Научная статья на тему 'Аназиз социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей'

Аназиз социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ / КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ / ПЕДАГОГИКА КАНИКУЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / CHILDREN'S ORGANIZATIONS / CHILDREN'S CAMPUS / THE FUNCTIONING OF CHILDREN'S CAMPUS / 'VACATION TIME' PEDAGOGICS / SUMMER RECREATIONAL CAMPUS / VACATION TIME / ORGANISATION OF LEISURE AND RECREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волгунов В. А.

В статье представлены материалы исследования, раскрывающего особенности и социально-педагогические проблемы жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря в ретроспективе организации отдыха и занятости детей и с учетом ее современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FUNCTIONING OF CHILDREN'S SUMMER CAMPUSES. SOCIOPEDAGOGICAL ANALYSIS

The article represents material of the study of various features and sociopedagogical aspects of the functioning of children's recreational summer campuses. The given work deals with both retrospective study analysis of the children's recreation and activities and the current state of the problems discussed.

Текст научной работы на тему «Аназиз социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей»

всех включенных в квалификационную характеристику компетенций в объеме, адекватном требованиям к специалисту, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми из антисоциальных семей. Поэтому теоретический курс находит свое логическое продолжение на различных видах практики.

Практический этап направлен на приобретение самостоятельного опыта организации и проведения работы с детьми из антисоциальных семей. Данный вид деятельности выражается в подготовке презентаций, проведении различных семинаров, в выборе места и содержании практики, привлечении студентов к научно-исследовательской работы. Деятельность практического этапа проходит на третьем и четвертом курсах. Так как педагогическая деятельность в условиях общеобразовательной школы во время прохождения различных видов практики является сложной научно-практической проблемой, различные ее аспекты становятся предметом научноисследовательской деятельности студентов, разработками на уровне курсовых и выпускных квалификационных работ, исследовательскими темами для студенческих научно-практических конференций. Выполняя такие задания как составление индивидуального плана работы с детьми из антисоциальных семей, составление психолого-педагогической характеристики учащегося, составление карты антисоциальной семьи учащегося, проведение учебных занятий в классе где есть дети из антисоциальных семей, методическая разработка и проведение внеклассных мероприятий, ведение дневника педагогических наблюдений студенты получают возможность практиче-

ски применять знания , полученные на теоретическом этапе и совершенствовать свои педагогические компетенции и личностные качества.

На оценочно-результативном этапе при помощи методов диагностики измеряется уровень сформированности каждого компонента готовности и выявляется их динамика.

Соответственно, содержание образования, реализуемое в системе подготовки будущих учителей начальных классов к педагогической деятельности с детьми из антисоциальных семей, должно представлять собой совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков необходимых для формирования выделенных нами профессиональных компетенций и качеств личности, профессионального опыта использования данных компетенций и проявления и развития качеств личности.

Эффективность формирования готовности педагога к работе с детьми из антисоциальных семей обусловлена реализацией в образовательном процессе педагогического колледжа модели формирования названной готовности.

По нашему убеждению, готовность будущего учителя начальных классов к педагогической деятельности с детьми из антисоциальных семей, представленная одновременно через необходимые профессиональные компетенции и профессионально важные для этой деятельности качества личности, является достаточно конструктивным понятием для целепола-гания при организации педагогической системы и управления ею.

Библиографический список

1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 5 мая 2006 [иЯЬ]: http://www.eidos.ru/iournal/2006/0505.htm

3. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1988.

4. Шипилина, Л.А. Мотивационное управление в образовательных системах: учебное пособие / Л.А. Шипилина, В.В. Шипилина. - Омск: Изд-во ОМГПУ, 2001.

5. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009.

6. Ягнюк, К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. - 01.03.2003 [ИЯЬ]: http://psvioumal.ru/i3p/pap.php?id=20030107.

7. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.

8. Петровский, А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. - 1981 - № 1.

9. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1985.

10. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000.

Статья поступила в редакцию 13.03.10

УДК 329.051.4

В.А. Волгунов, канд. пед. наук, доц. АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: arz65@mail.ru

АНАЗИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ЗАГОРОДНЫХ ЛАГЕРЕЙ

В статье представлены материалы исследования, раскрывающего особенности и социально-педагогические проблемы жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря в ретроспективе организации отдыха и занятости детей и с учетом ее современности.

Ключевые слова: детское движение, детский лагерь, летний оздоровительный лагерь, жизнедеятельность детского лагеря, каникулярное время, педагогика каникул, организация досуга и оздоровления детей.

