE / HISTORY / THEORY / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Евгения Владиславовна

Активная модернизация отечественного образования создаёт условия к поиску и апробации новаторских психологических, педагогических, культурных, социальных и других подходов в воспитании и обучении. Одной из востребованных, но недостаточно освоенных областей на сегодня является каникулярная педагогика. Каникулярная педагогика может и должна стать особым ресурсом в процессе модернизации системы отечественного образования, призванным реализовать не только основные направления оздоровления и отдыха детей и подростков, но и идеи доступности, непрерывности, инновационности образования детей и подростков в каникулярный период. Поэтому так важно сохранять и обобщать наработанный в этой сфере опыт деятельности, при этом определяя актуальные направления дальнейшего развития данной сферы, включающей оздоровление, образование, трудовую занятость, досуг, профессиональное ориентирование детей и подростков в каникулярный период. Но для этого необходимо обратиться к этой области именно как к части педагогической науки, сохраняя её историю, изучая её современную практику, формируя междисциплинарную теорию. Поэтому данный материал посвящён «трём источникам и трём составным частям» каникулярной педагогики истории, теории, практики. На данный момент теория каникулярной педагогики оказывается наименее разработанной, в то время как потребность в теоретической базе, которая связала бы все три источника и три составные части в единое целое, крайне высока. При этом не ради «чистой науки», но для понимания современного состояния каникулярной педагогики и определения перспективных путей её развития в ближайшем и отдалённом будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogy of Summer Holidays: Three Sources and Three Components

Dynamic modernization of the Russian education system stimulates the search for an experimental verification of new psychological, pedagogical, cultural, social and other approaches to teaching. Pedagogy of summer holidays is а high-demand, though an underresearched area of studies. Pedagogy of summer holidays has the potential of becoming a special resource in the modernization process of the Russian education aimed at improving children's and adolescents' health care and leisure time, implementing ideas of availability, continuity and innovativeness of education during the vacation period. Therefore, it is of great importance to accumulate and expand the experience in this area, while determining the actual directions for further development of this sphere, including healthcare, education, employment, leisure time, and vocational guidance of children and teenagers during summer holidays. In order to do so we need to refer to pedagogy of summer holidays as part of the pedagogical science, preserving its history, studying its modern practice, and developing its interdisciplinary theory. Therefore, this article covers "three sources and three components" of summer holidays pedagogy history, theory, and practice. Currently the theory of summer holidays pedagogy is the least researched aspect, while the need for a theoretical basis that would link all three sources and three component parts into a single whole is extremely high. This article serves not only for the sake of science itself, but for understanding the current state of summer holidays pedagogy and determining promising ways for its near and distant future development.

Текст научной работы на тему «Каникулярная педагогика: три источника и три составные части»

http://www.uchzap.com

ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

HISTORY OF EDUCATION

УДК 379.835

DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-161-166

Евгения Владиславовна Коротаева,

доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет (620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26), e-mail: [email protected]

Каникулярная педагогика: три источника и три составные части

Активная модернизация отечественного образования создаёт условия к поиску и апробации новаторских психологических, педагогических, культурных, социальных и других подходов в воспитании и обучении. Одной из востребованных, но недостаточно освоенных областей на сегодня является каникулярная педагогика. Каникулярная педагогика может и должна стать особым ресурсом в процессе модернизации системы отечественного образования, призванным реализовать не только основные направления - оздоровления и отдыха детей и подростков, но и идеи доступности, непрерывности, инновационности образования детей и подростков в каникулярный период. Поэтому так важно сохранять и обобщать наработанный в этой сфере опыт деятельности, при этом определяя актуальные направления дальнейшего развития данной сферы, включающей оздоровление, образование, трудовую занятость, досуг, профессиональное ориентирование детей и подростков в каникулярный период. Но для этого необходимо обратиться к этой области именно как к части педагогической науки, сохраняя её историю, изучая её современную практику, формируя междисциплинарную теорию. Поэтому данный материал посвящён «трём источникам и трём составным частям» каникулярной педагогики - истории, теории, практики. На данный момент теория каникулярной педагогики оказывается наименее разработанной, в то время как потребность в теоретической базе, которая связала бы все три источника и три составные части в единое целое, крайне высока. При этом не ради «чистой науки», но для понимания современного состояния каникулярной педагогики и определения перспективных путей её развития в ближайшем и отдалённом будущем.