В отечественной системе работы с подрастающим поколением особая роль отводится организации отдыха, оздоровления и досуга детей и подростков. Восприняв передовые педагогические ориентиры мирового опыта организации детского движения: идеи гармоничного соединения с природой, романтики и практической направленности скаутских лагерей, сочетания коллективистских начал и бережного отношения к личности каждого подростка и др., отечественная педагогика каникул сохраняет и развивает свои традиции, рожденные в опыте лучших загородных оздоровительных лагерей России.

Большинство исследователей (З.А. Барышникова, Г.М. Буданова, Ю.В. Бураков, К.Н. Волков, Л.Е. Жданова, С.А. Шмаков и др.), анализируя сущность понятия “лагерь”, обра-

щают внимание на его типичные черты, выделяют существенные свойства и воспитательные возможности как воспитательной организации, в которой решаются достаточно серьезные проблемы социализации современных подростков и юношей.

К таким характеристикам лагеря можно отнести: преемственность между воспитательными системами школы и лагеря; массовая форма организации летнего отдыха детей, позволяющая эффективно организовать каникулярное время; система воспитания и дополнительного образования школьников во внеурочное время и др.

Большинство из них уже вписывались в важнейшие документы по руководству деятельностью лагеря, были апроби-

рованы и подтверждены практической деятельностью. Это позволяет сегодня считать, что детский оздоровительный лагерь выполняет ряд существенных функций, направленных на достижение определенных государственных, педагогических, психологических целей.

Современный детский оздоровительный лагерь можно понимать как своеобразный институт детства, государственный, корпоративный или частный он естественным образом ориентирован на развитие настоящего и будущего общества. Лагерь как чрезвычайно эмоциональная среда способен дать очень сильные импульсы, важные для будущего в целом, так как показывает детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности. По большому счету лучшие лагеря, считает С. Шмаков, - это прообразы жизни детей в новом столетии [1, с. 70], поскольку позволяют каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя и развить умение жить среди людей, научиться гражданственности.

Главную задачу оздоровительного лагеря обычно формулируют так: создание условий для укрепления здоровья детей, развитие их гигиенической и физической культуры; реализация лечебно-оздоровительных и профилактических, спортивных, культурно-досуговых программ.

Первый частный независимый лагерь организовал в 1876 г. Dr. Joseph Rothrock, практикующий врач поселения Wilkes-Barre, штат Пенсильвания. Этот лагерь ставил своей целью оздоровление детей, и поэтому там делался акцент на физической форме и здоровье; этот лагерь не просуществовал долго. В 1880 году Ernest Balch'om был организован на озере Asquam, штат Новый Гемпшир, лагерь для мальчиков от двенадцати до шестнадцати лет Camp Chocorua. Лагерь продолжал функционировать в течение восьми лет, его деятельность была сконцентрирована на спортивных мероприятиях и повседневных обязанностях [2, с. 7-8].

С конца позапрошлого столетия лагеря становятся массовой формой оздоровления детей, где решались и другие проблемы: распределение повседневных обязанностей, приготовление пищи, уборка помещения и др. Вместе с тем в жизнь лагеря активно внедрялись духовные компоненты воспитания: утренние и вечерние молитвы, задушевные беседы, чтение Библии и т.д. С 1902 года стали организовывать лагеря для девочек. Если в лагерях для мальчиков особое внимание уделялось преодолению трудностей жизни на природе, то в лагерях для девочек уделялось внимание водным видам спорта, походам, формам творчества и чтению Библии.

Для этого периода характерно активное лагерное движение под эгидой различных организаций, например, создание таких лагерей, как Лагерь Чистого Воздуха, Лагерь для молодых христианок, Лагерная жизнь и др. Возникали дома на выселках, при которых были организованы лагеря, связанные с их городскими центрами (Бостон, Питтсбург, Нью-Йорк, Чикаго), открывались лагеря для детей - калек. Возникали молодежные национальные лагеря, у которых были свои программы: Герлскауты, Бойскауты, Костер на привале и др.

Исследователи справедливо полагают, что в период своего зарождения лагерное движение в основном сосредотачивало свое внимание на здоровье городской молодежи, вывозя ее в здоровую сельскую местность и предоставляя программу оздоровления. Оздоровительная составляющая жизни в современном лагере - это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, гигиенические навыки и правильный образ жизни (в том числе антиалкогольный и антинаркотиче-ский).