Ключевые слова: каникулярная педагогика - как область педагогической науки, история, теория, практика

Введение. Направления модернизации отечественного образования побуждают к поиску и апробации новаторских психологических, педагогических, культурных, социальных и других подходов в воспитании и обучении. Таковой сегодня становится и сфера занятости детей и подростков в период летних и зимних каникул. Не случайно в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы среди значимых результатов говорится о том, что должны быть «разработаны и внедрены во всех регионах современные модели организации отдыха и оздоровления детей, дополнительного

образования детей в каникулярный период»1. Следовательно, каникулярная педагогика становится специфическим ресурсом в процессе модернизации образовательной системы, способствуя реализации идей доступности, непрерывности, инновационности образования детей и подростков.

Это действительно каникулярная педагогика, так как напрямую связана с объектом педа-

1 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/document/420276588 (дата обращения: 19.09.2017).

© Коротаева Е. В., 2017

161

гогики в целом: воспитанием как сознательно и целенаправленно осуществляемым процессом, который обусловливает развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

И эта педагогика реализуется в особом пространстве - каникулярном периоде. Сегодня проблема организации каникулярного периода приобретает государственный масштаб, требует усиленного внимания как в программном и кадровом обеспечении, так и в обеспечении безопасности отдыха детей, удовлетворении изменяющихся и растущих потребностей детей и подростков, отвечающих вызовам времени.

Большинство самостоятельных научных областей педагогики - возрастная, дошкольная, социальная, профессиональная, инженерная и другие - принято изучать в следующей последовательности: история, теория, практика (В. П. Беспалько, М. А. Данилов, Т. А. Ильина, Ф. Ф. Королева и др.).

Дадим характеристику каникулярной педагогики с точки зрения названных составляющих, которые являются одновременно и её источниками, и составными частями.

Методология и методы исследования. История каникулярной педагогики. Данный источник каникулярной педагогики, достаточно богатый и разнообразный, связан прежде всего с пионерским летом. Начало пионерского движения относят к письму ЦК РКСМ «О детском движении» от 19.05.1922 г Само «построение», или формальное обустройство нового детского движения, было заимствовано из скаутского движения, которое включало обязательное пребывание в лагере на природе, за пределами привычного домашнего быта. Однако идеология пионерского движения заметно отличалась от скаутской.

Педагоги и общественные деятели того периода: П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. Н. Сорока-Росинский и другие - осознавали, что становление Страны Советов - за подростками и юношеством, их необходимо было взрастить именно как будущих строителей социализма. Поэтому к вопросам наполнения жизнедеятельности детей в пионерских лагерях относились достаточно серьёзно.

В 20-30-е годы прошлого века пионерские лагеря организовывались как форма классовой закалки, а также пролетарской помощи города селу, борьбы с религией, которая ещё оставалась на периферии. Ориентация на военизированный стиль жизни, заимствованная в своё время из скаутского движения, явно просматривалась в пионерских лагерях довоенного времени. Это отвечало главной идее - подготовке защитников СССР Пионеры учились стрелять (появился даже значок «Юный ворошиловский стрелок»), ловили «шпионов» и помогали армии.

Вот как описывает пионерский лагерь посёлка Кын А. Карякин: «В лагере поселка Кын я отдыхал дважды, в 1935 и 1936 годах. Жизнь для нас была интересной: проводились военные игры, эстафеты, экскурсии на утёсы по р. Чусо-вой. Линейка проходила на небольшой площадке, но видно было всех - 8 отрядов по 20 человек. Все мероприятия проходили под звуки детского духового оркестра. Запомнился стрелковый кружок (инструктором был Г П. Никитин)...»1

С конца 30-х годов ведущей идеей воспитательной работы в лагере стала идея подготовки к защите Родины, помощь фронту, борьба с фашизмом.

Информации о следующем десятилетии в истории каникулярной педагогики немного. Однако имеются упоминания о сохранении таких форм организации детей. «Артек» был эвакуирован на Алтай. Даже в блокадном Ленинграде в 1943 году смогли вывезти на лето в пионерские лагеря, дачи и военные лагеря 55 тысяч детей и подростков, воспитанников детских домов.

И в послевоенное время эхо войны давало о себе знать, особенно в тех местах, где проходили военные действия. Но всё же пионерские каникулы как форма летнего отдыха и оздоровления детей начали возрождаться.

В 1950-1960-е годы ХХ века количество пионерских лагерей продолжало расти, укреплялась их материальная база, более стабильным становился распорядок смен. И достаточно бдительно относились к воспитательной работе в период летних каникул.