В системе организованного отдыха действует принцип преемственности в воспитании. Его реализация выполняет компенсаторную функцию по отношению к школе, позволяя детям отдохнуть, снять физическую и психологическую перегрузку, обогатиться опытом, проверить, применить и получить новые, окрашенные игрой, романтикой знания и умения

в различной практической коллективной работе. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, балансирует его мышление и эмоции.

Система организованного отдыха для подростка благоприятна тем, что в ней взаимодействуют медицинские и педагогические, социальные и индивидуальные связи. Анализ педагогической литературы показывает, что и зарубежные, и отечественные педагоги едины в понимании основного предназначения современных детских оздоровительных лагерей. Так, исследователи лагерного движения Америки А. и Б. Болл, считают, что лагерь должен дать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение [2, с. 24].

В отечественной педагогической литературе главное предназначение организованного отдыха детей и подростков анализируется в связи с необходимостью и возможностью видят создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе [3, с. 6].

Не случайно, уже к двадцатым годам прошлого столетия, деятельность лагерей становится более содержательной. Сильный акцент был сделан на воспитании характера, духовном развитии, приобщении к социальным навыкам. Во многих лагерях в программу обучения стали включаться естественные науки. Необходимой потребностью становится обучение персонала, лагерная жизнь становится все более структурированной.

В Российской практике развития детского лагерного движения, специально принятыми постановлениями партии “О пионерском движении”, “О работе пионерской организации” (1932 г.), “О работе среди детей в летнее время” (1937г.), “Примерный план воспитательной работы в лагере и на оздоровительной площадке” (1945 г.) определялось, что летний отдых должен быть активным, он является продолжением воспитательной работы школы.

Физическое здоровье ребенка есть лишь необходимое, но вовсе не достаточное условие здоровой личности. Оздоровительная деятельность лагерного социума направлена не столько на детский организм, сколько на психологическое и духовное здоровье молодых людей. Это позволяет сформулировать важный вывод о том, что в процессе жизнедеятельности лагеря воспитание и оздоровление выступают как две взаимосвязанные, взаимно дополняющие друг друга функции. При этом воспитательные цели вовсе не следует рассматривать как полностью подчиненные целям оздоровительным. Задача системы летнего отдыха в том, чтобы разбудить у детей живой и здоровый интерес ко всему окружающему, желание побольше узнать и проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией.

Вместе с расширением лагерного движения, начиная с начала прошлого столетия, заметен и растущий аспект на образовательные ценности жизни в лагере. Постепенно, в оздоровительные программы лагерей стали включаться такие предметы, как изящные искусства и ремесла, музыка и танцы. Это стало происходить, прежде всего, благодаря влиянию философии прогрессивного образовательного движения.

В послевоенный период существенно увеличивается количество лагерей, которые включают в свою деятельность наряду с оздоровительными и образовательные программы: “Мир музыки и красок”, “Шахматы”, “Уроки эстетики”, “История родного края”, “Урал в сказаниях, легендах и песнях”, “История Уральского казачества”, “Познай самого себя”, “Твое здоровье” и др.

Воспитательный потенциал данных программ реализуется не только внутри лагерей. Причем оздоровительные и образовательные программы взаимосвязаны, им присущи глубокие организационные структуры, многообразие оздоро-

вительных и образовательных программ, разноуровневые связи с социокультурной средой.

Работа по программам приводит к изменению нормативно-правового статуса лагеря, усиливает преобразовательные инновационные процессы, стимулирует возникновение новых типов лагерей. Заметно при этом активизируется взаимодействие с семьей, конкурентоспособность среди лагерей различных типов, усиливается внимание к защите прав ребенка, индивидуальной работе с ослабленными и здоровыми детьми. Расширяется в лагерях сфера образовательных, культурно-досуговых и оздоровительных услуг. Вместе с тем, создаются новые условия для реализации названых программ, для творческой деятельности, как детей, так и педагогов, что, несомненно, требует демократизации и гуманизации отношений.

Эффективность реализации оздоровительных и образовательных программ в условиях современных детских лагерей приводит к пониманию нового осмысления их сущности. Потенциал дополнительного образования велик: в социальном плане - это усиление стартовых возможностей завтрашних выпускников на рынке труда и профессионального образования, содействие определению их жизненных планов; в культурном плане - это возможность расширения сферы общения личности с ценностями, накопленными человечеством; в педагогическом плане - это выполнение двух основных функций: создание широкого общекультурного, эмоционально значимого для ребенка фона усвоения основного образования и предметная ориентация ребенка в базисных видах деятельности с учетом его склонностей и интересов, т.е. обеспечение реальной возможности выбора индивидуального образовательного пути.

Дополнительное образование - это именно та область, где ребенок имеет возможность развивать свои желания и способности самостоятельно, приобретать новые познания. Оно непременно должно присутствовать в системе летнего отдыха детей и подростков. Ведь эта система, вообще говоря, не есть какая-то искусственная среда, она, прежде всего, неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребёнком самым непосредственным, естественным образом.

Вхождение образовательного компонента в деятельность детского лагеря обусловлено рядом причин, первая из которых связана с нормативными документами. Детский лагерь представляет собой особый тип учреждения дополнительного образования, и реализация данных функций способствует развитию ребенка. Летний лагерь, центр, турбаза, спортплощадка, детский клуб, поэтому рассматриваются не только как временное местонахождение ребенка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит свое свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям. Ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребенка, после него он и на год, и на класс старше и взрослее.

По мнению Е. Рыбинского, образовательной основой могут стать истинные духовно-нравственные и культурноисторические народные традиции в контексте многослойного восприятия мира и конкретных повседневных дел оздоровительного отдыха детей [3, с. 6].

Исследователи считают, что для естественного включения познавательно-образовательных занятий в систему дел

Библиографический список

отряда или всего коллектива, целесообразно использовать полученные ребятами знания при проведении различных творческих дел: научно-исследовательской экспедиции,

пресс-конференции, устного журнала т.п. [4, с. 30]. Исходя из данных предпосылок, современные педагогические коллективы разрабатывают концепции образовательного компонента в условиях детского лагеря.

Образовательные концепции предполагают преодолеть имеющиеся в учебном процессе школы негативные явления: нежелание учиться, познавать отдельные предметы, отрицательное отношение к некоторым педагогам и т.п., преодолеть отставание от возрастных потребностей подростков в активных формах познавательной деятельности (коллективные, игровые), в разнообразных самостоятельных и достаточно сложных видах работ (поиск, наблюдение, конструирование, проектирование, моделирование и т.д.), в материальном воплощении результатов деятельности (выполнение практических заданий), в диалоге (информационном, научном и др.). Образовательные концепции также учитывают создание определенного эмоционального, психологического, интеллектуального фона для общения друг с другом и педагогами. Формы познания должны быть привлекательными, соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны и ситуацию успеха.

Важно также отметить, что, как показывают специальные исследования, изучение способов оформления детьми творческих работ, использование различных цветовых сочетаний, целенаправленное наблюдение за изготовлением игрушек, кукол приводят к заключению о том, что таким путем можно диагностировать тревожные, конфликтные и даже стрессовые ситуации [2, с. 186].

Более того, специальным образом организованная образовательная деятельность детей эффективно способствует снятию страха, зажатости, тревожности, агрессивности детей. Например, имеются все основания полагать, что занятия народным творчеством явно имеют терапевтический эффект: работая с красками, с произведениями русского устного творчества, с картинами, ребенок приобретает реальный опыт психической саморегуляции.

Не случайно, лучшие отечественные детские оздоровительные центры твердо встали на путь органичного соединения различных видов досуга и оздоровления детей с формами образовательной деятельности. Разумеется, сказанное выше ни в коей мере не означает возложение на детский оздоровительный центр функций образовательных учреждений.

Ошибочно также полагать, что образовательная деятельность детского оздоровительного центра должна быть подчинена полностью задачам оздоровления или воспитания детей. Она имеет и свою собственную значимость, занимает особое место в системе ценностей ребенка и подростка.

Сказанное выше позволяет нам сформулировать вывод о том, что оздоровительная, воспитательная и образовательная деятельность детского лагеря - суть три взаимосвязанных, взаимно обуславливающих начала лагерной жизни, ее триединая основа. Современный детский оздоровительный лагерь должен синтезировать оздоровительную, воспитательную, и образовательную среду в целостный социум, подчиненный задаче гуманистического развития здоровой во всех отношениях личности и отвечающий требованиям общественного заказа на подрастающее поколение. Качество такого синтеза будет определять эффективность работы лагеря.

1. Буданова, Г. Летняя страна детства // Народное образование. - 2001. - № 2.

2. Шмаков, С.А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. - 2000. - № 4-5.

3. Рыбинский, Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование. - 2000. - № 4-5.

4. Болл, А. и Б. Основы лагерного менеджмента: учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений. - СПб., 1994.

Статья поступила в редакцию 09.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.