Характерной особенностью того времени стала «руководящая роль коммунистической партии» во всех областях жизни страны. Это чётко прослеживалось и в регламентации жизнедеятельности пионерских лагерей. Такая направленность на идейно-политическую работу (термин того времени) была обусловлена несколькими факторами: прежде всего, СССР в то время находился в непростых условиях холодной войны с «империалистическими странами», и мысль о готовности отстоять светлые идеалы коммунизма была более чем актуальной. Кроме того, сами пионерские лагеря организовывались не самостийно, а на базе крупных промышленных предприятий, которые, в свою очередь, выполняя указы коммунистической партии об организации отдыха пионеров в летний период, решали тем самым задачи подготовки собственных будущих кадров - рабочих, служащих, инженеров и др.

Однако следующий период 60-80-х годов в истории каникулярной педагогики отмечен созданием альтернативных форм лагерных детских организаций, ориентированных на развитие

1 Канова Л. А. Из истории создания пионерского движения в городе Лысьве: 1920-1950-е годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.enc.lysva.ru/18/18-3.pdf (дата обращения: 05.09.2017).

индивидуальности, личности ребёнка. Н. А. Кур-чанова отмечает, что в эти годы стали возникать авторские клубы и летние лагеря энтузиастов: «Искатель» Е. Волкова (г. Тула), «Каравелла» Вл. Крапивина (г Свердловск), «Синегория» О. Газмана (г. Новосибирск), лагерь им. К. За-слонова, С. Шмакова (г. Новосибирск) и др. [6].

Период 90-х годов прошлого века стал кризисным для системы дополнительного образования, к которой относились и пионерские лагеря. В ряде областей детские оздоровительные лагеря практически перестали существовать, одни закрылись как нерентабельные, другие изменили профиль деятельности - с детской аудитории на взрослую, третьи стали «автономными», т. е. негосударственными, и т. д.

Так закончилась целая эпоха, связанная с пионерским летом советской эпохи.

Сегодня, в XXI веке каникулярная педагогика стала совсем иной: изменилось не только название пионерских лагерей, но и во многом -сама философия летних каникул, отношение к ребёнку, подростку, методика работы с ним и т. д.

Практика каникулярной педагогики. Как это бывает на начальном периоде развития той или другой области наук, на данный период развития педагогики летних каникул её практика заметно опережает теоретическую базу. Что закономерно: В. В. Краевский подчёркивал, что в педагогической науке как системе «главный, исходный элемент» составляет «сама педагогическая практика, или практическая педагогическая деятельность» [5, с. 46].

По типологии Д. А. Гусева, В. Н. Белова [2, с. 33], ранее «оздоровительно-воспитательное» направление было главным в жизнедеятельности пионерского лагеря, тогда как современное многообразие направлений работы можно смело обозначить как «полифункциональное». В этом сфокусирована, собственно, главная цель организованного отдыха детей в период каникул: создать условия для непрерывного развития детей, формирования их потребности отдыхать с пользой для себя и социума.

Конечно же, приоритетным направлением в современной практике летних каникул была и остаётся идея здоровьесбережния детей. Само название загородных лагерей содержит определение «оздоровительные» - детский оздоровительный лагерь (ДОЛ). Следовательно, курс на укрепление детского здоровья должен быть заложен уже в комплексной программе работы лагеря: воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, его сохранение и укрепление; обучение детей основам здорового образа жизни, выявление и развитие задатков к различным видам спорта; формирование и совершенствование двигательных навыков; закаливание организма; содействие физическому развитию; профилактика наиболее распространённых заболеваний и т. д.

Не менее важна и познавательная составляющая «философии смены», которая должна на достаточно короткий срок объединить таких разных детей и подростков, включить их в увлекательный процесс узнавания и принятия окружающего мира.

Наиболее популярный в последнее время вариант составления познавательно-содержательной основы каникулярного времени - обращение к «тренду года».

Так, 2014 год прошёл под знаком Года культуры. Это широкое по содержанию направление включает самые разнообразные культурно-массовые мероприятия: концерты, вечера песни, конкурсы талантов, танцевальные марафоны, конкурсы изобретений, интеллектуальные и творческие викторины, литературные гостиные, фестиваль этнических культур, карнавалы, ярмарки, битвы хоров, работу студий и кружков («академия творчества») и многое другое [4; 7; 10 и др.].

Следующий, 2015 год, был посвящён литературе. И в программах ДОЛ появились Дни литературы, литературные фестивали, литературно-музыкальные гостиные, день открытых дверей в избе-читальне, конкурс музыкально-литературных композиций, литературно-познавательное шоу «Мы все живём, чтобы оставить след», литературный калейдоскоп «Русский язык - язык мира и дружбы». Соответственно, в процессе подготовки подобных мероприятий воспитателям и вожатым приходится обращаться к соответствующим трудам учёных, педагогов [4; 7-10 и др.].

Годом российского кино был объявлен 2016 год, породивший множество необычных, творческих находок для познавательных программ в период детского оздоровительного отдыха. Кроме уже ставших привычными коллективных просмотров фильмов (особенно созданных на киностудии «Мосфильм»), в лагерях были запланированы и проведены викторины «Крылатые кинофразы», «Фильм, фильм, фильм»; конкурсы стенгазет, посвященных кино, коллажей «Мой киногерой», курсы актёрского мастерства, школы сценического движения, состязание «Великий немой», встречи с реальными режиссёрами, вебинары с представителями отечественного кинематографа, кинофорумы и т. д.

Но всё же лето привычно ассоциируется с отдыхом. В словаре русского языка отдых определяется как перерыв в занятиях, в работе для восстановления физических и умственных сил. И. М. Сеченов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. П. Павлов и другие учёные всегда настаивали на том, что именно оптимальное чередование умственного и физического труда, т. е. смена видов деятельности, и составляет суть полноценного, активного отдыха.

Туризм как вид активного отдыха становится всё более популярным. В туристических пала-

точных лагерях создаются условия для развития и укрепления физической формы, ловкости, выносливости. Помимо этого можно научиться любить и понимать природу, чувствовать прекрасное, восстановить эмоциональную гармонию и равновесие. Организаторы такого отдыха придумывают самые разнообразные программы, чтобы сделать его не только физически полезным, но и эмоционально насыщенным. Устроители познавательного туризма для детей видят свою задачу в том, чтобы ребёнок, вернувшийся домой, сказал: «Я это видел, я это знаю. И я умею!».

Как мы видим, практика каникулярной педагогики отличается большим разнообразием подходов, форм, содержания. Но это разнообразие нуждается в определённой систематизации, упорядочивании, что поможет осмыслению накопленного опыта и его диссеминации.

К вопросу о теоретической базе каникулярной педагогики подводит нас следующее.

Теория каникулярной педагогики на данный момент несколько запаздывает. И такое положение закономерно, поскольку на сбор информации, её обобщение, систематизацию, подведение теоретических положений, выявление перспективных тенденций и т. д. всегда требуется время. Однако потребность в теории, которая бы свела в единое целое самые различные каникулярные тренды, обосновала на научном уровне разнообразные связи данной области с другими сферами, уточнила особенности психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в период каникул, обозначила острые проблемы, связанные с безопасностью организации отдыха детей и подростков, - крайне высока.

Справедливости ради, нужно отметить, что вышеназванные проблемы так или иначе освещаются в статьях (А. Б. Вифлеемский, И. Г. До-ценко, Г. С. Суховейко, И. И. Фришман, С. В. Те-терский, и др.); учебных пособиях (Л. В. Бай-бородова, М. И. Рожков [1], В. А. Волгунов, О. В. Жук, К. В. Лавринович, И. Ю. Исаева [3], Е. В. Коротаева [4], Т. Ю. Осипова и др.); диссертационных исследованиях, сборниках нормативно-методических материалов.

Одно только «понятийное поле», призванное обозначить направленность организации пребывания ребёнка в лагере, включает более полусотни названий: дневное пребывание детей, лагерь с круглосуточным пребыванием детей, круглогодичный лагерь, летний лагерь, палаточный, авторский лагерь; профильный, тематический, загородный, оздоровительный, лагерь отдыха, военно-полевой, молодёжный, всероссийский, пришкольный детский лагерь, туристский, экологический, гражданско-патрио-тический лагерь, спортивно-оздоровительный лагерь, образовательный лагерь, оборонно-спортивный лагерь, лагерь труда и отдыха и т. д. [2, с. 36].

Также учёные и практики стремятся выделить особенности каникулярного времени, что помогло бы более точно увидеть сильные стороны летних (и других) каникул, а также «зоны риска»:

- смена образа жизни: иные нормы проживания, круг общения, содержательная наполняемость деятельности, досуга и т. д.;

- динамичность жизнедеятельности: плотность событий в достаточно краткий временной отрезок, разнообразие видов деятельности для самореализации, преобладание соревновательной направленности, креативная атмосфера и т. д.;

- влияние природных факторов: оздоровительный потенциал природно-климатических факторов, их эстетическая привлекательность, возможность непосредственного контакта с растительным и животным миром и др.;

- интенсивность в коммуникации: продолжительность общения весь период активного времени суток, новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, совместное планирование деятельности, общая ответственность и т. п.;

- эмоционально-насыщенный фон: своеобразие кратковременного детского коллектива, связанное с непредсказуемостью состава, вариативностью ожиданий от отдыха, необходимостью принятия и включения в новый образ жизни и др.;

- постижение ценностных аспектов досуга и отдыха: новые - активные и созерцательные -формы времяпровождения, интерес к познанию нового, добровольность участия в событиях лагеря, готовность соподчинять свои мотивы с мотивами окружающих людей и т. д.

Таким образом, определённая работа в плане теоретических положений и подходов в этой области ведётся.

Однако научно-методической энциклопедии (понимаемой как научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированную информацию по различным областям знаний и практической деятельности) по каникулярной педагогике пока еще не создано.

Результаты исследования и их обсуждение. Итак, каникулярная педагогика. С богатой историей, не менее богатой практикой и. необходимостью формирования теоретической базы, которая связала бы все три источника и три составные части - историю, теорию, практику - в единое целое. При этом не ради «чистой науки», но для понимания современного состояния этой области и определения перспективных путей её развития в ближайшем и отдалённом будущем.

Педагоги, которые занимаются организацией занятости детей в период каникул, знают, что ребёнок в лагере должен быть субъектом, активным, инициативным, творчески участвующим в окружающих обстоятельствах. Следовательно,

вопросы, связанные с нравственным становлением, духовным развитием, гражданским воспитанием, самопознанием, остаются той областью, в которой всегда будет значимо чуткое руководство, поддержка и сопровождение со стороны взрослых.

Поэтому необходимость обращения к этой области педагогики и её реновация обусловлены современной социокультурной ситуацией.

Выводы. Каникулярная педагогика складывается в самостоятельную научную область общей педагогики. На данный момент идёт поиск оптимального названия: кроме каникулярной, встречается и педагогика свободного времени, и досуговая педагогика, и рекреационная педагогика. Но в последних названиях упор сделан именно на отдыхе. В то время как каникулярная педагогика охватывает такие направления, как здоровьесбережение, познавательная деятельность и разнообразный отдых для детей - активный, созерцательный, образовательный.

Три источника и три составные части каникулярной педагогики - это история создания и развития «пионерского лета», теория: психологические, педагогические, социальные положения, обосновывающие сущность, цели, задачи, содержание, формы, а также перспективы развития этой области педагогики, практика, которая достаточно сильно отличается от того, что было в пионерском лете, с новыми направле-

ниями («Инженерика», «Академия творчества», «Летняя школа успеха», тематические смены «Профсоюз» и др.). А в содержательном аспекте триаду составляют три основных бренда: здоровье, познание, отдых.

Для педагогики летних каникул XXI века по сравнению с педагогикой прошлого века характерны качественные изменения позиций субъектов, включённых в летнюю кампанию: от однонаправленной, идеологически закреплённой, к открытой, вариативной, разнообразной позиции, основанной на принятии, поддержке и сопровождении.

Более чем актуальными для каникулярной педагогики являются вопросы безопасности, материального оснащения, качественного программного содержания, нормативно-правовой базы, а также создание теоретических положений, опирающихся на достижения возрастной педагогики и психологии, теории воспитания, социальной психологии, интегрирующих наработки названных наук, необходимые для работы с индивидом и коллективом в процессе воспитания, социализации, образования.

В итоге каникулярная педагогика сегодня -это активно развиваемая и при этом интенсивно развивающаяся область, безусловно, востребованная, педагогически и социально значимая, способная обогатить образовательную теорию и практику.

Список литературы

1. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. Ярославль: Академия развития, 2003. 256 с.

2. Гусев Д. А., Белов В. Н. Производственная практика (педагогическая практика в загородных оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей). Арзамасский филиал ННГУ. 2014. 80 с.

3. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика М.: Флинта: МПСИ, 2010. 200 с.

4. Коротаева Е. В. Летняя оздоровительная кампания в Свердловской области: от традиций к современной системе. Екатеринбург: Новый стандарт, 2016. 104 с.

5. Краевский В. В. Методология педагогики. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с.

6. Курчанова Н. А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. М., 2006. 173 с.

7. Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых. Актуальные проблемы летней оздоровительной кампании для детей и подростков: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 4 апр. 2017 г.). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2017. 240 с.

8. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2010. № 6. С. 30-39.

9. Шмаков С. А. Учимся, играя... М.: ЦГЛ, 2004. 128 с.

10. Юриков А. А. Летний лагерь - это всегда встреча с прекрасным // Народное образование. 2013. № 3. С. 182-185.

Статья поступила в редакцию 22.09.2017; принята к публикации 10.10.2017.

Библиографическое описание статьи

Коротаева Е. В. Каникулярная педагогика: три источника и три составные части // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 161-166. DOI: 10.21209/23088796-2017-12-6-161-166.

y^eHbie 3anwcKM 3a6ry. 2017. TOM 12, № 6

Еvgenya V. Korotaeva,

Doctor of Pedagogy, Professor, Ural State Pedagogical University (26 Kosmonavtovpr, Yekaterinburg, 620017, Russia), e-mail: [email protected]

Pedagogy of Summer Holidays: Three Sources and Three Components

Dynamic modernization of the Russian education system stimulates the search for an experimental verification of new psychological, pedagogical, cultural, social and other approaches to teaching. Pedagogy of summer holidays is a high-demand, though an underresearched area of studies. Pedagogy of summer holidays has the potential of becoming a special resource in the modernization process of the Russian education aimed at improving children's and adolescents' health care and leisure time, implementing ideas of availability, continuity and innovativeness of education during the vacation period. Therefore, it is of great importance to accumulate and expand the experience in this area, while determining the actual directions for further development of this sphere, including healthcare, education, employment, leisure time, and vocational guidance of children and teenagers during summer holidays. In order to do so we need to refer to pedagogy of summer holidays as part of the pedagogical science, preserving its history, studying its modern practice, and developing its interdisciplinary theory. Therefore, this article covers "three sources and three components" of summer holidays pedagogy - history, theory, and practice. Currently the theory of summer holidays pedagogy is the least researched aspect, while the need for a theoretical basis that would link all three sources and three component parts into a single whole is extremely high. This article serves not only for the sake of science itself, but for understanding the current state of summer holidays pedagogy and determining promising ways for its near and distant future development.

Keywords: pedagogy of summer holidays as a field of pedagogical science, history, theory, practice

References

1. Baiborodova L. V., Rozhkov M. I. Vospitatel'naya rabota v detskom zagorodnom lagere. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2003. 256 s.

2. Gusev D. A., Belov V. N. Proizvodstvennaya praktika (pedagogicheskaya praktika v zagorodnykh ozdorovitel'nykh lageryakh i lageryakh s dnevnym prebyvaniem detei). Arzamasskii filial NNGU. 2014. 80 s.

3. Isaeva I. Yu. Dosugovaya pedagogika M.: Flinta: MPSI, 2010. 200 s.

4. Korotaeva E. V. Letnyaya ozdorovitel'naya kampaniya v Sverdlovskoi oblasti: ot traditsii k sovremennoi sisteme. Ekaterinburg: Novyi standart, 2016. 104 s.

5. Kraevskii V. V. Metodologiya pedagogiki. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta, 2001. 244 s.

6. Kurchanova N. A. Realizatsiya vospitatel'nogo potentsiala detskogo ozdorovitel'nogo lagerya kak otkrytoi pedagogicheskoi sistemy: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.05. M., 2006. 173 s.

7. Ural'skie kanikuly. Zdorov'e. Poznanie. Otdykh. Aktual'nye problemy letnei ozdorovitel'noi kampanii dlya detei i podrostkov: sb. materialov mezhregion. nauch.-prakt. konf. (g. Ekaterinburg, 4 apr. 2017 g.). Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2017. 240 s.

8. Cherepanova L. V. Vedushchie podkhody sovremennoi paradigmy obucheniya russkomu rodnomu yazyku // Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Professional'noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya. 2010. № 6. S. 30-39.

9. Shmakov S. A. Uchimsya, igraya... M.: TsGL, 2004. 128 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Yurikov A. A. Letnii lager' - eto vsegda vstrecha s prekrasnym // Narodnoe obrazovanie. 2013. № 3. S. 182-185.

Received: September 22, 2017; accepted for publication: October 10, 2017

Reference to the article

Korotaeva E. V. Pedagogy of Summer Holidays: Three Sources and Three Components // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Professional Education, Theory and Methodology of Teaching. 2017. Vol. 12, No. 6. PP. 161-166. DOI: 10.21209/2308-8796-2017-12-6-161-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.